Программа для работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста Уроки психологии «Все мы люди»

Коррекционная программа для детей с УО младшего школьного возраста

МБОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Уроки психологии «Все мы люди»

для детей 11 – 13 лет с умственной отсталостью

(рассчитана на 1 год обучения)

Педагог-психолог: Курбатова Инна Олеговна

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения Уроки психологии «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

В МБОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа» создано творческое объединение Уроки психологии «Все мы люди», в котором занимаются учащиеся 3-4 «Д» класса в возрасте от 11 до 13 лет. Особенность программы Уроки психологии «Все мы люди» в том, что она разработана для учащиеся, обучающиеся по программе специального (коррекционного) VIII вида.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Новизна программы в том, что ее результатом является — успешная социальная адаптация в дальнейшем.

Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

  • формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
  • формирование образа «Я», навыков самопознания;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • освоение навыков работы в коллективе;
  • развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
  • Пути реализации программы:

  • Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
  • Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
  • Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым потребностям ребёнка.
  • Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
  • Методы и формы реализации программы

  • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен у детей данной категории в связи социальными факторами и условиями воспитания. Арт – методы используются при групповой форме работы, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
  • Принципы применения арт-методов:

    1. Принцип субъективности — отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
    2. Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности
    3. Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей
    4. Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.
    5. Интегративность – активизация и развитии в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
      1. Игротерапия — позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
      2. Психогимнастика — в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения
      3. Условия реализации программы

        Содержание программы предпологается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.

        Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:

      4. Конвенция ООН о правах ребенка;
      5. Закон об образовании РФ;
      6. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
      7. Этический кодекс психолога.
      8. Успехи реализации программы возможны если:

      9. Программа выполнена на 100%;
      10. Учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
      11. Педагогоми и родителями (законными представителями) выпоняются все рекомендации педагога-психолога.
      12. Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
      13. Расширение возможности их общения в современном обществе;
      14. Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
      15. Освоение навыков работы в коллективе.
      16. Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими людьми.

        Программа занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.

        nsportal.ru

        Учебно-методический материал на тему:
        Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

        Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А.

        Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»

        муниципального образования г-к. Анапа

        для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

        Кузьма Анна Валерьевна

        г-к. Анапа, 2014 г.

        Программа занятий разработана в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования)

        Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.

        Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.

        При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.

        Также признаками умственной отсталости являются:

        — затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;

        — слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

        — принцип индивидуального подхода;

        — принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

        — принцип социального взаимодействия;

        — принцип междисциплинарного подхода;

        — принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

        — принцип партнерского взаимодействия с семьей.

        — установление контакта с умственно отсталым ребёнком;

        — развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

        — развитие познавательных навыков;

        — смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

        — повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

        — преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

        — создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

        — ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

        — обучение его простым навыкам контакта;

        — обучение ребёнка более сложным формам поведения;

        — развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

        Основные этапы психологической коррекции:

        Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

        Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

        На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.

        Тематическое планирование занятий по программе

        15. КАКИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

        Выбор психокоррекционных технологий во многом зависит от модели диагностики, среди которых можно выделить психометрическую, функциональную и нейропсихологическую [6,с.65].

        Психометрическая модель основана на измерении диагностируемого признака и оценки его в числовой шкале. Чаще всего, числовая шкала составляется на основе частотного распределения степени выраженности дан-ного признака в популяции. Поэтому, на основе психометрической модели можно соотнести показатель уровня выраженности признака у конкретного ребенка со средне статистической нормой. Если уровень выраженности признака значительно ниже нормы, обычно психолог принимает решение о необходимости развития тех психологических структур, показателем которых является измеряемый признак. Так, если у ребенка измеряется низкий уровень интеллекта, то делается вывод о необходимости развития и коррекции общего интеллектуального уровня. Функциональная модель направлена на изучение отдельных психиче-ских функций ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.). Психическая функция сегодня рассматривается как сложная система, имею-щая уровневый характер и формирующаяся в онтогенезе для выполнения определённых жизненных задач (В.Д. Шадриков, В.П. Ильин и др.). Целью диагностики при функциональном подходе является выяснение степени успешности функционирования такой психологической системы при решении конкретных задач деятельности. Если функционирование системы неэффективно, то необходимо выявить причины этого. Коррекционная работа при данном подходе будет заключаться в компенсации плохо работающих элементов системы и формировании новых функциональных взаимодействий (см. приложение 1). Сегодня функциональная модель часто смыкается с нейропсихологической моделью.

