Профессиональный стресс и выгорание

Профессиональный стресс и выгорание

Особенности профессионального стресса менеджера по персоналу: синдром эмоционального выгорания

Краткая классификация эмоций. Влияние положительных эмоций на поведенческие процессы и мышление личности.

Синдром «эмоционального выгорания».

Симптомы профессионального выгорания руководителя (психофизические, социально-психологические, поведенческие).

Симптомы профессионального выгорания организации.

Модели «выгорания». Основные профессиональные деформации.

Средства коррекции «эмоционального выгорания.

В начале XX века американский психолог Р.Вудвортс [30] предложил линейную шкалу эмоций, которая, по его мнению, отражает весь континуум эмоциональных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними. Г.Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и получил круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому – противолежащие эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие-не-удовольствие, который, можно сказать, представляет собой знак эмоции [31] .

Рисунок 2. Шкала мимического выражения Шлосберга. На осях «принятие-непринятие» и «удовольствие– неудовольствие» отмечено 9 ступеней, характеризующих силу проявления реакций. Цифры с краю (1,00, 2,00 и т. д.) обозначают качественно различные пункты шкалы.

Американский психолог К. Изард [32] предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

4. Горе, страдание и депрессия.

9. Стыд и застенчивость.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными, потому что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное переживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое и психологическое значение [33] .

Например, радость характеризуется так: положительная эмоция, которая обычно следует за достижением или успехом в результате усилий, которые затрачивались не для достижения радости или пользы. Биологическое назначение радости: она усиливает социальные связи, предполагает освобождение от негативной стимуляции, облегчает привязанность к объектам, которые помогли уменьшить неприятные переживания. Психологическое значение: обеспечивает социальное взаимодействие, увеличивает устойчивость к фрустрации, поддерживает уверенность и мужество, успокаивает человека. Пути достижения радости: целенаправленная деятельность, открытость и искренность и расширение социального функционирования. Препятствия к достижению радости: формализация действий, наличие контроля, заурядность и монотонность жизни; безличные и чрезмерно иерархизированные отношения; догматизм со стороны родителей в процессе воспитания; неопределенность мужских и женских ролей в семье; преувеличение значения материального успеха и достижения; телесные недостатки.

Эмоции, как известно, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать, например, эффективность познавательных психических процессов. Являясь компонентом психики, эмоции имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы (паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности. Эмоции наполняют содержанием формы, которые выстраивает перед нашим взором разум, придают смысл оценкам, даваемым всему сущему нашим рассудком. Утрата человеком чувств, способности относиться к происходящему эмоционально (как это бывает при психической патологии) может переживаться крайне мучительно – это и есть знаменитая anaesthesiapsyhicadolorosa – «скорбное бесчувствие», при котором человек чувствует себя «окаменевшим, деревянным», жизнь теряет краски, окружающее становится застывшим, отдаленным, а время кажется остановившимся. Монотонная, «серая», лишенная событий жизнь также может приводить к эмоциональному обеднению с соответствующими тягостными переживаниями. При прочих равных условиях, чем активней человек, тем богаче его эмоциональная жизнь.

Любая болезнь является нарушением нормальной, естественной жизнедеятельности организма человека. Так или иначе, но различным болезням подвержены все живущие на Земле люди. Даже ведущие активный образ жизни начинают ощущать боли различных органов, с одной лишь разницей, что это может происходить несколько позднее, чем у людей, не слишком заботящихся о своем здоровье. Люди привыкли связывать свои заболевания с внешними факторами, забывая часто про внутреннее состояние и его влияние на здоровье всех органов. Эмоции человека являются его постоянным спутником и представляют собой отношение человека к повседневным событиям его жизни, ощущениям, а также сигналам внешнего мира. Эмоции отражаются на внутреннем мире, нередко вызывая достаточно неприятные ощущения, такие, как боль в животе, сердечная боль, шум в ушах, учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, урчание в животе и многое другое. Все эти ощущения являются для человека неприятными и воспринимаются с большим беспокойством. Есть ощущения, которые человек воспринимает иначе – освобождение мочевого пузыря, хороший сон и съеденное вкусное блюдо. В любом случае, человек испытывает эмоции, положительные или отрицательные. Особенно чуток человек к таким сигналам внешнего мира, как похвала, награда, подарок, врученный к празднику, радостное известие – все это вызывает самые приятные эмоции, делая счастливым и спокойным, уверенным в себе и умиротворенным.

