Психические расстройства у ребенка симптомы

Содержание:

Психические расстройства у детей

Психические отклонения, такие как неврозы и неврозоподобные состояния, эпилепсия, шизофрения и аутизм, характерны для любого возраста, включая и детский период развития личности. Основная симптоматика проявляется в характерных признаках и у стариков, и в юношеском возрасте, но имеет свою специфику.

Существуют также психические расстройства, характерные именно в детском возрасте, но распространяющиеся на весь следующий период жизни человека. Такие патологии базируются на определенных нарушениях естественного развития детского организма. Их отличает стойкость проявления без явных колебаний психического состояния и отсутствие значимой динамики проявления симптоматики. С возрастом некоторые симптомы ряда психических расстройств детского возраста могут редуцироваться, некоторые симптомы по характеру и форме проявления склонны изменяться, но полностью не исчезают. Статистические исследования подтверждает, что психические расстройства врачи чаще всего обнаруживают у мальчиков.

Проблема детского аутизма

Так называемый синдром Каннера, или детский аутизм – довольно редкая патология (в среднем около 0,03 %). Заболевание характерно в большей степени для мальчиков (в 4 раза чаще, чем у девочек). Считается, что первые симптомы появляются еще в младенческом возрасте, но диагностировать заболевания по симптомам в таком раннем возрасте нельзя, поскольку все признаки аутизма в этот период – неспецифические. Обычно врачи диагностируют патологию гораздо позже, при формировании социальных контактов (примерно с трех лет).

Динамика и симптоматика заболевания:

  • отсутствие стремления к общению;
  • нарушение эмоционального контакта с окружающими (неспособность к сопереживанию, эмоциональная холодность);
  • проблемы в выражении адекватных эмоций (амбивалентность эмоций);
  • несоответствие используемых жестов, тембра, мимики при выражении своих мыслей и действий по отношению к окружающим;
  • специфические особенности речи – повторы слов и оборотов (эхолалии), неумение грамотного определения местоимений, монотонность речи, ее неактивный характер при вынужденном общении, манерность.
  • В ряде случаев у ребенка не обнаруживаются признаков ухудшения механической памяти, а стремление к упорядочиванию окружающих вещей принимает своеобразные формы. Больные стремятся жить в мире без изменений. У них появляется страх перед любым нарушением стабильности окружающего.

    Патологические проявления аутизма:

  • опасные действия, направленные против себя самого (аутоагрессия) и/или, в ситуации депривации потребностей, – на окружающих (чаще близких) – кусание, щипание, вырывание волос, удары в голову и другие части тела;
  • специфические нарушений поведения со склонностью к повторяющимся стереотипным действиям;
  • приверженностью к определенным маршрутам, одежде и еде, стремлением выкладывать предметы в ряд (стереотипии и ритуалы);
  • умственное развития у большинства больных детей формально ниже возрастной нормы.
  • Причин возникновения патологии включают как факторы наследственной предрасположенности, так и различные вредности внутриутробного развития. По мере взросления ребенка симптоматика заболевания может смягчаться, а поведение в ряде случаев наблюдается улучшение.

    При постановке диагноза необходимо учитывать схожесть проявления аутизма с шизофренией или олигофренией.

    Методика лечения патологии включает в себя специальное обучение и применения некоторых специфических лекарственных препаратов.

    Гиперкинетическое расстройство

    Гиперкинетическое расстройство, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью,– довольно частое нарушение развития у детей с колебанием от 4 до 9 % при соотношении четыре-пять к одному у мальчиков и девочек.

    Характерные проявления патологии:

  • гиперактивность (двигательная и/или вербальная);
  • импульсивность;
  • нарушение внимания;
  • академическая (в том числе школьная) неуспеваемость.
  • Дети с таким заболеванием не могут завершить ни одно начатое дело. Имея нормальные умственные способности, они быстро теряют интерес к поставленным задачам и склонны к потере вещей, к уличным и школьным конфликтам. Не могут сконцентрировать свое внимание на фильме или телевизионной передаче, если требуется активное внимание к полезному, но не развлекательному материалу, задают окружающим бесконечные вопросы, ответы на которые не могут выслушать, периодически ввязываются в выяснения отношений и скандалы, провоцируя сверстников и взрослых.

