Психологический стресс его особенности

Стресс и его особенности. Способы и приемы снижения тревоги перед экзаменом

Психологические науки

  • Игебаева Фания Абдулхаковна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Мухаметзянова Карина Руслановна , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
  • ЭКЗАМЕН
  • СТРЕСС
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
  • Похожие материалы

    Стресс – эмоциональное напряжение, возникающее в ответ на сильные физические или психологические нагрузки. Особенность стресса в том, что он действует шире, чем сама нагрузка. Например, после длительной физической нагрузки человек испытывает мышечную усталость и это естественно, но в стрессовой ситуации возникает также эмоциональная усталость. Чувство опустошенности, исчезновение желаний и интересов. И, наоборот, при сильном эмоциональном воздействии можно ощутить себя физически разбитым, вымотанным [1].

    Основные черты психического стресса:

    • стресс – состояние организма; его возникновение означает, что организм вступил во взаимодействие со средой;
    • стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; для его возникновения, организм должен почувствовать угрозу.
    • Так как стресс возникает при восприятия угрозы, то в его основе в конкретной ситуации лежат субъективные причины, связанные с индивидуальными особенностями индивидуума.

      Стрессорами могут быть как физические раздражители, так и психические, они могут быть реально действующими, и вероятные.

      Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

      Таким образом, существуют стадии стресса.

      Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

      1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
      2. максимально эффективная адаптация;
      3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса [2].

      Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

      Рассмотрим более конкретную ситуацию, например, стресс у студентов и школьников на экзаменах [2; 4].

      Стресс экзаменационный имеет физические, эмоциональные и поведенческие признаки.

      К физическим относятся, например:

    • бессонница;
    • диарея;
    • головные боли;
    • учащенное сердцебиение;
    • тошнота;
    • кожный зуд;
    • сыпь на теле;
    • потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода.

    К эмоциональным относятся:

  • подавленное настроение;
  • гнев;
  • импульсивность;
  • нарушение памяти;
  • раздражительность, слёзы;
  • агрессия, непредсказуемое поведение.
  • К поведенческим признакам относятся:

  • кусать ногти;
  • морщить лоб;
  • крутить волосы;
  • нервный смех;
  • дергание ногой [4].
  • Рассмотрим, основные способы снижения тревоги в стрессовой ситуации.

    Простым, но очень эффективным способом борьбы со стрессовой ситуацией является – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку правильно настроиться на предстоящую работу, добиться спокойствия и уверенности при этом.

    Второй способ противостояния стрессу, это релаксация. Т.к. состояние тревоги чаще всего связано с мышечным напряжением, то иногда, чтобы добиться спокойствия достаточно бывает просто расслабиться, расслабить свое тело.

    И наконец, справиться с тревожными мыслями помогает медитация. Это значит, что нужно глубоко сосредоточиться на одном объекте, и такое состояние позволит обрести душевный покой и равновесие.

    На самом деле, это лишь некоторые советы, которые могут помочь справиться с тревогой внутри себя. Главное нужно верить в свои силы и стараться всегда сохранять спокойствие [3; 5].

    Список литературы

    1. Гумеров И.Р. Социальная компетентность [Текст]: учебник / И.Р. Гумеров. – Санкт-Петербург: Детский кризисный фонд Гумерова, 1999. – 418с.
    2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст]: учебник / М.Ю. Чибисова. – Москва: Генезис, 2008. – 130-134с.
    3. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе.
    4. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.
    5. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. — С. 94-95.
    6. Надежда Попова. Стресс и пути его преодоления [Электронный ресурс] / Надежда Попова. – Режим доступа: http://psy.passion.ru/v-ladu-s-soboi/uverennost-v-sebe/kak-spravitsya-so-stressom-vo-vremya-ekzamenov.htm?full
    7. Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru

      29. Стресс и его особенности.

      Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию — стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода — холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

      Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

      Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт — улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

      При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

      Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни».

      Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

      Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»)

      30. Формы переживания чувств. Виды чувств.

      Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

      Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т. е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т. п.).

      Эмоциональное состояние– непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

      Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т. п.

      Страсть– стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

      Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

      Аффект– стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).

      Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

      Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.

