Проблемы заикания

Содержание:

АиФ 1: Заикание. Кто виноват (причины заикания) и что делать?.

АиФ Семейный совет, выпуск 22 (263) от 28 ноября 2005 г.

Наш сын в этом году пошел в школу. Учится он хорошо, был бы вообще отличником, если бы не заикался. Муж считает, что это в первую очередь — проблема общения, так как сам с собой Алеша разговаривает совершенно нормально. К сожалению, в нашей поликлинике нет врачей, к которым можно обратиться с такой проблемой.

Поэтому было бы интересно прочесть мнение специалиста о причинах и современных методах лечения заикания на страницах ”Семейного совета”. Думаю, что это будет интересно всем семьям, где детишки страдают от заикания.

Семья Комаровых, д. Масловка, Тамбовский район

ПИСЬМО нашей читательницы мы попросили прокомментировать директора Научно-исследовательского центра Биокибернетики Андрея БЛУДОВА.

ПРОБЛЕМА заикания (логоневрозов) всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Врачи много веков искали способы наиболее эффективного лечения.

По данным Британской ассоциации заикающихся (British stammering association) до 10% жителей Европы сталкиваются с теми или иными речевыми проблемами, которые чаще встречаются в детском возрасте. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Причем заикание у мужчин встречается в три-четыре раза чаще, чем у женщин, что связано с особенностями взаимодействия правого и левого полушарий мозга.

Усилия, которые прикладывались к преодолению заикания, сделали многих людей с речевыми проблемами, действительно, знаменитыми. Демосфен стал блестящим оратором, Наполеон — легендарным полководцем, Уинстон Черчилль — премьер-министром Великобритании, Мэрилин Монро — кумиром поколений, а Брюс Уиллис — ”крепким орешком” и т.д.

Вокруг проблемы заикания существует немало мифов. Главный связан с подменой причинно-следственных связей.

Многими специалистами внушается мысль о том, что заикание — это проблема общения, поскольку в большинстве случаев оно усиливается при общении и часто отсутствует при разговоре ”наедине с собой”. В действительности, у заикающихся просто имеется повышенный фоновый тонус двигательного речевого центра. Вот почему даже естественные эмоции, свойственные всем нормальным людям во время общения, срывают тормозные влияния, контролирующие этот центр, и начинаются спазмы. То есть нужно работать с причиной — тонусом речевого центра, а не лечить ”неправильную” психологию общения.

Так все же, почему?

В основном из-за несогласованности полушарий мозга.

Исследовав несколько тысяч пациентов, мы установили, что у 65% имеется следующий диссонанс: ведущий глаз — левый (”исторические” левши), ведущая рука — правая. Как правило, заикание возникало в возрасте 5–7 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать. Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма. Причем переучивание чаще всего носит подражательный характер. Это первый тип заикания.

При втором типе у пациента ведущий глаз — правый, пишет он также правой рукой, а заикание возникает в момент формирования ассоциативного центра. Т.е в 2–4 года, иногда практически сразу после того, как ребенок начал говорить. Часто этот тип заикания называют врожденным, и оно связанно с особенностью работы медиаторов мозга. Ко второму типу также можно отнести заикание, возникшее в более позднем возрасте после перенесенного наркоза, интоксикаций и т.п. По нашим данным, второй тип заикания возникает в 25% случаев. Как и первый, он развивается постепенно.

А вот третий тип, которым страдают 10% заик, развивается сразу, в один день. Он связан с психической травмой.

Как победить ”врага”?

Образно его можно представить в виде гомункулуса или человечка Пенфилда.

Его пропорции соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Именно поэтому, логопедические методики разделяются на два больших направления: те, которые обязательно используют кисть — например, методика Андроновой-Арутюнян, и те, которые используют контроль дыхания и речевого аппарата, например методика Стрельниковой.

