Программа подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Программа подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна имеют определенный «фенотипический профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами развития.

Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно планировать учебный процесс и содержание учебного материала.

Таким детям свойственно относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный и раздаточный материал.

К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относится хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве объяснения можно использовать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с дефектологом хором и индивидуально, а также по образцу.

Дети хорошо запоминают стихи и шаблоны фраз, которые могут заучивать наизусть и далее использовать в своих ответах.

Хорошая способность детей с синдромом Дауна обучаться на практических занятиях в процессе предметной деятельности позволяет повысить результативность обучения с помощью использования различного материала, который служит подкреплением устной инструкции, а также наглядных пособий для демонстрации задания на доске.

Практический опыт работы в группе подготовки к школе детей с синдромом Дауна показывает, что в обучающей работе важно опираться на предметно-практическую деятельность, воспринимать инструкцию, и действовать в соответствии с ней. Включаться в групповой обучающий процесс детям легче в ходе практической деятельности и выполнении заданий с предметами, поэтому необходимо как можно чаще предлагать им не только демонстрационный материал, но и раздаточный, который они могли бы использовать соответственно целям и задачам занятия или обследовать различными способами.

Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе, уровень его развития и планирование на их основе среды, многоуровневых заданий и инструкций, а также предполагаемых способов ответа позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Например, для ребенка, испытывающего трудности с устными ответами, можно использовать определенные жесты, пиктограммы или символы, опорные карточки, с помощью которых он может показать свой ответ.

Трудности, возникающие у детей с синдромом Дауна при овладении математикой, связаны с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Для овладения математическими представлениями необходимы те функции и способности, которые у детей с синдромом Дауна снижены: понимание причинно-следственных связей, относительности понятий, сравнения, а также возможности использования математического языка, то есть терминов.

Дети с синдромом Дауна не в состоянии воспринимать длинные инструкции на слух, что затрудняет работу в форме слуховых диктантов, а также удерживание и использование промежуточных результатов вычислений. Поэтому им трудно даются сложение и вычитание, а значит, им необходима дополнительная наглядная опора.

При работе над формированием элементарных математических представлений дефектологу необходимо учитывать особенности развития экспрессивной речи детей с синдромом Дауна, возможность или невозможность дать краткий или развернутый ответ, пояснить свои действия.

Важно принимать в расчет присущую детям с синдромом Дауна сниженную скорость восприятия материала и формирования ответа, давая им дополнительное время.

Особенности мелкой моторики накладывают свои ограничения на использование графических заданий для диагностики и закрепления математических навыков. Ребенок может не выполнить задание не из-за трудностей понимания и усвоения материала занятия, а из-за недостаточно развитых навыков мелкой моторики. По этой же причине затруднена графическая работа по мелким клеточкам и задания, в которых требуется сгибать листы бумаги. Графические задания использовать необходимо, но с обязательным учетом возможностей каждого ребенка.

Поскольку детям с синдромом Дауна трудно концентрировать и удерживать внимание на отдельных предметах. Работа на доске должна сопровождаться индивидуальной предметно-практической работой каждого ребенка. Доска используется только для кратковременных демонстраций.

Задания по формированию математических представлений, которые предлагаются детям в группе подготовки к школе, можно условно объединить в разделы:

  1. Представления о величине.
  2. Представления о форме.
  3. Пространственные представления.
  4. Временные представления.
  5. Количество и счет.
  6. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений для группы подготовки к школе дефектолог выстраивает в соответствии с принципом концентричности, то есть разделы остаются неизменными, а содержание усложняется от этапа к этапу, что позволяет формировать у детей достаточно прочные знания и умения.

    Оценка усвоения материала учитывает индивидуальные особенности ребенка, В зависимости от успехов детей дефектолог упрощает или усложняет программный материал.

    Программа по формированию элементарных математических представлений строится так, чтобы изучая одну и ту же тему, дети получали задания разной степени сложности, чтобы инструкции давались в доступной форме, и чтобы при необходимости у них всегда была возможность использовать дополнительный наглядный материал.

