Проблемы взаимоотношений государства и бизнеса

Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации

Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и бизнеса

Развитие политических отношений государства и бизнеса

1.2 Формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и власти в современной России и бизнеса в современной России

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности.

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и проблемы их развития.

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса.

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации.

Актуальность темы исследования.

Историческое развитие сформировало относительно устойчивые и довольно разнообразные типы отношений между государством и бизнесом. В настоящее время проблемы взаимоотношений государства и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах, бизнес по праву превратился в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов государства и бизнеса в современной России.

В свою очередь, успешное представительство интересов бизнеса во власти требует детального исследования процессов принятия решений на всех стадиях политического процесса в стране, происходящего в многоуровневой системе государственной власти при сильной конкуренции между различными представителями интересов. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти отмечается усиление роли политических факторов, а государство во взаимоотношениях с бизнесом постепенно становится доминирующим. В тоже время механизмы государственного корпоративизма описывают отношения, когда власть не только сама выбирает те организации и группы, которые должны представлять интересы бизнеса во взаимодействии с ней, но и контролирует в определенной степени «артикуляцию их требований». [13; с.94]

Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Эту тенденцию уже давно отмечают как учёные, так и аналитики. Однако единого понимания до сих пор нет. Частично предлагается рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти в контексте динамики взаимоотношений правящих элит. Другой стороной этого подобных исследований выступает анализ взаимодействий конкретных сил и лидеров на уровне органов государственной власти. Часть исследований обращается к обзору особенностей понятия «российской олигархии». Все эти исследования лишь частично затрагивают проблему взаимоотношения бизнеса и власти, не показывая полной картины.

В этой связи проблема построения адекватной теоретической модели взаимоотношения бизнес-структур и органов государственной власти с учётом специфики российского политического дискурса могла бы заполнить пробелы в исследованиях российской олигархии. Попытаемся прочертить примерные теоретические контуры этого процесса. Таким образом, целью данной работы можно назвать выделение конъюнктурных особенностей формирования взаимоотношений бизнеса и власти в современной России. Соответственно задачей данного исследования можно назвать построение системной модели взаимоотношений бизнеса и власти.

Особенностью государственного корпоративизма в современной России можно считать значительное усиление политической роли государства во взаимоотношениях с бизнесом, поэтому в настоящее время предпринимательство наряду с государством рассматривается в качестве движущих сил развития национальной экономики, обеспечивающее экономические условия развития, повышающее благосостояние граждан и создающее новые рабочие места, что, в период мирового финансового кризиса, безусловно, является основополагающим условием для его преодоления. Опасения относительно того, что даже в промышленно-развитых странах существующие бизнес-структуры и органы государственного управления не смогут противостоять изменениям в глобальной экономике, заставляют нашу страну по-новому взглянуть на роль бизнеса и власти, а также на политические аспекты их взаимоотношений в условиях новой социально-экономической реальности. Поэтому сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения. Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения. [13; с.96]

В тоже время следует отметить, что политика «агрессивной поддержки бизнеса государством» проводимая в настоящее время в России, заключающаяся, во-первых, в упрощении процедур предоставления государством кредитов бизнес-структурам, а во-вторых, в продвижении их на внешних рынках, пока не решает главной задачи – стабильности экономического развития страны и, как следствие, социальной защищенности граждан России перед новыми вызовами и угрозами.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной специальной литературе вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами взаимоотношений власти и бизнеса, нашли отражение в работах С.П. Перегудова, Р.Ф. Туровского, В.Л. Тамбовцева, М.И. Либоракиной, А.Ю. Зудина, А.Н. Шохина, И.Н. Гавриловой. В зарубежной научной литературе вопросам взаимоотношений власти и бизнеса также уделено достаточно много внимания.

Обширен объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов, посвященных исследуемым проблемам.

Объект исследования: аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: основные политические формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса.

1. Определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

2. Проанализировать основные политические формы и модели взаимодействия государства и бизнеса в современной России.

