Психология эмоциональные состояния стресс

Проявления эмоциональных состояний школьников в образовательном процессе

Эмоциональные состояния определяют поведение личности, влияют на характер деятельности человека. Практический интерес вызывает у психологов рассмотрение влияния положительных и отрицательных эмоциональных состояний на процесс протекания учебной деятельности школьников, изучение особенностей эмоциональных состояний нормально развивающихся школьников в различных ситуациях образовательного процесса. В этом направлении в рамках психологии состояний уже имеется ряд научно-исследовательских работ, в которых рассматриваются различные виды психических состояний (функциональные, неравновесные, эмоциональные), изучаются особенности влияния состояний на познавательные процессы, учебную и трудовую деятельность, специфика регуляции состояний дошкольников, школьников и студентов в зависимости от условий образовательной среды.

Особенности психических состояний студентов в образовательном пространстве изучали Д. Г. Бадмаева [2004], С. А. Гапонова [2005] и др., абитуриентов – А. Н. Пичугина [2004] и др. Специфика психических состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста раскрывается в работах Г. Г. Буторина [2004], С. В. Велиевой [2001], О. А. Слепичевой [2003], Г. Степановой [1998], А. М. Федосеевой [1999], А. Б. Хромова [2005], Е. Е. Чернухиной [2002], А. М. Щетининой [1984] и др. Состояния подростков в образовательном процессе исследовали Н. В. Хураськина [2003], О. И. Шмырева [2005] и др. В области специальной психологии и педагогики имеется ряд исследований, посвященных изучению восприятия и выражения эмоциональных состояний детьми с отклонением в развитии – Н. И. Кинстлер [2000], Е. П. Кистенева [2000], Н. Б. Шевченко [1999], О. Л. Якоцуц [2004] и др. Механизмы регуляции состояний в различных видах деятельности, стрессовых ситуациях раскрываются в научных работах Н. М. Беленко [2001], Е. П. Бичелдей [2002], Л. Г. Дикой [2002], Л. В. Куликова [1997], А. О. Прохорова [1992], О. А. Сагалаковой [2005], Т. И. Семеновой [2004], Е. В. Фирулевой [2002], Е. Б. Цагарелли [2002] и др.

Модальность эмоционального состояния определяется в зависимости от того, как оно влияет на результаты деятельности человека, его самочувствие: способствует или препятствует повышению продуктивности деятельности. К позитивным эмоциональным состояниям А. Б. Хромов [2005] относит относительно долго протекающие аффективные явления, осознаваемые как оказывающие полезное воздействие на психические и внутриличностные процессы, способствующие взаимодействию личности с ближайшим социальным окружением, повышающие эффективность деятельности.

Н. Д. Левитов указывал на связь психических процессов и психических состояний: своеобразие психического состояния зависит, прежде всего, от своеобразия протекания психических процессов, вне которых нет и не может быть никаких психических состояний, но «психическое состояние отличается от процесса большей целостностью и устойчивостью» [1964. С.20]. Это положение является важным для понимания места психического состояния в структуре психики. Т. А. Немчин [1983] включает в структуру психического состояния энергетические, нейродинамические, психомоторные и когнитивные подсистемы.

Наиболее общий взгляд на понимание структуры психического состояния выражают В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко [2004]. Они выявили такие взаимоотношения характеристик психических состояний, как уровневость, субъективность – объективность и степень обобщённости. На основе каждого из них формируется соответствующая подструктура общей структуры психического состояния личности.

Первая подструктура – иерархическая, по мнению В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, состоит из следующих компонентов: физиологический уровень (включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения), психофизиологический уровень (вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики), психологический уровень (изменение психических функций и настроения), социально-психологический уровень (характеристики поведения, деятельности и отношения к окружающим). Вторая подструктура состояния – координационная: здесь происходит упорядочение характеристик компонентного состава состояния по признаку субъективности-объективности. К субъективным относят характеристики психических явлений, полученные субъектом в процессе самонаблюдения. Объективные характеристики являются результатом внешнего объективного наблюдения поведения и деятельности субъекта. Третья подструктура психических состояний упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщённости – общие, особенные, индивидуальные. Полный цикл психологического исследования предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем и общих, т.е. раскрытие третьей подструктуры состояния.

Для психологических экспериментальных исследований наиболее важную роль в структуре эмоционального состояния играют психологический и социально-психологический уровни. Именно данные уровни обеспечивают экспрессивную и коммуникативную функции эмоционального состояния, определяют поведение школьника в образовательном процессе. Настроение, эмоциональное самочувствие, процесс усвоения знаний и умений школьников зависят от их индивидуальных качеств и разнообразных внешних факторов (системы обучения, условий образовательной среды, индивидуального стиля педагога, поведения других школьников и т. д.) Благоприятная социальная, образовательная среда способствует установлению положительных состояний школьников, повышению качества усвоения учебного материала. В образовательном процессе у школьников проявляются как позитивные, так и негативные эмоциональные состояния, каждое из которых оказывает различное влияние на учебную деятельность.

