Программы для детей с заиканием

Рабочая программа по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты «Мир детства»

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка. Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии, с учетом требований Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. В ее основе лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста, условий, которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Предлагаемая система работы с заикающимися детьми рассчитана на дошкольников 3-5-го года жизни. Новизна программы определяется ориентировкой на максимально раннее оказание коррекционной помощи, т.е. начало логопедической работы в период, когда заикание из инициального не превратилось в закрепившееся (не позднее 2-х месяцев). Программа по коррекции заикания “Мир детства” представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована логопедами, дефектологами, педагогами, работающими с заикающимися детьми, а также их родителям.

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность, с учетом отсутствия у дошкольника 2-4 лет понимания значимости речи. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается неврологом, психиатром, физиотерапевтом, психотерапевтом, клиническим психологом, врачом ЛФК. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей 3-5-го года жизни.

В ходе реализации программы “Мир детства” заданная цель достигается путем решения следующих задач: устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения; в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции; совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме; закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка; снизить уровень эмоционального напряжения; способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики; создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы; провести профилактику рецидивов заикания.

Не выходя за рамки комплексного клинико-психолого-педагогического подхода к коррекции заикания, реализация Программы “Мир детства” предполагает избирательное использование средовых воздействий Сенсорной комнаты, мобилизующих резервные возможности нервной системы ребенка. В ходе решения всех поставленных задач мультисенсорная среда используется как дополнительный инструмент коррекции, повышающий эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического, психического и речевого здоровья ребенка.

Организация коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях Сенсорной комнаты способствует: снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия за минимальное время; активации различных функций центральной нервной системы, организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи; созданию положительного эмоционального фона, повышению мотивации к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи; стимуляции формирующихся сенсорных функций, созданию условий, способствующих преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию двигательных функций; обеспечению условий для активного, полноценного сотрудничества ребенка и его родителей с логопедом в процессе коррекционной работы.

Принципы построения программы. Мультидисциплинарность в оказании помощи ребенку. Логопед организует содружественную работу команды специалистов (невролога, физиотерапевта, психотерапевта, клинического психолога, инструктора ЛФК), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

Расширенная клинико-психолого-педагогическая диагностика с составлением индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

Общедидактические принципы: системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у дошкольников, а также структуру дефекта); дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием); постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.

Тематическое планирование коррекционно-развивающей логопедической работы с заикающимися детьми 3-5-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 3-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 4-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 5-го года жизни

Содержание разделов Программы.

  1. Охранительный речевой режим .Предполагает организацию режима ограничения речи на фоне проведения лечебно-оздоровительных мероприятий с целью ослабления судорожного компонента речевого нарушения. Включает также эмоциональную стимуляцию, активацию умения выражать свои чувства невербальными способами, создание условий для развития моторики, развитие предпосылок правильной речи (подражательности, слухо-двигательных и зрительно-двигательных координаций, зрительного и слухового сосредоточения, слухо-речевого и речедвигательного внимания и памяти).
  2. Формирование речевого дыхания. Основная задача – снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, улучшение состояние дыхательной функции. Предполагает дифференциацию ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; элементарную тренировку речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе). Работа над формированием речевого дыхания с дошкольниками 2-4 лет продолжается в течение всего курса реабилитации и не предполагает выработку нижнедиафрагмального типа дыхания, но создает условия для улучшения состояние дыхательной функции в ходе игрового подражания.
  3. Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы. Главная задача – снятие локальных напряжений мышц артикуляторного и голосового аппарата, дисфонических расстройств, формирование слитного произнесения. Включает обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, развитие мелодических характеристик голоса, формирование артикуляторно-голосовых координаций. Дошкольники 3-го и 4-го года жизни через игровое подражание обучаются подаче голоса на мягкой атаке, приёмам голосоведения, т. е. слитного произнесения длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Это умение в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы. Дошкольникам 5-го года жизни доступна произвольная регуляция голосоначала и голосоведения.
  4. Развитие просодической стороны речи происходит в ходе активизация и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Воспитанию плавной слитной бессудорожной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы сопутствует развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса). Совершенствование интонационных характеристик высказывания происходит в ходе развития связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной). Все задания включаются в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности. Дети 3-го года жизни действуют по образцу, на 4-м и 5-м году жизни доступно выполнение заданий в соответствии с инструкцией: “Расскажи потешку медленно”.
  5. Развитие координации и ритмизации движений. Основная направленность – нормализация состояния моторных функций заикающихся, поскольку общепризнано, что речедвигательная функция зависит от развития общей моторики, а для выразительности речи необходима максимальная раскованность (естественность) движений, а также преодоление неречевых расстройств. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется в системе двигательных упражнений во время ЛФК.
  6. Регуляция эмоционального состояния. Основная задача снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения через обучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Дети 3-го и 4-го года жизни обучаются релаксации по контрасту с напряжением, 5-го – по контрасту с напряжением и по представлению, а также с использованием элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Для регуляции эмоционального состояния дошкольников 3-5-го года жизни неоценима роль Сенсорной комнаты, где с помощью различных элементов обстановки создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности.

