Психические расстройства у детей при дцп

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ) .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

7. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

8. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

pedlib.ru

Нарушения психики при ДЦП

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием психических функций. для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

www.profile-edu.ru

1. Двигательный дефект при ДЦП имеет следующую структуру: • нарушение мышечного тонуса’, • парезы и

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

1. Частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80% Причины речевых нарушений: • повреждение определ

Нарушение психики при ДЦП

Похожие вопросы

  • Специальная (коррекционная) педагогика — НарушениепсихикиприДЦП
    1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психикиприДЦП: — время мозгового поражения; — степень выраженности поражения; — локализация (определенное место данного поражения).
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Речевые нарушенияприДЦП
    1. Частота речевых нарушенийприДЦП составляет 80% Причины речевых нарушений:- повреждение определенных струк.
    1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психикиприДЦП: • время мозгового поражения
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Двигательный дефект приДЦП
    1. Двигательный дефект приДЦП имеет следующую структуру:- нарушение мышечного тонуса’,- парезы и параличи;- на�.
    1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психикиприДЦП: • время мозгового поражения
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Коррекционная работа приДЦП
    1. Основными целями коррекционной работы приДЦП, по определению О. Г. Приходько, являются:- оказание детям мед�.
    1. Частота речевых нарушенийприДЦП составляет 80% Причины речевых нарушений: • повреждение определ.
  • Шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике
    1. Церебральныйпаралич поражает большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и други. подробнее ».
    1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психикиприДЦП: • время мозгового поражения; •. подробнее ».
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Общая характеристика ДЦП
    Общая характеристика ДЦП. 1. Церебральныйпаралич поражает большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Основной клинический симптом ДЦПнарушение двигательной функции.
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Виды нарушений.
    У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.
    2. К заболеваниям нервной системы относятся: детскийцеребральныйпаралич (ДЦП); полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга; острый.
  • Зоопсихология и сравнительная психология — Предмет зоопсихологии.
    Предмет зоопсихологии – изучение формирования психических процессов у животных в онтогенезе, происхождения психики и ее развитие в процессе
    5. изучение расстройствпсихической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей.
  • Зоопсихология и сравнительная психология — Прикладное значение.
    3. помощь в выявлении биологических основ развития детскойпсихики. 4. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение.
  • Психодиагностика и психологический практикум — Использование.
    Анализ выполнения является системным, учитывающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо
    При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройствпсихики имеют свой собственный, иногда очень сложный.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

Психические нарушения при ДЦП

Психические нарушения обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания.

Познание окружающего мира с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную систему может оказать психологическая обстановка в семье, невозможность постоянной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и особенностей личности.

1. Нарушения познавательной деятельности проявляются в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, ухудшении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме — вербальное мышление, память, внимание.

Психические нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в стадиях дебильности или имбецильности.

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются чаще всего сильной эмоциональной возбудимостью в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

3. Особенности личности: нередко отмечается задержка развития по типу психического инфантилизма, в своих поступках дети руководствуются в основном эмоциями удовольствия, они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Больные часто эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности.

Наблюдается дисгармония развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влияют характер и степень двигательных изменений.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. — М., 2010. — Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С. 253-254.

reabilitaciya.org

Психические расстройства у детей при дцп

Психические нарушения при ДЦП

Психические нарушения при ДЦП обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития речевых и сенсорных функций. В связи с недоразвитием зрительно-моторной координации, отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций, особенно пространственных представлений. Нарушение коммуникативных связей с окружающими, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способствуют расстройству психического развития (Е. М. Мастюкова, 1973; Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова , 1981; Т. И. Серганова, 1989 и др.).

Характер психического дефекта зависит от времени действия вредоносных факторов и степени поражения мозга. При поражении мозга в первую половину беременности в большинстве случаев возникает грубое недоразвитие интеллекта. В случаях воздействия патогенных факторов во второй половине беременности или в период родов чаще отмечается мозаичная картина психических расстройств.

Уже с первых месяцев жизни развитие мозга значительно страдает из-за двигательных расстройств, нарушения зрительного, слухового, кинестетического восприятия и задержки формирования межанализаторных связей.

