Профессиональный стресс спасателя

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ 2 КЛАССА ТЕМА №1 (12 часов)

Профессиональное здоровье спасателя

Номер занятия, количество часов и

ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа)

1. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя.

2. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС.

Изучить психологические свойства, структуру направленности и темперамент спасателя

ЗАНЯТИЕ №2 (2 часа)

1. Понятие профессионального здоровья. Компоненты профессионального здоровья. Психологическая устойчивость.

2. Компоненты психологической устойчивости: мотивационный, сенсомоторный, когнитивный, эмоционально – волевой. Смысловая сфера профессионала.

Изучить морально-психологические основы и мотивацию деятельности спасателя

ЗАНЯТИЕ №3 (2 часа)

1. Профессиональный стресс. Причины возникновения. Последствия профессионального стресса: психосоматика, аддиктивное поведение, девиантное поведение. Формы и методы профилактики профессионального стресса.

2. Психологическая подготовка специалиста для работы в ЧС. Основные направления психологической подготовки. Профессионально важные качества. Динамика ПВК при повышении классности спасателя. Виды и методы психологической подготовки.

Изучить психологическое воздействие обстановки при ЧС природного и техногенного характера, методы предупреждения и пресечения панических реакций, противодействие слухам.

ЗАНЯТИЕ №4 (2 часа)

1. Внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста.

2. Причины возникновения. Формы и методы профилактики синдрома «выгорания».

Изучить признаки синдрома «выгорания».

ЗАНЯТИЕ №5 (4 часа)

1. Система методов и приемов саморегуляции.

2. Самовнушение, самоподкрепление. Медитация как способ саморегуляции.

Изучение путей и приемов саморегуляции спасателя.

sajt-spasatel.ru

Особенности профессиональной деятельности спасателей

В настоящее время существует много психологических исследований опасных профессий посвящённых анализу влияния на работника внешних неблагоприятных факторов среды (свет, шум, давление, вибрация, радиация, СВЧ-излучение и другие), условий обитания человека и изучению посттравматических и острых стрессовых расстройств.

В зарубежной литературе указывается на два типа реакций человека в экстремальных условиях. Первый тип реакции заключается в том, что субъект в первую очередь обращает внимание не на себя, а на устранение опасности. Второй тип показывает обратный порядок событий [3, с.96].

А.В. Солодкова и Е.А. Милерян считают, что, эффективность действий человека в экстремальных условиях зависит от типа его поведения, и, в частности, выделяет три типа: «напряженный», «трусливый», «тормозной». Так, «напряженный» тип характеризуется повышенной напряженностью в выполнении задания, «трусливый» — в преднамеренном уклонении от выполнения порученных ему функций, «тормозной» — выражается в полной заторможенности его действий [27, с.368].

По мнению Л.А. Китаева-Смыка, воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации [17, с.294].

В работах В.А. Петровского по проблеме поведения субъекта в условиях опасности отмечается, что некоторые индивиды при наличии явной угрозы испытывают острое влечение к ней. Особенно часто наблюдается тенденция к риску у тех лиц, профессиональная деятельность которых заключает в себе элемент опасности [43, с.172].

При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных — психологическая устойчивость, тревожность, отношение к риску и так далее.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику Государственной противопожарной службы (ГПС), в том числе и спасателю, сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях [13, с.105].

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной [13, с.107].

Важную роль в профессиональной деятельности служб экстремального профиля играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой. Лица, склонные к риску в боевой обстановке тушения пожара, отличаются от лиц, не склонных к риску, самоотверженным поведением, сохраняя хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В источнике опасности находят прилив дополнительных сил, переживаемая опасность доставляет им удовлетворение, помогая выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. Они с желанием и охотой выезжают на спасательные вызовы, в пути следования шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. Лица, не склонные к риску, особой инициативы не проявляют, но и не самоустраняются от выполнения боевого задания [19, с.57].

Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидность личностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации. Лица, не тревожные в боевой обстановке, спокойны. Они выполняют поставленную перед ними задачу уверенно. Тревожные же лица в экстремальных условиях преувеличивают опасность боевой обстановки, с беспокойством относятся к порученному заданию, наблюдались случаи, когда некоторые из них теряли ориентацию в незнакомой обстановке [38, с.63].

Состояние стресса, возникающее у спасателей в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой [29, с.132].