Также для ”борьбы” с человечком Пенфилда используют многочисленные тормозные методики, снижающие повышенный тонус речевого центра: от транквилизаторов, суггестии и гипноза до иглоукалывания, физио-, психо- и фитотерапии. От замедления темпа речи через ритмизацию и напевность до продолжительного молчания. Все эти методики, придуманные врачами и логопедами, также подходят для лечения заикания. Однако существуют еще и другие методы, которые не тормозят, а перестраивают работу речевых центров. Об этом — в нашем следующем выпуске.

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

www.dictor.ru

Лечение заикания — таблетками проблему не решить

Лечение заикания — процесс, испытывающий с годами серьёзные затруднения, с трудом поддающийся коррекционному воздействию.

Зачастую, родители малыша, а именно у маленького ребёнка, возрастом от двух до пяти лет, подобные речевые проблемы возникают наиболее часто, не обращают должного внимания на данные негативные моменты.

Многие считают, что сей дефект, по мере взросления ребёнка, исчезнет самостоятельно, без внешней терапевтической помощи.

Должен заметить, что подобная позиция, способна только усугубить положение, а проблема без помощи квалифицированного логопеда никуда сама собой не денется. В данном материале, давайте более детально рассмотрим, сей нередко встречающейся речевой дефект.

Причины заикания

Традиционно, принято считать, что одной из основных причин, провоцирующих возникновение заикания, является сильнейший испуг. Однако здесь стоит обязательно пояснить, ведь чувство испуга, это всего лишь, катализирующий фактор, для возникновения речевой проблемы. Истинным виновником, по-праву можно считать проблемы нервной системы различного характера.

Кроме того, не стоит забывать, что чрезмерная возбудимость малыша, психическая неустойчивость, крайне повышенная эмоциональность, создают благоприятные условия для возникновения стрессовой ситуации, которая способна привести к речевым нарушениям.

Учитывая тот факт, что период жизни ребенка, в возрасте от 2-5 лет, является временным интервалом полноценного зарождения, дальнейшего становления речи у малыша, то именно в данный момент, речевая уязвимость, находится на максимальных отметках.

Обстоятельств, побуждающих к возникновению заикания весьма предостаточно, однако по какой “схеме” оно развивается, до конца, до сих пор, понять не удалось. Справиться с заиканием задача не из лёгких, пилюлями и таблетками его не одолеть.

Говоря о наследственной составляющей, стоит заметить, что чёткой взаимосвязи не выявлено. Ситуация может развиваться в диаметрально противоположных направлениях. Ребёнку могут от родителей, которые не страдают заиканием, передаться некоторые характерные особенности нервной системы. В таком случае, подобный речевой дефект не затронет малыша.

Напротив, иногда ребёнок заикается, поскольку начинает подражать своим родителям, которые страдают от подобного недуга. Учитывая сказанное, для констатирования причины зарождения заикания, необходимо подходить сугубо индивидуально, в каждом конкретном случае.

Признаки заикания

Симптоматика для подобной проблемы весьма характерна, поэтому обладая необходимыми знаниями, родители могут своевременно среагировать, чтобы, вовремя остановить развитие патологического процесса.

  • У ребёнка не получается произнести первое слово в предложении.
  • Первый звук, слог, им повторяется несколько раз.
  • Основные речевые показатели: плавность, ритмичность, темп речи, по причине возникающих судорог существенно нарушены.
  • Произнесение начальной фразы в предложении, вызывает большие сложности у ребёнка, что становится причиной возникновения длительных пауз во время разговора.
  • Употребление сторонних, лишних звуков, перед произношением отдельного слова — сигнал о присутствии начальной стадии заикания.
  • При обнаружении любого, из вышеперечисленных симптомов, настоятельно рекомендуется, незамедлительно проконсультироваться у логопеда или детского невролога. Время здесь работает против родителей. При раннем диагностировании проблемы, подобные речевые нарушения, врачу устранить существенно легче. Если момент упущен, то со временем, привычка вести разговор неправильно у ребёнка укрепляется, а процесс лечения заикания способен продолжаться весьма продолжительное время, месяцы, годы.