3. Изучить формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Теоретические и методологические основания исследования. Важные теоретико-методологические ориентиры данного исследования находятся в направлениях, основными из которых являются теория и методологические принципы политического анализа, включая методы взаимодействия государственной политики и управления.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы нормативный, институциональный и сравнительно-политологический методы. При разработке понятийно-категориальных аспектов были использованы принципы политического анализа, приемы и методы системно-функционального анализа, значимого в политологическом отношении.

Источниковой базой исследования являются законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и другие программные документы, а также информация, содержащаяся в официальных документах, научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме, в материалах центральных, региональных и местных органов власти.

Научная новизна исследования. В данной работе изучены и оценены политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в условиях современного политического развития.

Дипломная работа не только дополняет и развивает существующие научные представления о предмете исследования, но и предлагает ряд новых выводов. В работе впервые выделены наиболее эффективные направления решения проблем взаимодействия бизнеса и власти в современной России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в целях обеспечения проблем становления и развития отношений государства и бизнеса, в качестве методической основы выбора задач, а также в целях приращения политологических знаний.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и бизнеса.

1.1 Развитие политических отношений государства и бизнеса в России.

Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве.

Государство является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба. Очень важна способность государства служить локомотивом для инвестиций. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает достаточно большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате соответствующая сфера производства получает дополнительный импульс к развитию. Но в этих сферах производства тоже есть работники, которые получают зарплату и также увеличивают спрос. [18; с.55]

Таким образом, выстраивается длинная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций. Государство также выступает гарантом инвестиций, вкладывая средства в экономику страны, чтобы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и отечественный, и зарубежный бизнес. Также государство берет на себя создание базы для крупных проектов. Социальные контакты интегрирует бизнес в общество. Конечным результатом этой интеграции является постепенное формирование гражданского общества. И только тогда можно будет реально говорить о процессах социального и экономического выздоровления российской нации. С другой стороны, и российский бизнес не готов консолидироваться и занять толерантную, но независимую позицию в отношении к власти. Одновременно он не готов и к конструктивным, долговременным отношениям с организованной общественностью, ограничивая их спонсорской поддержкой и благотворительностью, трактуемыми преимущественно как получение рекламных и PR-услуг.

Современные демократические отношения не могут декретироваться и насаждаться сверху. Они появляются и формируются по мере того, как народы, осознав общую взаимозависимость, учатся сами справляться с проблемами коллективной организации жизни.

В настоящий момент российский бизнес – самая активная, мобильная часть общества, наиболее четко и внятно представляющая не только собственные интересы, но и приоритеты развития страны, свою роль и возможности в этом развитии. Но его связи с институциями гражданского общества все еще очень слабы. [18; с.55-56]

works.doklad.ru

Взаимоотношения бизнеса и государства тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.01, кандидат экономических наук Стасова, Татьяна Михайловна

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Взаимоотношения бизнеса и государства»

На современном этапе человеческая цивилизация столкнулась с рядом глобальных проблем широкого спектра воздействия — экономических, политических, экологических, психологических, социальных, ставящих под угрозу дальнейшее гармоничное развитие и функционирование всех сфер жизнедеятельности человека. Существование глобальных проблем, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, климатическим изменением, увеличением числа, масштаба и глубины экономических кризисов , неконтролируемых эпидемий и т.д., и необходимость их решения оказывают влияние на государственную политику, деятельность бизнеса , а также на взаимоотношения между ними и требуют их трансформации.

Первоочередной задачей для важнейших социальных систем — бизнеса и государства — является формирование такой модели взаимоотношений, которая будет способствовать повышению жизнеспособности и эффективности функционирования экономической системы в целом.

В работе исследуется вопрос построения взаимоотношений в ракурсе приоритета морально-нравственных ценностей и ориентиров развития экономической среды. Внимание уделяется внеэкономическим аксиологическим проблемам, влияющим на качество взаимоотношений, их устойчивость, надежность, долговременность.