Сотрудничество логопеда с семьей ребенка в процессе коррекционной работы. На предварительном этапе происходит оценка уровня родительской мотивации в плане сотрудничества. Информационный этап включает обсуждение результатов стартовой клинико-психолого-логопедической диагностики ребенка, формирование позитивной установки семьи на участие в занятиях, формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Этап решения индивидуальных коррекционно-развивающих задач предполагает участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе. Рефлексивный этап ориентирован на обсуждение итоговой диагностики, качественную оценку результатов проведенного коррекционного воздействия, определение алгоритма дальнейших действий.

Ожидаемые результаты. По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

Комплектация подгрупп. Форма и режим проведения занятий. Логокоррекционная работа с заикающимися детьми проводится в форме подгрупповых занятий. Подгруппы формируются с учетом возраста детей, формы заикания (невротическое, неврозоподобное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики. Учитывая возрастные особенности и социальный статус, предусматривается время на адаптацию детей к помещению и группе сверстников. По окончании каждого занятия для родителей логопатов проводится объяснение домашнего задания с дополнительным показом приёмов работы, если это необходимо. Сопутствующие заиканию речевые нарушения коррегируются на индивидуальнах занятиях, предусмотренных в коррекционно-развивающем маршруте. Группы малочисленные (не более 4-х человек), закрытого типа. Присутствие родителей на занятиях обязательно (они активно участвуют в коррекционно-развивающей работе). Периодичность занятий – не менее 2-3-х раз в неделю. Каждое занятие повторяется 2-3 раза, в зависимости от успешности освоения материала детьми (сохраняются задачи, варьируется дидактический материал). Один курс коррекционных занятий, таким образом, продолжается не менее 3 месяцев. Занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты. По результатам динамического наблюдения и итогового обследования команда специалистов решает вопрос о необходимости повторных курсов коррекции, поддерживающих микрокурсов, определяет их объем и продолжительность.

Этапы реализации Программы.

  1. Этап реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения. От первого периода к последующим меняется роль, в которой выступает оборудование сенсорной комнаты. На первом этапе ему принадлежит роль основного средства снижения речевой нагрузки, расслабления, создания эмоционально благоприятного фона для занятий, так как трудно подобрать более действенный инструмент для решения поставленных задач. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворённости, способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и ребенком. Занятия данного периода проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока.
  2. Этап формирования техники нормативной речи.Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи. В процессе формирования техники нормативной речи условия сенсорной комнаты становятся главным оптимизирующим инструментом для подачи артикуляционно-дыхательных и артикуляционно-голосовых упражнений (используется “активационный” блок сенсорной комнаты
  3. Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики. В этот период коррекционно-развивающей работы, как и во время закрепления навыков организованной речи, сенсорная комната выполняет роль дополнительного инструмента, повышающего эффективность проводимых в ней мероприятий. Условия “живой сказки” как нельзя лучше подходят для организации игрового сюжета, который является самым продуктивным для подачи материала коррекционных занятий дошкольникам 3-4-5-го года жизни.
  4. Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой игровой деятельности, в играх-драматизациях знакомых сказок, при пересказе (с демонстрацией) доступного текста), развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на использование в логопедических целях поэтапного включения и дальнейшей синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств

.Мониторинг реализации Программы. По окончании интенсивного курса коррекции оценивается состояние речи ребенка по сравнению с исходным (перед началом курса коррекции) по ряду параметров, содержащих основные пароксизмы заикания: форму и локализацию судорог, степень выраженности заикания, проявление судорог в разных формах речи, а также констатируются изменения в состоянии дыхательной функции, просодического компонента речи, моторики, экспрессивной речи ребенка, его коммуникативных возможностей. Делается вывод о создании условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств, для закрепления в семье положительных результатов коррекционной работы.

