Профессии для детей с аутизмом

Темпл Грандин: «Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера»

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

— Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.

— Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.

— Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, — это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди «покупали» их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Таблица 1

Плохие профессии для людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память

Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно

Официант – особенно трудно следить за разными столиками

Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки

Агент по авиабилетам – нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили

Фьючерсная торговля – в принципе невозможно

Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс

Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2

Хорошие профессии для визуальных мыслителей

Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.

Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.

Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.

Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.

Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.

Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.

Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.

Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.

Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.

Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.

Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.

Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.

Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.

Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.

Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.

Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.

Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.

Таблица 3

Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.

Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.

Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.

Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.

Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.

Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.

Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.

Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.

Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.

Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.

Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.

Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.

Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.

Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.

Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.

Таблица 4

Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками

Расстановка книг по полкам в библиотеке – может запомнить всю систему учета и расположение полок.
Фабричная сборка – особенно в тихой и спокойной обстановке.

Копирование – работа с копиром.

Уборщик – мытье полов, туалетов, окон и уборка в офисах.

Фабрики по переработке – работа по сортировке.

Работа на складе – разгрузка грузовиков, расстановка коробок.

Озеленительные работы – стрижка газонов и другие подобные работы.

Ввод данных – не подходит людям с серьезными моторными проблемами.

Рестораны быстрого обслуживания – уборка и приготовление пищи, если нет требований к краткосрочной памяти.

Уход за растениями – полив растений в крупных офисных зданиях.

www.aspergers.ru

Профессии для детей с аутизмом

За последние десять лет количество людей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. Раньше аутизм диагностировался у 4-5 детей на 10 тыс. человек, а сейчас — у каждого 110- го. Таким образом, вопрос адаптации аутистов становится важным не только с социальной точки зрения, но и с экономической. Кое- где эта проблема решается вполне успешно, и они становятся процветающими профессионалами.

Аутизмом называют расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

При этом 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами так называемого аутистического спектра демонстрируют необычные способности. простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов.

При так называемом синдроме саванта, когда человек обладает не двумя, а одним полушарием мозга, обнаруживаются чрезвычайные таланты в узких областях при зачастую полной бытовой беспомощности человека.

Но при этом большая часть аутистов (свыше 90%) страдают от безработицы или неполной занятости. В американской компании Aspiritech к работе над тестированием программного обеспечения привлекают людей, страдающих аутизмом.

Офис Aspiritech в силу индивидуальных особенностей работников представляет собой странное зрелище. Кто-то не выносит яркого света, кто-то не терпит вмешательства с своей личное пространство, работник может встать и побежать по офису, или закричать что-то невразумительное…

Но как считает руководство компании, аутисты являются прекрасными работниками,. У компании очень солидные заказчики, среди которых Microsoft и Oracle, которые вполне удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Свыше 80% сотрудников компании Aspiritech страдают синдромом Аспергера, который считается одним из видов аутистических расстройств, не препятствующим элементарной социализации.

Люди с синдромом Аспергера могут быть крайне увлечены какой-то определенной областью знаний и быть в ней высококлассными специалистами. Неслучайно сам Ганс Аспергер называл некоторых своих юных пациентов «маленькими профессорами».

Они способны к долговременной концентрации и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям, к счету.

Учитывая, что тестирование требует высокого внимания к деталям и выполнения ряда рутинных операций, аутисты с данным расстройством хорошо подходят для выполнения данной работы.

При этом руководство компании Aspiritech, заверяет, что их сотрудники не менее сообразительны, чем здоровые люди, однако более работоспособны в назначенной сфере деятельности.

Сотрудникам фирмы позволено опаздывать на работу, их не ругают в том случае, если обнаружена ошибка в работе. При этом платят неплохие — от $2200 до $2500 долларов в месяц, сообщает Associated Press.

В свое время, сын основателя компании Моше Витцберга, имел проблемы с работой из-за диагноза «синдром Аспергера». По этой причине руководство Aspiritech и взялось помогать людям, страдающим аутизмом.

