Психологическое заключение на ребенка с аутизмом пример

Обсуждения

примерный план Заключения психолога

2 сообщения

Заключение психолога
Результаты индивидуальной психологической диагностики
Имя ребенка: Миша 6 лет
ФИО психолога –дефектолога : Шпортко Маргарита Игоревна
Дата обследования: 02.03. 2013

Речевое развитие:
— маленький словарный запас.
— с трудом строит предложения, речь ограничена.
— фразы — эхолалии.
— неразвитость монологической речи.
— формирования фразовой речи соответствует нормы 3-4 лет
— умеет читать и писать.

Логическое мышление:
— логическое мышление соответствует среднему уровню развития, а также возрастной норме 6 лет.
— способен устанавливать причинно – следственные связи и отношения между объектами и событиями.
— умственные операции анализа, обобщения абстрагирования — соответствует возрастной норме 3-4 лет.

Уровень развития восприятия:
— соответствует возрастной норме.
— способность к аналитико – синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия смыслового и пространственного соотнесения частей и целого – соответствует возрастной норме.

Внимание:
-концентрация внимания снижена.
— уровень развития переключения, объема и распределения внимания – ниже среднего, соответствуют возрастной норме 5-6 лет.

Кратковременная и долговременная память:
— слуховая кратковременная память соответствуют возрастной норме 5-6 лет, запоминает и воспроизводит 5-7слуховых единиц, ошибки воспроизведения практически отсутствуют.
— зрительная произвольная память соответствует возрастной норме.

Моторика:
— ведущая рука правая
— мелкая моторика развита соответственно возрастной норме.
— присутствуют нарушения психомоторики.

Навыки самообслуживания:
— сформированы соответственно возрастной норме.

Успешность выполнения развивающей программы:
— работоспособность средняя.
— при работе проявляет неусидчивость, отвлекаемость.

Эмоционально-волевая сфера:
— эмоциональное состояние не стабильное.
— эмоциональное активность высокая.
— наблюдается конфликтность, нетерпимость.

Коммуникативная компетентность:
— при обсуждении конфликтных ситуаций находит конструктивные решения, но в реальных ситуациях не всегда может этим воспользоваться.

m.vk.com

Психологическое заключение на ребенка с аутизмом пример

Ребенок с подозрением на аутизм на первичном приеме

Основной целью первичного приема является составление примерной картины психического состояния ребенка. Более полное обследование для установки диагноза и уточнения его формы, а также осуществления дифференциальной диагностики, как правило, достичь на первичном приеме, по ряду причин не представляется возможным. Эта цель достигается в дальнейшем на специальных диагностических занятиях.
Основными задачами первичного приема являются:

  • наблюдение за свободным поведением ребенка;
  • сбор анамнестических сведений в беседе с родителями;
  • сбор информации, которая позволит наметить в дальнейшем пути проведения более досконального обследования, подготовить ребенка к прохождению им серии направленных диагностических шагов (нейропсихологическое, логопедическое, психологическое и необходимые медицинские функциональные обследования).
  • При проведении диагностического приема с аутичным ребенком возникает ряд проблем, мешающих обследованию:

  • повышенная пресыщаемость и истощаемость такого ребенка;
  • трудности установления контакта;
  • особенности внимания;
  • проявления поведенческих проблем ребенка в силу повышенной чувствительности.
  • Чтобы повысить объективность получаемых в ходе обследования данных, специалистами московского центра помощи аутичным детям «Добро» был разработан ряд мероприятий по подготовке к первичному приему и требований к его проведению.

    Подготовка к обследованию
    Предварительная беседа
    Это, как правило, беседа по телефону во время которой специалист собирает необходимы сведения о ребенке, характере его поведения, других индивидуальных особенностях, учет которых повысит качество проведения первичного приема, и, возможно, позволит уже на этом этапе сделать некоторые «пометки» относительно общей картины нарушений у данного ребенка.

  • Цель: получение предварительных сведений о ребенке и характере нарушений в его развитии.
  • Задачи:
  • произвести предварительное отсеивание “не своих” пациентов;
  • подготовиться к первичному приему основываясь на данных о ребенке, полученных в предварительной беседе.
  • Приблизительный список вопросов:

  • С какими проблемами обращаются родители, что их тревожит (беспокоит) в развитии их ребенка. Если нарушен контакт, то попросить вкратце описать особенности этих нарушений.
  • На что обращает внимание их ребенок, что ему более близко, какие предметы. Есть ли такие предметы, на которых ребенок может «запасть».
  • Нет ли страхов каких-либо предметов, действий, явлений (для дальнейшего контакта с ребенком).
  • Не было ли госпитализаций.
  • Как ребенок реагирует на новое помещение.
  • Следует проговорить перечень того, что вам может понадобится на первичном приеме (медицинская карта из поликлиники; заключения по обследованиям, если таковые имеются; дневник первых лет жизни ребенка, если родители его вели; фотографии ребенка в разные возрастные периоды; если школьник, то тетради по математике, русскому языку; результаты проявления творческих способностей ребенка — рисунки, поделки, аппликации и др.).
  • Требования к помещению
    Помещение должно в первую очередь вызывать у ребенка чувство комфорта, не казаться ему опасным. Для этого необходимо исключить предметы, игрушки, другие материалы, наличие которых может вызвать у ребенка дискомфорт и знание о которых мы можем получить на предварительной беседе. Сама комната должна быть не слишком просторная, чтобы не провоцировать рассторможенность в поведении ребенка. Если ребенок крайне тревожен, то желательно заранее выяснить какая деталь обстановки может заинтересовать и успокоить его. Как правило, многих аутичных детей привлекают: аквариум, картина или панно с нарисованными на них поездами, вагонами, автобусом, облаками и т.п.
    Желательно, чтобы комната, в которой будет проводиться первичный прием, была оснащена следующими предметами:

  • Домик с дверью и окошком, который поможет аутичному ребенку почувствовать себя уютнее, защищеннее, создаст у него ощущение безопасности, поспособствует установлению контакта (благоприятствует раскрепощенности, ребенок скорее раскроется, заинтересуется самим помещением и взрослым, а не спрячется за «ширму» аутизма).
  • Стол со стульями. Можно заранее приготовить и разложить на столе бумагу, карандаши, паззл (желательно транспортного сюжета), пирамидку.
  • Ковер, на котором можно расположить коробку с игрушками. Используется для свободной игры ребенка и для подключения взрослого к его игре.
  • Батут (если у ребенка нет расторможенности в поведении).
  • Грифельная доска.
  • Требования к специалистам
    На первичном приеме специалисты не должны быть слишком активными. Не следует задавать прямых вопросов ребенку, настойчиво искать его взгляда, вмешиваться в его деятельность и прямо предлагать те или иные формы активности.
    На этом этапе директивное управление деятельностью ребенка недопустимо, специалисты должны занять скорее позицию наблюдателя, стать для ребенка частью общей комфортной обстановки, позитивное отношение ребенка, к которой распространяется и на них.
    Требования к выбору игрушек
    С аутичным ребенком легче всего найти контакт, если ему интересно наблюдать за тем, что происходит, если игрушка его привлекает. Поэтому специалисты выделяют процесс подбора игровых материалов для проведения первичного обследования как один из особо важных. Выбор игрушек должен отвечать следующим требованиям:

  • Предоставление выбора. Необходимы разнообразие, большой спектр игровых материалов.
  • Эмоциональная нейтральность. Важно учитывать информацию, полученную в ходе предварительной беседы. Необходимо исключить игрушки вызывающие у ребенка тревогу, страх, эмоциональное или моторное возбуждение, сверхзависимость.
  • Безопасность. Никакие действия с игровым материалом не должны наносить травмы ни самому ребенку, ни окружающим.
  • Материалы и игрушки выбираются с учетом возраста ребенка.
  • Авторы предлагают следующий список игрушек, который зарекомендовал себя в их практике работы с аутичными детьми:

  • лошадка-качалка;
  • мыльные пузыри, неваляшка, юла;
  • две-три куклы;
  • две-три традиционных мягких игрушки (кошка, собака, мишка);
  • матерчатые куклы для надевания на руку;
  • мягкие паззлы;
  • простое крупное лего (с не очень большим количеством деталей);
  • игрушечный транспорт;
  • разноцветные мячи разного размера;
  • детская баскетбольная корзина на стене;
  • музыкальные инструменты (колокольчик, бубен);
  • предметы обихода (игрушечные кровать, стол, плита, посуда и т.п.)
  • Проведение обследования
    Медицинское обследование
    Цели:

  • установка диагноза — определить, что происходит с данным конкретным ребенком (полностью клиническая картина, структура нарушений). Проводят опытный психиатр и невропатолог (дополняют друг друга);
  • контроль за состоянием здоровья (в психоневрологическом и общесоматическом планах).
  • Задачи:
    1. Предварительная дифференциальная диагностика.
    В самых легких и самых тяжелых случаях трудно диагностировать сразу, поэтому по результатам обследования делаются альтернативные выводы, которые в дальнейшем проверяются путем диагностических занятий (ребенок входит в группу диагностического обучения).
    При первой встрече желательно приблизительно определиться по схеме:

    может быть аутизм

    с большой вероятностью аутизм

    2. Сбор анамнеза.
    Анамнез собирает врач, либо специалист имеющий большой опыт работы с детьми и семьей (желательно 5 лет и более).
    Один специалист работает с родителем, другой — с ребенком. Третий человек, если ребенок школьного возраста — педагог. Если ребенок маленький, то третий специалист также необходим в качестве наблюдателя. Таким образом прием должны вести три специалиста, минимум — два.
    Консультативный прием проводится в двух комнатах.
    В случае страха госпитализации или симбиоза с родителем нужно создать обстановку, чтобы ребенок не слышал, что о нем говорят. Если ребенок 8 лет и старше обследование должно проводится в два этапа: сначала наблюдение за ребенком, а затем пригласить маму на отдельную встречу без ребенка.
    Можно разработать карточку, которая ускорит и упростит сбор информации и повысит качество ее досягаемости. Приведем выдержку из созданной московскими специалистами структуры банка данных (С.А.Морозов, 2002):

