Психическое расстройство заикание

Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.
  • Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

    Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

    Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

    Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.
  • Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

    Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

    Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

    Олигофазия

    Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

    Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.
  • Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

    Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

    Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.
  • Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
  • Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

    Акатофазия

    Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

    Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

    Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

    Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.
  • Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.

    Расстройство экспрессивной речи

    Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

    К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.
  • Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

    Логоклония

    Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

    Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

    Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

    Лечение нарушение речи

    onevroze.ru

    Сопутствующие заболевания при заикании

    1. Заикание
    2. Сопутствующие заболевания при заикании

    Соматические патологии, наблюдаемые при заикании

    Многие авторы, занимающиеся изучением логоневроза, сообщают о заболеваниях, которые часто сопутствуют заиканию. Некоторые даже приводят некие статистические данные, впрочем, лишенные доказательной базы и являющиеся во многом всего лишь предположением. Например, по информации, приписываемой сербскому логопеду Мирославу Зееману, а так же другим неизвестным специалистам, среди всех заикающихся наблюдается:

  • Экстрапирамидная недостаточность, нарушения работы центров мозга, отвечающих за двигательную активность у 80%
  • Нарушение венозного оттока головного мозга у 60%
  • Гипотония мышц, а так же признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника у 50%
  • Плоскостопие, нарушение осанки и сколиоз у 50%
  • Вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии у 40%
  • Вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата у 20%
  • Повышенное внутричерепное давление у 20%

Для получения этих данных не проводились достоверные клинические исследования и во многом эти данные ошибочны.

С другой стороны, путем сопоставления этих данных и известной на сегодняшний день информации о физиологии заикания, особенностях его нейрофизиологии, а так же причин его возникновения, можно говорить об их частичной правдоподобности.

Например, нарушения гемодинамики мозга, экстрапирамидная недостаточность и вообще нарушение кровотока мозга, а так же отдельных его участков, вполне вписываются в картину механизма заикания. Правда, по такой же логике данный список можно продолжить наличием эпи-активности на ЭЭГ, встречающейся у 5-10% заикающихся людей. Или наличием других энцефалопатий, встречающихся еще реже.

Поэтому без должной и тщательной диагностики заикания, не стоит делать выводы о наличии или отсутствии у себя данных патологий. Тем более, что подавляющее большинство заикающихся не имеет их вовсе, так как их заикание исключительно психогенное. Между тем, психогенное заикание не противоречит экстрапирамидной недостаточности или дисбалансу нейромедиаторов в определенных участках головного мозга, которые вовлечены в вербализацию.

Психические расстройства при заикании

Иногда среди заикающихся любого возраста наблюдаются симптомы различных психических расстройств. Важно понимать, что обычно они являются именно сопутствующими и не относятся ни к причинам, ни к следствию заикания, но могут потенцировать и усиливать выраженность заикания. Среди них можно выделить:

  • Эпизодическая пароксизмальная тревожность (панические атаки) – классическое психическое расстройство, представляющее собой периодические, мучительные приступы сильного страха и тревоги, сопровождающиеся соматическими нарушениями в виде учащения сердцебиения, дыхания, ощущения боли, удушья и тошноты. Характерной чертой панических атак является их непредсказуемость – возникают спонтанно и не ограничены набором определенных инициирующих условий. При данном расстройстве необходимо применение препаратов. Вообще панические атаки могут быть самостоятельным симптомом многих других заболеваний и иметь органическую патологию головного мозга, а в ряде случаев природа этого расстройства тоже психогенная.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – психическое расстройство, характеризующееся непроизвольным появлением навязчивых или пугающих мыслей, так называемых обсессий. Более того, человек с ОКР постоянно и безуспешно пытается избавиться от иррациональной тревоги навязчивыми и утомительными действиями, их называют компульсиями, которые зачастую напоминают своеобразные ритуалы, которые все равно не приносят удовлетворения или результата.
  • Причем вариаций проявления ОКР существует великое множество – с преобладанием или обсессий, или компульсий. Среди примечательных навязчивых мыслей могут быть образы о причинении физического вреда своим близким, навязчивые опасения насчет функциональности своего организма или о том, что все вокруг очень грязное и опасное. Сюда же можно отнести постоянно напоминающий о себе страх, что человек находится не с тем супругом или партнером, повторяющиеся и навязчивые мысли сказать или сделать что-либо крайне неуместное или аморальное, и так далее. Список очень большой, причем эти проявления могут долгие годы не диагностироваться и считаться вполне привычными для человека. Тем более, что ОКР может носить как хронический, так и эпизодический характер.