        Нейропсихологическая модель основывается на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (Вайзман, 1976; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович, 1998; Семаго М., Семаго Н., 2000 и др.). В этих исследованиях доказано, что сенсомоторный уровень развития является базальным для развития высших психических функций, поэтому в начале психокоррекционной работы уделяют большое внимание развитию двигательных функций. Выделяется несколько уровней коррекции на основе нейропсихологического подхода:

        1) Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

        2) Уровень операционального обеспечения и статокинетического баланса психических процессов;

        3) Уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов (цит. по 10).

        Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия.

        Психокоррекционные методы первого уровня направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня — задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а методы третьего уровня направлены на формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга. (см. приложение 2)

        Сегодня эти модели часто дополняют друг друга. Если психометриче-ская модель даёт общую ориентировку, помогая определить «западающие» по сравнению возрастной статистической нормой параметры, и «зоны ближайшего развития» (на основе теории о сензитивных периодах развития ребенка), то функциональная модель позволяет определить, насколько эти отклонения от нормы влияют на эффективность деятельности и уровня удовлетворения потребностей (функциональная норма). При этом коррекция, основанная на функциональной модели, идет от целого, к частям (от целостной деятельности, к отдельным действиям и операциям). Нейропсихологическая модель дополняет картину, отвечая на вопрос о нейропсихологической структуре расстройства, и определяет направление коррекции от развития отдельных частей к формированию целого (от компонентов к целостной функциональной системе).

        Для организации коррекционных занятия И.И. Мамайчук предлагает учитывать следующие принципы [6,с.70]:

      17. принцип последовательности, предусматривающий постепенное ус-ложнение занятий;
      18. принцип доступности заданий;
      19. принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
      20. принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педаго-гов-дефектологов, логопедов.
      21. Теперь на примере развития сенсорно-перцептивной сферы психики ребенка — дошкольника рассмотрим используемые при этом психотехники. По мнению специалистов развитие восприятия (усвоение цвета, формы , размера предметов) должно сопровождаться стимуляцией поисковых движений, побуждением ребенка к активной ориентировке в задании. Для этого используются дидактические игры на основе понятного ребёнку материала [6,с.71].

        1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

        Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

        Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.

      22. коробки с крышками разной формы,
      23. объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,
      24. доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.
      25. 2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.

        Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).

        Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано», «Магазин».

      26. карточки с изображением геометрических форм;
      27. парные плоскостные или пластмассовые формы;
      28. предметы и игрушки разной формы;
      29. 3. Запоминание форм.

        Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

        Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».

      30. карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
      31. объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),
      32. плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
      33. Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:

        1. Практическое выделение величины.

        Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.

        Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.

      34. матрешки (двух-, трех- и четырехместные),
      35. бруски разной величины,
      36. куклы и машинки разной величины,
      37. игрушечная мебель разной величины.
      38. 2. Зрительное восприятие величины.

        Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

        Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.

        • карточки с изображением предметов разной величины,
        • большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
        • фломастеры,
        • трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
        • 3. Запоминание предметов с учетом их величины.

          Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению ве-личины предметов.

          Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.

        • карточки-лото с изображением предметов разной величины,
        • предметы разной величины,
        • картонные геометрические фигуры трех величин.
        • ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

          I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

          yspu.org

          Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью

          Объединенные одинаковым уровнем развития и потенциалом к усвоению знаний, дети нуждаются в особом подходе к их потребностям. Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью помогает учитывать потребности конкретной группы учащихся. Обучение помогает детям приспособиться к обществу, освоить необходимые понятия и навыки.

          Специфические потребности

          Дети с умственной отсталостью отличаются особым восприятием мира и своеобразием социализации.

          Они сосредоточены на себе и своих переживаниях, не всегда способны понять других людей и поставить себя на их место. Явно проявляется неразвитость эмоционально-волевой сферы, познавательной и личностной. Это не означает того, что такие дети неспособны к обучению, но необходимо учитывать замедленность освоения знаний.

          Перспективы обучения обусловлены уровнем интеллектуального развития. Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью бывают общими и специфическими.