Как считают специалисты, компьютерные специальности неплохо подходят аутистам. Более того, многие высококлассные программисты являются людьми с теми или иными чертами аутизма или синдромом Аспергера.

Также в числе предпочтительных для аутистов специальностей называются бухгалтерское дело, библиотечное, архивное и чертежное дело, изобразительное искусство. Аутистам неплохо подходит археология, палеонтология, музейная работа.

Для некоторых аутистов хорошо подходят профессии, требующие подключения визуального мышления — как автоматизированное проектирование, архитектурное моделирование конструкций, промышленный дизайн и пр.

К примеру, в 2008 году сотрудник Массачусетского технологического института Вэнди Джейкоб основала студию, где с помощью аутистов разрабатываются радикально новые художественные и конструктивные решения в области интерьерного дизайна и дизайна бытовых предметов именно для людей с аутистическими расстройствами. Таким образом, начинает складываться и специфический рынок.

Также подходят специальности, связанные с четким выполнением определенных действий в определенное время. Причем аутисты не нуждаются в коллективе и могут вполне эффективно работать в одиночестве.

Но для них скорее всего окажется непосильной работа, связанная с быстрой обработкой информации в краткосрочной рабочей памяти. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

www.medpulse.ru

Судьба аутистов в России

Число аутистов катастрофически растет во всем мире. В России же аутисты редко становятся полноценными членами общества. Как правило, диагностика аутизма в России проводится на относительно позднем этапе, когда многие возможности уже упущены. Большинство малышей-аутистов в нашей стране не ходят в детский сад и учатся в школах для умственно отсталых, тогда как во многих странах мира почти все дети с такими расстройствами посещают обычные сады и школы. Мировой опыт показывает, что при правильном подходе к аутистам эти люди способны быть первоклассными специалистами во многих профессиях, создавать семьи и служить в армии, но полноценными членами российского общества удается стать лишь немногим из них.

ПОДРОБНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

СУДЬБА АУТИСТОВ В РОССИИ

Авторы: Светлана БАШАРОВА — Москва ; Валентин БОЙНИК — Иерусалим ; Борис ВИНОКУР — Чикаго ; Алексей СМИРНОВ — Стокгольм ; Виктор ШАНЬКОВ — Варшава

Аутисты — умственно отсталые или гении?

Греческое слово autos означает «внутрь», аутисты – люди, которые замкнуты на себе. Они очень разные. Например, детям с синдромом Каннера настолько безразличны и неприятны даже родные, что, хотя у них нормальный слух и голосовой аппарат, они не испытывают потребности учиться говорить и воспринимать речь. Без знания языка не развивается мозг, что приводит к умственной отсталости. У людей с синдромом Аспергера не только нормальный интеллект, но и нередко незаурядные способности в математике, программировании, музыке, лингвистике, шахматах, но они также не умеют и не стремятся общаться. «Аутизм – это слабость жизненного тонуса, когда у человека не хватает сил на людей, и он интересуется тем, что мертво, – рассказала «НИ» доцент факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Марина Бардышевская. – Формы и степень нарушений бывают очень разными. Это могут быть двухлетние дети, которые приходят на прием с айпадами и прекрасно играют на нем в игры, но не узнают себя в зеркале и не узнают собственную мать. Это могут быть взрослые люди, которые сутками сидят за экраном и верят, что цифры и мелькающие картинки важнее, чем их собственные дети и люди вокруг».

Ученые называют множество причин возникновения аутизма – от возраста родителей до негативного воздействия прививок. Как пояснил «НИ» заслуженный врач России, академик РАЕН Евгений Лильин, 18 лет руководивший реабилитационным центром «Детство», роль играют и генетические факторы, и факторы среды. Среди последних – питание, экология, условия жизни, климат. «Я не разделяю мнение, что одна прививка может привести к аутизму, – добавила «НИ» Марина Бардышевская. – Вызывая в ряде случаев интоксикацию, прививка является провоцирующим фактором. Но тот же эффект может дать перенесенный грипп, ситуация испуга, острая травма, отравление, ожог. Эти «провокаторы» сработают в семьях, где есть предрасположенность к аутизму. Нередкий случай, когда оба родителя – профессионалы высокого ранга в сферах, где все основано на систематизации. Например, мама лингвист, папа программист или музыкант. Вполне вероятно, что один их ребенок будет увлекаться языками, а другой уйдет в аутизм».