Характер психических расстройств во многом обусловлен клинической формой заболевания, тяжестью двигательного дефекта, а также сопутствующими дефектами речи, судорожным синдромом и другими патологическими проявлениями.

У детей с ранней стадией ДЦП, когда заболевание расценивается как перинатальная энцефалопатия, наиболее значимыми для прогностической оценки психического развития являются ориентировочно-познавательные реакции, их активность, способность подавления познавательным интересом эмоциональных отрицательных реакций, начало понимания обращенной речи.

У детей с формирующейся двойной гемиплегией очень рано формируется патология эмоций. Страдает становление познавательной активности, тогда как у детей со спастической диплегией некоторые психические функции, например, яркость эмоциональных проявлений, узнавание окружающих, интерес к игрушке обнаруживается рано, почти как у здоровых детей. Вместе с тем у них оказываются нарушены зрительно-моторная координация, узнавание цвета, формы. Задерживается время появления и активность познавательных мотиваций.

Психическая активность у детей, страдающих детскими церебральными параличами, отличается рядом особенностей.

У всех детей отмечается замедление темпа всех сторон психической деятельности: переключаемость психических процессов, замедленность мышления, общая медлительность. Интеллектуальная деятельность характеризуется своеобразной неравномерностью. При большей сохранности мыслительных процессов выявляются нарушения памяти, внимания, умственной работоспособности. Отмечается ограниченность запаса сведений. Лучше развито механическое запоминание, чем ассоциативное.

Наиболее часто страдают зрительно-пространственные функции, что выражается в затруднении понимания сторон (правая-левая), плохом представлении пространственных и объемных фигур, понимания значения пространственных предлогов, зеркальности начертания букв при письме, несоблюдении строки. При чтении отмечается перестановка букв местами, замена букв. В математике обнаруживается слабость счетных операций, сложность в усвоении места числа в числовом ряду. Отмечаются трудности в изучении геометрии. Нарушается пространственная организация движений. Трудно дается освоение как игровых, так и трудовых процессов.

В эмоциональной сфере детей с ДЦП наблюдается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, задержке эмоционального развития различной степени тяжести.
С раннего возраста наблюдаются страхи. Для более старших детей характерны эмоциональная лабильность, повышенная чувствительность и ранимость, неуверенность в себе, впечатлительность. При этом они мало активны, мало инициативны, нерешительны, с большой зависимостью от окружающих. Плохо развито чувство дистанции.

У половины детей, страдающих ДЦП, диагностируется церебрастенический синдром. Больные жалуются на головную боль, раздражительность, наблюдается повышенная истощаемость, неспособность к длительному интеллектуальному напряжению. Нередко невротические реакции у таких больных являются патогенетическим фактором навязчивых состояний, ночного недержания мочи, заикания.

Больным ДЦП свойственны патохарактерологические реакции с наклонностью к взрывчатости, агрессии.

В клинике ДЦП значительное место занимает задержка психического развития (ЗПР), частота которой варьирует, по данным различных авторов, от 50 до 85 %. Интеллектуальные нарушения у данных больных характеризуются диссоциированным развитием отдельных психических функций с относительной сохранностью логического мышления и недоразвитием зрительно-пространственного гнозиса, письма, счета. Характер интеллектуальных расстройств обусловлен клинической формой заболевания и его тяжестью (Э. С. Калижнюк и др., 1974, 1987; Е. М. Кириченко, 1978; Е. М. Мастюкова, 1978; К. А. Семенова и др., 1979, 1986, 1999).

В структуре ЗПР у детей со спастической диплегией имеет место разнообразные по степени и локализации нарушения высших корковых функций, которые носят как частный, так и общий характер. При слабо выраженной интеллектуальной недостаточ ности (легкая и средняя степень ЗПР) проявляются парциальность, неравномерность развития отдельных психических функций: внимания, памяти, организации зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. При более выраженной интеллектуальной недостаточности у детей со спастической диплегией (тяжелая степень ЗПР) эти проявления носят тотальный характер.

При гемипаретической форме ДЦП структура интеллектуальных дефектов в значительной степени определяется локальным недоразвитием отделов мозга. У больных с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, перцептивных обобщений. У больных с правосторонними гемипарезами (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций, уровня словесных обобщений, словарного запаса, характера суждений.