  • Анамнестические сведения
    • Масса тела при рождении
    • Длинна тела при рождении
    • Возможные этиологические факторы
      • Наследственность
        • По отцовской линии
        • По материнской линии
        • Наследственные синдромы
        • Наследственные стигмы
        • Течение беременности
          • Наличие вредностей
          • Доношенность
          • Перинатальные особенности
          • Постнатальные экзогенные вредности (и время воздействия)
          • Развитие в первый год жизни
            • Моторное развитие
            • 6.3.5.1.1.Задержка
              6.3.5.1.2. Искажение
              6.3.5.1.3. Другое

              • Речевое развитие
                • Коммуникативное развитие
                  • Задержка
                  • Другое
                  • Развитие социального взаимодействия
                    • Искажение
                    • Другие особенности развития
                    • 6.4. Время и форма манифестации
                      Некоторые комментарии авторов по сбору анамнестических данных.
                      1. Вопрос о жалобах можно задать следующим образом: “Что вас тревожит в ребенке сейчас, в настоящее время?”
                      Если родители пускаются в длительные рассказы, лучше их аккуратно остановить, объяснив как важна вам эта информация, попытаться сконцентрировать их на ваших вопросах, сказав фразу: “Мы обязательно поговорим о том, как развивался ваш ребенок с раннего детства”.
                      2. Вопрос о наследственности.
                      Решает каждый специалист самостоятельно. Подумайте, стоит ли задавать этот вопрос при первой встрече. Можно воспользоваться альтернативным вопросом: “Нет ли по вашей линии или по линии отца родственника, который развивался бы в детстве подобно вашему ребенку?”
                      3. Вопросы о ходе беременности.
                      Не было ли токсикоза (если да, то в какой половине). Резус конфликт. Заболевания (грипп, краснуха). Прием лекарств. Психотравмирующие ситуации.
                      4. Как протекали роды.
                      Своевременно ли. Стимулировали или нет. Когда приложили к груди и как взял грудь. Когда выписали. Если не как обычно, то вопросы: “Почему?”; “Связано это с вами или с ребенком?” Вес, рост при рождении. Если есть карта можно посмотреть выписку из роддома.
                      5. Раннее развитие ребенка (можно пользоваться картой К.С. Лебединской и О.С. Никольской, 1991).
                      Реакция на приезд домой. Крайне спокоен/беспокоен; выдерживает/не выдерживает режим сна бодрствования. Комплекс оживления (улыбка при виде родителей, отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители). Реакция на мокрые пеленки (насколько ребенок чувствителен, сенситивен). Как принимал прикорм. Когда начал различать своих/чужих. Реакция на смену обстановки (поликлиника, магазин — кричал ли, что трудно было успокоить, переключить).
                      Моторное и речевое развитие по этапам (подробно). Важными моментами, на которые следует обратить внимание: отмечался ли гипотонус или гипертонус; насколько велик разрыв между ходьбой с внешней опорой и самостоятельно.
                      Важно знать как ребенок реагировал на окружающее: хватал ли или был пассивным (созерцатель).
                      Как вел себя на улице в коляске, как наблюдал за окружающим миром.
                      Чем болел на первом году жизни. Не было ли тяжелых травм.
                      Не было ли специфических движений руками, раскачиваний.
                      6. Второй год жизни
                      Как стал проявлять свою активность: “Труднее ли вам стало жить?” (был ли он спокойным или гиперактивным). Как начал играть, какими игрушками, предметами. Были ли стереотипные игры, занятия. Насколько поглощен, одержим стереотипными действиями с предметами.
                      Речевое развитие. Спрашивать подробно о качестве речевого развития.
                      Были ли вовремя сформированы навыки опрятности.
                      Самостоятельность: в еде (была ли избирательность), одевании (отношение к новой одежде, проблемы со сменой одежды при переходе от теплой к легкой).
                      Прогулка: как ведет себя; находился рядом с детьми или играл с ними; какими игрушками играет на улице; как контактирует с детьми; не было ли каких-либо страхов (резких звуков, чужих людей, животных, птиц и т.п.).
                      Отношение ребенка к чтению книг. Отношение к телевизору.
                      Подражание: пытался ли подражать кому-либо из семьи.
                      Проблемы в поведении (истерики, негативизмы, нецеленаправленность).
                      Как ребенок реагировал на новые места.
                      7. Третий год жизни
                      Интеллектуальные предпосылки. Когда научился воспринимать цвет, форму, как реагирует на книги (что с ними делает). Игра (важно знать как играл ребенок и спрашивать по каждому году).
                      Как реагирует на боль (есть ли реакция вообще, реагирует чрезмерно и надолго фиксируется).
                      Если начал читать, то как.
                      8. Общие вопросы
                      Когда впервые родители увидели, что что-то не так. К какому врачу или каким врачам обращались. Как ребенка лечили. Помещали ли ребенка в детсад, другое дошкольное учреждение (клуб и т.п.). Что из этого получилось: был ли ребенок там успешен или нет и почему.
                      3. Назначение дополнительных обследований.
                      Обследования, которые могут понадобиться в дальнейшем: ЭЭГ, Эхоэнцефалографическое исследование, ЯМРТ.
                      Ребенка необходимо соответствующим образом готовить к этим исследованиям. При ЭЭГ, например, можно поиграть с ребенком в “космонавта”, научить надевать специальную шапочку, лежать.
                      На ЭЭГ можно: посмотреть зрелость различных структур головного мозга; соответствует ли a-ритм возрасту; нет ли знаков эпиактивности; активность подкорковых стволовых структур; изучить активность слуховых и зрительных знаков.
                      В случае грубой органики (олиго+аутизм и т.д.) большую информацию могут дать: ЭхоЭГ, ЯМРТ, ЯМР.
                      Биохимическое обследование:
                      — общий анализ крови;
                      — наличие или отсутствие вируса краснухи и т.д. (это очень дорогостоящее обследование);