    При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность программного материала; обеспечение переноса знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых ситуациях и в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей мотивацию к их выполнению.

    Подбирая задания для группы подготовки к школе, учитель-дефектолог учитывает цели и задачи обучения, внимательно относится к особенностям развития каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый участник группы был максимально включен в работу.

    При обучении детей с синдромом Дауна элементарным математическим представлениям важна не столько длительность занятий, сколько их регулярность и последовательность. Четко подобранный план занятий и тщательно отобранный материал будут способствовать усвоению детьми необходимых знаний и навыков.

    cpms-smol.ru

    Прием документов летом

    Прием документов для получения реабилитационных услуг в АУ ВО «ОЦРДП «Парус надежды» в летний период будет осуществляться с 6 августа 2018г. с 9 до 15 часов по адресу ул. Плехановская, 10а.

    Набор Поющих гномиков

    Ведется набор детей от 3 до 7 лет в театр песни «Поющие гномики».

    Набор в группу танцевальной терапии

    Приглашаем семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна и синдромом Вильямса от 3 до 5 лет, в группу совместной танцевально-двигательной терапии.

    Дети с синдромом Дауна в нашем Центре

    Специалисты центра «Парус надежды» в течение 20 лет оказывают реабилитационную помощь детям с синдромом Дауна и их семьям.

    На данный момент Центр посещает 167 детей.

    В Центре разработаны специальные программы и занятия, которые в обязательном порядке посещают дети с синдромом Дауна:

    • Программа раннего вмешательства.
    • Программа раннего развития.
    • Подготовка к школе.
    • Творческая реабилитация.
    • Секционные занятия адаптивной физической культурой.
    • Танцевальные программы.
    • Программы по арт-терапии.
    • Театротерапия.
    • Социокультурные программы

    Благодаря этим программам малыши вместе с мамами с рождения получают помощь психолога и педагога. Наши сотрудники выезжают в семью на дом, чтобы помочь родителям с первых дней жизни понимать и развивать своего ребенка.

    С года дети с синдромом Дауна начинают посещать смешанные группы, где также продолжается развитие ребенка. С ними работает бригада специалистов — педагоги-психологи, музыкальные работники, инструкторы по адаптивной физкультуре.

    Малыши с удовольствием занимаются в бассейне, лекотеке, летом играют на детской площадке, в сенсорном саду Центра, участвуют в праздниках и концертах.

    Подрастая, наши ребята посещают творческие мастерские и кружки. Для них организована работа групп кратковременного пребывания, с занятиями в социальной квартире, а летом весело и интересно они могут провести время в лагере, который работает при Центре.

    Для родителей детей с различными нарушениями, в том числе и с синдромом Дауна, в нашем Центре начала работу программа помощи семьям «Родители и профессионалы вместе», на протяжении нескольких лет действует авторский проект педагога-психолога Шевцовой Галины «Свободный час для родителей».

    Дети и подростки с синдромом Дауна достаточно талантливы и исполнительны. Жизнь убеждает нас, что многие из них могут реализовать себя именно в творчестве, в том числе в танце. Многие ребята являются активными участниками ансамбля танца «Вдохновение» и театра-студии «Улыбка» под руководством Абаджян И.А., инклюзивного фольклорного ансамбля «СУББОТЕЯ» (художественный руководитель Хорошилова А.Н.).

    Созданные благоприятные условия в центре «Парус надежды» помогают раскрыть возможности ребенка с синдромом Дауна. Мы стараемся воспитывать из наших детей не только артистов, спортсменов, но и просто социализированных членов общества.