      Структуру чувств составляют эмоции ипонятия. Приведем пример: чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен владеть понятием Родины. Если у него нет этого понятия, он им не владеет, то нет смысла говорить о чувстве. У животных отсутствуют понятия, поэтому говорить о чувствах животных – полная бессмыслица, им присущи только эмоции. Наши чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулирующую.

      Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

      Регулятивная функция чувств связана с тем, что переживания определяют поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального побуждения или его нарастание. В первом случае сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.

      Обычно чувства подразделяются на положительные иотрицательные. Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность.

      Принято выделять также низшие и высшие чувства.

      Высшие чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

      Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

      Чувства также подразделяются на стенические иастенические.

      Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие активность.

      Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).

      Амбивалентность объясняется конфликтными, сложными обстоятельствами, в которых приходится действовать людям.

      В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность; с другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.

      Физические потребности (в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом: одежда может быть одновременно как физической, так и эстетической потребностью. То же можно сказать о пище, жилье и т. п.

      Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей вызывает соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.

      Таким образом, чувство является одним из основных психических отражений, которые свойственны человеку.

      studfiles.net

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Транскрипт

      1 Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Н.С. Фонталова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Иркутск Издательство БГУЭП 2010

      2 УДК (075.8) ББК 52.5я7 Ф 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета Байкальского государственного университета экономики и права Рецензенты д-р психол. наук, проф. А.Д. Карнышев; канд. психол. наук Е.А. Иванова Ф 78 Фонталова Н.С. Психологический стресс и его проявления в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / Н.С. Фонталова. Иркутск: Издательство БГУЭП, с. ISBN Рассмотрены теоретические основы психологического стресса, его фазы, стресс-факторы их виды и характеристики, а также особенности стресса в профессиональной деятельности. Представлен обзор психодиагностических методик и методов преодоления стресса. Для студентов всех форм обучения по специальности «Психология», обучающихся на факультете психологии всех форм обучения, а также для практикующих психологов в области экономики и управления. ББК 52.5я7 ISBN Фонталова Н.С., 2010 Издательство БГУЭП,

      3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 4 Глава 1. Теоретическое исследование психологического стресса и стресс-факторов Понятие «психологический стресс» и подходы к его изучению Профессиональный стресс Стресс-факторы, их виды и характеристика. 16 Глава 2. Методы психодиагностики стресса. 22 Оценка нервно-психического напряжения. 22 Измерение степени выраженности астенического состояния. 27 Тест опросник «Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии». 29 Методика «Самооценка эмоциональных состояний». 30 Тест — опросник «Оценка настроения». 32 Тест — опросник «Определение уровня депрессии». 34 Тест «Выявление типа личности». 37 Тест на стрессочувствительность. 38 Тест «Умеете ли вы быть счастливым?». 40 Тест «Умеете ли вы радоваться?». 42 Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона). 43 Тест «Развитие профессионального выгорания» (В.В. Бойко). 44 Глава 3. Методы преодоления стресса. 46 Задание для самопроверки. 55 Примерные темы для докладов. 64 Список использованной литературы

      4 Введение Проблема стресса в настоящее время приобретает все большую актуальность. Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в профессиональной. Результатом этого является рост заболеваний «стрессовой этиологии», нарушение трудоспособности активной части населения, потеря квалифицированной рабочей силы, различные формы «личностного неблагополучия». Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста. Одна из причин стресса у детей ожидания наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе. Стресс у детей может быть вызван плохой адаптацией среди сверстников. У студентов чаще всего стрессовое состояние связано со сдачей экзаменов. У более взрослых людей причинами стресса могут быть экстремальные ситуации, к которым относятся всевозможные техногенные аварии, природные катаклизмы, попадания человека в места лишения свободы, физическое, психологическое и сексуальное насилие; семейные проблемы, трудности на работе, проблема одиночества, выход на пенсию. Проблема психологического стресса и его профессиональных особенностей занимает важное место в подготовке будущих специалистов-психологов. Данное учебно-методическое пособие направлено на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирование умений и навыков, самопознание и самонаблюдение, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности студентов. В пособии раскрываются следующие основные темы: понятие психологического стресса, особенности стресс-факторов, методы психологической диагностики стресса, способы управления стрессом. Учебно-методическое пособие разделено на три главы. Освещаемые в первой главе понятия, закономерности и теоретические положения составляют круг необходимых знаний, которые могут быть полезны студентам, а также практикующим психологам. Предлагаемые во второй главе психодиагностические методики могут способствовать детальному рассмотрению стрессовых состояний, стрессфакторов и особенностей профессионального стресса. В третьей главе представлены практические разработки, способствующие выходу из стрессовых состояний. Прилагается список рекомендуемой литературы, которая может оказать существенную помощь в изучении этой проблемы. 4