    Возможные осложнения

    Травма головного мозга, инфекционное заболевание, влияющее непосредственно на нервную систему, например, менингит, являются провоцирующими обстоятельствами для возникновения неврозной формы заикания. Подобная разновидность чрезвычайно опасна, поскольку протекает с тяжёлыми последствиями для здоровья организма. При этом коррекционный процесс крайне затруднителен.

    Усугубить речевые проблемы у ребёнка, способна сильная эмоционально-стрессовая ситуация. Причём примеров предостаточно: частая перемена места проживания, первые посещения детского сада, школы.

    Не стоит забывать про гормональные изменения, наблюдающиеся в организме во время подросткового периода, которые способны оказать своё негативное влияние на имеющейся речевой дефект.

    В большинстве случаев, дети, страдающие подобной проблемой, практически не обращают серьёзного внимания на речь. Пускай это будет сказано банально, но они просто “не замечают” своего заикания. Однако с взрослением, влияние речевых дефектов на психику подростка значительно усиливается.

    В этот период, может сформироваться большой спектр весьма негативных качеств характера: мнительность, тревожность, постоянное ощущение чувства неполноценности. Всё это, отчётливые сигналы, способные, в конечном счёте, привести подростка к депрессии.

    Стоит отметить, что печать негативности накладывается не только на страдающего человека, но и на его близких людей, переживающих, беспокоящихся о нём.

    Как вылечить заикание

    Вероятность полного устранения речевых проблем, связанных с возникновением заикания, существенным образом возрастает, если терапевтический процесс будет придерживаться комплексной направленности.

    Другими словами, для максимальной эффективности необходимы совместные усилия врачей нескольких специализаций: логопеда, детского невролога, психолога.

    Некоторые ошибочно полагают, что процесс лечения заикания можно осуществлять исключительно медикаментозными средствами.

    Однако подобная точка зрения весьма обманчива, поскольку таблетки неспособны обучить человека, страдающего от подобного недуга правильно говорить.

    В тоже время, использование лекарственных препаратов, учитывая возрастную категорию, способствует нормализации работоспособности нервной системы.

    Перечень терапевтических мероприятий, которые благотворно сказываются на самочувствии больного, значительно ускоряя процесс выздоровления, достаточно обширный:

    • физиопроцедуры
    • лечебная гимнастика
    • водолечение
    • иглоукалывание
    • фитотерапия
    • аромотерапия

    Фундамент успешной работы по исправлению речевых недостатков закладывается на приёмах у логопеда. Основная задача врача данной специализации, помочь заикающемуся человеку “изменить, перестроить” свою речь. Конечной целью является способность вести плавный разговор, размеренный и спокойный. Подключение к лечению заиканию психолога, позволит обучить человека стараться держать под контролем своё поведение, при стрессовых, эмоциональных потрясениях.

    Можно ли вылечить заикание — ответ на данный вопрос, несомненно, положительный, однако временные рамки терапевтического процесса, находятся в прямой зависимости от многих важнейших факторов. Среди них можно отметить: возраст человека, разновидность или форму проблемы, желания родителей настроить ребёнка должным образом на решение подобной проблемы.

    Оперативное начало лечебного процесса играет немало важную роль, являясь одним из ключевых индикаторов успешности устранения речевого дефекта. Если помощь логопеда будет оказана ребёнку с самых первых дней, то о возникшем заикании спустя несколько месяцев можно будет позабыть. Речь стабилизируется и восстановится.

    Конечно, возможны определённые сложности. Тогда, под руководством логопеда, ребёнку придётся овладеть определённой методикой самоконтроля собственной речи. Необходимо будет осознанно регулировать собственное произношение.

    Молодым родителям стоит взять на заметку тот факт, что если на первом году жизни, у ребёнка наблюдается чрезмерно высокий тонус, а в дальнейшем начинают проявлять себя разнообразные неврологические нарушения, то вероятность возникновения речевых проблеем чрезвычайно высока. Достаточно широк спектр возможных диагнозов:

    1. Речевое недоразвитие, сопровождающееся кардинальными нарушениями грамматики, произношения, лексики
    2. Невосприимчивость речи стороннего человека
    3. Проблемы с моторикой речи, движением мышц, в обязанности которых входит артикуляция
    4. Частичная утрата речи
    5. Ребёнку, с таким диагнозом, в обязательном порядке, кроме систематического посещения логопеда, необходима на постоянной основе помощь психоневролога.