К позитивным, благоприятным эмоциональным состояниям относятся радость, удовлетворение, интерес; к неблагоприятным – тревога, страх, фрустрация, апатия, агрессия.

Радость – максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Она представляется скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить её. Активное состояние радости характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим [К. Изард 1980]. Радость ассоциируется с улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, а также ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Эмоциональному состоянию радости соответствуют чувства приятного, удовольствия, ощущение лёгкого приподнятого настроения. Прилив радости человек ощущает, если получает объект, который любит, находит в обладании им покой и восторг. К. Изард [1980] не сводит радость к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений), считая, что радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы человека.

Интерес рассматривается психологами как вторичная интеллектуальная эмоция [Выготский, 1983; Додонов,1987; Изард, 1980; Ильин, 2000, 2001; Ольшанникова, 1983; Платонов 1980 и др.] К. Изард [1980] относит интерес к фундаментальным эмоциям, в своей теории дифференциальных эмоций включает интерес в сложную аффективно-когнитивную структуру (мотивационный феномен), триаду удивление-интерес-удовольствие, образующую совместно с познавательными и моторными действиями эмоционально-когнитивные взаимодействия (по типу: интерес-экстраверсия-мышление, интерес – удовольствие – интроверсия – воображение). С. Л. Рубинштейн [2000] наделял интерес таким важнейшим компонентом как осознанность. Эмоциональное состояние интереса является чрезвычайно важным в образовательном процессе, оно мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. У. Макдауголл называет интерес степенью эмоционального качества, которая «всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением просто невозможен» [Макдауголл, 2007. С.146]. Велико значение состояния интереса в межличностном общении: интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных отношений между индивидами. Таким образом, эмоция интереса обслуживает интеллектуальные (познавательные) потребности; эмоциональное состояние интереса способствует повышению активности когнитивных процессов, развитию сложных эмоций, мотивирует учебную деятельность.

Удовлетворённость в рамках общепсихологического подхода рассматривается как устойчивое положительное эмоциональное состояние, которое возникает в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-либо сфере жизни К. Бюлер [2007] называет удовлетворение наиболее примитивной формой реакции неудовольствия. По его мнению, удовлетворение – это состояние удовольствия, которое сопровождает достижение цели и за ним следует, в то время как желание (примитивная форма реакции неудовольствия) преисполнено возбуждения и напряжения, удовлетворение связано с успокоением и разряжением. М. Аргайл [1990] проводил исследование удовлетворённости от различных видов взаимоотношений. Он обнаружил три направления замера степени удовлетворённости: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка и общность интересов. Исследование показало, наиболее значимым источником удовлетворения для людей является супруг (супруга), близкие родственники и друзья занимают следующее место, а коллеги и соседи находятся на последних местах. Эмоциональная поддержка включает степень доверительности и самораскрытия, обращения к другому человеку как к доверенному лицу. Состояние удовлетворенности во взаимоотношениях достигается путём проявления заботы о другом [М. Аргайл, 1990. С.44]. Удовлетворённость в процессе обучения создаётся при достижении определённых результатов, целей, при условии удовлетворения уровнем эмоциональных отношений в коллективе.

Среди состояний, оказывающих негативное влияние на процесс обучения школьников, отметим апатию, агрессию, страх и тревогу.

Апатия – эмоциональное состояние, возникающее при длительном напряжении. Апатия может возникнуть также в случае неудовлетворенности в личностно значимых ситуациях, разочарования, при расставании с близкими на длительный период, в ситуации непонимания и непринятия человека окружающими, при конфликтах и одиночестве. Апатия может являться последствием стресса или фрустрации и возникает в данном случае как защитный механизм.

Апатия оказывает негативное влияние на все психические процессы человека. В состоянии апатии человек не может и не хочет заставить себя что-либо предпринять, изменять ситуацию, у него ослабевают волевые процессы, отсутствует мотивация к деятельности, теряется её смысл. В этом состоянии эмоции как бы смазаны, притуплены.

В литературе описаны две основные стратегии поведения в состоянии апатии [Прохоров 1991 и др.] В первом случае человек постоянно анализирует ситуацию, пытаясь выявить причину. Но это анализ производится не для того, чтобы изменить ситуацию, а для того чтобы человек ещё и ещё раз уверил себя в тщетности каких-либо принимаемых действий. Во втором случае человек постоянно пытается заниматься какой-либо деятельностью, эмоционально заглушая пережитое. Это своеобразный уход от ситуации, от необходимости изменить её.

Состояние апатии выражается у школьников проявлением безразличия к процессу и результатам учёбы, негативизмом, отказом от общения и деятельности.