Рассматривая взаимосвязь отрицательных эмоций и психопатологического состояния организма или появления стресса, принято считать, что подобные состояния у человека вызывают сильные эмоциональные потрясения, разряды и аффекты. Однако практика показывает, что причинно-следственная связь здесь намного сложнее – отрицательные эмоции не обязательно выражаются в невротических состояниях человека или стрессе, а могут постепенно накапливаться в коре головного мозга. Достигнув момента, когда количественные изменения переходят в качественные, они и приводят к возникновению невротических состояний, нервных срывов, стресса. К сожалению, человек привыкает (адаптируется?) к отрицательным эмоциям, к стрессу. Иногда достаточно одного упоминания вызывающего отрицательные эмоции объекта, как негативное влияние на системы организма будет запущено. Многие недооценивают значение эмоций, а ведь именно они (и положительные, и отрицательные) заставляют сердце биться чаще, тем самым увеличивая, ускоряя изнашивание ресурсов, что повышает вероятность развития атеросклероза, в особенности, тогда, когда учащенное сердцебиение сопровождается серьезным повышением артериального кровяного давления. Перенапряжение нервной сферы является едва ли не основной причиной развития гипертонической болезни, что уже достаточно давно доказано. Но не стоит думать, что на сердечно-сосудистой системе влияние эмоций ограничивается – они влияют и на прочие системы организма, которые отражают эмоции в виде различных функциональных расстройств. Наиболее сильные и продолжительные эмоциональные деструктивные всплески способны приводить вначале к функциональным нарушениям, а после – к органическим изменениям систем мочевыделения, дыхания, пищеварения, а также желез внутренней секреции – картина стресса здесь нарисована вполне различимо.

Нам известно, что огромнейшее влияние на развитие и течение стресса играет настроение человека – все люди разные, и каждый из нас относится к своим проблемам по-разному, с различной степенью эмоциональности. Любые, даже самые мелкие события и происшествия, болезни и раздражения, поступающего из внешнего мира и внутренней среды человека воспринимаются в соответствии с типом высшей нервной деятельности, темпераментом, который, в свою очередь, складывается под влиянием реализации обусловленных наследственностью особенностей высшей нервной деятельности. Влияние эмоций на состояние здоровья организма, на появление/отсутствие стресса доказывает тот факт, что люди, беспокоящиеся о своем здоровье, часто мнительны, постоянно думают о том, как бы не заболеть, а, в конечном итоге, чаще всего и болеют…

Итак, эмоции – субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.). Как правило, эмоции возникают за счет первичной активации специализированных (эмоциогенных) структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает появление положительного эмоционального состояния (положительные эмоции), которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которое организм стремится устранить или ослабить. Биологическое значение эмоций определяется самой их оценочной функцией, благодаря которой организм стремится заблаговременно и быстро отреагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей. Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения) личностью. Выполняя функции отрицательного или положительного подкрепления, они способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения или же устранению реакций, утративших свое биологическое значение. Таким образом, эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей организма.

Эмоции человека, в основном, социально детерминированы. Они, как и практически все поступки человека, обусловливаются нормами морали и права, присущими каждой общественно-экономической формации, данному социуму. Отсюда – высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.

Эмоции являются компонентом различных стадий системной организации целенаправленных поведенческих актов различной степени сложности. Выраженность их на различных стадиях целенаправленных поведенческих актов индивидуальна и зависит от биологической и социальной значимости поведенческого акта, степени его автоматизации, наличия препятствий к достижению цели и т. д. Возникновению любой потребности человека всегда сопутствует чувство неудовлетворенности, которое усиливается при всякой неудачной попытке достигнуть удовлетворения, когда результат совершенного действия не соответствует поставленной цели. Биологический смысл отрицательных эмоций, сопровождающих такие потребности, состоят в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих их удовлетворению. Достижение, успех приводят к возникновению другого крайнего состояния организма – положительной эмоции. Субъективно это сопровождается ощущениями наслаждения, радости. Положительные эмоции несут награду. Положительные эмоции позволяют организму быстро оценить радость – они связаны с механизмами сенсорного насыщения, широко представленного в процессах удовлетворения половых, питьевых, пищевых и прочих потребностей. При этом, по мере обучения и неоднократного удовлетворения однотипных потребностей человек приобретает способность руководствоваться не только отрицательными эмоциями, но и представлениями о тех положительных эмоциях, которые его ожидают – опыт позволяет предвидеть положительные эмоции. В эволюционном аспекте истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости и таксисы. Однако истинные эмоции связаны с развитием специальных структур мозга, в первую очередь лимбических образований, благодаря которым произошел переход активного характера поведения животных на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания собственного состояния в качестве побудительной и движущей силы поведения [34] .

Конечно, нас больше обрадует возможность отреагировать положительно, отрицательные эмоции – это и стресс, и выгорание, и целый комплекс заболеваний.

Синдром эмоционального выгорания – специфический вид [чаще всего профессиональной] деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Г.Фрейденбергером еще в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.

Сегодня выделяют три основных фактора, играющие роль в синдроме эмоционального выгорания – личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Исследования показали, что такие переменные понятия как возраст, семейное положение, стаж работы не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение – у них отсутствует связь мотивации (например, удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию». Фрейденбергер описал «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и – одновременно – неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и легко солидаризирующихся [35] . Этот список сейчас дополняется «авторитаризмом» и низким уровнем эмпатии. Кроме того, обозначены следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Уже установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Труд в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности [за свои профессиональные действия] этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания, в основном, те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция [но успешный результат зависит именно от слаженных действий].

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Или – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это и нечеткая организация и планирование труда, и недостаточность необходимых средств, и наличие бюрократических элементов, и многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, и наличие конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.