                      • на явных показаниях кровяного обмена пролантин, тиротропин, соматомидин
                      • Более широкое обследование — гармональное:
                        — знаки ожирения;
                        — нарушение влечений;
                        — нарушение полового созревания.
                        Наследственный фактор в этиологии аутизма играет очень большую роль. Генетическое обследование помогает родителям решить вопрос семьи, проливает свет на некоторые другие проблемы. Если возникает подозрение на нарушение обмена веществ, то можно провести онтогенетическое обследование.
                        4. По результатам выполнения предыдущих задач составляется план лечения ребенка.
                        назначается или не назначается медикаментозное лечение;
                        решаются вопросы воспитания и обучения (посещение дошкольных учреждений или школ — помощь в выборе учреждения, определение допустимого объема нагрузки и др.).
                        Психологическое обследование
                        Цели:
                        составление примерной картины психического состояния ребенка на основе наблюдения за свободным поведением ребенка;
                        определение для данного ребенка варианта организации психологического процесса.
                        Задачи:

                      • Дифференциальная диагностика аутизма с нарушениями органического круга, ДЦП, олигофрении, шизофрении, речевыми отклонениями и т.д.
                      • Дать рекомендации родителям по оптимальной организации с ребенком домашних занятий.
                      • Ответить на вопросы родителей (консультирование)
                      • Если ребенок поступает в группу динамического наблюдения, то необходимо собрать информацию о ребенке для построения индивидуальной программы коррекции.

                      Основным методом является наблюдение.
                      При наблюдении за свободным поведением ребенка следует обращать особое внимание на следующие моменты:

                    • особенности установления контакта: взгляд, реакция на обращение, реакция на уход матери, наличие тревоги, страхов, сопротивления , игнорирования;
                    • реакция на попытки установления невербального взаимодействия;
                    • реакция на словесные обращения: отсутствие отклика на имя, «парадоксальный слух», избирательность ответных реакций на речь (в чем выражается);
                    • отношение к окружающему: необычность первого объекта фиксации, индифферентность, «полевое» поведение, эпизоды «ухода в себя» и другие особенности;
                    • фон настроения: эйфоричный, депрессивный, колеблющийся и др.;
                    • особенности психомоторики: двигательная расторможенность, возбудимость, вялость, или заторможенность, медлительность, угловатость, порывистость, вычурность движений;
                    • особенности мимики: гипомимичность, напряженность, неадекватность;
                    • особенности бега и походки;
                    • наличие стереотипий, их характеристика;
                    • способность к подражанию;
                    • наличие культурно заданных жестов;
                    • особенности зрительного восприятия;
                    • сенсорная гиперсинзитивность;
                    • особенности концентрации внимания;
                    • преобладание интереса к абстрактным свойствам предметов, игнорирование их функций, особые интересы;
                    • особенности речи;
                    • выбор игрушек и характер манипуляций с ними;
                    • особенности игры.
                    • Не всегда на первичном приеме необходимо выдерживать позицию наблюдателя. Так, например, если ребенок подходит к взрослому, проявляет малейшие знаки заинтересованности происходящим в кабинете и производимыми взрослым действиями, манипуляциями, то это может расцениваться как хорошая возможность для установления контакта. Если относительный контакт установлен, то можно попытаться немного усложнить взаимодействие, заинтересовав ребенка игрой, занятием за столом или просто закрепить зачатки контакта совместным переживанием приятных действий (мыльные пузыри, верчение юлы и т.д.)
                      Требования к психологу:
                      не формировать конфликт и не ставить большие требования (не создавать отрицательный опыт); не спешить к сближению, посмотреть за спонтанной активностью ребенка, и только затем постепенно подстраиваться, смотреть зону ближайшего развития; отмечать как реагирует ребенок на “шаги-предложения” психолога; какую дистанцию держит; насколько пресыщаем в контакте, не убегая, не уходя от совместной игры; понаблюдать появляется ли зрительный контакт; как реагирует ребенок на телесные прикосновения к нему; активен или пассивен ребенок в совместной игре (ждет инициативы от психолога или предлагает занятия сам); уменьшает ли ребенок дистанцию, становится ли расслабленнее в контакте.
                      Какие формы контакта ребенок воспринимает легче (чтобы использовать дальше в работе): тактильные, слуховые, визуальные.
                      Какие доступны ребенку формы организации себя: игровая деятельность, совмещение игровой и учебной: садится ли ребенок за стол или подбежит, изобразит что-либо и убежит.
                      Если полевое поведение: реагирует ли на обращения; может ли воспринимать простейшую инструкцию и удерживать ее до конца выполнения задания.
                      На каком уровне игра ребенка: манипулятивная, элементы сюжета, психодрамма, ролевая.
                      Речь: есть ли спонтанные высказывания, фразовая речь; с точки зрения грамматической правильности; есть ли обращения в речи (использует ли жесты, например, тянет за руку, показывает); есть ли эхолалии (какие); насколько возможно специальное повторение.
                      Когнитивная сфера проверяется в игре. Ориентирован ли ребенок в пространстве (построение железной дороги). Имеет ли представление о количестве, величине, форме, цвете (паззлы, доски Сегена, матрешки, кубики, пирамидка).
                      Важно знать какие опоры помогают ребенку улучшить выполнение заданий: ритм, вербальное описание правильного решения, наглядный пример.
                      По результатам обследования составляется заключение, в котором можно качественно описать особенности развития ребенка. На основании результатов наблюдения нужно предварительно предположить структуру нарушений. Если специалист склоняется к наличию в структуре дефекта синдрома аутизма, то следует отметить форму ухода ребенка от общения с окружающим, обосновать свои выводы. Если дефект сложен, то необходимо вынести варианты-гипотезы относительно его структуры и наметить дальнейшие шаги по проверке выдвинутых предположений.

