Программа для обучения детей с синдромом дауна

Методики обучения ребенка с синдромом Дауна

  • Комментарии: 6
  • Просмотры: 85881 / 493

Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.

Возможности развития и обучения детей с синдромом Дауна

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

Ранняя помощь оказывается с момента установления нарушений у ребенка до его поступления в образовательное учреждение. Она призвана обеспечить максимальную реализацию возможностей ребенка, предупредить развитие вторичных нарушений, включить детей с синдромом Дауна в общий образовательный поток (интегрированное, инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях). Деятельность служб раннего вмешательства предполагает активное участие родителей в коррекционном процессе, их обучение, сопровождение и психологическую поддержку.

Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН)

Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

«Шаг за шагом» («Step by step»)

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.

Это программно-методическое сопровождение ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающее их к более полному взаимодействию с окружающим миром. Разработанное в австралийском университете Маккуэри оно с успехом применяется во многих странах, рекомендовано к использованию Министерством образования РФ.
Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.

Социально-психологическая модель Портаж (Portage)

Методика разработана в США в 70-х годах прошлого века, с успехом используется во многих странах мира. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом по домашнему визитированию. В процессе реабилитации ребенка участвует команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов. Во время посещений родителей обучают приемам структурного преподавания для применения в ежедневном общении с ребенком. Родителей учат наблюдать за ребенком, планировать достижимые цели и поощрять желательное поведение. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца, социализацию, познавательную деятельность, развитие двигательной активности, речи, навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: чему учить, когда учить и как учить.

Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой

Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать.

Коррекционная верховая езда – иппотерапия, очень эффективна и многофункциональна для решения задач реабилитации детей с синдромом Дауна. Она развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей. Общение с лошадьми, уход и забота о них повышает чувство доверия, терпения, уменьшает тревожность. Иппотерапия развивает интеллектуальные способности детей, способствует их социальной адаптации и лучшему приспособлению к жизни. Методикой проведения занятий по иппотерапии владеют специально обученные преподаватели.

Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» — это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний.

Слово «лекотека» дословно переводится как «хранилище игрушек». В России успешно применяется эта новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Служба лекотеки формирует у детей предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности каждого ребенка, проводя обучение в виде игры. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет.

Ребенок с синдромом Дауна может посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Программа обучения в таких учреждениях содержит 6 разделов: «Социальное развитие», «Здоровье», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Формирование деятельности», «Познавательное развитие» и «Эстетическое развитие». Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.
В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях образования. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию. В случае посещения ребенком с синдромом Дауна интегрированных или инклюзивных групп в массовых детских садах для них разрабатываются индивидуальные учебные планы в соответствии с возможностями.

Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста может осуществляться в специальных коррекционных школах VII или VIII видов, занимающихся по программе для детей с нарушениями интеллекта. Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Школьники с синдромом Дауна, которым благодаря раннему применению обучающих и развивающих методик в дошкольном возрасте удалось достичь высокого уровня развития, могут успешно обучаться в интегрированных или инклюзивных классах при массовых школах. Учителя этих классов при содействии специалистов по коррекционному обучению разрабатывают на каждого такого ученика индивидуальные учебные планы с учетом возможностей и уровней развития ребенка.

masiki.net

Методики обучения детей с синдромом Дауна

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

Обучение детей с синдромом Дауна: двигательные навыки и навыки самообслуживания

Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

Программа охватывает определенные области развития:

  • общую моторику;
  • речь;
  • двигательную активность;
  • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
  • Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

    Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

    Метод рассчитан на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

    Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

    По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

    У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.

    Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи

    «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

    Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

    Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.

    Дети с синдромом Дауна: обучение игровым методом

    Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

    Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

    Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет.

    Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе

    В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

    Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

    vitaportal.ru

    Как помочь родителям «солнечных детей»

    Как не впасть в шок, если родился «солнечный ребенок»

    No media source currently available

    Ежегодно в Таджикистане на свет появляются 330-350 детей с синдромом Дауна. Что делается в стране для интеграции таких людей в общество – репортаж Настоящего Времени.

    8-летний Исломджон родился с синдромом Дауна. Родители узнали о хромосомной патологии малыша, когда ему было три месяца. С того дня они заняты лечением сына.

    Матлаб Фазлиева, бабушка Исломджона, говорит, что сама научила его говорить, играть с игрушками, кататься на велосипеде и никогда не оставляла его одного, окружив безграничной любовью и заботой. По ее словам, мальчик живет полноценной жизнью и ходит в школу.

    Но не у всех «солнечных детей», как называют детей с синдромом Дауна, приписывая им повышенную улыбчивость и постоянное пребывание в хорошем настроении, заметен такой прогресс в развитии, как у маленького Исломджона.

    Мама 11-летней Суман сказала, что узнала о диагнозе дочери слишком поздно. «Когда рождается ребенок и мать узнает, что у него синдром Дауна, то впадает в шок», – говорит Мунира Джураева.

