Психологический стресс у подростков

3 способа, как помочь подростку справиться со стрессом

Наиболее часто повышенная тревожность встречается у подростков в возрасте 13-18 лет. Особенно сильный уровень стресса они испытывают во время учебного года. Показатели в разы превышают взрослые! И большинство из подростков (более 80 процентов) не получают при этом никакого лечения.

Что способствует таким высоким показателям подросткового стресса? Спросите у любого тинейджера и вы, скорее всего, услышите одну из причин ниже.

ТОП-5 причин стресса у подростков:

– Школа/Домашнее задание;
– Родители/Семья;
– Общественная жизнь/Дружба;
– Время;
– Внеклассные мероприятия/Спорт.

Мы живем в условиях сумасшедшей гонки за успехом, не удивительно, что современные подростки подвержены стрессу даже больше, чем взрослые. Им приходится сталкиваться с огромным количеством вызовов, а практических навыков, как бороться со стрессом, у многих из них нет.

Молодежь, которая не знает здоровых методов преодоления трудностей, может прибегать к деструктивным методам, таким как употребление наркотиков, самотравмирование, распущенность и другим импульсивным и рискованным способам поведения.

Как мы можем помочь подросткам снизить стресс? Ответ на этот вопрос исходит не от какого-либо академика или научного источника. Ответ кроется в абсолютно простых истинах.

Три основных способа борьбы со стрессом и тревожностью

1. Питание

Тело нуждается в топливе, чтобы выжить, и плохое топливо приводит к снижению производительности. Исследования показывают, что когда подростки испытывают стресс, они часто выбирают для простоты и удобства нездоровую пищу.

Глядя на статистику ожирения, наши подростки более нездоровы сегодня, чем когда-либо прежде. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, число детей с ожирением в Соединенных Штатах выросло более чем в три раза с 1970-х годов. В настоящее время один из пяти детей школьного возраста (в возрасте 6-9 лет) имеет ожирение (Россия входит в ТОП-4 стран по ожирению – прим.ред.).

Многие из продуктов, которые подростки предпочитают есть, могут усугубить их уровень стресса, например, такие как кофеин и сахар.

С другой стороны, лучше хоть какое-то топливо, чем никакого. Некоторые подростки не едят вообще во время стресса. По данным Американской психологической ассоциации почти 23 процента подростков пропускали прием пищи в прошлом месяце из-за стресса, а 39 процентов из них делают это регулярно как минимум раз в неделю.

2. Сон

Сон является еще одним отличным способом нейтрализовать тревогу и стресс. К сожалению, подростки спят меньше, чем 8-10 часов в сутки, как рекомендовано специалистами.

Примерно каждый пятый признает, что не получая достаточно сна, чувствует себя более напряженно.

Итак, чтобы отдохнуть и расслабиться, очень важно высыпаться!

3. Физические упражнения

Физические упражнения дают множество бонусов, таких как улучшение настроения, повышение энергии и уменьшение стресса. Учитывая это, остается загадкой, почему так много людей не занимаются спортом регулярно. На самом деле, исследование показало, что только 20 процентов молодежи делают зарядку или занимаются спортом один раз в неделю, остальные не делают этого вообще.

Что же делают подростки, чтобы уменьшить стресс? По данным исследования, точно не физические упражнения.

На вопрос, как они справляются со стрессом, подростки отвечают, что слушают музыку, играют в компьютерные игры или смотрят телевизор.

Выяснилось, что чем выше уровень стресса подростка, тем больше времени он проводит онлайн. В среднем 3,2 часа каждый день. Для сравнения – тинейджеры, которые не подвержены или имеют низкий уровень стресса, сидят в сети около 2 часов ежедневно. По данным Американской психологической ассоциации сидячий образ жизни усугубляет ситуацию и может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Сегодняшние подростки напряжены максимально – гормональные изменения, нагрузки в школе, взаимоотношения со сверстниками, повышенная ответственность и многое другое.

Для того, чтобы помочь им, мы должны вернуться к истокам, обеспечив здоровое питание, сон и физические упражнения. Без удовлетворения этих базовых потребностей трудно противодействовать стрессу и беспокойству. Ключ к здоровому образу жизни – это возврат к основам самосохранения.

Автор: Кассада Ломан, подростковый психолог, доктор философских наук, преподаватель Университета штата Калифорния в США.

