Профилактика анорексии у детей

Плохой аппетит или анорексия у детей? Фото, причины и признаки развития опасной психологической болезни

Не стоит наивно полагать, что анорексия встречается лишь у взрослых людей. От неё частенько страдают и дети, вплоть до грудничков. Вот только сами малыши в этом не виноваты.

Виноваты в большинстве случаев мама с папой, которые кормят детей насильно или выясняют отношения при ребёнке, вызывая у него сильнейший стресс.

В этой статье мы расскажем о детях с анорексией, фото заболевания в детском возрасте и описание симптомов помогут вам быстро определить наличие проблемы.

Что это за болезнь?

Об анорексии говорят, когда человек добровольно перестаёт есть. Обычно причиной тому становятся расстройства нервной системы, психологические проблемы или физиологические заболевания.

Взрослый человек или подросток может отказаться от пищи, например, из-за жгучего желания похудеть. Но если речь идёт о детской анорексии, этот пункт отпадает.

Анорексия у детей: фото

Детская анорексия на фото:

Появление у дошкольников

В настоящее время сбои пищевого поведения возникают даже у малышей, которым не исполнилось и пяти лет. Такой ребёнок не всегда может доходчиво объяснить родителям или врачам, что его тревожит, поэтому диагностировать истинную болезнь на ранних стадиях трудно. В результате течение недуга осложняется.

Иногда родители совершенно случайно узнают, что их сын или дочь самостоятельно вызывает рвоту после еды. Такое может происходить даже в детском саду. Малыш хочет есть, но что-то не позволяет ему браться за ложку, или он стремится поскорее избавиться от проглоченного, закрывшись в туалете.

Часто отказ от принятия пищи провоцирует какая-либо психологическая травма: постоянные ссоры и драки родителей на глазах ребёнка, развод и так далее.

Маленьких детей ни в коем случае нельзя заставлять есть против их воли. Постоянные насильственные кормёжки могут породить сильнейшее отвращение к еде и, как следствие, анорексию.

Также не желательно позволять дошкольнику играть различными игрушками или другими предметами во время завтрака, ужина и обеда, чтобы он не отвлекался. Крайне негативно на пищевое поведение влияют сухие перекусы, употребление соков и газировки вместо полноценного приёма пищи, слишком большие периоды времени завтра до обеда, от обеда до ужина.

Рацион дошкольника должен быть широким, включать витаминизированную еду, белки, углеводы, жиры, полезные продукты. Если меню будет однообразным, малышу скоро надоест кушать одно и то же, и он запротестует.

Нередко на возникновение анорексии влияют и болезни желудочно-кишечного тракта (панкреатит, язва желудка, гастрит). Боли, от которых страдает малыш, кажутся ему связанными с приёмом пищи. В страхе от того, что после еды снова заболит животик, ребёнок просто перестаёт кушать.

Подростковый возраст

В чем причины анорексии у подростков? Дети подросткового возраста, а чаще всего девочки, очень «ведутся» на разного рода модные увлечения. Это может быть образец фигуры определённых параметров, диета-новинка или внешность настоящей модели.

Обо всём этом подростки узнают из телевизионных шоу, в интернете, в современных журналах.

Конечно, им хочется быть похожими на экранных звёзд.

Когда дети понимают, что они далеки от навязанного им «совершенства», у них появляется комплекс или целый букет комплексов.

Девочки начинают считать себя некрасивыми, мальчики видят, что они гораздо толще увенчанных славой спортсменов.

Бывает, что одноклассники принимаются дразнить школьника толстяком, а симпатичный парень из параллели скажет девчонке, что она не в его вкусе.

На фоне подобных случаев возникают стрессы, резко падает самооценка, и ребёнок, который не может заставить себя поделиться проблемой со взрослым, начинает втайне от всех голодать, вызывать рвоту, пить слабительные лекарства.

Уроки такой подросток делает стоя; читая книгу, шагает по комнате; изнуряет себя физическими упражнениями, чтобы приблизить своё тело к надуманному «идеалу».

Признаки анорексии у ребенка

Дети, которым нет ещё и года, открыто выражают неприязнь по отношению к тому или иному продукту.

В таком раннем возрасте анорексия может быть нескольких видов, при каждом из которых проявляются определённые признаки болезни.