    К причинам возникновения патологии относятся как генетические факторы предрасположенности к данному расстройству, так и вредности перинатального и раннего натального периодов. Социально-психологические факторы (нарушение детско-родительских отношений) усугубляют течение болезни и служат почвой для развития сопутствующих расстройств пограничного спектра.

    Пик проявления симптомов данного заболевания приходится на возраст 6-8 лет. Гиперактивность, наблюдаемая в дошкольном и младшем возрасте, постепенно исчезает со временем или замещается вербальной. Тогда как нарушение внимания и импульсивность без коррекционных мероприятий (медикаментозных и психосоциальных) остается длительное время и переносится во взрослую жизнь. Таким образом, заболевание требует серьезного и максимально раннего лечения, так как существует опасность формирования асоциального типа поведения.

    Коррекция состояния достигается комплексом медико-психолого-социальных мероприятий с использованием корректоров поведения для снижения гиперактивности и импульсивности, не позволяющих ребенку эффективно развиваться в окружающей среде (детских учреждениях, в школе и дома.) и ноотропной терапии, обеспечивающей развитие функции внимания и потенциальных способностей ребенка в его когнитивном развитии.

    В качестве медикаментозного лечения применяют некоторые психотропные препараты:

    • ноотропы (пирацетам, пантогам и др.);
    • нейролептики (сонапакс, неулептил и др.);
    • антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин и др.);
    • нормотимики (финлепсин, трилептал, ламотриджин и др.).
    • При лечении необходимо учитывать специфику каждого лекарства. Кроме того, среди лечебных мероприятий используются методы физиотерапии и психологической коррекции: БОС-терапия, транскраниальная микрополяризация (ТКДГ), занятия с психологом, семейные, индивидуальные и групповые.

      Задержка психического развития

      Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по происхождению состояния легкой интеллектуальной недостаточ­ности, занимающие промежуточное положение между интеллекту­альной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении.

      К причинам возникновения ЗПР можно отнести биологические факторы — генетические, инфекции, травмы, интоксикации, кото­рые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие органиче­ские повреждения головного мозга; и социальные факторы — недостаточное воспитание, дефицит информации и другие. Однако чаще всего этиология ЗПР имеет мультифакториальный характер со значительным влиянием наследственности, перинатальной патологии и социальных факторов.

    • запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
    • эмоциональная незрелость;
    • неравномерность развития отдельных психических функций;
    • функциональный, обратимый характер нарушений.
    • Чаще всего задержка психо-речевого развития обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям.

      Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению в связи со следующими особенностями:

    • выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания;
    • отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле;
    • низкая познавательная активность;
    • недостаточное развитие тонкой моторики рук;
    • в ряде случаев повышенная двигательная активность;
    • недостаточны или искажены навыки чтения, письма;
    • эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
    • Кроме того, ЗПР нередко могут сопутствовать такие расстройства как моторная и сенсо-моторная алалия, синдром гиперактивности, аутистикоподобные проявления или эпилепсия.

      Такая задержка развития, в отличие от олигофрении, не характеризуется равномерным отставанием в проявлении психических функций. По мере взросления у ребенка улучшается общее состояние, сглаживаются отдельные проявления патологии, но так бывает не всегда. Иногда и во взрослом возрасте нарушения остаются на уровне психического отклонения. Их коррекция требует раннего педагогического вмешательства.

      Некоторые редкие синдромы, характерные для детского возраста

      Синдром ЛандауКлеффнера отличается стойким и выраженным нарушение произношения ребенком слов и предложений, а также понимания их с последующей утратой речи. Особенностью такой патологии медики считают:

      >

    • развитие расстройства речи после нормального развития в возрасте от трех до семи лет;
    • возникновение эпилептических приступов;
    • эпилептическая активность с высоким индексом, в большинстве случаев обнаруживаемая во время сна.
    • Во всех случаях требуется медикаментозное лечение.

      Синдром Ретта – генетическое заболевание, которое характерно только для девочек, когда постепенно утрачиваются мануальные навыки и речь. Отмечается задержка роста головы, проявление энуреза, энкопреза и приступов одышки, а в некоторых случаях даже эпилептические припадки. Патология проявляется в первый-второй год после рождения во всех случаях на фоне предшествующего развитию симптомов заболевания нормального развития ребенка. В дальнейшем к симптоматике присоединяются признаки атаксии, сколиоза и кифосколиоза. Характерны стадии заболевания, одна из которых – аутистическая, клинически по симптомамам напоминает проявления, наблюдаемые у детей с детским аутизмом. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.

