Психология лиц с умственной отсталостью

Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующий усвоении. школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического развития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколько позже – в начале ХХ в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г.И.Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. ХХ в. усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога. Вспомогательные школы появились в России в 1908-1910 гг.

В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых детей от других пациентов психиатрических больниц. По мере попыток их воспитания и обучения накапливались сведения об особенностях их психической деятельности. В 1915-1916 гг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем материалы, полученные зарубежными и отечественными исследователями, высказал ряд интересных и продуктивных положений относительно познавательных процессов и личностных особенностей умственно отсталых детей.

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие и общей и специальной психологии в России.

Л.В.Занков осуществил исследование мышления и речи умственно отсталых детей. Затем его внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимодействия слова и средств наглядности при организации процесса обучения умственно отсталых детей. Л.В.Занковым была написана первая в истории послереволюционной России книга, в которой были широко использованы материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» (1935).

Несколько позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Психология умственно отсталых детей в России развивалась в ходе постоянного научного общения с зарубежными коллегами. Оно проходило в форме участия в международных конференциях и конгрессах, стажировок, командировок специалистов, обмена студентами, аспирантами и литературой.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер.

Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении велось в 50-70-е гг. ХХ в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.

В.В.Ковалев определяет олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Педагогическая оценка как стимул
Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании — педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выпо .

Знания на начальной ступени изучения физического воспитания
В рамках начальной ступени физического воспитания в средних общеобразовательных школах было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы: что со .

Методы контроля знаний учащихся
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьн .

www.zelgo.ru

Учебно-методический комплекс дисциплины «психология лиц с умственной отсталостью» Специальности

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

ДИСЦИПЛИНЫ «психология лиц с умственной отсталостью»

050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

1. Пояснительная записка.

Курс “Психология лиц с умственной отсталостью” направлен на усвоение студентами, обучающимися по специальности «Специальная психология», общих закономерностей и специфических особенностей психического развития детей с нарушениями интеллекта, на овладение ими методами и приемами экспериментального психологического исследования.

Содержание курса “Психология лиц с умственной отсталостью” определяется требованиями психолого-педагогической подготовки специалиста, чья профессиональная деятельность связана с изучением, развитием и формирование личности детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель курса — раскрыть проблему умственной отсталости как психолого-педагогическую и показать основные направления работы с детьми, имеющими данное нарушение развития.

— познакомить будущих специальных психологов с основными проявлениями умственной отсталости у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— познакомить с существующими клиническими и психолого- педагогическими классификациями интеллектуальных нарушений;

— познакомить с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталость;

— повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Преподавание дисциплины «Психология лиц с умственной отсталостью» осуществляется с опорой на имеющиеся у студентов знания, приобретенные в процессе изучения общей, возрастной и специальной психологии, невропатологии, психопатологии детского возраста, психологии детей с задержкой психического развития, психолого-педагогической диагностики и др.

Студенты по окончании курса должны овладеть знаниями, позволяющими грамотно дифференцировать интеллектуальный дефект, его степень и качество, обеспечивать адекватные условия психофизического развития; выявлять сохранные функции и возможности психофизической сферы детей с интеллектуальными нарушениями, опираясь на которые психолог мог бы достичь наибольшей эффективности в реализации коррекционно-развивающих мероприятий.

Курс включает в себя лекции (36ч.), практические занятия (36ч.), лабораторные (18 ч.) и самостоятельную работу (90ч).

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид занятий


Всего часов


Общая трудоемкость


Аудиторные занятия


Лабораторные занятия


Практические занятия


Самостоятельная работа

Вид итогового контроля

3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

(или: темы дисциплины)

Предмет и задачи методы психологии лиц с умственной отсталостью.

Проблематика умственной отсталости. Систематика умственной отсталости.

Дифференциальная диагностика умственной отсталости и сходных с ней сост.

Особенности высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной патологией

Особенности ощущений и восприятия детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности памяти, внимания, представлений и воображения детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности мышления и речи детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей с интеллектуальными нарушениями

Проблема социальной адаптации. Возможности интеграции детей с интеллектуальными нарушениями

Психология лиц с умственной отсталостью


Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.4. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Общие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью.