Непосредственный результат коррекционной работы по программе “Мир детства”: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения – в 85% случаев; снижение в значительной степени частоты, силы, длительности судорог – в 15% случаев. Отдаленный результат – не менее 75% детей с абсолютно нормальной речью в любых ситуациях общения, 10% детей со стойким значительным улучшением речи, у которых наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в моменты спокойствия, 10% – со значительным улучшением речи, 5 % – рецидивы.

По окончании курса коррекционных мероприятий, предусмотренных программой “Мир детства” наблюдается: улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе) в 100% случаев; совершенствование просодического компонента речи в 100% случаев; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка в 100% случаев; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения в 100% случаев; совершенствование моторики в 100% случаев; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания в 95% случаев.

Практика организации коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях мультисенсорной комнаты показывает:

  1. Средовые воздействия релаксационного блока сенсорной комнаты, мобилизующие резервные возможности нервной системы ребенка, способствуют максимально быстрому снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.
  2. Использование активационного блока сенсорной комнаты способствует организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи заикающегося ребенка.
  3. Положительный эмоциональный фон, сопровождающий пребывание ребенка и его родителей в условиях сенсорной комнаты, способствует повышению мотивации ребенка к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи, созданию условий для активного вовлечения его родителей в коррекционно-развивающий процесс, а также создает атмосферу, способствующую укреплению родительско-детских отношений.
  4. Стимуляция в ходе коррекционно-развивающих занятий формирующихся сенсорных функций создает условия, способствующие преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств.
  5. Неповторимая по эмоциональности восприятия, мультисенсорная комната создает оптимальные условия для коррекции заикания, всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  6. Обстановка сенсорной комнаты идеально подходит для использования в ходе курса коррекции заикания ведущей у дошкольников игровой деятельности.
  7. Оборудование сенсорной комнаты обеспечивает активное, полноценное сотрудничество ребенка с логопедом в процессе коррекционно-развивающей работы.
  8. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Программа для работы с заикающимися детьми

    Коррекционно – воспитательная работа с заикающимися детьми

    Подготовила Шолохова Мария Алексеевна ,

    г. Старый Оскол Белгородской обл.

    МДОУ д/с № 47 «Лесовичок» – центр развития ребенка,

    1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.

    Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи.

    Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.

    Дети должны научиться отвечать, одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.

    В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.

    Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):

  9. Работа над постановкой дыхания
  10. обучение релаксации
  11. подача голоса
  12. развитие мышц лица через релаксацию
  13. логоритмика
  14. артикуляционная гимнастика
  15. воспитание слухового внимания
  16. воспитание слуховой памяти
  17. воспитание зрительного внимания
  18. воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
  19. развитие мелкой моторики
  20. Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода

  21. игры с пением, хороводы
  22. координация речи с движением через подвижные игры
  23. воспитание голоса и мягкого голосоначала
  24. игры на звукоподражание
  25. Период сопряженной речи (2,3 неделя октября)

    Период отраженной речи (4 неделя октября)

  26. продолжение работы предыдущего периодов
  27. обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
  28. Вопросо–ответная речь (1,2,3,4 неделя ноября)

    Ответы словосочетаниями(3-4 неделя)

  29. продолжить работу предыдущих периодов
  30. ответы на вопросы при наглядной опоре
  31. включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
  32. работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
  33. учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
  34. 2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

    Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы).

    Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, используя при ответах обобщающие понятия, вариативность ответов.

  35. учить делать логические паузы
  36. выделение ударного гласного звука в слове и опора на него
  37. вариативность ответов
  38. работа над правильным порядком слова в предложении
  39. переход к построению сложно – подчиненных конструкций
  40. правильное использование предлогов, согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа.
  41. Декабрь Формирование вопрсо – ответной речи.

    • Обговаривание режимных моментов
    • Январь

    • фразовая речь
    • обучение диалоговой речи
    • развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений
    • обучение удерживать в памяти, то о чем говорится
    • использование ответов по представлению
    • Февраль

    • повторный режим ограничения речи (3,4 неделя)
    • консультации невропатолога
    • составление коллективных рассказов
    • составление индивидуальных рассказов по вопросам
    • составление рассказов по представлению
    • работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
    • словесные дидактические игры
    • 3 период обучения (март, апрель)

      Воспитание внимания к речи Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательными к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки.

      Учить детей самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал.

      Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах.

