Психическое недоразвитие умственная отсталость

В дефектологии термином «умственная отсталость» означается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

В международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) предполагаются общие ориентиры для оценки степеней умственной отсталости:

♦ легкая (коэффициент интеллекта от 50 до 69);

♦ средняя (коэффициент интеллекта от 35 до 49);

♦ тяжелая (коэффициент интеллекта от 20 до 34);

♦ глубокая (коэффициент интеллекта ниже 20).

Однако, как справедливо замечает В. В. Лебединский, для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно — необходим еще качественный анализ дефекта.

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении, на основании тестов интеллекта (IQ=70 и ниже), традиционно подразделяются на три степени: идиотия (20 и ниже), имбецильность (35 — 50) и дебильность (50 — 70).

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У таких детей почти отсутствует речь, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить начинают поздно, движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.

Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста они переходят в специальные дома- интернаты для инвалидов.

www.profile-edu.ru

Классификации, признаки, степени и диагностика олигофрении

Болезни развития, которые связаны с различными нарушениями развития мозга, среди расстройств психики занимают отдельное место. Все эти болезни объединены одним общим понятием — олигофрения. Современные дефектологи называют этим термином все виды умственного слабоумия, демонстрирующие нарушения нормального развития, если они возникают до восемнадцатилетнего возраста.

Умственная отсталость (психическое недоразвитие)

Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции. Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие».

Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие. Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта. Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.

Таким образом, олигофрения любой степени являет собой состояние неполного либо задержанного психического развития, вследствие чего страдает уровень общего интеллекта. Это состояние проявляется при созревании, отличается нарушением умственных, социальных, психомоторных и речевых способностей. Олигофрения может развиваться как вместе с каким-то соматическим либо психическим расстройством, так и самостоятельно.

Олигофрения существенно отличается от приобретённого слабоумия взрослых людей, возникающего вследствие органических заболеваний мозга. Так, при слабоумии, возникающем у взрослых людей, происходит распад всех имеющихся свойств психики, а при заболевании олигофренией эти свойства просто не развиваются изначально.

Характерные симптомами являются общее недоразвитие психики, обязательно затрагивающее интеллект, моторику, эмоционально-волевую сферу, речь, а также саму личность. Помимо низкого уровня интеллекта, олигофрения указывает на недоразвитость абстрактного и понятийного мышления, а также восприятия, памяти и внимания. Олигофрены не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство. Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам, что указывает на несформированность общих представлений о понятиях и предметах, ограниченность словарного запаса, отсутствие эрудиции. Таким образом, одним из основных симптомов олигофрении является наличие только конкретного мышления при полном или частичном отсутствии абстрактного (это зависит от степени заболевания).

Для того чтобы определить к какой степени интеллектуальной недостаточности относится больной, сегодня широко используется шкала IQ (коэффициент интеллекта). Если средний IQ обычного человека составляет 100 баллов, то его границы при олигофрении колеблются в пределах от 0 до 70 баллов, в зависимости от её степени:

  • при дебильности — 51-70 баллов;
  • при имбецильности — 21-51 балл;
  • при идиотии — 0-20 баллов.
  • Несмотря на то, что уровень IQ при олигофрении обычно остаётся неизменным, вовремя начатая коррекция дебильности может привести к неплохим результатам. Так, дебил вполне в состоянии нормально адаптироваться в обществе, выполнять несложную работу, самостоятельно обслуживать себя. К сожалению, такие степени заболевания, как имбецильность и идиотия практически не поддаются коррекции. Во многом степени проявления болезни зависят от причин её развития.

    Однозначно причины возникновения олигофрении невозможно определить в 30-40 процентах случаев. Современные исследователи считают, что олигофрения чаще всего возникает вследствие воздействия одной из трёх групп факторов:

    • Эндогенный (внутренний) фактор. Разные хромосомные патологии, наследственные синдромы, генетические метаболические нарушения. Причиной такой олигофрении могут стать синдромы Шерешевского-Тернера, Рубинштайна-Тейби, Клайнфельтера, а также болезнь Дауна, мукополисахаридоз, иные болезни нарушенного метаболизма;
    • Экзогенный (или внешний) фактор. Некоторые внутриутробные инфекции у беременных (такие как краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа), иммуноконфликт плода и матери, родовые и послеродовые черепномозговые травмы, наркомания, алкоголизм, иные вредные привычки матери;
    • Смешанный фактор. Самые тяжёлые степени олигофрении возникают вследствие одновременного воздействия сразу ряда негативных факторов.
    • Отдельно стоит упомянуть такие общеизвестные факты, что частой причиной олигофрении становятся близкородственные браки, возраст матери старше 40 лет.