                      Список использованной литературы

                      1. Детский аутизм: хрестоматия. Сост. Л.М. Шипицына. — С.-Пб., 1997.
                      2. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. Под ред. С.А.Морозова. — М., 2002.
                      3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.
                      4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.—М.: Просвещение, 1989.-95 с.
                      5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990.
                      6. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. — М., 2002.
                      7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. — М.: Теревинф, 1997.
                      8. Питерс Тео. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — М., 1999.
                      9. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. — М., Академия, 2000.

                      Источник: Методическое пособие. Составлено психологами ГПНДдДиП.г.Минск

                      www.vseodetishkax.ru

                      Пример заключения психолога по ребенку 7-ми лет.

                      Заключение психолога в нашем правозащитном центре можно получить по самым разным вопросам:

                      в ситуации развода, агрессии другого родителя, при конфликте в садике или школе.

                    • Такое заключение может быть использовано в суде и других организациях в качестве доказательства.
                    • Я приведу пример психологического заключения в отношении ребенка 7-ми лет, который может быть полезен как родителям так и специалистам (конфиденциальная информация изменена или скрыта).

                      Первичное психологическое заключение

                      На приеме ребенок Кинова Мария (обследуемая) с матерью Екатериной. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, в два приема, общее время обследования составило 2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога.

                      Дата проведения беседы ??2016 г., дата проведения тестирования . 2016 г.

                      1. Биографические данные

                      -ФИО Кинова Мария Сергеевна

                      -Дата рождения . года рождения.

                      Отец Кинов Сергей Сергеевич (47 лет, высшее образование, инженер).

                      Мать Кинова Екатерина Александровна (46 лет, высшее образование, инженер).

                      Сестер, братьев нет.

                      В настоящее время проживают совместно мать Екатерина и дочь Мария, с отцом ребенка не живут 8 месяцев, часто приходит для помощи по дому и с ребенком бабушка (мать Екатерины) Иванова Елена Егоровна.

                      Отец регулярно навещает Марию.

                      Мария посещала детский сад с 2-х лет (проявляла протестные реакции, много плакала и болела). В настоящее время посещает 1 класс школы, танцевальную студию, бассейн.

                      2. Повод для обследования

                      К психологу обратилась мать ребенка. Поводом послужила конфликтная ситуация развода в семье родителей, возросшая тревожность ребенка. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

                      — оценить отношение ребенка к ситуации развода, к матери, к отцу и прояснить влияние поведения отца (отец может посадить девочку на колени, целовать ее в губы, а также проявляет агрессию);

                      — выявить уровень тревожности девочки в настоящее время, и разработать рекомендации для психологического оздоровления и поддержки ребенка.

                      3. Краткие сведения из истории развития ребенка

                      На момент обследования девочке 7 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные, завершились кесаревым сечением. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей. После наступления возраста 3-х лет наблюдалась у невролога, диагнозы «гиперактивность», «невроз», «энурез».

                      Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 3-х комнатной квартире.

                      Через год после рождения Маши у матери диагностировали тяжелое заболевание (диагноз и характер заболевания не описываю согласно пожеланию матери). В возрасте с 1,5 до 3 лет ребенка ее матери Екатерине проводили длительное лечение. В связи с этими обстоятельствами воспитанием дочери Маши занималась бабушка по материнской линии – Иванова Елена Егоровна.

                      Маша, со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний.

                      Согласно заполненным анкетам, по отношению к дочери обоими родителями применяются физические наказания.

                      Среди проблем с дочерью Екатерина указывает также боли в животе, запоры, кусание ногтей, бруксизм, навязчивая мастурбация, воровство, раздражительность и плаксивость.

                      По поводу отношений с дочерью Екатерина пояснила, что они напряженные, и дочь может назвать ее «дурой», сказать «ты ноль», «ты уродина», отказаться выполнять разумные требования. Также со слов матери, девочка может ее, Екатерину, ударить, а Екатерина может ударить в ответ, и тогда получается «драка».

                      Екатерина полагает, что это связано с тем, что девочка научилась этому у отца или у ее матери (бабушки Маши).

                      С отцом у ребенка отношения хорошие, как утверждает мать, однако наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, когда тот делает с ней уроки, или отказывается говорить с ним по телефону при звонке отца.

