Психические заболевания аутизм

Аутизм связали с десятью заболеваниями

Американская правозащитная организация Autism Speak выпустила первый ежегодный доклад о связи аутизма и различных заболеваний.

Из-за широкого диапазона проявлений, в зависимости от классификации, нарушения, связанные с аутизмом, объединяются в расстройство аутистического спектра, РАС, (DSM-V) или общее расстройство развития (МКБ-10). К основным симптомам РАС относят трудности при установлении и поддержании социальных контактов, а также стереотипии и крайне ограниченный круг интересов. При этом помимо ухудшения качества жизни аутизм нередко сопровождают другие психические и физические болезни, например депрессия, эпилепсия и дефекты работы желудочно-кишечного тракта. Предполагается, что они служат фактором риска ранней смерти: средняя продолжительность жизни пациентов с аутизмом вдвое ниже, чем в популяции, — около 36 лет против 72 лет.

В новом докладе Autism Speak представила обзор последних исследований о связи РАС с десятью аномалиями развития: эпилепсией, желудочно-кишечным расстройством, нарушениями сна и пищевого поведения, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессией, тревожностью, шизофренией и биполярным аффективным расстройством (БАР). Согласно документу, эпилепсией страдают 20–33 процента пациентов с аутизмом (часто на фоне умственной отсталости), в 7–30 процентах случаев она приводит к смерти. Поскольку пациенты с РАС могут испытывать трудности с осознанием и описанием симптомов, диагностика эпилепсии может осложняться. К возможным проявлениям заболевания ученые относят проговаривание необъяснимых «трансовых» фраз, судороги и тики.

Характерное для пациентов с РАС отвращение к туалетам и определенным типам пищи также связывается с распространенностью среди них заболеваний желудочно-кишечного тракта: они встречаются у таких детей в восемь раз чаще, чем у здоровых. Так, среди факторов риска запоров, которые могут осложняться выпадением прямой кишки, выделяются антипсихотики и безглютеновая диета, в частности дефицит клетчатки. Между тем в 2016 году американские ученые показали, что исключение из рациона продуктов, содержащих глютен (злаки) и казеин (молоко), может незначительно ослабить симптомы аутизма у некоторых пациентов. Положительный эффект на показатель способны оказывать пробиотики в составе, например, кефира — на это указывают эксперименты на мышах.

Также пациентам с аутизмом свойственны нарушения сна — трудности засыпания, ранний подъем, частые продолжительные пробуждения ночью, — которые наблюдаются по меньшей мере у половины из них. Причем обычные факторы риска, ассоциирующиеся с подобными расстройствами, не объясняют состояния при РАС. Известно, что геном пациентов содержит мутации в локусах, участвующих в работе циркадных ритмов, а фаза быстрых движений глаз в их случае сокращается с 23 до 15 процентов от времени сна. Ранее невролог из Университета Вандербильта Бет Малоу (Beth Malow) разработала рекомендации для улучшения качества сна детей с аутизмом: они подчеркивают важность физических упражнений днем и прогулки на открытом воздухе с успокаивающей вечерней программой.

Коморбидность одного или двух других психических заболеваний составляет при аутизме 54–70 процентов. Так, у трети пациентов наблюдаются шизофрения, БАР и тревожные расстройства, СДВГ и депрессия затрагивают 30–61 и 7–26 процентов из них соответственно. Примечательно, что до 2013 года американская классификация DSM не предполагала возможности параллельного диагностирования РАС и СДВГ у одного человека, что противоречило многим исследованиям. Сравнительно высокую эффективность при работе с этими расстройствами показала адаптированная для пациентов с аутизмом когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с медикаментозной терапией. Однако авторы подчеркивают, что решающую роль в этом случае играет степень персонализации лечения.

Доклад опубликован на сайте Autism Speak.

Ранее американские исследователи выяснили, что подростки с РАС значительно чаще обращаются за экстренной медицинской помощью, чем здоровые ровесники, а с 2005 по 2013 годы этот показатель вырос с трех до 16 процентов.

naked-science.ru

Особые переводы

Психическое здоровье и аутизм

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.autism.org.uk/about/health/mental-health.aspx
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Не смотря на то что психические заболевания весьма распространены среди людей в спектре, ментальное здоровье аутистов часто остается без внимания. В этой статье мы поговорим о ментальных проблемах, таких как депрессия, обсессивно-компульсивное и тревожное расстройство.