Большинство исследователей занимались отдельными вопросами взаимоотношений, не уделяя существенного внимания этапам их развития с точки зрения нравственности, закономерностям формирования, возможностям выхода на более качественный уровень, а также этике, как институциональной основе формирования новой парадигмы взаимоотношений. В западных и российских экономических теориях вопрос этики, как института взаимоотношений бизнеса и государства, недостаточно изучен.

Миллю, К. Поланьи , В. Рёпке, А. Риху, Ф. Фукуяме, Р.Б. Шо и др. Среди российских ученых следует выделить труды: И.И. Агаповой , JI.H. Андриановой, Д.Д. Вогель, И.В. Леонова , M.JI. Лучко, А. Неклесса, Ю.Ю. Перунина, Ф. Шамхалова, а также H.H. Думной , Г.Г. Фетисова, А.Г. Худокормова (в области проведения сравнительного системного анализа взаимоотношений по теориям западных и российских экономистов ), В.И. Вернадского, С.М. Сухоруковой, К.Э. Циолковского (в области определения принципов построения новой модели взаимоотношений). Важное значение для теоретической составляющей диссертационной работы имели исследования, посвященные теории « русского космизма », характеризующие альтернативный подход к построению взаимоотношений на всех уровнях социальной стратификации, меняющие обыденные взгляды на социальную и экологическую ответственность как главные принципы этики бизнеса.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретического представления о построении взаимоотношений между бизнесом и государством на основе этики бизнеса как института рыночных отношений, а также в формировании на этой основе прогноза и рекомендаций по их улучшению.

Основными результатами, отражающими научную новизну, являются:

1) системный подход к сравнительному анализу эволюции и закономерностей развития взаимоотношений государства и бизнеса в теориях западных и отечественных экономистов, учитывающий влияние аксиологических факторов; по-новому определены категории государства и бизнеса и взаимоотношения между ними; взгляды на проблему взаимоотношений государства и рынка разделены на холистические (с акцентом на общесистемные ценности) и нехолистические (с упором на чисто экономические, рыночные цели);

2) обоснование института этики бизнеса как основы устойчивости и долгосрочности взаимоотношений, влияющего на изменение их качественных характеристик; выявлены свойства этики бизнеса как 6 института и показано принципиальное значение его введения как в масштабе государства, так и в глобальном масштабе: абсолютные этические принципы представляются точкой поворота и изменения взаимоотношений государства и бизнеса, общества отдельной страны и человечества в целом;

3) на основе концепции « русского космизма »: — сформулировано определение ответственности бизнеса, — в экономическую теорию вводится понятие космической ответственности человека — бизнеса — государства; даны рекомендации для решения проблем экологической и социальной ответственности бизнеса, требующие немедленного разрешения через изменение парадигмы поведения участников взаимоотношений; представлено изменение качественной составляющей бизнеса как системный фактор перехода к новым взаимоотношениям посредством формирования элиты и человеческого капитала , обеспечивающих стабильность и благополучие государства; предложены ценности, принципы, цели новой модели взаимоотношений;

4) проведен междисциплинарный синтез по выбранной тематике (экономическая теория, социология, культурология) для решения вопроса повышения эффективности взаимоотношений и проблемы устойчивости рыночной общественной системы.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес для широкого круга лиц, прежде всего, для экономистов при разработке новой парадигмы взаимоотношений на основе этики бизнеса, а также философов, социологов и культурологов для формирования ценностно ориентированного поведения участников взаимоотношений, и для самих участников взаимоотношений, заинтересованных в пересмотре стратегии и направления своей деятельности с целью трансформации поведения участников рыночных взаимоотношений.

Проведенный в работе анализ изначальных принципов формирования взаимоотношений в России позволил определить их характер, ценностные 7 ориентиры, специфику формирования и разработать стратегию их дальнейшего развития и трансформации. Анализ уровня этичности в западных экономических теориях позволяет по-новому определить их ценность для России. Результаты исследования могут быть использованы в системе высшего и дополнительного образования при преподавании дисциплин « Микроэкономика », « Макроэкономика », « История экономических учений », « Этика бизнеса ».

