Психофизиология стрессы

Психофизиология стрессы

Социальная психофизиология изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психофизиологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психофизиологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные д

Стресс и его механизмы

Похожие вопросы

  • Психофизиология — Стрессиегомеханизмы
    Стрессиегомеханизмы. Техногенные катастрофы, избыток негативной информации, страх перед неопределенностью порождают стрессовые состояния Стрессом мы часто называем состояние крайнего напряжения всех физических и моральных сил.
  • Клиническая психология — Стресс. Кризис
    Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями. Стресс может носить различный характер
    В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица иего близких»1.
  • Психология труда — Понятие стресса. Причины производственных.
    Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда.
  • Психофизиология — Информационная модель
    Стрессиегомеханизмы.
    Следующий вопрос ». Биологические ритмы и их механизмы. Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земл.
  • Шпаргалки по психофизиологии
    Стрессиегомеханизмы. Техногенные катастрофы, избыток негативной информации, страх перед неопределенностью порождают стре. подробнее ».
  • Психология личности — Характерные особенности и виды.
    Стресс — в переводе с французского означает давление. Стресс — это приспособление организма к измененным условиям к среде обитания. Стресс — это физиологические механизмы адаптации организма человека.
  • Социальное и биологическое в поведении человека
    Стрессиегомеханизмы. Техногенные катастрофы, избыток негативной информации, страх перед неопределенностью порождают стре. Социальное и биологическое в поведении человека.
  • Менеджмент — Причины стрессаи снижение его уровня
    Причины стрессаи снижение его уровня. Стресс (от англ. stress– «напряжение») – состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.
  • Конфликтология — ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ.
    Последствия В.К.: 1) стресс – состояние душевного эмоцион. расстройства.
    Механизмы разрешения. Под разреш. В.К. понимается восстановление согласованности внутр. мира личности, установление единства сознания.
  • Экзамен по биологии — . на обмен веществ гиподинамии, стрессов.
    Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр.
  • найдено похожих страниц:10

    cribs.me

    Характеристика и психофизиология стресса

    Психофизиология стресса включает в себя ряд механизмов. Сам стресс представлен реакцией, которая вырабатывается организмом в ответ на экстремальные условия. Незначительные нервные перенапряжения встречаются в жизни каждого человека. Психосоматика процесса до конца не изучена. Известно, что нервное напряжение приводит к ухудшению психического состояния, что влечет за собой синдром постоянного стресса. Вместе с этим фиксируются нарушения работоспособности многих органов и систем.

    Состояние человека в период недуга

    Эмоциональный стресс может возникнуть под воздействием различных раздражителей. К их числу относят:

  • перегревание;
  • переохлаждение;
  • интенсивные физические нагрузки;
  • отсутствие движения или пассивный образ жизни;
  • получение травм;
  • токсическое воздействие на организм.

Наряду с общими причинами выделяют несколько основных разновидностей стрессового состояния. Это может быть:

  • реакция тревоги;
  • стадия резистентности;
  • истощение.
  • Тревожное состояние — это все функции организма, направленные на борьбу с основным раздражителем. Если негативное воздействие выходит за рамки компенсаторных сил, возможно развитие серьезных осложнений. К примеру, высокое давление может спровоцировать нарушение кровообращения и привести к расстройству сердечного ритма. Эмоциональный стресс высокой интенсивности способен вызвать гипертоническую болезнь, язву, стенокардию или инсульт.

    На стадии резистентности заканчиваются компенсаторные возможности. Организм не справляется со всей тяжестью происходящих событий. В результате этого состояние переходит в стадию истощения. На этом этапе фиксируется снижение выработки гормонов, что может привести к коматозной реакции.

    Все это и есть характеристика стресса, это не обыкновенный процесс, возникающий под воздействием негативных эмоций. Постоянное пребывание в этом состоянии способно привести к серьезным последствиям.

    Общие признаки стрессового состояния

    Под воздействием постоянных конфликтов и стрессов организм испытывает напряжение. Постепенно наблюдается нарастание физиологических признаков. Среди них можно выделить проблемы со сном, сильные головные боли, язвы, болевой синдром в спине, приступы астмы и артрит.