Тревожное расстройство

Весьма распространенное среди людей в спектре. Если в среднем в популяции количество людей с тревожными расстройствами составляет около 15%, то среди людей с РАС повышенной тревожностью хотя бы единожды страдало около 40%. Естественно, высокий уровень тревоги приводит к снижению настроения и депрессии — одна из причин, по которой депрессия часто сопровождается тревожным расстройством.

Считается, что за то, что среди людей с РАС широко распространены тревожные расстройства, отвечает сразу несколько факторов. Среди них можно выделить биологические отличия в структуре и работе мозга, отсутствие или недостаточное количество позитивного социального опыта ( приводящее к снижению самооценки и склонности преувеличивать невзгоды), неспособность быстро адаптироваться и адекватно реагировать в ситуации стресса.

Многим людям с аутизмом трудно описать, что с ними происходит, однако резкие скачки настроения могут говорить о том, что человек страдает от тревожного расстройства, даже если он не демонстрирует привычных симптомов.

Лечение трвожных расстройств

В большинстве случаев, независимо от того, есть ли у вас аутизм, или нет, вы учитесь справляться с трудными ситуациями, просто выжидаете и в большинстве случаев приходите к выводу что ситуация, которая казалась такой травматичной, не несет вам прямой угрозы.

Однако, если у вас тревожное расстройство, в трудной ситуации вы не сможете просто сидеть и ждать, вы попытаетесь как можно скорее прекратить неприятный опыт или избежать тревожащей ситуации, и чес чаще это будет происходить, тем чаще вас будет охватывать страх, что сложная ситуация повторится, и тем быстрее вы будете стараться ее избежать. Иными словами, при тревожном расстройстве тревога подкрепляет сама себя. Этот порочный круг необходимо разорвать. Для этого, наряду с медикаментозным лечением, может быть полезна когнитивно-поведенческая терапия.

В процессе вмешательства строятся продуктивные отношения с терапевтом, отрабатываются необходимые навыки, и вместе со специалистом пациент постепенно, шаг за шагом, учится справляться со сложными ситуациями ( в том числе и с теми, которые вызывают у него повышенный страх и тревогу). Поступательное движение, при котором пациент подвергается воздействию неприятного стимула в той мере, в которой он может его выносить, приводит к тому что не только разум, но и тело приспосабливается к трудным ситуациям и начинает понимать, что они не несут прямой угрозы, что приводит к значительному снижению чувства тревоги. Такой подход часто бывает весьма эффективен. По ссылке вы найдете информацию о наиболее распространенных тревожных расстройствах.

Обсессивно-компульсивное расстройство ( ОКР)

ОКР — это вариант тревожного расстройства. Если кто-то страдает от ОКР, это означает что он раз за разом совершает повторяющиеся действия или прокручивает в голове навязчивые мысли, которые его расстраивают. ОКР встречается у 2-3% людей без аутизма, и значительно шире распространен у людей с РАС.

Считается что наши гены и психологическая предрасположенность повышают риск развития ОКР, которому могут быть подвержены целые семьи. ОКР — пренеприятное, изнуряющее расстройство, осложняющее повседневную жизнь как самого больного, так и его близких. Но его можно лечить.

У ОКР есть да основных элемента, обсессии( мысли) и компульсии (поведение). ОКР могут не заметить у человека с РАС, приняв его за повторяющееся поведение. Однако симптомы ОКР значительно отличаются от обычного повторяющегося поведения. Если вы считаете, что страдаете ОКР, сообщите об этом вашему терапевту. Специалист поможет вам составить план действий и направит вас к тем, кто поможет вычислить, в какой степени ваши проблемы вызваны ОКР (если это так), а в какой аутизмом. Хотя информация об ОКР распространяется все шире, внимание этому расстройству уделяют все еще недостаточно, и следовательно люди не получают адекватной помощи. Если у вас аутизм и вы подозреваете наличие ОКР, будет лучше обратиться за поддержкой в группу, в которой помогают людям в спектре, страдающим ОКР.

