Проявляется негативизм

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию. Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований. Изначально этот термин употреблялся только для обозначения патологических явлений, которые возникали с течением того или иного психического заболевания. Сегодня же негативизм рассматривается в более широком значении и употребляется не только в психологии, но и в других научных сферах, например в педагогике. Самый частый случай проявления негативизма в «рядовых» ситуациях (то есть не связанных с психическими заболеваниями) – это столкновение потребностей субъекта с противоречащими им воздействиями со стороны. Таким образом, происходит отказ от выполнения чего-либо, который приобретает функцию защитного механизма с целью выхода из конфликта. Негативизм представлен в двух диаметрально противоположных формах: активной и пассивной. Активный негативизм сопровождается непосредственными действиями, то есть человек не только не выполняет то, что от него требуют, но и делает все совершенно наоборот. Пассивный же негативизм – это просто отказ совершать требуемое. Если по природе своей негативизм носит эпизодический и ситуативный характер, то с течением жизни он, при состоянии постоянного отрицания, может трансформироваться в черту характера. Отдельного внимания заслуживает так называемый детский негативизм – своеобразная форма протеста, который ребенок использует против реально существующего или воображаемого неблагоприятного отношения к нему взрослых. В таком случае негативизм у детей может проявляться самыми разными способами, от простого каприза до грубости или же замкнутости. Причиной детского негативизма может стать неудовлетворенность в каких-то насущных для ребенка потребностях, например в общении, внимании, одобрении и т.д. Когда подобные потребности не встречают внешнего отклика или блокируются, это становится источником глубоких переживаний у ребенка. По мере их осознания возникает опасность развития негативных тенденций в его поведении. Если же подобная «блокировка» продолжается длительное время, негативизм может стать частью характера подрастающего ребенка, качеством его личности. Однако ситуация не безнадежна: ребенка можно обезопасить путем психологической диагностики, которая поможет либо совсем устранить проявления негативизма, либо существенно их смягчить.

Интерактивная версия журнала
для iPad, iPhone, iPod

Ваш любимый журнал в обычном
и travel-форматах

Любимые тесты от журнала
PSYCHOLOGIES всегда с вами

www.psychologies.ru

Негативизм

Наш сосед Иван Петрович видит все всегда не так!
скачать видео

​Негативизм – отношение к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Противоположность негативизма – понимание, сотрудничество, поддержка.

Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм — склонность отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.

Негативизм у детей: «Ты засиделся надолго. Пойди погуляй!» – «Не хочу, я читаю!». «Ты сегодня ещё не читал. Пора заняться чтением!» – «Не хочу, пойду гулять!» – при этом, скорее всего, его желания будут прямо противоположны предложенному.

Негативизм более характерен для детей в период возрастных кризисов. Типичен для подростков (подростковый негативизм) и для пожилых (старых) людей (смотри об этом Шкала эмоциональных тонов и Возрастной негативизм). Негативизм обычно обостряется в периоды личных неудач.

Склонность возражать — одно из проявлений негативизма, и его можно использовать. Девочка-подросток осваивает туфли на высоких каблуках. «Тебе наверное трудно ходить на таких высоких каблуках?» — Естественно, она возразит: «Нет, нормально!» — Ну и хорошо, дала сама себе правильное оперативное внушение.

Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь. В других случаях, возможно в связи с особенностями воспитания, негативизм может носить очень избирательный характер. Например, словами человек ругается, возражает и обвиняет, а на деле в это же самое время — любит и заботится. Напротив того, вежливый и воспитаный человек с вполне позитивным словарем на деле может быть асоциальной личностью с негативными человеконенавистническими установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативщику трудно жить самому, еще более трудно жить рядом с ним. Трудно вести с человеком какие-либо дела, если человеку присуще негативное мировоспритие — привычка установка видеть в жизни негатив: ошибки — а не удачи, проблемы — а не возможности, недостатки — а не достоинства. Впрочем, негативщики вполне могут дружить друг с другом, вместе поливая окружающих грязью. Нередко они также дурно отзываются друг о друге, но поскольку для них привычно видеть в мире негатив, то и гадости в их адрес для них вполне понятны. Они к этому привыкли.

Более сложно заметить в человеке глубинный негативизм. Бывает, что внешне вроде бы позитивно относясь к людям, внутри себя он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма разнообразны, нельзя отрицать и генетические обстоятельства, и влияние гормонального фона, и общекультурное окружение. К сожалению, негативизм — одна их характерных черт российского менталитета. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое.

Что касается психологических причин, то это в первую очередь 1) беспомощность, недостаток умений и знания, как справиться с проблемой; 2) борьба за власть, самоутверждение; 3) недостаток внимания, привлечение внимания; 4) выражение неприязни, месть.Иногда это – болезненный вариант негативного мировосприятия.