    Психологическая характеристика состояния проявляется в виде потери аппетита, депрессивного состояния и снижения интереса к жизни. Человек просто живет, но при этом его ничего не интересует. При отсутствии помощи данное состояние может усугубиться и привести к тяжелым отклонениям.
    Физиологические проявления стресса способны развиваться и у вполне здорового человека. Однако под постоянным воздействием негативных факторов состояние ухудшается. Конфликты часто становятся причинами нервных перенапряжений, которые влекут за собой серьезные отклонения.

    Развитие стрессовой ситуации и ее течение полностью зависит от человека. Многие люди являются слишком восприимчивыми к различным факторам. Психофизиология стресса скрывается в индивидуальных особенностях самого человека. Неприятные ситуации могут встречаться в любых местах, в этом случае все зависит от стойкости нервной системы.

    Функции стресса способны варьироваться в зависимости от его характера. События положительного характера могут подтолкнуть человека к новым подвигам. Отрицательные эмоции, напротив, влияют на психическое состояние и работоспособность.

    Продолжительное воздействие негативных факторов, в том числе конфликтов и стрессов, может повлечь за собой тяжелые иммунные расстройства. Такое состояние является опасным для человека.

    Физиологические механизмы: часть 1

    Физиологические механизмы стресса определяются рядом различных нервных и нейроэндокринных состояний. Информация, которая поступает от рецепторов к головному мозгу, формирует стойкий очаг возбуждения. Она представляет собой так называемую доминанту, которая управляет всей деятельностью организма.

    Важной частью стресса эмоционального является развитие цепной реакции. Резкое возбуждение гипоталамуса приводит к ускоренной выработке адренокортикотропного гормона. Он, в свою очередь, вызывает выброс адреналина. В совокупности эти психосоматические процессы приводят к развитию многостороннего эффекта. Первым делом реагирует сердце, фиксируется учащенное сердцебиение. Этот процесс наблюдается при гневе, волнении и страхе. Сердце реагирует под влиянием любых эмоций. Вместе с этим фиксируется скачок артериального давления. Это физиология нервного перенапряжения организма.

    За поддержание всех функций отвечает кортизол. Он контролирует уровень сахара и аминокислот на высоких показателях. В условиях сильного напряжения это важно. Кортизол отвечает за стимуляцию расщепления жиров и углеводов. Физиологические механизмы стресса в этом случае работают более слаженно. Однако при уменьшении выработки лимфоцитов вследствие продолжительного нервного перенапряжения отмечаются ухудшения со стороны защитных функций иммунной системы.

    Ряд нарушений со стороны работы желудочно-кишечного тракта часто имеет стрессовую природу.

    Нормальное функционирование организма поддерживается благодаря катехоламинам и глюкокортикоидам. Как только их значение достигает пиковой активности, происходит процесс обратной связи. Организм перестает вырабатывать адренокортикотропный гормон. Это влечет за собой развитие опасных состояний.

    Характеристика стресса хорошо просматривается при продолжительных негативных воздействиях на организм. Длительное влияние может угрожать жизни человека.

    Физиологические механизмы: часть 2

    При развитии обратной или отрицательной связи наблюдается истощение организма.

    На этом этапе важна диагностика стресса, при ее отсутствии состояние человека ухудшается.

    Головной мозг начинает получать интенсивные импульсы, только в этот раз они поддерживают деятельность доминанты. Кровь активно насыщается адреналином, избыточное количество гормонов попадает во многие органы и системы. Это биохимия стресса и всех сопутствующих изменений.

    Нервное перенапряжение высокой интенсивности негативно воздействует на все виды деятельности. Чрезмерное воздействие на организм приводит к снижению уровня работоспособности. Человеку сложно координировать собственные движения и выполнять кропотливую работу. По этому принципу проводится диагностика состояния. Оцениваются не только основные симптомы, но и визуальные проявления нервного перенапряжения.

    Еще одной стороной психологических аспектов стресса является воздействие на когнитивные процессы. Сенсорная чувствительность увеличивается, наблюдаются улучшения со стороны распознаваний сигналов. При этом фиксируются нарушения сложных интегративных процессов. Наблюдаются ошибки памяти, появляются навязчивые идеи, уменьшается мышечная активность.

