Проблемы взаимоотношений родителей и детей актуальность

Содержание:

Проблема взаимопонимания детей и их родителей(ЕГЭ-2017) (ЕГЭ по русскому)

Меняются поколения людей, а вместе с ними появляются и исчезают идеологии, традиции, мировоззрения. Но несмотря на раличия во взглядах, «отцы» и «дети» всегда могли найти общий язык между собой. Именно эту проблему взаимопонимания детей и их родителей в своем тексте поднимает Ю.Д.Нечипоренко.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, ведь у каждого ребенка возникает потребность в заботе со стороны родителей. В то же время родители нуждаются в возможности доверять своим детям. Так, на примере взаимоотношений сына и матери автор демонстрирует то, как важно строить надежные отношения родителям со своими детьми. По мнению Ю.Д.Нечипоренко, один случай, одно общее дело может объединить представителей разных поколений, которые хоть и жили в одной семье, но не были духовно близки.

Поэтому позиция автора ясна: он утверждает, что без доверия, крепких семейных взаимоотношений детям и их родителям трудно найти общий язык между собой.

Я согласна с мнением автора, ведь благополучие семьи строится на взаимопонимании ее членов. В моей семье, например, общее дело может собрать всех за столом, где мы обсуждаем план действий. Так, поход в лес мы планировали несколько дней, и это объединило нас больше, чем ежедневные завтраки и ужины в одном доме.

Данная проблема волновала многих русских писателей, в том числе И.С.Тургенева. В его романе «Отцы и дети» отлично показаны взаимоотношения Аркадия Кирсанова с отцом. Общий язык с ним герой смог найти, когда попал в ту же жизненную ситуацию.

Трудности повлияли на этих двух людей и помогли сплотить их. Аркадий Кирсанов избавился от маски хладнокровия и понял, наконец, своего отца.

Таким образом, детям и их родителям просто необходимо найчиться понимать друг друга: обходить некоторые сложные темы для разговоров, ни в коем случае не «давить» в принятии решений. Секрет взаимопонимания двух поколений — в уступках и терпении.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Проблемы взаимоотношений родителей и детей актуальность

Качественно Удобно Быстро

тел. 8(4242) 43-04-11 ; 8(4242) 28-65-24; WhatsApp 89147586524

Готовые работы → Психология → Взаимоотношения в семье и психологическое развитие ребенка младшего школьного возраста (с практической частью)

Курсовая работа (45 стр)

Содержание
Введение
Глава I Психология семейных отношений как фактор формирования отношений родителей и детей
1.1. Психология семьи
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Стили взаимодействия родителей и детей
1.4. Краткие выводы по главе I
Глава II Диагностика взаимоотношений в семье и их влияние на психологическое развитие ребенка
2.1. Оценка родительского отношения и реакций
2.2. Оценка тревожности детей в типичных для них жизненных ситуациях
2.3. Анализ результатов диагностики родительского отношения и тревожности их детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.
Особенности психологии внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.
Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая «кумира в семье», ситуация, создающая «золушек» в семье).
В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Актуальность темы исследования определила гипотезу: взаимоотношение в семье зависит от выстраивания отношений родителей с детьми.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста и их родители.
Предмет исследования — особенности взаимоотношений родителей и детей.
Целью работы является исследование особенностей взаимоотношений детей и родителей в семье.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей.
2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье.
4. Выявить взаимосвязь между родительским отношением и отношением ребенка к родителям.
5. Разработать практические рекомендации для родителей.
Новизна исследования нашей работы заключается в теоретическом обосновании и практическом доказательстве значения психологического состояния ребенка младшего школьного возраста в семье от его взаимоотношений с родителями.
Работа имеет практическое значение, т.к. теоретические данные и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе практического психолога с детьми младшего школьного возраста и родителями.
Вся исследовательская работа проходила в три этапа:
— на первом этапе определялись цель и задачи исследования, изучался теоретический материал по теме, подбирались психологические методики исследования;
— на втором этапе проводилось наблюдение за группой исследуемых детей и их родителей, их тестирование.
— на третьем этапе исследования обрабатывались полученные результаты, формулировались выводы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы и приложениями.
Во введении обосновывается проблема, ее актуальность и значение в современной психологии и в развитии детей младшего школьного возраста. Определяются теоретические и методические основы исследования. Формулируются объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. Во введении отражена также новизна и практическая значимость работы.
В I главе раскрывается сущность психологии семейных отношений родителей и детей, психологические особенности детей младшего школьного возраста, стили взаимоотношений родителей и детей и их влияние на психологическое развитие детей.
Во II главе описывается ход исследования с целью выявления зависимости психологического состояния детей младшего школьного возраста от их взаимоотношений с родителями, анализируются результаты исследования и формулируются выводы.
В заключение включена степень подтверждения гипотезы, излагаются методические рекомендации.
В приложении представлены проективные рисунки и описание используемых методик.
Исследование проводилось в г. Южно-Сахалинске с использованием опросника родительского отношения Я.А.Варга и В.В.Столика и методики «Выбери нужное лицо».
Основное содержание работы изложено на 45 страницах машинописного текста. В списке литературы содержится 28 литературных источника.

