Профилактика стресса студентов

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 4264

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Стресс – слово, которое широко используется, однако не все правильно понимают его смысл. Стресс – это состояние напряжения, мобилизации резервов, возникающее под влиянием чрезвычайных и интенсивных воздействий. Говоря о стрессе, обязательно надо учитывать соотношение между собственно проблемой и способностью человека с нею справиться. Событие, приводящее одного человека в состояние стресса, для другого может промелькнуть совершенно незаметно. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг воспринял сигнал из окружающей среды, начинается выработка гормонов адреналина и кортизола. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в данной ситуации, которая может быть чрезвычайна для конкретной личности. В результате происходящих в организме химических преобразований резко повышается уровень энергии и человек чувствует возбуждение и напряжение и готов к преодолению возникших трудностей или решению поставленной задачи. Стрессовая реакция приводит к следующим физиологическим изменениям в организме: усиливается потоотделение, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, повышается давление и т.д. Если стрессовая ситуация повторяется часто, тело начинает испытывать некий дискомфорт. Любая часть нашего организма в ответ на стресс может проявить себя неприятными ощущениями.

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов. Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в меж экзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз. Что же такое невроз? Неврозами называют функциональные заболевания нервной системы, подразумевая, что при них не нарушается целостность какого-либо органа. При неврозах, как правило, нарушается согласованность деятельности некоторых систем. Страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

1.Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

2.Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.

3.Невыполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчеты по практике и т.д.

4.Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.

5.Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.

6.Конфликты со сверстниками.

7.Ббольшая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.

8.Отсутствие интереса к учебе и выбранной профессии.

9.Неудовлетворительные условия проживания и учебы.

10.Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Мы решили выяснить, в какой степени студенты нашей группы подвержены стрессу.

В нашем исследовании приняли участие 28 студентов первого курса специальности «экономическая безопасность».

Для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества использовался Тест на стрессоустойчивость.

Тест состоит из 16 вопросов и трех вариантов ответов: «да, безусловно», «да, но не очень», «нет, ни в коем случае».

К тесту прилагается «Ключ». За каждый ответ испытуемому начисляются баллы: за ответ «да, безусловно» – 3 балла, за ответ «да, но не очень» – 1 балл, за ответ «нет, ни в коем случае» – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимально возможное количество – 48 баллов.

Результаты интерпретируются следующим образом.

Более 36 баллов: « Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими».

От 13 баллов до 36 баллов: «Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них».

Менее 13 баллов: «Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов».

64 % студентов получили результаты от 13 баллов до 36 баллов. Это говорит о том, что они относятся к наиболее распространённой группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Остальные 36 % студентов (в их числе оказались только мальчики) принадлежат к группе достаточно спокойных людей, мало подверженных стрессу.

Как помочь студенту справиться со стрессом?

Нужно научиться правильно, распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.

Также надо приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание, а потом идти гулять или общаться с друзьями.

Необходимо совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе, спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы. Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время. Искать положительные моменты в любой ситуации.

Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание. Активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресс все-таки можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Надо стремиться к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.

Один из самых простых способов уменьшить стресс – это просто снизить темп жизни.

Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные – хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.

Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!

Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.

Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.

Даже непродолжительное общение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.

Не следует переедать перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.

Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период. Однако кофе лучше не пить натощак, предварительно следует хотя бы немного поесть. Вредно и большое количество кофе: достаточно маленькой чашечки, которая будет действовать не менее 3-4 часов.

Известно, что многие отличники имеют ряд проблем со здоровьем, так школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.

Можно заняться и аутотренингом. Сядьте удобно или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.

Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд — напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.

Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:

— зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;

— глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;

— жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;

— пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;

— улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;

— пропойте свое настроение строчкой из песни, наиболее его отражающей;

— а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!

А главное надо понимать, что экзамены — путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания ученика, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности!

1.Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии.

www.scienceforum.ru

Профилактика стресса у студентов в период сессии (сдачи экзаменов)

Стресс (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Доказано, большое влияние на возникновение напряжения у студентов вузов оказывает сдача экзаменов. Сдача экзаменов является сильным стрессорным фактором, вызывающим высокий уровень тревожности, снижение настроения, нарушение питания (недостаток и чрезмерный прием пищи), сна и т. д. Что часто усугубляется чрезмерным употреблением кофеина, энергетических напитков, курением, приемом лекарственных препаратов и приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой и вегетативной системы. В результате у студентов происходит колоссальная нагрузка на еще не до конца окрепший и сформировавшийся организм. Основными негативными аспектами повышенного напряжения, которые проявляются у студентов во время сессии являются:

— нарушения сна:недосыпание и прерывистый сон как следствие повышенной тревожности;

— навязчивые мысли о экзаменах, дисциплинах и т. д.

— высокая нагрузка на организм;

— снижение двигательной активности;

— сильные эмоциональные переживания.

Употребление психоактивных веществ не только не решает проблемы, но часто ее только усугубляет. Как же бороться с тяжелыми состояниями (возникновением стресса) во время сессии? При исследовании стресса у студентов во время сессии было установлено, что он зависит от:

— подготовки к предметам и посещении занятий во время семестра;

— дружелюбие и компетентность преподавателей;

— особенностей личности студентов.