Ещё одним состоянием, которое может отмечаться у школьников является фрустрация. Состояние фрустрации возникает в травмирующей ситуации, при которой терпится неудача. Исследователи Ф. Е. Василюк [2004], А. И. Еремеева [2004], Э. И. Киршбаум [2004], Д. Креч [2004], А. С. Кузнецова [2005], Н. Д. Левитов [2004], А. Б. Леонова [2007], М. А. Мкртчян [2004], В. Н. Панкратов [2004] и др. отмечают, что в состоянии фрустрации людям свойственны различные поведенческие реакции, рассматриваемые в качестве защитных механизмов. Люди по-разному реагируют на фрустраторы и по-разному выходят из состояния фрустрации. Психологи выделяют два типа поведения – адаптивное (адекватное, конструктивное, сохраняющееся в пределах нормы) и неконструктивное (неадаптивное, неадекватное) поведение. Эти поведенческие реакции сопровождаются эмоциональными состояниями, последствиями или компонентами состояния фрустрации. Такими состояниями могут быть апатия, агрессия и тревога, которые являются защитными механизмами фрустрации.

Агрессия характеризуется словесным отпором, оскорблением, физическими нападками на человека, который вызвал ситуацию фрустрации, и сопровождается переживанием чувства страха, беспокойства. Агрессия как защитный механизм имеет несколько разновидностей. Она может проявляться как реалистическая форма адаптации по отношению к реальному фрустратору, может выражаться косвенно, когда настоящий фрустратор замещается другим, более слабым объектом [М.А. Мкртчян, 2004]. Агрессия может быть направлена и на самого себя, когда человек чувствует себя беспомощным перед внешними фрустрирующими силами. Человек в таком состоянии бьёт себя в лоб, рвёт на голове волосы, остро переживает эмоцию ярости. Агрессия может вымещаться на неодушевлённых предметах и проявляться в виде неконструктивного поведения (разбивание посуды, поломка и кидание предметов, разрушительные действия). Часто повторяемые фрустрации могут создать у личности постоянную агрессивность.

С механизмом агрессии связано явление, когда вследствие частых и длительных фрустраций у человека образуется постоянное психическое состояние тревоги и страха, вследствие чего его поведение оказывается в значительной мере направленным на самозащиту. Такая личность, неверно оценивая ситуацию, может прибегнуть к помощи агрессии, хотя в этом нет никакой необходимости.

По мнению К. Лоренца [2001], агрессия является подлинным инстинктом, направленным на сохранение вида, а не просто реакцией на определённые внешние условия. Преодоление агрессии связано с саморегуляцией (самообладанием), данное умение может развиться у людей в процессе воспитания.

Тревога — эмоциональное состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя. Согласно З. Фрейду, «тревога представляет собой особенное неприятное состояние, связанное с реакциями отвода раздражения на определённые нервные пути» [Фрейд, 2007. С.378]. П. В. Симонов [1981] считает, что причиной тревоги является низкая вероятность избегания нежелательного воздействия. По З. Фрейду тревога возникает как реакция на положение, составляющее опасность, она регулярно воспроизводится, когда снова создаётся такое состояние. По описанию З. Фрейда, тревога имеет отношение к ожиданию (возникает перед чем-нибудь), ей присущ характер неопределённости и беспредметности. Он выделяет реальную тревогу – это тревога перед известной опасностью, и невротическую тревогу – перед опасностью, которая человеку неизвестна. В положении реальной опасности человек проявляет две реакции: аффективную вспышку тревоги и защитное действие. В ходе исследований З. Фрейд [2007] пришел к выводу, что тревога представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи.

Аффективный ряд тревоги в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие явления: ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревогу, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Интенсивность тревоги в большей степени отражает индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Поэтому различают тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния.

Страх – эмоциональное состояние, отличительной особенностью которого является желание прекратить характерное для объекта действие и осуществить обратный ему акт, убежать от объекта, вместо того чтобы к нему приблизиться. Состояние страха сопровождается волнением, переживанием беспокойства и подозрения. По описанию К. Изарда [1980], страх сопровождается неуверенностью и дурными предчувствиями. К. Изард считает, что переживание эмоции страха исключительно вредно для человека. Страх вызывается за счёт быстрого повышения плотности нервной стимуляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опасности. В редких случаях страх парализует деятельность, обычно эта эмоция мобилизует энергию.

Как отмечает М. Прадин [2007], естественное чувство страха является регулирующим и адаптивным, оно вызывает у человека реакции осторожности или защиты, отвечающие опасности, которой, по мнению индивида, он подвергается. Чувство страха может быть проницательным, осознанным и подконтрольным субъекту, в такой форме оно часто присутствует у вполне уравновешенных людей.

По мнению Г. Ланге [2007] состояние страха сопровождается парализованием произвольного двигательного аппарата, судорожным состоянием сосудо-сжимающих мускулов, судорожным сокращением органических мышц. Состояние страха соотносится с чувством опасности, которое формирует в сознании установки к защите. Страх связан с ощущением угрозы и невозможностью её избежать. Поведение человека в состоянии страха выражается в активном отстранении от объекта, побуждениях убежать, спрятаться, скрыться, стремлении найти убежище, защиту. Состояние страха дезорганизует учебную деятельность школьника, заставляет волноваться, переживать, думать о реальной или потенциальной опасности.