    Мы всегда искренне радуемся успехам наших ребят и надеемся, что синдром не мешает им быть счастливыми всегда.

    xn--d1actcgbe3a4d5c.xn--p1ai

    Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду

    Оставлен r.komissarov Ср, 11/11/2015 — 00:00

    Индивидуальные и групповые занятия дефектолога. Работа логопеда в инклюзивной группе. В статье представлен опыт работы специалистов в интегративном детском саду. Описаны психолого-педагогические приемы повышения мотивации детей с синдромом Дауна на занятиях по развитию речи, обучению счету, возможности включения дошкольников этой категории во фронтальные занятия интегративной группы и мини-группы, принципы их специализированного сопровождения в условиях инклюзивного ДОУ

    Индивидуальные и групповые занятия дефектолога

    В детском саду № 1465/288 дети с синдром Дауна интегрируются в группы нормативно развивающихся сверстников уже в течение 14 лет. Инклюзивная группа может включать одного-трех детей с генетическими нарушениями. Индивидуальная программа для детей с синдромом Дауна в детском саду предполагает занятия со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом, специалистом по ЛФК и массажу и, если есть возможность, кинезиотерапевтом, арттерапевтом или музыкальным терапевтом, а также участие во всех общих занятиях, играх и режимных моментах инклюзивной группы.

    Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна в детском саду

    Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях дефектолога и логопеда. Занятия строятся с учетом особенностей названной категории детей, включают упражнения по методике замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции[1]. Эмоционально насыщенные совместные игры с педагогом в начале занятия повышают мотивацию ребенка, подготавливают его к восприятию учебного материала. Наш опыт показывает, что такие упражнения и игры, предшествуя собственно обучающей части занятия, позволяют активизировать энергетический потенциал ребенка, стабилизировать мышечный тонус, повысить возможность ощущения своего тела, развить пространственную ориентацию, координацию движений, чувство ритма, усилить концентрацию внимания, увеличить работоспособность. Подготовительный этап проводится, как правило, на ковре и может занимать третью часть или даже половину всего времени индивидуального занятия, в результате чего последующий обучающий этап – занятие за столом – оказывается более эффективным. Обучающий материал мы стараемся давать в виде развивающих игр, предполагающих предметную деятельность, и, максимально включая в действие все анализаторы, делаем опору на зрительное восприятие, наиболее развитое у данной категории детей. При обучении счету, например, хорошо зарекомендовали себя игры-«ходилки» с кубиком, на котором рельефно выделяются точки или цифры (в этих играх ребенок перемещает достаточно большую, ощутимую в руке игрушку-фишку на выпавшее на кубике число крупных клеток), тактильные парные карточки (цифры и соответствующее количество точек из бархатной или наждачной бумаги), счетные лесенки из лего-education. Особенно хочется отметить недавно вошедшее в нашу практику английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, – оно может быть использовано в самых разнообразных играх.

    Мы имеем возможность привлечь к работе с детьми в детском саду нормативно развивающихся друзей из его группы, которым увлекательная игра поможет закрепить и автоматизировать полученные навыки. Практика показывает, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с синдромом Дауна, у которых, как известно, хорошо развита способность к подражанию, может повысить эффективность усвоения знаний последними, а также подготовит их к участию в занятиях инклюзивной группы.

    Занятия по математике являются для детей с интеллектуальной недостаточностью, пожалуй, самыми трудными, однако многие дети с синдромом Дауна могут успешно включаться и в них. Эти занятия проводятся чаще всего по подгруппам в виде математических игр за круглым столом. Ребенок с синдромом Дауна, имеющий навыки счета в пределах пяти, может принимать участие в этих играх, получая, в случае необходимости, предметную опору, облегченные задания, а также поддержку педагога и друзей. Например, в игре-«ходилке» он может использовать кубик с точками вместо цифр, а при игре с двумя кубиками вместо операции сложения чисел присчитывать точки или делать два последовательных хода, кидая по одному кубику.