Как бороться с негативизмом?

Бороться с негативизмом — задача творческая. Указывать на симптомы негативизма у других – опасно, обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют защитой, только укрепляя себя в своем негативизме. Если же вы будете следить сами за собой или попросите окружающих вам подсказывать, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успехи вполне реальны.

А как самому не сваливаться в негативизм? — Не очень мудро бороться с негативизмом, поскольку борьба против — уже проявление негативизма. Продуктивнее и веселее вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Это — реально. Итак, убираем позицию Жертвы, склонность поныть (ныть — это не только плакать и жалеть себя любимого, это любые виды жалоб, упреков, сокрушений и т.д. Ноющий, как правило, раздражает окружающих и себя загоняет в тоску) и попереживать «Ах, как все ужасно!», развиваем позицию Автора, уверенность в себе и привычку к бодрой поддержке окружающих. Учимся видеть свои успехи и удачи, учимся говорить людям комплименты, учимся благодарить людей и учимся благодарности жизни в целом.

Внимательные люди заботятся, чтобы негативизм ими не овладевал. Проще всего попросить друзей и членов семьи, чтобы они следили за вами, тем более что такая игра полезна для всех. Самостоятельно можно отслеживать свой позитивный словарь и отдельно выписать свои типовые выражения, в которых вы выплескиваете свой негатив. Мат, естественно, из нормального общения исключается.

www.psychologos.ru

Проявляется негативизм

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

psihomed.com

Негативизм: что это за состояние, его проявления и способы коррекции

Негативизм – активное или пассивное поведение, которое проявляется в действиях, специально противоположных тем, что требуются или ожидаются.

Ранее такое понятие как негативизм употреблялось исключительно для характеристики патологических форм поведения, которые возникали при некоторых психиатрических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. (Не исключено развитие такого поведения и в случаях появлений новообразований.) И здесь негативизм может проявляться не только как сопротивление воздействию других людей, но и в форме подавления внутренних желаний, стремлений. Люди могут переставать вставать с постели, двигаться, разговаривать. Иногда негативизм проявляется даже в удержании физиологических потребностей: пациент отказывается есть, пить, справлять естественные нужды.

Как следствие, оставленный без внимания, такой человек реально угрожает своей жизни. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых проявляет признаки именно такой формы поведения, немедленно обращайтесь за помощью к специалисту.

Однако, сейчас понятие негативизм приобрело более широкое значение. Оно применяется в педагогике и психологии. Понятие негативизма отображает любое сопротивление чужому влиянию, которое не имеет явных мотивов. Чаще всего, его рассматривают как симптом кризиса детей и подростков. И основной потребностью таких проявлений является потребность личности в самоутверждении, защите своего «Я», отделении себя от нужд и интересов других членов сообщества.

Как уже упоминалось ранее, различают активный и пассивный негативизм. В случае активной или командной формы негативизма совершаются действия противоположные требуемым. Основными формами проявления являются агрессия, сильные эмоциональные всплески, активные действия, противоположные тем, что запрашиваются. Например, подросток может агрессивно и открыто выражать несогласие с мнением взрослых. Был описан пример, когда девочка, сопротивляясь навязыванию дресс кода «приличной школьницы» изрезала и «укоротила» все длинные юбки в доме.

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто.

Часто негативизм проявляется в стремлении детей курить, употреблять спиртные напитки, прогуливать уроки. В принципе, основой всех этих проявлений является стремление ребёнка прекратить такое влияние взрослых, когда «всё решается за них». Как правило, такое поведение более характерно для подросткового негативизма.

Пассивный негативизм более связан с упрямством. Он характеризуется именно «бездействием», отсутствием реакции на требования и просьбы. Например, вы можете триста раз заставлять делать ребёнка уроки. Он даже будет сидеть пять часов за столом. И при этом ничего не выполнять, играть из-под полы в телефоне, медленно выводить слова… Хотя суть этого поведения в том же: протест против принуждения. Однако, не стремясь пока «полностью сместить» авторитет взрослых. Эта форма характерна для более младших детей. Получается такая «молчаливая» форма неделания.

Одним словом, попросив убрать разбросанные вещи, в первом случае мы можем получить пререкания и демонстративное разбрасывание остальных предметов в комнате, а во втором, скорее, простое валяние на кровати и ситуацию «как о стену горохом».