Перевод Марины Польской специально для «Мамсилы»

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас: Facebook, Telegram, Вконтакте.

mamsila.ru

Состояние стресса и его влияние на подростка и ребенка-дошкольника

В борьбе со стрессом и его влиянием на подростка и дошкольника важно помнить, что состояние вызывается внутренними страхами и тревогами. Особенно это актуально в подростковый период, когда все чувства обостряются и ребенок остро реагирует на любой раздражитель. Порой самый незначительный конфликт может вызвать настоящую душевную травму.

Часто взрослые могут даже и не думать про детские стрессы, так как одни и те же проблемы в разном возрасте воспринимаются по-своему. Подростковые неприятности взрослым могут казаться не такими значительными на фоне их собственных. Но такая ситуация не является нормой. Если человек долгое время находиться под влиянием стресса, то последствия для него могут быть неутешительными. Для решения таких проблем ребенку может понадобиться квалифицированная психологическая помощь. Иногда, чтобы справиться со стрессом, потребуется медикаментозное лечение.

Причины стресса в дошкольном возрасте

Стресс у ребенка не обязательно связан с чем-то плохим. Все новое и неизвестное очень часто будоражит психику взрослых, а что уже говорить о маленьких членах общества! Стресс у детей дошкольного возраста — это распространенное сегодня явление. Нарушение эмоционального состояния в этот возрастной период связано, прежде всего, с адаптацией ребенка в обществе. Новая среда обитания (детский сад) обязательно вызовет волнение. Некоторые дети быстро адаптируются и легко вливаются в коллектив. Для других же это может стать настоящей проблемой. Чтобы процесс социализации прошел более мягко, малышей начинают приучать к садику заранее.

Кроме адаптации в детском садике, причинами эмоциональных потрясений могут стать:

  • неожиданное изменение условий жизни;
  • постоянные ссоры в семье, при этом ребенок слышит взаимные упреки родителей;
  • ссоры могут быть и между детьми (постоянная конкуренция в саду или дома вызывает напряжение в отношениях, таким детям трудно контролировать свои эмоции);
  • дети приобретают склонность к стрессам, если уже с раннего возраста они часто смотрят телевизионные передачи и приучены к компьютерным играм;
  • если при посещении сада между ребенком и воспитателем произошел конфликт, то, скорее всего, воспитанник будет испытывать стресс;
  • детские страхи могут быть связаны с испугом (боязнь собак, уколов, воды и т. д.)
  • Когда время обучения в дошкольном учреждении заканчивается, ребенка ждут новые волнения и переживания. После садика все дети идут в школу, и начинается очередной этап адаптации к новым жизненным условиям.

    Причины стресса в школьном возрасте

    В быстротечном современном мире понятие стресс все больше на слуху и все чаще такое состояние диагностируют у детей. Чтобы справиться с ситуацией, необходимо выявить факторы, приведшие к ней. А причины стресса у современных подростков могут быть самыми разными:

    1. Переезд. Очень часто стресс может быть вызван сменой места жительства. Ребенок оставляет своих друзей, школу, привычный уклад жизни. Для некоторых это крайне трудно. Чувствительные личности могут очень переживать, что не приживутся в новом школьном коллективе и не найдут друзей. Именно страх, вызванный необходимостью адаптации к новому окружению, чаще всего становится причиной подросткового стресса.
    2. Проблемы в семье — это еще одна предпосылка к стрессу. Состояние может быть спровоцировано разводом родителей, смертью или болезнью кого-то из близких людей. Очень часто подростки винят в случившемся себя и замыкаются. Стрессовое состояние могут спровоцировать любые эмоциональные потрясения (хорошие и плохие).
    3. Издевательства в школе — это еще один неблагоприятный фактор. Обычно дети не справляются с запугиваниями и издевательствами со стороны сверстников и чувствуют из-за этого эмоциональный дискомфорт. Такая ситуация сильно влияет на психику ребенка. Ученик, который постоянно находится в стрессе, плохо учится и часто болеет.
    4. Подростковый стресс еще может быть связан с трудностями школьного процесса, когда ученик не может разобраться с какой-нибудь темой или предметом. Особенно подвержены внутренним волнениям отличники, когда получают плохую оценку.
    5. Низкая успеваемость — это еще одна причина стресса в подростковом возрасте. Из-за низких отметок ученик может чувствовать давление со стороны более успешных сверстников, учителей и родителей. Оно очень сильно угнетает эмоциональное состояние.
    6. Чрезмерная занятость школьника. Спортивные секции, музыкальная школа, творческие кружки — все это хорошо, но только тогда, когда в меру. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха может спровоцировать хроническую усталость.
    7. Это главные причины стресса у подростков.

