Проблемы взаимоотношений поколений близки пьесе гроза

Содержание:

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем? (ЕГЭ по литературе)

Многие произведения русской классики затрагивают проблему взаимоотношения поколений, например роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева и комедия «Горе от ума» Александро Сергеевича Грибоедова.

Тургенев в своем произведении изобразил конфликт старшего консервативного поколения и вольнодумного молодого. Основные участвующие в нем лица — это Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Первый, не скрывая отвращения к консерватизму, который идет наперекор его нигилистическим взглядам, позволяет себе резкие высказывания и даже провоцирует Павла Петровича на дуэль. Катерина из драмы Островского «Гроза», на первый взгляд, не похожа на Евгения, потому что в ней нет открытости и развязности, присущей Базарову.Она зажата в оковы Кабанихи, которая держит в страхе весь дом.Однако оба они имеют серьезные убеждения, которые впоследствии предают: Катерина очень религиозна, но предает свою веру сбросившись с обрыва из-за недоступной любви; Базаров, будучи нигилистом не религиозен, но тоже изменяет убеждениям, позволяя себе влюбиться в Одинцову:»знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. «.Вот так в, казалось бы, разных персонажах прослеживается связь.

Александр Сергеевич Грибоедов создал такого вольнодумного и передового, для своего времени, персонажа, как Александр Андреевич Чацкий.

Он, приехав из развитой Европы в Москву, оказался окружен людьми, которые, по его мнению, выглядят и ведут себя несовременно. Пытаясь исправить и оспорить это Чацкий получил сопротивление, был осмеян и уехал из Москвы:»Прочь из Москвы!Сюда я больше не ездок». Героиня Островского Катерина не была настроена против консервативности Кабанихи, однако так же как и Чацкий, мечтавший преобразить Фамусовское общество, она была не понята. Над её мечтательностью смеялась Варвара:». Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. «-, а Кабаниха, олицетворяющая старое поколение, постоянно ругалась и высмеивала её поступки:». Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. «.

Столкновение поколений было актуально для русской литературы девятнадцатого века.Данные произведения широко раскрывают читателю этот конфликт и позволяют сравнить представленные произведения с «Грозой» Островского.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Сочинение-рассуждение: «В чем заключается проблема взаимоотношений родителей и детей на мой взгляд?»

Ответы и объяснения

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.

Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.

Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.

Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.

znanija.com

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
Протест или стечение обстоятельств?

Урок по пьесе А.Н.Островского «Гроза» посвящен анализу образа Катерины. Цель урока — выяснить причины самоубийства главной героини.

Предварительный просмотр:

Урок по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Тема урока: «Протест или стечение обстоятельств?»

Цель урока: понять причины самоубийства Катерины.

  • Вступительное слово учителя. (2 мин)
  • Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Необычный женский характер и трагическая судьба привлекли внимание как читателей, так и литературных критиков. Недаром первые статьи о пьесе «Гроза» были фактически об образе Катерины. Островский как бы продолжил традицию А.С.Пушкина в создании неординарного русского женского характера. Конечно, Татьяна Ларина и Катерина – совершенно разные героини, и по социальному статусу, и по среде, в которой они сформировались, и по мировоззрению. Но общее в них – невероятная искренность и сила чувств. Как писал один из исследователей русской литературы, «женщина в русском обществе второй половины XIX века – существо одновременно и зависимое (от семьи, от быта, от традиции), и сильное, способное на решительные поступки, которые оказывают самое решительное воздействие на мир мужчин. Такова и Катерина из «Грозы». »

    Жизнь Катерины заканчивается трагически: она бросается в Волгу и погибает. Такой поступок вызвал неоднозначную оценку со стороны критиков. Добролюбов в статье «Луч…» считал Катерину «сосредоточенно-решительным образом, которому лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны и чужды». Писарев придерживается другой точки зрения. Он пишет: «Самоубийство Катерины вызвано такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств».

    Как же все-таки расценивать этот поступок? Считать его протестом против кабановских устоев или простым стечением обстоятельств? К ответу на данный вопрос мы должны прийти в конце урока, тема которого «Протест или стечение обстоятельств?»

    Задача урока состоит в том, чтобы, проанализировав пьесу, понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это: проявление силы или слабости?

    II. Беседа с учащимися.

    1. Какой бы эпиграф вы взяли к нашему уроку? (1 мин)
    2. Отчего люди не летают так, как птицы? Или

      Умереть не страшно, а как подумаю, что вот вдруг явлюсь перед богом такая, какая я здесь — вот что страшно.

      Объясните свой выбор.