    Среди разнообразных компульсий можно выделить сильное стремление к полной изоляции, к чрезмерной чистоте и чрезмерному порядку, к неразборчивым сексуальным связям, компульсивное переедание или похудение, стремление к постоянным физическим нагрузкам или к риску, азарту, а так же к причинению себе физического вреда, и так далее. Виды компульсивного поведения могут быть вполне безобидными, но в совокупности с навязчивыми мыслями (которые отличаются негативностью) порой достаточно мучительны для человека.

    Сходство психологического механизма заикания и ОКР

    Интересно, что заикание и обсессивно-компульсивное расстройство имеет много общего.

    Особенности течения ОКР в общих чертах отражают суть тяжелых форм заикания, когда у человека существует навязчивая мысль о своем заикании и логофобия (только здесь помимо мысли и страха есть и физическое проявление речевых судорог). Также в заикании существует компульсивное поведение в виде избегания речевых ситуаций и использования эмбол (не имеющие смысла звуки, которые облегчают речь) либо других речевых ритуалов, которые могли бы облегчить речевые судороги.

    Простым языком, заикание, как и ОКР, представляет собой замкнутый психологический комплекс из навязчивой иррациональной мысли, страха или фобии и навязчивого иррационального действия, направленного на разрешение или избегание этой мысли, страха или фобии.

    Такие психические расстройства характеризуются формированием различных дополнительных фобий, причем в случае с ОКР состояние заикания тяжелее. При наличии заикания ситуация усугубляется и предрасполагает к появлению сложных психологических комплексов, связанных с речью. Важно провести тщательную диагностику, поскольку при панических атаках и обсессивно-компульсивном расстройстве требуется дополнительная терапия лекарственными препаратами и направленная психотерапия.

    Баланс нейромедиаторов

    Кроме перечисленных психических расстройств заикание может возникать на фоне более серьезных заболеваний. Причем во всех случаях наблюдается сходство патогенеза заикания и этих заболеваний в виде нарушения баланса нейромедиаторов, например дофамина, серотонина, ГАМК и прочих. Соответственно, при различных психических заболеваниях применяются препараты, которые могут быть эффективными и при заикании. Подробнее об этом читайте в статье о нейрофизиологии заикания.

    Эпилепсия и заикание

    Эпилепсия является возможным сопутствующим заболеванием при заикании, которое нужно диагностировать в первую очередь. Не смотря на то, что больше чем в 90% случаев диагностика эпиактивности при заикании дает отрицательный результат, очень важно удостовериться, что эпилепсии действительно нет.

    Очаги эпиактивности головного мозга, когда эпилепсия при заикании выявлена, прямым образом влияют на работу речевых центров, потенцируют, усиливают заикание. Очаги патологического возбуждения могут затрагивать речевые центры, нарушая их функциональность. Поэтому лечение заикания при обнаруженной эпилепсии необходимо начинать с лечения этой самой эпилепсии. Чаще всего эффективной является правильная фармакотерапия эпилепсии, что в свою очередь всегда снижает и выраженность заикания.

    Вы должны понимать, что эпилепсия не всегда проявляется явно в виде сильных приступов. В ряде случаев эпилепсия протекает вовсе без заметных судорог, поэтому каждый заикающийся должен пройти обследование ЭЭГ в любом возрасте, даже если нет подозрений что эпилепсия действительно есть. Тем самым вы облегчите себе работу над полным избавлением от заикания.