В целом, следует определить основные характеристики, и сущность понятий «позитивное эмоциональное состояние» и «негативное эмоциональное состояние». В литературных источниках мы не обнаружили чёткого определения данных понятий, имеются лишь указания на категориальные признаки данных состояний. Наиболее полным определением позитивного эмоционального состояния является определение, данное А. Б. Хромовым [2005].

«Позитивное эмоциональное состояние является формой презентации позитивных субъективных переживаний сознанию, и отличается относительной длительностью и однородностью. По отношению к эмоциональному процессу позитивное эмоциональное состояние выступает способом его организации, являясь позитивным фоном, на котором протекает психический процесс. По отношению к психическому свойству оно является выражением этого свойства, с одной стороны, а с другой, образование и формирование позитивного эмоционального свойства осуществляется через позитивное эмоциональное состояние. Позитивные эмоциональные состояния являются составной частью позитивных психических состояний.

Позитивное эмоциональное состояние — это целостная характеристика деятельности психики за определенный отрезок времени, отличающаяся слабовыраженными по интенсивности и положительными по знаку эмоциями, это позитивное оценочное отношение к внешним обстоятельствам, внутренним стимулам и субъективным переживаниям человека. Это самопрезентация сознанию аффективной стороны психики положительного знака или того фона, на котором определенное время субъективно благоприятно протекает жизнедеятельность человека» [Хромов, 2005. С.24].

Негативное эмоциональное состояние связано с неблагоприятным воздействием на процесс деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Негативное эмоциональное состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека за определённый период времени, отличающаяся ощущением дискомфорта, неблагополучия, неудовольствия, ведущая к временному расстройству деятельности. Негативное эмоциональное состояние пронизывает систему отношений и поведения индивида, сопровождается сильными переживаниями.

Негативные эмоциональные состояния в большинстве случаев снижают психический тонус человека, влекут за собой возникновение адаптационных механизмов, включение защитных функций организма. Такие неблагоприятные состояния, как страх, гнев, агрессия повышают энергетические ресурсы организма, ведут к различным поведенческим реакциям, так, например, человек спасается бегством от источника страха, атакует источник гнева, агрессивной реакцией борется с фрустратором.

В качестве характерной особенности негативного эмоционального состояния Е. Е. Чернухина [2002] выделяет эмоциональную отстранённость, которая включает: разрыв межличностных отношений; усиление эмоций и впечатлений субъективного смысла, то есть возрастание значимости внутренних переживаний; определённую эмоциональную деконцентрацию внешних условий, сопутствующих действиям. Эмоциональная отстранённость характеризуется широким диапазоном проявлений: внутренней раздражительностью, потерей чувства реальности; увеличением эмоциональной дистанции с окружающими, проявляющейся в поведении; агрессивными защитными действиями; эмоциональным обесцениванием опасной ситуации, напряжением внимания [Чернухина, 2002].

Описывая состояния школьников в учебном процессе, А. Б Хромов [2005] с учётом качественных и динамических характеристик состояний выделяет:

актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания, формирующиеся и проявляющиеся в конкретных ситуациях учебной деятельности и обусловленные ими;

типичные эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания и эмоциональные отношения к учёбе, возникающие в определенных, типичных ситуациях учебной деятельности, в которых в наибольшей степени проявляются ведущие формально-динамические характеристики личности;

оптимальные эмоциональные состояния — состояния, возникающие в благоприятной среде, в максимальной степени удовлетворяющей потребности ребёнка в реализации своих потенциалов в творчестве и познании, в тех сферах деятельности, в которых заложен гуманистический потенциал, раскрывающий личность ребёнка. Оптимальное эмоциональное состояние — это исходное состояние здорового ребёнка, радостно и открыто взаимодействующего с окружающим миром. Обобщенным показателем оптимального эмоционального состояния является положительная субъективная оценка ребёнком своего самочувствия и ощущение радости.

Итак, в образовательном процессе школьники разных возрастов проявляют негативные и позитивные эмоциональные состояния. Структура состояния включает физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. В образовательном процессе играют наибольшую роль индивидуальные социально-психологические характеристики эмоциональных состояний субъектов образовательного процесса. Психологический и социально-психологический уровни состояния подлежат изучению в рамках психологического исследования.

Неблагоприятные эмоциональные состояния (стресс, страх, тревога, фрустрация, апатия и др.) влекут за собой другие неблагоприятные эмоциональные проявления (плач, грусть, негативизм, злость и др.), характеризуются ощущением дискомфорта, внутренней напряжённостью личности. Негативные эмоциональные состояния приводят к расстройству деятельности, соответствующим поведенческим реакциям школьника.

Позитивные эмоциональные состояния (радость, удовлетворённость, интерес и др.) активизируют психическую деятельность школьника, способствуют его включённости в образовательный процесс, повышают уровень восприятия и усвоения учебных знаний и умений. Благоприятные эмоциональные состояния характеризуются положительными по знаку эмоциями.