                      Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная, любит и чувствует людей, плаксивая, имеет лидерские качества, любит командовать, хочет получать все, что пожелала». На вопрос, чем дочь похожа на нее, отвечает «неуверенностью в себе, тревожностью», а также «жизнелюбием». На вопрос, чем дочь походит на отца, ответила «стремится все доводить до конца».

                      8 месяцев назад муж переехал на отдельную квартиру. С этого времени родители Маши вместе не проживают.

                      В квартире, где проживает сейчас Маша с матерью, 3 комнаты, у Маши имеется своя комната и кровать, выделена игровая зона. В комнате девочки спит мама.

                      С отцом Маша видится часто; со слов матери, он приходит к ним домой, играет с Машей, делает с дочкой уроки, читает ей, забирает ее с собой, отвозит ее на занятия в бассейн и к невропатологу.

                      Возросшую тревожность дочери мать связывает в основном с ситуацией ухода мужа и отца Маши из дома, напряженными отношениями и разводом.

                      4. Содержание обследования

                      Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение.

                      Также в отсутствие матери были проведены психологические тесты с ребенком: «рисунок семьи», тестирование в виде «неоконченных сказок», тестирование САТ, проведен опрос по отношениям с отцом и матерью, наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

                      5. Полученные психологические данные и результаты

                      При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с незнакомым человеком. Далее проявляет повышенную активность, задает специалисту вопросы, привлекает к себе внимание, знакомится с кабинетом.

                      На замечания матери реагирует избегающее, с улыбкой, без выражения агрессии, с попыткой продолжать делать выбранное действие. После уговоров матери и выдачи сладостей Маша спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

                      Девочка социально адаптирована в пределах возрастной нормы, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. Отвечает на вопросы охотно, однако стремится или переключить внимание на игровую деятельность или играть одновременно.

                      В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. Движения демонстрирует спонтанные, часто неловкие, иногда хаотичные, резкие. В контакте со специалистом заинтересована.

                      Несмотря на признаки гиперактивности (двигательную расторможенность, возбуждение), Маша сохраняет устойчивое внимание при недолгом личном обращении – пока длится речь, обращенная лично к ней, или пока она думает над вопросом и отвечает на него. Когда в ходе беседы контакт с ней прерывается, быстро переключает внимание.

                      Соответственно, можно сделать вывод об избирательности внимания, связанной с объемом личной заинтересованности в объекте внимания. Для ее возраста способность к концентрации внимания представляется адекватной, при условии одновременной игровой деятельности. Проявления способности Маши удерживать внимание при условии запрета на игру не исследовались, такой задачи перед специалистом не стояло.

                      Маша во время беседы проявляет разные чувства: гнев, радость, грусть, страх и вину, различая их интеллектуально. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

                      В ответах на вопросы Маша в основном осознает свои желания и опасения. При этом она говорит об обеспокоенности только ситуацией развода в семье. Она не упоминает о друзьях или занятиях в школе или кружках, ее не интересует ничего, кроме мамы и папы. Указанное, а также выбор игрушек, сделанный Машей и характер ее игры в кабинете психолога, позволяет говорить о ранней фиксации на оральной стадии развития психики и заметном стрессогенном влиянии ситуации развода.

                      В целом складывается впечатление, что незрелость ее личности усиливает эффект травматизации ситуацией развода и реакцией матери на это. Маша упоминает в разное время и в ответах на разные вопросы, что «мама плачет», «мама кричит», «мама ругает папу, а папа не может слушать и уходит». В ходе беседы на фоне игровой деятельности Маша комментирует, что родители разводятся из-за нее, утверждает, что боится, если они разойдутся. В ответах на вопросы о ситуации Машу заметно беспокоит чувство вины, страх потерять родителей как пару. Повышение стресса усматривается в вовлечении Маши в отношения между взрослыми, при лавировании между мнениями отца и матери.

                      Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой. Маша изъясняется короткими предложениями, говорит часто с выражением, темп речи быстро меняется от замедленного до возбужденного и обратно.

                      Специалистом в начале первой беседы были озвучены правила поведения в кабинете: нельзя ломать вещи и игрушки, нельзя ничего выносить, нельзя нападать на психолога (как и психологу нельзя нападать на Машу); и можно брать и использовать все игрушки, карандаши и бумагу, подушки и пр. вещи. Соблюдая правила поведения в кабинете, Маша, тем не менее, неоднократно просит что-то забрать с собой. Тон просьбы хныкающий, требовательный и снова жалостливый. Когда девочка просит подарить ту или иную вещь и получает отказ и напоминание и сожаление о принятых правилах, она всякий раз выражает сожаление о невозможности получить желаемое.

                      Это говорит нам о сложности соблюдать и выдерживать все озвученные границы, о привычке получать свое путем повторения просьб и об опыте девочки, что правила можно сдвинуть, если несколько раз попросить или настоять на своем. Также мы можем рассматривать это как призыв ребенка получить от специалиста больше, чем две диагностических сессии и запрос на поддержку, которую можно «унести с собой».

                      По просьбе специалиста Маша участвует в выполнении заданий, отвечает на вопросы, выполнила рисунок. Проявляет способность к выбору используемых материалов, учитывает свои предпочтения в цветовой гамме карандашей. Осуществляемая деятельность целенаправленна, логична.