Патологическое сопротивление у детей

Если же рассмотреть поведение совсем маленьких деток, то такой протест чаще всего проявляется в форме речевого негативизма. И проявляется это как раз на этапе формирования упомянутой речи. Многие родители, глядя на соседских детей, требуют и от своих, чтобы они «рано заговорили» или «говорили правильно». Но, все детки разные: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить, а кто-то уже во взрослой жизни первый зарабатывает миллион. Так что важнее в этой жизни? Но, задумывается ли об этом мама, папа и все бабушки — дедушки вместе взятые, если рядом Маша так бойко уже рассказывает про мячик? Они начинают приставать к ребёнку: «Скажи мячик!», «Скажи машинка», «Скажи…». А если малыш молчит, его начинают ругать или вовсе наказывают: «Нет, не дам еду, пока не скажешь каша!» Что происходит при этом с крохой?

Естественно, он пугается. И ситуация только усугубляется. Ребёнок начинает «упорно молчать» в противовес требованиям. Часто такое поведение развивается при очень требовательных родителях или в случае речевых дефектов: заикании, например, или при плохой дикции. И возникает вместе со страхом перед речевыми запинками или неправильным произношением.

Стоит вспомнить в качестве примера случай, когда семья искренне хвасталась смешными словечками, которые придумывал их малыш, к ужасу соседки. Она никогда не позволяла своей дочери называть вещи неправильно, и водила её на занятия к логопеду. В итоге к пяти годам в садике первый ребёнок чётко, внятно и под такое же всеобщее умиление семьи рассказывал массу стихов на всех утренниках. А вторая девочка проявляла все признаки речевого негативизма, в протест на повышенный контроль правильности речи. Хотя, безусловно, этот пример не направлен на полное игнорирование логопедических проблем ребёнка, в случае если они действительно присутствуют.

Стоит также отметить, что не всегда речевой негативизм проявляется в такой наглядной форме. Часто ребенок просто пытается лишний раз промолчать, сделав что-то сам: достав игрушку, выпив водички. Это чаще встречается у деток с заиканием. Тогда такое поведение, наоборот, вызывает у родителей гордость: какой самостоятельный ребёнок. Но, к сожалению, это проявление несформированности навыков речевой коммуникации и речевого негативизма.

Что же стоит делать в этом случае? Прежде всего – мотивировать ребёнка к речи. Именно мотивировать, а не заставлять. И для совета лучше обратиться к специалистам. Психологи, специализирующиеся на подобных поведенческих нюансах, помогут подобрать план действий именно для вашего конкретного случая.

Если же задать вопрос о возрасте, в котором можно наиболее активно столкнуться с подобным поведением и явлением негативизма, то это, конечно, период подростничества и со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. В этом случае упомянутый негативизм будет выступать как симптом кризиса трёх лет и входить в семь основных симптомов упомянутого кризиса.

Стоит отметить, что этот ранний негативизм имеет некоторую особенность. Здесь ребёнок протестует не против притеснения своего мнения вообще, как это часто бывает у более старших деток. Он «бойкотирует» определённых людей: непонравившуюся воспитательницу, слишком жёсткого отца. А с другими же он вполне дружелюбен, послушен и общителен. Главный мотив – сделать как раз наоборот сказанному. Зачастую это провоцирует конфликты и непонимание между взрослыми: дома, при родителях, ребёнок послушен, а в садике на него жалуются, как на маленького чертёнка, который всё разбрасывает, балуется и всех обижает.

Причина появления негативизма кроется в осознании маленьким человечком своего Я. И проявление подобной формы поведения будет появляться там, где проявляется большее ограничение самостоятельности, личной инициативы; где сильны непонятные запреты и применяется неадекватное наказание.

Итак, что же можно сказать в заключении? Негативизм – это всегда протест. Однако, истинные мотивы порой скрыты. В принципе, ребёнок протестует против того, что с его мнением не считаются. Однако, это может быть связано с чем угодно и совсем не относится к малышу в нашем понимании. Например, ребёнок «бастует», что не учли его мнение при: разводе родителей, рождении второго ребёнка, выборе воспитателя в садике, вынужденном переезде, присутствии больных или пожилых родственников, статусе семьи вообще, равно как и понятии «красивая» поделка или картинка, хорошо-плохо… Звучит смешно? Но, это факт. Ребёнок хочет ощущать себя целостным, значимым, отдельным субъектом.

Коррекция состояния

Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.

Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.

У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.

Однако, не всегда ситуации настолько прозрачны и решаемы. Ведь не всегда легко можно изменить реальную действительность. И тогда лучше всего обратиться за советом к специалисту.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Хотите сбросить лишний вес к лету и почувствовать легкость в теле? Специально для читателей нашего сайта скидка 50% на новое и высокоэффективное средство для похудения, которое.