С каждым годом аутистов становится больше. Детский невролог Минздрава Андрей Петрухин неделю назад назвал аутизм одной из самых распространенных детских болезней. По его словам, в России им страдает один ребенок из тысячи. Другие российские эксперты называют еще большие цифры. По словам Марины Бардышевской, практически в каждой группе детского сада есть ребенок с аутистическим расстройством. Как рассказал Евгений Лильин, по статистике советского времени один аутист приходился на 150 тыс. детей.

В других странах цифры также растут с огромной скоростью. В США в 1970-е годы один аутист приходился на 10 тыс. детей. Сейчас, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (подструктура Минздрава), один аутист приходится уже на 88 детей. При этом два года назад аутистов в США насчитывалось на 23% меньше, чем сейчас. В Израиле за последние семь лет их стало в два раза больше, и сейчас аутизмом в этой стране страдает каждый 200-й ребенок. Польская статистика причисляет к аутистам одного ребенка из тысячи, шведская – одного из 500.

Как рассказал «НИ» председатель общества помощи аутичным детям «Добро» Сергей Морозов, российская статистика не может быть достоверной из-за некачественной диагностики. «Сейчас аутистам нередко ставят шизофрению, умственную отсталость – что хотите», – говорит собеседник «НИ».

В письме президенту, которое подписали более 600 родителей, Виктория Исаева, мама шестилетней Насти, больной аутизмом, пишет: «На сегодняшний день врачи России очень часто неправильно диагностируют аутизм, определяя ребенка в категорию «необучаемых», и тем самым закрывают все двери в будущее нашим детям».

Нередко врачи, наоборот, «записывают» в аутисты психически здоровых детей. Шестилетнему Даниле Урмашу два года назад поставили этот диагноз и совсем недавно сняли: оказалось, что он просто плохо слышит. «Мы гостили у моей мамы в Свердловской области, и оттуда поехали в психоневрологический диспансер в Екатеринбурге, – рассказала «НИ» мама Данилы Марина. – Добирались часа 3–4, Даня сильно устал и не хотел делать то, что ему говорили врачи. Его посмотрели психиатр, логопед и психолог – каждый минут по пять. Особо с ним никто не разговаривал и не давал ему никаких заданий. Посмотрели, как он себя ведет, поняли, что он в четыре года не разговаривает, и сказали, что все понятно. Предложили пить лекарства. Мы их не пили».

В прошлом году Данила лежал в шестой детской психиатрической больнице в Москве, но и там не заметили, что он не аутист. «Я его положила туда для того, чтобы уточнить диагноз, – говорит Марина. – Мне поклялись и побожились, что ребенку без моего ведома не дадут ни одного лекарства. Но как минимум дважды, судя по выписке, ему кололи мощное успокоительное. Когда я спросила, в чем проблема, мне сказали: «Ваш ребенок много плакал». Плакать – это, видимо, страшное нарушение».

Диагноз, по словам Марины, Дане снял известный платный психиатр. «Он нам сказал, что не видит аутизма, что Даня похож на глухого, – говорит Марина. – Проверили слух, оказалось, что есть тяжелое нарушение: он слышит только громкие звуки. Если бы об этом стало известно раньше, когда ему было четыре или два года, он бы надел слуховые аппараты и сейчас мог говорить, как обычный человек. Сейчас он говорит только пару слов, и то не полностью. Осваиваем жестовую речь: жесты идут хорошо, а обычные слова – плохо».