У больных с гиперкинетической формой ДЦП выраженные нарушения со стороны высших корковых функций выявляются редко и характеризуются прежде всего тугоподвижностью, инертностью мышления. Расстройство высших психических функций носит мозаичный характер.

Реже при ДЦП отмечается общее интеллектуальное недоразвитие – в 5–8 % случаев.

Наблюдается относительно равномерное недоразвитие всех сторон психической деятельности. Отмечается несостоятельность сенсорной сферы. Восприятие характеризуется недостаточной обобщенностью и осмысленностью. Дети с трудом ориентируются в пространстве и времени. Нарушается память, прежде всего страдает запоминание и воспроизведение смыслового словесного материала. Мышление инертное, конкретное. Отмечается системное недоразвитие речевой деятельности. Запас знаний и представлений очень беден.

Общее интеллектуальное недоразвитие детей с ДЦП колеблется от легкой до глубокой степени отсталости. Все это и ведет к тому, что у больных ДЦП формируется личность дефицитарного типа. Явление депривации, гиперопеки способствует аутизации, формированию эгоцентрических, иждивенческих установок, пассивности и слабости этических понятий. Формируется низкий уровень притязаний, сочетающийся с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья («я самый здоровый, так как я хочу быть таким»). Сочетание завышенной самооценки с низким уровнем притязаний является защитным механизмом, уравновешивающим чувство собственного достоинства.

На грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов (недоброжелательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих, разлука с матерью или неполноценная семья, психическая травматизация в связи с лечебными процедурами, затруднения в процессе обучения из-за двигательных нарушений, неправильное воспитание).

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Патология поведения усугубляется патологией влечений в виде склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности.

С начала подросткового возраста нельзя забывать о такой проблеме как суицид. Это объясняется тем, что у детей с ДЦП наблюдается недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий; как правило, мотивы, ведущие к самоубийствам, незначительны, что затрудняет его предотвращение; часто зависит суицидальная попытка от депрессии, которая носит скрытый характер.

У детей с ДЦП суицидальные тенденции нередко занимают важное место в клинической картине. Причиной их возникновения могут быть переживания одиночества, чувство отвержения, переживания угрозы утраты родительской любви (рождение второго ребенка, отчим, смерть родителей, недовольство внешностью). Нередко встречается демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика; часто проявляется суицид на высоте сильного переживания. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом возрасте, после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников.

У детей с ДЦП психоневрологические расстройства и их психологические особенности тесно связаны с характером меж полушарных взаимоотношений (Калижнюк Э. С., Федорчук А. Г., 1985; Поляков В. М., Осокин В. В., Копаева Н. А., Михнович В. И. и др., 1994; Малышев В. В., Осокин В. В., 1997; Немкова С. А., Кобрин В. И., Сологубов Е. Г., Яворский А. Б. и др., 2001).

По нашим данным, межполушарные взаимоотношения у больных ДЦП складывались следующим образом: у 45 % больных отмечалось снижение функциональной активности как левого, так и правого полушария. В 31 % случаев наблюдалось снижение функциональной активности правого полушария и у 24 % детей, страдающих ДЦП, выявлялось снижение функциональной активности левого полушария (Поляков В. М., Осокин В. В., Копаева Н. А., Михнович В. И. и др., 1994).

Наиболее грубые нарушения функций полушарий мозга нами диагностировались у детей с двойной спастической гемиплегией и при атонически-астатической форме ДЦП. Менее выраженные расстройства отмечались при гиперкинетической и смешанной формах ДЦП.

У 10 больных (76,92 %) с двойной спастической гемиплегией отмечалось тотальное нарушение психических функций до уровня олигофрении в степени дебильности и имбецильности, в 3 случаях диагностировалась выраженная ЗПР, что свидетельствовало о нарушении функций как левого, так и правого полушарий.

Отмечалось грубое недоразвитие мышления от слабой способности к отвлечению и обобщению до полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Логические процессы находились на очень низком уровне. Отмечались трудности при обучении счету или недостаточность понятия о числе в целом. У 3 больных недостаточность слухового анализа и синтеза проявлялась в затруднениях при запоминании букв, сходных по звучанию.