Симптомы детской анорексии:

  • Дистимическая: грудничок не хочет есть, плачет или хнычет, противится.
  • Регургитационная: ребёнок срыгивает, когда ест. Это происходит непроизвольно. Причём признаков болезней ЖКТ нет.
  • Анорексия активного отказа: малыш отказывается от груди, повернув голову в другую сторону. Ребёнок постарше протестует против кормления, опрокидывая тарелки, стаканы, бросая на пол столовые приборы. Иногда он может притворяться, будто бы уронил их нечаянно. Губы малыш сжимает очень крепко, а если всё-таки удалось положить кусочек еды ему в рот, тут же всё выплёвывает.
  • Анорексия пассивного отказа: малыш противится кормлению нормальной едой, например, кашами, мясом, капустой. Однако с удовольствием ест что-нибудь необычное: лимоны, клубнику. Пищу, которую ему дают, не жуёт, не глотает – просто держит во рту.
  • Дошкольники, у которых началась анорексия, поначалу выглядят вполне обычно. Болезнь ничем не выражается. Только спустя некоторое время родители замечают, что у ребёнка постоянные запоры, кружится голова, а кожа чешется.

    Первые признаки анорексии у подростка могут быть вовсе не замечены взрослыми, потому что ребёнок тщательно скрывает свои комплексы. Но если внимательно приглядеться к нему, можно увидеть такие симптомы анорексии у подростков:

  • детально разглядывает лицо и тело в зеркале – пытается понять, насколько он смог похудеть;
  • предпочитает кушать один, чтобы мама и папа не контролировали объём съеденной им пищи;
  • категорически не желает фотографироваться, даже, например, для получения паспорта, так как считает, что у него есть лишний вес;
  • всё время пытается доминировать на кухне, то есть готовит еду сам. Кроме того, пичкает приготовленными кушаньями младших братиков и сестрёнок, а сам ест мало;
  • несколько раз за день встаёт на весы;
  • перед приготовлением или принятием пищи подсчитывает, сколько в продуктах содержится калорий;
  • занимается физкультурой до тех пор, пока не валится с ног;
  • употребляет средства, вызывающие понос;
  • использует клизму;
  • вызывает рвоту.
  • Подросток, больной анорексией, становится очень раздражительным и озлобленным. Вспышки агрессии возникают тогда, когда родители заставляют есть или ругают, что ребёнок снова выпил слабительное.

    Лечение в больнице

    В условиях клиники детей, у которых диагностирована анорексия, лечат комплексно, применяя как психотерапию и физиотерапию, так и действенные медикаменты.

    Как лечить анорексию у подростков, а как — у маленьких детей, решает врач.

    К каждому ребёнку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются возрастная категория и присущие только данному пациенту особенности.

    Поэтому важнейшей и наиболее результативной методикой лечения анорексии у детей на сегодняшний день остаётся психотерапия. Её проводят в отношении и самого пациента, и его родных и близких.

    Советы родителям

    Что делать родителям при анорексии у подростков, детей помладше? Заботливые родители, которые хотят видеть своего малыша здоровым, должны придерживаться следующих правил:

    1. Не следует помещать ребёнка в рамки, создавая ему режим принятия пищи по часам.
    2. Если малыш отказывается от еды, надо постараться понять его. Можно накормить ребёнка попозже.
    3. Детям, которые едят плохо, следует давать небольшие порции. Если же малыш не наестся – дать добавки.
    4. Не надо ругать ребёнка, если он съел не всё, что было в тарелке.
    5. Сладостей на столе, пока дети едят горячее, быть не должно.
    6. Если малыша вырвало, ни в коем случае не нужно ругать его. Лучше всего занять его чем-то другим, перестав кормить.
    7. Новые продукты в рацион малыша следует вводить постепенно, не заставляя его есть много.
    8. Ребёнку нужно купить красивую детскую тарелку, а лучше целый набор, и продукты раскладывать на ней в виде ассорти. Так малыш сам сможет выбирать то, что хочет, и такая свобода действий обязательно понравится ему.
    9. Откажитесь от чипсов и сухарей, газированных вод и окрашенных сладостей в качестве перекусов. Рекомендуется даже устранить их из рациона.
    10. Не конфликтуйте с другими домочадцами во время кормления ребёнка.
    11. Чем грозит заболевание?

      Детская анорексия может стать причиной многих болезней, например, язвы желудка, аритмии сердца.

      Вызывает истощение организма, гиповитаминоз. В организме ребёнка снижается объём белка, происходит гормональный сбой.

      К последствиям анорексии у подростков относится и негативное воздействие на возможности иметь потомство.

      Будьте ответственными за своих детей! В целях предупреждения развития анорексии родители должны не только правильно кормить своих детей, но и правильно их воспитывать.

      Как только ребёнок, не страдающий избыточным весом, заявляет, что хочет похудеть, маме и папе следует тотчас же провести с ним беседу о вреде такого похудения, показывая при этом наглядные видеоматериалы и детей, больных анорексией, на фото. Будьте ответственными за детей! Не позволяйте трагедии нарушить ваше счастье.