      Симптоматика состояния

      Что следует назвать симптомами стресса? Иногда выявить признаки данного состояния очень тяжело, так как дети постоянно развиваются, при этом изменения происходят не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Но все-таки существуют обобщенные симптомы стресса, которые точно укажут на патологию:

    8. У детей дошкольного возраста нарушение эмоционального состояния будет сопровождаться:
      • возросшей требовательностью;
      • раздражительностью;
      • в стрессовом состоянии ребенок часто ведет себя не так, как обычно: берет в рот пустышку, отказывается есть ложкой, капризничает и т. д.;
      • иногда патология проявляется дефектом речи;
      • из-за страхов ребенок может плохо спать;
      • новые обстоятельства и люди могут вызвать у малыша слезную реакцию;
      • симптомом стресса может быть изменение в поведении: ребенок становится более активным или, наоборот, слишком спокойным;
      • агрессивное состояние, нервозность, постоянно плохое настроение — это первые признаки эмоциональных нарушений.
      • У детей школьного возраста будут отмечаться следующие состояния:
        • быстрая утомляемость, апатия;
        • боли в голове, области сердца или тошнота;
        • стресс у школьников может стать причиной ночных кошмаров;
        • некоторые дети могут пытаться причинить себе вред или специально провоцируют эмоционально острые ситуации;
        • агрессия к себе и окружающим — это признаки внутренних страхов (обычно такая реакция возникает, когда родители проявляют интерес к жизни подростка);
        • некоторые дети могут стать капризными и нетерпимыми в поведении;
        • у некоторых патология проявляется чрезмерной озабоченностью своим здоровьем или внешностью;
        • заниженная самооценка и угнетенное настроение — это первые звоночки о том, что подростку необходима помощь взрослых;
        • слишком сильная старательность, когда ребенок пытается любым способом получить похвалу взрослых, должна также насторожить родителей и учителей;
        • у некоторых стрессовое состояние сопровождается плохой успеваемостью в школе (память и внимание ухудшается, интерес к учебе пропадает);
        • школьный стресс может проявляться сниженной социальной активностью (подросток не хочет встречаться с друзьями, с нежеланием посещает школу);
        • часто дети начинают курить и употреблять алкоголь;
        • некоторые под влиянием стресса теряют аппетит или, наоборот, начинают больше есть.

    При любых проявлениях патологии лучше обратиться к специалисту.

    Методы борьбы и профилактика

    Расшифровка такого понятия, как стресс, связана с внутренними волнениями. Именно на это необходимо делать ставку при решении проблемы. Современным подросткам очень тяжело самостоятельно справляться со страхами, и помощь взрослых им просто необходима.

    Чтобы преодолеть стресс у подростков, можно воспользоваться общими рекомендациями:

    1. Необходимо определить причину внутреннего дискомфорта ребенка, только заметив его проявление. В этом способен помочь психолог.
    2. Чтобы найти общий язык с подростком, необходимо создать доверительную атмосферу в семье. Если ребенок сможет рассказывать о своих переживаниях родителям, ему не придется искать решение проблемы в интернете.
    3. Отношения в семье должны строиться таким образом, чтобы сила влияния родителей на жизнь подростка оставляла пространство для его личностного развития.
    4. Стрессы могут быть спровоцированы постоянными недосыпами, поэтому важно контролировать, когда ребенок ложиться спать.
    5. Родители должны адекватно оценивать нагрузку. У школьника должно быть свободное время для отдыха.
    6. Для преодоления стресса необходимо уменьшить время за компьютером. Вместо этого можно вместе выйти на прогулку.
    7. Еще можно придумать совместное хобби. Оно должно подходить подростку по возрасту.
    8. Родители должны окружить ребенка заботой, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку. В подростковом возрасте важно стать своему сыну или дочке настоящим другом.

      mypsihologiya.ru

      Выраженное стрессовое состояние подростков

      Подростки, как и взрослые, испытывают стрессы. Тем не менее молодые люди зачастую не владеют необходимыми навыками для того, чтобы справиться с ними. Когда стресс становится слишком интенсивным или длительным, он превращается в состояние, иногда называемое «токсичным» стрессом, последствия которого могут длиться всю жизнь.

      Когда наш организм подвергается стрессу, в нем происходит гормональный всплеск и растет уровень кортизола. При этом повышается частота дыхания и сердцебиения и замедляются такие второстепенные процессы, как пищеварение и иммунный ответ. Такую реакцию часто называют эффектом «бей, беги или замри».