Заключение
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Именно возрасте 6-9 лет ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.
Тем не менее, учитывая нынешние тяжелые условия жизни, и, как следствие, снижение внимания к своим детям, разработка и исследование вопроса взаимоотношений родителей и детей является очень актуальной.
Наши исследования доказали зависимость между родительским отношением к детям и степенью их тревожности. То есть психологическое благополучие, здоровье и спокойное развитие ребенка зависит не от воспитания, а, в первую очередь, от отношения родителей к своему ребенку. Данное утверждение и подтверждает нашу гипотезу.
На основании наших выводов сформулируем рекомендации для родителей:
1.Необходимо любить ребенка, уважать его уникальность и универсальность.
2.Необходимо стремиться понимать ребенка, учиться разбираться в мотивах его поступков.
3.Изменить поведение ребенка можно только изменив свое отношение к нему.
4.Необходимо ценить и поощрять способности ребенка, его самостоятельность, вселять ему уверенность в свои силы.
5.Необходимо уменьшить контроль и предоставить ребенку помощь и поддержку.
6.Нужно быть ребенку, а не воспитателем.
7.Будьте ласковы с ребенком, оградите его от ваших проблем, любите его.

Список используемой литературы

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. – 615с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.: Просвещение, 1982. – 388с.
3. Артур Ребер Большой толковый психологический словарь. Том 2. – М.: Вече Аст, 2000. – 356с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону, 1999. – 268с.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. – М.: Март, 1998. – 118с.
6. Бодалев Н.В. Психология о личности. — М.: Просвещение, 1998. – 391с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 343с.
8. Воспитание детей в неполной семье // Под ред. Ершовой А.Н. — М.: Прогресс, 1980. – 318с.
9. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. — Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – 366с.
10. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2001. – 700с.
11. Димитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. — 1996. — №2. – С.45-48.
12. Дружинин В.Н.Психология семьи. — М.: Просвещение, 1996. – 314с.
13. Дубровина И.В., Возрастная и педагогическая психология. — Москва: Академия, 1998. – 388с.
14. Ковалев Л.Г. Психология личности. — М.: Владос, 1997. – 273с.
15. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. – 241с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Мысль, 1998. – 345с.
17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. – 250с.
18. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1994. – 467с.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Мысль, 1998. – 412с.
20. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев.: Штиинца, 1991. – 300с.
21. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999. – 645с.
22. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. — М.: Про-свещение, 1987. – 289с.
23. Столяренко Л.Д. Педагогика. — Ростов н/Д: Фениск, 2000. – 425с.
24. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. – 398с.
25. Филлипова Г.И. Ребенок для родителей и родители для ребенка // Семья и школа. — 2001. — №7-8. – С.22-26.
26. Фридман И. Ребенок и общество // Семья и школа. — № 9. – 2002. – С.24-27.
27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкин В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 400с.
28. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-ском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — №4. – С.24-27.

www.sakhcube.ru

Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Богданова, Галина Васильевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Богданова, Галина Васильевна

Глава 1. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1.1. Установление происхождения детей от лиц, состоящих в браке.

1.2. Установление происхождения детей от лиц, не состоящих в браке.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

2.1. Права несовершеннолетних детей

2.2. Обязанности и права родителей

2.3. Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей

Глава 3. АЛИМЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

3.1. Общая характеристика обязанности родителей по содержанию детей и детей по содержанию родителей.

3.2. Правовая природа и содержание алиментного соглашения.

3.3. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми»

Актуальность темы исследования. Правовое регулирование взаимоотношений между родителями и детьми по Семейному кодексу Российской Федерации (СК РФ), принятому 29 декабря 1995 г.1 , существенно отличается от того, как это осуществлялось по Кодексу о браке и семье РСФСР 1969 г. (КоБС РСФСР). Провозглашенная в Конституции РФ цель построения демократического, правового, социального государства обусловила необходимость принципиальных изменений в семейном законодательстве. Внедрение рыночных отношений в жизнь общества потребовало пересмотра правового регулирования имущественных отношений в семье — ячейке общества. Некоторые отношения, складывающиеся в семье практически не регламентировались ранее действовавшим законодательством. Так, в СК РФ включены нормы, регулирующие такие достаточно личные отношения как искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, суррогатное материнство и др. Законодатель с новых позиций регулирует вопросы установления происхождения детей как от лиц, состоящих, так и не состоящих в браке. Значительно увеличен перечень личных и имущественных прав ребенка и его родителей, которые, к тому же, стали более объемны по своему содержанию. Много нового появилось в регулировании алиментных отношений и др.