Негативные и позитивные эмоциональные состояния школьников в образовательном процессе детерминированы внутренними и внешними (социальными) причинами. Их проявление зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей школьника. В образовательном процессе проявляются оптимальные, типичные и актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния школьников. Эмоциональное состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определённый период времени. Эмоциональные состояния являются сложными многокомпонентными системами, могут выражать собой сложное единство противоположных переживаний.

  1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл / ред. М. В. Кларин. — М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
  2. Ганзен, В. А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека [Текст] / В. А. Ганзен, В. Д. Юрченко // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 189-201.
  3. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард; ред. Л. Я. Гозман, М. С. Егорова. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 440 с.
  4. Ланге, Г. Душевные движения [Текст] / Г. Ланге // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 112-130.
  5. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
  6. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц; пер. с. нем. Г. Ф. Швейника. — Спб.: Амфора, 2001. – 349 с.
  7. Макдауголл, У. Различение эмоции и чувства [Текст] / У. Макдауголл // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142-147.
  8. Мкртчян, М. А. Проблема фрустрации и защитные механизмы личности [Текст] / М. А. Мкртчян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 416-421.
  9. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т. А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.
  10. Прадин, М. Чувства как регуляторы [Текст] / М. Прадин // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 165-175.
  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 712 с.
  12. Фрейд, З. Тревога [Текст] / З. Фрейд // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 378-388.
  13. Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения [Текст]: дис. . канд. психол. наук / А. Б. Хромов; Курганский гос. ун-т. – Курган: [б. и.], 2005. – 235 с.
  14. Чернухина, Е. Е. Педагогические условия коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний учащихся младших классов [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Е. Е. Чернухина; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – Москва: [б. и.], 2002. – 216 с.

Понятие эмоций и эмоциональных состояний в психологии

Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности. Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. Эмоциональные явления, внешнее выражение эмоций давно вызывают у психологов практический и научный интерес. Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение эмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Эмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, специальной психологии.

В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что формой существования эмоций является актуально переживаемое состояние. В психологии эмоции традиционно делятся на чувства, аффекты, собственно эмоции и настроение. И всё же изучение эмоциональных состояний как отдельного целостного психологического явления начинается, на наш взгляд, с момента выделения психологии состояний в самостоятельную отрасль психологической науки. Психология состояний рассматривает различные классы психических состояний: деятельностные, мотивационные, волевые, в том числе и эмоциональные.

История изучения психических состояний как самостоятельного психологического феномена началась в 50 – 60 годы XX века. Основополагающие постулаты в области психологии состояний одним из первых выдвинул отечественный учёный Н. Д. Левитов [1964]. В своей монографии он достаточно полно сформулировал общие задачи изучения психических состояний, актуальные для психологической науки и в настоящее время. Они состоят в следующем:

1) Выделить психические состояния в самостоятельную психологическую категорию и установить связь этой категории с другими психическими явлениями.

2) Дать классификацию психических состояний.

3) Дать подробную феноменологическую характеристику психических состояний.

4) Изучить механизмы возникновения, развития и исчезновения психических состояний.

5) Исследовать особенности психических состояний при различных видах деятельности и при различных условиях внешней среды.

«В качестве отдельной задачи Н. Д. Левитов выделяет изучение психических состояний при грубых нарушениях психической деятельности. Общая цель этих исследований, очевидно, сводится к тому, чтобы разработать надёжную практическую систему управления психическим состоянием» [Немчин 1983: С.12].

В настоящее время, как показывает анализ литературных источников, большая часть задач, определённых Н. Д. Левитовым перед наукой, выполнена. В исследовательских трудах В. А. Ганзена [2004], Л. Г. Дикой [2002], Л. В. Куликова [1997], Т. А. Немчина [1983], А. О. Прохорова [1990, 1991, 1992, 1998, 2003, 2005, 2006], Ю. Е. Сосновиковой [1975], И. И. Чесноковой [2004] и др. отражены теоретические и методологические аспекты проблемы психических состояний: приводятся классификации и методы изучения состояний, определение понятия, функциональная структура феномена. Анализ библиографии, посвященной проблеме психических состояний, показывает фрагментарность и разноплановость исследований в данной области. Среди авторов отмечаются разные мнения относительно природы и регуляционных механизмов состояний. Психология состояний как отрасль психологической науки находится на стадии формирования, накопления эмпирических знаний и оформления теоретической базы. «Психология состояний – это отрасль, изучающая природу, механизмы, закономерности протекания психических, функциональных, эмоциональных состояний, осознаваемых или неосознаваемых личностью в процессе деятельности, общения и поведения» [Агавелян 2004: 159].

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Аристотель, относя психические состояния к особым состояниям души, подчеркивал их связь с «характеристиками телесного субстрата», «выделял их в самостоятельную психологическую категорию». Ученые позднего средневековья и эпохи Возрождения указывают на связь психических состояний с внутренними органами и внешними проявлениями (жестами, позой, мимикой, поведением). «Развитие идей о саморегуляции психической деятельности психических состояний привело в середине XIX века к тому, что И. М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставший впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека. Таким образом, И. М. Сеченов фактически открыл новый этап в эволюции учения о психических состояниях, который в дальнейшем привёл к возникновению подлинно научных исследований проблемы адаптации человека к изменяющимся условиям среды и противодействия организма вредным влияниям». Значительный вклад в изучение вопроса происхождения, возникновения, характеристики психических состояний внесли отечественные исследователи первой четверти XX века (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге и др.) [цит. по: Немчин 1983. С8-11].