      Нормальный стресс может быть полезным, помогая подросткам подготовиться к грядущим трудностям, таким как выпускные экзамены или собеседование при приеме на работу. Но воздействие «токсичного» стресса может привести к депрессии, чувству тревоги и появлению зависимостей, а также к физическим проблемам со здоровьем во взрослой жизни, таким как болезни сердца и заболевания печени.

      В Центре развития ребенка в Гарвардском университете подразделяют стрессы на три категории:

      Позитивный стресс – это нормальная и важная часть здорового развития. Примеры ситуаций, которые могут вызывать позитивный стресс: первый день в школе, приглашение на свидание, устный доклад или выступление на творческом вечере.

      Допустимый стресс – это более серьезная и длительная форма стресса. Он возникает в результате таких проблем и событий, как смерть бабушки или дедушки, стихийное бедствие, серьезная болезнь или травма. Если в семье существуют хорошие, теплые отношения со взрослыми людьми, они помогают молодому человеку адаптироваться, смягчают физическое воздействие такого стресса и помогают организму восстановиться еще до появления пагубных последствий. Как правило, требуется время, чтобы успокоиться и восстановиться от последствий допустимого стресса.

      «Токсичный» стресс сопровождает сильные, частые и/или продолжительные несчастья, например, физическое или эмоциональное насилие, отсутствие заботы, забвение, экономические трудности или семейные проблемы, такие как злоупотребление алкоголем или психические заболевания в семье. Но, пожалуй, наиболее весомым стрессовым фактором является отсутствие хороших, доверительных отношений ребенка-подростка со взрослыми людьми, которые могли бы помочь ему эффективно справиться с таким стрессом.

      «Токсичный» стресс приводит к длительной активации систем реагирования на стресс, не давая человеку времени, чтобы расслабиться и восстановиться. Такое состояние может привести к нарушениям в развитии мозга и негативно повлиять на способность подростка учиться и функционировать в школе, а также на его способность выстраивать доверительные, прочные взаимоотношения. Но если хотя бы один из родителей будет последовательно поддерживать заботливые, благоприятные отношения с ребенком, этого уже будет достаточно, чтобы большинство реакций на стресс были позитивными или допустимыми.

      Определяя уровень стресса вашего подростка, учитывайте следующие стрессовые факторы:

    9. Изменения тела и принятие его физических изменений.
    10. Принуждение носить определенную одежду, использовать косметику или носить украшения.
    11. Изменение во взаимоотношениях или проблемы в отношениях со сверстниками и/или родителями.
    12. Требования к успеваемости или оценкам (например, провал на экзамене).
    13. Напряженные отношения или проблемы в семье, такие как развод родителей или употребление алкоголя.
    14. Безопасность и насилие в обществе.
    15. Финансовые проблемы.
    16. Переживания по поводу будущего или при подготовке к поступлению в вуз.
    17. Травля (буллинг), негативные мысли или чувства, а также все, что приводит к снижению самооценки.
    18. Принуждение экспериментировать с наркотиками или алкоголем.
    19. Иногда родителям трудно определить, находится ли их подросток в состоянии стресса и в какой степени. Исследования показывают, что менее 50% детей говорят со своими родителями о своем состоянии стресса. Ниже приведены признаки того, что ваш подросток чрезмерно подавлен.

      • У него нет времени на общественную жизнь или он чрезмерно занят занятиями в школе, спортом, работой и т. д.
      • Ему часто приходится поздно ложиться спать, чтобы выполнить домашнее задание.
      • Он использует фразы, которые свидетельствуют о его перегрузке, такие как «Я никогда не смогу все это закончить!».
      • Перегибает палку в стремлении к совершенству.
      • У подростка появляются физические симптомы стресса, такие как головные боли, боли в животе, мышцах или переутомление.
      • Он отстраняется от семьи, друзей и любимых занятий.
      • Появляется раздражительность или вспышки гнева.
      • Ребенок грустит и/или часто плачет или в его глазах стоят слезы.
      • Испытывает чувство безнадежности или отсутствие мотивации («Что толку?»).
      • Частые проявления паники, тревоги и нервозности.
      • Плохо спит.
      • Переедает или недоедает.
      • Появляются трудности при концентрации внимания.
      • Употребление алкоголя и/или наркотиков или участие в занятиях с высокой степенью риска (например, в экстремальных видах спорта или живут половой жизнью, не используя конрацепции).
      • Родители могут помочь своим подросткам, отслеживая возможные стрессовые факторы и внимательно слушая все, что говорит ребенок. Уделяйте время регулярным беседам с подростком один на один – так вы дадите ему уверенность в том, что он всегда может рассчитывать на вас. Важно также помогать ребенку выстраивать здоровые отношения со сверстниками и другими взрослыми. И последнее, но не менее важное: необходимо на собственном примере демонстрировать подростку хорошие навыки управления стрессом.