По словам автора и преподавателя сертифицированной программы обучения поведенческих аналитиков в России Юлии Эрц, диагностика аутизма среди российских детей проводится «относительно на позднем этапе». «В Израиле сейчас практикуется ранняя диагностика, – говорит г-жа Эрц. – То есть аутичные черты диагностирующий врач может заметить в 1,5–1,8 года. И начиная с этого времени уже можно обучать ребенка и проводить различного рода терапию». Как рассказал «НИ» Евгений Лильин, в России аутизм выявляется обычно у детей от двух до четырех лет.

По словам Юлии Эрц, в Израиле врач прежде всего назначает занятия для коррекции поведения, а в России таких занятий проводится гораздо меньше, зато нередко ребенку предлагают излишнее медикаментозное лечение. Между тем, по словам Марины Бардышевской, совсем без таблеток не обойтись: «Мягкие формы аутизма лечатся без всяких лекарств. Но если ребенок не спит, не ест, кусает себя, разрушает своим душевным страданием и поведением жизнь своих близких, не пытается использовать речь для общения, без медикаментов не обойтись».

«Посторонним» вход запрещён

«В детский сад аутистов принимают, – рассказал «НИ» Сергей Морозов. – Но потом выгоняют, потому что с ними сложно. Остаются 2–3%, которые не мешают другим». «Специальных коррекционных садов в Подмосковье нет вообще, – заявила «НИ» Марина Урмашу. – Даня, когда у него был диагноз аутизм, пошел в обычный сад, но потом нас не то что выгнали – выжили: воспитательница жаловалась, что не может с ним справиться, дети дразнили, поэтому я его забрала. Сейчас он не ходит в сад, а осенью пойдет в школу для слабослышащих».

В России есть коррекционные школы восьми видов для детей с разными нарушениями, например с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Несмотря на то что аутизм, по словам врача Андрея Петрухина, является четвертой по распространенности детской болезнью, специальных школ для аутистов почти нет. В Москве есть только одна такая школа, и в ней только начальные классы. Она входит в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с аутизмом. Как рассказал «НИ» ее директор Владимир Касаткин, на большей части уроков детей обучают элементарным бытовым навыкам – смотреть в лицо собеседнику, отвечать на вопросы, поддерживать разговор.

По словам Владимира Касаткина, у 70% учеников вместе с аутизмом стоит диагноз умственная отсталость. Окончив начальные классы, они идут в школы для умственно отсталых детей. Те аутисты, у которых встречаются нарушения слуха, идут в школы для слабослышащих. «Есть много детей, которые готовы освоить программы массовой школы, но учителя испытывают серьезные сложности в работе с ними, потому что наполняемость классов большая, – рассказал «НИ» Владимир Касаткин. – Там, где учителя не справляются, детей могут перевести на надомное обучение. В этом случае их учат не столько преподаватели, сколько родители. Или родители ищут частную школу, где наполняемость классов меньше. Нельзя сказать, что в массовых школах учатся только единичные аутисты, но их число невелико».

Между тем, по данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, не менее 90% детей-аутистов ходят в детские сады и школы наравне с остальными сверстниками. «Нет ни одного зарегистрированного случая дискриминации аутистов со стороны администрации школ», – говорит представитель Национальной ассоциации учителей Маргарит Гейгер. Нет отдельных классов для аутистов и в Польше. В этой стране родителей здоровых детей предупреждают о том, что в класс придет аутист, и те вправе отказаться от совместного обучения. Обычно никто не отказывается. По израильской статистике, более 60% аутистов оказываются социально адаптированными. Если же аутисты прошли курс интенсивного лечения в раннем возрасте, 74,7% таких детей обычно принимаются в обычные детские сады и школы.

