Программа для обучения детей с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная рабочая программа для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Адаптированная рабочая программа учебных предметов

начального общего образования

для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

на 2017-2018 учебный год

учитель: Шибарова Е.С.

Учебная программа составлена на основе авторской программы «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся, с учетом зоны ближайшего развития каждого ученика и имеет коммуникативную направленность. Основной задачей уроков письма является развитие устной и письменной речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Цель: обучения русскому языку в 4 классе: обеспечить языковое развитие умственно-отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

-уточнить и расширить активный запас слов, который необходим для понимания социальных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими;

-закрепить из ранее изученного такие знания, умения и навыки по русскому языку, которые помогут формированию практических навыков связной устной и письменной речи, необходимой в определённых жизненных ситуациях;

Учащиеся приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету рисунки, напоминающие образы букв, а затем элементы букв.

Буква изучается в следующей последовательности:

— восприятие общей ее формы

— изучение состава буквы (элементов и их расположения)

— сравнение с другими, ранее изученными буквами.

Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур . Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

infourok.ru

Программа обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Программа предназначенна для обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

Государственное автономное учреждение социального обслуживания

«Малиновский детский дом – интернат для умственно отсталых детей»

Директор ГАУ СО МДДИ

Программа обучения и воспитания детей

с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

(Формирование навыков самообслуживания для детей младшего школьного возраста)

Составитель: Пелевина М.С.

Воспитатель: Пелевина М.С.

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом КГБОУ

Программа рассчитана для дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сложными дефектами развития.

Рабочая программа представляет собой документ, включающий три раздела: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование; прогнозируемые результаты.

Общая характеристика учебного предмета.

Цель программы: формирование практических умений и навыков по самообслуживанию, развитие адаптивного поведения.

определение текущего уровня развития навыков самообслуживания;

формирование положительной мотивации к труду.

воспитание культурно – гигиенических навыков;

развитие познавательной деятельности;

стимуляция речевой активности;

реконструкция полноценных контактов со сверстниками, со взрослыми.

— практические, частично-поисковые, игровые.

-основной формой является занятие.

Однако успех овладения навыками самообслуживания для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.

Программа по самообслуживанию строится по следующим основным разделам:

— Навыки, связанные с гигиеной тела;

— Навыки одевания и раздевания;

— Навыки приёма пищи;

— Навыки культурного поведения;

— Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

Программа по данному предмету построена концентрически, многие ее разделы учащиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого и в то же время закреплять уже изученное.

Помощь взрослого по мере усвоения навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем – к инструкции.

Для выработки навыков используется следующая последовательность:

Взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментированием, подключая ребенка лишь на самые легкие операции

(при этом можно действовать руками ребенка).

Постепенно, когда ребенок многому научился, увеличивается его участие в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, который тот способен выполнить сам.

Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием.

Используется система поощрений (внимание, любимое занятие, пищевое подкрепление и т.д.).

Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию навыков самообслуживания. Эффективным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т.п.

Ребенок овладеет навыками самообслуживания, он сможет самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. В процессе занятий ребенок научиться замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (умываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком), подготавливать и убирать своё рабочее место, убирать свою постель. Сформируется привычка бережно относиться к личным вещам, ухаживать за вещами (мыть, протирать, чистить).

Научится использовать приобретенные навыки в различных жизненных ситуациях.

Примерный учебный план

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Речь и альтернативная

Окружающий социальный мир

Специальный коррекционный курс

Программа учебных предметов

Речь и альтернативная коммуникация

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогиче- скую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных ре- чевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств обще- ния.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

— формирование умения слушать и понимать собеседника;

— формирование умения выполнять несложные инструкции

— формирование умения отвечать на вопросы;

— формирование правильной артикуляции и дикции

— формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

— формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

— обучение умению делить слова на слоги

— обучение правильной посадке при письме;

— обучение правильному захвату карандаша;

— обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

— обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

— развитие слухового и зрительного восприятия;

— развитие зрительно-двигательной координации;

— развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

— воспитывать интерес к процессу обучения;

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

— воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчи- вость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

— воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация.

Различение звуков окружающей

Выполнение действий совместно со взрослыми, буквы а, у.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель учебного курса «Человек» — формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.

Данная программа предназначена для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Содержание индивидуальной образовательной программы определяется актуальным уровнем предметных компетенций:

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание

(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина,

живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека

(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.

Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,

Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (кофта), рубашка (футболка), майка, трусы, брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Узнавание (различение) головных уборов

(шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например:

надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.

Материально – техническое обеспечение.

Для реализации программы по предмету «Человек» материально- техническое обеспечение включает: Предметные и сюжетные картинки, пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.

Учебно – методический комплекс.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Представления о себе.

Я-мальчик. Ты-девочка.Учить различать мальчика и девочку по внешнему виду. Развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции.

Картинки «Мальчик», «Девочка»

Части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Голова: лицо (глаза, рот, нос, уши, лоб, брови).

Туловище (спина, живот).

Руки (локоть, ладонь, пальцы).

Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Учить называть свое имя, фамилию, показывать на кукле, себе части тела. Познакомить с назначением частей тела. Корригировать недостатки познавательной сферы.

Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расчёска.

Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка, ножницы.

Предметы санитарии и гигиены: таз, ванна, полотенце.

Практическое занятие: мытьё рук.

Практическое занятие: умывание.

Мытье ушей. Чистка ушей.

Практическое занятие: чистка зубов.

Уход за волосами. Расчесывание.

Практическое занятие: мытье волос.

Практическое занятие: мытье ног.

Практическое занятие по уходу за телом.

Учить называть и показывать предметы санитарии и гигиены. Познакомить с назначением предметов санитарии и гигиены. Расширять и активизировать словарный запас. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Формировать практические умения по уходу за своим телом. Расширять объем понимания речи, развивать внимание, память, мыслительные операции, активизировать словарь.

Воспитывать аккуратность. Прививать учебные навыки.

Закреплять санитарно-гигиенические навыки по уходу за телом. Корригировать недостатки познавательной сферы. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

Человек. Части тела и лица

Руки, движения пальцев рук

Пол, возраст, имя, фамилия

Отражение в зеркале

Кожа, мышцы, скелет

Самостоятельный аккуратный приём пищи

Поведение в столовой, прачечной, бане

Соблюдение последовательности действий в туалете, ванне, бане, столовой

Обращение с одеждой, обувью

Предметы санитарии и гигиены

Внешний вид, зеркало

Уход за зубами, волосами

Самостоятельное одевание и раздевание одежды, снятие обуви, головных уборов

Хранение одежды, обуви, головных уборов

Стирка, сушка одежды, обуви

Работа с пособиями: шнуровка, молнии, липучки, пуговицы

Техника безопасности при работе с моющими средствами

Техника безопасности при работе с электрическими бытовыми приборами

Окружающий социальный мир

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. Развитие собственной активности ребенка;
6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. Формирование и развитие целенаправленных действий;
8. Развитие планирования и контроля деятельности;

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках окружающего социального мира решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-формирование и развитие реципрокной координации;
-развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором они проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач — все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования — развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Процесс обучения окружающему социальному миру неразрывно связан с ре­шением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных ка­честв ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательнос­ти, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Примерное тематическое планирование.

Предмет: Окружающий социальный мир.

Пространство вокруг нас

Класс, школьные принадлежности

Транспорт, правила поведения на проезжей части, прогулка

Социальные роли людей, профессии

Одежда, обувь, головные уборы

Правила взаимодействия с товарищами в группе, на праздниках

Государственная символика, выдающиеся люди Росси

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
-выработать у детей трудовые навыки;
-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;
-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
-способствовать развитию речи;
-развивать творческие способности.
Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-формирование и развитие реципрокной координации;
-развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Содержание коррекционного курса «Предметные действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
ППД это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с различными предметами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач — все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования — развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Процесс обучения неразрывно связан с ре­шением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных ка­честв ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательнос­ти, формированием умений планировать свою деятельность.

Материал предмета «Предметно-практические действия» представлен следующими содержательными линиями:

Действия с материалами.
Сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

Действия с предметами.
Захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:


личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Учебные действия и умения.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
— входить и выходить из учебного помещения со звонком;
— ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
— адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
— организовывать рабочее место;
— принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
— следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
— передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:
— направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
— умение выполнять инструкции педагога:
— использование по назначению учебных материалов:
— умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
— способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
— при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
— ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
— ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
— выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Примерное тематическое планирование.

kopilkaurokov.ru