          К общим потребностям относят:

        • плавный переход от дошкольного этапа подготовки к основной программе обучения;
        • непрерывное коррекционное воздействие, осуществляемое во время учебы и индивидуальных занятий;
        • начало коррекционной работы как можно раньше;
        • постоянное наблюдение учащегося психологом в процессе обучения, который должен помогать налаживанию положительных отношений с другими учениками и учителями;
        • работа психолога с семьей больного ребенка.
        • К специфическим потребностям детей с легкой формой умственной отсталости относят следующие аспекты:

          • адаптированная учебная программа составляется на 12 лет (с 0 по 11 класс);
          • большую роль в содержании обучения носит объяснение с использованием наглядно-действенных методик;
          • сложность учебных задач, которые осваивает ученик, должна соответствовать его возможностям;
          • в программе обучения должны присутствовать специальные предметы освоения социально-бытовых навыков;
          • обучение способности применять полученные знания в новых жизненных условиях;
          • возможность освоить после основного курса профильное трудовое образование;
          • учебная среда должна быть организована особым образом;
          • формирование стремления к обучению при помощи доброжелательного отношения.
          • Если учащиеся не справляются с предложенной программой, им предлагают перейти в группу с более легкой методикой обучения. Для удовлетворения специфических образовательных потребностей детей важно организовать их жизнь в учебном заведении и дома таким образом, чтобы развитие необходимых навыков и умений проходило как можно успешнее.

            Коррекционная программа обучения чтению

            Коррекционная программа образования для детей с умственной отсталостью составляется как нормативный документ, который определяет последовательность и содержание коррекционной работы. Для каждой группы детей и осуществления определенных образовательных целей предусматривается использование специальной методики, которая позволяет получить желаемый результат в освоении навыков и понятий.

            Последовательность этапов коррекционной программы определяется способностями и особенностями учеников. Должно быть определено содержание этапов и время на реализацию. После прохождения каждого этапа, появляются новые функциональные возможности, которые позволяют перейти к следующему шагу программы. Представляет интерес успешное обучение чтению детей с умственной отсталостью.

            Для обучения чтению используется методика Домана. Интересно, что позднее Доман на основе успешной работы с умственно отсталыми детьми разработал методику раннего развития для нормальных малышей. Она применяется многими родителями для младенцев с первых месяцев жизни. Методика глобального чтения по Доману предполагает использование карточек с изображениями написанных слов, словосочетаний и простых предложений, которые учитель громко и четко проговаривает для ребенка. Обучение делится на следующие этапы:

            Распознавание слов. Большими буквами пишут знакомые по значению слова из трех или четырех букв. В первый день учащийся должен запомнить 4 слова. Карточки показывают быстро, называя слова громко и четко (желательно в хорошем настроении). Весь урок занимает около 3 минут. Повторяют показ карточек в течение дня три раза. На следующий день добавляют еще 4 новые слова. Три раза показывают вчерашние слова и три раза новые (перерыв между занятиями должен составлять не менее 30 минут).

            На третий день вводят еще четыре новых слова, количество занятий возрастает до 9, но их продолжительность не превышает нескольких минут. Результатом таких занятий должно стать то, что учащийся научится читать слова. Затем количество слов, осваиваемых в день, возрастает до 20. Ученику показывают по 4 карточки в пять приемов. Каждый день учитель добавляет новые слова, а старые убирает.

          • Запоминание словосочетаний. На этом этапе необходимо проанализировать словарный запас учащегося, и составить для него несколько понятных к прочтению словосочетаний.
          • Чтение простых предложений. На этом этапе ученик должен знать более полусотни слов, узнавая их написание. Простые предложения, составленные из двух слов, необходимо показывать по несколько штук за один раз. Каждые 3 дня убирать по два старых предложения и добавлять новые.
          • Чтение распространенных предложений. На этом этапе изготавливают карточки с наречиями и предлогами, и продолжают осваивать учебный материал. Предложения необходимо усложнять постепенно.
          • Чтение книг. Важно на этом этапе правильно выбрать книгу. Она должна быть с крупным шрифтом и знакомыми словами.
          • Формирование навыка чтения по Доману хорошо подходит для индивидуальных занятий с ребенком, который не может освоить чтение по общей программе. Групповые коррекционные занятия обычно не ограничиваются формированием одного навыка, а направлены на гармоничное развитие разных сторон личности. Для осуществления поставленных задач используются игры, сказки, творческие занятия и т. д.

            Коррекционные программы с использованием игр и творчества

            Структура коррекционных занятий обычно состоит из трех частей:

          • вступления или разминки;
          • основной части;
          • заключительной части.
          • Вначале занятия учитель старается настроить детей на предстоящую работу. Выполняются несложные упражнения для профилактики нарушения зрения. Дети рисуют глазами воображаемую геометрическую фигуру, предложенную учителем. Делают пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук и дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание выполняется 3–4 раза с небольшими паузами между вдохом и выдохом.

