Психологические особенности детей с психопатией

Психологические особенности детей с психопатией

Коккозева К.Ш., к.п.н. ( Ph . D .), доцент, ВКГУ им. С. Аманжолова

Психологические особенности детей с девиантным поведением

В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома.

Такие отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, непра­вильным, искривленным, испорченным, деликвентным поведением [1]. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся.

Девиантное (от англ. deviation — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами [2]. Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, сни­жению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень сущест­венно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, одним из проявлений психической активности которого будут аффекты.

Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение [3]. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных классах [4].

Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход, предполагающий умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого ученика; в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, поощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.

Синдром аффективной возбудимости у детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте [5]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих аномалий развития. [6]. Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчато­сти, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дра­кам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дисциплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким образом, формировался ситуационный порочный круг, усиливающий дезадаптацию этих детей [7].

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у таких детей не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий.

В коррекционно-психологической работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое главное при обучении — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп­риятий.

Исследователи также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи­ческим фактором этой психопатии является патологическая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Патологические черты характера у этих детей формируются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особенности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склонность к «застреванию» на своих переживаниях [8]. Для этого нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне­ния.

Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враждебного отношения не только к товарищам, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.

Для детей с истерической психопатией наиболее характерен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра­шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич­ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошкольном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара­ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи­вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.

Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстниками им приходится подавлять свои эгоистические тен­денции. Коррекционно-воспитательную работу необходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способности, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со стороны товарищей.

Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми, как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

Основные требования к родителям выдвигает психолог В.И. Гарбузов такие [9]:

— не изнеживать ребенка;

— не воевать с ребенком;

— не капитулировать перед ребенком.

Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говорится, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей вследствие неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта.

В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера. При изучении эмоциональных явле­ний психологи разделяют их в зависи­мости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности [10]. К первой группе относятся настроения — более или менее дли­тельные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.

Итак, в ходе нашего исследования мы выяснили, что причиной детского непослушания является несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно». Это заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.

Главный способ преодоления аффективного поведения — ин­дивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нрав­ственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

1. Воспитание трудного ребенка/ под ред. Рожкова М.И.. — М., 2003.

2. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.

3. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1998.

4. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред. Кумариной Г.Ф. — М., 2002.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

7. Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером//Семья и школа-2000, №2. — стр. 11-13.

8. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2000.

9. Гарбузов В.И. Нервные дети. — М., 1990.

10. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 1979.

www.rusnauka.com

Особенности развития детей с психопатией

Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.

Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у своих детей. Большинство же родителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, пока не произойдет что-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Такие дети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи, так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными.

Вот почему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическую работу. Этим и определяется актуальность нашей работы.

Изучением детской психопатии много занимались ведущие отечественные и зарубежные психологии. Это подтверждает наличие различных точек зрения на причины возникновения и развития психопатии. Взгляды на этот вопрос претерпели изменения, так например, сначала преимущественное внимание уделялось наследственности (Крепелин, Е. Кречмер, Кан, К. Шнейдер, М.О. Гуревич, Е.К. Краснушкин, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухарева и др.). Затем причину психопатий начали искать и в экзогенных вредностях: ранних инфекциях, интоксикациях, травмах нервной системы (Биндер, Кох, Циген, С.С. Корсаков, В. X. Кандинский, Т.А. Гейер, В.А. Гиляровский, О.В. Кербиков и др.). Много данных об этом представили в своих статьях детские психиатры (Нобили, Трамер, Слейтер, А.И. Винокурова, В.П. Кудрявцева, С.С. Мнухин, Т.П. Симсон, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.С. Юсевич и др.).

Наконец, ряд исследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.) причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогенными вредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации, неправильных условиях воспитания.

В целом же, на данный момент у ученых нет единого мнения по данному вопросу, что еще раз говорит о его актуальности и несомненной важности.

Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры .

Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п .

Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и до .

Особенности развития детей психопатов

На развитие психопатического ребенка влияние оказывает, прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в формировании психопатии в последние годы приобрел значительную остроту.

Как известно, социальная среда оказывает доминирующее влияние на формирование как здоровой, так и аномальной личности.

В исследованиях В.А. Гиляровского, В.Н. Мясникова; В.П. Осипова, Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой, В.В. Ковалева и др. указывается на сложные причинно-следственные связи, диалектическое единство социального и биологического факторов в формировании психопатии[4]. Развитие психопатической структуры не может быть объяснено только биологической аномалией. Характер биологической недостаточности мозга определяет лишь основной тип аномального структурного фонда, реализация которого будет зависеть от условий социальной среды, стимулирующей либо тормозящей имеющееся предрасположение.

Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительно более сложными, чем в норме. С одной стороны, аномальный ребенок в силу пониженной способности к самоуправлению сама будет являться источником конфликтной ситуации, в свою очередь вновь усиливающей дезадаптацию психопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальной среде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований[5].