Особую роль для разработки проблемы психических состояний сыграла оформившаяся в первые десятилетия XX века научная концепция о гомеостазе (Клод Бернар, Уолтер Кеннон). Основываясь на концептуальные постулаты данной теории о целостности животного организма в его взаимоотношениях с внешней средой и в его борьбе с вредоносными факторами, в конце 30-х годов прошлого столетия Ганс Селье выдвинул концепцию об общем адаптационном синдроме – теорию стресса. Согласно Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [Селье 2004]. В настоящее время выделяют физиологический, физический, патологический и эмоциональный стресс, при этом под стрессом понимаются неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов. Трактовка стресса как механизма приспособления реакций организма к внешней среде позволяет отнести его к категории психических состояний [Китаев-Смык 1983].

История изучения психического состояния как отдельного психологического феномена подводит нас к вопросу о природе и месте эмоционального состояния в структуре целостного состояния человека и среди других видов состояний. Н. Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [Левитов 1964]. Подобным образом определяют психическое состояние Джемс и Рибо [1991, 2002], Ю. Е. Сосновикова [1975]. Такое определение выделяет психические состояния из системы психических явлений, подчёркивая, что они есть нечто целостное, на некоторое время характеризуют своеобразие психической деятельности, с одной стороны связаны с психическими процессами, с другой – с психическими свойствами личности.

Иной подход к пониманию психофизиологического состояния у психологов, изучающих функциональные состояния, возникающие в деятельности: Е. П. Ильин [2001], А. Б. Леонова [2007] и др. Они понимают функциональное состояние как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Наиболее полное и точное определение психического состояния даёт А. О. Прохоров. Дополняя определение Н. Д. Левитова, он учитывает положение о связи переживания и внешней деятельности, поведения, а также понимание ситуации как основной причины возникновения психических состояний. «Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [Прохоров 1991: 14].

Л. В. Куликов [1997] рассматривает психическое состояние как сложную психическую реакцию, выделяет следующие основные детерминанты состояния:

1) потребности, желания и стремления человека (более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

2) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы личности, физический тонус и ресурсы организма);

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Взгляды учёных — представителей психологии состояний и психологии эмоций на природу эмоциональных состояний во многом пересекаются. Наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции. По мнению П. В. Симонова, создателя информационной теории эмоций, эмоция – это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту [Симонов 1970]. В ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния. Среди этих факторов он отмечает:

– индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

– фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

– качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию.

Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П. В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения [Симонов 1981].

Представители личностно-деятельностного подхода к психическим состояниям: В. А. Ганзен [2004], Н. Д. Левитов [1964], Ю. Е. Сосновикова [1975] и др. — выделяют различные основания для классификации состояний. Приведённые ими критерии позволяют как выделить эмоциональные состояния в отдельный класс состояний, так и охарактеризовать эмоциональное состояние по классификационным основаниям.

Классификация Ю. Е. Сосновиковой [1975] базируется на общих существенных философских принципах рассмотрения явлений: категориях времени, пространства, структуры и функций. В соответствии с этими принципами она выделяет следующие принципы классификации состояний: по степени продолжительности (кратковременные, малопродолжительные, продолжительные состояния); степени распространённости (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удалённости от центра); степени напряжённости (всего тонуса, различных компонентов); степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали); степени осознанности (ситуативные, осознанность самого состояния). Данная классификация позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние по различным критериям. Ю. Е. Сосновикова указывает на эмоциональный компонент состояния, подчеркивает, что «одно и то же психическое состояние может выражать собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слёзы, радость – сопровождаться печалью, а гневу может сопутствовать радость» [Сосновикова 1975. С.80].

Для анализа психических состояний Н. Д. Левитов предлагает использовать следующие основания:

1) Состояния личностные и ситуативные: в первых выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической, и в первую очередь с психологической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение – состояние, положительно влияющее на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности.

В. А. Ганзен [2004] в своём исследовании приводит систематизацию психических состояний человека. Он считает целесообразным различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию. По мнению В. А. Ганзена, чувства проявляются в форме различных эмоциональных состояний. Проведённый В. А. Ганзеном анализ показал, что множество психических состояний человека распадается на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания – внимания.

Л. В. Куликов выделяет эмоциональные состояния в весьма специфический класс состояний, отличающийся большим объёмом, наибольшим пересечением с другими классификационными группами, поэтому целесообразнее рассматривать не эмоциональные состояния в чистом виде, а эмоциональные характеристики, которые присущи любым психическим состояниям: волевым, когнитивным, состояниям внимания, сознания [Куликов 1997]. В. А. Ганзен [2004], Л. В. Куликов [2004], Н. Д. Левитов [1964], А. О. Прохоров [1991], Ю. Е. Сосновикова [1975] и др. выделяют эмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением.