Лица с сильной нервной системой проявляют разумную инициативу, умело руководят своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения, проявляют при встрече с препятствиями решительность и смелость. У этих испытуемых не наблюдается резко выраженных внешних проявлений эмоционального возбуждения перед выполнением боевых задач (отсутствует заметный тремор, голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и так далее).

Испытуемые со слабой нервной системой в экстремальной, боевой обстановке, как правило, обнаруживают растерянность, неоперативность, движения их скованы. Инициативы на спасательной операции не проявляют, у этих лиц можно наблюдать заторможенность действий, оцепенение, паническое состояние. Они долго не отвечают на вопросы, на приказания не реагируют или выполняют их с нежеланием и ошибками. Бывают случаи, когда «слабые» убегают с места операции или прячутся за близлежащие строения, машины и тому подобное. Нередко они избегают действий в опасных ситуациях или отстраняются вышестоящими лицами за неэффективное выполнение боевой задачи [29, с.135].

Так как профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля, в том числе и спасателей такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, И.Н. Елисеевой были выделены особенности психической сферы, наиболее существенные для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Они звучат следующим образом:

1) сохранение работоспособности в условиях аварийных ситуаций, дефицита времени;

2) принятие решений в очень короткие сроки;

3) умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке;

4) высокая эмоциональная устойчивость;

5) самообладание и выдержка;

6) выделение в информации существенного, главного;

7) сохранение активности и работоспособности в условиях развивающегося утомления;

8) не ослабление внимания под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий;

9) высокий уровень ответственности, личная ответственность за принятие решения и действия;

10) длительное сохранение интенсивного (концентрированного) внимания;

11) быстрый переход от одной деятельности к другой (быстрая смена направленности внимания);

12) инициативность и находчивость;

13) одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности (распределение внимания);

14) точные и координированные движения руками;

15) двигательные способности;

16) выносливость к длительным физическим перегрузкам;

17) быстрая и точная двигательная реакция на движущийся объект;

18) быстрое запоминание зрительной информации;

19) трудолюбие [19, с.46].

Психическая напряженность у спасателей может быть вызвана несоответствием уровня развития профессиональных качеств, требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности спасателя: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач во время спасательных операций, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью и так далее.

Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельности спасателей является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. У некоторых спасателей волнение, вызванное ожиданием вызова, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Во время своей рабочей смены спасатель находится в состоянии постоянной готовности, чтобы в случае возникновения кризисной ситуации поспешить на место происшествия для ее решения [7, с.73].

Основными факторами риска, вызывающими нервно-психическое напряжение у спасателей в боевой обстановке, являются: опасность; ответственность за решение боевой задачи; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; нравственная и юридическая ответственность за благополучие пострадавших и коллег (особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека); дефицит времени (условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности); внезапность (неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи); недостатки в информационном обеспечении (отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи); новизна (наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения или в самой задаче); работа в загазованном, задымленном помещении; напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших; эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших; водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее); хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (необходимость поддерживать состояние готовности во время дежурства) и другие [38, с.268].

Таким образом, наличие факторов риска создает трудности в работе спасателей, ухудшает их физическое и психическое состояние, что влияет на эффективность осуществления спасательных операций. Отрицательное воздействие этих факторов значительно снижается, если спасатели своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях и организм их адаптирован к этим условиям. Более того, постоянная работа в условиях риска образует у некоторых спасателей особое свойство личности — склонность к риску. На лиц, склонных к риску, эти факторы оказывают активизирующее и мобилизующее влияние. Их поведение почти во всех случаях характеризуется экономичной затратой не только физических, но и нервно-психических сил. У людей, склонных к риску, в отличии от других самый низкий уровень психической напряженности, зависящий, очевидно, от сознательного и умелого управления волевыми процессами и положительными эмоциями, которые вызываются удовлетворенностью работой и уверенностью в своих силах. Склонность к риску проявляется как направленность на опасность, поэтому эффективность действий спасателей и пожарных, обладающих таким качеством, в экстремальных условиях очень высока. Это очень важно учитывать при расстановке сил на опасных участках работы.

Профессионально важными являются следующие свойства и качества личности пожарного и спасателя:

1) свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости) [6, с.9];

2) особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление, значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;

3) психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, высокие возможности как максимальной силы, так и силовой выносливости;

4) личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; умеренная склонность к риску; уверенность в себе;

5) социально-психологические качества: умение работать в команде, хорошие коммуникативные способности [38, с.54].