      Смотрите на видео: как спасти ребенка от анорексии.

      ru-mama.net

      Нервная анорексия у детей и подростков – нарушение приема пищи, характеризующееся полным или частичным отказом от еды с целью снижения массы тела. При развитии заболевания нарушается пищевой инстинкт, в мышлении доминируют сверхценные идеи о похудении. Пациенты пропускают приемы пищи, придерживаются строгих диет, занимаются интенсивными физическими упражнениями, провоцируют рвоту. Диагностика включает консультацию психиатра и гастроэнтеролога, психодиагностику. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией пищевых, эмоционально-поведенческих нарушений.

      Нервная анорексия у детей и подростков

      Термин «анорексия» имеет греческое происхождение, означает «отсутствие позывов к еде». Нервная анорексия формируется на основе психических отклонений, отказ от пищи является результатом искаженных установок и ценностей в сочетании с неуверенностью, внушаемостью, зависимостью от мнения окружающих. Распространенность болезни среди мальчиков и юношей – 0,2-0,3%, среди девушек и девочек – 0,9-4,3%, что составляет 90-95% от общего числа пациентов. Пик заболеваемости приходится на 12-15 лет – возраст активного физиологического созревания, изменения тела. Около 20% случаев заканчиваются смертельным исходом, из них половина – в результате суицида.

      Причины нервной анорексии у детей

      Психогенные изменения пищевых привычек возникают в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Период полового созревания, совпадающий с подрастковым кризисом развития, становится наиболее опасным в плане дебюта болезни – формируется критическое восприятие и оценка себя, усиливается эмоциональная неустойчивость, изменяется внешность. Среди факторов риска заболевания выделяют:

    12. Генетические. Существует наследственная предрасположенность к болезни. В группе риска дети, чьи близкие родственники имеют психические расстройства: булимию, психогенную анорексию, шизофрению и другие эндогенные психозы.
    13. Биологические. Развитию патологии способствует ранее половое созревание, сопровождающееся гормональными изменениями, аффективной неустойчивостью. У девочек увеличиваются молочные железы и жировая прослойка, что становится дополнительным провоцирующим фактором.
    14. Семейные. Расстройство может быть формой протеста ребенка против воспитательных мер. При гиперопеке, авторитаризме родителей прием пищи становится одной из немногих сфер для проявления самостоятельности.
    15. Личностные. Анорексии больше подвержены дети с комплексом неполноценности, неуверенностью, перфекционизмом, педантизмом. Снижение веса становится доказательством целеустремленности, условием внешней привлекательности.
    16. Культурные. В современном обществе худоба нередко преподносится как символ красоты, сексуальной привлекательности. Девушки стремятся соответствовать общепринятому «идеалу красоты», ограничивая себя в еде.
    17. Основой нервной анорексии является дисморфофобия – психопатологический синдром, характеризующийся наличием навязчивых бредоподобных мыслей об уродстве, несовершенстве собственного тела. Представления пациента о телесных недостатках не соответствуют реальности, но изменяют эмоциональное состояние и поведение. Переживание мнимой дефектности, излишней полноты, начинает определять содержание всех сфер жизни. Сверхценная идея похудения и жесткие ограничения питания приводят к искажению пищевого инстинкта и инстинкта самосохранения. На физиологическом уровне включаются защитные механизмы: замедляются обменные процессы, снижается уровень инсулина, желчных кислот, пищеварительных ферментов. Организм адаптируется под минимальные объемы и редкое поступление пищи. Процесс переваривания вызывает тошноту, ощущение тяжести в желудке, головокружение, обмороки. В тяжелой стадии способность к переработке пищи утрачивается. Развивается кахексия (состояние крайнего истощения) с риском летального исхода.

      Классификация

      Нервная анорексия у детей и подростков классифицируется по особенностям клинического течения и этапам патологического процесса. В зависимости от основных симптомов выделяют синдром с монотематической дисморфофобией (доминирует идея лишнего веса), с булимией (периодическим растормаживанием влечений, обжорством), с преобладанием булимии и вомитомании (с периодическим перееданием, последующей провокацией рвоты). По стадиям развития различают три типа анорексии:

      • Инициальная. Продолжается в течение 3-4 лет, дебютирует у дошкольников, младших школьников. Характеризуется постепенным изменением интересов ребенка, смещением представлений о красивом теле, привлекательности, здоровье.
      • Активная. Чаще развивается у подростков. Отличается выраженным стремлением снизить вес (ограничением пищи, изнуряющими физическими нагрузками, приемом мочегонных, слабительных средств, вызыванием рвоты). Масса тела уменьшается на 30-50%.
      • Кахектическая. Наблюдается истощение организма, выраженный астенический синдром, нарушение критичности мышления. При отсутствии медицинской помощи стадия завершается летальным исходом.
      • Симптомы нервной анорексии у детей

        Первые признаки болезни – недовольство собственным телом, повышенный интерес к способам похудения. Изменяются представления о красоте, здоровье, привлекательности. Ребенок начинает восхищаться знаменитыми личностями, героями фильмов, имеющими худощавое, хрупкое телосложение. Идея о лишнем весе, уродстве только формируется. Мысли тщательно скрываются от окружающих. По мере развития тело пациента меняется, в подростничестве происходят физиологические трансформации, часто сопровождающиеся увеличением жировой прослойки. Это становится пусковым фактором для начала активных действий.