Вместе с тем многие законоположения СК РФ являются не безупречными: правовая регламентация отдельных отношений представляется чрезмерно схематичной, например, в СК РФ практически полностью отсутствуют какие-либо указания в части регулирования отношений между супругами и заменяющей матерью. Схематичностью страдают и нормы, предусматривающие возможность искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона. Здесь же возникает вопрос о правовой природе отношений между

1 Сборник законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16. супругами и медицинским учреждением по поводу искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона и их надлежащей регламентации.

Нуждается в теоретическом анализе проблема установления отцовства по совместному заявлению отца и матери ребенка. Отдельными авторами в этой части высказываются неприемлемые с нашей точки зрения суждения, допускающие подмену установления отцовства институтом усыновления ребенка. По прежнему проблематичным остается вопрос о правовой природе совместного заявления отца и матери ребенка. Возросла актуальность исследования проблем связанных с установлением отцовства в судебном порядке.

Требует обстоятельного изучения вопрос о содержании и правовой природе личных и имущественных прав несовершеннолетних детей: права ребенка на имя, права ребенка на совместное проживание с родителями, права ребенка на воспитание своими родителями и др. По прежнему является актуальной проблема осуществления ребенком своих имущественных прав.

Значительный теоретический и практический интерес представляет анализ обязанностей и прав родителей, особенностей регулирования отношений между родителями по воспитанию ребенка, а также специфики ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по воспитанию детей. Особенно актуальными здесь являются такие вопросы, как условия ответственности родителей, формы их вины , обязанность по доказыванию виновности родителей и др. В то же время в СК РФ нет достаточных гарантий родителям, лишенным родительских прав, видеться с ребенком, что будет затруднять их реабилитацию в глазах общества.

В настоящее время появилась проблема обеспечения права ребенка на получение алиментов в условиях, когда привлечение родителей к принудительному труду запрещено. Кроме того, возникли вопросы об определении размера алиментов в новых экономических условиях, специфики хранения денежных средств ребенка в банках и др.

Весьма сложной представляется проблема о правовой природе и содержании алиментного соглашения. Нуждается в дополнительной теоретической проработке вопрос о порядке уплаты и взыскания алиментов, моменте возникновения права на алименты у ребенка, особенности взыскания задолженности по алиментам и др.

Наконец, в известной мере методологической, в настоящее время стала проблема самостоятельности семейного права, как отрасли права. Исследование семейного права с позиций частного или публичного права.

Цель исследования. Заключается в анализе семейно-правовых проблем, возникающих в процессе регулирования взаимоотношений между родителями и детьми и обоснование предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе исследования диссертант применял исторический, логико-юридический, сравнительный, социологический, формально-логический и другие методы. Автор проанализировал действующее законодательство России, Белоруссии и Украины; изучил судебную практику по исследуемой проблеме в судах Белгородской области.

Теоретическую базу исследования составили научные труды следующих ученых: Алексеева С.С., Антокольской М.В., Беляковой A.M., Братуся С.Н., Ворожейкина Е.М., Грибанова В.П., Данилина В.И., Ершовой Н.М., Ивановой С.А., Казанцевой А.Е., Леженина В.Н., Малеина Н.С., Малеиной М.Н., Матузова Н.И., Нечаевой A.M., Пергамент А.И., Полениной C.B., Рабец A.M., Реутова С.И., Рясенцева В.А., Тархова В.А., Шахматова П.В. и др. В диссертации использованы произведения по философии и педагогики Белинского В.Г., Сухомлинского В.А., Шевырева С.П., Шептулина А.П., а также работы иностранных авторов: Босонец М., Дрганец Я., Холлендер П.

Научная новизна исследования. Состоит из следующих положений:

1. Семейное право в отличие от гражданского является публичным правом. Частно-правовые элементы здесь возможны лишь как исключения. Публичность норм семейного права имеет принципиальный характер. Семейное право не может квалифицироваться в качестве подотрасли гражданского права, оно является самостоятельной отраслью права.

2. Основной тенденцией современного российского семейного права является отход от идеи социального отцовства (социального родства). Действующее законодательство сориентировано на кровное родство как основание установления отцовства. Поэтому как установление отцовства в судебном порядке, так и его оспаривание должно основываться на доказательствах с достоверностью подтверждающих или отрицающих происхождение ребенка от конкретного лица.

3. Согласие супругов на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона по своей природе является не гражданско-правовой сделкой , а юридическим поступком в семейном праве. Правоотношения между донором и супругами при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона следует квалифицировать в качестве гражданско-правового обязательства. Отношения между супругами и суррогатной матерью должны опосредоваться договором, регулируемым нормами семейного кодекса .

4. Между ребенком и родителями, матерью и отцом возникают два относительных правоотношения по поводу его воспитания. С одной стороны ребенок ( управомоченная сторона) и мать (обязанная сторона), с другой — ребенок (управомоченная сторона) и отец ( обязанная сторона). Необходимость совместного воспитания родителями ребенка обусловливает то, что между ними (отцом и матерью) так же возникает относительное правоотношение по воспитанию ребенка. Праву отца на воспитание противостоит обязанность матери не препятствовать ему в осуществлении этого права. Праву матери корреспондирует обязанность отца с таким же содержанием. Кроме того, родители несут обязанность по воспитанию ребенка перед государством.