      Формы заикания

      За временной интервал равный 24 месяцам, начиная с 2 лет, словарный запас ребёнка совершает просто головокружительный скачок вверх. Когда малышу исполняется четыре годика, то в большинстве случаев, к этому времени, в его багаже практически полный запас слов, если не взрослого человека, то уж подростка точно. Среди всего набора “функций”, которыми обладает человек, речь можно отнести к числу наиболее сложных.

      На любые трудности в развитии, малыш способен отреагировать негативно, а речевые нарушения, характеризующиеся заиканием, здесь располагаются на ключевых позициях. Рассмотрим немного подробней.

      1.Заикание может быть постепенным. Довольно часто, подобная речевая проблема, возникает у ребёнка в моменты, когда он начинает ощущать себя “заброшенным”, нелюбимым. В противовес этому, не меньшие неприятности могут подстерегать избалованного ребёнка, который ни в чем не знает отказа. Например, при возникновении жизненной ситуации, потребующей от него определённого самоограничения, ответная реакция на невиданное для него до той поры усилие, способна проявиться в виде масштабного речевого сбоя.

      2. Следующий вид — неожиданно возникающее заикание. Его развитие крайне стремительно, например, когда создавшаяся внезапно экстремальная ситуация, способна спровоцировать возникновение шокового состояния, а эмоции зашкаливают до предела. Страхи родителей “заражают” ребёнка, у которого, значительно большие опасения вызывает не столько произошедшее негативное событие, а реакция на него матери, отца.

      По окончанию подобного сильнейшего эмоционального потрясения, ребёнок может долгое время вообще не разговаривать. В дальнейшем, выход из шокового состояния, будет сопровождаться явными речевыми нарушениями.

      Какова будет реакция маленького ребёнка на стресс — в основе ответа на сей вопрос лежат индивидуальные особенности организма. Однако общий постулат можно сформулировать следующим образом: возраст ребёнка напрямую зависит от вероятности нанесения ему психологической травмы, которая способна вызвать заикание. Чем меньше, тем легче травмировать.

      3. Говоря о наследственной составляющей, можно констатировать, что прямой взаимосвязи с заиканием она не имеет. В тоже время, имеются семьи, где подобная проблема проявляется в каждом поколении.

      4. Наконец, последним в списке стоит упомянуть про подражание. Имеются семьи, где один из родителей, имеющий подобную проблему с речью, становится для ребёнка своеобразным “примером”, которому он стремиться вовсю подрожать. Кроме того, подобная эпидемическая опасность, может подстерегать вашего малыша в дошкольных учреждениях, например — детский садик. Ведь не секрет, что дети часто копируют своих сверстников.

      Основные правила правильной речи

      1. Разговорный ритм должен быть спокойным, следует с особенной чёткостью проговаривать каждый слог, слово.
      2. Необходимо чётко осознавать, что именно вы собираетесь произнести.
      3. Громкость разговора должна быть средней.
      4. Во время разговора спину рекомендуется держать прямо.
      5. Перед началом, следует произвести глубокий, скоротечный вдох при помощи рта.
      6. Экономьте дыхание, постарайтесь во время разговора, немного его задерживать.
      7. Гласные буквы следует произносить с максимальной уверенностью в голосе.
      8. На выдох произносите согласный звук.
      9. Если первая буква в слове гласная, то тон произношения должен быть тихим.
      10. Исключите акцент на согласные, при этом, немного растягивайте гласные звуки.
      11. Важно помнить, что грамотное, своевременно начатое лечение заикания, способно дать положительные результаты. Главное верить в свои силы.

        Своевременно интересуйтесь своим здоровьем, до свидания.

        life5plus.ru

        Заикание. Кто виноват и что делать?