Читать далее >>>
Подберите бесплатно врача-психотерапевта в вашем городе онлайн:

depressio.ru

Негативизм у детей

Часто бывает так, что родители или близкие, которые окружают ребенка, сталкиваются с подобной проблемой — негативной или отрицательной реакцией малыша на просьбы с их стороны. Когда, к примеру, ребенок отворачивается, закрыв рот, если нужно принимать лекарства, или прыгает в кучу снега, если ему сказали, что этого делать не стоит, или отказывается одеваться, если вы спешите… То есть он начинает делать то, что взрослые запрещают или же не делает того, чего родители ждут от него и просят совершить.

Проявления

Негативизмом называется такое поведение человека, при котором его действия противоречат ожиданиям или просьбам других людей. Зачастую причина подобного поведения — потребность человека в самоутверждении, в признании своей личности окружающими.

Более краткое определение «негативизма» – немотивированное отрицание. У детей оно проявляется по мере их развития и взросления, и зачастую это поведение имеет временный характер. По мнению психологов, негативизм – это нормальное проявление процесса развития личности.

Когда ребенок противодействует требованиям окружающих людей, это проявление так называемого детского негативизма. Так малыш пытается отстоять свои права и привлечь к себе внимание. Для него это становится формой общения, в которой он проявляется себя как упрямый, грубый и сварливый ребенок. Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Явление наблюдается в разные периоды детского кризиса — между 1,5 и 6 годами, когда формируется личность малыша и происходит закладка важных черт характера ребенка. Поэтому родители должны не упустить время, когда сопротивления малыша на их требования станут заметными, поскольку это может привести к негативным формам поведения, от которых будет сложно избавиться.

Кроме того, к признакам детского негативизма еще можно отнести: упрямство, плаксивость, своеволие, капризность, бунт. Иногда причиной негативизма является чрезмерно строгая дисциплина, когда на невинные шалости и проказы ребенка родители реагируют очень бурно, и применят методику строгого наказания, которая не соответствует силе «преступления». Подобная реакция родителей больше укрепит вышеуказанную форму поведения.

Наиболее яркий период, в котором негативизм проявится «во всей своей красе» — это, несомненно, подростковый возраст. Ребенок остается все еще ребенком, но становятся явными признаки взросления и желание самого чада стать взрослым и самостоятельным.

Поэтому негативизм становится своеобразным стремлением ребенка выделить себя из окружающей среды.

Если негативизм приобрел постоянный характер (или начал проявляться очень часто), это значит, что негативная черта закрепилась в характере ребенка. Если родители сталкиваются с такой проблемой, то они, в первую очередь, не должны паниковать, ведь все решается мирными способами.

Как бороться?

Чтобы победить негативизм у малыша, сначала надо заметить те моменты, когда ребенок не подчиняется вашим требованиям и желает сделать все наоборот. Есть простые советы, которые помогут вам в борьбе с детским негативизмом.

Нужно помнить, что не стоит мириться с плохим поведением малыша, лишь бы он остался доволен. Поскольку вскоре он поймет: один раз вышло по-моему, получится и в иной раз. Если ребенок категорически отказывается от того, что вы попросили сделать (к примеру, одеться), подождите пару минут, а потом вернитесь к нему и, как ничего и не было прежде, предложите сделать то, что требовали с самого начала. Кроме того, вы можете позволить малышу самостоятельно подбирать одежду для прогулки (из вариантов, предоставленных вами). Главное, что он сам сможет сделать выбор. Можете перевести нелицеприятную ситуацию в игру: кто оденется первым, кто сумеет пройти по дороге, не наступив ни одну трещину. Выделите ребенку немного личного пространства, которое он сам обустроит по своему вкусу: полку, стол или маленький уголок в комнате.

Не боритесь с негативизмом малыша криками или наказанием. Лучше доверьте ребенку небольшое домашнее дело. Если детский негативизм вовремя не был определен и откорректирован, он иногда проявляется в поведении того же ребенка, но уже постарше, и в более тяжелой форме поведения и общения. Постарайтесь отдать вашему крохе больше внимания и заботы. Разрешите побыть ему более самостоятельным. Попытайтесь переключать его внимание на что-то другое, более увлекательное для карапуза. Уберите из поля зрения все то, что становится причиной нового конфликта: часы отца со стола, которые так любит кроха, украшения старшей сестры спрячьте подальше и т.д.

Помимо прочего, существует психологическая психотерапия – помощь профессионалов, направленная на разрешение психологических проблем ребенка или на профилактику таких проблем у него. К психотерапевтическим методам при работе с детьми относятся: дружеская беседа, ролевая игра, игрушки; обсуждение с малышом положительных примеров поведения; учебники и методические пособия. Главный акцент специалист делает на проговаривание самим чадом собственных чувств и мыслей.

www.psyportal.net