Дополняет список профессионально важных качеств начальника караула работа В.И. Дутова и И.Г. Чурсина. Авторы выделяют четыре группы значимости навыков и способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, чья деятельность непосредственно связана с пожаротушением. К абсолютно значимым навыкам автор относит технические знания. К наиболее значимым — лидерство, способность к организации и планированию своей деятельности, восприятие и анализ, принятие решений, решительность, толерантность к стрессу и адаптивность. Весьма значимыми навыками, по мнению автора, являются: межличностные навыки, вербальная коммуникация. Значимые навыки — это навыки сбора информации и индивидуальные рабочие особенности [13, с.97].

По мнению О.А. Запорожченко, главными качествами спасателей должны быть эвристичность тактического мышления, способность находить неожиданные технические решения, готовность к ситуативному лидерству, пластичность установок, нравственная основа эмоциональности, интеллектуальность психического быстродействия (быстро принимать решения, намечать индивидуальную стратегию), способность принимать помощь товарищей, не утрачивая решимости работать в одиночку. Автор считает, что более важным качеством, чем психическая устойчивость, является адаптивность спасателей [38, с.93].

Как показано С.А. Иващенко, спасатели, участвующие в аварийно-спасательных работах, обладают следующими особенностями: высокой самооценкой, сангвистическим типом темперамента, низким уровнем притязаний, свидетельствующим о склонности к риску, преобладанием экстрапунитивного типа реакций во фрустрирующей ситуации [19, с.60].

Так как профессиональная деятельность спасателя является деятельностью экстремального профиля она очень специфична и обладает такими особенностями, как: высокий уровень ответственности за решение боевой задачи, высокий темп действий, дефицит времени, неожиданное изменение обстановки, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи, работа в загазованном, задымленном помещении, межличностное взаимодействие с пострадавшими, эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших, водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее) и другие. Всё это является факторами, провоцирующими профессиональный стресс у спасателей.

В ходе изучения психологической литературы мы сделали вывод о том, что психологическими особенностями сотрудников служб экстремального профиля, в том числе и спасателей, являются психологическая устойчивость, оптимистический настрой и низкий уровень нервно-психического напряжения, которые влияют на развитие профессионального стресса.

Именно на исследование этих показателей будет направлена практическая часть нашей дипломной работы.

Выводы по первой главе

Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема рассматривается в психологической науке относительно недавно, но привлекает к себе всё больший интерес и изучается многими учёными (В.А. Бодров, А. Блеер, Л.Г. Дикая, А.Н. Занковский, Л.А. Китаев — Смык, А.Б. Леонова, Н.И. Наенко, Н.В. Самоукина и другие). На данный момент существует множество определений термина «профессиональный стресс», мы в нашем исследовании за базовое определение взяли предложенное А.Б. Леоновой. Профессиональный стресс — это стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии. Так же, важно отметить, что учёными, занимающимися данной проблемой были предложены различные модели, виды, причины, сценарии поведения и признаки профессионального стресса и лишь некоторые из них были отображены в нашей дипломной работе.

На сотрудников как субъектов профессионального стресса влияют: индивидуально-психологические характеристики сотрудника (например, уровень эмоциональной устойчивости, умение контролировать эмоции, склонность к рискованному поведению), свойства его нервной системы (так при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой, а лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную, ответственную ситуацию), возраст сотрудника (наиболее выражен профессиональный стресс в 40 — 50 лет) и стаж работы.

Профессиональной деятельности спасателя присущи следующие особенности: высокий уровень ответственности за решение боевой задачи, высокий темп действий, дефицит времени, неожиданное изменение обстановки, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи, работа в загазованном, задымленном помещении, межличностное взаимодействие с пострадавшими, эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших, водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее) и другие.

Также в ходе изучения психологической литературы мы сделали вывод о том, что более эффективно справляться со стрессом сотрудникам служб экстремального профиля позволяет психологическая устойчивость, позитивный настрой и низкий уровень нервно-психического напряжения. Именно на исследование этих показателей будет направлена практическая часть нашей дипломной работы.