        Подросток старается незаметно пропустить прием еды, фанатично занимается спортом, способствующим похудению. На начальном этапе присутствует желание скрыть стремление к потере веса от взрослых, постепенно поведение становится оппозиционным и негативистичным: учащаются отказы от приемов пищи, при уговорах и упреках родителей возникают вспышки раздражительности, провоцируются конфликты. Ребенок проявляет все больше избирательности в пище, нередко создает собственную «диету». В первую очередь исключает из рациона продукты с высоким содержанием жиров и углеводов. В меню преобладают овощи, фрукты, обезжиренные молочные продукты. Для уменьшения чувства голода больной начинает курить, употреблять много жидкости (пить воду, кофе, чаи), принимать лекарства, снижающие аппетит.

        Проявляется постоянная эмоциональная напряженность, подавленность, дисфоричность (озлобленность), недовольство собой, формируются страхи. У некоторых подростков периоды депрессивного состояния сменяются гипоманией – повышается общая активность и настроение, при эмоциональном подъеме контроль поведения снижается. Растормаживание влечений проявляется приступами обжорства, после которых развивается самообвинение, самоуничижение, иногда провоцируется рвота. В соматической сфере преобладают симптомы астении (слабость, головокружения) и нарушения работы желудочно-кишечного тракта (изжога, тошнота, боли в области желудка).

        После уменьшения веса на треть и более процесс похудения замедляется. Организм истощен, что проявляется гипо- или адинамией (снижением двигательной активности), высокой утомляемостью, чувством усталости, головокружениями, обмороками, снижением критической функции мышления. Подросток продолжает отказываться от употребления пищи, неспособен оценить худобу, состояние собственного здоровья. Сохраняется сверхценная/бредовая мысль о несовершенстве тела. Развивается обезвоживание организма, кожа становится бледной, сухой, учащаются эпигастральные боли, у девушек нарушаются или прекращаются менструации. Постепенно утрачивается функция переваривания пищи, каждый прием вызывает чувство тяжести, тошноту, изжогу, боли, длительные запоры.

        Осложнения

        Из-за склонности подростков скрывать проявления болезни обращение за медицинской помощью происходит несвоевременно, на стадии развития осложнений. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех функциональных систем. Пубертатное развитие останавливается, обращается назад. Развивается B12-дефицитная анемия, брадикардия, сердечные приступы, аменорея, остеопения и остеопороз (потеря кальция), гипотиреоз, кариес. На фоне снижения иммунной защиты возникают различные инфекции. Депрессивные, дисфорические, тревожные расстройства, склонность к самообвинению и снижение критических способностей повышают риск суицида – до 50% смертельных исходов обусловлено самоубийствами.

        Диагностика

        Дети и подростки склонны скрывать истинные цели голодания, отрицать наличие болезни. Такая позиция осложняет своевременную диагностику, способствует ошибкам дифференциации нервной анорексии с соматическими заболеваниями. Обращение к профильным специалистам – психиатру, психологу – обычно происходит спустя 2-3 года после дебюта первых симптомов. Методами специфического обследования являются:

      • Интервью. Беседа может проводиться по схеме или в свободной форме. Врач определяет отношение пациента к собственному телу, весу, приверженность диетам или системам питания. Дополнительно опрашиваются родители, специалист уточняет время начала симптомов, потерю веса за последний месяц, особенности поведенческих, эмоциональных нарушений.
      • Опросники. Используются специфические диагностические инструменты, предназначенные для выявления расстройств приёма пищи – Шкала оценки пищевого поведения, Когнитивно-поведенческие паттерны при нервной анорексии. Также применяются опросники исследования эмоциональной сферы, личностных характеристик, самооценки – методика Дембо-Рубинштейн, СМИЛ (ММИЛ), ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник).
      • Проективные тесты. Данные методы позволяют выявить тенденции, скрываемые, отрицаемые подростком при беседе и заполнении опросников – непринятие себя, доминирующие идеи похудения, депрессивные и импульсивные черты. Пациентам предлагается тест цветовых выборов (тест Люшера), рисунок «Автопортрет», рисуночный апперцептивный тест (РАТ).
      • Специфическая диагностика дополняется лабораторными тестами (общий, биохимический анализ крови и мочи, печеночные, почечные, гормональные пробы), инструментальными исследованиями ЖКТ. Нервная анорексия может протекать на фоне шизофрении, при подозрении на психотическое расстройство проводится исследование когнитивной сферы, в частности – функций мышления.