Тема 1. Психология лиц с умственной отсталостью как наука.

Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История возникновения психологии лиц с умственной отсталостью как науки. Связь психологии лиц с умственной отсталостью с общей психологией, возрастной психологией, психологией личности и смежными науками (невропатологией, патопсихологией, генетикой и др.). Категориальный аппарат специальной психологии.

Тема 2. Общее и своеобразное в развитии психики умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка.

Структура психики. Психика ребенка с точки зрения теории отражения; психика как отражение объективной действительности; психика как свойство мозга; сознание как высший уровень развития психики.

Роль биологических и социальных факторов в развитии психики и формировании личности ребенка. Влияние аномального фактора на развитие психики и формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Использование теории Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка в работе дефектолога или олигофренопедагога. Значение обучения как одного из условий развития психики нормального и аномального ребенка.

Тема 3. Проблематика умственной отсталости и задержки психического развития.

Содержание понятия “умственная отсталость”. Основные психологические критерии умственной недостаточности. Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция, слабоумие. Степени умственной отсталости. Причины умственной отсталости.

Сходные и отличительные признаки психической деятельности детей с ранними (до 3х лет) и более поздними (после 3-5 лет) вариантами умственной отсталости.

Дифференциация умственной отсталости и задержки психического развития.

Структура дефекта детей с интеллектуальными нарушениями.

Закономерность дефекта олигофрении: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность.

Тема 4. Систематика умственной отсталости.

Состав учащихся вспомогательной школы. Психическое развитие детей-олигофренов. Олигофрения как врожденная и раноприобретенная аномалия ЦНС.

Классификации олигофрении: по этиологии, по степени выраженности интеллектуального дефекта, по клинико-патогенетическим проявлениям (неосложненная, осложненная, типичная и атипичная формы).

Классификация олигофрении М.С.Певзнер и ее использование для характеристики состава учащихся младших классов специальной коррекционной школы.

Поврежденное психическое развитие как одна из форм дизонтогенеза. Понятие деменции. Варианты деменции.

Особенности психического развития учащихся специальной коррекционной школы, страдающих деменцией.

Различия в психическом развитии олигофренов и дементных детей.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной коррекционной школе. Глубоко умственно отсталые дети. Дети со сходными с умственной отсталостью состояниями: дети с ЗПР, дети с нарушениями анализаторов, дети с ДЦП, дети с акалькулией, дети с психопатоподобной формой поведения, педагогически запущенные дети, дети с РДА.

Критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний. Сходство и отличие ЗПР церебрально-органического генеза от олигофрении.

Психологическая характеристика детей с редкими формами олигофрении.

Раздел 2. Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью.

Тема 5. Особенности ощущений, восприятия и представлений.

Роль чувственного познания в практической и интеллектуальной деятельности ребенка. Физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Особенности развития ощущений у детей с нарушениями интеллекта. Особенности чувствительности.

Роль речи в развитии ощущений у детей с умственной отсталостью.

Ощущение и восприятие. Особенности восприятия умственно отсталых детей: нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности, темпа, объема. Характеристика целостности восприятия у детей с психическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста.

Восприятие и анализ картины учащимися специальной коррекционной школы.

Восприятие и анализ натуральных объектов детьми-олигофренами: восприятие формы, цвета, величины, положения в пространстве.

Возрастные и индивидуальные особенности развития восприятия.

Особенности формирования представлений у детей с умственной недостаточностью. Особенности представлений у детей с интеллектуальной патологией: схематизм, упрощенность, бедность, неполнота, искаженность, неточность, фрагментарность.

Пространственные и временные представления: исторические, географические, представления о явлениях природы.

Возрастные и индивидуальные особенности словесных представлений у детей с психическим недоразвитием.

Особенности зрительных представлений у умственно отсталых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема 6. Особенности памяти детей с умственной отсталостью.

Физиологические механизмы памяти. Причины нарушения памяти у детей с интеллектуальной патологией. Процессы памяти. Виды памяти. Непреднамеренное и преднамеренное запоминание у детей с интеллектуальным дефектом.