      Проблема расстройства физиологических функций в детском возрасте

      Медики указывают на необходимость выделения энуреза, энкопреза, употребления несъедобного, в качестве самостоятельных расстройств. Часто можно наблюдать различие в проявлении патологий в разных возрастных периодах и наличие нескольких расстройств одновременно.

      Заболевание характерно для 11–13 % мальчиков и 5–7 % девочек. Расстройство определяется обычно у детей от 4 лет. Патология для взрослых людей не является типичной. К половой зрелости признаки энуреза обнаруживают очень редко.

      Исследования в этой области довольно противоречивы и отмечают роль наследственного фактора в возникновении расстройства.

      Ученые выделяют первичную (дизонтогенетическую) форму энуреза с проявлением патологии ритма мочеиспускания еще в младенческом возрасте (иначе называемый энурезом неорганической природы), и вторичную (невротическую) с развитием расстройства на фоне определенной психической травмы, то есть функциональный, или психогенный, энурез.

      Острота эмоционального восприятия расстройства и дополнительные факторы, обусловленные психологическими свойствами травмы, значительно усиливают симптоматику, тормозя процесс выздоровления. Функциональный энурез имеет благоприятную динамику в виде исчезновения симптоматики при коррекции основного заболевания.

      При первичном энурезе наблюдается минимальная рассеянная неврологическая симптоматика, иногда с проявлением парциального психического инфантилизма. Ребенок к своей болезни относится спокойно, а периодичность проявления расстройства не зависит от психологического напряжения.

      Для лечения энуреза используют психологические методы воздействия. Рекомендуется значительно сокращать перед сном, потребление воды соленых и сладких продуктов. В качестве лекарственных препаратов больным назначают физиотерапевтические процедуры, специфические препараты для лечения энуреза (дриптан), ноотропные препараты, антидепрессанты (например, амитриптилин).

      Неврозоподобные расстройства, тики и болезнь Туретта

      Распространенная патология с преходящим состоянием расстройства у 4 % детей и стойким у 1 % детей. Встречается чаще всего у мальчиков в пропорции 10 к 1.

      Возникновение заикания обычно происходит при нормальном общем психическом развитии в возрасте около пяти лет. В 16% случаев наблюдается наследственная предрасположенность.

      Выделяют два типа патологии:

    • Невротическая с психогенным началом, причиной которого является испуг и тяжелая психологическая обстановка в семье, школе, в социуме (логоневроз).
    • Неврозоподобная, органически обусловленная (дизонтогенетическая) с более благоприятным исходом после пубертатного периода у большинства детей.
    • На невротическое заикание влияют, прежде всего, психотравмирующие события с наложением личностных особенностей ребенка: преобладание тревожно-мнительных черт характера.

      При заикании не редки проявления:

    • нарушение сна;
    • колебание настроение в сторону незначительного снижения;
    • раздражительность и утомляемость;
    • боязнь публичных выступлений и общения с окружающими (социофобия);
    • нарушение речи (дизартрия).
    • С увеличением длительности расстройства возрастает риск патологического развития личности, особенно при нарастании астенических проявлений и снижении социальной активности.

      Неврозоподобный тип расстройства имеет тенденцию к развитию независимо от психогенных факторов и неблагоприятного социального окружения. Наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика и патологические изменения в ЭЭГ.

      Течение заболевания – может иметь постоянный характер, волнообразный (с периодическим усилением и ослаблением симптоматики без полного исчезновения) и рецидивирующий (с периодическим и временным полным исчезновением зхаикания и спонтанным возвращением патологических феноменов расстройства). Усиление симптомов может связано с рядом факторов:

      Лечением заикания у детей осуществляется совместной работой логопедов, психологом, психотерапевтов, неврологов и психиатров. Вне зависимости от типа патологии (невротический или неврозоподобный) используются методы индивидуальной (релаксирующей), семейной психотерапии, аутотренинги и групповые психокоррекционные занятий, медикаментозная терапия.