Речь была маловыразительна. Моторика – малодифференцирована. Для деятельности было характерно отсутствие инициативы. В эмоциональной сфере отмечалась относительная сохранность простых непосредственных эмоций. В остальных случаях отсутствовала фразовая речь. 4 ребенка (30,76 %) выговаривали отдельные слова. У 2 человек диагностирован доречевой уровень развития. У 7 детей (53,84 %) выявлялось поражение артикуляционного аппарата.

Графические навыки были нарушены во всех случаях. Геометрические формы не дифференцировались. Все дети не различали цвета. Низкая двигательная активность, моторная заторможенность наблюдались у 8 детей (61,53 %) с двойной спастической гемиплегией. В 3 случаях наблюдалась повышенная двигательная активность.

В неврологическом статусе во всех случаях выявлялись выраженные двухсторонние пирамидно-экстрапирамидные нарушения, мозжечковая дисфункция, чувствительные расстройства. У 5 детей (38,46 %) выявлялось нарушение функций слухового анализатора, в 3 – зрительного. Отмечалась отчетливая рассогласованность в вегетативной регуляции. Вегетативная обеспеченность деятельности и вегетативная реактивность колебались от недостаточности до избыточности.

Все больные с атонически-астатической формой ДЦП имели тотальное недоразвитие психических функций. У 9 детей (75 %) отмечалась грубая общая задержка психического развития и в 3 случаях диагностировалась олигофрения в степени имбецильности.

У всех больных наблюдалось грубое нарушение речевых функций. У 3 детей диагностировался доречевой уровень развития. Фразовая речь отсутствовала во всех случаях. При произношении отдельных звуков и слов обращает на себя внимание выраженная асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь была замедленной по темпу, толчкообразной, с затуханием голоса к концу фразы. Тонус в артикуляционной мускулатуре был понижен. У всех детей отмечалась назализация большинства звуков.

Наблюдалось снижение слуховой и зрительной памяти. Во всех случаях была нарушена произвольная память. Внимание не концентрировалось. Отмечалась повышенная отвлекаемость, истощаемость.

Обнаруживалось недоразвитие и в зрительно-пространственной сфере. Графические навыки были не сформированы. Геометрические фигуры не дифференцировались. Отмечались трудности в дифференцировке цвета, формы, величины предметов. Наблюдалась недостаточность мелкой моторики.

Эмоции во всех случаях были слабо дифференцированы, но имела место относительная сохранность симпатических эмоций.

В неврологическом статусе выявлялись выраженные двухсторонние пирамидные и экстрапирамидные нарушения, расстройство функций мозжечковых и срединностволовых систем. Вегетативная регуляция характеризовалась неустойчивостью, разнонаправленностью, чаще с признаками угнетения.

При спастической диплегии отмечался различный тип сгладывающихся межполушарных взаимоотношений. У 13 детей (56,5 %) отмечалось снижение функциональной активности как доминантного, так и субдоминантного полушарий. В 4 случаях (17,4 %) наблюдалось преимущественное снижение функций субдоминантного полушария, и у 5 больных (21,8 %) – доминантного. Один ребенок имел уровень психического развития в пределах возрастной нормы, лишь с незначительными затруднениями в переключении и распределении внимания, замедлением темпа работы, затруднением автоматизации движений. Ошибок в пространственном анализе и синтезе не было. Объем памяти в слуховой и зрительной модальности был в пределах возрастной нормы.

Дети со снижением функциональной активности обоих полушарий испытывали трудности в программировании своих действий. При выполнении конструктивных проб имели место хаотичные манипуляции, стойкие ошибки в пространственном анализе и синтезе.

Исследование слуховой памяти выявило существенные трудности удержания материала. При повторении часть детей (4 ребенка) добавляли слова, которых не было. Те же ошибки отмечались при воспроизведении запоминаемого материала в зрительной модальности. Трудности переключения внимания сочетались с импульсивностью, расторможенностью. Мышление было конкретным. Обобщение и абстрагирование были невозможны.

У 4 детей (17,4 %) отсутствовала фразовая речь. В 9 случаях (39,1 %) отмечалась бедность словарного запаса, ограничение активного словаря. В 21 случае (91,3 %) наблюдалось нарушение звукопроизношения. Страдало запоминание и узнавание цвета. Отмечались однообразие, малая дифференцированность эмоций, внушаемость. Большинство детей были склонны к страхам. Во всех случаях отмечались быстрая истощаемость, астенизация.