Особенности логической и механической памяти у учащихся младших и старших классов специальной коррекционной школы.

Особенности воспроизведения словесного материала умственно отсталыми учащимися в зависимости от способа запоминания.

Особенности запоминания и воспроизведения стихотворений умственно отсталыми детьми.

Роль преднамеренного запоминания в развитии мышления умственно отсталых школьников.

Эпизодическая забывчивость. Особенности узнавания.

Тема 7. Особенности внимания.

Нарушения внимания и их причины. Свойства внимания умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Особенности целевых и волевых компонентов в произвольном внимании детей с интеллектуальной патологией. Особенности ориентировочного рефлекса. Зависимость внимания от содержания деятельности. Патологические расстройства внимания.

Тема 8. Особенности воображения.

Бедность и упрощенность воображения детей с интеллектуальной патологией. Особенности образов воссоздающего воображения. Возрастные и индивидуальные особенности воображения у детей с интеллектуальной патологией.

Тема 9. Мышление детей с умственной отсталостью.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Виды и формы мышления. Нарушение мышления как ведущий дефект в структуре психической деятельности детей с умственной отсталостью. Особенности наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Некритичность и несамостоятельность мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенность понимания детьми причинно-следственных взаимосвязей. Особенности операциональной стороны мышления: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, абстрагирование и систематизация.

Понимание смысла загадок, пословиц, образных выражений детьми с умственной недостаточностью.

Характеристика суждений, умозаключений и доказательств у учащихся старших классов при анализе причинно-следственных связей.

Особенности формирования умственных действий у детей с интеллектуальной патологией.

Возможности коррекции мыслительной сферы у детей с интеллектуальной патологией.

Тема 10. Особенности речи детей с умственной отсталостью.

Речь как ведущий фактор развития психики ребенка в онтогенезе.

Характеристика этапов развития речи у ребенка с сохранным интеллектом. Общие и специфические нарушения речи у детей с умственной отсталостью: запаздывание развития речи, нарушение фонематического слуха, недостатки произношения, слабая мотивация, недостаточная речевая активность.

Особенности овладения устной и письменной речью. Устная речь. Особенности словаря. Понимание и употребление слов. Соотношение между активным и пассивным словарем. Грамматический строй речи. Особенности диалогической и монологической речи. Особенности чтения. Паралингвистические компоненты: интонация, выразительность, тембр – при синтетическом способе чтения художественных текстов умственно отсталыми учащимися.

Раздел 3. Личность детей с умственной отсталостью.

Тема 11. Особенности личности детей с умственной отсталостью.

Понятие о личности. Роль биологичеких и социальных факторов в развитии личности. Проблема наследования психических свойств.

Общие и специфические особенности формирования личности умственно отсталого ребенка.

Особенности направленности: потребности и мотивы деятельности умственно отсталых, развитие интересов.

Особенности формирования идеалов, мировоззрения, склонностей у детей с интеллектуальным дефектом. Характер изменения самооценки на разных этапах коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Тема 12. Эмоционально-волевая сфера детей с умственной отсталостью.

Причины своеобразия эмоций и чувств. Слабость интеллектуальной регуляции эмоций и чувств у умственно отсталых детей. Особенности формирования чувств у детей с интеллектуальным дефектом.

Характеристика эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью, их соответствие содержанию ситуации. Дисгармония в развитии элементарных и высших чувств. Своеобразие развития высших чувств: интеллектуаьных, моральных, эстетических. Особенности высших чувств как мотивов поведения. Патологические особенности настроений: раздражительность, апатия, депрессия, эйфория.

Особенности волевых качеств у детей с интеллектуальной патологией. Слабость интеллектуальной регуляции воли. Нарушение целенаправленности, недоразвитие мотивации, неустойчивость намерений, упрямство, негативизм. Патологические расстройства воли: абулия, гипобулия, гипербулия. Значение эмоций и воли в практической и познавательной деятельности.

Тема 13. Формирование и становление характера у детей с умственной отсталостью.

Характер и структура личности умственно отсталых школьников. Влияние особенностей ВНД на становление характера. Влияние социально-психологических условий на формирование и становление характера. Недостатки характера у детей с интеллектуальной патологией. Привычка как одно из средств формирования характера. Пути изменения дурных привычек. Коррекция недостатков характера в условиях школы и семьи.