      Тикозные расстройства

      Тикозные расстройства представляются собой разнообразные по характеру, симптоматике, динамике и прогнозу состояния, встречающееся чаще у мальчиков, чем у девочек (5 % и 3 % соответственно) возрастной группы 3 лет и старше. Заболевание не отличается прогрессированием и обычно по достижению половой зрелости исчезает само собой.

      Различают разные проявления тикозных расстройств:

    • простые двигательные тики (изолированные, непроизвольные, повторяющиеся моторные движения в виде мигания, дергание шеи, носом, подергивание плечами);
    • простые вокальные тики (покашливание, шипение, фырканье);
    • сложный, или распространяющийся тик (сочетание разных простых двигательных тиков – подпрыгивание в сочетании с мигательными тиками или подергивание плечами и другие);
    • сложные вокальные тики (стереотипное, непроизвольное повторение слов, звуков, ругательств).
    • В ряде случае наблюдается развитие заболевания. От меняющихся со временем разнообразных простых тиков до появления сложных моторных (распространяющийся тик) с присоединением вокальных тиков к сложным моторным (генерализованный тик) и развитием синдрома Туретта, когда наблюдается присоединение психопатологических феноменов (агрессия, физическая и вербальная, аутоагрессия, снижение настроения вплоть до возникновение депрессии).

      Считается, что у детей существует определенная связь между тиками и навязчивым состоянием, поэтому необходимо дифференцировать заболевание от двигательных нарушений иного типа, которые являются симптомами тяжелых форм нервных болезней.

      Отличительной особенностью тиков, в отличие от гиперкинеза, является способность пациента справиться с ними при помощи волевого усилия, которые он воспринимает, как негативную привычку.

      Синдром Жиля де ля Туретта

      Болезнь Туретта (может использоваться термин — синдром Жиля де ля Туретта) названа в честь французского учёного, впервые описавшего 9 пациентов страдавших этим недугом. Жорж Жиль де ля Туретт представлял заболевание больше психическим нежели неврологическим.

      Для постановки диагноза мало сочетания распространенных двигательных тиков с вокальными, необходимы сопровождающие их психические нарушения, например:

    • эмоциональные (раздражительность, эпизода снижения настроения);
    • копролалия в виде выкрикивания неприличных слов, нередко импульсивное стремление сказать неприятное;
    • импульсивное, навязчивое, трудно преодолимое желание сделать больно даже любимому человеку;
    • аутоагрессия, часто с выраженными повреждениями тела.
    • Причиной заболевания считается наследственный фактор, особенно у однояйцевых близнецов (около 80 %).

    • применение нейролептиков;
    • назначение антидепрессантов;
    • психотерапия.
    • В настоящее время основным методом лечения является медикаментозная терапия. Однако различные виды психотерапевтической поддержки способствуют укреплению достигнутых состояний ремиссии.

      Психотические заболевания в детском возрасте их динамика

      Психотические расстройства у детей имеют свою специфику. Рассмотрим ее подробно.

      Это полиморфное психическое расстройство, характеризующееся нарушением мышления, поведения, восприятия окружающего мира, а также эмоциональными расстройствами. Как правило, детский тип шизофрении наблюдается в младшем школьном и подростковом возрасте.

      Признаки шизофрении у детей:

    • снижение функционирования (у детей снижается имевшаяся до болезни активность, появляется равнодушие (апатия) к тем видам деятельности, которые ранее вызывали интерес (игрушки, игры, приготовление уроков и т.д.);
    • у ребенка нарушается внимание, способность к суждениям и пониманию;
    • появляются нарушения поведения, негативизм, агрессивность;
    • галлюцинации (в особенности слуховые — голоса).
    • Но чаще всего ребенок не скажет о том, что переживает галлюцинации. Диагноз ставится по клиническому наблюдению и оценке психического статуса ребенка в условиях стационара.

      Нередко приходится проводить дифференциальную диагностику шизофрении с поведенческими нарушениями в рамках умственной отсталости, с психическими нарушениями на резидуально-органическом фоне, ведь в случае смены диагноза меняется и тактика лечения и, соответственно, прогноз.