        Лечение нервной анорексии у детей

        Терапия заболевания имеет два направления: восстановление работы системы пищеварения с постепенной прибавкой веса и возвращение к здоровым пищевым привычкам. На первом этапе применяется дробное питание, постельный режим, медикаментозное устранение рвоты, обезвоживания, запоров. На втором – психотерапия, симптоматическое лечение психопатологических проявлений. На третьем – переход к нормальному режиму жизнедеятельности, контроль рецидивов, завершение психотерапии. Специфическое лечение включает:

      • Когнитивно-поведенческую терапию. Работа с психотерапевтом занимает 4-6 месяцев. Проводится коррекция отрицательных, искаженных представлений, патологических эмоций – страха, гнева, тревоги. Вырабатывается положительное отношение к себе, принятие тела. На этапе изменения поведения пациент самостоятельно создает меню, включающее разнообразные продукты, в том числе избегаемые ранее (углеводистые, высококалорийные). В личном дневнике больной отмечает возникающие деструктивные мысли и успешность их замены положительными, описывает самочувствие.
      • Семейную психотерапию. На сеансах обсуждаются сложности внутрисемейных отношений, спровоцированные заболеванием – конфликты, ложь, эмоциональная отчужденность. Психотерапевт помогает родителям понять механизмы анорексии, переживания ребенка. На практических занятиях отрабатываются способы продуктивного взаимодействия – обсуждение проблем, сотрудничество. Мать и отец подключаются к поведенческой индивидуальной психотерапии – учатся постепенно передавать ответственность за регулярное принятие пищи подростку.
      • Фармакотерапию. Специальные препараты для устранения психогенной анорексии отсутствуют, но купирование эмоциональных и поведенческих отклонений позволяет повысить эффективность психотерапии и реабилитации. Схема лечения определяется клинической картиной заболевания, назначаются антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, стимуляторы аппетита (например, антигистаминные средства).
      • Коррекцию образа жизни. Пациенты посещают консультации диетологов, групповые встречи приверженцев правильного питания. Подросткам рассказывают о важности сбалансированного рациона, полноценного дробного питания для сохранения здоровья, красоты. На практике они учатся составлять меню, делятся успехами в борьбе с заболеванием. Родители помогают заменить изнуряющие физические упражнения увлекательными, интересными видами спорта.
      • Прогноз и профилактика

        Перспектива выздоровления зависит от своевременности диагностики и лечения – чем раньше оказана профессиональная помощь, тем короче этап восстановления и тем менее вероятен рецидив. Согласно статистическим данным, 50-70% пациентов при регулярных профилактических посещениях врача выздоравливают, процесс лечения занимает 5-7 лет. Эффективный способ профилактики анорексии – формирование здоровых привычек питания, положительного отношения к телу с раннего возраста. В воспитании ребенку важно прививать ценности, пропагандирующие здоровье, физическую силу, ловкость, выносливость.

        www.krasotaimedicina.ru

        Анорексия у детей

        Термин «анорексия», означает отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании. Речь шла о нервной (психогенной) анорексии как преднамеренном, осознанном ограничении приема пищи с целью похудания, что обычно сопровождается чрезмерной физической нагрузкой, приемом рвотных, слабительных и мочегонных средств и различных препаратов, снижающих аппетит. Такое состояние, как уже известно читателю, относится к группе общих неврозов. Однако проблема питания детей не ограничивается только этим состоянием. Практически каждая мать при кормлении ребенка, начиная с первых месяцев его жизни, периодически встречается с нарушением приема пищи или жидкости. В одних случаях это может быть периодически возникающий отказ от груди или самостоятельного приема пищи, в других — снижение аппетита или, наоборот, резко усиленное чувство голода (чрезмерный аппетит), что сопровождается перееданием. Последнее состояние обозначается как булимия (греч. bus — бык + limos — голод), кинорексия (греч. kyon, kynos— собака + orexis— желание есть, аппетит), полйфагия (греч. polys — многий, много, больше нормы + phogia — поедать), откуда произошел русскоязычный термин «волчий аппетит» и т.п. Следовательно, существует много различных расстройств приема пищи, особенно в детском возрасте, и обилие медицинской терминологии для их обозначения.

        В большинстве случаев они обусловлены конкретными болезнями нервной или эндокринной системы, внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта, или временными, преходящими расстройствами, например выраженным чувством боли различной локализации, тошнотой, головокружением, психическим или физическим переутомлением и многими другими причинами. Нет необходимости подробно описывать все эти нарушения «пищевого поведения» (по В. В. Ковалеву) у детей, поскольку это не входит в цели и задачи нашей книги, посвященной неврозам.

