Программа для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью, 1 класс по ФГОС. Математические представления.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 111 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1 класса разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой , в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

— примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

— учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

— годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;

— положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

— является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

— определяет содержание образования по учебному предмету;

— обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

— реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

— создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

— обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.

Цель предмета: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи предмета: учиться использовать математические представления для решения жизненных задач.

Формы организации учебной деятельности:

Виды деятельности на уроке:

– выполнение заданий и упражнений;

– наблюдение за объектом изучения;

– практикум (игры с наглядными пособиями);

Место предмета в учебном плане.

Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе). Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 66 учебных часов (2 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы. Срок реализации программы – один учебный год.

Планируемые результаты учебного предмета

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов

Курс «Математические представления» формирует у учащихся представления об элементарных математических представлениях.

Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

Умение обозначать арифметические действия знаками.

Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень материально-технического обеспечения

— Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.

— Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение/ Автор-составитель А.А. Шабанова.- Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Таблицы к основным разделам программы

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Слайды, соответствующие тематике программы

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Цифровые образовательные ресурсы

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Основные виды учебной деятельности учащихся

Свойства предметов, обладающих цветом

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Выделение предметов, обладающих определенной формой круга

Выделение предметов, обладающих определенным размером. Сравнение предметов по размерам. Большой Маленький. Равные.

Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник

Сравнение предметов. Длинные, короче. Равные

Понятия: шире, уже, одинаковые

Понятия: выше, ниже, равные ростом

Понятия: глубже, мельче

Понятия: тоньше, толще, одинаковые

Сравнение предметов по массе. Легче. Тяжелее, такой же

Сравнение групп предметов. Много. Немного. Мало

Понятия: больше, меньше, столько же. Много, мало. Один. Изменение количества предметов. Было много, стало мало

Положение предметов в пространстве (далеко, близко). Понятия вверху, внизу. Понятия: справа, слева

Пространственные понятия (рядом, около, там, здесь). Положение предметов в пространстве (на, в, внутри). Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий

Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом)

Отношение порядка следования (крайний, первый, последний)

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день

Количество и счет. Число и цифра 1

Один – много. Круг

Число и цифра 2. Образование. Пара

Простые арифметические задачи на сложение

Простые арифметические задачи на вычитание

Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая

Образование числа 3

Сравнение предметных множеств пределе 3

Формирование умения выполнять задание:

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные

Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр

Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4

Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4

с заданными качественными параметрами.

Сложение и вычитание в пределах 4. сравнение. Прямоугольник

Число и цифра 5. Знакомство

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

использование по назначению учебных материалов;

Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно

Решение примеров с неизвестным числом

Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат

Число и цифра 0

Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок

Число и цифра 6. Знакомство

Сложение и вычитание в пределах 6. Компоненты сложения

Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1-7

Состав числа 7. Сложение в пределах 7

Переместительный закон сложения

Вычитание из 7. Компоненты при вычитании

Сложение и вычитание в пределах 7

Решение задач на нахождение суммы и остатка

Число и цифра 8. Образование

умение выполнять инструкции педагога;

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

Состав числа 8. способы образования числа 8. Сложение в пределах 8

Вычитание в пределах 8

Число и цифра 9. Знакомство

Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные

Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества множеств

Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела

Сложение в пределах 9. дополнение до 9. Геометрические тела

Состав числа 9. Компоненты сложения

Сложение в пределах 9. Решение задач

Вычитание из 9. Компоненты при вычитании

Составление и решение задач по названию действий

Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток

Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные

Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные свойства

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10

Решение примеров и задач на сложение и вычитание

Повторение геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, инструкции

Повторение пройденного и обобщение знаний и умений

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты по предмету

Знать общие признаки предметов группах (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).

Уметь составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Уметь различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Знать приемы последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Уметь устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Уметь сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения;

Обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Знать (узнавать) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Знать (узнавать) форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

Уметь ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа – слева).

Уметь различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро – вечер

Знать (узнавать) количественные, порядковые числительные в пределах 20, состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых, единицы (меры стоимости, длины, массы, емкости (1р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л).

Уметь читать, записывать, откладывать на счетном материале, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать, по 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10; уметь решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты и заменять их.

infourok.ru

СБОРНИК ПРОГРАММ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (Е.И. Капланская)

Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII вида №77 СЗАО г. Москвы.