      5 Глава 1. Теоретическое исследование психологического стресса и стресс-факторов 1.1. Понятие «психологический стресс» и подходы к его изучению Термин «стресс» (от англ. stress давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях [24]. В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор», «стрессоген». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния[1, 2, 3, 6, 9]. В связи с отсутствием общей психологической теории стресса нет и общепринятого его определения. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, страх. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избега- 5

      6 нию, агрессии, принятию решения об устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация». Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределены. Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое «психическая напряженность». В психологической структуре психической напряженности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. Понятие психическая напряженность обычно разделяют на два вида операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности. Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней[1, 3,6, 9, 31, 32]. Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности. В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности. Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения. Теория стресса впервые была предложена Гансом Селье в 1936 г., опубликована в 1950 г., а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора. 6

      7 В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях [24 ]. 1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма. 2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной. 3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня стрессоустойчивости организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. 4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса их истощение может привести к заболеванию и смерти. Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом. Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень сопротивляемости организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем. Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитноприспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме. Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о суще- 7

      8 ствовании двух мобилизационных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л. Л. Китаев-Смык многими исследователями. Также Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение итог всех стрессов, которым подвергался организм человека в течение своей жизни. Оно соответствует фазе истощения общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно будете справляться с ней [24]. В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, то есть, стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования. Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей фиксировалось на физиологических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психологическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно систематизированных исследований по оценке динамики и сопряжения физиологических реакций организма с характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние социально-психологических и поло-ролевых факторов в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса. Эта теория также не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени неблагоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других [24]. Многочисленными последующими исследованиями отчетливо показано, что механизм неспецифической сопротивляемости организма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Однако, критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные ее положения, сколько раздвигали 8

      9 рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития [6, 9]. Идеи стресса довольно быстро охватили психологические исследования, особенно после выступления Г. Селье перед Американской Ассоциацией психологов в 1955 г. Данная концепция стресса оказалась очень популярна в психологическом мире по причине своей содержательной полноты, она, по сути, вобрала в себя все то, что определяется понятиями тревога, конфликт, эмоциональный дистресс, угроза собственного «Я», фрустрация, напряженное состояние и т. п. Кроме того, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями [24]. Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенность проявления. К числу основных, этапных теорий и моделей стресса, можно отнести следующие [1, 2, 3, 6, 9]. 1. Генетически-конституционалъная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу. 2. Модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения. 3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния 3. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни». 4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней. 5. Междисциплинарная модель стресса. По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, 9

      10 психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования. 6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. 7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление (coping) борьба с ситуацией, 2) защита (defence) борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями. 8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Г. Селье была модифицирована Б.П. Доренвендом, который рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. Автор под стрессорными понимает, прежде всего, социальные по своей природе факторы, такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису. 9. Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями. 10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Понятие такой проблемы они определяют как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма, если проблема не решается напряжение сохраняется или даже нарастает развивается стресс. По мнению авторов способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека его общих возможностей по разрешению различных проблем, 2) личного энергетического потенциала, необходимо- 10

      11 го для решения конкретной проблемы, 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения, 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему, 5) типа выбранного реагирования защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса Профессиональный стресс В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [3, 23, 26, 27, 31, 32]. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) ученые, архитекторы, ремонтники, они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику. На рисунке 1 представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов[3]. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы. 11

      12 Система труда: 1. Содержание работы 2. Организация труда 3. Средства труда, технология 4. Условия труда Стрессовые реакции: 1. Эмоциональные 2. Физиологические 3. Поведенческие Последствия стресса: 1. Соматические и психические заболевания 2. Нарушения эффективности и надежности деятельности 3. Профессиональные и социальные конфликты Индивидуальные характеристики человека: 1. Личность 2. Когнитивные процессы 3. Состояние здоровья 4. Знание, навыки, опыт Рис. 1. Общая модель профессионального стресса (по В.А. Бодрову) Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражении в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека. Особенно выражена отмеченная взаимосвязь этих двух форм стресса в управленческой деятельности руководителя, которой присущи все возможные аспекты развития профессионального стресса (в его профессиональной, социально-ролевой, организационной, экономической, психологической составляющей) и психологического стресса (когнитивной регуляции информационноэнергетических и поведенческих процессов и реакций). Но в управленческой деятельности имеется ведущий компонент взаимодействие человека с другими людьми, который, по-видимому, определяющим образом влияет на развитие психологического стресса у руководителей и который, ни в одной из рассмотренных теорий не был предметом пристального изучения в связи с проблемой стресса. 12