Таким образом, структура аномальной психической личности содержит компоненты, обусловленные как первично-биологическими факторами, так и сложными образованиями, сформированными в результате трудностей взаимодействия с окружающей средой. Во всех этих случаях среда выступает как необходимое условие формирования (либо сглаживания) аномальных черт.

Клиническое изучение психопатий позволяет сделать вывод о возможности диагностики многих психических аномалий и на ранних стадиях детского возраста[6]. Несмотря на то, что психика ребенка находится в процессе формирования, каждому из возрастных этапов присущи свои психические особенности, как в норме, так и патологии. Знание последних способствует ранней диагностике и коррекции психической аномалии.

Динамика изучения психопатии в детском возрасте и своевременное применение медико-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий у взрослых.

Если обратиться к непосредственному рассмотрению детей-психопатов, то можно отметить следующие общие особенности их развития:

1. Жалобы семьи и школы на таких детей сводятся к тому, что такие дети двигательно беспокойны, вспыльчивы, раздражительны, грубы и развязны не только со сверстниками, но и со старшими, не терпят запретов, недисциплинированны. Они уклоняются от посещения школьных занятий, бродяжничают, обманывают. Пониженная работоспособность и плохая дисциплина, часто отмечаемые у таких детей, делают невозможным обучение их в массовой школе.

2. Анализ специалистами клинических историй болезни таких детей показывал, что возникновение патологических черт в поведении большинства из них было обусловлено, с одной стороны, влиянием различных вредностей во внутриутробном, родовом и раннем послеродовом периодах развития (токсикоз беременности, родовая травма с асфиксией плода, тяжело протекающие дистрофические и инфекционные заболевания первых лет жизни) и, с другой – неблагоприятными условиями воспитания (безнадзорность, частые внутрисемейные конфликты и пр.)[7].

3. Появление первых признаков заболевания у большинства детей относится к периоду раннего детства, когда в яслях, детском саду отмечаются чрезмерная подвижность, плаксивость, неумение ладить со сверстниками. Указанные особенности поведения усиливались в школьном возрасте.

4. В психическом состоянии всех детей-психопатов преобладают черты двигательной расторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, неспособности к систематизированной деятельности, патологическое усиление инстинктивных проявлений.

Информация по теме:

Выводы
Разные авторы, в разное время по — разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость — это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятель .

Владение и собственность
Проблема владения вызывает заметный интерес в психологической литературе. Многие авторы пытались понять, как личная и социальная идентичности связаны с объектами владения. Камптнер (Kamptner, 1989, 1981) обсуждает значение некоторых катег .

Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В .

www.psychologyrise.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ДИСГАРМОНИЧНЫМ СКЛАДОМ ЛИЧНОСТИ

История психолого-педагогического изучения, предмет и задачи психологи детей с дисгармоничным складом личности

Дисгармоничный психическое развитие — это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорция развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере при первично сохраненном интеллекте.

Предметом области специальной психологии лиц с дисгармоничным складом личности является изучение своеобразия психического развития детей и подростков с дисгармоничным складом личности и определения путей психолого-педагогической помощи им [1, с. 359].

Основными задачами являются:

• разработка методов, направленных на раннее выявление признаков патохарактерологические развития ребенка;

• описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарактерологические развития;

• разработка системы психолого-педагогических методов коррекции и профилактики патохарактерологические развития в детском возрасте [1, с. 359].

Изучение вопросов дисгармоничного развития личности было начато и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии».

Психиатрия карта, или пограничная — раздел психиатрии, изучающий пограничные нервно-психические расстройства, неврозы, неврозоподобные состояния, психопатии и реактивные состояния непсихотического уровня.

В 1835 г.. Джеймсом Причард были описаны случаи «морального слабоумия». Позже такие состояния были обозначены термином «психопатия».

Французский психиатр Бенедикт Морель в 1857 одним из первых описал психопатические личности и определил ее склонность к неправильной социального поведения при сохранении умственных способностей.

В 1877 г.. Модели ввел понятие «Патологический развитие» по ряду состояний психики, которые, по его мнению, не будучи собственно психическими расстройствами, является пограничными состояниями.

Начало учения о психопатии относится к 80-90-х pp. XIX в. и связано с именами X. Кандинского, В. Бехтерева, Э. Коха, С. Корсакова, Э.Крепелина.

В 1921 г.. Э. Кречмер предложил критерии сходства клинико психологической картины ряда психопатий с особенностями лица при шизофрении, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом основании выделял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилептоидные психопатии.

Дальнейшее развитие учения о психопатии шел, с одной стороны, в направлении уточнения и дифференциации клинических типологий (П. Ганнушкина, О. Кербиков, Г. Сухарева, В. Ковалев), а с другой стороны, был направлен на разработку учения о лицах, имеют пограничный (акцентуированный) характер (К. Леонгард, А. Личко).

Последнее направление дал толчок исследованиям по созданию системы психолого-педагогических методов профилактики, выявления и коррекции этих состояний (Э. Александровская, С. Беличева, И. Гильяшева, И. Коробейников и др.).