    3. Как вы думаете, что может послужить причиной самоубийства? (1 мин) (Ответы учащихся)
    4. Но, какими бы весомыми ни были эти причины, убивать себя, так же как и других, тяжкий грех. Это нарушение шестой заповеди Божией: «Не убий»

    5. Что же могло заставить Катерину убить себя? Чтобы разобраться в этом, надо окунуться в ту среду, в которой воспитывалась и жила Катерина.
    6. Кто и что повлияло на формирование характера героини, на ее поступки, поведение? (Пишем на интерактивной доске) (2 мин)
    7. III. Групповая работа.

      К сегодняшнему уроку вы должны были провести исследования по следующим темам:

      а) Катерина в родительском доме;

      б) Катерина и Кабаниха – два полюса народной жизни;

      в) Катерина и Варвара;

      г) Катерина и Тихон;

      д) Катерина и Борис;

      е) Катерина и гроза.

    8. Слово первой группе. Как воспитывалась Катерина в родительском доме? Но вначале давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакля. (Отрывок из пьесы) (4 мин)
    9. «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума» Д.И.Писарев . Согласны ли вы с этим утверждением? (2 мин)

    10. Слово второй группе. Расскажите об отношениях Катерины и Кабанихи. Но вначале отрывок из пьесы. Д.1 явл. 5 (Со слов Кабановой Полно, полно, не божись… А может и меня вспомянете» (3 мин)
    11. «Катерина — легкомысленная девушка, которая принимает все, что происходит, близко к сердцу: Кабаниха ворчит, а Катерина от этого изнывает…»

      Д.И.Писарев Согласны ли вы с критиком?(2 мин)

    12. Слово третьей группе. Чтение диалога Д.2 явл.2 (3 мин)
    13. Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (2 мин)

    14. Слово четвертой группе. Катерина и Тихон. Чтение диалога. Д2 явл.4 (3 мин)
    15. Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками.

      Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?(2 мин)

    16. Слово пятой группе. Катерина и Борис. (3 мин)

    Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство? (2 мин)

  • Слово шестой группе. Катерина и гроза. (2 мин)
  • Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    — В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    ( Гроза – в природе — постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины – несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису – приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства)

  • Вопросы к группам. (3 мин)
    1. Кто прав? Выскажите свою точку зрения.
    2. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать всем, что ее можно и простить, так как ей очень тяжело. Критик замечает, что в ней нет злобы, презрения, чем так красуются герои, самовольно покидающие свет. Но жить она больше не может, да и только. Мысль о самоубийстве терзает Катерину, что повергает ее в полугорячее состояние. И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена.

      Главная мысль статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» в том, что в Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Катерина в восприятии Добролюбова – женщина, которая не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу.

      Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, считает Писарев, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра, она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

    3. Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (2 мин)
    4. Так что же такое смерть Катерины: протест или стечение обстоятельств? А может, ни то, ни другое? (Мнение каждой из групп) (3 мин)
    5. ( Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в «темном царстве» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп своей жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам! Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего, решительно ничего сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжеле всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную, гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо. И думать, что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало.

      Домашнее задание. (1 мин)

      Написать сочинение на одну из предложенных тем:

      1. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?

      2. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

      nsportal.ru

      Распределение заданий по прозаическим прозведениям

      По просьбам трудящихся. Как этим пользоваться, как не запутаться. Нужно немного понять логику расположения заданий части С, в частности С1 и С2. Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем.

      Допустим, Вы прочитали произведение и хотите порешать тест и написать по нему сочинение. К примеру, это будет «Обломов» И.А. Гончарова. Находим произведение на странице, они расположены не хаотически, а по дате создания. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. Задания части С соответствуют в том порядке, в каком они расположены:

      Слово о полку Игореве

      Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

      Образ Автора «Слова о полку Игореве».

      В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?

      Д.И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

      С1.
      Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
      С2.
      В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
      С5.
      •Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
      •Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
      •Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
      •В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)?
      •Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

      А.С. Грибоедов «Горе от ума» 1824
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3

      С1.
      •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика».
      •Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы?

      Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
      С2.
      •В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает то же тема и в чем они созвучны с пьесой Грибоедова «Горе от ума»?
      •В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений?

      В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
      С5.
      •В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
      •Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?
      •Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
      •Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?

      А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 1831
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3

      С1.
      •Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онеги
      •Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким» слогом?