    Психофизиология стресса — это сложный процесс. Если человек находится под постоянным воздействием отрицательных эмоций, ему необходима медицинская помощь.

    Страдает под влиянием стресса и щитовидная железа, что сказывается на общем самочувствии пациента. Постепенно нарушения охватывают желудочно-кишечный тракт и приводят к развитию других заболеваний.



    nevroz.club

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.

    Основные положения концепции стресса.

    Общий адаптационный синдром.

    Психологические аспекты стресса.

    Три фазы стресса.

    Устойчивость человека к стрессу.

    К чему приводит стресс.

    Способы борьбы со стрессом.

    Список использованной литературы.

    ПОНЯТИЕ СТРЕССА. СТРЕССОРЫ. ВИДЫ СТРЕССА.

    Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

    Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

    Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

    Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма .

    В настоящее время ученые различают:

    — эвстресс: положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

    — дистресс: отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом. Каждый человек способен поддерживать оптимальный уровень стресса, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях стресс может перейти в дистресс. Он характеризуется утомлением, раздражительностью, снижением работоспособности, проявляется в чувстве безысходности, тревоги. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (синдрому хронической усталости, депрессии,) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, повышенному давлению, сердечно-сосудистым заболеваниям и т.д.).

    Что вызывает стресс?

    Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

    Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

    Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

    Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

    Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

    Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

    Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса

    3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА.

    3.1. Общий адаптационный синдром.

    Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).

    Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

    Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В связи с этим процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

    Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

    Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1-ая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет 2-ой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье, и ведет к гибели или к старению и гибели. Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

    При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

    Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

    При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

    Кратковременный стресс — это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

    Длительный стресс — постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

    Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

    works.doklad.ru

    Психофизиология стресса

    Стресс– это состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в экстремальных ситуациях, когда источником стрессового состояния являются стрессоры, или стрессовые ситуации.

    1. Адаптация организма в форме мобилизации ресурсов всех систем организма.

    2. Привлечение энергетических ресурсов для адаптационно перестройки организма.

    1. Психоэмоциональный – или полностью проявляющийся на психическом уровне.

    · когнитивная интерпретация стрессора;

    · субъективное отношение человека.

    2. Физический, или физиологический – источником является физический раздражитель.

    · восприятие внешнего стимула через каналы связи с внешним миром, а также метаболические процессы в организме;

    · объективное изменение условий жизни организма.

    Форма проявления стресса – общий адаптационный синдром (ОАС),т.е. включение защитных механизмов организма с целью приспособления к стрессовой ситуации.

    1. Стадия тревоги:

    — мобилизация защитных механизмов;

    — активизация эндокринной системы.

    2. Стадия сопротивления:

    — поддерживание состояния гомеостаза (равновесия внутренней среды).

    3. Стадия истощения:

    — исчерпание адаптивных механизмов.

    Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда организму. Более того, умеренный стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма и, как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации.

    Вредоносным является дистресс. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям.

    Субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

    Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков.

    Длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.

    Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

    Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Эти факторы являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

    Все факторы, вызывающие производственный стресс, можно условно разделить на:

    · объективные (мало зависящие от личности работника) — вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства;

    · субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека), включающие две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

    В некоторых видах деятельности эти вредные факторы действуют комбинированно.

    К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», явление «психического выгорания», «синдром эмоционального выгорания» и т.д. Под этим явлением понимают состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

    В системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

    Физические и эмоциональные характеристики каждого человека обладают ритмичностью.

    Биологический ритм — это самоподдерживающийся автономный процесс периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Благодаря биоритмам обеспечивается внутреннее движение, развитие организма, его устойчивость к воздействию факторов окружающей среды.

    Борьба противоположностей, обуславливающая движение (развитие), лежит в основе адаптационных процессов, обеспечивающих синхронизацию физиологических функций организма с разнообразными изменениями окружающей среды. Исследование биоритмов позволяет оценивать реактивность, функциональное состояние и адаптационные возможности организма.

    В настоящее время в человеческом организме обнаружено более 500 биоритмов на различных структурных уровнях — клеточном, тканевом, органном, организменном.