      Классификация и степени

      Есть множество классификаций олигофрении, основанных на самых разных принципах. Самыми известными из них являются этиопатогенетическая, клинико-физиологическая, классификация олигофрении по МКБ-10.

      Этиопатогенетическая — согласно ей, выделяют 3 группы:

    • Олигофрения, вызванная поражением половых клеток родителей;
    • Олигофрения, вызванная внутриутробным поражением эмбриона;
    • Олигофрения, вызванная факторами, воздействующими на ребёнка при рождении либо в раннем детстве.
    • Использование классификации, в основе которой лежит клинико-физиологический принцип, позволяет врачам, дефектологам, логопедам и медицинским психологам осуществлять дифференцированную практическую работу, а также составлять индивидуальные абилитационные программы. Согласно этой классификации существует четыре формы олигофрении:

      1. Стеническая форма (уравновешенная и неуравновешенная);
      2. Астеническая форма (основная, брадипсихическая, дислалическая, диспрактическая, дисмнестическая);
      3. Дисфорическая форма;
      4. Атоническая форма (акатизическая, аспонтанно-апатическая, мориоподобная).
      5. Международная классификация выглядит следующим образом:

        1. лёгкая отсталость интеллекта в степени дебильности;
        2. умеренная отсталость интеллекта (имбецильность лёгкой и средней степени);
        3. тяжёлая отсталость интеллекта (сильновыраженная имбецильность);
        4. глубокая отсталость интеллекта (идиотия).
        5. Степени болезни

          Согласно последней классификации, заболевание «олигофрения» делится на 3 общепризнанные группы, согласно степени тяжести недоразвития психики.

          Степень дебильности — наиболее лёгкая степень заболевания. При дебильности человек может конкретно мыслить, но испытывает затруднения при попытках абстрагирования. Его обучение также затруднено. Человек некритичен по отношению к своим возможностям. Олигофрения может проявляться различными степенями дебильности: лёгкой, умеренно выраженной, выраженной. Чем сильнее выражена дебильность, тем ниже степень обучаемости и свойства памяти.

          Имбецильность — это средняя степень олигофрении. Человек владеет речью, но он довольно косноязычен, имеет скудный словарный запас (всего несколько десятков). Имбецилы могут усваивать простейшие знания, заниматься самым элементарным трудом, сохранена способность к обслуживанию себя. Часто бывают агрессивны, имеют неконтролируемое половое влечение.

          Идиотия — самая глубокая степень этой болезни. Мышление практически неразвито. Идиоты имеют запас слов не более 20, отличаются глубоким слабоумием. Они не понимают речь, обращённую к ним, ведут себя как младенцы. Навыки по самообслуживанию у них отсутствуют, поэтому идиот полностью зависит от человека, ухаживающего за ним.

          Как проявляется в детском возрасте

          Хотя олигофрения характеризуется стойкой психической недоразвитостью, соматически такие дети относятся к фактически здоровым. В последнее время дефектологи избегают называть подобных детей олигофренами. Олигофрения у детей всё чаще именуется корректными выражениями: её называют психической задержкой, врождённым слабоумием либо психической недостаточностью, а самих детей относят к умственно-отсталым.

          Сильнее всего олигофрения у детей проявлена в эмоционально-волевой, а также в познавательной сфере. Она позволяет ребёнку развиваться, но делать он это может только атипично, замедленно и с яркими отклонениями. Для обучения такому ребёнку надо делать намного больше вариативных повторений, чем здоровым детям.

          Признаки, указывающие на олигофрению у детей:

        6. неспособность действовать по образцу либо словесной инструкции;
        7. неситуативное понимание речи;
        8. недоразвитие всех видов доступной деятельности (такой как игра, конструирование, рисование, бытовые навыки);
        9. недостаточный интерес таких детей к окружающему миру;
        10. отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
        11. задержка развития речи (иногда остаётся на уровне лепета);
        12. у таких детей преобладает непроизвольное запоминание;
        13. недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность;
        14. эмоциональная инфантильность детей, крайнее проявление эмоций.
        15. Отличительной особенностью таких детей также является то, что окружающая среда и семья могут как способствовать их интеллектуальному развитию, так и тормозить его.