Помимо обязанности по воспитанию за родителями закреплены и их права на воспитание своего ребенка. Родителям в данном случае будут противостоять все третьи лица, обязанные воздерживаться от каких-либо нарушений прав родителей. Это правоотношение, как и само право родителей, является абсолютным.

5. При разрешении спора о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания супругов прежде всего следует учитывать привязанность ребенка к родителям и другим членам семьи, после этого во внимание необходимо принимать личные качества родителей и их взаимоотношения и в последнюю очередь подлежат учету материальные условия.

6. Под виной родителей следует понимать такое психическое отношение их к процессу воспитания и избираемым методам воздействия на ребенка, когда они желали, сознательно допускали или безразлично относились к возможным отрицательным результатам воспитания либо предвидели возможность наступления отрицательных результатов, но не принимали адекватных мер по их устранению. На родителей распространяется презумпция невиновности.

7. За родителями, лишенными родительских прав, должно быть признано право на свидание с ребенком. У родителей, лишенных родительских прав, на основе правоспособности и совокупности следующих юридических фактов: 1) изменение поведения; 2) изменение образа жизни; 3) изменение отношения к воспитанию ребенка возникает субъективное право на восстановление родительских прав.

8. Алиментное правоотношение возникает с момента прекращения родителем исполнения обязанности обеспечивать ребенка, заботиться о нем. С этого момента у ребенка возникает право требовать предоставления содержания, т.е. уплаты алиментов, а у родителя появляется обязанность предоставить такое содержание. Это позволяет обосновать предложение об отказе от трехлетнего срока взыскания алиментов за прошедший период.

9. В связи с запрещением принудительного труда у государства нет должных инструментов воздействия на родителей, уклоняющихся от труда или выполняющих настолько низкооплачиваемые работы, что получаемые ребенком алименты не обеспечивают ему прожиточный минимум. Необходимо установить минимальный размер алиментов, увязав его с минимальным размером оплаты труда. В случае несоблюдения данного минимального размера из-за отказа родителей без уважительных причин от работы или выполнение исключительно низкооплачиваемых работ, минимум средств, необходимых для содержания ребенка, должен выплачиваться государством. Родители в этом случае должны лишаться родительских прав.

10. Алиментное соглашение не является гражданско-правовым договором. Это двусторонний семейно-правовой акт, гарантирующий участникам соглашения возможность принудительного взыскания алиментов без обращения в суд. Применение норм ГК РФ, регулирующих заключение, изменение, расторжение , признание недействительными гражданско-правовых сделок к алиментному соглашению объясняется тем, что процедурные вопросы были решены законодателем по модели гражданско-правовой сделки. Это юридико-технический прием законодателя .

Личный вклад соискателя. Диссертация является самостоятельной научной работой, первым после вступления в силу нового семейного кодекса РФ исследованием проблем правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми. Сформулированные в диссертации научные выводы и рекомендации имеют как научное, так и практическое значение. Они надлежащим образом обоснованы на базе изучения и критического анализа научной литературы, законодательного и практического материала. Некоторые проблемные вопросы в диссертации рассмотрены впервые. По ряду других автор высказал новые суждения иди дополнительно аргументировал выводы, имеющиеся в литературе.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Диссертация представляет собой теоретическое исследование правовых проблем регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми. Работа имеет практическую направленность, поскольку кроме теоретических положений содержит конкретные предложения по совершенствованию семейного законодательства. Отдельные теоретические выводы могут быть положены в основу дальнейших исследований семейно-правовых проблем, использованы в научной и учебной литературе. Некоторые выводы автора имеют дискуссионный характер и также могут быть использованы в науке семейного права.

Апробация результатов исследования. Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Белгородского университета потребительской кооперации. Основные выводы, предложения и теоретические положения отражены в монографии, научных статьях и тезисах. Результаты исследования докладывались на ряде научных конференций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Богданова, Галина Васильевна, 1999 год

1. Конвенция о правах ребенка. Ратифицирована Верховным Советом 13.06. 90.(Ведомости Верховного Совета СССР . 1990. № 45. Ст. 955).

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18. 09. 1973 г. ( Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 40. Ст. 564).

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,семейным и уголовным делам . Ратифицирована Федеральным Собранием

4. Федеральный закон от 04.03.1994. № 16. (Собрание законов РФ. 1995. № 15.1. Ст. 1684).

5. Семейный кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 08.12.1995.

6. Гражданский кодекс РФ ч. 1. Принят Государственной Думой РФ 21.10.1994. (Собрание законов РФ 1994. № 32. 3302).