        В настоящем разделе речь пойдет о нарушениях, проявляющихся отказом от пищи у детей преимущественно раннего и дошкольного возраста, когда нет конкретного органического заболевания, а отказ от еды или снижение аппетита наступает в ответ на предложение ребенку адекватной пищи от компетентного лица, осуществляющего уход за ним. Анорексия в данном случае носит первичный характер и обусловлена невротическими нарушениями, т.е. является психогенной.

        Конкретным психотравмирующим воздействием, вызывающим невротическую анорексию, является неправильное воспитание ребенка в виде недостаточного к нему внимания или, наоборот, гиперопеки с выполнением всех прихотей и капризов, тревогой родителей в отношении кормления и желанием, чтобы он съел побольше, и использованием для этой цели принуждения и даже наказания. На аппетит ребенка отрицательно действуют нерегулярность питания и прием большого количества сладостей, использование
        различных обещаний и поощрений, к примеру «съешь еще кусочек — пойдешь гулять на улицу или купим мороженое» и т.д.

        Мне приходилось видеть, как во время кормления ребенка первых лет жизни собирается вся семья: вначале, когда он ест, все им восхищаются, хвалят, радуются, а как только темп еды снижается и он отталкивает от себя блюда, начинаются отвлекающие моменты и уговоры — дедушка танцует, изображает из себя зайчика или лошадку, бабушка поет, мама берет в руки книгу, чтобы почитать интересную сказку после дополнительной еды. Иногда это дает временный эффект: ребенок ест больше, с трудом глотая, и дело кончается тошнотой или рвотой, после чего наступает всеобщее беспокойство.

        К каким только ухищрениям ни прибегают родители, чтобы заставить ребенка побольше поесть. Это образно описано в книге Р. Иллингворт «Здоровый ребенок. Некоторые проблемы первых лет жизни и их лечение» (1997): «В бесчисленных домах идет ежедневное сражение. На одной стороне авансы: уговоры, убеждение, лесть, мистификация, подлизывание, просьбы, пристыживание, ругань, придирки, угрозы, взятки, наказание, указание и демонстрация вкусной еды, снова плач или притворство плача, игра в дурака, пение песен, рассказывание историй и показ книжек с картинками, включение радио, бой в барабаны, как только ребенок берет ложку с едой, в надежде, что он ее проглотит, а не выплюнет, бабушка даже танцует — все это регулярно многократно повторяется изо дня в день. С другой стороны, маленький тиран решительно держит оборону и отказывается сдаться либо сдается на его условиях. Его главное оружие защиты — рвота и бездельничанье».

        Внешние проявления невротической анорексии обычно бывают однотипными: вначале ребенок ест только излюбленную пищу, отказываясь от обычно принимаемых ранее блюд жует медленно, глотает с трудом, желая скорее закончить эту неприятную ему процедуру. Настроение снижено, он хныкает, капризничает. Постепенно к приему пищи вырабатывается отрицательный условный рефлекс, когда лишь упоминание о еде вызывает тошноту и позывы на рвоту. Такое состояние может затянуться на недели и месяцы, ребенок упорно отказывается от еды и даже несколько теряет в массе тела, хотя выраженного физического истощения практически не наступает.

        На основании наших наблюдений сложилось мнение о том, что невротическая анорексия чаще встречается в экономически хорошо обеспеченных семьях, имеющих одного ребенка, воспитываемого по типу «кумира», не обладающих медицинскими знаниями об особенностях развития детей и имеющих низкий уровень культурного развития. У них главенствует единый домашний принцип — поесть вкусно, питательно и обильно, иными словами, анорексия у детей встречается там, где есть возможность хорошо поесть. При наличии
        нескольких детей или в многодетных семьях с низкими экономическими
        возможностями анорексия встречается значительно реже.

        Во многих случаях возникновение анорексии порождается самими родителями. Начало этому закладывается уже на первом году жизни во время перевода ребенка на искусственное вскармливание
        или с началом прикорма (обычно в 5—б месяцев). Матери обычно ориентируются в росте массы тела в первые месяцы жизни. Им кажется, что ребенок наберет необходимый вес, если будет хорошо кушать. Если этого нет, то нередко прибегают к насилию — держат ребенка за нос и насильно засовывают ему ложку в рот. Естественно, что это вызывает плач, крик, сопротивление. Повторение такой процедуры быстро вызывает отвращение к еде.

        Необходимо также помнить о том, что средняя масса тела ребенка определенного возраста не может быть абсолютно одинаковой для всех. Необходимо учитывать массу тела при рождении, особенно у недоношенных детей. К тому же аппетит у детей может быть различным, как и скорость приема пищи.