        Заикание — расстройство артикуляции речи, при котором нарушается ее плавность, речь прерывается непроизвольным повторением отдельных звуков, чаще всего гласных. Понятие заикания включает в себя широкий спектр вариантов, начиная от мягкого, едва заметного “косметического” дефекта в форме замедленности речи, периодически возникающих нарушений вокализации отдельных звуков, и кончая тяжелой формой, когда заикание становится непреодолимым барьером для контакта с окружающим миром, когда нарушения артикуляции сопровождаются дрожанием губ, подбородка, судорогами лицевой мускулатуры, непроизвольным насильственным подергиванием головы.

        У людей с тяжелой формой заикания нередко присоединяются выраженные вегетативные нарушения еще в преддверии речевого контакта: сердцебиение, покраснение лица, ощущение нехватки воздуха.

        Нередко, а при тяжелых формах, как правило, заикание сопровождается нарушением эмоциональной сферы, возникает неуверенность в себе, страх, беспокойство задолго до предполагаемой встречи с незнакомыми людьми, а тем более, в момент стрессовой ситуации, например, во время прохождения интервью. Подобные дефекты речи часто становятся причиной нереализованности многих возможностей, создают массу сложностей в жизни.

        Заикание — проблема всего мира. На земном шаре этим недугом страдает более 60 млн. людей. Существует предположение, что наибольшее количество больных наблюдается в высокоразвитых странах. Так, на Африканском континенте заикание встречается значительно реже. Наименьшее число заик в Китае, что связано с фонетическими особенностями китайского языка. Мужчины болеют в 5 раз чаще, чем женщины, что объясняют анатомическими особенностями женского мозга, выявленными за последние годы. Существует международная ассоциация заикания, которая приняла Закон о правах заикающихся, присуждается множество частных грантов за вклад в изучение причин и методик лечения этого недуга.

        Несмотря на столь высокую распространенность проблемы, она явно недооценивается, а в быту часто даже не относится к заболеваниям, может быть по причине того, что “от этого не умирают”. Да, действительно, смертельных исходов заикание не имеет, но жить с этим недугом, особенно с тяжелой формой, очень трудно. Элементарный вопрос, любая мелочь превращается в проблему. Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается не вступать в беседу, хотя нередко обладает интересными фактами и глубокими знаниями по этой тематике. Необходимость ответить на самый простой вопрос, любая мелочь, превращаются в тяжелейшую, порой непреодолимую задачу; каждая фраза — в сложнейший экзамен. Лицо искажает судорога, вместо нужных слов вырываются прерывистые звуки.

        Подобные ситуации бывают тягостными и для окружающих: часто они испытывают неловкость, невольно пытаются подсказать и советуют не волноваться, что вызывает еще большую эмоциональную реакцию у больного, замученного борьбой за нужные слова. В результате создается замкнутый “порочный” круг, что еще более отрицательно влияет на членораздельность речи. Иногда те же самые люди, за исключением тяжелых случаев, способны говорить плавно, пока находятся в знакомой обстановке, среди родных и друзей.

        Возраст заикания чаще всего от 2-х до 4-х лет к моменту формирования фразовой речи. Почти как правило, манифестация заикания связывается с эмоциональным фактором. Чаще всего родители замечают, что ребенок начал заикаться с тех пор, как перенес сильный испуг или эмоциональный стресс: наказание в форме пребывания в одиночестве в темной комнате, укус собаки, рождение младшего братика, сестрички и взрыва ревности, испуг, смерть члена семьи. Палитра детских переживаний чрезвычайно велика, это может быть даже посещение зоопарка, или первый школьный день. Иногда ребенок начинает копировать друга-заику, но это форма “заразного” заикания обычно проходит сама по себе после разъяснительной беседы.

        Начало заболевания у взрослых, почти обязательно, возникает как реакция на психотравмирующие факторы. Такие случаи часто наблюдались среди “афганцев”, жертв стихийных бедствий, терактов и многих других, нередких в наше время стрессовых ситуациях.