    Это относится к заикающимся любого возраста, однако обращаем особое внимание, что чем раньше эпиактивность мозга будет диагностирована, тем раньше можно будет начать ее направленное лечение — а это во всех случаях напрямую повлияет на речь ребенка. Кстати, последние исследования позволяют предположить, что при эпилепсии наблюдается уменьшение толщины серого вещества коры головного мозга, а так же уменьшенный обьем серого вещества подкорковых отделов мозга, особенно в правом таламусе, который передает сенсорные и моторные сигналы и тоже участвует в связи и работе речевых центров. То же самое наблюдалось при эпилепсии и с участками моторной коры. Подобные структурные изменения могут быть настолько слабыми, что только исследование с большой выборкой (было проведено МРТ-сканирование мозга 2149 человек с эпилепсией и 1727 здоровых людей из контрольной группы) может быть показательным и дать интерпретируемые результаты. Это исследование является репрезентативным и с большой долей вероятности показывает общие закономерности структурных и функциональных нарушений при эпилепсии. Причем, как показало исследование, чем значительнее эти структурные изменения, тем сильнее проявлялась эпилепсия. Все то же самое нужно относить и к заиканию, особенно если очаги патологического возбуждения затрагивают речевые центры. Однако при эпилепсии речевые центры могут вовсе не иметь нарушений, все зависит от локализации очагов эпиактивности.

    При любых формах эпилепсии, на фоне которой в том числе может проявляться и усиливаться заикание, прямо показаны противосудорожные препараты, то есть антиконвульсанты. Эффективная фармакотерапия эпилепсии должна подбираться индивидуально вашим врачом. Чаще всего эффективны препараты вальпроевой кислоты.

    Кроме того, в апреле 2018 года управление FDA США дало разрешение на регистрацию нового препарата для терапии тяжелых форм эпилепсии у детей, на основе каннабидиола. Данный препарат, прошедший успешные клинические исследования у детей старше двух лет, позволял снизить частоту приступов почти на 50%. Таким образом это будет первый препарат из медицинской марихуаны, доказавший свою эффективность при эпилепсии, который будет зарегистрирован. Интересно, что производные каннабидиола по разному влияют на заикание у разных людей: у одних выраженность судорожности речевых мышц снижается, а у других наоборот повышается, о чем сообщают наши подписчики. Во многом временное ухудшение речи после применения тетрагидроканнабинола связано с неправильной дозировкой, которая используется при его немедицинском применении: препарат, который одобрило FDA для лечения эпилепсии у детей, имеет концентрацию менее 0,1%, что гораздо меньше обычно употребляемых в рекреационных целях количеств этого вещества. Не менее важной является чистота препарата, отсутствие вредных примесей и правильный курс применения. Поэтому еще раз предупреждаем, что неконтролируемое употребление любых наркотических средств может представлять большую опасность для здоровья и усугубить состояние.

    Различия парциальных и генерализованных приступов хорошо видны на ЭЭГ.

    Очаги патологического возбуждения при фокальной (парциальной) эпилепсии могут находиться в отдельной, специфической зоне одного из полушарий. Генерализованные приступы, когда очаги возбуждения затрагивают многие отделы мозга, могут быть судорожные и бессудорожные, например довольно распространенные абсансы. Вне зависимости от типа эпилепсии, даже если она протекает без судорожной активности в виде абсанс приступов, это напрямую влияет на речь и может являться причиной заикания.

    Истории от наших подписчиков

    1) К вам уже обращались люди с вопросами о детской генерализованной абсанс эпилепсии. Сыну 8 лет. Нам поставили такой диагноз совсем недавно, до этого постепенно появилось заикание, ребенок мог заикаться некоторое время, а потом говорить нормально. У нас такой вид эпилепсии, который можно просто не заметить, проявления были незначительные, самое заметное это как раз заикание. Несколько месяцев принимали препарат депакин, сначала результаты были не так заметны. Но сейчас речь стала намного лучше, как нам и говорил врач, депакин убирает судорожность. Проходим дополнительные исследования, как мне сказали, будут назначать другие препараты и физиотерапию.

    2) Дефект нахлынул снова. Снег растаял и растаяла моя уверенность в себе. Не знаю почему и как, но даже в самых простых ситуациях я вообще ничего не могу сказать. У меня бывают такие моменты в жизни, что говорить становится очень тяжко, но через определенный промежуток времени это проходит и я чувствую себя хорошо. Но сейчас, у меня внутри какая-то слабость, как представлю, что отвечаю на паре, так все, какое-то волнение и панические атаки наступают. Как это контролировать — не понимаю. Раньше хоть контролировать мог, сейчас вообще какая-то жуть. Как будто мое внутреннее «Я» живет само по себе в таких моментах. Я пытаюсь себя успокоить, но доходит до того, что аж руки трясутся. На заикание мне практически похер, а вот на эту нервозность нет.