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования докладывались в Финансовом университете на постоянно действующем научном семинаре « Новая экономика » (г. Москва, 2009, 2010, 2011гг.).

Основные методологические и научные положения, полученные в ходе исследования, используются в практической деятельности компании ООО «ДИФА-АВК», в частности, используется методика ведения бизнеса, учитывающая основные принципы этики бизнеса, позволяющая существенно увеличить прибыльность компании и снизить трансакционные издержки .

Основные выводы, полученные в ходе исследования, были использованы компанией ООО « РЕЭЛЛ » по реализации новых возможностей ведения бизнеса на основе модели нелинейного интерактивного подхода. Они способствуют выравниванию и гармонизации взаимоотношений как внутри компании, так и во внешних связях с другими стейкхолдерами , снижению транзакционных издержек контроля и юридической защиты выполнения контракта , способствуют ускорению принятия управленческих решений, направленных на повышение экономической устойчивости компании и повышения качества предоставляемых услуг ООО « РЕЭЛЛ ». Материалы диссертационного исследования используются кафедрой « Микроэкономика » Финансового университета в преподавании учебных дисциплин « Экономическая теория » и « История экономических учений ».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Стасова, Татьяна Михайловна

Выводы по первой главе:

В процессе исследования экономических теорий по проблеме взаимоотношений государства и рынка в ракурсе системного анализа были получены следующие выводы.

1. Общественная система, как и любая другая сложно организованная органическая система, является устойчивой при гармоничном взаимодействии своих внутрисистемных элементов. В экономической теории взгляды на проблему взаимоотношений государства и рынка можно разделить, с точки зрения системного подхода, на холистические (целостные), которые рассматривают экономическую сферу как вспомогательную, как часть общественной системы, ответственную за достижение материального и нематериального благосостояния, и на

93 Сисмонд де Сисмонди. Новые начала политической экономии . — М.: Соцэкгиз, 1936. С. 156-159.

59 нехолистические. Целостные взгляды теории выводят на первый план высшую надсистемную цель, объединяющую все сферы жизнедеятельности человека. При этом основными структурными элементами системы, формирующими высшую цель, являются неэкономические элементы (культура, традиции, нравы, образование), более относящиеся к духовной и социальной сферам. Высшая надсистемная цель общества определяется государством, как главным управляющим элементом системы (телеология). При холистическом подходе именно государство определяет качество взаимоотношений между элементами (качество внешней среды для элемента системы), формирование которых также обусловлено влиянием основных структурных элементов, а также с помощью постановки высшей цели определяет институциональную структуру общественной системы. Таким образом, рыночный механизм является встроенным в общественную систему для достижения высшей над системной цели (генетика).

Нехолистические подходы не рассматривают взаимоотношения государства и рынка в рамках системы общества. В основном, это теории, утверждающие принципы рыночного фундаментализма, где государство ставит основной целью системы материальное благосостояние общества, и экономическая сфера является доминирующей по отношению к другим. Такое состояние системы, с точки зрения системного подхода, является системным дисбалансом, и ведет к повышению неустойчивости связей между её элементами, что находит своё отражение в качестве внешней среды для элемента системы (возрастание трансакционных издержек), структурного дисбаланса (отсутствия основных структурных элементов). Взаимоотношения государства и рынка осуществляются в рамках прямых методов государственного регулирования и влияют на качество взаимоотношений с помощью инструментария экономической и политической сфер. При совершенствовании методов государственного регулирования экономической сферы без постановки высшей надсистемной цели, учитывающей влияние других сфер жизнедеятельности человека, система общества сталкивается с постоянными кризисными явлениями.

2. Необходимо выделить тенденцию стремления к целостному видению взаимоотношений в системе общества. Наиболее прогрессивные в этом отношении теории — социальная, историческая, школа социально-рыночного хозяйства. Взаимоотношения рынка и государства должны включать неэкономическую составляющую, исходящую из фундаментальных структурных элементов системы: этнической основы и общественного интеллекта.