        Существуют многочисленные направления изучения причин заикания, но в одном ученые едины: эмоциональный стресс — лишь вершина айсберга, это только триггерный фактор, пусковой механизм, а основная причина заикания остается пока окончательно не выявленной. Около сотни мышц участвуют в работе речевого аппарата. Одни формируют звуки, другие приводят в движение голосовые связки, третьи обеспечивают правильное дыхание, но все они должны действовать, как слаженный оркестр, под управлением хорошего дирижера. Где находится и куда исчезает этот дирижер в случае заикания?

        Не одно поколение ученых пыталось найти объяснение этой загадки. Существует теория, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в связи с чем они слышат собственную речь с некоторым опозданием, что и приводит к нарушению вокализации звуков. По данным немецких ученых, имеются микроскопические изменения в ассоциативных центрах правого полушария, от которых зависит плавность речи, но это лишь гипотеза без четких доказательств. Активно обсуждается вопрос о роли генетического фактора в возникновении заикания. Действительно, немало примеров, когда в семьях аналогичные формы нарушения плавности речи были в предыдущих поколениях. Семейные хроники нередко хранят воспоминания о заикавшихся родственниках, но столь же часто попытки найти случаи аналогичной болезни в родословных оказываются безрезультатными.

        zdorovie.com

        История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

        История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.

        Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), принадлежит Гиппократу (460 337гг. до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов.

        Аристотель (384 322 гг. до н.э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения речевых органов и патологию речи связывал не с изменением в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппарата.

        Р. Кён, в своей работе «Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи» пишет, что об этом страдании было известно еще в глубокой древности, так как уже во 2-й книге Пятикнижия говорится о Моисее, что он «был тяжел на язык». Подробнее и обстоятельнее рассказ о Захарии, внезапно лишившемся языка и мгновенно возвратившем утраченный дар речи, который мы находим в 1 главе Евангелия Луки. Далее, в сочинениях Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Плутарха и Галена находим примеры расстройства речи, которые, по описанию этих ученых, должны быть признаны за заиканье. Так, например, известно, что греческий оратор Демосфен страдал в молодости каким-то пороком речи, препятствовавшим осуществлению его заветного желания — сделаться публичным оратором, и что он, упражняясь в громкой декламации на берегу моря, при чем набирал полный рот камней, настолько избавился от этого зла, что восхищал впоследствии своим ораторством слушателей. Не менее вескими доказательствами тому, что и в древние времена нарушения речи составляли обычное явление, служат знаменитые римские ораторы и поэты Цицерон, Овидий, Виргилий, Гораций и много других».

        Позже, в XVII — XVIII вв. заикание объясняли несовершенством периферического речевого аппарата. Указывались такие несовершенства как отверстия в твердом небе, через которые на язык просачивается слизь и затрудняет речь, углубления в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при движении, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

        Заикание часто связывали с трудностями функционирования органов речевого аппарата, например, судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый вдох (Беккерель), спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах), несогласованность процессов мышления и речи (Блюме), несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного аппарата.

        Профессор анатомии Меркель считает, что заикание происходит от несовершенства воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам речи, которое ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного аппарата.

        В начале XIX в. заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата: с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи; как результат искажения звукопроизношения; органического поражения голосового аппарата или неполноценной работой головного мозга.

        В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. И.А. Сикорский в своей работе «Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей» отмечает, что существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах.

        Другой чертой характера заикающихся, по мнению И.А. Сикорского, является чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа. И.А. Сикорский пишет: «Эти больные легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собой, но снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами».

        Материалы по педагогике:

        Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников
        В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории: · Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 28 .

        Специфика словарной работы и её основные принципы
        Словарная работа охватывает усвоение младшими школьниками в доступной форме новых слов и значений; начальную стадию ознакомления с эмоционально-экспрессивной окраской слов, сферой их употребления; усвоение понятий о многозначности и переносных значениях, о синонимах, антонимах, паронимах; активизац .

        Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
        Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним .

        www.solideducator.ru

        Выводы и проблемы. Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубле.. 612

        ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

        Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разобрать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание. В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.

        Во-первых, оно трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голос, дыхание, артикуляция).

        Во-вторых, заикание трактуется тоже как сложное невротическое расстройство, но явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

        В-третьих, заикание понимается как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

        В-четвертых, механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Этот механизм также еще недостаточно изучен. Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом случае надо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство. Один подход — только физиологический, нейрофизиологический, психологический, психолингвистический — недостаточен для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания нет, есть разное заикание у каждого заикающегося в разных ситуациях общения и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать дифференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся.

        Один из важных вопросов, требующих решения, — преемственность в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений. Заикающийся ребенок, посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом. Документов, регламентирующих эту связь как обязательную, не существует. Продолжение коррекционного воздействия на заикающегося зависит от настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда сформировать группу заикающихся школьников. Таким образом, результаты устранения заикания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник теряет приобретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются условия социальной адаптации ребенка. На современном уровне развития логопедической помощи в стране можно наметить следующие пути решения проблемы преемственности. Один из путей — катамнестическое изучение заикающихся, проведенное через 1 — 3 года после посещения речевого дошкольного учреждения, оно может послужить созданию связи между детским садом и школой.

        Второй путь решения вопроса о преемственности — повышение психологической грамотности логопедов. Через изучение тех психологических характеристик, которые должны отражать в своем заключении о ребенке логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый материал. Имея данные о личности заикающегося ребенка в раннем детстве, школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его поведения, микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет логопедический и обязательно психотерапевтический путь воздействия. На логопедических занятиях с заикающимися младшими школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикающемуся ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводит элементы учебной деятельности. Требует решения проблема логопедического воздействия на заикающихся детей преддошкольного возраста и связи в работе логопедов, оказывающих логопедическую помощь заикающимся детям разного возраста. Наиболее эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до 4 лет, поэтому необходимо решить вопрос преемственности в работе логопедов в системе народного образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для заикающихся с соответствующими медицинскими, воспитательными и логопедическими кадрами.

        Перспективно в плане решения проблемы заикания создание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от рождения до возраста, в котором возникает заикание, способствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного периода. Требуют дальнейшей разработки перспективные психологический и психолингвистический аспекты заикания.

        Контрольные вопросы и задания

        1. Раскройте механизм заикания с позиций физиологического подхода.

        3. Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.

        4. Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до настоящего времени?

        5. Каковы предпосылки создания комплексного подхода к устранению заикания?

        6. Какова этиология заикания?

        7. Симптоматика заикания.

        8. Течение заикания в разные возрастные периоды.

        9. Особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.

        10. Методика обследования заикающихся разного возраста.

        11. Общая характеристика комплексного лечебно-педагогического подхода к устранению заикания.

        12. Назовите основные задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми.

        13. Раскройте основные задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

        14. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды.

        15. Охарактеризуйте современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста.

        16. В чем заключаются особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками?

        17. Раскройте особенности логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми.

        18. Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания?

        19. В чем значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками?

        20. Как реализуются дидактические принципы в логопедических занятиях с заикающимися?

        21. Расскажите о возможностях использования наглядных пособий и технических средств обучения на логопедических занятиях с заикающимися.

        22. Сравните формы организации логопедической помощи заикающимся в системах образования и здравоохранения.

        23. Какие факторы влияют на эффективность преодоления заикания у детей? Назовите причины рецидивов.

        Литература

        1. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. — М.,1969.

        2. Асатиани Н. М, Заикание у взрослых // Заикание / Под ред.

        3. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.

        4. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

        5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М., 1968.

        6. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.

        7. Заикание / Под ред.

        8. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4—25.

        9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.,1968.

        10. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983.

        11. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

        12. Селиверстов В. И. Заикания у детей. — М., 1979.

        14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 356—553.

        15. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.

        17. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.

        18. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся обще образовательной школы. — М., 1980.

        studepedia.org