Для больных со снижением функциональной активности доминантного полушария была характерна достаточно высокая непроизвольная активность при затруднении реализации произвольного поведения. Поведение зависело от ситуации. У большинства детей данной группы отмечались двигательное беспокойство, неусидчивость, отвлекаемость, эмоциональные реакции протеста на принуждение.

Выявлялись признаки недоразвития речевого интеллекта. У 9 больных (56,25 %) фразовая речь была не сформирована. В 2 случаях диагностировался доречевой уровень развития. У 5 детей (31,25 %) отмечалась бедность словарного запаса, ограничение активного словаря. Речевая активность у всех детей была снижена. В 5 случаях (31,25 %) отмечался фонетический дефект. Страдала слухо-речевая память.

Наблюдалась задержка и в формировании двигательных навыков. У 5 детей (31,25 %) отмечалась амимия, дискинезии, моторная заторможенность. Наблюдалась истощаемость по всем параметрам голосовых возможностей. Темп речи был замедлен. Наблюдалась смазанность по всем группам звуков, больше в группе щелевых и сонорных. При этом все дети данной группы достаточно хорошо дифференцировали геометрические формы, удовлетворительно конструировали по образцу. Мышление в целом характеризовалось конкретностью.

У всех детей в неврологическом статусе преобладали признаки повреждения доминантного полушария (правосторонний гемипарез с преобладанием в ноге, чувствительные расстройства, нарушение черепно-мозговой иннервации). Отмечалась недостаточность в вегетативном обеспечении деятельности и снижение вегетативной реактивности, что свидетельствовало о парасимпатической направленности вегетативной регуляции у данной категории детей.

У детей с преимущественным снижением функциональной активности субдоминантного полушария наиболее отчетливо выявлялись нарушения зрительно-пространственных форм деятель ности. Слабо дифференцировались геометрические фигуры, страдал праксис. Дети данной группы плохо конструировали. Страдала мелкая моторика. Большинство больных плохо различали цвета. Наблюдалось снижение памяти в зрительной модальности.

Слухо-речевая память во всех случаях была удовлетворительной. При этом их поведение чаще всего (в 80 %) характеризовалось повышенной двигательной активностью, резкостью движений, импульсивностью.

Эмоциональное поведение отличалось легкой возбудимостью, слабой способностью к сопереживанию, до жестокости к окружающим. Отмечалась агрессивность.

Речевая активность у большинства детей была повышена. Дети проявляли удовлетворительную способность к запоминанию вербальной информации.

В целом, у данной категории обследованных детей отмечалось снижение способности к длительной деятельности, наблюдалась повышенная отвлекаемость.

Неврологически выявлялись признаки преимущественного повреждения правого полушария. Преобладал гемипарез слева, больше в ноге, левосторонние чувствительные расстройства, нарушения черепно-мозговой иннервации, мозжечковой и экстрапирамидной дисфункции. В вегетативном статусе прослеживалась тенденция к симпатической регуляции, с соответствующими изменениями по органам и системам организма.

У 7 детей (53,84 %) с гиперкинетической формой ДЦП отмечался сохранный интеллект, что свидетельствовало об удовлетворительном формировании у них функций обоих полушарий.

Уровень развития функций вербального интеллекта был в пределах нормы, хотя при этом у 3 детей имели место нарушения со стороны экспрессивной речи. Голос был напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе. При достаточной силе и звонкости голоса интонационная окраска речи на отдельных отрезках высказывания приближалась к норме. Хорошо озвученная речь воспринималась как понятная.

При выполнении конструктивных заданий дети с гиперкинетической формой ДЦП внимательно изучали образцы, контролировали свои действия. Темп выполнения заданий был несколько снижен из-за гиперкинетических расстройств произвольной моторики. Внимание и память были сохранны.

Со стороны эмоционально-волевой сферы и особенностей личности имели место эмоциональная неустойчивость, тяжелое переживание наличия физического дефекта, желание своими умственными способностями компенсировать физический дефект.

У оставшихся 6 (46,15 %) детей данной группы выявлялась общая задержка психического развития легкой степени, что свидетельствовало о снижении функциональной активности обоих полушарий.