Лечение ОКР
Для ОКР рекомендуют два основных направления лечения: Когнитивно-поведенческая терапия и медикаментозное лечения. КПТ дает вам шанс изменить сценарий своего мышления и действий. Поскольку этот вид психотерапии исследован наиболее широко, есть данный, говорящие о том что КПТ эффективна при лечении ОКР и тревожных расстройств у людей в спектре.

Медикаментозная поддержка может использоваться как сама по себе, так и в компбинации с КПТ. Препараты, которые обычно прописывают при ОКР, относятся к группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Сюда входят такие вещества как флуоксетин (прозак) и пароксетин. В некоторых случаях препараты могут дать побочные эффекты, поэтому следует начинать с низких доз, и повышать постепенно (если нужно) под контролем лечащего врача. Информация о самом заболевании и формирование нужных социальных навыков также вносят свой вкладв копилку способов борьбы с проявлениями ОКР у людей с аутизмом.

Депрессия

Каждому из нас было в этой жизни грустно, но если грусть переходит в тоску, которая сопровождает вас день за днем, это может говорить о течении депрессии, и нет разницы, идет речь о человеке с аутизмом, или без. Депрессии может быть подвержен каждый. В среднем около 20% людей переживало по крайней мере один депрессивный эпизод, но среди людей с РАС эти показатели еще выше. Симптомы депрессии могут проявляться по разному и степень их выраженности зависит от тяжести депрессивного расстройства.

Людям в спектре, страдающим от депрессии, может быть особенно трудно обратиться за помощью, поскольку возможные перемены вызывают у них недоверие и провоцируют чувство тревоги. Они боятся что встретят непоимание, столкнутся с обвинениями или не смогут описать, что их так беспокоит. Тревога в сочетании с депрессией делает человека еще более замкнутым, раздражительным и отстраненным. Всем людям в депрессии бывает трудно поделиться своими чувствами, но людям с РАС будет недегко даже просто подобрать слова, чтобы обозначить то, что они чувствуют, а тем более описать предполагаемые симптомы и поводы для тревоги.

Лечение депрессии

В борьбе с депрессией может помочь психолог, или врач,в зависимости от состояния пациента.

Первый шаг состоит в том, чтобы человек с аутизмом нашел в себе силы рассказать о своем состоянии кому-то, кому он доверяет. Некоторым людям показано обращение в специальную службу, где они смогут получить поддержку психолога, имеющего опыт работы с людьми с РАС, и решить ряд сопутствующих проблем.

Тревожное расстройство, ОКР и депрессия — лишь часть заболеваний, которые могут возникнуть у людей в спектре. За дополнительной информацией обращайтесь по ссылкам в конце статьи.

specialtranslations.ru

АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)

Исторический аспект.

Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.

Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.

По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Лечение и исход заболевания.

Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

www.krugosvet.ru

Атипичный аутизм. Причины развития у детей

Атипичный аутизм – это патология в развитии мозга, проявляющаяся общим нарушением развития. Она характеризуется неполноценным формированием личности человека, ограниченностью интересов, социальных контактов и цикличностью действий. В отличие от похожего по симптоматике детского аутизма, проявляется в более позднем возрасте и может не иметь всех диагностических критериев. Заболевание чаще всего встречается у пациентов с выраженной умственной отсталостью и тяжелым расстройством в развитии речевого аппарата.

Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

  1. 1. С умственной отсталостью.
  2. 2. Без нее.

Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других — ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение — характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

Характерные симптомы аутизма:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • отсутствие потребности в социальных контактах;
  • непонимание причин поведения других людей;
  • трудность в изучении новых слов;
  • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
  • равнодушие к людям, происходящим событиям;
  • неумение выражать свои чувства и эмоции;
  • необходимость совершения ритуальных действий;
  • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.
  • neurofob.com

    Расстройства аутистического спектра (РАС)

    Основные факты

    • 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра (РАС).
    • Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве, но, как правило, сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.
    • Хотя некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
    • С помощью таких психосоциальных мероприятий, опирающихся на фактические данные, как поведенческая терапия можно ослабить затруднения в коммуникации и социальном поведении, что положительно сказывается на благополучии и качестве жизни.
    • Меры помощи лицам с РАС должны сопровождаться более широкими мероприятиями с целью придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.
    • Во всем мире лица с РАС часто подвергаются стигме, дискриминации и нарушению прав человека, а их доступ к услугам и поддержке является недостаточным.