Школа работает в режиме Городской экспериментальной площадки по теме «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития» более четырех лет. Основное направление работы – создание программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в условиях образовательной среды школы VIII вида. В результате экспериментального поиска были созданы семь Учебно-методических комплектов (УМК), в которые входят программы, методические рекомендации для учителя и учебные пособия для учащихся.

2 часть УМК представляет учебные пособия для детей с умеренной умственной отсталостью. Они будут публиковаться отдельно.

УМК могут быть использованы в любых специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, которые решают вопрос об обучении детей с умеренной умственной отсталостью, а также при разработке личностно-ориентированных образовательных маршрутов для создания индивидуальных программ.

Введение — Капланская Е.И

Русский язык — 1-9 класс:

Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И

Математика — 1-9 класс:

Капланская Е.И, Титова В.И.

СБО (социально-бытовая ориентировка) — 5-9 класс:

Галле А.Г., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л.,

География — 7-9 класс:

История Отечества — 7-9 класс:

Начала художественного ремесла — 4-5 класс:

Царева Е.В., Щербакова С.Е.

Обслуживающий труд — 6-9 класс:

Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.

Обеспечение доступного образования детей-инвалидов в школе VIII вида

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети). Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида — дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество.

В образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:

— умственная отсталость легкой степени — F 70 (дебильность);

— умственная отсталость умеренная — F 71 (нерезко выраженная имбецильность);

— умственная отсталость тяжелая — F 72 (резко выраженная имбецильность);

— дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:

— максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;

— общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;

— доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;

— доступную трудовую подготовку.

Дети – инвалиды в школе VIII вида — это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Еще несколько лет тому назад их считали «необучаемыми», их официально не разрешали принимать во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида).

После подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Родители этих детей сейчас могут дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (детские сады, школы, школы-интернаты, детские дома, центры). Но при этом все участники образовательного процесса (учителя, родители, специалисты и руководители) должны четко представлять, что образование и жизнь детей – инвалидов могут осуществляться только в особых поддерживающих условиях.

Для обеспечения равных возможностей в получении доступного образования детей — инвалидов необходимо в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида создать оптимальное сочетание условий, представляемых Законом об образовании для всех детей РФ и, в тоже время, условий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению каждой категории умственно отсталых детей.

Общими условиями, в соответствии с санитарными правилами и нормами финансирования, действующими для всех общеобразовательных учреждений, являются:

— организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;

— максимальная нагрузка на учащихся;

— количество часов к финансированию (по 5-ти или 6-ти дневной рабочей неделе);

— начало и продолжительность учебного года и каникул.

Оптимальный вариант совместного обучения детей с разными формами умственной отсталости возможен только при создании условий для развития индивидуального потенциала каждого ребенка и создающих психологический комфорт образовательной среды для всех детей.

Одним из важнейших условий является дифференцированное программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение, соответствующее их познавательным возможностям.

На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (и тем более для обучения детей с диагнозом F 72) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально. До настоящего времени отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

Материалы данного сборника предназначены для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

Представленные материалы являются результатом экспериментальной деятельности учителей – участников городской экспериментальной площадки в проекте «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития». (Автор и руководитель проекта Капланская Е.И., директор школы Девяткова Т. А., научный руководитель к.п.н. Пимчев С.П., научные консультанты к.п.н. Забрамная С.Д., к.п.н. Исаева Т.Н.).

Проект разрабатывался на базе СКОШ VIII вида №77 СЗАО города Москвы и является важнейшим системным звеном инновационной модели учреждения VIII вида.

Все материалы носят комплексный характер и отвечают следующим требованиям:

*реализация вопросов социальной адаптации, как основной задачи системы помощи и поддержки детей-инвалидов;

*соответствие принципам доступности, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;

*создание условий необходимых для социального и общего развития детей-инвалидов, коррекции и компенсации ограниченных возможностей их интеллектуального развития.

Количество детей, имеющих статус инвалидов детства на момент открытия ГЭП (2003 г.) в школе №77 достигло 51% от общего числа обучающихся. Из них с умеренной умственной отсталостью — 29%, т.е. 6 классов при наполняемости 8-10 человек (согласно государственным документам).

Программы, представленные в данном сборнике, составлены в соответствии с Учебным планом (2006 г., вариант 1), одобренным Департаментом образования города Москвы, в котором название образовательных областей и количество часов в неделю дано одинаково как у детей с легкой, так и у детей с умеренной умственной отсталостью.