Что касается классификации эмоциональных состояний, то традиционно они делятся на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности) [Ганзен 2004, Куликов 2004, Прохоров 1991, Сосновикова 1975 и др.] С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. По мнению П. К. Анохина [1979], положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведёт к отрицательным эмоциям.

В группе аффективных состояний В. А. Ганзен [2004] выделяет две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая подгруппа объединяет состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель (симпатия – антипатия, синтония – асинтония, дружба – вражда, любовь – ненависть, восхищение – возмущение). Вторая подгруппа включает состояния, сопровождающие проявления чувств людей, чаще всего в процессе общения (атараксия – волнение, радость – грусть, счастье – страдание, экстаз – ярость).

Кроме перечисленных выше характеристик и критериев классификации состояний, состояния могут быть разделены по уровню активации. «Э. И. Киршбаум и А. И. Еремеева считают, что различия между психическими состояниями обусловлены различной интенсивностью функционирования ретикулярной формации. Этот нейрофизиологический критерий совпадает с психологическим – уровнем сознания и продуктивностью поведения» [цит. по: Куликов 2004: 65]. А. И. Еремеева и Э. И. Киршбаум выстраивают следующий континуум психических состояний: аффект; стресс, включая фрустрацию; эмоции в узком понимании; чувственный тон; произвольное внимание, непроизвольное внимание; гипноз; быстрый сон; медленный сон; коматозное состояние. «Эмоции в узком понимании рассматриваются» ими «как реакции на исключительные ситуации в жизни индивида: эмоции возникают при блокировке процесса удовлетворения потребности в неожиданных ситуациях, при отсутствии возможности разрешить ситуацию». Чувственный тон, по мнению А. И. Еремеевой и Э. И. Киршбаума, — «это эмоциональный фон протекания психического процесса» [цит. по: Куликов 2004. С.66].

В. С. Агавелян [2004] структурно подразделяет эмоциональные состояния на стенические, астенические и амбивалентные. В эмоциональных состояниях ярко выражена субъективная сторона переживаний от радости до страданий. Стенические состояния многофакторны и являются побудителями и вдохновителями к деятельности, то есть они в большей степени личностно обусловлены и имеют мобилизующее влияние на человека. Астенические состояния дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, даже парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния мало изучены, но они придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени [Агавелян 2004].

Отечественные и зарубежные психологи: В. К. Вилюнас, Г. М. Бреслав, Б. И. Додонов, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев , С. Л. Рубинштейн и др. выделяют дифференцированные виды эмоций, отличающиеся по закономерностям протекания и психологическим особенностям. Наиболее распространённой является классификация эмоций, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Аффект — бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых могут, однако, изменяться, в частности под влиянием воспитания и самовоспитания [Леонтьев 1971]. С. Л. Рубинштейн [2000] называет аффект «эмоциональным процессом взрывного характера, который может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии». Аффекты могут быть вызваны у человека не только факторами, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами и затрагивающими поддержание его физического существования, но и определёнными компонентами системы социальных отношений, они возникают в ответ на фактически наступившую ситуацию.

Дезорганизующая функция аффектов отражается на моторном аспекте деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности: в той или иной мере нарушается сознательный контроль в выборе действия. Регулирующая функция аффектов состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект [Рубинштейн 2000].

Собственно эмоции — это непосредственное ситуативное переживание события, они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Примером эмоций могут послужить такие внутренние состояния, как страх, гнев, любопытство, восторг, печаль, радость.

Н. Д. Левитов [1964] характеризует эмоции как психические состояния, не переходящие в настроение и возникающие, когда не удовлетворяются некоторые органические потребности. Примером может служить состояние голодания. Нельзя это состояние свести к органическому ощущению голода, оно ярко, эмоционально выражено и может в случае продолжительности захватить всю психику человека. «Часто эмоции переходят в настроение. Ученик, получив на экзамене отличную отметку, переживает ярко выраженную эмоцию радости, и под влиянием этой радости он может целый день и даже больше времени находиться в хорошем настроении» [Левитов 1964. С.127]. Каждая эмоция как психическое состояние своеобразна по своему источнику, по переживаниям и проявлениям в деятельности человека.

Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона. А. Г. Маклаков [2002] определяет настроение как эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека, которое как эмоциональная черта личности проявляет себя в виде оптимизма или пессимизма.

Для настроения как для эмоционального состояния характерны следующие признаки: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) неопределенность происхождения, причин настроения; человек не осознаёт зависимости настроения от конкретных ситуаций; 4) влияние на активность человека.

С. Л. Рубинштейн [2000] определяет настроение как бессознательную, эмоциональную оценку личностью того, как на данный момент складываются для неё обстоятельства. Чувственную основу настроения, по мнению С. Л. Рубинштейна, составляют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и органические ощущения, исходящие от внутренних органов.