    Расстройства аутистического спектра проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются определенным нарушением социального поведения, коммуникации и вербальных способностей и сужением интересов и деятельности, которые одновременно специфичны для индивидуума и часто повторяются.

    Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве, однако сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 5 лет жизни.

    В настоящее время эти состояния относят к категории первазивных расстройств развития в рамках более широкой категории психических и поведенческих нарушений, указанных в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й выпуск). Расстройства аутистического спектра — это собирательный термин, охватывающий такие нарушения, как детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

    Интеллектуальный уровень крайне варьируется: от тяжелого повреждения до высоких когнитивных способностей.

    РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.

    Эпидемиология

    По оценкам, 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Эта оценка является усредненной цифрой, и сообщаемая распространенность значительно варьируется между исследованиями. Однако в некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно бóльшие цифры. О распространенности РАС в странах с низким и средним уровнем дохода на сегодняшний день неизвестно.

    Судя по эпидемиологическим исследованиям, проведенным за последние 50 лет, распространенность РАС по-видимому возрастает во всем мире. Существует много возможных объяснений этого очевидного роста распространенности, включая возросшую информированность, расширение диагностических критериев, совершенствование средств диагностики и отчетности.

    Согласно имеющимся научным данным, вероятно существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в трм числе факторы окружающей среды и генетики.

    Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинной связи, имели методические недоработки.

    Точно так же не существует и фактов о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Напротив, обзоры фактических данных на предмет потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия в инактивированной вакцине и риском расстройств аутистического спектра убедительно указывают на отсутствие всякого риска.

    Оценка и ведение пациентов

    Для содействия оптимальному развитию и благополучию лиц с РАС важно принимать меры в раннем детстве. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям.

    После выявления детей с РАС важно обеспечить для них и их семей информацию, услуги, направления к специалистам и практическую поддержку с учетом их индивидуальных потребностей. Лечения от расстройств аутистического спектра не существует. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.

    Потребности лиц с РАС в медицинской помощи являются сложными и требуют комплекса интегрированных услуг, включая содействие укреплению здоровья, оказание помощи, реабилитационные услуги и сотрудничество с такими другими секторами, как система образование, сфера занятости и социальный сектор.

    Меры воздействия на лиц с РАС и другими нарушениями развития должны сопровождаться более широкими мероприятиями с целью придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

    Социальные и экономические последствия

    Расстройства аутистического спектра могут существенно ограничить способность человека осуществлять повседневную деятельность и участвовать в жизни общества. РАС часто негативно влияют на образовательные и социальные достижения человека, а также возможности найти работу.

    Хотя некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.

    РАС часто порождают значительное эмоциональное и экономическое бремя для лиц с РАС и их семей. Уход за детьми с тяжелыми проявлениями этих нарушений может быть обременительным, особенно в условиях, когда услуги и поддержка являются недостаточными.

    Права человека

    Лица с РАС часто подергаются стигме и дискриминации, в том числе несправедливо обделены вниманием в сфере медицинского обслуживания, образования, в возможностях участвовать в жизни их местных сообществ.

    У лиц с РАС возникают те же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, у них могут существовать конкретные потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы в отношении возникновения хронических неинфекционных нарушений из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильные привычки в питании, и подвергаются большему риску насилия, травматизма и плохого обращения.

    Лицам с РАС необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, как и остальному населению, в том числе услуги по улучшению состояния здоровья и профилактике, а также лечение острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом, лица с РАС имеют более высокие показатели неудовлетворенных медицинских потребностей. Они более уязвимы во время гуманитарных чрезвычайных ситуаций.

    Общим препятствием являются недостаточные познания поставщиков медицинского обслуживания о РАС и заблуждения.

    Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра (WHA67.8)

    В мае 2014 года 67-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержали 60 стран.

    Резолюция призывает ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.

    Деятельность ВОЗ

    ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра. Усилия сосредоточены на том, чтобы:

  • содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
  • обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
  • способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.
  • (2) Lancet retracts Wakefield’s MMR paper
    Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010. (accessed 27 January 2016).

    www.who.int