      Почему выбор Татьяны Лариной пал именно на Евгения Онегина?
      С2.
      •В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»?
      •В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

      В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным для анализа фрагментом?
      С5.
      •В чем смысл финала романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
      •В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного первой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «И жить торопится и чувствовать спешит». (Князь Вяземский)
      •В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
      •Можно ли согласиться с утверждением, что в 8 главе романа «любовь Онегина Татьяна воспринимает как угрозу ее покою»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
      •Как раскрывается тема личности и общества в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
      •С какой целью А.С. Пушкин сталкивает в эпиграфах к 7 главе романа «Евгений Онегин» такие разные отношения к Москве: «Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?» (И. Дмитриев); «Как не любить родной Москвы?» (Е. Баратынский); «Гоненья на Москву! что значит видеть свет! / Где ж лучше? Где нас нет». (А Грибоедов)?
      •Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
      •Как можно объяснить смысл эпиграфа, предпосланного А.С. Пушкиным последней главе романа «Евгений Онегин»: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» (Байрон)?
      •В чем причина «хандры» Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

      А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1836
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3

      С1.
      •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным».
      •Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя?
      •Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?
      С2.
      •Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
      •В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и что сближает эти произведения с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина? (при сопоставлении укажите произведения и авторов).
      •Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
      С5.
      • Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
      • В чем, по-вашему, смысл эпиграфа в первой главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»?

      Н.В. Гоголь «Ревизор» 1835
      Вариант 1
      Вариант 2

      С1.
      • Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?
      • Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?
      С2.
      •В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор»?
      •Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?
      С5.
      •В чем главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
      •Кого можно считать положительным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
      •В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеракло неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица)
      •Что оказалось сдучайным, а что — закономерным в ситуации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
      •Что такое «хлестаковщина» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)?

      Н.В. Гоголь «Мертвые души» 1841
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4

      С1.
      •Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
      •Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

      •Как в приведенном фрагменте раскрывается натура Манилова?

      Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
      С2.
      •Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
      •Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.

      •В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н.В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?

      В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
      •В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
      С5.
      •Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
      •С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
      •Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
      •Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
      •Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
      •Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
      •Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
      •Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
      •Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?

      Н.В. Гоголь «Шинель» 1842
      Вариант 1
      Вариант 2

      С1.
      •Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
      •Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
      С2.
      •В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
      •Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?

      М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4
      Вариант 5
      Вариант 6

      С1.
      •В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
      •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин — не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
      •отсутствует
      •Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
      •Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

      В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
      С2.
      •В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
      •В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
      •Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
      •Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

      В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
      С5.
      •С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
      •Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
      •Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
      •В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
      •Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
      •Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

      А.Н. Островский, «Гроза» 1859
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4

      С1.
      •С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
      •Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
      •Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
      •Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
      С2.
      •В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
      •Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
      •Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
      •Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
      С5.
      •Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
      •Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
      •Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
      •Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
      •Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
      •Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
      •Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

      И.А. Гончаров, «Обломов» 1859
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4

      С1.
      •Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
      •В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
      •Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину», но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
      •В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
      С2.
      •Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
      •Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
      •Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
      •Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
      С5.
      •Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
      •Как вы считаете, образ Обломова — образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
      •Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
      •Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
      •Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

      И.С. Тургенев, «Отцы и дети» 1862
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4
      Вариант 5
      Вариант 6
      Вариант 7

      С1.
      •Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как нелепость (аргументируйте свою позицию)?
      •Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте?
      •Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой идеей этой жизни».
      •Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста?
      •Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

      •Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?

      Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

      С2.
      •В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
      •Что лежит в основе характера Базарова и какие герои русской классики близки к «базаровскому» типу личности?
      •Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении» и как позицию автора «Отцов и детей» оценили современники автора?
      •Что сближает роман «Отцы и дети» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка — дуэли?
      •В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
      •Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?

      В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чём их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?
      С5.
      •Как название романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» связано с его проблематикой?
      •Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
      •Вспомните фрагмент романа И. Тургенева «Отцы и дети», начинающийся словами: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…» (поездка в тарантасе в Марьино). Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
      •Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
      •Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)?
      •Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображен конфликт разных поколений в семье?

      Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» 1866
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4
      Вариант 5

      С1.
      •Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
      •Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа?
      •Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?
      •Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой — человек идеи…».
      •Зачем Ф.М. Достоевский так подробно описывает детей одного из героев в данном фрагменте текста?
      С2.
      •Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?
      •В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?
      •Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически?
      •Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?
      •В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе «Преступление и наказание»?
      С5.
      •В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределевший ее крах? (По роману Ф.М. Достоевского «Приступление и наказание»)
      •Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-прозрением?
      •Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
      •Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем смысл названия романа?
      •Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно считать романом-трагедией?