Работа аутиста не боится

По словам Евгения Лильина, примерно четверть аутистов, если им оказывать качественную помощь, могут получить образование и жить, мало отличаясь от других людей. «Они поступают в вуз, выбирают разные профессии, устраиваются на работу и, если аутисту попадется радостная веселая супруга, значит, все будет в порядке, они будут нормальными членами общества, – говорит Евгений Лильин. – Но если ребенок родился не в Москве, а другом городе России, обычно все заканчивается печально: специалистов, которые будут «возиться» с ним, нет, ему ставят раннюю детскую шизофрению и помещают в соответствующее учреждение». Как рассказал «НИ» Сергей Морозов, в России нет статистики, показывающей, скольким аутистам удается окончить вузы. «В России вообще нет никакой официальной статистики, связанной с аутизмом», – говорит собеседник «НИ».

По словам Марины Бардышевской, аутисты с высоким уровнем развития интеллекта востребованы в обществе и добиваются успеха в ряде профессий как в России, так и за рубежом. «Их немало среди студентов престижных английских университетов, – говорит Марина Бардышевская. – Их там ласково называют Аспи – это сокращение от «синдрома Аспергера». В Лондоне для них в магазинах есть целые книжные полки с литературой о том, как общаться, как познакомиться с девушкой. Они заводят семьи, чтобы быть как все. Современные вспомогательные репродуктивные технологии и помощь профессионалов позволяют взрослым людям с аутистическими чертами родить детей. Однако они не смогут дать ребенку душевное тепло, которое ему необходимо. Например, шевеление плода, крик младенца с большой вероятностью будет оцениваться такими родителями, как угроза или агрессия, поэтому они будут избегать ребенка или проявлять ответную агрессию, а не заботу. В следующем поколении аутистические черты и проявления искажения развития будут выражены сильнее».

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в прошлом году школу окончили почти 50 тыс. детей с диагнозом аутизм. При этом только 45% из них поступили в колледжи, а 55% смогли найти себе работу. «Тем не менее я очень рад тому, что ситуация с высшим образованием для аутистов в корне изменилась за последние годы, – говорит психиатр, вице-президент Центра помощи больным аутизмом Питер Белл. – 20 лет назад, когда моему сыну поставили аутизм, ничего похожего не было. У таких, как он, не было шансов поступить в вуз и тем более получить работу».

В Израиле аутисты даже с умственной отсталостью могут быть помощниками воспитателей в детских садах или младшими медицинскими работниками. Многие сети магазинов предоставляют рабочие места для людей с психологическими проблемами. В Израиле аутисты даже служат в армии. С просьбой не отворачиваться от тех, кто мечтает встать в строй, к руководству ЦАХАЛ (армии обороны Израиля) обратилась администрация специализированной школы и родители. В октябре 2008 года военную форму надели первые восемь аутистов. Они прошли трехмесячный курс по подготовке к призыву, а затем в течение полугода служили на военных базах. Специальный курс по работе с таким армейским контингентом прошли и офицеры, в подчинение которых попали аутисты. В прошлом году в ЦАХАЛ служили семь аутистов.

«Люди с диагнозом аутизм обладают рядом ценных качеств, которых лишены их здоровые собратья. Главное из них – умение не терять концентрацию, выполняя длительную рутинную работу. По моим подсчетам, по крайней мере, один процент всех работ на крупном предприятии аутисты способны делать лучше всех прочих в силу особенностей своего заболевания», – эти слова принадлежат датчанину Торкелю Сонне, владельцу консалтинговой компании Specialisterne, которая работает на многие фирмы, производящие программное обеспечение, в том числе на Microsoft. Все 30 сотрудников Specialisterne, занимающихся поиском ошибок в новых программах, созданных заказчиками датской компании, являются аутистами.

Идея открыть необычную компанию пришла в голову Торкелю Сонне, когда его собственному малолетнему сыну поставили диагноз, казалось бы, закрывающий путь к полноценной жизни. «Я стал изучать особенности этого заболевания, тесно общаться с аутистами, и понял, что, по крайней мере, часть их превосходит по ряду показателей обычных людей. Брать их на службу – не благотворительность, а выгодное вложение средств. Моя компания не получает пособия от государства, а клиенты платят за наши услуги рыночную цену», – объясняет Торкель Сонне.

www.indigo-papa.ru