7. Гражданский кодекс РФ ч. 2. Принят Государственной Думой РФ. 22.12.1995. (СЗ. РФ. 1996. № 5. Ст. 410).

8. Федеральный закон РФ « Об актах гражданского состояния ». Принят Государственной Думой РФ. 22. 11. 1997. (Российская газета от 20.11.1997 г.).

9. Федеральный закон РФ от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « Об образовании » (Ведомости Верховного Совета СССР. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150).

10. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон 11. РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ » от 20. 07.1994. (Собрание законодательства РФ. 1994. № 16. Ст. 1864.

12. Федеральный закон РФ от 21. 07. 1997. «О судебных приставах»(Собрание законов РФ. 1997. № 30. Ст. 3590).

13. Федеральный закон РФ от 27.07.1997. «Об исполнительном производстве» (Российская газета, от 5.08. 1997).

14. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан » (Ведомости

15. Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318).

16. Указ Президента РФ от 04.03.93 № 337 « О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин » (Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. — № 11).

17. Указ Президента РФ от 30.06.96. № 1005 «О повышении роли женщин всистеме Федеральных органов государственной власти субъектов РФ» (Собрание законодательства. 1996. — № 27).

18. Основные направления государственной семейной политики. Утв. Указом Президента РФ 14.05.90 г. № 712 (Собрание законодательства. — 1996. №21.

19. Указ Президента РФ от 18.06.96. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» (Собрание законодательства, -1996. № 26).

20. Федеральная целевая программа «Безопасное материнство на 1995-1997годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.94. № 1173 (Собрание законоадетльства.-1994.-№ 28). « Положение о приемной семье ». Утв. Постановлением Правительства

21. РФ от 17.07.1996 г. № 829 (Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст.372..

22. Положение о порядке выплаты денежных пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством). Утв. приказом Министра образования РФ от 16.02.1993 г. (Вестник образования. 1993. № 5 50).

23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судамизаконодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления » от 407.1997 г. № 9. (Российская газета от 19.07.1997).

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судамизаконодательства при разрешении споров связанных с воспитанием детей» от 2705.1998 № 10 (Российская газета от 10.06.1998).

25. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 5 ноября 1998 г. № 15 (Российская газета от 18.11.1998).

26. Извлечение из обзора судебной практики Верховного Суда РФ. : Постановление судьи о взыскании алиментов, вынесенное в нарушение действовавшего на момент рассмотрения заявления порядка, установленного Указом

27. Президиума Верховного Совета СССР от 1. 02. 1985 «О некоторых изменениях порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей», подлежит отмене в порядке надзора . (Бюллетень Верховного Суда РФ . 1997. № 3).

28. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.06.1997 по спору о взыскании задолженности по алиментам . (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 11).

29. Алексеев С. Общая теория права. М., 1981.

30. Алексеев С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972.

31. Афанасьева Е.Г. У истоков человеческой жизни: правовые аспекты. М.:

32. Р1нститут государства и права Российской Академии наук, 1994.

33. Афанасьева Е.Г. Необходимость принятия закона о развитии человека//

34. Фонд развития парламентаризма в России. 1995. Вып. 58.

35. Антокольская М.В. Семейное право. — М.: Юрист , 1996.

36. Ардашева Н. Понятие эксперимента в медицине и защита прав человека.

37. Российская юстиция . 1995, №

38. Беспалов Ю. Причинитель вреда — несовершеннолетний.// Российскаяюстиция. 1996. № 10. 19-21.

39. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка //

40. Российская юстиция. 1997. № 8.

41. Белинский В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987.

42. Белякова A.M. К разработке Закона СССР о правах ребенка // Правоведение . 1990. №2.

43. Белякова A.M., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. М., 1974.

44. Богатырев И. Основания для отобрания детей у родителей без лишенияродительских прав // Российская юстиция. 1994. № 10.

45. Богданов Е.В. Право на жилище. Минск.: Университетское, 1990.

46. Босанец М. Внебрачная семья (под ред. Н.М. Ершовой ). М., 1981.

47. Бошко В.А. Очерки советского семейного права. Киев; Наукова Думка,1951.

48. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М.: Статут , 1997.

49. Братусь Н. Предмет и система советского гражданского права. Госюриздат , 1963.

50. Братусь Н. Юридическая ответственность и законность . — М.: Юрид.лит., 1976.

51. Братусь Н. Отрасли советского права: понятие, предмет, метод // Советское государство и право. 1979. № 11. 27.

52. Васильев Р.Ф. Правовые акты местных советов. М.: Изд-во МГУ ., 1975.

53. Веберс Я.Р. О понятии родства как основании возникновения прав иобязанностей //Вестник МГУ. Сер. X. Право. 1962. № 4. 30.

54. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве., Рига, 1976.

55. Ворожейкин Е.М. Последствия правонарушения в советском семейномправе // Советское государство и право. 1973. № 3. 31.

56. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.