    Родители детей с синдромом Дауна постоянно ловят косые взгляды окружающих, потому что солнечные дети всегда улыбаются и отличаются от обычных детей.

    Для таких детей необходима индивидуальная программа развития и обучения. По словам учителя Насибы Шариповой, которая обучает детей с синдромом Дауна, таким деткам тяжелее разговаривать и их обучение требует больше времени.

    «Солнечные дети» имеют шанс жить полноценной жизнью, если с ними заниматься и развивать их. Поэтому при поддержке благотворительной организации SIDA, которая занимается социализацией детей с синдромом Дауна, в столичной средней школе №92 открыли специализированный класс.

    www.currenttime.tv

    Программа для обучения детей с синдромом дауна

    На прогулке с солнечными детками

    21 марта на набережной Верхнего озера состоялась встреча семей с детьми, имеющих синдромом Дауна. С родителями и детьми встретилась председатель комитета по социальным вопросам Анна Апполонова.

    Родители, объединённые обще проблемой, активно общались в социальных сетях, а сегодня, в Международный день людей с синдромом Дауна, договорились встретиться и совместить прогулку с общением. На месте встречи развернули фотовыставку с портретами счастливых детей. Рядом разместили стенд с информацией о синдроме, вызванном лишней хромосомой. Разъяснения и «выход в свет» необходимы, так как в обществе бытуют мифы о природе синдрома и о людях с ним.

    «В Калининграде мы поддерживаем детей с особенностями развития, создавая возможности для их социализации в обществе, — комментирует Анна Апполонова. – Около 20 процентов городских садов приняли детей с нарушениями в ментальном плане, в том числе и с синдромом Дауна. Принимают особенных детей и общеобразовательные школы, например, в школе №10 работают специалисты-дефектологи и есть своя программа. В обучении таких ребят очень важна социальная и психологическая поддержка – на эту тему мы сегодня и общались с родителями. Не исключено, что мы сегодня присутствовали при рождении ещё одной общественной организации милосердия и взаимной поддержки».

    Как рассказала Анна Апполонова, в Калининграде уже работают и накопили богатый опыт две общественные организации: «Мария» и «Астарта», которые работают со взрослыми и детьми, имеющими ментальные особенности. Эти и другие общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов и имеющие их в своих рядах, муниципалитетом оказывается помощь в форме выделения грантов и в других формах материальной и организационной поддержки. Поддержкой инвалидов заняты и социальные учреждения.

    Всего в Калининграде на учете детей-инвалидов – 1306 человек. Вопросами реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. с синдромом Дауна занимаются:

    — Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Особый ребенок», расположенное по адресу:г. Калининград, ул. Иванникова, д.3, в котором проходят реабилитацию в настоящее время 26 детей с данным диагнозом и 5 человек (взрослые в возрасте от 18 до 35 лет).

    — Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области Центр «Надежда», расположенное по адресу: ул.Камская, д.2-2а, в котором проходят реабилитацию в настоящее время 2 ребенка.

    — Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов Калининградской области «Астарта», расположенная по адресу: ул.Земельная, д.27-4, которую в настоящее время посещает 1 ребенок.

    — Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария», расположенная по адресу: ул.Клары Назаровой, д.61, которую посещают 3 человека старше 18 лет (дети не посещают)

    Родители детей, имеющих синдром Дауна, могут обратиться в региональные общественные организации для решения вопроса реабилитации детей-инвалидов в т.ч. получивших поддержку за счет городского бюджета в форме субсидий на осуществление уставной деятельности организации.

    По состоянию на 20 марта 2017 года в 18 дошкольных образовательных учреждениях Калининграда обучаются 23 ребенка с синдромом Дауна в возрасте с 2 до 7 лет.

    Вся работа специалистов дошкольного образовательного учреждения подчинена одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом Дауна в общество. Таких детей в рамках адаптированной программы обучают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

    Для получения места в детском саду города Калининграда родителями необходимо поставить ребенка на учет, зарегистрировав его в Электронном журнале учета будущих воспитанников ДОУ.

    Зарегистрировать ребенка в Электронном журнале можно в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по адресу: пл. Победы, 1 (1 этаж) тел. 31-10-31; ул. Генерала Челнокова, 11, ул. Инженерная, 3, тел. 31-08-00, приемные дни: понедельник – пятница с 8.00. до 20.00, суббота – с 9.00 до 16.00 или сделать это самостоятельно на портале государственных услуг РФ http://www.gosuslugi.ru/.

    Для уточнения программы обучения и дальнейшего сопровождения детей с синдромом Дауна специалистами, оказывающими коррекционную помощь, родителям рекомендуется обращаться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Калининградской области (ул. Гостиная, 7).

    Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна в детских садах вокруг таких детей создана доброжелательная и позитивная атмосфера. Все педагоги знают, что эти малыши – необычные. Они все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

    Обучение детей старше 8-ми лет с особенностями развития осуществляют отдельные учреждения (организации) областного значения по адаптированным общеобразовательным. Вместе с тем, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79) родители имеют право обучать детей с разными нарушениями развития не в специализированных, а в обычных учебных заведениях.