Тема 14. Особенности межличностных отношений детей с умственной отсталостью.

Причины своеобразия развития межличностных и внутриколлективных от-

ношений у детей с интеллектуальной патологией. Внутригрупповая дифференциация. Виды групповых объединений. Зависимость внутригруппового ранжирования от типа нервной системы и текущего болезненного процесса. Типология лидерства в классах вспомогательной школы. Коррекция межличностных отношений школьников с интеллектуальной патологией.

Тема 15. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.

Понятие о деятельности. Структура деятельности. Роль деятельности в формировании психики человека в онтогенезе.

Виды деятельности. Причины нарушения деятельности детей-олигофренов.

Недоразвитие самоконтроля и саморегуляции в деятельности. Недостаточная мотивация, нарушение целенаправленности, уход от трудностей, неадекватность способов действия, некритичное отношение к результатам деятельности, неумение соотнести результаты с предъявленными требованиями. Повышенная утомляемость, сниженная работоспособность. Нарушение ориентации в задаче, проблемной ситуации.

Особенности речевой регуляции деятельности. Особенности переноса прошлого опыта. Мотивация деятельности.

Особенности игровой деятельности. Особенности учебной деятельности. Трудовая деятельность и ее роль в коррекции сенсорной и познавательной сфер у детей с недостатками интеллекта.

Роль различных видов деятельности в формировании активности и самостоятельности.

Раздел 4. Психолого-педагогический практикум в специальной коррекционной школе.

Тема 16. Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных нарушений.

Принципы, задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной патологией. Изучение педагогической и медицинской документации, изучение продуктов детской деятельности. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод анкетирования.

Организация и методика экспериментального психологичекого изучения учащихся специальной коррекционной школы. Катамнестический метод.

Роль психологической диагностики на ранних этапах онтогенеза.

Тема 17. Методические рекомендации к проведению практикума в специальной коррекционной школе (ведение дневников педагогического наблюдения, составление характеристик состава класса, внутриколлективных и межколлективных связей, составление психолого-педагогической характеристики учащегося).

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Обязательная литература

Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представлений и понимания времени учащимися вспомогательной школы. // Дефектология № 2, 1983.

Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 1982.

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.

Бгажнокова И.М. Использование приема сравнения старшими умственно отсталыми школьниками в целях аргументации доказательств.// Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М.,1986.

Бгажнокова И.М. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта. – Москва – Ярославль, 1998.

Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М., 1976.

Венгер А.А., Выготская Г.А., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1977.

Викулова Л.Я. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов.// Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1995.

Власова Т.А., Певзнер М.С., О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

Вяренен В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы. // Дефектология № 4, 1971.

Григонис А.В. Особенности непреднамеренного запоминания у умственно отсталых учеников различных клинических групп. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе.// Под редакцией Ж.И. Шиф. – М., 1972.

Дети с задержкой психического развития./ Под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

Дефектологический словарь. – М., 1970.

Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973

Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

Лебединская К.С., Власова Т.А., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. – М., 1983.

Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушения развития.// Дефектология № 1, 1984.

Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1969.

Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы: учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под редакцией Ж.И.Шиф. – М., 1965.

Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959.

Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1959.

Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1985.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М., 1970.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственнной отсталости.// Дефектология № 1, 1994.

28.Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение./ Под редакцией М.С.Певзнер, К.С.Лебединской. – М., 1979

5.2. Рекомендуемая литература.

Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. – М., 1982., кн. 1.

Байкенов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы.// Вопросы патопсихологии. – М. 1970.

Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний.// Дефектология № 3, 1975.

Бгажнокова И.М. Реабилитация средствами образования лиц с умственной отсталостью.// Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996.

Белкин А.С. Сравнительная характеристика структуры и содержания общения учащихся массовых и вспомогательных школ.// Сб. под. ред. Белкина А.С. Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – Свердловск, 1973.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М., 1986.

Брайен С. Английская школа и интеллектуальные тексты. – М.,1988.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

Виноградова А.Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы: Научные труды седьмой сессии дефектологии. – М.,1875.

Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. – М., 1978.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.,1983.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М.,1976.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

Гализо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1986.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

Головина Т.Н. Группировка и анализ изображений сходных зоологических объектов умственно отсталыми учащимися // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. – М., 1961.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.

Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1982.

Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогатель ной школе. – М., 1993.

Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.

Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

Дошкольное воспитание аномальных детей // Под редакцией Л.П. Носковой. – М., 1993.

Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.

Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1981.

Дунаева Г.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции. – М., 1980.

Забрамная С.Д. Отбор детей в специальные учреждения. – М., 1988.

Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1980.

Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М.,1969.

Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – МГУ, !971.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.,1976.

Зейгарник Б.В., Батрусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.,1980.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

Кафферманас Р.Б. Первоначальные географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы.// Дефектология № 1, 1976.

Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – М., 1984.

Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.

Коломинский Н.Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень притязаний в процессе профессионально-трудовой деятельности и подготовки.// Дефектология № 2, 1970.

Клинико-генетические исследования олигофрении. //Под ред. М.С.Певзнер. – М., 1972.

Лалаева Р.И. Нарушения устной речи, и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей ( в норме и патологии ) – М., 1978.

Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1969.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. – М.,1962.

Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.

Мариничева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М., 1988.

Методы изучения аномальных детей.// Под ред. А.И. Дьячкова – М., 1965.

Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969.

Назамбаева Ж.И. Уровень притязания у разных групп учащихся вспомогательной школы. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. // Под ред. Ж.И. Шиф – М., 1972.

Назамбаева Ж.И. Исследование воображения умственно отсталых школьников. – Алма-Ата, 1969.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

Общая патология. / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – МГУ, 1987.

Основы обучения и воспитания аномальных детей. // Под ред. А.И. Дьячкова — М., 1965.

Отбор детей во вспомогательную школу. //Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М., 1983.

Отстающие в учении школьники ( проблемы психического развития ) // Ред. Калмыкова З.И. – М., 1986.

Певзнер М.С., Власова Т.А. Клинико-генетические исследования олигофрении. – М., 1972.

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М., 1968.

Петрова В.Г. Исследования вербальной памяти у умственно отсталых детей // Дефектология № 5, 1986.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977

Принципы отбора детей во вспомогательную школу // Под ред. Г.М.Дульнева, А.Р.Лурия – М., 1956.

Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. // Под ред. Ю.М.Забродина, Е.С.Романова. – М., 1990.

Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. // Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1980.

Процко Т.А. Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. // Дефектолгия № 2, 1972.

Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. – М., 1980.

Селецкий А.И. Психология и психопатология слабоумия. – Киев, 1981.

Синев В.Н., Капустин А.И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы. // Дефектология № 1, 1976.

Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983.

Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. Рекомендации к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология № 3, 1980.

Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1966.

Соловьев И.М., Сумарокова В.А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей. // Дефектология №1, 1973.

Стребелева Е.А. Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых дошкольников. // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М., 1986.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1965.

Торшина Л.Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащимися младших классов вспомогательной школы. // Дефектология № 3, 1985.

Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – Киев, 1976.

Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. // Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1961.

Царуидзе М.Г. Особенности развития произвольного поведения детей-олигофренов. // Дефектология № 1, 1987.

Шиф Ж.И. Проблемы развития умственно отсталых учащихся в исследованиях советских авторов. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. // Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1965.

Шиф Ж.И. Две зарубежные концепции учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. // Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1972

5.3. Средства обеспечения дисциплины

Кабинет, электронные презентации, учебные фильмы.

5.4. Темы примерных контрольных вопросов и заданий для

Изучение специальной литературы по предмету (работы Выготского Л.С., Морозовой Н.Г., Певзнер М.С., Петровой В.Г., Пинского Б.И., Соловьева И.М. и других). Составление конспектов по изученным источникам.

Экспериментально-психологическое обследование личности и деятельности детей с интеллектуальной патологией (в условиях специальной коррекционной школы VIII вида), составление психологического заключения об особенностях личности и деятельности ребенка по итогам экспериментов обследования.

Экспериментально-психологическое изучение внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Составление психологического заключения.

Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Составление психологического заключения об особенностях ощущений, восприятия, представлений и воображения, памяти, мышления.