    С точки зрения взаимодействия организма и среды выделяют два типа колебательных процессов:

    1. Адаптивные ритмы (экологические) или биоритмы, т.е. колебания с периодами, близкими к основным геофизическим циклам, роль которых заключается в адаптации организма к периодическим изменениям внешней среды.

    2. Физиологические, или рабочие, ритмы т.е. колебания, отражающие деятельность физиологических систем организма (сердцебиение, дыхание и т.д.).

    Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки. Период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически.

    В биоритме всегда присутствуют два компонента:

    · Экзогенный — это воздействие на организм любого внешнего фактора

    · Эндогенный — обусловлен ритмическими процессами внутри организма. Эндогенный ритм непосредственно определяется генетической программой организма, которая реализуется через нервный и гуморальный механизмы.

    Биоритмы имеют внутреннюю и внешнюю регуляцию. Внутренняя регуляция биоритмов определяется функционированием так называемых биологических часов.

    Циркадианная система организма строится по мультиосцилляторному принципу, согласно которому автономные генераторы суточных ритмов объединяются в несколько групп сцепленных осцилляторов, относительно независимых друг от друга, но имеющих иерархическую соподчиненность и синхронизированных по фазе и периоду.

    Мультиосцилляторный принцип организации повышает адаптивную пластичность организма, позволяя эффективно приспосабливаться к различным по временной организации условиям среды.

    Из всего многообразия циклических процессов важное значение имеют суточные и сезонные ритмы. Это связано с тем, что суточная и сезонная периодичности присущи всем уровням биологической организации.

    Состояние организма в период рассогласования циркадных ритмов, их взаимной десинхронизации, получило название – десинхроноза. После сдвига времени сна к непривычным часам десинхроноз вначале вступает в явной форме. Нарушение взаимной слаженности физиологических и биохимических процессов, ответственных за обеспечение глубокого и полноценного сна, приводит к резкому его ухудшению.

    Длительность периодов явного и скрытого десинхроноза определяется величиной фазового сдвига.

    Сменная работа, особенно при нерациональном чередовании смен, может повлечь за собой хронический десинхроноз с характерной для него триадой симптомов: стойкими нарушениями сна, желудочно-кишечными расстройствами, неврозами. Люди, работающие по сменному графику, нуждаются в дополнительном отдыхе, во время которого они обязательно должны придерживаться четкого распорядка жизни, соответствующего естественному чередованию дня и ночи. Это необходимо для того, чтобы стабилизировать положение фаз циркадных ритмов организма, восстановить их нормальную слаженность, в той или иной мере нарушенную в результате переходов из одной смены в другую, и тем самым предупредить развитие хронического десинхроноза.

    Десинхроноз – это стресс в сфере циркадных ритмов, который может быть и вредным и полезным для организма, в зависимости от меры этого состояния:

    — естественная взаимосвязь циркадных ритмов, их четкая взаимная слаженность является основой благополучия организма, залогом его здоровья и высокой работоспособности. Состояние циркадной системы представляет собой надежный критерий общего состояния организма;

    — рассогласование циркадных ритмов по фазе явление диалектически противоречивое. Известная его мера – необходимое условие надежности организма, его устойчивости. Выход за границы этой меры означает переход от нормы к патологии (дистрессу).

    Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества.

    «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» (Ильин). Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности.

    Наиболее изучено влияние на переносимость стрессовых состояний таких свойств личности, как локус контроля, психологическая устойчивость, самооценка, а также доминирующее настроение.

    Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.

    Необходимо уменьшать отрицательное влияние неблагоприятных состояний на деятельность человека и стремиться к тому, чтобы эмоциональное состояние человека было положительно окрашенным.

    Адекватная и своевременно проведенная коррекция психоэмоционального состояния является залогом не только высокой профессиональной работоспособности, но и профилактики психосоматических расстройств. Она создает предпосылки для оптимизации вегетативных реакций на физические нагрузки или, наоборот, для максимальной мобилизации резервных возможностей организма, для переноса части истощающих физических нагрузок в ментальную сферу, а также для формирования условий более продуктивного протекания процессов нормализации функционально перегруженных систем и органов.

    studopedia.org