Для всего этого существует прекрасный термин – стрессогенность.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания – наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу, специалисту, работнику в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) – это отдельная и совершенно особая группа людей, несущих часто тот самый важный стрессогенный фактор, способствующий профессиональному выгоранию всех, кто общается часто с вышеназванными персонажами.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания. Согласно ей, выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает чаще всего представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель (В. Шауфелл и др.). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй – деперсонализация – проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного» [36] .

Трехфакторная модель (К.Маслач и др.). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п. Третья составляющая эмоционального выгорания – редукция личностных достижений – может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [37] .

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т. д [38] .

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают его как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии. Подобные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию человек пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы:

физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/ деперсонализация);

поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Ученые попробовали определить эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс:

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»): работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом, однако по мере продолжения [рабочих] стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;

2. Вторая стадия («недостаток топлива») – появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации человек может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью;

3. Третья стадия (хронические симптомы) – чрезмерная работа без отдыха, особенно у «работоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера);

4. Четвертая стадия (кризис) – развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены») – физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни. У человека появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [39] .

Б.Перлман и Е.Хартман [40] (1981) представляют четыре стадии эмоционального выгорания:

– напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания;

– сильные ощущения и переживания стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных;

– реакции основных трех классов (физиологические, аффективнокогнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях;

– эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия – определенного физического или психологического дискомфорта. Эта стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Немецкий психолог М.Буриш (1994) полагает, что развитие синдрома эмоционального выгорания идет таким образом: сначала возникают значительные энергетические затраты – как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. М. Буриттт выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

• ограничение социальных контактов

• угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

• потеря положительного восприятия коллег;

• переход от помощи к надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

в) По отношению к профессиональной деятельности:

• нежелание выполнять свои обязанности;

• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;

3. Эмоциональные реакции

• постоянное чувство вины, снижение самооценки;

• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения а) Сфера интеллекта:

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

• отсутствие собственной инициативы:

• снижение эффективности деятельности;

• выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:

• безразличие, избегание неформальных контактов;

• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;

• избегание тем, связанных с работой;

• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета

• неспособность к релаксации в свободное время;

• бессонница, сексуальные расстройства;

• повышение давления, тахикардия, головные боли;

• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка

• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [41] .

Универсальных методик выхода из стресса, к сожалению, нет – только комплексное, многоуровневое воздействие: медикаментозное лечение, музыка, чтение литературы, психометоды. Большинство их направлено на саморазвитие человека и основано на таких принципах или способах саморегулирования:

релаксация – в основе ее лежит сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению; в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания. Основа релаксации – наше тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается, когда расслабляется тело. И здесь важно – правильное дыхание, ощущение тепла, тяжести тела, сосредоточение внимания на предмете;

– концентрация – чтобы почувствовать и понять свое внутреннее состояние, можно сосредоточиться на внутренних ощущениях, мыслях и образах, которые возникают в сознании. В основе концентрации лежит управление вниманием. Здесь важно – умение фокусировать внимание на определенном явлении; развитие произвольного внимания с помощью волевого усилия; умение сосредоточиться на различных внутренних процессах; умение переключаться с внутренних процессов на внешние и наоборот. Собственно, это иногда не совсем точно называется медитацией;

– визуализация – она помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытывал вообще и, таким образом, обогатить и освежить свои чувства, развить интуицию. С помощью визуализации можно заставить работать подсознание;

– самовнушение – это утверждение от первого лица и в настоящем времени, способ создать положительный образ самого себя и закрепить его с помощью слов. При самовнушении должны определяться только позитивные жизненные утверждения. Должны использоваться краткие формулировки – «я хочу, я буду, я есть».

В последнее время на основе этих методов создаются различные комбинированные программы. В их основе лежат способы самосохранения и развития психики.

Представим тренинг по профилактике и коррекция синдрома выгорания, целью которого является развитие всех подструктур личностного и профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своем образе Я как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) как основное условие профилактики и коррекции синдрома выгорания.

Достижение указанных цели предполагает информирование о симптомах и факторах эмоционального выгорания, повышение уровня коммуникативных навыков, компетентности в области разрешения конфликтов, овладения приемами снятия симптомов стресса, выработки навыков саморегуляции и тайм-менеджмента.

Программа может включать в себя следующие блоки:

Блок 1. Представление об эмоциональном выгорании.

– информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;

– актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;

– обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.

Блок 2. Коммуникативная компетентность.

– информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);

– осознания своих коммуникативных особенностей;

– выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.

Блок 3. Конструктивное поведение в конфликтах.

– информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;

– осознание своего поведения в конфликте;

– формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Блок 4. Саморегуляция.

– информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

– актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

– обучение основным приемам саморегуляции.

Блок 5. Аутогенная тренировка.

– информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

– освоение ступеней АТ.

Блок 6. Целеполагание и управление временем.

– информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

– анализ использования рабочего времени, его планирование;

– выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

www.e-reading.mobi