                      Предложенный рисунок семьи выполняет охотно, уточняя – «Можно ли нарисовать только маму». Получив ответ специалиста, что это ее рисунок и она может рисовать как хочет, рисует мамино лицо во весь лист.

                      Такой выбор может означать переживание ребенком собственной незначимости по сравнению с восприятием личности матери, отсутствие контакта с собственной личностью и нарушение раннего контакта с матерью (в возрасте до 6 мес.). Последнее согласуется в признаками фиксации на оральной стадии в целом, замеченными в ходе тестирования.

                      Также в ходе обследования была использована методика детского апперцептивного теста (CAT по Л. Беллак), который предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Исследование проводилось в игровой форме. Маше выборочно были предъявлены картинки с просьбой рассказать о том, что на них происходит. Результаты рассказов были проинтерпретированы.

                      Например, на картинке 2 «Медведи, перетягивающие канат», где изображен один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону, — ребенок идентифицирует себя с фигурой, которая сотрудничает с матерью.

                      Это выглядит как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом для Маши, однако по поводу расстановки сил она поясняет, что у двоих слабых – мамы и Маши – много сил вместе, и они перетянут канат и победят папу.

                      По поводу картинки 3 «Лев с трубкой», где изображен лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, а в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе: Маша пренебрежительно поясняет, что Лев злой и настойчивый, и он как король, но он только вообразил себя королем. На самом деле он не король, а только воображает. По поводу мышки девочка говорит, что та очень добрая, и боится, как бы Лев ее не съел. Мы можем предположить, что Лев представляется отцовской фигурой, при этом агрессивной, и потому ее требуется побыстрее развенчать. Выраженное сочувствие к фигуре мышки говорит нам об идентификации девочки скорее с мышкой, что говорит о переживании ею своей беззащитности и страха, а также незначимости – Лев не замечает мышку.

                      При этом важно отметить, что в целом идентификация с конкретным героем представляется для Маши затруднительной.

                      Приведем также наблюдения в связи с работой с картинкой 7 «Разъяренный тигр и обезьяна». На ней изображены тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух. Здесь Маша демонстрирует свои страхи, говоря о том, что тигр охотится за надоевшими ему обезьянами. — «Он не хотел играть с обезьяной, а она просила, и теперь он хочет ее разодрать. Ей не убежать, он ее поймает». При рассказе становится очевидной степень напряжения ребенка, что аналогично напряжению из тестирования с помощью неоконченной сказки, где Маша рассказывает о преследующем монстре (далее описано).

                      Заметно, что Маша не привыкла, что родители спокойно и свободно могут играть с ней. Согласно анкете, Маша не умеет играть. Нарушение игровой способности в возрасте 7 лет говорит нам о серьезных сложностях в психическом развитии ребенка и травматизации.

                      И комментарий по поводу картинки 8 «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой», где две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. И одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

                      — Маша при описании этой картинки говорит о том, что на переднем плане «бабушка выговаривает что-то сынку, чтобы он не бегал. А он слушается». На заднем плане сидят мама и папа, и шепчутся о своем». В данном случае мы можем заметить, что девочка, идентифицируясь с «сынком» — с ребенком, помещает себя внутри семьи рядом с бабушкой, воспринимая ее делающей выговор, подавляющей фигурой. Причем заметно, что перепутаны роли – бабушка выговаривает не внуку (внучку), но ребенку (сынку).

                      Так мы видим, что Маша бессознательно не очень понимает, чья она дочь – своей матери или своей бабушки. С этим частично связаны и агрессивные эпизоды нападения Маши на мать – ей необходимо убедиться, что она дочь своей матери, и та сможет за себя (а, значит, и за дочь) постоять.

                      Это подтверждается элементами анкеты, где в графе описания своего характера мать переходит на описание характера Маши (мать путает себя и ребенка), что подчеркивает межпоколенческую перепутанность — «бабушка воспитывает Машу, хотя не воспитывала меня» — так говорит об этом Екатерина, мать Маши.

                      Машино убеждение, что сзади родители шепчутся о своем, может говорить как о том, что Маше нет места среди родительской пары, так и о желании видеть мать и отца вместе в связи с травмирующим разводом.

                      Также во второй день обследования с девочкой проводилось тестирование в игровой форме «Неоконченная сказка».

                      • Нами была использована сказка «Отъезд».

                      Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

                      Маша сообщила, что далеко уехал дядя Федор из мультика Простоквашино. Такое высказывание ребенка может говорить о том, что актуального конфликта с близкими людьми, который при этом можно проявить в предложенной обстановке, у нее не наблюдается.

                      Мы также можем задуматься о том, кто этот «дядя Федор», может ли он быть отцом, который несет в себе угрожающую часть для слияния с матерью.

                      • В ходе тестирования была также использована сказка «Новость».

                      Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родные могут не подозревать. «Одна девочка возвращается с прогулки, и мама ей говорит: «Наконец-то ты пришла. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ей мама?»

                      Маша отреагировала сообщением, что мама скажет, что девочка должна остаться одна дома, а мама уйти в магазин. И девочке страшно. Данный вариант ответа говорит о нарушении доверия у Маши к матери, и негативных ожиданиях от нее в виде оставления в одиночестве.

