Программа по ручному труду для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

по предмету «Трудовое обучение»

2017 — 2018 учебный год

Учитель: Воронин Алексей Федорович

Количество учебных часов: 68 ч. (2 часа в неделю)

р.п. Красные Баки

Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе составлена в соответствии с Основной адаптированной общеобразовательной программой МКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ VIII вида» на 2017-2018 уч. год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2017-2018 учебный год МКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ VIII вида».

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Трудовое обучение является главным предметом, так как способствует не только формированию трудовых умений и навыков обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, но и исправлению недостатков их физического и психического развития.

Целью уроков трудового обучения в младших классах является:

-развитие самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально — трудовому обучению.

-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств).

-коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).

Программа по трудовому обучению построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной деятельности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.

В образовании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. На уроках трудового обучения идет формирование тех ключевых жизненных компетенций, которые являются основой существования личности в обществе (учебно-познавательной, социально -трудовой, коммуникативной, общекультурной, информационной). Разделы программы содержат дидактические единицы, обеспечивающие формирование компетенций:

1.Развитие коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции: сведения о свойствах материалов, используемых на уроках труда, о безопасных приемах работы с различными инструментами.

2.Развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно — смысловой компетенции: сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления изделий.

3.Становление и формирование ценностно — смысловой компетенции: знакомство учащихся с работой школьных мастерских.

4.Развитие общекультурной компетенции:познавательные сведения, касающиеся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, материалы выставок, демонстрация изделий декоративно – прикладного искусства, экскурсии в школьные мастерские.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих,информационно – коммуникационных и игровых технологий.

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Уроки трудового обучения позволяют учащимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков завершается, но по-прежнему в течение всего учебного года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Используются различные методы подачи учебного материала, обучение происходит с элементами занимательности и игры, обучающимся предлагаются посильные и общественно значимые задания.

Начиная с 3-го класса, усиливается работа по пробуждению интереса учащихся именно к тем профессиям, обучение которым организовано в школе, в доступной для таких детей форме раскрывается их важность и привлекательность.

Содержание учебного материала в третьем классе включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность обучающихся, которые направлены на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.

Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся.

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).

Планируемые результаты освоения предмета

1.Получить знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (природных материалов, бумаги, ткани, ниток, древесины, проволоки и материалоотходов), свойствах и видах этих материалов.

2.Получить знания о названии инструментов, используемых в работе.

3.Получить знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами, напильником, молотком, отвёрткой, проволокой и клеем; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами.

4.Научиться соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции.

5.Уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке.

6.Научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги.

7.Уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы.

8.Научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым).

9.Научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их.

10.Уметь делать обработку углов изделия при окантовке.

11.Научиться сгибать картон и склеивать по стыкам.

12.Научиться склеивать бумагой объемные изделия.

13.Получить знания о способах обработки древесины.

14.Научиться зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.

15.Уметь вбивать и извлекать гвоздь из древесины, ввёртывать шуруп.

16.Научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон.

17.Научиться правильной хватке инструмента.

18.Уметь сгибать и резать проволоку при помощи инструментов.

19.Уметь подбирать планки металлоконструктора по счету отверстий.

20.Уметь соединять детали изделия винтами и гайками.

21.Научиться завинчивать и отвинчивать гайки рукой и инструментами.

22.Научиться выполнять косой обмёточный стежок.

23.Уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком.

24.Научиться сметывать изделие по краям.

25.Уметь вышивать по линиям рисунка.

26.Научиться оформлению вышитой салфетки бахромой.

27.Научиться комбинировать в одном изделии различные материалы.

28.Получить элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет обучающимся получать следующиеумения:

1.Позитивно относиться труду и людям труда.

2.Осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют.

3.Осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике.

4.Воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков.

5.Уважительно относиться к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России.

6.Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность.

7.Работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

8.Подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.

9.Производить измерительные действия при изготовлении изделий.

10.Соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно — гигиенические требования.

11.Экономно расходовать материалы.

12.Осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении изделия.

13.Осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки.

14.Работать по инструкциям, алгоритму.

15.Анализировать свое изделие и изделие товарища.

16.Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.

17.Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в правильности выбранного способа и т.д.).

18.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов).

19.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов

20.Общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.

21.Сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

22.Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

23.Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

24.Адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей.

25.Взять на себя ответственность.

Сроки реализации рабочей программы 1 год.

Общая характеристика учебного предмета.

Работа с природными материалами.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление аппликации из засушенных листьев.

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха.

Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей.

Изготовление бабочки из сухих листьев, желудя, пластилина, ягод шиповника, хвоинок ели, веточек.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

Изготовление аппликации из обрывной бумаги.

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые обучающиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

Работа с проволокой.

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

Экскурсия в столярную мастерскую.

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

Изготовление по образцу колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.

Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

Работа с металлоконструктором.

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9.

Разборка собранных изделий.

Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком, шлем). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

Работа с бумагой и картоном.

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Завязывание узелков.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

Работа с древесиной.

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

Обработка древесины. Экскурсия в столярную мастерскую.

Изготовление аппликации из древесных опилок.

Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами.

Сообщение сведений о способах обработки древесины и использовании древесных опилок. Инструменты для работы с деревом (нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка). Их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах.

(Объемные изделия из бумаги и картона)

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Конструирование объёмных игрушек из бумаги (матрёшка, собака).

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Способы конструирования объёмных игрушек.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Разметка деталей объёмных изделий по шаблонам, вырезывание по линиям разметки. Склеивание бумагой объемных изделий.

Работа с текстильными материалами.

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обучающиеся выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.

Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

-периодический (рубежный) контроль,

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется проверочная работа, которая проводится в форме теста и самостоятельная работа в виде практической работы по определенным темам программы. В конце года проводится тестирование в рамках промежуточной аттестации.

Текущая проверка знаний, умений, навыков.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка проводится в следующих формах:

Знания и умения обучающихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

Оценка знаний обучающихся:

Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа .

— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы термины;

— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

— раскрыто основное содержание материала;

— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;

—определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

— определения понятий недостаточно четкие;

— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка выполнения практических работ.
Отметка «5» — тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место, правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались правила охраны труда.
Отметка«4»-
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места,
в основном правильно выполняются приемы труда,
работа выполнялась самостоятельно,
норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %,
изделие изготовлено с незначительными отклонениями,
полностью соблюдались правила охраны труда.
Отметка «3»-
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места,отдельные приемы труда выполнялись неправильно,
самостоятельность в работе была низкой,
норма времени недовыполнена на 15-20 %,
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований,
не полностью соблюдались правила охраны труда.

Оценка теста обучающихся:

— получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 — 90 %;

— ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

— соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

nsportal.ru