        Лечение и профилактика анорексии у детей. Эти две проблемы тесно взаимосвязаны. Главное в лечении и профилактике невротической анорексии — устранение насильственного кормления и различных маневров
        (положительных и отрицательных), чтобы ребенок побольше съел. Прием пищи — это не обязанность, а необходимость, дающая приятные ассоциации. Если еда для ребенка стала пыткой и уже накануне кормления он проявляет страх и беспокойство, а порой и позывы на рвоту, то насильно тянуть его к столу не следует.

        Прием пищи должен проводиться примерно в одно и то же время и в определенном месте. Если у ребенка снижен аппетит, то его нельзя «подкармливать» в другие часы, если он даже просит об этом. Другое дело, если ребенок нормально ест и нет проблем с кормлением. Если у ребенка уже выработан и закреплен патологический стереотип к приему пищи, то разрушить его порой не просто, и для этого нужны терпение и настойчивость всех членов семьи. Однако существует и другая точка зрения. По мнению Р. Иллингворт, «из всех проблем поведения анорексия наиболее часто встречается, наиболее легко предотвращается, наиболее легко вызывается и наиболее легко лечится».

        Что же нужно делать в таких случаях? Прежде всего, исключить насилие над ребенком и всякие методы уговоров и отвлечения. К медикаментозному лечению прибегать лишь при наличии выраженных вторичных невротических расстройств или задержке темпов психомоторного развития.

        Во время очередного приема пищи всеми членами семьи, например во время обеда, ребенка следует посадить за общий стол, поставить перед ним блюдо, которое он должен съесть, и не обращать на него внимания. Если он не ест, не следует ни словом, ни взглядом выражать недовольство. После окончания обеда всеми присутствующими блюдо от ребенка убирается, даже если он к нему не прикоснулся, и он остается голодным до следующего приема пищи, не следует давать есть ничего в этом промежутке. Если же и во время следующей трапезы он не ест, то повторяется аналогичное до очередного приема пищи. Голод должен дать о себе знать, и в конечном итоге ребенок будет есть. При этом не нужно его хвалить и давать какие-то обещания. Все это необходимо воспринимать как должное. Конечно, трудно смотреть на голодного ребенка, но первыми должны сдаться не вы, а он сам.

        Иногда ребенок плохо ест только дома, а, например, у родственников или соседей, если он там один, кушает нормально. Почему такое происходит? Если ребенок чувствует, что его еда вызывает всеобщую тревогу и озабоченность, а этим можно достигнуть чего-то желаемого, то ему приятно видеть к себе такое всеобщее внимание. Это вполне естественно. Ведь взрослые также любят видеть в своей персоне повышенный интерес среди окружающих и стараются его добиться интересным рассказом, шуткой, анекдотом и другими способами. А здесь ребенок, в основном с конкретным мышлением. Он не понимает, какое расстройство, тяжелое переживание, а возможно, и невротические срывы вызывает у родителей его отрицательное отношение к еде. Так любимое чадо тиранит всю семью, а ее возрастающая озабоченность здоровьем ребенка только усугубляет его капризы ^.требования, которые не прекратятся сами по себе без резкого изменения неправильного отношения родителей. Если такому ребенку во время еды нет возможности показать свое «Я» перед другими (отсутствуют постоянные «зрители», т.е. родители), то прием пищи может быть вполне нормальным, например, еда с другими детьми, имеющими хороший аппетит, в отсутствие родителей. Это, с одной стороны, может быть одним из методов лечения, с другой — заставит родителей задуматься об истинном положении дел. Ведь проявление невротической анорексии часто идет по основному психологическому принципу упрямого ребенка раннего возраста: «хочу» или «не хочу и не буду, если за это не получу чего-то другого».

        Много интересных и полезных советов в отношении лечения и профилактики невротических расстройств аппетита проводит Р. Иллингворт (1997). По мнению автора, проблема невротической анорексии — это не проблема ребенка, а проблема родителей, не умеющих привить детям правильное пищевое поведение.
        Нередко все начинается в грудном возрасте в период отнимания от груди или в начале прикорма. Если ребенок отказывается принять новую для него пищу, Р. Иллингворт рекомендует предложить ему грудь или бутылку, а в дальнейшем, когда ребенок в лучшем настроении, снова попытаться дать прикорм. Такое может повториться многократно. Всякое насилие должно быть исключено, оно никогда не даст желаемого эффекта. В качестве примера автор приводит известное старое высказывание о том, что один человек может привести лошадь к водопою, но даже 20 человек не смогут заставить ее пить.