Экспериментально-психологическое обследование эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями (в условиях специальной коррекционной школы VIII вида). Составление психологического заключения.

Анализ психолого-педагогических характеристик учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

5.5. Тематика курсовых работ.

Особенности слухового восприятия детей с интеллектуальными нарушениями (по материалам экспериментальных исследований).

Возрастные и индивидуальные особенности восприятия детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной патологией.

Особенности творческого воображения учащихся младших классов специальной коррекционной школы VIII вида (по материалам экспериментальных исследований).

Мышление детей с отклонениями в интеллектуальной сфере (по материалам экспериментальных исследований).

Исследование психологической готовности к школе учащихся младших классов специальной коррекционной школы VIII вида.

Эмоциональные проявления детей с отклонениями в развитии.

Психологическая характеристика детей с редкими формами интеллектуальной патологии.

Характеристика этапов развития речи у ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Социальная депривация у детей с интеллектуальными нарушениями, возможности их реабилитации и интеграции.

5.6. Вопросы к экзамену

Специальная психология как наука. Предмет, задачи, методология психологии детей с интеллектуальными нарушениями.

Становление психологии детей с интеллектуальными нарушениями как науки.

Структура психики. Особенности структуры психики у детей с интеллектуальными нарушениями.

Общее, своеобразное особенное в развитии психики нормального ребенка и ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Понятие умственной отсталости. Причины умственной отсталости.

Формы умственной отсталости. Проблема дифференциации форм умственной отсталости.

Структура дефекта при умственной отсталости.

Степени умственной отсталости.

Психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой степенью умственной отсталости.

ЗПР как одна из форм дизонтогенеза.

Психическое недоразвитие как одна из форм дизонтогенеза.

Понятие олигофрении. Классификации олигофрении.

Психолого-педагогическая классификация олигофрении М.С. Певзнер и ее использование для характеристики состава учащихся специальной коррекционной школы.

Поврежденное психическое развитие как одна из форм дизонтогенеза.

Понятие деменции. Варианты деменции.

Особенности психического развития олигофренов и дементных детей.

Психолого-педагогическая характеристика со сходными с олигофренией состояниями.

Психологическая характеристика детей с редкими формами интеллектуальных нарушений.

Классификация задержки психического развития по В.В. Лебединскому.

Классификация задержки психического развития церебро-органического генеза по Е.М. Мастюковой и Л.И. Переслени.

Отграничение умственной отсталости от обратимых форм задержки психического развития.

Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития церебрально-органического генеза.

Отграничение умственной отсталости от цереброастений.

Отграничение умственной отсталости от тяжелых нарушений речи.

Отграничение умственной отсталости от сенсорных нарушений.

Отграничение умственной отсталости детей от детей с синдромом акалькулии.

Отграничение умственной отсталости от раннего детского аутизма.

Отграничение умственной отсталости от психопатоподобных форм поведения.

Понятие школьной неуспеваемости. Причины школьной неуспеваемости.

Понятие педагогической запущенности. Причины и формы педагогической запущенности.

Отграничение форм школьной неуспеваемости от задержки психического развития.

Особенности высшей нервной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности ощущений и восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности сенсорного развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование восприятия и представлений у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности представлений детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности процессов запоминания и сохранения материала у детей с интеллектуальными нарушениями. Причины их нарушения.

Особенности воспроизведения материала детьми с интеллектуальными нарушениями.

Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование памяти и внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности операциональной стороны мышления детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие мышления у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности коррекционной работы по развитию мышления у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности грамматического строя речи и словаря с интеллектуальными нарушениями.

Особенности звукопроизношения детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности диалогической и монологической речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности коррекционной работы по развитию речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Причины нарушения деятельности.

Виды деятельности. Особенности их формирования у детей с интеллектуальными нарушениями.

Трудовая деятельность и ее роль в коррекции сенсорной и познавательной сфер у детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование и совершенствование игровой деятельности с интеллектуальными нарушениями в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Формирование способов усвоения общественного опыта у детей с интеллектуальными нарушениями.

Характеристика эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью.