      Симптоматика не отличается сложностью, наоборот, она сводится до простой и стереотипной картины поведенческих шаблонов. Дети играют и живут по монотонной схеме с определенным набором вещей вместо игрушек:

    • шнурки, обувь:
    • предметы из быта;
    • проволока;
    • кухонные ножи приспособления и т д.
    • У детей заметно отсутствие интересов, характерных для их возраста, или эти интересы очень примитивны.

      У детей с такой симптоматикой отмечается значительное отставание психического развития с признаками олигофрении. Но врачи указывают и на обратный эффект – у некоторых заболевших детей отмечают ускоренное развитие. Они быстро учатся читать, запоминают многоформатные стихи и тексты, поражают окружающих своей развитостью по сравнению с другими детишками этого возраста. Дети проявляют нездоровый интерес к книгам для взрослых, их рассуждения вызывают иногда у взрослых шок. Другими словами, мы наблюдаем необычное и преждевременное развитие интеллекта.

      Шизофрения в раннем возрасте обычно связана с симптоматикой дисморфоманического синдрома и деперсонализацией. Очень важно в этот период дифференцировать заболевание от невроза, так как симптоматика прогрессирует очень незначительно, а галлюцинации и бред еще не сформировались. При этом течение заболевания не зависит от наличия стрессов и конфликтов. Можно только отметить развитие страхов, навязчивых состояний, ритуальных действ и сенестопатии.

      Первые признаки такого психоза наблюдаются в дошкольном и младгем школьном возрасте. Дети жалуются взрослым на состояние тоски и наличие нерациональных страхов, но чаще всего депрессия имеет характер соматовегетативного расстройства с нарушением сна, аппетита, с периодическими запорами.

      О депрессии свидетельствуют:

    • вялость движений и речи;
    • медлительность во всем;
    • необычные и болезненные телесные ощущения;
    • проявления капризного характера;
    • плаксивость;
    • нежелание играть с другими детьми;
    • чувство своей незначительности.
    • Ввиду незрелости психики у детей картина заболевания не отличается ясностью и схематичностью проявления невроза, указывая на небольшой перечень симптомов, как следствие проявления невротической реакции на испуг, конкретный запрет и т. д.

      Определить с высокой точностью в детском возрасте такие заболевание психики, как неврастению или истерию невозможно. Это связано с тем, что чем раньше проявляется у ребенка психическое отклонение, тем монотоннее его динамика.

      Наиболее часто различные детские неврозы проявляются в виде страхов и тревоги. Это чаще всего:

    • боязнь некоторых рептилий и животных;
    • страх перед страшными персонажами сказок, фильмов и мультфильмов;
    • боязнь темного пространства;
    • страх перед одиночеством и разлукой с близкими людьми;
    • тревога перед предстоящей учебой, экзаменами, соревнованиями;
    • ипохондрия, страх смерти.
    • На возникновение фобий у детей значительно влияет тип характера. Расстройства намного чаще возникают при наличии тревожно-мнительной организации психики, при чрезмерной впечатлительности, у боязливых детей с большой степенью внушаемости.

      Профилактика расстройств

      Необходимо проводить профилактику заболевания путем серьезной работы с родителями, которые часто усугубляют патологию необоснованными и тревожными опасениями за его судьбу.

      Детские фобии отличаются от взрослых неясностью психических процессов, отсутствием чуждости и болезненности явлений. Дети не предпринимают попытки избавиться от своих страхов. У них не отмечается еще навязчивость мышления, настойчивость определенных воспоминаний или необходимость счета. Если признаки навязчивых состояний становятся заметными, особенно если они сопровождаются ритуалами и замкнутым поведением, необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения у пациента расстройств психотического спектра.

      www.bekhterev.ru

      11 признаков психического заболевания у детей

      Чтобы помочь детям, у которых не было диагностировано психического нарушения, исследователи обнародовали перечень 11-ти настораживающих, легко распознаваемых признаков, которые могут быть использованы родителями и другими людьми.

      Этот список призван помочь восполнить пробел между числом детей, страдающих от психических заболеваний, и тех, кто на самом деле проходят лечение.

      Исследования показали, что трое из четырех детей с нарушениями психического здоровья, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью, пищевые нарушения и биполярное расстройство, остаются незамеченными и не получают надлежащего лечения.