Как же снизить уровень переживаний во время сессии?

— свободное владение материалом сдаваемого предмета, следовательно необходимо регулярно посещать занятия и выполнять все межсессионные задания (желательно вовремя);

— умение владеть собой во время экзамена, ведь даже при отличном знании материала бывает, что в самый ответственный момент нахлынет сильное волнение, руки трясутся, трудно сосредоточиться, голова «пустая», вспомнить ничего не можешь. Возникает состояние «ступора», которое ты никак не можешь преодолеть. Следовательно ты не получаешь желаемого результата.

Рассмотрим несколько методов профилактики и снижения напряжения, которые помогут справиться со стрессом в период экзаменов

1) Снижению напряжения (как физического, так и психоэмоционального) способствует умение расслабляться (релаксация). Волнение и суета приносят много ошибок, мы тратим больше времени и сил на дела. Поэтому важно делать небольшие перерывы для релаксации и пополнения своих сил. В ситуациях повышенного напряжения бесполезно пытаться расслабиться при помощи самовнушения. Бесполезно повторять: «Я абсолютно спокоен», от этого напряжение и нервозность только возрастают. Для того, чтобы овладеть техниками релаксации, нужно учиться этому продолжительное время, минимум 2-3 раза в день. Более эффективно проходит обучение при использовании дневника для записей.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Это упражнение эффективно помогает в ситуациях волнения. Например, перед публичным выступлением, ответом на экзамене, встрече с начальником.

Это упражнение вам поможет достаточно быстро успокоиться. Оно удобно тем, что его можно выполнять в любое время, не ограниченное количество раз.

Медленно выдохните, после чего сделайте медленно глубокий вдох.

После вздоха задержите дыхание на 4-6 секунд.

После чего опять медленно выдохните и после выдоха сделайте медленный сделайте глубокий вдох.

Вновь задержите дыхание на 4-6 секунд.

Повторите этот процесс от шести до восьми раз. Вы убедитесь в том, что стали гораздо спокойнее, а ваши мышцы более расслабленные. Сердцебиение нормализовалось и наступил душевный покой.

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

Предлагаем несколько способов регуляции эмоционального состояния, которые вы можете использовать даже на работе, экзамене, занятиях, при любом состоянии эмоционального напряжения:

-размышление о хорошем, приятном: старайтесь вспомнить то, что может вызвать у вас позитивные эмоции;

– проявите активность: различные движения: ходьба, потягивания и др.

– понаблюдайте за пейзажем за окном, медленно рассматривайте все нюансы происходящего;

– рассмотрите в помещении: цветы, фотографии, плакаты, коллег (что нового вы отметили?);

– представьте, что вы “купаетесь” в солнечных лучах;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Упражнение «Плюсы и минусы»

Целью данного упражнения является формирование позитивного мышления, которое способствует устойчивой самооценке, повышению уверенности в себе, стрессоустойчивости, гибкости мышления и поведения.
Возьмите лист бумаги и разбейте его на 2 колонки. В одной колонке опишите как вы видите свой стресс: мысли, чувства, причину (причины) вашего стресса, а в другой постарайтесь отразить как можно больше плюсов этой ситуации.
Пусть (вам может показаться) это будут мелочи, но они очень важны для формирования позитивного мышления. Если каждый раз, когда вы начинаете переживать по данному поводу, вспомните те преимущества, которые ему сопутствуют, то ваше настроение будет улучшаться.

Питание при стрессе

Как мы отмечали выше, при стрессе часто нарушается питание, а нагрузка на организм повышается. Как же правильно питаться во время сильных психоэмоциональных нагрузок?

Доказано, что люди, у которых отмечается дефицит витамина В в большей степени подвержены депрессиям и расстройствам нервной системы. Ведь витамин В1 (тиамин) обеспечивает поступление в головной мозг глюкозы, которая стимулирует работу нервной системы, улучшает память. Витамины группы В1 содержатся следующих продуктах: различных орехах, гречке, кукурузе, фасоли, спарже, хлебе из муки грубого помола, картофеле, отрубях, печени и дрожжах. В2 способствует окислительным процессам, синтезу белков, играет важную роль в расщеплении жиров и усвоении питательных веществ, повышает остроту зрения. Дефицит его приводит к мышечной усталости и снижению жизненного тонуса. Продукты, которые содержат В2: молоко, мясо птицы, яйца, рыба, сыр, дрожжи, шпинат и капуста брокколи.

При бессоннице, снижении настроения, повышенной раздражительности следует обратить внимание на продукты, содержащие витамин В3. Витамин (В3) участвует в биосинтезе гормонов и ферментов, отвечающих за расщепление молекул и извлечение из них энергии. Эта энергия необходима нам для жизнедеятельности. В3 содержится в зеленых овощах, мясе, яйцах, рыбе, субпродуктах, орехах.