            Содержание основной части зависит от цели, которой подчинена программа. Для развития когнитивных способностей используются простые загадки и головоломки с инструкциями выполнения. Для коррекции поведения и общения может использоваться сказкотерапия, когда детям предлагают придумать окончание сказки, нарисовать ее героев или понравившийся сюжет. С помощью игр учитель помогает детям почувствовать себя на месте героев сказки, пережить приключения и сказочные превращения.

            В заключительной части проводится обсуждение пройденного урока. Дети высказывают свое мнение, говорят, что им запомнилось и понравилось. Благодаря такому обсуждению происходит развитие уверенности в себе, формирование своего мнения и мотивации поведения. Продолжительность одного занятия с детьми первых и вторых классов составляет 20 минут, с третьего класса увеличивается до 30 минут. Занятия по каждой программе проводятся не ежедневно, а несколько раз в неделю.

            Пример занятия по программе коррекции коммуникативных умений

            Начинается занятие со вступления, которое настраивает детей на дальнейшую деятельность, проходящую в игровой форме. Затем следуют упражнения в виде нескольких игр. Можно начать с игры под названием «Ты мне нравишься». Дети садятся вкруг и передают друг другу мяч со словами: «Ты мне нравишься, потому что…». Они говорят своему соседу при передаче мяча, за что он им нравится, каждый должен получить мяч и передать его другому.

            Дальше выбирают игры, в которых происходит развитие умений взаимодействовать друг с другом. Это может быть «Испорченный телефон», «Ищу друга», «Матросы и акулы», «Упрямая сороконожка» и т. д. Некоторые игры требуют большого места для проведения, например, «Матросы и акулы».

            Содержание игры «Матросы и акулы». В центре комнаты чертится круг диаметром около 5 метров – это корабль, команда детей делится поровну на матросов и акул. Матросы находятся на корабле, а акулы вокруг корабля, те и другие пытаются перетащить друг друга за черту круга. Матрос, вышедший из круга, становится акулой, а акула, попавшая на «корабль», становится матросом. В конце каждой игры проходит обсуждение того, что удивило, порадовало или огорчило детей.

            Пример занятия по программе коррекции когнитивных процессов происходит следующим образом:

            1. Упражнение 1. Гимнастика для глаз. Дети двигают глазами, рисуя круг, сначала несколько раз по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
            2. Упражнение 2. Полное дыхание. После глубокого выдоха, начинается вдох с расслаблением мышц брюшины, приподнимается живот, затем расширяется грудная клетка, плечи остаются на месте. Выполняется небольшая пауза, и начинается глубокий выдох.
            3. Упражнение 3. Детям предлагают две одинаковые картинки, которые необходимо обвести по контуру одновременно правой и левой рукой.
            4. Упражнение 4. Нужно прочитать предложение, спрятанное среди других букв, следуя по направлению стрелок.
            5. Упражнение 5. Необходимо соединить последовательно цифры на листе, чтобы получилась картинка. Озвучить, что на картинке изображено.
            6. Упражнение 6. Собирание пазлов. Дети должны правильно соединить части разрезанного рисунка. Обсудить вместе, что на нем изображено.
            7. Упражнения 7. Решить простой кроссворд с рисунками. Найти отличия в двух одинаковых изображениях. Увидеть лишний предмет среди группы, изображенной на рисунке или среди нескольких слов.
            8. В конце занятия проходит обсуждение, на котором каждый говорит, что ему больше всего понравилось.

              Рекомендации родителям

              От родителей в большой степени зависит адаптация отсталых детей к условиям социума и освоение ими учебной коррекционной программы. Действия педагогов и родителей должны быть согласованы.

              На основании принципа, что образовательный процесс детей с умственной отсталостью должен носить непрерывный характер, родители должны иметь доступ к обучающим материалам и активно участвовать в освоении детьми учебной программы, оказывая посильную помощь педагогам и психологам.

              Очень важно обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой обучение будет проходить комфортно. Не следует предъявлять повышенных требований к освоению умений и знаний. Задачей родителей является показать и рассказать определенную информацию об окружающем мире, а не проверить степень ее усвоения. Очень полезно заниматься творчеством. Это может быть рисование или лепка, аппликация и вырезание.

              oinsulte.ru