      Март

    • воспитание свободного общения
    • вырабатывать чувства ритма (продолжение)
    • развитие мелкой моторики (продолжение)
    • произнесение фразы на выдохе
    • деление фразы на короткие логические отрезки
    • деление ударного гласного в слове, опора на него

    Апрель

  42. составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов
  43. пересказ без вопросов
  44. составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов,
  45. выводы о назначении предметов,их пользе и вреде

  46. продолжение работы, проводимой в марте
  47. 4 период обучения (май, июнь)

    Закрепление у детей навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых.

    Продолжить учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, в которых дети используют сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год.

    Май

  48. пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
  49. развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
  50. рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
  51. творческие рассказы о проделанной работе
  52. Июнь

  53. пересказ прочитанной сказки
  54. составление рассказов или сказок по данному началу или концу
  55. закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
  56. рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
  57. www.logolife.ru

    Индивидуально- развивающая программа при заикании

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Индивидуально- развивающая программа

    Ученика ___ «___» класса

    Школы- гимназии №3 г.Костаная

    Содержание коррекционной работы

    Работа над дыханием

    Выработка правильного полного вдоа и выдох. Обучение технике диафрагмально- релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

    Работа над артикуляцией

    Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приема самомассажа.

    Работа над гласными звуками

    Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков.

    Работа над согласными звуками

    Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.

    Работа над слогами

    Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.

    Работа над словами и фразой

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.). Порядок работы: Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.

    Работа над выразительной речью

    Речевой материал побирается с учетом возраста детей . речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни детей (о школе, классе и т.д.). Использование речевых и дидактических игр.

    Работа над стихотворной речью

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Использование хорового и самостоятельного чтения, заучивания наизусть. Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.

    Работа над чтением

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: чтение сказок, отрывков из текста, чтение пьес. Введение специальных правил при работе над чтением. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, заучивания наизусть.

    Пересказ прочитанного текста

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму, пересказ школьных уроков. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление письменного палана рассказа, составление рассказа- описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме, телепередачи.

    Составление рассказов на заданную тему

    Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.

    Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.

    Учитель- логопед Каюмова М.А.

    Как известно, заикание является одним из распространенных и вместе с тем сложных речевых диагнозов и влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи.

    Написание данной индивидуальной коррекционной программы обусловлено необходимостью создания специальных условий в рамках коррекционной помощи заикающимся, обучающимся в общеобразовательном учреждении. А также необходимостью совершенствования методов логопедического воздействия в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка с данной речевой патологией.

    Целью программы является создание дифференцированного метода логопедического воздействия в системе коррекционной помощи обучающимся, имеющим тяжелое нарушение речи (заикание).

    Программа способствует решению следующих задач:

    Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с заиканием;

    Совершенствование методов логопедической работы в зависимости от клинической формы и симптоматики заикания;

    Формирование новых речевых стереотипов у заикающихся школьников, через использование здоровьесберегающей компьютерной технологии;

    Создание специальных условий для развития и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелой степенью заикания;

    Всестороннее воздействие на психофизическое состояние заикающихся школьников;

    Соблюдение систематичности занятий, последовательности обучения и вариативности видов логопедического воздействия.

    При реализации программы учитывается степень тяжести заикания, локализация судорожных запинок, клинические формы проявления заикания. В то же время программа может быть реализована для любой возрастной категории школьников, имеющих тяжелое нарушение речи (заикание).

    Планируемые результаты после прохождения курса:

    Овладение правильным речевым дыханием;

    Овладение правильной техникой речи;

    Хороший уровень самоконтроля;

    Уверенное речевое поведение;

    Инициативность в общении.

    Индивидуальная коррекционно- развивающая программа рассчитана на 30 занятий в учебном году (1 занятие в неделю) с 15 сентября по 15 мая и включает 9 этапов. Количество занятий в каждом этапе может варьироваться в зависимости от клинической симптоматики, степени тяжести заикания и в соответствии с возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

    Индивидуальная коррекционно- развивающая программа может быть использована учителями- логопедами в практической работе с заикающимися школьниками в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

    Арутюнян (Андронова) Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. -М., 1990.- 167с.

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. -320 с.

    Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. –М.: «Просвещение», 1997.- 96 с.

    Болдырёва Т.А. Динамика формирования личности заикающихся// Заикание: пролемы теории и практики. –М., 1992.

    Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. – СПб.: Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004. – 50с.

    Дьякова Е.А. Логопедический массаж. –М.: Изд. Центр «Академия», 2003. -96с.

    Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. –М., 1992.

    Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение. –СПб.: Дельта, 1997, — 256с.

    Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. –СПб., 1994.

    Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- М.: Изд-во Эксмо- Пресс, 2002.- 192 с.

    Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. Для логопеда. –М. Просвещение 1995,- 176 с.

    infourok.ru