          Дети-олигофрены в стадии дебильности обучаемы, они часто посещают общеобразовательную школу, хотя лучше всего для них обучаться в «специальных классах». Таких детей можно научить читать, а многие из них способны закончить начальную школу, получить основные социальные навыки. Многие из детей в стадии дебильности могут выполнять простую работу, хотя нуждаются в постоянной поддержке и помощи.

          Детей-имбецилов ошибочно считают «поддающимися тренировке» (т.е. механическому обучению определённым действиям). Однако это не так. Хотя они могут самостоятельно заботиться о себе, ориентироваться и передвигаться по дому, выполнять простейшую работу, но всё это возможно только под постоянным присмотром.

          Дети-идиоты требуют тщательного ухода, очень часто они неспособны выполнить даже самые простейшие задания. Образование и тренировка каких-либо навыков, как правило, не приносят им никакой пользы, они не способны самостоятельно заботиться о себе. Задержка развития таких детей обычно сопровождается физическими дефектами и неврологическими нарушениями, поэтому в этом случае мы говорим о биологическом слабоумии.

          Диагностирование

          Диагностика всех видов олигофрении проводится методами выявления характерной симптоматики. При правильной постановке диагноза также необходимо определить и степень недостаточности интеллекта. Чем тяжелее форма олигофрении, тем на более ранних сроках её можно диагностировать.

          В наше время олигофрении генетического типа диагностируются ещё задолго до рождения ребёнка. В таком случае матери могут предложить искусственно прервать беременность. Олигофрения у детей самого раннего возраста диагностируется с помощью специального комплекса симптомов психического и физического отставания в развитии. Она выражается в невозможности держать головку прямо, фиксировать свой взгляд, уверенно сидеть, поворачивать головку на источник звука, улыбаться в ответ на обращение.

          Олигофрения у детей, вышедших из младенческого возраста, диагностируется по отсутствию интереса к окружающей среде, по недоразвитости психомоторики и речи. У детей-дошкольников легкая степень олигофрении часто проявляется в слабом речевом развитии, примитивных эмоциях, необучаемости, а также в неспособности обслуживать себя.

          Есть 3 главных критерия, которые позволяют диагностировать у детей-школьников олигофрению:

        16. показатели IQ сильно отстают от средних показателей;
        17. нарушены самообслуживание, самоуправление и общее функционирование;
        18. эти симптомы проявились до 18 лет.
        19. Диагностика уровня интеллекта должна основываться на всей возможной информации, в том числе и на адаптивном поведении, клинических данных, продуктивности психометрических тестов. Помимо этого, должны приниматься во внимание возможные речевые нарушения и нарушения слуха, а также соматические факторы. Обязательно должны использоваться при диагностике шкалы адаптации и социальной зрелости, а также сведения, полученные от родителей либо других лиц, осуществляющих уход. При невыполнении этих условий диагноз может быть поставлен только временно.

          Диагностика олигофрении используется не только в работе дефектологов и криминальных психологов. Особенности симптоматики этого заболевания во многом напоминают симптомы раннего детского аутизма и детской шизофрении, что требует проведения тщательной психиатрической дифференциальной диагностики.

          odepressii.ru

          Менеджмент

          Главные клинические критерии умственной отсталости

          Клиническая картина при разных формах детского слабоумия неодинакова и зависит от характера повреждающих факторов, времени начала их влияния и интенсивности (степени тяжести поражения центральной нервной системы), от локализации болезненного процесса, а также от сопротивляемости организма и вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье и др.).

          Клинические проявления умственной отсталости, включая сам интеллектуальный дефект, полиморфны как по характеру, так и по степени выраженности. Однако имеются главные клинические критерии, которые характеризуют в первую очередь так называемую ядерную (типичную) олигофрению. Понятие «ядерная олигофрения» было введено в 1938г. Н.И.Озерецким на основе массивности дефекта и особенностей как интеллектуального недоразвития, так и личности больного в целом. При ядерной олигофрении поражаюются более древние мозговые образования. Накопленные к настоящему времени данные показывают, что эти критерии остаются справедливыми лишь для «ядра» данной патологии, но не для всей совокупности состояний, причисляемых в настоящее время к олигофрении.

          1. В основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга.

          2. Врожденность или раннее возникновение в возрасте до 3-х лет.

          3. Общее психическое недоразвитие всех сложных форм психической деятельности – интеллекта (ведущий признак). При этом патологическом состоянии страдают восприятие, мышление, внимание, память, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.