Л. В. Куликов [1997] выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и компонент физического самочувствия. Л. В. Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций. Он считает, что настроение является лишь частью психического состояния, а не особым видом эмоциональных переживаний, наряду с эмоциями и аффектами [Куликов 1997].

Чувства — переживание человеком своего отношения к действительности, отличающееся относительной устойчивостью, продолжительностью, предметным характером. Чувства человека отражают строение его личности, выявляя её направленность и установки. Они как результат обобщения эмоционального опыта личности и общества, имеют культурно-исторический характер и формируются под влиянием воспитания в обществе, семье, других социальных институтах.

Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффектам, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния или эмоциональный стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) [Китаев-Смык 1983, Селье 2004]. Л. В. Куликов [2004] определяет стресс как состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения (в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Среди наиболее частых проявлений стресса Л. В. Куликов, О. А. Михайлова [2004] отмечают ощущение потери контроля над собой, недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость), вялость, апатия, повышенная утомляемость, расстройства сна. Разновидностями, или компонентами, эмоционального стресса являются тревожность, страх, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром.

В психологии состояний помимо эмоций, чувств, аффектов, стресса и настроения выделяют состояние фрустрации. В своих трудах феномен фрустрации описывают Ф. Е. Василюк, А. И. Еремеева, Э. И. Киршбаум, Д. Креч, А. С. Кузнецова, Н. Д. Левитов, А. Б. Леонова, М. А. Мкртчян, В. Н. Панкратов и др. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние острого переживания неудовлетворённой потребности. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью её реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустрации характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Адаптивное поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, т. е. терпимости по отношению к фрустраторам. Если толерантность низка, то человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением – агрессией, которая может быть направлена на предполагаемого виновника фрустрационной ситуации, на самого себя, на любого другого человека, на окружающих.

Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний: 1) сигнальную; 2) оценочную; 3) побудительную; 4) функцию предвосхищения; 5) мобилизующую; 6) функцию предкогнитивной оценки реальности; 6) коммуникативную или экспрессивную функцию.

Таким образом, эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений.

Эмоциональное состояние всегда детерминировано внутренними и внешними причинами, определяется условиями ситуации и особенностями восприятия личностью данных условий. В зависимости от степени удовлетворения потребностей индивида и качества влияния на характер деятельности человека эмоциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные.

В психологии эмоций и состояний выделяют такие виды эмоциональных состояний, как аффект, собственно эмоции, чувства, стресс, фрустрация, настроение. Данные виды эмоциональных состояний качественно отличаются друг от друга, влияют на поведение и деятельность человека, выполняют различные функции.

Эмоциональные состояния различаются по продолжительности (продолжительные и краткие), силе влияния на переживания и поведение человека (глубокие и поверхностные), модальности (положительные и отрицательные), воздействию на организм (стенические, астеническиеи амбивалентные), степени осознанности (осознанные и неосознанные), выполняемым функциям.

Эмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, влияющей на когнитивную, волевую, мотивационную сферу. Для анализа эмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. Эмоциональные состояния имеют физиологическую основу, связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Эмоции имеют внешнее выражение – эмоциональную экспрессию, которая проявляется в мимике, жестах, позе, действиях индивида. Эмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.

Список литературы:

  • Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 153-163.
  • Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избранные труды / П. К. Анохин. – М.: Наука, 1979. — 453с.
  • Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 60-64.
  • Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс; пер. с англ.; ред. Л. А. Петровская; отв. ред. М. Г. Ярошевский. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
  • Дикая, Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Текст]: дис. . д-ра. психол. наук / Л. Г. Дикая; Российская академия наук. – Москва: [б. и.], 2002. – 342 с.
  • Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст]: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб. и др.: Питер, 2001. – 454 с.
  • Китаев-Смык, Л. А. Психология и концепции стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 302-311.
  • Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. . д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 1997. – 38 с.
  • Леонова, А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека [Текст] / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2007. — № 1. – С. 19-56.
  • Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – 40 с.
  • Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 582 с.
  • Прохоров, А. О. Неравновесные психические состояния человека [Текст] / А. О. Прохоров // Мир психологии. – 1998. — № 2. – С. 35-40.
  • Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста [Текст] / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. – 2003. — № 5. – С. 57-69.
  • Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 167 с.
  • Прохоров, А. О. Рефлексивный слой психического состояния [Текст] / А. О. Прохоров // Мир психологии. – 2006. — № 2. – С. 38-48.
  • Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний [Текст] / А. О. Прохоров // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. — № 2. – С. 68-80.
  • Психологический словарь [Текст] / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.
  • Рибо, Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств [Текст] / Т. Рибо; пер. с фр. – Минск: Харвест, 2002. – 783 с.
  • Селье, Г. Что такое стресс? [Текст] / Г. Селье // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 298-302.
  • Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1970. – 141 с.
  • Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1981 – 215 с.
  • Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. — Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1975 – 118 с.
  • Чеснокова, И. И. К проблеме психических состояний человека [Текст] / Чеснокова И. И. // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 47-50.
  • superinf.ru