57. Грачева В.А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности . М., Сов.1. Россия. 1988.

58. Гражданское право. Том 2. 2-е издание /под ред. Е.А. Суханова . — М.:1. БЕК, 1998.

59. Гражданское право. Учебник /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого.

60. Часть 1,- М.: Проспект, 1996.

61. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Высшаяшкола, 1980.

62. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Ыеждународные отношения, 1993.

63. Грибанов В.П., Корнеев СМ. Гражданское право. М., 1979. Т. 1.

64. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав.1. М.:изд-во МГУ, 1972.

65. Гойхбарг Г.П. Брачное, семейное, опекунское право советских республик. М., 1920.

66. Дармодехин СВ. Основные направления государственной семейной политики. — М.: Научно-исследовательский институт Министерства труда и социального развития РФ, 1996.

67. Дармодехин СВ. К вопросу о разработке законодательства РФ о семейной политике // Семья в России. 1996. № 3. С 18-22.

68. Данилин В.И. Ответственность по советскому семейному праву. — Уфа,1981.

69. Данилин В.И., Реутов СИ. Юридические факты в советском семейномправе. — Свердловск, 1989.

70. Диалектический материализм., (Отв. редактор А.П. Шептулин ), 1975.

71. Драгунская Л. Кому передать на воспитание ребенка. (Против любыхстереотипов судебных решений) // Российская юстиция. 1996. № 10. С 51-52.

72. Дргонец Ян, Холлендер Павел. Современная медицина и право. — М.:1. Юрид . лит., 1991.

73. Ершова Н.М. Имущественные правоотношения в СССР. — М.; Наука,1979.

74. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. — М.: Юрид. лит.,1977.

75. Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. — М.: Юрид.лит, 1971.

76. Ермаков В.Д. О концепции совершенствования законодательства о бракеи семье. Материалы международной научно-практической конференции « Семья в процессе развития » М.: Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, 1994. 78-79.

77. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) // Государство и право., 1995, JNfe 9.

78. Звягинцева Л.М. Меры защиты в советском семейном праве. Автореферат канд. дис. Свердловск, 1981.

79. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран.

80. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992.

81. Иванова А.П., Королев Ю.А., Седугин П.И. Правовые основы брака исемьи. — М.: Юрид. лит., 1969.

82. Иванова с.А. Судебные споры о праве на воспитание детей. — М.: Юрид.лит, 1974.

83. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования.

84. Изд-во Саратовского ун-та, 1980.

85. Кабышев О.А. Право на алименты. М., 1998,

86. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) повоспитанию детей и ответственность за их нарушение. — Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1983.

87. Калмыков Ю.Х. Условия субсидиарного применения норм гражданскогоправа к семейным отношениям // Основы законодательства о браке и семье

88. Союза ССР и союзных республик « О браке и семье » в правоприменительнойпрактике, аратов, 1978.

89. Ковалев М.И. Юридические проблемы современной генетики. // Российская юстиция. 1995. №

90. Комментарий к Семейному кодексу РФ (отв. ред. И.М. Кузнецова ). М.,1996.

91. Комментарий к кодексу о браке и семье Белорусской ССР. — Минск.:

92. Университетское, 1990. 134.

93. Комментарий к кодексу о браке и семье РСФСР . — М.: Юрид. лит, 1971.

94. Комментарий к ГК РФ ч.1 /под ред. О.Н. Садикова . — М.: Юринформцентр, 1995.

95. Коммерческое право. Учебник /под ред. В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлевой. Изд-во Санкт — Петербургского ун-та, 1998.

96. Королев Ю.А. Семья, государство, общество. — М.: Наука, 1971.

97. Королев Ю.А. Конституция СССР и правовая основа построения брачносемейных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

98. Королев Ю.А. Брак и развод. Современные тенденции. — М.: Наука, 1977.

99. Королев Ю.А. Расторжение брака // Российская юстиция. 1995. № 7.

100. Короткова Л.П., Вихров A.M. Семья только в рамках закона // Правоведение. 1994. № 5-6.

101. Косова О. Установление факта происхождения ребенка в особом судопроизводстве // Российская юстиция, 1998. № 1,

102. Крылова З.Г. Имущественные права супругов в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 1992. Кз 7.

103. Красавчиков О.А. Социальное содерлсание правоспособности советскихграиедан // Правоведение. 1960 № 1. 22.

104. Кожевников Е.М. Семья и образование // Семья в России. 1996. № 3-4.1. 74-80.

105. Кудрявцев О.Н. Правовые отношения между родителями и детьми.1. Харьков, 1975.

106. Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Гралдданско-правовое положение несовершеннолетних . — М.: Юрид. лит., 1968.

107. Леженин В.Н. Проблемы семейно-правового регулирования имущественных и личных отношений. В кн.; Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания граледанско-правовых дисциплин. 1. Харьков, 1993. 139.

108. Леженин В.Н. Право на воспитание детей: понятие, сущность, содержание // Правоведение. 1983. № 3.