    В дошкольном учреждении в подготовительной группе вводится новый тип занятий – занятия в классе. Их цель – подготовить детей к школе: научить слышать учителя дистанционно, выполнять его инструкции, работать самостоятельно за партой и у доски, работать в команде, вести себя как положено в школе. Эта цель важна и для ребенка с синдромом Дауна. Нам кажется целесообразным включать его во фронтальные занятия инклюзивной группы по формированию элементарных математических представлений, проходящие в классе, только после того, как на индивидуальных занятиях у него будет автоматизирован счет в пределах пяти. При этом общие обучающие цели группового занятия могут находиться вне зоны ближайшего развития ребенка с синдромом Дауна. Наш опыт показывает, что, постоянно давая ребенку отдельное задание во время общей работы с другими детьми, мы рискуем научить его игнорировать учителя и происходящий в классе урок, в котором он, по сути, в этом случае почти не участвует. Поэтому мы стараемся включать его в общую работу в доступной ему форме. Например, в заданиях по конструированию можно дать ему схему, позволяющую действовать методом наложения, в графических заданиях – предложить увеличенный масштаб или трафарет. При построении числового ряда можно попросить его поставить первые числа, в устном счете – предложить воспользоваться счетным материалом или блоками Нумикона. При изучении состава числа можно предложить уравновешивать на чашечных весах блоки Нумикона, один из которых соответствует заданному числу, а два других подобраны его друзьями и соответствуют, по их мнению, числам, его составляющим. При этом ребенок, еще не умеющий разбить число на части, может назвать части, подобранные другими детьми, и сделать вывод, уравновешиваются ли они заданным числом. Часть заданий могут быть даны в виде общей игры, соревнования команд, эстафеты или работы в парах. В этом случае ребенок с синдромом Дауна может внести свой вклад в работу команды и получить помощь товарищей, а остальные дети понимают, что результат зависит от работы всех, и стремятся помочь тому, кто в этом нуждается. Иногда целесообразно участие ребенка только в части фронтального занятия, особенно если ему предстоят в ближайшее время индивидуальные занятия со специалистами. Тогда в первой половине занятия предлагаются игры и задания, наиболее подходящие для активного участия такого ребенка, а после физкультминутки все благодарят его за участие, отмечают успехи и прощаются с ним – он уходит с помощником, а остальные дети пишут, например, графический диктант, который этому ребенку пока недоступен. Важно, чтобы каждый ребенок мог постоянно ощущать свою значимость для педагога и других детей, чувствовать себя членом команды, делающей общее дело, быть успешным, получать положительный эмоциональный заряд.

    Дети с синдромом Дауна, участвуя во фронтальных занятиях инклюзивной группы, как правило, нуждаются в поддержке со стороны педагога, а для усвоения навыков, необходимых будущему школьнику, им требуется больше времени, чем нормативно развивающимся детям. Поэтому нам кажется целесообразным наряду с занятиями в инклюзивной группе проводить специальные групповые занятия по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. С прошлого года мы проводим такие занятия в рамках совместной программы с Даунсайд Ап. Программа подготовки рассчитана на два года, занятия проводятся два раза в неделю и включают занятия в классе (развитие речи и формирование элементарных математических представлений), развивающие игры, а также музыкальное, физкультурное занятия и ручную деятельность. На этих занятиях образовательные задачи соответствуют уровню актуального или ближайшего развития всех участвующих в них детей, а методики обучения учитывают их особенности. В таком классе ребенок с синдромом Дауна может работать самостоятельно в ситуации, приближенной к школьной, чувствовать себя компетентным, слушать инструкцию учителя и выполнять его задания, не нуждаясь в помощи, может быть лучшим, если будет стараться.

    Опыт показывает, что сочетание занятий в инклюзивной группе с индивидуальными занятиями со специалистами, в которые могут включаться нормативно развивающиеся друзья, а также со специальными занятиями по подготовке к школе в среде инклюзивного детского сада оказывается наиболее эффективным для гармоничного развития ребенка с синдромом Дауна и подготовки его к школе.