    При составлении статьи использована информация:

    zaikanie.info

    Что такое Заикание

    Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое может быть вызвано повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата.

    Заикание характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, неоднократным, непроизвольным повторением звуков, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями.

    Причины появления Заикания

    У детей заикание возникает в результате психологической травмы или органических поражений головного мозга. Психологическая травма (как одномоментная, так и длительно длящаяся) может быть связана с усиленной нагрузкой, страхом, испугом, либо авторитарным стилем воспитания, длительными конфликтами и т.д. В итоге, нервная система не выдерживает перегрузки и формируется неврологическое нарушение.

    К предрасполагающим причинам заикания относят:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Поражения центральной нервной системы: внутриутробные, родовые, черепно-мозговые травмы;
  • Кровоизлияние в головной мозг (инсульт);
  • Наличие психических расстройств, таких как, шизофрения, психопатия и др.
  • Основные симптомы Заикания

    • Частое повторение отдельных слогов, слов;
    • Спазм артикуляционного аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги;
    • Паузы в разговоре;
    • Мышечное напряжение, тики лица;
    • Моргание, дрожание губ;
    • Ощущение нехватки воздуха;
    • Чувство страха, тревоги, боязнь перед речью (логофобия)
    • Диагностика и лечение (коррекция) Заикания

      Диагностика заикания проводится логопедом, неврологом, психологом, психиатром. Выявляют локализация, частота артикуляционных судорог, особенности речи, отношения к заиканию. Для определения органических причин нарушения речи проводят ряд инструментальных исследований: магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография и др.
      Коррекция заикания складывается из комплекса процедур лечебно-оздоровительного направления и психологической коррекции. Для укрепления нервной системы проводятся процедуры водолечения, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры. Применяются методы логопедической коррекции и психотерапии.

      Профилактика Заикания

      Профилактика заикания заключается в предупреждении поражений ЦНС, как и в утробе матери, так и в послеутробном развитии, забота о благополучном психологическом развитии ребенка, его речевом развитии.

      Запись на прием к врачу логопеду

      Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области логопедии в клинике «Семейная».

      semeynaya.ru

      Тайны психосоматики: Заикание

      Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что заикание имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики. Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

      Заикание, логоневроз, невроз Сикорского — нарушение речи, которое характеризуется либо растягиванием звуков, их частыми повторениями и искажениями, либо остановками, обрывами, неспособностью начать повествование.

      Часто у людей, страдающих заиканием, развивается логофобия — боязнь говорить, особенно при большой аудитории, в незнакомых местах или в стрессовой ситуации.

      Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что данное нарушение имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики.

      Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

      Согласно статистике, заикание диагностируется впервые в возрасте от 2 до 6 лет. Это именно тот возраст, когда происходит интенсивное развитие всех врожденных психологических качеств, идет первое ранжирование среди сверстников, формируется характер и закладывается сценарий всей жизни будущей личности.

      Данный период развития требует максимального напряжения психики ребенка, происходят перемены, требующие психологических усилий, поиска выхода из ситуации, проигрывание собственной видовой роли в среде ровесников. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы и тут же выдают результат любого воздействия на сложный процесс развития своих векторов — как правильного, так и ошибочного.

      Как раз заикание — результат такого ошибочного влияния, образующий преграду в развитии врожденных свойств у деток определенного векторального набора.

      Отреагировать заиканием на неверные методы воспитания способны дети с оральным, анальным и зрительным векторами или их сочетанием.

      Когда маленький оральник начинает учиться говорить, он экспериментирует со звуками, слогами и словами, пытаясь разобраться и овладеть всеми возможностями своей эрогенной зоны. Любитель покричать, порычать, пофыркать, поплеваться и расцеловаться постоянно нуждается в своей аудитории, сам с собой он говорить не намерен, его должны слушать и слышать!

      В самом раннем возрасте он может шепелявить, присвистывать, говорить непонятно и быстро, не выговаривать некоторые звуки или переставлять их местами, выдумывая новые слова и смешные выражения.

      Наполнение потребностей орального вектора происходит только тогда, когда его речь услышана, он мыслит говорением — на это способен только его уникальный вербальный интеллект.