109. Максимович М.Г. Брачный договор. — М.: Ось-89.

110. Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан — М.: Знание, 1971.

111. Малеин Н.С. Охрана личных (неимущественных) прав граждан. В кн.:

112. Развитие советского гражданского права на современном этапе. (Под ред.

113. В.П. Мазолина — М.: Наука, 1986.

114. Малеин Н.С. Защита семейных прав // Советское государство и право.1972. №5.

115. Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. Томск, 1991.

116. Марткович И.Б. Жилищное право. Закон и практика. — М.: Юрид. лит.,1990.

117. Маслов В.Ф. Право на жилище. — Харьков: Вища школа, 1986.

118. Маслов В.Ф., Пушкин А.А. Советское семейное право. Киев.: Вищашкола, 1982.

119. Маслов В.Ф., Подопригора З.А., Пушкин А.А. Действующее законодательство о браке и семье. Харьков, 1974.

120. Маслов В.Ф., Пушкин А.А. Советское семейное право. Киев, 1982.

121. Мастыкина И. Суррогатная мать // Совершенно секретно. 1998.№ 7.

122. Масевич М.Г., Кузнецова И.М., Марышева Н.И. Новый семейный кодекс

123. Российской Федерации // Дело и право. 1996. № 1.

124. Матвеев Г.К. Советское семейное право — М.: Юрид. лит., 1985.

125. Матерова М.В. Судебное рассмотрение дел об установлении отцовства .1. М.: Юрид. лит., 1972.

126. Матузов Н.И. Личность, Право. Демократия. Теоретические проблемысубъективного права. Изд-во Саратовского ун-та, 1972.

127. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в1. России. 1995. № 3-4.

128. Нечаева A.M. Защита интересов детей в случаях ненадлежащего воспитания // Советское государство и право. 1972. № 4.

129. Нечаева A.M. Значение вины при разрешении споров о детях // Советское государство и право. 1974. № 10.

130. Нечаева A.M., Ершова Н.М. Социальное значение правового регулирования брачно-семейных отношений. В кн.: Гражданско-правовое положение личности в СССР. — М.: Наука, 1975.

131. Нечаева A.M. Правовая охрана детства в СССР. М.: Наука, 1987.

132. Нечаева A.M. Споры о детях. — М.: Юрид. лит., 1989.

133. Нечаева A.M. Государственно-правовая охрана детей-сирот в России //

134. Советское государство и право. 1990. № 5.

135. Нечаева A.M. Дети-сироты в России (послеоктябрьский период) // Государство и право. 1993. № 1.

136. Нечаева A.M. Некоторые направления дальнейшего развития брачносемейного законодательства // Государство и право. 1994. № 12.

137. Нечаева A.M. Каких принципов придерживаться // Российская юстиция.1995. №6.

138. Нечаева A.M. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. №6.

139. Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1998.

140. Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., Госюриздат. 1954.

141. Орлова Н.В. Брак и семья в международном частном праве — М.: Наука,1966.

142. Орлова Н. В. Правовое регулирование брака в СССР. — М.: Наука, 1971.

143. Оридорога М.Т. Брачное правоотношение. Киев: Наукова Думка, 1971.

144. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза: Краткий справочник. М., 1995.

145. Паластина Я. Конституция СССР и законодательство о браке и семье.// Правоведение. 1978. № 4.

146. Пергамент А.И. Основания возникновения и сущность родительскихправ. В кн.: Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968.

147. Пергамент А.И. Алиментные обязательства по советскому праву. М.: Госюриздат, 1951.

148. Пергамент А.И. Ответственность родителей за воспитание детей. В кн.:

149. Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1981. № 19.

150. Пергамент А.И. Новое в семейном законодательстве. // Советская юстиция. 1968. № 8.

151. Пергамент А.И. Необходимые изменения в законодательстве о браке исемье // Советская юстиция. 1990. № 8.

152. Пергамент А.И. Роль судебной практики в восполнении пробелов законодательства о браке и семье. В кн.: Судебная практика в советской правовой системе (Под ред. Н. Братуся ). — М.: Юрид. лит., 1975.

153. Поленина СВ. Основы гражданского законодательства и гражданскиекодексы. — М.: Юрид. лит., 1968.

154. Поссе Е.А., Фадеева Т.А. Проблемы семейного права. Л., 1976.

155. Право и защита семьи государством // Труды ИГПАН . М., 1987.

156. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. — М.: Юрид. лит., 1984.

157. Рабец A.M. Семейное право. Курс лекций. Белгород: Везелица, 1998.

158. Рабец A.M. Место семейного права в правовой системе Российской Федерации // Проблемы реформирования правовой системы РФ. Межв. сб. научи, тр. Вып. 1 (Под ред. A.M. Рабец). Белгород, 1996.

159. Рабец A.M. Диалектика экономической функции семьи и проблемы ееохраны в условиях перехода к рынку // Актуальные проблемы правоведения . 1. Кемерово, 1995.