      Л.Н. Толстой, «Война и мир» 1869
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4
      Вариант 5
      Вариант 6
      Вариант 7

      С1.
      •Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем „реальный» видимый Тушин»?
      •На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?
      •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в „Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
      •Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?
      •Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?
      •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в „Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»

      •Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?
      С2.
      •В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?
      •Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.
      •Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
      •В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?
      •В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?
      •Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

      •Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?
      С5.
      •Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
      •Является ли Николай Ростов авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
      •Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
      •Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
      •Как название романа Л.Н. Толстого «Война и мир» связано с его проблематикой?
      •В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе «Война и мир»?
      •Как вы понимаетет термин «диалектика души»? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
      •В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л.H. Толстого «Война и мир»)?
      •Является ли Платон Каратаев идеалом Л.H. Толстого (по роману «Война и мир»). Свое мнение обоснуйте.

      М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869
      Вариант 1

      С1.
      •Как соотносится данный фрагмент текста с основным конфликтом «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
      •В чем своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?
      С2.
      •С какими произведениями русской литературы темати¬чески перекликается сатирическая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина?
      •Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина?
      С5.
      Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

      М. Горький, «Старуха Изергиль» 1895
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3

      С1.
      •В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах М. Горького — «Старуха Изергиль и „Челкаш»? В чем их художественное своеобразие?
      •Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста?

      В чём противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?
      С2.
      В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема гордыни, тщеславия и „превосходства, быть может, мнимого» и в чем эти произведения созвучны легенде о „сыне орла»?

      В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль?

      М. Горький «На дне» 1902
      Вариант 1
      Вариант 2
      Вариант 3
      Вариант 4
      Вариант 5
      Вариант 6

      С1.
      •Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?
      •Сформулируйте главную проблему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Малый мир, изображенный Горьким, есть как бы слепок с „большого мира», вне его находящегося».
      •Что привнес в жизнь Актера и других ночлежников странник Лука?
      •Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?
      •Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

      В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?
      С2.
      •В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?
      •Укажите, в чем общность пьес М. Горького и А. Чехова («На дне» и «Вишневый сад»)?
      •Почему основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» определяют как социально-философский и какие писатели обращались в своем творчестве к похожей проблематике?
      •В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников, продолжает Горький, создавая своих героев?
      •Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?
      •Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

      В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
      С5.
      •Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки? (По пьесе М. Горького «На дне»)
      •Чем особенно отвратителен автору мир Костылевых? (По пьесе М. Горького «На дне»)
      •Почему М. Горький считал свою пьесу «На дне» не трагедией, а драмой?
      •Можно ли счатать последнюю сцену драмы М. Горького «На дне» открытым финалом?
      •Сочувствие или презрение вызывают у автора пьесы обитатели ночлежки? (По драме М. Горького «На дне».)
      •Почему, несмотря на трагический финал пьесы «На дне», можно утверждать, что в ней торжествуют истинные ценности жизни?
      •В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек — вот правда»? (по пьесе М. Горького «На дне»).
      •В чем своеобразие конфликта пьесы М. Горького «На дне», который позволяет определять ее жанр как социально-философскую драму?
      •Сатин или Лука — главный герой пьесы М. Горького «На дне»? Свой ответ обоснуйте.

      А.П. Чехов, «Ионыч» 1898
      Вариант 1
      Вариант 2

      С1.
      Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу?

      В чём приведенный фрагмент «Ионыча» может послужить к иллюстрации высказывания А.П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
      С2.
      Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

      В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чем эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

      И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско» 1915
      Вариант 1

      С1.
      Какая основная идея рассказа И.А. Бунина?
      С2.
      В каких произведениях отечественной классики звучит тема «духовного омертвения» и что сближает их с рассказом «Господин из Сан-Франциско»?
      С5.
      •Каковы нравственные уроки рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
      •Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
      •В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
      •Как соотносятся вечное и сиюминутное в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
      •»Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
      •Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи и измученные матросы) обречены на гибель?

      М.А. Шолохов, «Тихий Дон» 1928 — 1940

      Укажите, какой смысл заключен в названии романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

      Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон»? Назовите русских писателей, у которых природа играет в произведении такую же роль.

      «Судьба человека» 1957

      Смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

      Особенности изображения Великой Отечественной войны в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

      «Русский характер» в изображении М. А. Шолохова (рассказ «Судьба человека»).

      М.А. Булгаков, «Белая гвардия» 1924 и «Мастер и Маргарита» 1967

      Дом — Город — Космос в художественном мире романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».

      Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

      Проблема времени и пространства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Mapгарита».

      А.И. Солженицын, «Матрёнин двор» 1959

      Вариант 1
      Вариант 2

      Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?

      В каких произведениях отечественной литературы отображён конфликт «частного» человека и государства и что сближает эти произведения с «Матрёниным двором»?

      Автобиографичность рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

      В чем смысл жизни главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

      «Прирождённый ангел» Матрёна среди старух-праведниц в произведениях В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева.

      5litra.ru