Базовой основой при разработке программ для детей с умеренной умственной отсталостью, представленных в данном сборнике, были взяты программы рекомендованные Главным управлением школ Министерства просвещения СССР (1986 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости и программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1984г.).

Работа шла через реформирование содержания образования, программно-методического и дидактического обеспечения, через модернизацию организации образовательной среды и организационно-управленческих подходов.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд психологических особенностей развития и способности к обучению, которые учитывались, при составлении программ обучения, планирования, учебных и дидактических пособий. Знание психологических особенностей развития этих детей необходимо для точно направленного компенсирующего и коррекционного характера отбираемого материала.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении учебного плана имеются существенные различия, а именно:

— по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;

— усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);

— содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

— изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;

— учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

— используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;

— значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,

— предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса — с социально-бытовой ориентировкой).

За последние четыре года было разработано, апробировано и внедрено в практику 7 учебно-методических комплектов (УМК) для обучения детей с умеренной умственной отсталостью:

— по русскому языку 1-9 класс (учителя Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И.);

— по математике 1-9 класс (учителя Титова В.И., Капланская Е.И);

— по географии 6-9 класс (учитель Ярочкина И.А.);

— по истории 7-9 класс (учитель Гущина О.А.);

— по обслуживающему труду 6-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Рубцова Г.Н.);

— по программе «Начала художественных ремесел» 4-5 класс (учителя Царева Е.В., Щербакова С.Е.);

— по СБО 5-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Капланская Е.И.).

Практически полностью обеспечен учебный план.

Каждый УМК включает в себя: 1. Программу (пояснительная записка, методический комментарий, содержание обучения). 2. Приложение (планирование, учебное пособие для учащихся).

Содержание всех представляемых программ, методический комментарий, учебные пособия разработаны в соответствии с достижениями отечественной дефектологии в области изучения особенностей развития детей, апробирован в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и эффективно используется в практической работе в течение нескольких лет.

Содержание программ корректировалось за счет знаний, умений и навыков, которые обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания, умения и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса доступных представлений, навыков и отношений, позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и реализовать в ней свои потребности и цели. Путь усвоения и принятия способов поведения, правил, норм, целей и ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в различных жизненных ситуациях.

Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер, а полнота (степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по социальной адаптации.

Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.

Социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта, что обеспечивает выпускникам школы более успешную интеграцию в общество, в конкретный социум.

Контингент детей-инвалидов в школах VIII вида увеличивается с каждым годом.

Данная ситуация сама по себе является новой в системе коррекционного образования. Дети – инвалиды — это особые дети. Им нужны особые условия обучения, особые учебно-дидактические и методические пособия. Эти дети имеют способности к развитию и обучению. Важно определить каковы должны быть условия, в которых обучение и развитие этой категории детей будет протекать наиболее успешно.

Вопросы дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в специальном образовании.

по русскому языку

для детей с умеренной умственной отсталостью

Методический комментарий к программе.

Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2000 г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.

При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.

Обучение русскому языку учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71) носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей.

Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно — то доступно, что доступно — то интересно, что интересно — то вызывает желание познавать новое.

Одна из основных задач уроков русского языка в школе VIII вида — научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, текст по чтению «Памятка по уходу за обувью» …и т. п.).

Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей.

В 1 — 4 классах тексты по чтению и упражнения по письму тесно увязываются между собой и тематикой уроков развития речи.

В 5 — 9 классах содержание упражнений по письму увязывается с содержанием программы по социально бытовой ориентировке (СБО).

В 10 — 12 классах вводится интегрированный курс — русский язык (чтение, письмо) и социально-бытовая ориентировка (СБО). Учебно-методический комплект (УМК) по интегрированному курсу для 10-12 классов разработан отдельно и включает в себя: программу (пояснительную записку, планирование, методические рекомендации), Сборник упражнений, Сборник художественных текстов и Сборник деловых текстов по чтению, образцы конспектов уроков. УМК используется для обучения детей и с легкой и с умеренной умственной отсталостью.

С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.

Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.

Учащиеся с так называемым локальным поражением (алексия, аграфия) обучаются по индивидуальной программе. Индивидуальная программа составляется также в случае включения ребенка с одной степенью умственной отсталости в состав класса с другим диагнозом.