      13 Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию. Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности: — Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места; — Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; — Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации. Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др. [1, 2, 3, 10, 13, 14, 15, 19, 20, 27]. Н.В. Самоукина выделяет такие виды профессионального стресса (дистресса) [23]: 1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает инфор- 13

      14 мационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров. 2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких. 3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования. P.T. Wong [цит. По 3] предложил следующую классификацию жизненного стресса: — внутриличностный стресс; — межличностный стресс; — личностный стресс; — семейный стресс; — рабочий стресс; — экологический стресс; — финансовый стресс; — общественный стресс. Феномен профессионального выгорания Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности [26]. В.В.Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [цит. по10]. Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию 14

      15 в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях [31, 3]. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя: — эмоциональное истощение; — деперсонализация; — редукция персональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе [31]. В связи с этим феномен синдрома выгорания может быть рассмотрен в аспекте практической, профессиональной деятельности. Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных профессий системы «человек человек». Помимо представителей данной группы профессий (педагогов, психологов, врачей, социальных работников), этот синдром отмечается у биржевых маклеров, продавцов и представителей ряда других профессий, испытывающих длительные эмоциональные перегрузки. Степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником [31]. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса: 1.раздражительность в деловом общении — причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто «собака громко лает от страха»); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п. 2.коммуникативная агрессия (главная причина — стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных 15

      16 формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение) [3, 23, 27] Стресс-факторы, их виды и характеристика Стресс является составной частью жизни каждого человека и он может возникать в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить способности и ресурсы индивида. Что является причиной стресса? Первой частью ответа на этот вопрос будет «стрессор». Вторая часть это «стрессовая реактивность». Стрессор это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности. Пещерному человеку, завидевшему неподалеку голодного льва в поисках добычи, было необходимо реагировать быстро. Тем пещерным людям, которые оказывались недостаточно шустрыми или сильными для того, чтобы справиться с ситуацией, уже не приходилось беспокоиться о грядущей угрозе. Они просто становились завтраком для льва. Реакция борьбы или бегства была необходима, а ее скорость — жизненно важна для человека. В современном обществе мужчины и женщины также прибегают к реакциям борьбы или бегства, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Периодически нам встречается информация о суперлюдях и об их подвигах, совершенных в стрессовых ситуациях — например, один человек поднял тяжелую машину, чтобы освободить другого придавленного ей. Однако есть менее экстраординарные примеры реакции борьбы или бегства в нашей жизни. Когда вы переходите с тротуара на проезжую часть, не замечая приближающего автомобиля, а потом слышите, что водитель вам сигналит, вы мгновенно отпрыгиваете назад на тротуар. Ваше сердце бьется сильнее, дыхание сбивается с ритма, вы покрываетесь испариной. Это проявление вашей реакции на стрессор, на угрозу попасть под колеса автомобиля. Названные признаки говорят о том, что ваше тело было готово к быстрым и активным действиям. В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Совокупность факторов, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его поведение в экстремальных условиях, названа в литературе стрессорами или стрессогенными факторами т.е. это факторы, вызывающие у человека стрессовые реакции и болезни, они же в определенных условиях являются причинно следственными[1, 3, 9, 15, 19, 29, 26]. Выделяют следующие стрессоры: 1. повседневная напряженная профессиональная деятельность, сюда входят особенности различных сфер деятельности. 2. деятельность в экстремальных условиях (чрезвычайные обстоятельства социально политического характера, чрезвычайные происшествия криминального характера); 16