    В МАОУ СОШ № 10 с 1992 года осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с синдромом Дауна. В 2016-2017 учебном году в школе обучается 70 детей с особыми образовательными потребностями: из них 3 человека с синдромом Дауна. Для успешной адаптации таких учащихся в школьном коллективе организовано специальное сопровождение: на групповых занятиях помимо учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом–психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей.

    Обучение детей с синдромом Дауна организуется индивидуально, либо в малых группах переменного состава. В учебный план включены: «Развитие речи», «Развитие письма», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Логотерапия»; усиленное внимание уделяется «Трудовому обучению» (4 часа в неделю).

    В программу обучения также включена внеурочная деятельность, которая представлена направлениями: Социальное развитие» (экскурсии, посещение библиотек, музеев, театров); «Спортивно-оздоровительное» (спортивные соревнования, весёлые старты, экологические акции, прогулки к морю); «Формирование деятельности» (Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, пескотерапия.) «Общекультурное развитие» (Музыка на компьютере). Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.

    www.klgd.ru

    Дети с синдромом Дауна могут посещать обычную школу

    Нынешний учебный год стал переломным для многих родителей, чьи потомки отягощены ограниченными физическими и психическими возможностями. Такие дети, исходя из закона, вступившего в силу в январе 2005 г., имеют право посещать обыкновенную школу. Не без заслуги гражданских обществ, продвигавших проекты по интеграции.

    В частности, гражданское объединение «Клуб родителей и друзей детей с синдромом Дауна», действующий в ЧР уже десять лет, опирается не только на деятельность родителей, стремящихся обеспечить достойное будущее своим потомкам, но также на усилия врачей, психологов и экспертов по реабилитации, убежденных в целесообразности интеграции подобных детей в обществе. Также благодаря деятельности данного Клуба Министерством просвещения были приняты во внимание потребности детей, которые отличаются от остальных аномалией хромосомного набора. Несмотря на то, что закон вступил в силу в прошлом году, понадобилось время для опробования проекта по интеграции умственно отсталых, поэтому реально новым шансом большинство детей с СД воспользовалось лишь в этом учебном году. Говорит зампредседателя объединения Моника Мельцерова:

    «Конечно, к интеграции должен быть готов как сам ребенок, так и его семья, а также педагог, который должен активно хотеть этого. Полагаться на распоряжения сверху не приходится, поэтому мы посещаем школы, говорим с учителями, ищем таких педагогов, которые способны откликнуться на возможность подобного сотрудничества, иногда приходится проводить разъяснительную работу и среди родителей будущих одноклассников».

    За эти десять лет нам удалось достичь большого прогресса, — говорит Мелцерова, — потому что мы убеждены: раз это наши дети, то они имеют право жить с нами, в нашем обществе. Увы, общество долгое время не разделяло подобного мнения, полагая, что люди с умственными отклонениями должны находиться где-то в золотой клетке на окраине общества.

    «А мы учим наших детей общаться не только со знакомыми людьми, но и с чужими, стремимся достичь их интеграции в детсадах, школах и, главное, в обществе. Чтобы они могли также, как их сверстники, посещать кружки или ближайшую школу, потому что несмотря на достаточно расширенную сеть специализированных школ, возить, к примеру, того же первоклассника час в школу и час обратно утомительно не только для родителя, но и для самого ребенка».

    На основании нового дополнения к закону с 1 января 2005 г. дети с синдромом Дауна имеют право посещать обычную школу, родители таких детей могут обратиться к руководству школы с просьбой предоставить им ассистента-педагога. Естественно, что ребятам с синдромом Дауна не угнаться за здоровыми одноклассниками, но все же, — утверждает зампредседателя Клуба, — они активно включаются в процесс обучения и одновременно привыкают к обычной жизненной среде.

    Клуб родителей и друзей детей с синдромом Дауна является одним из членов европейской ассоциации European Down Syndrome Association (EDSA), (кстати, в сентябре в Карловом Университете прошла международная конференция под названием «Пражский день синдрома Дауна» с участием членов EDSA), и стремится почерпнуть опыт у коллег.

    «У нас тесные связи с голландскими организациями, особенно с семьей Энгельс, воспитавшей девочку с синдромом Дауна — сейчас ей 26 лет, и разработавшей целую образовательную программу для детей с таким пороком. Наш клуб начал сотрудничество с семьей Энгельс пять лет назад и с той поры они каждый год приезжают к нам и помогают обучать наших ребят», рассказывает Мелцерова.

    За десятилетие небольшая горсточка родителей, водивших ребят, при виде которых многие просто отводят взгляд, в специализированный детсад, разрослась в деятельный клуб, объединяющий ныне более 250 семей. Кроме пражского центра, объединение насчитывает ряд региональных филиалов, каждый из которых по мере своих сил помогает в обмене опытом воспитания обделенных природой детей, чьи родители не смирились с этим.

    www.radio.cz