Содержание программы одного класса от другого отличается объемом активного и пассивного словаря, объемом рабочего материала на уроке и сложностью видов работ по той или иной теме.

Поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения. Содержание программы, которое доступно обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Так как составы классов по своим познавательным возможностям не бывают одинаковыми, то, например, 6 класс текущего учебного года, будет обучаться по программе 5 года обучения, а 6 класс следующего учебного года может обучаться по программе 6 года обучения.

Выбранная на следующий учебный год программа по русскому языку для класса утверждается на методическом объединении или педсовете, как программа года обучения. Учащиеся аттестуются и переводятся из класса в класс соответственно определяемому уровню программных требований. Оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. (Иногда исключение может быть сделано по просьбе родителей).

К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида учащиеся с умеренной умственной отсталостью могут овладеть следующими умениями:

· самостоятельно прочесть небольшой печатный текст: 5 — 8 предложений из 6 — 10 слов;

· ответить на заданные вопросы по прочитанному тексту и передать содержание несложных рассказов;

· понять и передать содержание картин, иллюстраций с простым сюжетом, пиктограмм, инструкций, памяток;

· списать небольшой текст письменными буквами;

· прочитать написанное собственноручно;

· написать по памяти свое имя, фамилию, адрес;

· самостоятельно написать поздравительную открытку, записку, заявление (короткий текст: 3-4 предложения из 3-5 слов);

· писать под диктовку буквы алфавита, отдельные короткие слова;

· использовать полученные коммуникативные навыки при общении в различных жизненных ситуациях: задать вопрос, ответить на вопрос, выразить словами свои желания.

Содержание обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо.

Программы по развитию речи, чтению и письму наряду с общими задачами обучения имеют собственные учебные задачи и методические особенности в организации учебного процесса.

Для решения задачи социальной адаптации развитие речи является приоритетным при обучении русскому языку. Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети).

Для устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.

Для того, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью правильно произносить слова, правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. С 1 по 5 год обучения русскому языку в учебном плане предусмотрены отдельные уроки по развитию речи.

В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова — предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.

С 6 класса специально организованная работа по развитию речи должна сопровождать процесс обучения этих детей на всех уроках учебного плана (СБО, естествознание, география, трудовое обучение и др.), а также во внеурочное время, при выполнении различного рода деятельности в период всего пребывания в образовательном учреждении.

Все виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.

Учителю следует также систематически использовать такой вид работы как «свободные высказывания» детей.

На уроках общеобразовательного цикла основной школы (естествознание, география, история и др.) учителя должны организовывать словарную работу и работу по формированию связной речи на основе лексики своих предметов.

Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную работу по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом и дефектологом.

Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.

Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.

Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.

Учителям, для организации учебной работы по развитию речи с детьми, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

· Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.

· Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.

· Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.

· И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.

· Необходимо также вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.

· Обязательно организуется работа на развитие умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умение повторить вопрос по теме урока.

· Также проводится работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.

· На занятиях по развитию речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока. В старших классах аналогичные игры используются в качестве одного из видов работы по закреплению учебного материала.

· В содержании учебной программы по развитию речи в каждом классе предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. (Перечень этих слов дается в программе к каждой теме). Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.

· Каждую тему следует повторять не менее 2 уроков. Учитель вправе ввести дополнительные темы, отказаться от каких – либо тем, расширить или заменить тему, в зависимости от условий социума, возможностей детей или по каким-либо другим обоснованиям. Последовательность изучения тем может изменяться в том порядке, который учитель считает целесообразным.

· Следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени. («Петя, сколько лежит карандашей?», « Маша, сколько лежит карандашей?» И так — каждому ученику.) Иначе, новое знание не воспринимается, как имеющее отношение лично к нему.

· Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.

· Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.

По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:

— чтение — это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык;

— чтение — это основа обучения всем остальным предметам;

— чтение — это учебник жизни.

Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев, увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.

По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:

2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.

3 год обучения – 3 предложения в 2-3 слова.

4 год обучения – 4 предложения в 3-4 слова.

5 год обучения – 4-5 предложений в 3-6 слов.

В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен). К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью могут самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 — 8 предложений в 6 — 10 слов.

Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей с легкой степенью умственной отсталости (F70).

В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенносте

xn--j1ahfl.xn--p1ai