        Следует также учитывать обычно встречающееся своеобразное отношение младенца к новой пище. Она его интересует и как предмет новизны. Ему хочется ее потрогать, поиграть с ней, засунуть туда руки, а затем размазать ее по себе и кормящему, уронить на постель или на пол, но только не положить себе в рот. Матери это кажется необычным, присущим только ее ребенку, но так поступают практически все дети первого года жизни. Мать боится создавшегося беспорядка, да и сама спешит; пытаясь пресечь такое отношение к пище, начинает насильно запихивать ее в рот, а ребенок сопротивляется, кричит, выплевывает, создает еще больший беспорядок. Так зарождается конфликт и отвращение к пище.

        А что же делать? Вот дословное высказывание Р. Иллингворт: «Мать не должна вмешиваться, когда он размазывает еду по уху или по волосам, но должна вмешаться, когда он пытается надеть перевернутую тарелку на голову вместо шляпы. Если она смеется над беспорядком, который он делает, он повторит это действие и будет делать еще больший беспорядок».

        При кормлении ребенка первого года желательно пользоваться определенной посудой, ложкой, к которой он постепенно привыкает, а из другой посуды нередко есть не хочет. Ребенка интересует не только содержание, но и внешний вид блюда. Ему не нравится бесцветная, бесформенная и однообразная масса, однообразие по вкусу, на что также следует обращать внимание.

        Иногда пища может быть слишком горячей или холодной, что вызывает неприятные ощущения, которые запоминаются ребенком и могут вызвать отказ от еды.

        Ребенок первого года обычно кушает медленно, ибо ему некуда спешить и он не имеет представления о времени, а хочет побыть подольше с мамой. Любая ее спешка может породить насилие. Нередко дети и более старшего возраста едят медленно, неохотно, размазывают блюдо по тарелке. Порой все покушают, а ребенок не прикоснулся к еде. Его не следует торопить в этом, взрослые тоже с разной скоростью принимают пищу. Однако если через разумное время приема пищи ребенок продолжает копаться в тарелке, не нужно поднимать паники, можно лишь напомнить, что обед закончен. Если и это не дает эффекта, то тарелку следует убрать, не обращая внимания на хныканье и крики, и оставить его без еды до следующего приема пищи.

        В связи с интересом к новому, развитием независимости и самостоятельности ребенок уже во втором полугодии жизни будет хватать ложку, а затем делать попытку есть самостоятельно. Не нужно ему мешать в этом. Желание все делать самому, пусть вначале и неумело, приучает к независимости и самостоятельности.

        Ребенок к концу второго и на третьем году жизни может интересоваться приготовлением пищи, часто возникает желание что-то приготовить самому. Это хорошее качество, которое необходимо умело использовать. Все блюда, приготовленные детьми самостоятельно или с их участием, съедаются ими с большим аппетитом.

        Много и других проблем возникает при кормлении ребенка. Например, он может не переносить какие-то продукты питания, вызывающие повышенную чувствительность, зуд отрыжку и другие неприятные ощущения. Их нужно исключить из рациона. Ребенок может просто не любить некоторые продукты или блюда, что также желательно учитывать при его кормлении. Совсем другое дело, если он систематически не хочет есть поданные блюда, ссылаясь на то, что он их не любит. Сегодня не любит одно, завтра другое, и так продолжается систематически. Такое отношение к питанию следует спокойно пресечь, не проявляя насилия. Можно сказать, что другого блюда не будет, а если не хочет его есть, то останется голодным.

        Трудно предвидеть и описать все проблемы, связанные с питанием ребенка. Их может быть много, и порой непредвиденных. Решаются они логикой мышления и сложившейся ситуацией. Например, ребенок капризничает и вообще не хочет есть во время установленного в семье приема пищи. А не ест потому, что ему недавно дали перекусить, покушал или выпил сладкого или его оторвали от интересной игры. В таких случаях не следует предпринимать какие-то «карательные» воздействия, к примеру, оставлять без еды, а просто выявить причину отсутствия аппетита и отложить на некоторое время прием пищи.

        В заключение следует отметить, что приведенные в данном разделе причины отсутствия аппетита у детей и способы их коррекции основаны как на личном опыте, так и на результатах наблюдений других авторов. Это лишь общие советы, которые, казалось бы, выполнить просто и легко. Конечно, не всегда. Не следует упрекать родителей за сделанные упущения. Обычно дефекты пищевого воспитания детей являются следствием простого незнания, отсутствия опыта (обычно при воспитании первого ребенка) и порождены любовью к нему. А любовь всегда слепа (может, и не всегда, но бывает). Легко понять мать, которая не может спокойно жить при отказе ребенка от еды. Она может и взорваться, накричать, наказать ребенка, в том числе и физически, а потом страшно жалеет о своем поступке. Долгая сдержанность и терпение не бывают беспредельными. Они вырываются наружу. Такова психология человека.

        Лишь с годами начинаешь понимать свои ошибки, ибо они свойственны каждому человеку. А ошибки порождают проблемы и поиск новых решений.

        psyera.ru