Психодиагностика стресса спб питер 2009

Н. Е. Водопьянова. Психодиагностика стресса

Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса.

Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс-менеджменту и руководителей всех уровней.

Содержание

Тема 1. Психодиагностика стресса как составная часть стресс-менеджмента

Стресс-менеджмент: теория и практика управления стрессами

Стресс как предмет психодиагностики

Тема 2. Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний

• Инвентаризация симптомов стресса

• Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»

• Шкала психологического стресса РSМ-25

• Шкала оценки субъективной комфортности

• Шкала дифференциальных эмоций

Тема 3. Организационная диагностика стресса. Оценка стресс-факторов в профессиональной деятельности

• Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя

• Анкета «Пространство организационных проблем»

Тема 4. Трудные ситуации в жизни и на работе

Теоретическое введение: ситуационный подход к стрессу

• Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе

Тема 5. Диагностика синдромов профессионального стресса

Теория и методология изучения стресс-синдромов

Синдром выгорания в аспекте профессионального стресса

Понятие, симптомы и модели изучения

• Опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ)

• Опросник «Синдром выгорания»

Синдром одиночества в аспекте экзистенциального стресса

Тайм-синдром как последствие информационного стресса в профессиональной деятельности

• Тест «Персональная компетентность во времени»

• Опросник «Тайм-синдром менеджера»

• Опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности»

Тема 6. Преодолевающее поведение в стрессогенных ситуациях

Тема 7. Ресурсы стрессоустойчивости

• Шкала оптимизма и активности

• Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР)

psytests.org

Водопьянова Н. Е. В62 Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, с.: ил. (Серия «Практикум»).

Транскрипт

2 ББК я7 УДК (075) В62 Рецензенты: А. Л. Свенцицкий, доктор психологических наук, профессор, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета; Л. В. Куликов, доктор психологических наук, профессор, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Водопьянова Н. Е. В62 Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, с.: ил. (Серия «Практикум»). ISBN Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса. Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс-менеджменту и руководителей всех уровней. ББК я7 УДК (075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN ООО «Питер Пресс», 2009

3 Содержание Введение. 7 Тема 1. Психодиагностика стресса как составная часть стресс-менеджмента Стресс-менеджмент: теория и практика управления стрессами Стресс как предмет психодиагностики Научные подходы к изучению стресса на работе Список литературы Тема 2. Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний Теоретическое введение Методическое обеспечение оценки стрессовых симптомов и состояний Инвентаризация симптомов стресса Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» Опросник «Определение нервно-психического напряжения» Шкала психологического стресса РSМ Диагностика состояния стресса Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» Шкала оценки субъективной комфортности Шкала дифференциальных эмоций Список литературы Тема 3. Организационная диагностика стресса. Оценка стресс-факторов в профессиональной деятельности Теоретическое введение Методическое обеспечение диагностики и измерения стрессов на работе Шкала организационного стресса. 62

4 4 Содержание Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя Анкета «Пространство организационных проблем» Список литературы Тема 4. Трудные ситуации в жизни и на работе Теоретическое введение: ситуационный подход к стрессу Понятие и характеристики трудной ситуации в аспекте стресса Основные понятия и типы стрессовых ситуаций Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе Оценка стрессогенности трудных ситуаций на рабочем месте Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС) Анкета «Эмоционально-напряженные ситуации» (ЭНС) Анкета «Стрессонаполненность жизни» Методика «Измерение стрессонаполненности жизни» Список литературы Тема 5. Диагностика синдромов профессионального стресса Теоретическое введение. Теория и методология изучения стресс-синдромов Специфика развития стресс-синдромов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, возраста, стажа работы и гендерных различий Методологические подходы к изучению стресс-синдромов Синдром выгорания в аспекте профессионального стресса Понятие, симптомы и модели изучения Методический инструментарий для изучения синдрома выгорания Опросник «Синдром выгорания» Методика «Эмоциональное выгорание» Опросник «Эмоциональное выгорание» Синдром одиночества в аспекте экзистенциального стресса