                      • Также Маше была рассказана неоконченная сказка «Страх», целью которой является выявление наличия страхов у ребенка. «Одна девочка как-то раз сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего она боится?» Маша сказала, что девочка боится, потому что она заснула и ей приснился ужасный сон. Как будто спал монстр, а девочка его разбудила. И она скорее проснулась, а монстр сказал «постой, девочка», а она уже открыла глаза. Данный вариант ответа говорит о том, что Маша находится в напряжении, и не ощущает себя в безопасности.

                      Спасающей фигуры в этой истории не наблюдается, что подчеркивает, что Маша не воспринимает родителей или бабушку, как гарантов своей безопасности. Это может быть связано как с ранней фиксацией на оральной стадии развития (около 2-х месяцев) – а именно, с нарушением процесса формирования базового доверия к миру в ранних отношениях с матерью, так и с ситуацией развода и агрессивным поведением родителей по отношению друг к другу и к ребенку.

                      Также этот вариант ответа указывает на повышенную тревожность Маши, связанную именно с актуальной ситуацией – девочка из рассказа едва успела спастись.

                      Выводами первичного психологического заключения согласно поставленным задачам исследования являются:

                      — У девочки наблюдается повышенная тревожность и гиперактивность (двигательная расторможенность и моторная неловкость), отсутствие базового доверия к миру, недифференцированная агрессия, страхи и чувство вины по поводу ситуации развода.

                      — Выявлена незрелость психического развития ребенка (при сохранности интеллекта), фиксация на ранних стадиях формирования психики, что затрудняет возрастную и социальную адаптацию к новым задачам (школа, установление дружеских социальных связей, сепарация от матери).

                      — К матери выявлено отношение по типу слияния (ребенок не способен опираться на мать, как на сильного взрослого и фрустрирован этим, при этом девочка не ощущает границ между собственной личностью и образом матери, а фигуру матери бессознательно путает с фигурой бабушки) – что дополнительно свидетельствует о незрелости психики.

                      — К отцу выявлено амбивалентное отношение – девочка испытывает к нему и любовь и страх, что предположительно связано как с реальной агрессией отца, так и с опасным образом мужского, презентуемым матерью. Информация о сексуально-окрашенном поведении отца либо абьюзе не нашла своего подтверждения в заданных рамках исследования, что не исключает указанного.

                      Страхи и тревога ребенка связаны как с ситуацией развода, когда родители демонстрируют агрессию друг к другу, втягивая в конфликт ребенка, так и с особенностями развития. Мир девочки под угрозой, а ее чувства никто не называет и не может разделить, и без помощи взрослых ей трудно справляться с текущей ситуацией.

                      Причиной указанных сложностей является не только текущий семейный конфликт, но и сложившийся в ходе роста и развития ребенка климат внутри семьи и отношения, а также недостаточно развитая способность семьи устанавливать и выдерживать межличностные границы, и организовывать диалог.

                      1. Разрешение конфликта родителей с помощью соответствующих специалистов, достижение взаимного согласия по ситуации развода, сообщение ребенку о достигнутом согласии, демонстрация родителями взаимного уважения.

                      2. Установление договоренностей по поводу правил в семье, касающихся Марии, и одинаковое соблюдение правил всеми членами семьи, в том числе и бабушкой, участвующей в воспитании Марии. В случае, если с бабушкой договориться не удастся, рекомендована помощь спокойной и устойчивой няни, готовой выполнять общие правила семьи.

                      3. Также обоим родителям вместе необходимо в спокойной обстановке простыми словами рассказать дочери о том, что означает развод, что родители навсегда останутся ее родителями, хотя их отношения как мужчины и женщины завершены. Марии важно знать, с кем она останется жить, а также как и когда она будет видеться с другим родителем, и быть уверенной, что отношения ее родителей как мужчины и женщины – ее, как ребенка, не касаются.

                      4. Коррекция воспитательных приемов, применяемых родителями. Устранение насилия в отношении к ребенку или другим членам семьи. Повышение способности к уважительному диалогу. Отказ от вовлечения ребенка в отношения родителей и других взрослых между собой.

                      5. Устранение перевозбуждения ребенка — а именно, обеспечение сна девочки в отдельной комнате без присутствия взрослых, отказ от совместного сна или нахождения в постели с любым из родителей, отказ отца от поцелуев дочери в губы, и прочих эротизированных действий со стороны взрослых, пояснение для Марии, что ее тело принадлежит ей и никто не вправе ее трогать или обнимать, если она не хочет. Исключением являются случаи экстренной медпомощи.

                      6. Рекомендован курс психологического консультирования родителя, с кем проживает ребенок либо обоих родителей – по возможности. Возможной целью может стать прояснение межличностных границ внутри семьи, прояснение чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, одновременно с повышением способности выносить тяжелые чувства, и поддерживать ребенка в таких переживаниях.

                      7. Рекомендована длительная психокоррекционная работа с девочкой согласно выявленным потребностям психики. Возможной целью может стать развитие психического аппарата до возрастной нормы, снятие соматических симптомов и тревоги, перечисленных ранее, повышение адаптации к школьным нагрузкам и установление дружеских контактов и связей вне дома.

                      www.b17.ru