3. Русская экономическая мысль изначально ориентирована в холистическом направлении, учитывающем целостность системы и взаимоотношений в ней. Государство, как её элемент, всегда играло центральную роль в системе. Главной его задачей являлась выработка высшей надсистемной цели, а задачей рынка — её достижение посредством механизма свободной торговли .

4. Система взаимоотношений в постиндустриальную эпоху* характеризовалась усиленным стремлением к холистическому видению проблем общества.

Следовательно, проблема взаимоотношений государства и рынка на сегодняшний день состоит в недооценке духовной, социальной сфер как важнейших системообразующих факторов. Несмотря на то, что холистическое направление было ведущим в теориях русских экономистов , в данный момент общественная система взаимоотношений в России испытывает те же проблемы, с которыми сталкиваются западные ученые, в теориях которых опорой являлись принципы рыночного фундаментализма94.

По результатам исследования, трансформация общественной системы для повышения уровня её устойчивости также требует, в первую очередь,

В России на современном этапе, в условиях возникновения идеологического вакуума и потери исконных традиций предпринимательства , отсутствия этических ориентиров и идеалов, особенно ярко проявились проблемы капитализма*. Происходит осознание ситуационного тупика развития, невозможности нахождения его разрешения современными средствами и силами.

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является:

1) формирование мировоззрения социума на основе высших традиционных ценностей путем трансформы воспитательно-образовательной системы;

2) осознание нравственных ценностей, как основы совершенствования человека — взаимоотношений — общества — государства;

3) переход от homo economicus к homo creatus;

4) изменение приоритетов экономических взаимоотношений в сторону нравственности поведения участников;

5) построение этической инфраструктуры взаимоотношений в бизнес -среде и на государственном уровне;

6) воспитание культуры высших морально-нравственных ценностей;

7) переход к новому масштабу ответственности — космической. (рост коррупции в высших эшелонах власти, рост преступности и суицида среди детей и молодежи, рост психических извращений, в т.ч. среди малолетних, расслоение общества, экологический и экономический кризис и т.д.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Стасова, Татьяна Михайловна, 2012 год

1. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юрист, 2002. — 190 с.

2. Андрианова Л.Н. Выступление на Общероссийском семинаре по управлению, проходившем 27 мая 2010 года в АНХ при Правительстве РФ по теме «Этика и стандарты профессионального поведения в сфере инвестиционного бизнеса ».

3. Андрианова Л.Н. Этика и профессиональные стандарты. Рабочая тетрадь №1. М.: 2006. — 85с.

4. Антонов М.Ф. Экономическое учение славянофилов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 410 с.

5. Артюхов В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы . М.: Книжный дом « ЛИБРОКОМ », 2010. — 224 с.

6. Афанасенко И.Д. Есть ли будущее у русской цивилизации? Спб: Питер, 2007. — 384 с.

7. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Магистр, 2007. -478 с.

8. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма. М.: КомКнига, 2007. — 224 с.

9. Бахтараева К.Б. Социально ответственное инвестирование на рынке ценных бумаг. Дис. к.э.наук: 08.00.10. М.: Финансовая Академия при

10. Правительстве Российской Федерации, 2009. 217с.16711.

www.dissercat.com

Как взаимодействуют бизнес и государство

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Триединство бизнес-государство-общество

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.
  • Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

    Влияние государства на бизнес

    Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

    Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

    К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

    Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.
  • Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

    Влияние бизнеса на государство

    Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

    Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

    Формы взаимодействия

    В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

    Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

    Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

    • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
    • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
    • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, выполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
    • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

    К содержанию

    Проблемы взаимодействия

    Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

    • неэффективности механизмов принятия решений;
    • коррупции;
    • отсутствия прозрачности государственных служб;
    • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
    • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
    • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.
    • Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

      Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

      Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео


      ipinform.ru