      Маленький говорун может развиться и стать великим оратором, талант которого — в формировании общих нейронных связей у любой, даже многомиллионной аудитории своих слушателей. Речь такого оральника будут слушать с наслаждением, понимать и воодушевляться его словами, запоминать и пересказывать, цитировать и восхищаться его способностью увлечь массы.

      Такого выдающегося оратора хочется слушать постоянно, недаром на лекциях именно у оральных преподавателей всегда переполненные аудитории, его слово просто отпечатывается в умах. Прослушал лекцию — темой владеешь.

      Высокоразвитый оральник просто обречен на большую известность, так как не боится ни высокой трибуны, ни большой аудитории и готов выступать часами без умолку. Однако, к сожалению, сегодня таких личностей считанные единицы.

      Вариант заикания с растягиванием, повторением и искажением звуков — это именно случай с оральным ребенком. В поисках благодарных слушателей маленький оральник направляет свою говорильную атаку в первую очередь на родителей. Не проявляя интереса к рассказу ребенка, мама или папа толкает его на поиски более «востребованной» темы для разговора, и он начинает выдумывать небылицы.

      Басни про сверстников, воспитателей, учителей, соседей и родственников из уст орального выдумщика звучат как чистейшая правда. Чем выше становится интерес слушателя к повествованию, тем большими и ярчайшими подробностями обрастают все детали рассказа. Его ведь слушают! Что может быть приятнее?

      Родители, слушая детские выдумки, верят каждому слову, ведь оральное слово особенное, ему нельзя не поверить. А вот когда правда все-таки вскрывается, тут же следует неминуемое наказание в виде ударов по губам. Ну, чтобы не болтал ерунды, чтобы не врал больше!

      Удар по губам — это сверхстрессовое прямое воздействие на эрогенную зону ребенка с оральным вектором, сильнейшее потрясение, которое может испытать оральный малыш.

      С одной стороны, он хочет говорить, все его психическое требует говорения, он просто не может молчать, это вызывает сильный дисбаланс биохимии его головного мозга, но с другой стороны, его слова могут вызвать такую неадекватную реакцию родителей, как битье по губам, вместо интереса к его рассказам.

      Если такая ситуация повторяется снова и снова, малыш начинает заикаться, его речь искажается, он может шепелявить, картавить, присвистывать или не выговаривать некоторые звуки. В особо тяжелых случаях нарушения речи сохраняются на всю жизнь, значительно снижая ее качество, рождая проблемы в общении с окружающими и лишая возможности полноценно реализовать себя.

      Другой тип заикания — это трудности с началом повествования, обрывы и долгие паузы между словами, невозможность говорить в присутствии аудитории, в незнакомом месте или в сложной ситуации.

      Такое заикание развивается у деток с анальным вектором. Это особенные малыши, самые послушные и мамозависимые, они отличаются своей медлительностью и нерешительностью, слово родителей для них закон, собственные решения даются с большим трудом и после долгих обдумываний. Всем навыкам они учатся медленно, но основательно, во всем им необходим пример для подражания, они всегда задают больше всего уточняющих вопросов для систематизации полученных знаний на входе, то есть если анальному ребенку что-то непонятно, он будет переспрашивать до тех пор, пока не разберется, только после этого он сможет идти дальше в процессе познания, независимо от предмета изучения, будь то застегивание куртки или решение логарифмов.

      При адекватном развитии анального вектора до окончания пубертата такой малыш в будущем становится выдающимся ученым, аналитиком, экспертом в своей отрасли, самым высококлассным профессионалом своего дела, талантливым педагогом, способным влюбить в свой предмет всех своих учеников.

      Маленький анальник очень любит учиться и радовать своих родителей хорошим поведением, порядком в игрушках или отличными оценками, самое большое наслаждение такой ребенок получает от заслуженной похвалы, признания его достижений, оправданности приложенных стараний.

      Он живет в своем неторопливом темпе, делая все размеренно и скрупулезно, каждое действие, им начатое, обязательно должно быть закончено, доведено до точки, до самого конца, иначе незавершенная работа будет угнетать его, сохраняясь в памяти долгое время и вызывая дисбаланс биохимии головного мозга.