        Следя за тем, чтобы подросток не был перегружен, родители могут предложить ему различные позитивные занятия, такие как прогулки в парке, прослушивание музыки и другие расслабляющие и успокаивающие занятия, которые помогают облегчить стрессовое состояние. Смех и физическая активность – это также надежные способы снятия стресса. Кроме того, помогайте вашему ребенку видеть события в перспективе (насколько важным будет его плохой результат на тесте по математике через пять лет).

        Когда подросток начинает испытывать стресс, вы можете помочь смягчить его последствия, обучая его методам релаксации, включая глубокое дыхание, расслабление мышц и позитивную визуализацию. Вы также можете устранить многие стрессовые факторы, проявляя к вашему подростку позитивное отношение и высказывая искреннюю похвалу за успехи. Когда вы слышите, как ваш подросток негативно высказывается о себе и своих возможностях, перенаправляйте его, указывая на его положительные качества.

        Стресс является частью жизни независимо от нашего возраста. Необходимо учиться смягчать его с помощью привычек здорового образа жизни и крепких отношений.

        childdevelop.ru

        Психологический стресс у подростков

        Мы считаем, что сегодня люди, в том числе и подростки, подвержены стрессу намного больше, чем раньше. Тем не менее исследования показывают, что, во все времена подростки в возрасте 11-18 лет всегда больше склонны страдать от стресса и тревожности, чем люди постарше. Оно и понятно: они не могут посмотреть на ситуацию под тем же углом зрения, что и те, которые уже подобное переживали, а может, видели и чего похуже.

        Нада Милосавлевич, психолог и невропатолог с лицензией в альтернативной медицине предлагает применять холистический подход для того, чтобы уменьшить стресс у подростков.

        Основные причины стресса у подростков

        Почему важно помочь справляться со стрессом и тревожностью именно молодым людям? Все просто: если мы научим этому наших детей, то они с большой вероятностью не разовьют хронических проблем вроде депрессии и других психологических расстройств. Что же является причиной стресса у ребят:

        Неправильное питание может запросто вызвать проблемы как физического, так и психологического характера не только у взрослых, но и у детей. Правильное питание в период роста организма — фундаментально.

        Все мы знаем, как подростки зависят от мнения своих сверстников, — именно оно может подтолкнуть их к рискованным действиям, употреблению алкоголя, наркотиков и тому подобное. И, конечно, часто на них давят и ожидания родителей. В таких условиях, например, подросткам тяжело говорить с окружающими о психологическом или физическом насилии.

        Различные заболевания, в том числе инфекционные, требуют от организма мобилизации всех сил для выздоровления. Если у подростка хроническое заболевание, оно становится дополнительным фактором стресса.

        Прыщи, ломка голоса, запах тела и начало менструального цикл — все это застает подростков врасплох. Недосыпание, характерное для подростков, повышает уровень гормона стресса — кортизола, а значит дети не могут сконцентрироваться, да и в целом выглядят нездоровыми.

        Проблемы в школе, трудности в приобретении новых друзей, финансовые проблемы семьи, гонка за модными трендами — вот неполный список дополнительных факторов стресса.

        И стресс — это нормальная реакция на множество стимулов, он помогает нам выжить. Но вот если он слишком острый или если он длится слишком долго — тогда это проблема, которая мешает нам жить качественно. Мне нравится ассоциировать альтернативные виды терапии с чувствами, через которые мы можем помогать себе избавляться от стресса.

        Акупунктура и массаж очень действенно борются со стрессом, а так же эффективны при аллергии, головной боли и некоторых хронических болях.

        Ароматерапия эссенциальными маслами — это прямой путь воздействия на мозг через обонятельный нерв. Некоторые масла имеют стимулирующий эффект, а некоторые — успокоительный. Так, для успокоения советую применять лаванду, ромашку и нероли. Для наполнения энергией же советую эссенциальные масла грейпфрута, лимона, лайма и перечной мяты. Как использовать эссенциальные масла? Вдыхать, наносить на кожу. Некоторые производители делают даже капсулы с такими маслами, но я не советую принимать масла вовнутрь, не всем это подходит и может даже навредить.