Профессиональный стресс спасателя

Практические рекомендации по профилактике профессионального стресса спасателей

В начале XX столетия немецкий врач-психоневролог Иоганнес Шультц, посетив Индию, ввел в клиническую практику разработанную им методику, которая в последующем претерпела ряд модификаций. Занимаясь лечением людей гипнозом, И. Шульц заметил, что благодаря самовнушению некоторые его пациенты могли сами развить в себе то состояние покоя, расслабленности, которое он им внушал. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями: чувством тяжести в руках и ногах, чувством тепла и приятной расслабленности в мышцах тела и в области живота, чувством прохлады в области лба.

И. Щульц исходил из того, что если научить человека вызывать у себя ощущения, соответствующие тем, которые он испытывает во время погружения в гипнотическое состояние, то это позволит ему без помощи врача вводить себя в состояние, близкое к гипнотическому, и посредством самогипноза самостоятельно избавляться от многих болезненных психических и физических нарушений, мешающих нормально жить и работать [2, с.52].

Это наблюдение побудило И. Шульца заняться разработкой методики, получившей название аутогенной тренировки (АТ).

АТ, предложенная И. Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является синтетическим методом. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, китайской оздоровительной системы цигун, опыт людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школы психотерапевтов, психофизиологические исследования нервно-мышечной компоненты и опыт применения мышечной релаксации.

В настоящее время АТ рассматривается как самовнушение в состоянии релаксации (первая ступень) или гипнотического транса (вторая ступень), основанное на мышечном расслаблении и предназначена для отдыха и восстановления сил [2, с.58].

Многие учёные выделяют два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности.

1) Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

2) Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка,

б) методы психофизиологической саморегуляции (физические

упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры — сауна, баня, душ, бассейн) [11, с.43].

Прежде всего, мы остановиться на восстановительных методах, так как данная группа методов интересна нашим испытуемым и является для них более актуальной и востребованной.

Для начала рассмотрим правила саморегуляции, позволяющие рационально влиять на психику и волевые процессы.

1) Изначальная психологическая готовность человека к постоянному промежуточному контролю за результатами, психологический настрой на спокойное внесение коррекции, в случае необходимости, в свою работу.

2) Все без исключения самовнушения должны быть направлены на формирование хорошего самочувствия, ясного сознания, оптимистического восприятия жизни. Любые вредные внушения (болевых симптомов, отрицательных эмоциональных состояний и тому подобное) категорически запрещаются.

3) Во время занятий при возникновении любого недомогания, негативных эмоциональных состояний, дискомфорта обязательно следует обратиться за консультацией к психологу. Такая консультация необходима и в том случае, если подобные реакции возникли после занятия, но вы интуитивно связываете их с аутотренингом.

4) Приступая к занятиям, необходимо помнить, что внутренние изменения происходят с вами тогда, когда вы становитесь сами собой, а не тогда, когда стараетесь быть, как другие. Ни от решения «быть лучше» других, ни от старания измениться, ни от требований преподавателя, просьб и уговоров близких людей никаких изменений не произойдет.

Внутренние изменения происходят лишь тогда, когда вы отказываетесь от погони за тем, чтобы стать таким, каким вы должны стать. Осознание того, что с вами происходит, и того, к чему вы стремитесь, поможет ощутить, насколько все в ваших силах, и понять, что в любой ситуации, при любом решении и любом выборе — слово за вами. Значит, первым шагом на этом нелегком пути должно стать определение того, чего же на самом деле вы хотите, то есть постановка целей [2, с.37].

Перейдем непосредственно к приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

Дыхание — это не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные средства воздействия на центры мозга.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Большинство людей в повседневной жизни используют только поверхностное дыхание, когда заполняются лишь верхняя часть легких. Полное же дыхание включает заполнение нижней, средней и верхней части легких. Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции [35, с.25].

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

Нижнее дыхание (брюшное) используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным.

Проводится брюшное дыхание следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна. Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета. Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии 1 — 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности.

Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже после несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести, прилива бодрости.

а) «Геометрия дыхания». В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

б) «Жизненная сила». Лечь на спину. Расслабиться, установить медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представить, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

в) «Пламя свечи». Выполняется в любом удобном положении — стоя, сидя, лежа. Способствует быстрому снятию утомления, очищает кровь от токсинов, повышает сопротивляемость организма.

После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь узкую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая последующая порция должна быть меньше предыдущей. На первых порах число повторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.