      17 3.семейная жизнь (любовь, развод, женитьбы, рождение ребенка, смерть или болезнь близких людей); 4.морально нравственного характера (угрызения совести, ответственность за жизни и здоровье, как невинных людей); 5.смешанного происхождения (необходимость уйти в отставку и адаптироваться к иным условиям жизни, сексуальная дисгармония, болезни, необходимость хирургического вмешательства, неудовлетворения материальные потребности и др.); Вышеуказанные стрессоры могут отличатся между собой по времени действия на организм человека. По времени действия стрессоры бывают: 1. Стрессоры с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких суток): — вызывающие страх; — темпа и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения); — вызывающие тревогу и неприятные физические ощущения (боль, усталость, обусловленные неблагоприятными метеоэкологическими условиями, пожарами, наводнениями, отравляющими веществами); — отвлечения внимания, неудачных действий (просчет в оценке ситуаций, ошибка в технике движения). 2. Стрессоры с длительным движением (от нескольких месяцев до нескольких лет): — нагрузки, порождающие усталость (охрана ценностей, монотонность условий труда, необходимость постоянно выполнить требования начальника в ограниченные сроки т.д.) — изоляции (длительные командировки в напряженных условиях). — войны. По характеру воздействий на органы чувств человека стрессогенные факторы делятся на: 1. визуально психологического ряда (смерть близких, сослуживцев); 2. слухового ряда (гул, рев, грохот, стрельба); 3. осязательно обонятельного ряда (вибрация, запахи газа и трупов, холод, жара и т.д.). Стрессоры, связанные с профессиональной деятельностью включают в себя: — организационные проблемы или плохие условия работы (плохая организация работы). — нечеткие служебные обязанности (необходимость постоянно отвлекаться от главной задачи для выполнения подсобной работы, которая вызывает чувства гнева и раздражения). — сверхурочные и неудобные часы работы. — низкий статус, маленькая зарплата и плохие перспективы служебного продвижения. 17

      18 — ненужные ритуалы и процедуры (множество документов, требующих оформления и другой бумажной работы). — большие нагрузки. — низкая заработная плата. — плохие отношения с коллегами — неопределенность и небезопасность(частые перемены, нестабильность) [29]. Стрессогенные стили мышления: Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. 1. «Черно-белое мышление». Мир видится в черно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «все» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью. 2. Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтвержденный) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, всегда». 3. Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. 4. Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на плохие стороны жизни и упорно игнорирует позитивные моменты. 5. Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчет себя, работы, профессии и т. д. при этом не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует. 6. Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе и другим людям неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. 7. Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой все пространство сознания. Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у всех людей и очень важно уметь переключаться на более конструктивные мысли [9]. Но в любом случае, как утверждал Г. Селье, независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково [24]. Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотки крови. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье. Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии 18

      19 (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей длительность и степень — длительность является наиболее важным. Например, если вы проснулись и обнаружили, что будильник не прозвенел и не разбудил вас, и вы опаздываете на работу, то этот стрессор изменит ваше физиологическое состояние. Если вы в спешке налили слишком много молока в свою кашу, то этот факт изменит ваше состояние еще больше. Далее, вы садитесь в машину и понимаете, что бензин кончился. Вам знакомы такие деньки? Вид летящей на вас машины производит более сильное впечатление, чем какой либо повседневный стрессор, например опоздание на работу. Однако значение имеет длительность временного промежутка, в течение которого тот или иной стрессор действует на вас. Именно этот показатель делает стрессы наиболее вредоносными. Мы будем определять стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реактивности. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность. Чтобы лучше понять это, представьте следующую ситуацию: двух человек уволили с работы. Для первого это катастрофа: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за жилье?» Второй воспринимает увольнение более спокойно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, по правде говоря, мне никогда не нравилась эта работа. Это послужит стимулом, чтобы подыскать работу мне по душе. К тому же я усердно трудился, и мне нужно отдохнуть. Теперь у меня есть время на это». Как вы видите, стрессор (увольнение) обладает способностью к инициации физиологического возбуждения, но к такому результату привел лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению этот человек переживает стресс. Второй человек тоже столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологическое возбуждение не произошло. И это человек не подвергся стрессу. Факторов, вызывающих стресс существует множество. Но следует помнить, что источниками стресса могут быть не только негативные события, но позитивные. Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующей стресс-реакции, но если под влиянием стресс-факторов все, же возникает стрессовая реактивность, то изменения наблюдаются как в системах организма, так и на уровне сознания. В стрессовой ситуации, на разных стадиях ее, развития можно выделить целый ряд особенностей, затрагивающих когнитивную и эмоционально-волевую сферы, а также поведения индивида в целом [9,10, 31]. Так, в познавательной сфере можно наблюдать следующие когнитивные эффекты, как в комплексе, так и в виде отдельных реакций: — уменьшается концентрация и объем внимания; — увеличивается отвлекаемость; 19