    Работа логопеда в инклюзивной группе

    На первый взгляд, логопед в инклюзивной группе ведет обычную работу: проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, консультирует родителей и воспитателей, ведет индивидуальные тетради детей и т. д. Но следует учитывать тот факт, что наряду с нормально развивающимися детьми в группе находятся дети с определенными особенностями развития, такими как синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП и другие нарушения. Нашей задачей является включение этих детей во все этапы жизни группы, как в режимные моменты, так и в занятия с воспитателями и специалистами. Для этого мы должны строить занятия таким образом, чтобы они были эффективны для детей, отстающих в интеллектуальном, двигательном, эмоциональном развитии. Если подробнее остановиться на воспитанниках с синдромом Дауна, можно сказать, что самое важное – это формирование мотивации и удержание интереса к занятию. Этот ребенок не будет «отсиживать» скучное занятие, руководствуясь мотивацией «надо» или боясь неодобрения взрослого, как это делает нормально развивающийся ребенок. Это значит, что мы должны любыми средствами вызвать интерес и желание включиться, быть активным участником занятия. Например, мы используем персонажей кукольного театра. Вместо логопеда с детьми разговаривает яркий и веселый Петрушка или медвежонок с задорным, звонким голосом. Это включает первичный интерес. В начале занятия мы разыгрываем небольшой кукольный спектакль, соответствующий определенной лексической теме. Этот спектакль интерактивен, мы задаем некий конфликт. Дети начинают спорить с персонажами, друг с другом, они становятся активными участниками процесса. Именно в эти минуты дети с синдромом Дауна обычно наиболее включены и заинтересованы. Самое главное – не растерять этот интерес. Мы начинаем разговаривать с ними, давать определенные задания на грамматику, лексику, фонетику. Идет обычное на первый взгляд занятие с той лишь разницей, что, формулируя вопрос, мы учитываем особенности некоторых детей. И если, показав картинку с синицей, у нормально развивающегося ребенка мы спросим: «Кто это?», то у особого – «Это синица?» И даже утвердительный кивок головой для нас и для него будет успехом. Так же незаметно и плавно мы можем привлекать детей к взаимопомощи, совместной деятельности («Поможем Пете»). Главное, ни на минуту не упускать особого ребенка из внимания, находить все новые приемы для удержания его здесь, вместе со всеми. Не стоит рассчитывать, что ребенок с синдромом Дауна будет продуктивен в течение всего занятия. Обычно в сентябре новички удерживают внимание от 3 до 5 минут, а к апрелю – маю некоторые сохраняют активность 15–20 минут, стремятся быть ведущими (главной куклой), рассаживают детей по стульчикам и т. д. Это свидетельствует о правильно выбранном подходе специалиста.

    Также мы проводим занятия в мини-подгруппах. Для этого дети со схожими нарушениями объединяются в группы по 2–3 человека. Эти занятия состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, фонематические процессы, мелкую моторику. Организуем совместное творчество детей. Также мы понимаем, насколько важны для таких детей ритм, четкость и структурная организация движений, поэтому значительное внимание уделяем логоритмическим упражнениям.

    Несколько раз в неделю (в зависимости от возраста) мы проводим индивидуальные занятия. Одни из них проходят классически (ребенок один на один с логопедом), а другие – во взаимодействии с нормально развивающимися детьми. Мы знаем, что особенностью людей с синдромом Дауна является гипотонус мышц, поэтому важную роль на индивидуальных занятиях отводим стимулирующему массажу (ручному, вакуумному, роликовому и т. д.). Затрагиваем в основном области лица, шеи и рук. С неговорящими детьми уделяем больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. С говорящими работаем также над импрессивной речью, четкостью, слоговой структурой слова, обогащением словаря. В старшей группе начинаем работу над письменной речью.

    Особенно, на наш взгляд, интересна и эффективна работа в инклюзивных мини-группах. Для этого мы объединяем ребенка с особенностями развития и 2–3 нормально развивающихся детей. Далее даем те же задания, которые запланированы на индивидуальное занятие, но все выполняется совместно. Зная, что одной из сильнейших сторон детей с синдромом Дауна является способность к подражанию, мы не можем не использовать это для повышения эффективности коррекционной работы. А сколько положительных эмоций доставляет детям взаимный массаж резиновыми «ежиками» или совместное выдувание мыльных пузырей, игра на губной гармошке и нанизывание разноцветных бусинок на леску! Мы уже говорили, что эмоциональный фон – едва ли не определяющий фактор в успешности нашей работы.