г) Упражнения, основанные на концентрации дыхания. Перед упражнениями: представьте надувной шар или мяч, вспомните, как тоненькой струйкой выходит из них воздух, если шар развязать или мяч открыть. Постарайтесь мысленно увидеть эту струйку воздуха. Каждый свой выдох будем представлять в виде такой же струйки воздуха, выходящей из точек, которые будем открывать.

1) Сосредоточьтесь на своем дыхании. Дышите как обычно; отмечайте свой вдох и выдох. Можно внутренним голосом проговаривать: «Вдох», «Выдох» (30 сек).

2) Почувствуйте свои колени. Вдох. Очередной свой выдох сделайте через точки, которые вы мысленно «откроете» на своих коленях. (На самом деле, выдох делаем через нос, но представляем, что выдыхаем через колени). Вдох, а выдох — через точки, на своих коленях (30 сек).

3) Ощутите свой позвоночник. Мысленно «пройдите» по нему сверху вниз. Найдите произвольно точку в самом низу позвоночника. Вдох через нос, а выдох — мысленно через точку, которую вы сами определили на позвоночнике в самом низу. Представляем тонкую струйку воздуха, выходящую при выдохе из этой точки (30 сек).

4) «Поднимитесь» по позвоночнику вверх. Найдите точку на середине позвоночника. Вдох. Выдох — через точку на середине позвоночника. (30 сек). Мысленно стараемся «нарисовать» свой выдох.

5) Поднимитесь мысленно к шейному отделу позвоночника. Вдох. Выдох через точку на шейном отделе позвоночника. Подышать так (30 сек).

6) Ощутите свои руки, кисти рук. Вдох, а очередной выдох через точки на кистях рук (30 сек).

7) Мысленно поднимитесь к локтям. Вдох, а выдох через точки на локтях. Подышать так, мысленно представляя выходящий воздух (30 сек).

8) Поднимитесь мысленно к плечам. И на правом плече и на левом найдите точки, через которые будем «выдыхать». Вдох, а выдох через точки на плечах. Струйки воздуха уходят вверх. Дышим, представляя эти струйки (30 сек).

9) Находим точку между бровями. Вдох, а выдох через точку между бровями (30 сек).

10) Выдыхаем через точку на макушке (30 сек).

11) Следующий выдох сделайте через все точки, которые мы называли. Подышите так. Почувствуйте, как воздух проходит через все поры, через всю кожу (30 сек). Дышите спокойно. Побудьте в таком состоянии столько, сколько вам нужно. Возвращайтесь отдохнувшими [35, с.29].

Эти упражнения полезны для расслабления после напряженной работы, а также они снимают болевые ощущения в местах «продышивания».

В работе спасателей очень важно уметь быстро и подолгу концентрировать внимание в различных ситуациях, особенно экстремальных.

Существуют упражнения, которые способствуют развитию этого умения и его тренировке, рассмотрим одно из них.

Упражнение на концентрацию внимания.

а) Сидя, с закрытыми глазами. Даете себе команду: «Правая кисть!» и пытаетесь сосредоточить внимание на правой кисти.

б) Через 10-15 сек следующая команда: «Левая кисть!», затем: «Правая стопа!» и т.д., сосредотачиваясь на различных объемах тела.

в) Постепенно переходите к более малым объемам — палец, ногтевая фаланга — и к более тонким ощущениям, например, биение пульса в кончике пальца.

г) В завершении — в поле внимания все тело целиком, наблюдаемое спокойно, на фоне общего расслабления.

Между тонусом мышц и эмоциональным состоянием человека имеется тесная взаимозависимость. Когда человек находится в спокойном душевном состоянии, его мышцы не напряжены, их тонус снижен, отдых наиболее эффективен, быстрее восстанавливаются силы.

Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности.

Существует ряд правил последовательного расслабления различных групп мышц:

а) задача упражнения — осознать и запомнить ощущение расслабленной мышцы по контрасту с ее напряжением;

б) каждое упражнение состоит из трёх фаз: «напрячь — прочувствовать — расслабить»;

В начальной фазе напряжение избранной группы мышц нарастает плавно, затем несколько секунд держится максимальное напряжение до дрожания мышц, а сбрасывание напряжения (фаза расслабления) осуществляется резко. Нужно учитывать, что полностью расслабленная мышца как бы «провисает», и в ней возникает ощущение тяжести;

в) медленному напряжению соответствует и медленный вдох, расслабление синхронно со свободным полным выдохом.

Каждое из упражнений повторяется 3-4 раза.

1) Руку положить на лоб при этом, стараясь, не морща лоб, поднять брови и глаза вверх.

2) Нахмурить брови до вертикальной складки. Расслабить.

3) Закрыть глаза. Сильно зажмуриться. Ощутить, что стало темно. Прикрыть глаза руками. Ощутить, что стало еще темнее. Представить перед собой темный бездонный колодец, черный бархат или просто что — то черное. Ощутить, что стало еще темнее, увидеть, почувствовать эту темноту! Побыть в ней. Убрать руки от лица. Ощутить, что стало светлее. Глаза не открывая, почувствовать, что стало светлее. Медленно открыть глаза. (Обратно возвращаться медленнее в 2 раза). Упражнение выполняется 1 раз [35, с.35].

4) Закрыть глаза. Медленно начинаем улыбаться, улыбка становится всё шире, обнажаем в улыбке зубы, улыбаемся ещё шире, стараемся дотянуться уголками губ до ушей, улыбка на максимально возможном уровне, задерживаемся на несколько секунд, чувствуем как максимально напряжены мышцы щёк, губы, и медленно расслабляем мышцы лица.

5) Расширение и сужение ноздрей — расслабить. Делать 8-5раз по отдельности каждой [35, с.36].

6) Теперь внимание концентрируем на плечах. Медленно поднимаем плечи до максимума, задерживаемся на несколько секунд, чувствуем, как сильно наши плечи напряжены, затем медленно опускаем их, чувствуем как плечи расслабляются, напряжение сменяется приятной тяжестью.

7) Так, по очереди, концентрируем внимание на каждой части тела, медленно напрягаем её до максимально возможного и медленно расслабляем до ощущения приятной тяжести.

Таким образом, мы составили рекомендации по профилактике профессионального стресса для спасателей и основной акцент в них направили на восстановительные методы саморегуляции, состоящие из простых и не затратных по времени упражнений, которые снимают сильное эмоциональное напряжение, поднимают настроение, расслабляют, что в итоге приводит к хорошему самочувствию, мобилизует и снимает стрессовые состояния.

Выводы по второй главе

Во второй части нашей работы мы эмпирическим путем выявили факторы, влияющие на появление профессионального стресса. Подробно рассмотрели методики, с помощью которых проводилось исследование.

В данной главе, с помощью методики симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н.Е. Водопьяновой, мы выяснили, что взаимосвязи между уровнем психологической устойчивости и стажем работы в учреждении не существует, так как результаты проведенной методики показывают, что все испытуемые из 1 группы, где стаж работы в КГКУ «Спасатель» менее 9 лет и все испытуемые из 2 группы, со стажем работы в КГКУ «Спасатель» более 9 лет обладают высоким уровнем психологической устойчивости.

Затем мы выявили зависимость силы нервно-психического напряжения сотрудников от стажа их работы в учреждении. Для этого мы использовали опросник «Определение нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина. Результаты показали, что в группе со стажем более 9 лет уровень нервно-психического напряжения выше, чем в группе со стажем работы менее 9 лет.

С помощью методики Д. Фонтаны «Шкала профессионального стресса» мы выявили уровень стресса у сотрудников КГКУ «Спасатель». У всех сотрудников учреждения выявлен низкий уровень профессионального стресса, что подтверждается обнаруженным у всех сотрудников высоким уровнем психологической устойчивости по симптоматическому опроснику «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н.Е. Водопьяновой.

Также мы разработали анкету «Профессиональный стресс спасателей», с помощью которой определили стрессовые факторы в работе спасателей, а именно ситуации неопределённости, плохие физические условия, страх совершить ошибку при принятии решения на вызове, напряжение во время ожидания вызова, дефицит времени, постоянный риск для жизни.

Чтобы определить значимость различий двух групп по уровню нервно-психического напряжения мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни, который показал, что с ошибкой в 5% можно утверждать, что различия между двумя выборками по уровню нервно-психического напряжения статистически значимы. А также что уровень измеряемого признака больше в группе, где стаж сотрудников превышает 9 лет.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, не зависит от стажа их работы.

Практический опыт и анализ психологической литературы позволили разработать рекомендации сотрудникам КГКУ «Спасатель», заключающиеся в восстановительных методах саморегуляции.

studbooks.net