        Чаи и травяные сборы — это также путь к излечению человеческого тела и души. Вкус — атрибут еды, а значит имеет колоссальное влияние на мозг, на эмоции.

        Веками лечение звуком использовалось в различных культурах и религиях, в своей практике я использую камертоны, хотя так же эффективны и звуки природы, и музыка.

        Есть специальные позы в йоге, которые дают нашему мозгу особую, успокаивающую картинку, если мы будем смотреть на себя в зеркало во время выполнения асан. Некоторые цвета и их сочетания также багоприятно влияют на нервную систему. Вид волн, морской глади или лесной зелени всегда успокаивают нас.

        Дети и альтернативная медицина

        Так как многие нуждающиеся в помощи дети не пойдут в кабинет аюрведы или к ароматерапевту, то я разработала для них специальную программу. Мы работали с тремя школами из разных районов Бостона (США), в программе принимали участие 130 учеников обоих полов, от 14 до 19 лет. Через 8 недель курса ребята единодушно признали, что их стресс и тревожность уменьшились примерно на треть. Они получили эффективные инструменты для укрепления стойкости. Результаты нашего исследования были опубликованы в Journal of Adolescent Psychiatry.

        Почему я выступаю за альтернативные методы улучшения самочувствия? Человек — это единое целое, холистический подход к здоровью на этом и основан: для того, чтобы воздействовать на тело, можно воздействовать на мысли и ощущения, и наоборот — чтобы снять нервное напряжение, можно воздействовать на тело. И потом, согласитесь, — эти методы не являются дорогостоящими. Но самое главное — это то, что такой подход оснащает ребят инструментами борьбы со стрессом, которые они могут применять совершенно автономно, а это дает им чувство контроля, так необходимое в этом возрасте.

        www.chaskor.ru

        Эмоциональный стресс у подростков

        Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества – обеспечение здоровья нации. Значительное повышение темпа жизни, социальные и политические трансформации, увеличение экологических, эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психологического стресса.

        Как отмечается большинством авторов, решение комплекса связанных с этим проблем требует интенсивных междисциплинарных исследований Бодров; Дмитриева и Глазачев; Никифоров; Appley & Trumbull и др. В то же время, в отношении большинства конкретных областей изучения стресса – и, в частности, разработки проблемы индивидуальной устойчивости к стрессу – до настоящего времени не достигнуто не только концептуального, но даже терминологического единства.

        Противостояние стрессовым ситуациям, способствовать предупреждению деформаций личности подростка, выявить общие закономерности развития ценностно-смысловой сферы человека. Все, сказанное выше, обусловило выбор темы исследования.

        Цель исследования – выявить основные психологические условия эмоционального стресса у подростков.

        Объект исследования – становление личности подростков.

        Предмет исследования – психологические условия возникновения эмоционального стресса у подростков.

        Гипотезы исследования. Предполагалось, что психологические условия возникновения эмоционального стресса, а именно, личностные, поведенческие особенности, социальные имеют негативные воздействия эмоционального стресса.

        Обобщить результаты отечественных и зарубежных исследований по психологическим и социальным аспектам подросткового эмоционального стресса.

        Выявить возможности программ и методов профилактики стресса.

        Систематизировать и разработать методы исследования личностных и поведенческих характеристик эмоционального стресса у подростков.

        Выявить личностные особенности, поведенческие характеристики и специфику социальной среды подростков.

        Проанализировать средства и профилактические мероприятия для борьбы с эмоциональным стрессом у подростков.

        Проведенное исследование позволяет выявить личностные характеристики подростков, способствующие самореализации для и эффективного преодоления эмоционального стресса.

        подросток стресс эмоциональный самореализация

        1. Анализ подросткового возраста

        Психологическая характеристика подросткового возраста

        Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

        Мы исходим из того, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознания.

        Возрастная стратификация общества в европейской цивилизации выделила подростковый возраст как отдельный этап вхождения в культуру взрослых. Подростковый возраст является образованием культуры, имеющий историческую и социальную обусловленность. Подростковый этап в развитии личности не имеет стабильных границ и с развитием культуры отодвигается на все более старший возраст и увеличивается в продолжительности.

        Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту». Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры.

        В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

        В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

        Особенностью подросткового возраста является формирование самосознания, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами. В этот период жизни подросток начинает активно позлащать информацию.

        studfiles.net