    В результате у нормально развивающихся детей мы развиваем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. А особому ребенку позволяем почувствовать себя активным участником жизни. В этом, по нашему мнению, и заключается основная идея инклюзивного образования.

    [1] Методика замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

    downsideup.org

    Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

    Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети. Из-за единственной лишней хромосомы он всегда будет “особым” — малыш будет по-другому мыслить, развиваться, общаться, любить.

    И жизнь такого ребёнка необычна. Легко предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих, наверное, и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна — это дети, в сердцах которых живёт любовь.

    Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название “монголизм”. Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.

    Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах. Это говорит о том, что эти дети обучаемы, а при оказании ранней помощи показывают значительные результаты в развитии. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

    Детский сад — это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

    Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит перед нами особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

    Опыт, педагогов и других специалистов, занимающихся этой проблемой, показывает, что при всём многообразии возможных позиций можно выделить две основные стратегии ответов на них и соответственно, две стратегии воспитания “ особого” ребёнка и отношения к нему.

    Имея в группе такого ребёнка необходимо сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому, что дети должны быть не просто счастливыми, но и больше чем счастливыми, — здоровыми. Мы становимся для таких детей всем – опорой, поддержкой, опорой.

    Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и для его счастья нужно всё, то же самое, что и для счастья других детей”.

    Таким образом, необходимо делать для этих детей всё то, что необходимо делать для обычного ребёнка, эти действия требуют определённых усилий, терпения и любви.

    Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

    Планирование работы с таким ребёнком основывается на результатах диагностики ребенка всеми педагогами.

    Цели занятий должны быть чёткими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития ребёнка.

    В своей работе помимо основной программы мы используем программу “Маленькие ступеньки”, которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.

    Цель программы — помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближённой к нормальной жизни.

    Единство требований всех педагогов и родителей – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и особенно при обучении бытовым навыкам, самостоятельности. Каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, сниженного чувства равновесия, других проблем со здоровьем. Мы в своей группе для развития движений пользуемся логоритмикой. Логоритмика способствует развитию движений, темпоритмической организации речи.

    При общении с ребёнком не употребляем слова “скажи”, “повтори”, поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.

    Прииспользовании предметных и сюжетных картинок показываем и натуральные, реальные предметы, которые изображены на картинке.

    Работаем в тесном контакте с воспитателем,педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, а также рекомендуем родителям занятия с дефектологом.

    В работе используем:

    • Творческую деятельность — работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
    • Сказкотерапию — потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности..
    • Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
    • Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
    • Развитие речи — сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.
    • Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

      — относительная сохранность эмоций;

      — сохранность зрительно-двигательного восприятия;

      — сохранность тактильной чувствительности.

      Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

      Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем.

      В своей работе нами используются основные этапы индивидуальной логопедической работы:

      • Установление контакта, выявление речевых возможностей.
      • Воспитание слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти.
      • Формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.
      • Воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен).
      • Развитие импрессивной речи (понимания).
      • Формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
      • Расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий.
      • Обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.
      • Развитие понимания грамматических форм речи, понимания вопросов «Где?» «Куда?» и т.д.
      • Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.
      • Воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности).
      • Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
      • Обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание.
      • Выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков.
      • Развитие выразительности речи (модуляции голоса).
      • Формирование активного словаря.
      • Вызывание у детей потребности подражать словам взрослого.
      • Формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога.
      • Формирование умения называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам.
      • Формирование глагольного словаря.
      • Пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить — потрогать, увидеть, услышать.
      • Договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).
      • Формирование грамматического строя речи.
      • Обучение детей двухсловным и трёхсловным предложениям.
      • Развитие умения правильно отвечать на вопросы.
      • Развитие умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях.
      • Обучение диалогу.
      • Восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.
      • Договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.
      • В течении года мы работаем по следующим разделам:

        — восприятие и развитие речи;

        — развитие общей моторики;

        — развитие мелкой моторики пальцев рук;

        — развитие навыков самообслуживания.

        Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

        Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

        Список литературы.

        1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва. 2002.
        2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.
        3. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai