Программы обучения детей с синдромом дауна

На главную страницу

ВБО «Даун Синдром»

«Дети с синдромом Дауна лишены
возможности получить даже среднее образование!
Организация родителей не может выполнять функции государства»

«Только 25 из 430 ежегодно рождающихся детей с синдромом Дауна посещают общеобразовател ьные школы. Акцент именно на «посещают», поскольку говорить о полноценном образовании и знаниях мы не можем! Все остальные дети либо вообще не учатся, либо с ними, как могут, занимаются родители. Государство не замечает людей с такой генетической аномалией и их потребностей в образовании», — заявил на пресс-конференц ии, посвященной Всемирному дню человека с синдромом Дауна Сергей Курьянов, президент родительской ВБО «Даун Синдром».

Сейчас в Украине законодательно установлена возможность обучения детей с синдромом Дауна в классах с инклюзивным (совместным с обыкновенными детьми) обучением. К сожалению, мы вынуждены констатировать проблему с его реализацией, а именно:
• в школах отсутствуют адаптированные образовательные программы для обучения детей с синдромом Дауна;
• педагоги обычных школ недостаточно проинформирован ы об особенностях синдрома Дауна, а это должно учитываться при организации учебного процесса;
• отсутствуют подготовленные ассистенты учителей, которые должны обеспечить сопровождение обучения детей с СД в общеобразовател ьной школе;
• школы не обеспечены учебными и наглядными пособиями, раздаточным материалом;
• сейчас процесс обучения детей с СД в специализирован ных дошкольных учреждениях абсолютно не дает возможности подготовить такого ребенка к учёбе в общеобразовател ьной школе;
• существующая материально-тех ническая база не позволяет сделать школу эффективной и доступной для обучения.

Уже более года (с ноября 2010) в Киеве действует единственный на всю Украину специализирован ный Центр раннего развития для детей с синдромом Дауна. В Центре уже 370 семей получают бесплатную помощь: консультации коррекционных педагогов, логопеда, психолога, учебные пособия и регулярные занятия в группах. Фактически, Центр выполняет функции государственной службы раннего вмешательства. Финансирование же Центра лежит полностью на плечах родительской организации ВБО «Даун Синдром», которая ищет всевозможные способы привлечения средств доноров и благотворителей . Государственные структуры за все время существования и Центра, и ВБО «Даун Синдром» не профинансировал и никакие проекты.

«Сегодня, во Всемирный день человека с синдромом Дауна, мы, родители таких детей хотим заявить, что наша организация не может взять на себя функцию государства! Мы не можем быть Министерством образования и обеспечить всех украинских малышей с синдромом Дауна полноценным дошкольным образованием! Не в нашей компетенции создание общеобразовател ьных школ для наших детей и инклюзивных детских садов. Но мы, как никто другой, знаем, что такие дети способны учиться, и могут посещать обычные сады и школы! Мы требуем учитывать интересы и соблюдать права и наших детей, тем более права, записанные в Законах Украины», — говорит Татьяна Михайленко, директор по программам Центра раннего развития ВБО «Даун Синдром».

История от мамы 8-летнего Артема, Оксаны Музыченко: «Наш сын пошел в этом году в обычный первый класс общеобразовател ьной школы вместе со своей младшей сестрой (6 лет). Класс, в котором сейчас учатся дети — экспериментальн ый, инклюзивный. В классе 20 детей, учитель и ассистент учителя. Учебный год скоро заканчивается, мы подводим для себя его итоги и понимаем, что в таком виде модель обучения нам не подходит. Во-первых, нет программы, учитывающей возможности ребенка. Обучение не направлено на всестороннее развитие, не системно. Во-вторых, педагоги не имеют достаточного опыта, специальных знаний об особенностях обучения таких детей, о возможностях их включения в общеобразовател ьный процесс. Нет никаких специальных учебников и рабочих тетрадей. Учитель, ассистент учителя, да и школа в целом абсолютно не мотивированы. Инклюзия в нашем случае пока не состоялась».

m.facebook.com

«Детей с синдромом Дауна можно и нужно учить»

О том, с чего начинать реформирование образования, и как обучать детей с индивидуальными особенностями, «Росбалту» рассказала директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами фонда «Даунсайд Ап» Наталья Ригина.

20:32, 21.02.2010 // Росбалт, Главные новости

В российском общественном мнении и в прессе существует множество заблуждений и предрассудков относительно детей с синдромом Дауна, их способностей к образованию и социализации. Между тем, президент России Дмитрий Медведев выдвинул инициативу «Наша новая школа», которая должна привести к тому, что любой ребенок в России сможет получить полноценное образование. О том, с чего надо начинать реформирование образования, как обучать детей с индивидуальными особенностями и в чем особенности именно ребенка с синдромом Дауна, «Росбалт» попросил рассказать директора по сотрудничеству с государственными и международными структурами российского благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Наталью Ригину.

— Как вам кажется, требует ли инициатива Дмитрия Анатольевича Медведева по созданию так называемой новой школы, которая будет индивидуально подходить к каждому ученику, изменений как в рамках школьной системы, так и образовательной системы в целом? Насколько современная российская система образования подготовлена к тому, чтобы индивидуально подходить к каждому ученику?

— Реформа современной школы должна охватывать не только среднее образование и начальное образование, но всю систему образования, а также предусматривать непременные изменения отношения и в самом обществе к тем новым идеям, которые должны быть внесены в саму систему образования. Это, прежде всего, равные возможности для всех детей на получение качественного образования.

Для той категории детей, с которой мы работаем, а это дети с синдромом Дауна, этот вопрос стоит особенно остро. Долгое время дети с синдромом Дауна считались необучаемыми. Для них были закрыты любые пути для получения образования, будь то инклюзивное и специальное. На сегодняшний день изменения очень заметны. Сегодня дети с синдромом Дауна могут посещать детские сады, если мы с вами говорим о Москве. Правительство Москвы поставило задачу разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что с самого раннего возраста мы должны обеспечить ребенку хороший старт. Без ранней помощи, как системы как комплексного подхода к сопровождению семьи ребенка-инвалида, это невозможно.

В минувшем году, объявленном годом равных возможностей, Департаментом образования Москвы подготовлен новаторский закон «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья». Он закрепляет принцип доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это специальное и интегративное образование, а в будущем и инклюзивное.

— Что понимается под этими определениями? Разница между ними неспециалисту неочевидна…

— Существуют разночтения в определениях. Интегративное образование представляет собой включающее образование. Инклюзивное же образование – это то образование, которое подстраивается под потребности определенного ребенка и его возможности. Большое значение закона состоит в том, что там впервые прописана ранняя помощь. Дело в том, что во многих регионах нашей страны системы ранней помощи еще не существует. Несмотря на то, что данный вид услуг активно развивается на базе органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также НПО.

Закон, который принимается на уровне Москвы, говорит о лицах с ограниченными возможностями здоровья. Теперь для его реализации не нужно будет иметь официально оформленную инвалидность. Это намного расширяет границы группы детей, которая может получить специализированную помощь уже с первых месяцев жизни.

Этим занимается благотворительный фонд «ДаунсайдАп». Мы начинаем работать с семьей буквально с первых дней жизни малыша, когда родители узнают о диагнозе, который, как правило, подтверждается уже на первой недели жизни. С этого момента идет оказание психологической помощи при принятии решения о дальнейшей судьбе новорожденного. Где он будет дальше жить и воспитываться: в семье или в государственном учреждении. На сегодняшний день в России очень высок уровень отказа от детей на момент нахождения мамы в родовспомогательном учреждении.

Так, если посмотреть статистику, то мы увидим, что в России рождается около сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Две с половиной тысячи из них — это дети с синдромом Дауна. А в столице около 100 детей с данной генетической аномалией.

В Москве с 2002 года «Даунсайд Ап» ведет программу профилактики социального сиротства детей с синдромом Дауна в системе родовспоможения. И за эти годы столица уже вышла на уже рекордные цифры. В нашем городе социальное сиротство детей с синдромом Дауна составляет 50 %.

— А если сравнивать с западным опытом? Например, с британским?

— Да. Отказы существуют во всех странах. В Великобритании это на уровне 5–10 %.

— Имеется в виду общее количество отказов?

— Существуют социальные отказы, отказы, связанные с тяжелым состоянием ребенка, с глубокой инвалидностью. Но там дети-сироты не попадают в государственные учреждения, например, сиротские. Ведь в западных странах уже развита система приемных семей. То есть речь идет о подборе приемной или опекунской семьи для ребенка с синдромом Дауна.

— В нашей стране эта система только начинает работать?

— В нашей стране примеры усыновления детей-сирот с синдромом Дауна крайне редки. Но мы оказываем психологическую поддержку и помощь тем родителям, которые, отказавшись от ребенка, не прерывают с ним связи, продолжают навещать его в доме ребенка. Это тот путь, который позволяет вернуть малыша в кровную семью. За годы существования нашего фонда 38 детей вернулись в свою кровную семью.

— А что происходит сегодня с «нестандартными» детьми на следующем уровне после детского сада?

— Вторым этапом в нашей работе становится переход ребенка от образования, предоставляемого в рамках домашнего визитирования специалистами «Даунсайд Ап», к системе дошкольного образования. То есть его включение в среду обычных сверстников на уровне детского сада. В нашем фонде, на базе которого действует центр ранней помощи «Даунсайд Ап», вопросу социальной адаптации ребенка уделяется очень большое значение. После программы домашнего визитирования, при которой работа ведется с семьей по месту жительства, мы переходим к следующему этапу. В полтора года дети вместе с мамой приходят к нам в центр и в течение двух лет по особой программе, которая называется «Социальная адаптация детей с синдромом Дауна раннего возраста», мы готовим их к поступлению в детские сады.

На сегодняшний день в Москве создаются учреждения и структуры при уже существующих медико-психолого-педагогических центрах, детских садах. Это лекотеки, службы ранней помощи, группы «особый ребенок», где дети могут получить тот комплекс коррекционно-педагогической помощи, который впоследствии даст им возможность влиться в структуру детского сада.

По итогам Года равных возможностей ситуация в Москве, наверное, опережает все регионы. Впервые в сентябре 2009 года количество детских садов, выразивших желание работать с детьми с синдромом Дауна, превысило количество детей, которых мы могли бы туда определить по запросу родителей.

— То есть получается, что подготовка работников детских садов даже более важна, чем подготовка родителей и детей?

— Не менее. Процесс подразумевает три равнозначных компонента. Это подготовка ребенка к включению ребенка в среду обычных сверстников. Это подготовка детского сада. То есть повышение квалификации специалистов, которые могут работать с ребенком с синдромом Дауна, могут эффективно включить его в процесс жизнедеятельности в новых условиях и знают методику этой работы. И это, безусловно, работа с обществом. То есть как относятся к вопросам интеграции детей с синдромом Дауна родители обычных детей.

Следующим этапом становится включение ребенка в школьную среду. Пятнадцать лет назад дети с синдромом Дауна в основном переходили на домашнее обучение. Сегодня коррекционные школы восьмого вида доступны для наших детей.

— Объясните, что значит «школы восьмого вида»?

— Это специальные школы для детей с нарушением интеллекта. Тем не менее, новый закон предполагает и законодательно закрепляет за родителями право выбора формы образования. Конечно, когда ребенок развивается в среде обычных сверстников, то родители хотят, чтобы и школьное образование продолжалось в инклюзивной форме. На сегодняшний день у нас только несколько школ, которые принимают детей с синдромом Дауна в массовую начальную школу. Их очень немного. Это связано с тем, что сам процесс включения ребенка с нарушением интеллекта в программу обучения массовой начальной и средней школы очень затруднен.

— В чем же, собственно, здесь проблема?

— Проблема состоит в организации образовательного процесса и аттестации. Не всегда возможно оценить успехи ребенка с синдромом Дауна по единому стандарту. Ему свойственны определенные особенности освоения материала. Он не всегда может идти вместе со всеми. Для этого ему требуется создать особые условия. Как это происходит в других странах? Ребенок с синдромом Дауна сопровождается специальным человеком. Этот человека называется тьютор. Он помогает в рамках работы с классом педагогу вести работу с ребенком с синдромом Дауна. Задачей коррекционных педагогов становится обеспечение школьного учителя знаниями о том, как давать ребенку с синдромом Дауна тот объем материала, который тот способен усвоить.

Следующий этап, который будет сложным для нашей массовой школы, представляет собой переход ребенка с синдромом Дауна от начальной школы к школе средней. Здесь возникают сложности, связанные с предметным образованием. Так как освоение многих дисциплин, безусловно, будет вызывать значительные трудности и сложности.

— Возможно, в рамках концепции, разрабатываемой в соответствии с указаниями президента Медведева, речь идет о формировании системы выбора предметов? То есть по аналогии с теми системами, которые существуют в западных странах. Возможно, это могло бы облегчить работу.

— Безусловно. В правительстве уже обсуждается вопрос о пересмотре самой оценочной системы в общеобразовательной школе. Необходимо перейти к выбору тех предметов школьной программы, которые впоследствии помогут человеку с синдромом Дауна в его адаптации в общество, обеспечат возможность получения профессионального образования.

Участвуя в различных встречах, круглых столах, конференциях, посвященных инклюзии, мы часто встречаемся со специалистами и чиновниками из федерального и московского правительства, отвечающими за специальное образование, работу с детьми- инвалидами. Редко к нам на встречу приходят те люди, кто сегодня отвечают за массовую школу. А ведь это улица с двухсторонним движением. И если мы движемся от специального образования к общему, то и общее образование должно обратиться к нам.

— Возвращаясь к программе «Наша новая школа», правильно ли я понимаю, что реализация основных заявленных ее положений во всей полноте потребует радикального реформирования нашей нынешней школы и обойтись без этого нельзя?

— Реформирование самой школы, полное реформирование массовой и специальной школы. Когда мы смотрим на зарубежный опыт, мы видим те меры, которые возможно неприменимы к нашей российской действительности. Например, мы всегда гордились опытом отечественной коррекционной педагогики. Университеты и институты России выпускают большое количество специалистов-дефектологов.

Однако в Великобритании процесс создания инклюзивной школы сочетался с сокращением выпуска дефектологов. Нет специалиста — нет рабочего места. Закрывались «специальные» школы. Сегодня педагоги Великобритании получают общее образование, в которое входят компоненты, связанные с дефектологией. Узкий специалист работает только в специальных ресурсных центрах, которые поддерживают своих коллег в обычной школе в условиях инклюзии.

Как процесс инклюзии будет происходить в нашей стране – пока трудно сказать. Мы делаем лишь первые шаги.

Беседовал Иван Преображенский

m.rosbalt.ru

Программы обучения детей с синдромом дауна

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,

МО, г. Яхрома, семинар:

«Развитие личности школьника в условиях индивидуального дифференцированного подхода».

Выступление на семинаре по теме:

«Развитие социально-обусловленных свойств личности школьников с синдромом Дауна»

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов

I квалиф. категории МБСКОУ СКОШ

Ведмецкая Татьяна Викторовна

Февраль 2014 г.

Введение

В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки.

Методики развития детей с синдромом Дауна

Существует множество методик, которые позволяют адаптироваться детям с синдромом Дауна в социуме.

1. «Маленькие ступеньки» — побуждающие методики для обеспечения более полному взаимодействию с окружающим миром, направленные на развитие общей моторики, речи, двигательной активности, навыков тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание.

Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.

2. Социально-психологическая модель Портаж (Portage) — целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Методика направлена на оказание помощи родителям в развитии и воспитании ребенка с синдромом Дауна.

Лекотека — слово «лекотека» дословно переводится как «хранилище игрушек». Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет.

3. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой — это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать.

4. Иппотерапия — коррекционная верховая езда, очень эффективна и многофункциональна для решения задач реабилитации детей с синдромом Дауна. Она развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей. Общение с лошадьми, уход и забота о них повышает чувство доверия, терпения, уменьшает тревожность. Иппотерапия развивает интеллектуальные способности детей, способствует их социальной адаптации и лучшему приспособлению к жизни. Методикой проведения занятий по иппотерапии владеют специально обученные преподаватели.

5. Система «Нумикон» — р ебенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» — это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний.

Дошкольное обучение

Ребенок с синдромом Дауна может посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Программа обучения в таких учреждениях содержит 6 разделов: «Социальное развитие», «Здоровье», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Формирование деятельности», «Познавательное развитие» и «Эстетическое развитие». Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.

В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях образования. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию. В случае посещения ребенком с синдромом Дауна интегрированных или инклюзивных групп в массовых детских садах для них разрабатываются индивидуальные учебные планы в соответствии с возможностями.

Школьное обучение

Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста может осуществляться в специальных коррекционных школах VII или VIII видов, занимающихся по программе для детей с нарушениями интеллекта. Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

Школьники с синдромом Дауна, которым благодаря раннему применению обучающих и развивающих методик в дошкольном возрасте удалось достичь высокого уровня развития, могут успешно обучаться в интегрированных или инклюзивных классах при массовых школах. Учителя этих классов при содействии специалистов по коррекционному обучению разрабатывают на каждого такого ученика индивидуальные учебные планы с учетом возможностей и уровней развития ребенка.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Типологические особенности детей — самый эффективный признак для дифференцированного подхода.

Выделяют следующие 3 типологические группы учащихся:

1. С преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. Восприятие на первых порах обучения отличается бедностью, неэмоционалъностью. Самостоятельное наблюдение им не доступно. Характерна медлительность, неповоротливость, замедленный темп работы. При правильном подходе дают высокие показатели качества знаний, умений и навыков.

2. Дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Они первыми выполняют задание, не дослушав до конца, в работе опускают многие детали, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Речь громкая, эмоциональная, но бедная по словарю. Своеобразие – поверхностность, неполнота, бедность восприятия. Им для прочного восприятия необходимо многократное повторение. Дети этой группы обнаруживают расхождение теоретических знаний и практических навыков.

3. С уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятие характеризуется полнотой, разносторонностью. Наблюдая, они проявляют вдумчивостъ, сосредоточенность. Речь ровная, выразительная, в меру громкая, эмоциональная, словарный запас достаточно велик.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного, после общей тренировочной работы, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время.

В организации педагогического процесса при дифференциации обучения важно соблюдение следующих условий:

  • ведение дневников психолого-педагогических наблюдений, регистрация продвижения учащихся;
  • постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;
  • организация постоянного взаимодействия с родителями учащихся в целях координации воспитательных воздействий.
  • Осуществляя дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:

  • создать атмосферу, благоприятную для учащихся;
  • активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать , что от него ждут.
  • Цели интеллектуального развития:

    Для детей со средним уровнем:

  • развитие познавательных психических процессов;
  • создание психолого-педагогических условий для перехода на более высокий уровень;
  • формирование и развитие умений и навыков по предмету.
  • Для детей с низким уровнем:

  • формирование и коррекция мотивапионных установок на учебную деятельность;
  • развитие навыков умственного труда, позволяющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень;
  • развитие интеллектуальных качеств: произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти и др.
  • Для дифференцированного обучения характерно:

    1. В группе среднего уровня:

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
  • организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
  • отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично — поисковом уровне.
  • 2. В группе низкого уровня:

    • создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
    • создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
    • отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
    • формирование мыслительных действий и операций; обучение предметным действиям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
    • Заключение

      За многолетнюю практическую деятельность в работе с детьми с синдромом Дауна, я выяснила:

    • как развивается личность ребёнка в младшем школьном возрасте и в младшем подростковом возрасте, какие виды мышления необходимо развивать в процессе становления личности;
    • посредством каких упражнений развивающего характера развивается личность ребенка в целом и какие упражнения способствуют развитию памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности, умению просто, чётко и правильно излагать мысли.
    • Подбирая какое – либо задание необходимо продумывать следующие вопросы:

      1) Какова цель задания. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе его проведения?

      2) Посильно ли оно для данного ребенка?

      3) Подведение итогов.

      Необходимо помнить о том, что не все задания, выбранные вами равноценны с точки зрения влияния их на эффективность обучения.

      Список литературы

      1. Шевченко С.Д. Как научить каждого –М., Просвещение , 1991 г.

      Леонтиева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования.

      2. Начальная школа № 4 1997г.

      3. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно – воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников. Начальная школа №12 1997г.

      4. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение,1996г.

      5. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. М., 1990г.

      6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1983г.

      7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. М.,1979г.

      8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., Педагогика 1975г.

      9. Тихомирова Л.Ф Упражнения на каждый день :логика для школьников. Ярославль:1998г.

      10. Истомина Н.Б. Активизация уч-ся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М., Просвещение ,1985

      11. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. М.: 2004.

      12. Чекин А.Л. Математика. Методическое пособие. М.: Академкнига/ Учебник, 2006.

      13. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. Пособие для

      учителя. М.: Просвещение, 1987.

      14. Винокурова Н.К.. Подумаем вместе. М.: Росткнига, 2002.

      skosh.ru