Своеобразие развития высших чувств у детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенности волевых качеств у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе коррекционно-воспитальной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Недостатки характера у детей с интеллектуальными нарушениями.

Коррекция недостатков характера у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы и семьи.

Особенности направленности личности умственно отсталого ребенка.

Особенности общения детей с интеллектуальными нарушениями.

Внутригрупповые ранжирования и типология лидерства в коллективе умственно отсталых детей.

Причины возникновения и распада межличностных отношений в группе умственно отсталых детей.

Формирование основ личности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование межличностных отношений детей с интеллектуальными нарушениями.

Социальная депривация у детей с интеллектуальной патологией и возможности их реабилитации и интеграции.

Темы рефератов

Проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений психомоторного развития.

Роль социальных, психологических и клинико-генетических исследований в профилактике и диагностике умственной отсталости.

Особенности ВНД умственно отсталых детей, и их учет в организации коррекционного обучения и воспитания.

Нарушения деятельности детей-олигофренов. Их причины.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальным дефектом.

Умственная деятельность детей –олигофренов.

Характеристика трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития умственно отсталых детей.

Нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией. Их причины.

Зрительные ощущения детей-олигофренов.

Тактильные ощущения, их роль в предметно-практической деятельности умственно отсталых детей.

Слуховые ощущения умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Характеристика целостности восприятия у детей с психическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста.

Особенности тактильного и зрительного восприятия умственно отсталых детей.

Восприятие и анализ натуральных объектов детьми-олигофренами.

Особенности механической и логической памяти у учащихся младших (старших) классов вспомогательной школы.

Особенности воспроизведения словесного материала учащимися с интеллектуальным дефектом в зависимости от способа запоминания.

Особенности запоминания и воспроизведения стихотворений детьми-олигофренами.

Память и ее избирательность у умственно отсталых детей.

Особенности непреднамеренного запоминания у умственно отсталых учеников различных клинических групп.

Представления умственно отсталых дошкольников о явлениях природы.

Географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы.

Реализация исторических представлений учащимися вспомогательной школы.

Характеристика образного мышления у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Особенности сравнения объектов умственно отсталыми детьми разных возрастных групп (дошкольный, младший школьный, старший школьный возрасты).

Классификация и обобщение зрительно воспринимаемых образов детьми-олигофренами.

Особенности понимания смысла загадок, пословиц, образных выражений детьми с интеллектуальным дефектом.

Характеристика суждений и умозаключений у учащихся старших классов при анализе причинно-следственных связей.

Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы.

Речь в структуре предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности умственно отсталого ребенка.

Понимание и употребление слов с обобщающим значением учащимися младших классов вспомогательной школы.

Экспрессивные компоненты в устных высказываниях умственно отсталых детей.

Специфические нарушения письма в творческих работах учащихся с интеллектуальной патологией.

Паралингвистические компоненты речи при чтении художественных произведений умственно отсталыми учащимися.

Особенности грамматического строя речи у умственно отсталых детей.

Особенности звукопроизношения у детей со сниженным интеллектом.

Особенности эмоционально-личностных качеств у детей-олигофренов с нарушением речеслуховой анализаторной системы ( любой возраст ).

Особенности эмоционально-личностных качеств у дементных детей.

Особенности эмоционально-личностных качеств у детей-олигофренов с психопатоподобными формами поведения.

Самооценка учащихся вспомогательной школы.

Образ “я” у умственно отсталых подростков.

Особенности общения умственно отсталых детей.

Половозрастная идентификация у детей со сниженным интеллектом.

Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы.

Причины возникновения и распада межличностных отношений в группе умственно отсталых учащихся старших классов.

Лидерство в группах умственно отсталых. Зависимость лидерства от структуры интеллектуального дефекта.

Характеристика социально значимых мотивов в самостоятельных суждениях умственно отсталых детей.

Особенности интересов у детей с интеллектуальной патологией.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 050716 – «Специальная психология».

Учебно-методический комплекс по дисциплина утвержден на заседании кафедры олигофренопедагогики и специальной психологи ИКП СГПУ (протокол № 1 , от 6 сентября 2007г.)

refdb.ru