160. Рабец A.M. Место семейно-правовых норм в системе частного права. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции 15-17 мая 1995 г. // В сб. Регулирование частно — правовых отношений в современных условиях. 1. Екатеринбург, 1995.

161. Рабец A.M. Юридическая обязанность супругов по предоставлению содержания. Томск, 1992.

162. Рабец A.M. Закон для семьи (вопросы и ответы). Кемерово, 1991.

163. Розинаева Гелена Супружество. Материнство и отцовство . — Минск: Полымя, 1984.

164. Раевич СИ. Брачное и семейное право // В кн.: Основы семейного права(Под ред. Д. Магеровского). М., Л., 1927.

165. Рабинович Н.В. Личные и имушественные отношения в советской семье.1. Ленинград, 1952.

166. Ромовская З.В. Родительские права и обязанности и правовые последствия их несоблюдения. В кн.: Конституция СССР и проблемы дальнейшего развития советского законодательства. Львов. Вып. 19, 1980.

167. Рясенцев В.А. Юридические факты в семейном праве // Проблемы охраны прав граждан и организаций в свете конституционных положений СССР. 1. Труды ВЮЗИ . М., 1980.

168. Рясенцев В.А. Советское семейное право. М., 1982.

169. Рясенцев В.А. Общие положения гражданско-правовой охраны семьигосударством. В кн.: Право и защита семьи государством (Под ред. В. П. Мозолина и В.А. Рясенцева).- М.: Наука, 1987.

170. Рясенцев В.А. Советское семейное право. М., 1982.

171. Standley Kate. Family law. Macmillan. 1997.( 1

172. Семейное право зарубежных европейских социалистических стран — М.:1. Прогресс, 1971.

173. Смирнова P.M. Равные возможности для женщин: опыт Европейскогосообщества // Советское государство и право. 1991 № 3.

174. Советское гражданское право (Под ред. О.А. Красавчикова ) М., 1972. Т.1.

175. Советское гражданское право. Т. 1. Изд-во ЛГУ , 1971.

176. Советское гражданское право. Т. 1- М.: Высшая школа, 1972.

177. Соколовская Ю.С. Споры о детях по советскому праву. Авторефератканд. дис. Челябинск, 1950.

178. Социальная психология. Краткий очерк. — М.: Политиздат, 1975.

179. Симонян Л. Имущественные отношения между супругами. Издательско-торговое объединение «ЭБТ — Контур», 1998.

180. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Изд-во полит, лит-ры., 1985.

181. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та., 1973.

182. Тертышников В.И. Защита семейных правоотношений в гражданскомсудопроизводстве. Харьков, 1976.

183. Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М.: Наука, 1982.

184. Ткаченко В. Торговля несовершеннолетними : социальные аспекты июридические нормы. // Российская юстиция. 1995 № 8.

185. Толстой B.C. Понятие обязательства по советскому гражданскому праву// Ученые записки. Вып. XIX. М., 1971.

186. Фархтдинов Я.Ф. Судебное рассмотрение дел о расторжении брака. Издво Казанского университета, 1978.

187. Флейшиц Е.А. « Абсолютная » природа права собственности // Проблемыгражданского и административного права. Л., 1962.

188. Цатукова М.Н. Русское семейное право XI — ХУ111 вв — М. : Юрид. лит.,1991.

189. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданскогозаконодательства//Российская юстиция. 1996. № 10.

190. Чефранова Е. Правовое регулирование имущественных отношений супругов // Российская юстиция. 1996. № 7.

191. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция. 1996. № 8.

192. Чефранова Е. Имущественные отношения в Российской семье. — М.:1. Юристь , 1997.

193. Чигир В.Ф. Советское семейное право. — Минск: Университетское,1989.

194. Чигир В.Ф. Жилищное право. — Минск; Вышэйшая школа, 1986.

195. Чиквашвили Ш.Д. Имущественные отношения в семье. — М.: Юрид. лит,1976.

196. Халфина P.O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М., 1954.

197. Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительноправовой анализ — М.: Наука, 1988.

198. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье: практика применения,некоторые вопросы теории. Томск, 1981.

199. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье: теория и практика.1. Томск, 1981.

200. Шахматов В.П. Молодая семья и право. Красноярск, 1983.

201. Шевырев СП. Об отношении семейного воспитания к государственному// Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М.: 1. Педагогика, 1987.

202. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 3. М., 1912.

203. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления.1. М.:Юрид. лит., 1979.

204. Явич Л.С. Общая теория права. Изд-во ЛГУ, 1976.

205. Яковлева Г.В. Охрана прав незамужней матери — Минск: изд-во БГУ ,1979.

206. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой договор и пути повышения его эффективности // Развитие советского гражданского права на современном этапе. — М.: Наука, 1986.

207. Яцкевич В.. Закон и родители. — Минск.: Беларусь, 1989.

www.dissercat.com