      20 — страдает качество восприятия; — ухудшается кратковременная память (ухудшается воспроизведение информации, сокращается объем памяти); — скорость ответов становиться непредсказуемой; — увеличивается частота ошибок при решении мыслительных задач. Надежность решений становиться низкой; — ослабевает сила организации долговременного планирования; — страдают сложные формы целенаправленной деятельности; — ухудшается мыслительная деятельность (ослабевает критическое мышление, мышление становиться иррациональным); — возрастают иллюзии. Кроме перечисленных явлений следует отметить поведенческие и эмоциональные реакции. А именно: — нарастает общее психологическое напряжение вследствие усиления мышечных сокращений; — возрастает болезненная мнительность; — усиливаются личностные проблемы; — изменяются личностные характеристики, люди начинают демонстрировать свои недостатки; — ослабевают моральные и эмоциональные ограничения; — проявляются депрессивные состояния, состояние беспомощности (возникает ощущение невозможности повлиять на жизненные события); — резко падает самооценка; — проблемы со сном (нарушается картина сна, бессонница или прерывистый сон); — высокий уровень тревожности; — раздражительность или вспышки гнева (человек становиться конфликтным); — сверхбдительность (человек пристально следит за тем, что происходит вокруг, словно он находиться в постоянной опасности); — преувеличенное реагирование (при малейшем шуме, стуке и т.д. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит); — возрастание речевых проблем (заикание, нерешительность в общении); — ослабевают заинтересованность и энтузиазм; — наблюдается уклончивость в поведении; — злоупотребление наркотическими, лекарственными препаратами и алкоголем; — снижается уровень энергетического обеспечения поведения; — ответственность переноситься на других; — игнорируется новая информация; — появляется причудливость в поведении; — решение проблем осуществляется поверхностно; — делаются заявления о возможности самоубийства. 20

      21 Как мы видим, стресс может, проявляется очень многообразно, и все системы организма, так или иначе, реагируют на вредные воздействия. Когда стрессор воздействует на организм, начинается выработка гормонов, которые вызывают изменения в физиологическом состоянии. Физиологические симптомы стресса: 1. учащенный пульс, ускоренное сердцебиение; 2. повышенное потоотделение; 3. напряжение мышц рук, ног, лица; 4. учащенное дыхание; 5. «блуждающие» боли в сердце и спине; 6. ненасытные желания (есть, пить, курить); 7. приступы головокружений, потемнение в глазах 8. постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления; 9. сонливость днем; 10. тошнота, диарея, запоры; 11. высокая подверженность простудным заболеваниям, гриппу и другим инфекциям; 12. приступы астмы; 13. судороги; 14. утомление; 15. кожные сыпи 16. чувство нехватки воздуха на вдохе. 21

      22 Глава 2. Методы психодиагностики стресса Оценка нервно-психического напряжения Для проведения исследования можно использовать опросник нервнопсихического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-логического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время». Опросник нервно-психического напряжения (НПН) 1. Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе; в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе. 2. Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе. 3. Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела; б) ощущение тепла, повышения температуры тела; в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство. 4. Состояние мышечного тонуса: а) обычный мышечный тонус; б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения; в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор). 5. Координация движений: а) обычная координация движений; б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы; 22

      23 в) снижение точности движений, нарушение координации ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности. 6. Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений; в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела. 7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца; б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе; в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце. 8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе; б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе подсасывание в подложечной области чувство легкого голода, периодическое «урчание»; в) выраженные неприятные ощущения в животе боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды. 9. Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений; б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе; в) значительные изменения дыхания одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле». 10. Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений; б) умеренная активизация выделительной функции более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть); в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть. 11. Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение без каких-либо изменений; б) умеренное усиление потоотделения; в) появление обильного «холодного» пота. 12. Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений; б) умеренное увеличение слюноотделения; в) ощущение сухости во рту. 13. Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук; б) покраснение кожи лица, шеи, рук; 23

      docplayer.ru