      Любые поторапливания, одергивания, резкие смены занятий, постоянные перебивания его медленной речи, лишение возможности договорить до конца, закончить начатое повествование, сказать все, что он намеревался, выливаются в стойкое нарушение речи — малыш начинает заикаться.

      Такое врожденное качество, как боязнь опозориться, заставляют заикающегося ребенка избегать ситуаций, где обязательно нужно говорить, особенно при аудитории, даже небольшой.

      Задача рассказать домашнее задание или ответить на вопрос учителя при всем классе у доски превращается в тяжкое испытание, когда ребенок впадает в ступор, и способность изъясняться теряется совсем. Самый прилежный и усидчивый ученик начинает отставать в учебе, избегать общения со сверстниками и особенно болезненно воспринимает насмешки и шутки в свой адрес.

      Именно такой ребенок в спокойной, привычной обстановке, в присутствии знакомого человека, в расслабленном состоянии способен абсолютно нормально произносить простые слова и предложения без нарушения ритма речи.

      Еще один вариант развития заикания — это нарушение речи у детей со зрительным вектором. Именно этот вариант в народе называют заиканием «от испуга».

      Зрительный ребенок — самый эмоциональный, чувствительный и впечатлительный. Любая эмоция переживается им на самом пике интенсивности. Если радость, то это настоящий восторг с соответствующей мимикой, жестами, вплоть до подпрыгиваний, если же неприятность, то это просто конец света с горькими слезами, всхлипываниями и причитаниями. Амплитуда максимальная, способность переключаться — мгновенная. От слез до смеха — один миг.

      Для нормального развития зрительного вектора такому малышу необходима прочная эмоциональная связь с мамой, которая обеспечивает ему ощущение защищенности и безопасности. Развиваясь адекватно (без всякого рода домашних пугалок, страшных мультиков, жестоких сказок и тому подобного), зрительный ребенок учится состраданию и сопереживанию другим людям, научаясь таким образом выносить свой страх наружу, в любовь и сочувствие.

      Самый пугливый в детстве, он способен стать бесстрашным ради других людей, осознанная всеобъемлющая любовь к людям не оставляет места куцему ощущению страха, наполняя максимально зрительный вектор высокого уровня развития.

      В зависимости от нижних векторов развитые зрительники становятся либо носителями культуры (работники искусства или образования), либо находят себя в медицине и благотворительности (социальные работники, волонтеры и тому подобное).

      В детстве, в период интенсивного развития векторов, именно зрительный ребенок особенно восприимчив к испугу, сильный эмоциональный стресс может стать причиной нарушения речи малыша. Без того эмоциональная зрительная речь становится еще более сбивчивой, создается впечатление, словно ему не хватает воздуха, его захлестывают эмоции, не оставляя места нормальному проговариванию слов. Невозможность рассказать все, о чем хотелось, поделиться своей радостью или горем, расстраивает маленького зрительника еще больше, лишая радости общения с близкими и друзьями представителя одного из самых экстравертированных векторов.

      Детские страхи во взрослом возрасте имеют риск перерасти в стойкие фобии или стать причинами панических атак, значительно снижая качество жизни, истощая эмоциональную сферу и лишая способности к полноценной реализации человека в обществе.

      Зрительное заикание лечится легче всего. Достаточно снять страхи, лежащие в корне нарушения речи, и она нормализуется полностью в любом возрасте.

      Развитие любого вектора продолжается вплоть до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. В этот период все еще сохраняется возможность исправить ошибки воспитания и направить развитие психики ребенка в позитивное русло. При устранении факторов, негативно влияющих на конкретные психологические качества малыша, результаты адекватного воспитания не заставляют себя ждать.

      Заикание в любой своей форме может остаться в прошлом, уступая место чистой и грамотной литературной речи полноценного члена общества, способного себя реализовать и получить максимальное наслаждение от жизни.

      Даже стойкие нарушения речи, сохранившиеся во взрослом возрасте, теряя свою психологическую подоплеку, постепенно уходят в процессе формирования системного мышления после тренинга по системно-векторной психологии.

      Заикание как результат воздействия психологических стрессов ошибочного воспитания — вполне обратимое явление, причем обратимое в кратчайшие сроки и на всю жизнь.

      www.yburlan.ru