Клинико-психологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском и подростковом возрасте

Показательными моделями дисгармоничного психического развития является психопатии, акцентуированные типы характера и патологические формирования личности.

Психопатии

Решающее значение в происхождении психопатий предоставляется врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Ганнушкина в 1933 году. Писал, что «учение о психопатии имеет не только вузькомедичне, но и социальное значение».

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделена специальная рубрика (F90-F98) под названием «Поведенческая и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском возрасте» [1]. К ним относятся:

F90 — СДВГ, которые проявляются у ребенка с раннего возраста и характеризуются чрезмерно активным поведением, но с недостаточной настойчивостью.

F91 — расстройства поведения, характеризующихся устойчивым типом диссоциальное, агрессивной или вызывающего поведения.

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций, которые проявляются в сочетании устойчивой агрессивной, диссоциальное или вызывающего поведения с явными или заметными симптомами депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений.

F93 — эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста, которые проявляются в невротических расстройствах, возникших в детском или подростковом возрасте.

F94 — расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста. Это наиболее гетерогенная группа расстройств, для которых общими являются нарушения в социальном функционировании, которые начинаются в период развития ребенка.

F95 — Тикозни расстройства, где преобладающим проявлениями какой-либо разновидность тика.

F98 — Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. К ним относятся неорганический энурез, неорганический энкопрез, расстройства питания, стереотипные двигательные расстройства и др.

Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния называются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

Выделяют три основных признака психопатии:

• тотальность патологических черт, то есть их одинакова присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

• относительная стабильность во времени: малая склонность изменениям в течение жизни человека;

• социальная дезадаптация человека [3, с. 27].

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности при психопатических синдромах, неоднозначны.

Систематика психопатий представляет значительные трудности. Это связано с рядом факторов, к которым относятся:

Многообразие психопатических вариантов развития личности.

Промежуточное положение психопатических вариантов развития личности между нормой и психическими заболеваниями.

Кроме того, большое значение имеют и социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладываются в клиническую терминологию.

Этиология психопатий обширна, она может быть связана либо с генетическими, наследственными факторами, или с эндогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Возможно формирование психопатий под воздействием длительных и деформирующих развитие личности ребенка факторов среды, например, ранняя психическая депривация, острые и пролонгированные психогении и тому подобное.

В отечественной психиатрии классификация психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Сухарева выделяет три группы психопатий : конституциональные, органические и смешанные [3, с. 30].

1. Конституциональные (ядерные) психопатии , как правило, имеют конституциональную (наследственную) предрасположенность в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «тяжелого» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от доминирующей диспозиции лица формируются различные формы психопатий:

Дисгармоничный развитие детей с психопатическими синдромом по шизоидном типа проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к своим родным и близким. Ядерной свойством их личности является аутизм. Однако, их аутистические установки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как при шизофрении, присущим является замещено общения. Например, вместо общения с детьми они предпочитают общению со взрослыми, а вместо игры наблюдается ранняя фиксация на интеллектуальных интересах. им присуща своеобразная асинхронии психического развития уже с раннего детства. Развитие речи опережает развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания.

Психопатического развитие у детей с эпилептоидные типу проявляется в устойчивых характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности эмоций.

Циклоидный тип психопатического развития отличается выраженной склонностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивной к повышенному маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в чрезмирний товарищества, которые сменяются подавленностью, апатией.

Психопатического развитие по психостеничним типом в детском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах и тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

Истерический психопатического развитие наиболее часто встречается в детском возрасте, чем другие формы. Он проявляется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости и демонстративной поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Она проявляется в стремлении признание, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгармонии.

Психопатического развитие по неустойчивому типу может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, неустойчивость моральных принципов, социально-негативные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционного генеза, так и органического.

2. Краевые, или приобретенные психопатии возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е. Блейлер, М. Гуревич, В. Гиляровский, А. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, принимают характер психопатий. В современной литературе в качестве такого психологического состояния, что обуславливает резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство.

3. Органические психопатии развиваются как следствие действия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредных факторов (тяжелый токсикоз беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощая соматические заболевания и т.д.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогений, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе). Г. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбуждаемые (эксплозивные) и безгальмивни . При первом (возбуждающему) типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на замечания у детей и подростков возникают бурные реакции протеста, убегания из дома, школы. Для органических психопатов непосредственно тормозного типа характерен повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, к импульсивным сексуальным эксцессам, к попрошайничеству.

Однако, не отрицая все вышеизложенное, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результатом нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в виде конституции или органической патологии), так и внешних (в виде неблагоприятных условий воспитания).

Динамика формирования психопатических синдромов проходит три этапа.

На первом этапе появляются отдельные патологические реакции у ребенка, носят неустойчивый характер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте.

На следующем этапе появляются более длительные патологические состояния: высокая аффективность, склонность к попрошайничеству.

На третьем этапе наблюдается формирование психопатии как устойчивой девиации поведения. Например, клептомания, патология сексуальных влечений.

studbooks.net