В развитии мозговых систем этих детей прослеживалась неравномерность, мозаичность. Выявлялось недоразвитие как в речевой, так и в зрительно-пространственной сферах. Произвольная память страдала во всех случаях, механическая – у 3 детей данной подгруппы, слухо-речевая – в 2 случаях, у 3 детей отмечалось снижение памяти в зрительной модальности. У 4 больных из 6 внимание было неустойчивым. У части детей отмечалась трудность его концентрации (2 чел.), замедленность переключения (2 чел.), повышенная отвлекаемость (3 чел.). Во всех случаях наблюдалась быстрая истощаемость внимания.

Речевая активность была снижена у 2 детей, повышена – у 3. Во всех случаях отмечалось расстройство звукопроизношения. У половины детей выявлялась бедность словарного запаса. Фразовая речь была не сформирована только у 1 обследованного ребенка.

Во всех случаях выявлялись зрительно-пространственные расстройства, имея свою особенность у каждого конкретного ребенка. У 4 детей отмечалось затруднение конструирования. В 3 случаях наблюдалась слабость графических навыков. Соотношения в рисунке были нарушены у 4 больных. Во всех случаях страдало тонкое, непосредственное узнавание цвета. Темп деятельности был замедлен у всех больных. В целом отмечалась быстрая истощаемость, снижение инициативы.

В неврологическом статусе данных детей выявлялась двухсторонняя экстрапирамидно-пирамидная недостаточность.

Вегетативная регуляция у всех больных данной группы была неустойчива, с рассогласованностью в вегетативных системах.

При смешанной форме ДЦП в большинстве случаев отмечалось диффузное нарушение психических функций, что указывало на снижение функциональной активности обоих полушарий мозга. У 8 детей (53,33 %) диагностирована олигофрения, в 4 случаях (21,66 %) выявлялась общая задержка психического развития. Лишь у 2 детей данной группы развитие психических функций соответствовало возрастной норме. Однако и в этих случаях страдала экспрессивная речь. Отмечалось нарушение звукопроизношения, напряжение голоса, его прерывистость, изменения по высоте и силе.

У всех детей с нарушением психических функций до уровня олигофрении отмечались выраженные речевые расстройства. У 2 детей из 8 диагностировался доречевой уровень развития. Фразовая речь отсутствовала во всех случаях. У всех детей данной группы графические навыки не были сформированы. Геометрические фигуры не дифференцировались. Во всех случаях были нарушены память, внимание. Цвет, форма, величина предметов плохо дифференцировались. Эмоции у всех детей были слабо дифференцированы.

В развитии мозговых функций у детей с общей задержкой психического развития прослеживалась неравномерность, мозаичность. При этом дефект выявлялся как в речевой, так и в зрительно-пространственной сферах. Речевая активность была снижена у 3 детей, у 1 – повышена. Во всех случаях выявлялась бедность словарного запаса. Фразовая речь не была сформирована у 2 детей. Все дети испытывали затруднения при конструировании, рисовании. Страдало тонкое, непосредственное узнавание цвета. Во всех случаях страдала произвольная память. Внимание было неустойчивым. Отмечалась трудность концентрации, переключения внимания. Эмоции слабо дифференцировались.

В неврологическом статусе выявлялись двухсторонние пирамидные и экстрапирамидные нарушения, координаторные и чувствительные расстройства.

В вегетативной сфере выявлялась рассогласованность регуляции с тенденцией к парасимпатическому обеспечению функций и снижению вегетативной реактивности.

Нейропсихологическое и нейропсихометрическое исследование гностических и интеллектуальных функций у детей с ДЦП, проведенное Мамайчук И. И. (1976), показало их неодинаковые изменения при различных формах заболевания. Менее выраженные изменения психических функций отмечаются при гиперкинетической форме ДЦП. Грубые нарушения вербальных функций, перцептивных процессов, внимания и памяти у данной группы детей с ДЦП не выявляются. Отмечается преимущественное снижение объема слухоречевой памяти, связанного с недоразвитием экспрессивной стороны речи.

У детей со спастической диплегией наблюдается неравномерное развитие памяти, внимания, формирования зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Изменения носят тотальный характер при выраженной спастической диплегии.

zinref.ru