5 Содержание 5 Теоретическое введение. Трагедия одиночества Переживание одиночества и психическое выгорание Типы людей с учетом аспекта одиночества Шкала одиночества (UKL) Тайм-синдром как последствие информационного стресса в профессиональной деятельности Теоретическое введение Методическое обеспечение Тайм-синдром менеджера Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) Опросник ДОРС Список литературы Тема 6. Преодолевающее поведение в стрессогенных ситуациях Теоретическое введение Современное состояние проблемы преодолевающего поведения Модели и механизмы преодоления стресса Психологическое предназначение и классификация копинг-стратегий Модели оценки эффективности использования копинг-стратегий Гендерные особенности преодолевающего поведения Возрастные особенности преодолевающего поведения Семейные и профессиональные факторы преодолевающего поведения Проблема взаимосвязи преодоления стресса и адаптации Методическое обеспечение оценки копинг-стратегий Опросник «Копинг-стратегии» Копинг-поведение в стрессовых ситуациях Методика «Оценки стратегий поведения в конфликтных ситуациях» Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Как вы действуете в условиях конфликта? Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) Шкала SACS Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС)

6 6 Содержание Проактивное совладающее поведение Опросник «Проактивное совладающее поведение» Опросник «Копинг-механизмы» Варианты копинг-механизмов Список литературы Тема 7. Ресурсы стрессоустойчивости Теоретическое введение Методическое обеспечение Шкала оптимизма и активности Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Тест «Мое отношение к работе» Список литературы Глоссарий

7 Введение Практикум посвящен проблеме диагностики стресса как составной и необходимой части стресс-менеджмента. В целях профилактики и нейтрализации негативных последствий стрессов на работе стрессменеджмент как наука и практика ориентирован на выявление возможных причин стресса, оценку динамики стресс-реагирования, а также на внедрение психотехнологий профилактики и преодоления негативных последствий стрессов. Стресс на работе возникает из-за высокой психической напряженности и связан с выполнением профессиональных задач и функциональных обязанностей в определенной организационной структуре. Психологический стресс проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивационно-волевых, поведенческой и когнитивных сферах (субсиндромах). Интегральная оценка уровня стресса на работе предполагает системную психодиагностику индивидуального стресс-реагирования на рабочие стресс-факторы и стресс-ситуации. Данная задача является достаточно сложной, так как необходимо оценить многоуровневые проявления стресса. Систематизация и разработка адекватных психодиагностических средств для определения многообразных проявлений стресса приобретает исключительное научное и прикладное значение для развития современных технологий мониторинга и превенции психической напряженности работающих людей. В практикуме представлены как известные, ранее опубликованные в других изданиях методики авторитетных авторов, так и новые оригинальные методики, находящиеся на разных этапах апробации и стандартизации. Практикум был задуман как настольный помощник для широкого круга специалистов, понимающих важность диагностики стресса для оказания психологической помощи лицам, переживающим стресс, для разработки технологий его профилактики и преодоления. Собранные в практикуме методики и приведенные примеры их использования будут полезными и для руководителей нового поколения, заинтересованных в получении доступной информации о стрессовых переживаниях, стратегиях поведения персонала в стрессогенных ситуациях, а также об организационных стресс-факторах,

8 8 Введение влияющих на снижение производительности, качество работы и состояние здоровья. Методический инструментарий, представленный в практикуме, будет полезен консультирующим психологам, преподавателям психологических факультетов, аспирантам и студентам психологических специальностей. Несмотря на то что проблема стресса разрабатывается достаточно давно, учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. Это относится и к диагностике многообразных проявлений психологического стресса. В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса. Дискутируются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик сложный и длительный процесс. Поэтому каждая тема в практикуме начинается с теоретического введения, где обсуждаются как общепринятые теории и концепции стресса, так и дискуссионные вопросы, имеющее отношение к диагностике широкого спектра стресс-реагирования. Вторая часть каждой темы методическое обеспечение, где представлены отдельные методики и примеры их использования в реальных условиях нового времени в России. Несомненно, комплексная психодиагностика стресса важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также необходимая часть для определения эффективности технологий управления стрессами. Практикум будет полезен не только для научно-теоретических изысканий, но также и для будущих творческих разработок психологического инструментария, полезного для теории и практики стресс-менеджмента. Автор-составитель выражает глубокую благодарность за консультативную помощь доктору психологических наук, профессору МГУ А. Б. Леоновой и кандидату психологических наук, доценту СПбГУ В. М. Снеткову. Н. Е. Водопьянова, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ

9 Тема 1 Психодиагностика стресса как составная часть стресс-менеджмента 1.1. Стресс-менеджмент: теория и практика управления стрессами Стресс-менеджмент как самостоятельное научно-практическое направление выделилось относительно недавно, в начале 1990-х гг. Его появление в значительной мере обусловлено явной тенденцией к повышению стрессогенности мирового социального пространства как следствия глобальных социальных, политических, экономических изменений, интенсификации в сфере производства и образования, учащения появления природных, экологических катаклизмов и техногенных катастроф. Существенно изменилось также и рабочее пространство. Оно подверглось воздействию широкого спектра психологических, социально-экономических и технологических изменений: рост численности «старослужащих»; расширение информационных и коммуникационных технологий; информационная глобализация с сопутствующими изменениями в шаблонах работы, повышение требований к профессионализму работников; увеличение сложности и количества задач; расширение функций и необходимых умений; рост доли населения, занятого в сфере услуг; интенсификация коммуникаций; увеличение количества форс-мажорных ситуаций, повышение требований к быстроте принятия решений и др. Все это значительно повысило риск психологического стресса, профессиональных заболеваний и нестабильности человеческого фактора в современных организациях. Привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами стресс-менеджменту связано с очевидными потребностями в новых технологиях

10 10 Тема 1. Психодиагностика стресса как составная часть стресс-менеджмента развития стрессоустойчивости и стабильности персонала. По выражению А. Б. Леоновой, стресс-менеджмент стал «печальной необходимостью» для современных управленцев, понимающих значение сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости «здоровья» организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами [5]. При росте конкуренции и интенсивности развития современных компаний управление рабочими стрессами является неотъемлемой частью эффективной стратегии управления кадровым потенциалом организаций. Стресс-менеджмент в организации ориентирован на профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов нейтрализации или смягчения негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала. Стресс-менеджмент как теория и практика управления стрессами опирается на современные научные концепции стресса, практические результаты профилактической медицины, психогигиены, психологии здоровья, психологии труда, организационной психологии, психологии менеджмента и др. На Западе, и в первую очередь в США, исследования в области физиологии и психологии стресса ведутся с 1930-х гг. Специальные исследования рабочих (или профессиональных) стрессов стали проводиться только лишь после 1980-х гг. Привлечению внимания исследователей к проблеме «стресс и работа» способствовало то, что стало очевидным негативное влияние рабочих стрессов на здоровье работников. В связи с широким спектром психологических, социально-экономических и технологических изменений в рабочем пространстве в конце ХХ в. значительно повысился риск психологического стресса и профессиональных заболеваний. Стал остро ощущаться недостаток теоретических и прикладных исследований по управлению стрессом на работе. Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании накануне Национального дня информации о стрессе (6 ноября 2002 г.), показало, что 64% опрошенных испытывали стресс на работе за последние 12 месяцев, при том что в 2001 г. аналогичный показатель составлял 53%. Среди них 67% мужчин и 62% женщин. 57% опрошенных признали, что за прошлый год переживания стресса стали сильнее [8]. Наиболее распространенными источниками стресса в рабочей среде были названы: слишком большой объем работы (62%), сжатые сроки выполнения заданий (58%), агрессивный стиль управления или плохая коммуни-

docplayer.ru