          Особенности психического недоразвития при олигофрении:

          — нарушения развития носят диффузный характер, малодифференцированный, более или менее равномерный (общая психическая неполноценность);

          преимущественная незрелость коры, как образования, наиболее сложного и поздно созревшего в онтогенезе на фоне необратимого недоразвития мозга в целом (структура дефекта);

          — поражению подвергаются эволюционно наиболее молодые, интенсивно развивающиеся системы мозга;

          — функции, имевшие наиболее длительный период созревания, имеют более глубокое повреждение при раннем действии неблагоприятных факторов, раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций (иерархичность);

          – в состоянии недоразвития находятся как психические функции, так и общие регуляторные системы (тотальность психического недоразвития);

          преобладание слабости абстрактного мышления, неспособность к отвлечению и обобщению при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы (качественная характеристика интеллектуального дефекта);

          — своеобразие нарушений деятельности больного (отсутствие инициативы, наклонность к подражанию и повторению заученных штампов, неспособность к переключению на новые виды деятельности).

          По Г.Е. Сухаревой, распознание олигофрении должно строиться именно на двух последних особенностях.

          4. Необратимость вызвавшего недоразвитие патологического процесса.

          5. Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности (отсутствие ухудшения), т.е. остановка психического развития, являющаяся следствием нарушения онтогенеза.

          Диагноз «олигофрения» только тогда является достоверным, когда он устанавливается не только путем изучения отдельных клинических синдромов, а на основании тщательного анализа всей клинической картины в целом.

          Клиническая картина умственной отсталости проявляется симптомами: общей психической неполноценности, соматическими и неврологическими, которые являются показателями недоразвития и (или) неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма.

          lartdoll.net

          Общая психологическая характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития

          Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

          Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым, Б. И. Пинским и др.

          Умственная отсталость стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, обусловленное поражением коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

          Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

          Педагогическая классификация М.С. Певзнер.Выделяет пять основных форм:

          1. неосложненая форма – отклонения у ребенка в познавательной деятельности не сопровождается грубыми нарушениями анализатора. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности при условии, что задания ему поняты и доступны. В привычной ситуации поведение такого ребенка не имеет резких отклонений.

          2. олигофрения с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы (по типу возбудимости и тормозимости). Нарушения, присущие ребенку, отчетливо проявляется в изменении поведения и снижении работоспособности.

          3. олигофрения с психопатоподобным поведением. У ребенка отмечаются резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане оказывается недоразвитие личностных компонентов. Наблюдается снижение к критичности, к себе и к окружающим, характерна расторможенность. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

          4. олигофрения с нарушением лобных частей мозга. Резкие нарушения моторики. Дети вялые, безынициативные, беспомощные. Речь многословна, но часто бессодержательная, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению к целенаправленной деятельности.

          5. олигофрения с нарушением функций анализаторов. Возникает, когда диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями мозговой системы. Эти дети имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

          Различают 3 степени психического недоразвития:
          Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.
          Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.
          Идиотия— самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.
          При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретно-образное, ситуационное.

          studopedia.ru

          Психическое недоразвитие умственная отсталость

          Умственная отсталость — стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью Ц. н. с. нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. У. о. имеет разную этиологию.

          Наиболее распространенной формой У. о. является олигофрения. Выделяются две основные группы:

          • олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями;
          • олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода.
          • Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

            Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны два основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несфор-мированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития роста, костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими, как речь и мышление, несформированностью личности в целом.

            Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, прак-сиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие самого мышления. Эта закономерность распространяется и на нейродина-мические процессы, явления нарушения подвижности, инертности, характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие других психических функций. Поэтому степень их недоразвития обычно соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Ббльшая сохранность одних психических функций по сравнению с другими создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достигнуть значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

            По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбицильность и дебильность.

            Идиотия — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ ≤ 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения инстинктивных потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако, поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

            Имбицильность — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20 — 50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии. Словарный запас достигает 200 — 300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

            Дебильность — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50 — 70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако обнаруживают явную недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

            Явления У. о. наблюдаются и при других нарушениях Ц. н. с. Однако клинико-психологическая структура этих нарушений иная, чем при олигофрении. Так, при органических поражениях Ц. н. с. у детей старше 3 лет уже нетипичны основные признаки олигофренического слабоумия — тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерной является мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, другие — повреждаются, а третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности других психических процессов. У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»).

            psylist.net