      Родители, которые заметили любые из предупреждающих признаков, должны обратиться к педиатру или специалисту по психическим расстройствам для психиатрической оценки. Исследователи надеются, что предложенный перечень симптомов поможет родителям отличить нормальное поведение от признаков психического заболевания.

      «Многие люди не могут быть уверенны в том, есть ли у их ребенка какая-то проблема,»- утверждает Д-р Питер С. Дженсен (Dr. Peter S. Jensen), профессор психиатрии. «Если у человека есть ответ «да» или «нет», то ему легче принять решение

      Определение психического нарушения в юности также позволит детям получить лечение раньше, что сделает его более эффективным. У некоторых детей может проходить до 10 лет от того времени, когда появились симптомы, и момента, когда они начинают получать лечение.

      Чтобы составить список, комитет рассмотрел исследования, посвященные психическим расстройствам, в которых приняло участие более 6000 детей.

      Вот 11 предупреждающих признаков психических расстройств:

      1. Чувство глубокой печали или замкнутости, которое продолжается больше 2-3 недель.

      2. Серьезные попытки навредить или убить себя, или планы сделать это.

      3. Внезапный, всепоглощающий страх без причины, иногда сопровождающийся сильным сердцебиением и быстрым дыханием.

      4. Участие во множестве драк, включая применение оружия, или желание кому-то навредить.

      5. Жестокое, бесконтрольное поведение, которое может причинить вред себе или другим.

      6. Отказ от еды, выбрасывание еды или использование слабительных средств, чтобы похудеть.

      7. Сильные тревоги и страхи, которые мешают обычной активности.

      8. Сильные трудности с концентрацией или неспособность усидеть на месте, что причиняет вам физическую опасность или становится причиной неуспеваемости.

      9. Многократное использование наркотиков и алкоголя.

      10. Сильные перепады настроения, которые ведут к проблемам в отношениях.

      11. Резкие перемены в поведении или личности

      Эти признаки не являются диагнозом, и для точного диагноза родителям стоит обратиться к специалисту. К тому же исследователи объяснили, что эти признаки не обязательно проявляются у детей с психическими расстройствами.

      www.infoniac.ru

      Психические заболевания у детей

      Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

      Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

      Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

      Как определить?

      Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

      Тест «11 признаков»

      1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
      2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
      3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
      4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
      5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
      6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
      7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
      8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
      9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
      10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
      11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


      Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

      Умственная отсталость

      Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

      Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

    • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
    • замедляется, сужается восприятие;
    • возникают трудности с активным вниманием;
    • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
    • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
    • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
    • отсутствуют устойчивые мотивации;
    • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
    • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
    • Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

    • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
    • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
    • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
    • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
    • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
    • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
    • Можно ли вылечить?

      Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

      Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

      Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

      Задержка психического развития

      При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

      Психический инфантилизм

      Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

      Каков прогноз?

      Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

      Чем помочь ребенку?

      Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

      Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

      Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

      Синдром дефицита внимания

      Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

      СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

    • чрезмерная возбудимость;
    • неусидчивость;
    • ребенок легко отвлекается;
    • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
    • не способен следовать инструкциям;
    • внимание рассеянно;
    • легко перескакивает с одного дела на другое;
    • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
    • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
    • не умеет слушать;
    • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.
    • Почему развивается СДВ?

      Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

    • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
    • во время родов была мозговая травма;
    • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.
    • Последствия

      Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

      Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

      Виды лечения

      Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

    • витаминотерапия и антидепрессанты;
    • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
    • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
    • специальная укрепляющая диета.
    • Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

      Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

      Как проявляется?

      У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

      Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

      У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.

      Причины развития

      Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

      Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

      Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

      Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

    • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
    • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
    • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
    • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
    • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.
    • Шизофрения

      При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

      Клинические признаки

      У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

    • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
    • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
    • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
    • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.
    • Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

    • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
    • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
    • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
    • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
    • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.


    Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.
  • Лечение препаратами

    Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

    В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

    Инвалидность

    Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.
  • Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

    Симптомы приступа

    Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

    После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

    Неотложная помощь

    Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

    В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

    Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

    При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой. В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

    Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

    Как формируются

    Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

    На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.
  • Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

    Расстройства пищевого поведения

    Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

    Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

    Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

    Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

    Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

    Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
    По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

    Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

    Профилактика

    В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

    Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

    lecheniedetej.ru