И, самый важный, витамин — В6, который является антидепрессантом. Он участвует в синтезе серотонина – гормона счастья. Значит способствует хорошему настроению и крепкому сну. При нервном напряжении этот гармон расходуется быстрее. Также этот витамин разрушается после употребления алкоголя. В6 содержится в говядине, яйцах, субпродуктах, зеленом перце, молоке и капусте.
Попробуйте увеличить потребление именно этих продуктов во время сессий, съешьте банан и горсть орехов вместо чипсов, бургеров и хот-догов. Откажитесь от жирной пищи, выпейте фруктовый коктейль, на завтрак — овсяную кашу и ваше настроение станет лучше. А в перерывах между завтраком, обедом и ужином лучше не злоупотреблять булками, шоколадом и т.д. лучше есть фрукты, орехи, пить натуральные соки. Это не прибавит лишних килограммов, которые только увеличат ваши страдания.

Хорошо помогает восстанавливать потраченные силы здоровый, крепкий сон. Он помогает быть не только в хорошей физической форме, но и в психологическом равновесии. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма. Мы знаем, что стресс часто приводит к бессоннице. Чтобы этого избежать, важно соблюдать следующие правила:

— стараться ложиться спать каждый день примерно в одно и тоже время, желательно не позднее 23 часов;

— уделять сну примерно 7-8 часов;

— не ложиться спать сразу после приема пищи, также стараться не употреблять вечером спиртных напитков, жирных продуктов и продуктов с большим количеством сахара;

— важно избегать перед сном физических и интеллектуальных нагрузок. Постарайтесь расслабиться: послушать приятную музыку, посмотреть фильм, почитать, принять теплую ванную;

— для хорошего сна ваша постель должна быть удобной, воздух в комнате свежим (комнату желательно проветрить). Важно исключить посторонние звуки, которые могут мешать засыпанию.

Организованность и порядок. Вам трудно найти свои конспекты в куче бумаг, книг и тетрадок? Может быть, пришло как раз то время, чтобы навести порядок? Ведь уборка — это смена деятельности, активность. А порядок не только поднимет настроение, но и сэкономит вам много времени.

Каждый вечер составляйте план следующего дня: выделите основные дела, расставьте приоритеты, прикиньте примерное количество времени, необходимое для выполнения этих дел. Утром старайтесь не думать о том, что нужно делать все согласно плану. Отключите голову и просто делайте. Старайтесь не думать о том насколько вы следуете плану. Вечером отметьте то, что у вас получилось сделать, в соответствии с планом, а что нет. И вновь составьте план на следующий день, с учетом результатов предыдущего дня.

fp.nsu.ru

Профилактика стресса студентов

Актуальность. Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. В любом случае обучение в высшем учебном заведении это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Исследователи отмечают причины стрессов у студентов связанные с проблемами финансов, жилья, безопасности и др. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Объект исследования: стрессовые состояния у современной молодежи, осуществляющих учебную деятельность.

Предмет исследования: профилактика стрессовых состояний у студентов в период сдачи экзаменов.

Цель исследования: исследовать стрессовые состояния студентов в процессе подготовки к сдаче экзаменов.

Гипотеза: можно предположить, что у студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса, который наиболее интенсивно актуализируется в период сессии.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Ганс Селье, который в 1936 г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование [2].

В пси­хо­ло­гии понятие стресса рассматривается с разных точек зрения. Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия – чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Также стрессом называют неспецифическую, другими словами, общую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое). Воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Ганс Селье.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые.

Исследованием проблемы стресса занимались У. Кэннон, Д. Майерс, Л. А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Ю. И. Александров.

Исследователи у стресса выделяют две формы:

— стресс полезный – эустресс;

— стресс вредоносный – дисстресс.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: положительный эмоциональный фон; опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее; одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дисстресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера: эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.; чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма; большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [4].

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается примерно за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна [1].

Исследователи выделяют 3 группы студентов: 1-я группа – с невротическими расстройствами; 2-я группа – с риском их развития; 3-я группа – здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их ассенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях [3].

Для студента нашего времени, стресс является реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями [2].

Эмпирические исследования проводились на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, города Краснодара. В исследовании участвовали студенты 2 курса, обучающиеся по специальности «Клиническая психология», в количестве 12 человек и студенты 3 курса, обучающиеся по специальности «Сестринское дело», в количестве 19 человек.

С помощью методики Ю.В. Щербатых мы определили основные причины учебного стресса и в чем проявляется стресс у респондентов, а также определить основные приемы снятия стресса студентами.

Основными причинами возникновения стресса у студентов являются излишне серьезное отношение к учебе и нежелание учиться или разочарование в профессии. Меньше всего студентов волнует проблема стеснительности и застенчивости.

Важно отметить, что проявляется стресс в группе, в основном, на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени.

Главным или даже основным способом снятия стресса является сон. Положительно то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.

Из биологических признаков проявления стресса можно выделить затруднения дыхания и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются излишне серьезное отношение к учебе и нежелание учится или разочарование в профессии. Все это приводит к понижению трудоспособности студентов, плохому сну, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Основным способом снятия стресса является сон.

Итак, стресс — это неотъемлемая часть жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

www.expeducation.ru