Психология неврозы презентация

Содержание:

Презентация по теме:
Консультация: «Неврозы: причины и следствия»

Неврозы — это временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Основными причинами детских неврозов являются

ошибки в воспитание.

Предварительный просмотр:

Неврозы: причины и следствия Консультация для воспитателей: Составитель: Педагог-психолог МБДОУ ПГО №69 Зыкова Е.Г

Неврозы — это временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Неврозы — это болезнетворные формы реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому их иначе называют психогенными патологическими реакциями.

Причины Неврозов у детей: Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, алкоголизм родителей особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитании.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологические особенности. Невроз характеризуется нарушением эмоционального фона основ личности. Наиболее частой причиной невропатии Невропатия (синоним: эндогенная нервность, невропатическая конституция, врожденная нервность) — понятие, обозначающее врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, результат повреждения церебральных функций. Клинически характеризуется функциональными соматическими расстройствами, вегетативной дистонией и нервно-психическими нарушениями, центральное место среди которых занимает синдром раздражительной слабости (сочетание повышенной возбудимости с быстрой истощаемостью ). у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения происхождения перинатальной энцефалопатии, приводящих к формированию Синдрому дефицита внимания и гиперактивности , это определяет плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические срывы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа.

Разграничение неврозов формы : неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний невроз страха

Неврастения При неврастении преобладают такие симптомы, как повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость и трудность концентрации внимания, сочетающиеся с раздражительной слабостью (своего рода недержанием эмоций и их быстрым истощением), общей вялостью и невыносливостью . В одних случаях преобладает повышенная раздражительность, возбудимость, капризность, иногда психомоторное возбуждение, а в других наоборот — вялость, усталость, испуганный состояние, застенчивость. Порой у детей могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении: головная боль, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности.

Истерия В истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своём состоянии.

Невроз навязчивых состояний Невроз навязчивых состояний (иначе- обсессивный невроз (одержимость, навязчивость) характеризуется идущими помимо желания навязчивыми страхами, мыслями и действиями, нередко при наличии постоянных сомнений и колебаний в принятии решения (мнительности) У детей невроз навязчивых состояний чаще проявляется в совершении навязчивых действий, таких как мытье рук, хождение только определенным маршрутом, пересчитывание каких-либо предметов и т. п.

Невроз страха Для невроза страха характерно большое количество страхов, что указывает на общий уровень тревожности и неуверенности в себе.

Каждая клиническая форма невроза имеет свой, присущий ей центральный внутренний конфликт. При неврастении это конфликт самоутверждения, при неврозе страха- конфликт самоопределения, при неврозе навязчивых состояний- моральный конфликт, при истерическом неврозе- конфликт признания

У детей чаще всего приходится иметь дело с клинически недифференцированной формой неврозов, а все клинические проявления обозначаются единым словом – невроз.

Общими для всех клинических форм неврозов является состояние беспокойства и расстройства вегетативной регуляции. Психомоторные нарушения, представленные излишней подвижностью, тиками, заиканием, энурезом , также являются неврозом .

Невротические тики Невроз навязчивых движений характеризуется появлением любых лишних движений (подергивание, тик): Тики- это непроизвольные повторяющиеся движения в отдельных группах мышц ( сморкание носом, частые моргания, ужимки, различные движения рукой, плечом, наморщивание лба, шмыгание носом, раскритие рта, кусание губ, полергивание губ, щёк и т.д.) артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа « кх », попёрхивания , покашливания, прерывистая речь и т.д.) Такие движения отличаются от гиперкинезов (автоматических нецелесообразных движений, вызванных непроизвольными сокращениями скелетных мышц) тем, что ребенок может на время преодолеть их усилием воли, они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением, однако вновь появляются и усиливаются в связи с появлением людей и нежелании отвечать, воспринимать информацию. В некоторых случаях навязчивые движения приобретают характер защитных ритуалов. Эта форма неврозов навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и трудно лечатся.

Логоневроз Довольно частыми неврозами являются языковые неврозы , или логоневроз — заикание, аутизм (прекращение речевого общения с другими). Причиной невротического заикания зачастую являются острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа, например, положили ребенка в больницу и т.п.). Благоприятными условиями для появления заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная обременительность заикания, ослабление организма в результате различных заболеваний, ошибки в воспитании, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к ее собственного языка и др.. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В таких случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса. Характерным признаком неврологического заикания является логофобия — страх речи . К невротическим форм речевого расстройства относятся мутизм и сурдомутизм . Мутизм (немота) возникает после острой тяжелой психической травмы. В таких случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия окружающей среды. В таких случаях мутизм всегда соответствующую избирательность ( елективнисть ) и направленность. Ребенок не разговаривает с соответствующим человеком через чувство обиды на нее, желание его «отомстить». Порой он перестает общаться только со взрослыми. Считают, что в основе такого мутизма есть желание ребенка освободиться от тяжелой для него ситуации. Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Благоприятными факторами возникновения мутизма есть остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка. Мутизм может быть одним из первых признаков психического заболевания (в частности детской шизофрении). Мутизм может быть также проявлением истерических реакций.

Энурез Частым проявлением неврозов у детей является недержание мочи ( энурез ) . Вообще энурез наблюдается у детей довольно часто. Однако о неврологическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичное неврологическое наслоение результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно тогда, когда его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, застенчивой, замкнутым, отказывается от товарищей. В дальнейшем это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

К проявлениям невроза относятся также и патологические привычки , такие как сосание пальца, кусание ногтей и ногтевых валиков, онанизм, выдергивание бровей, ресниц и т. д.

Диагностика Неврозов Очень важно диагностировать невроз в раннем возрасте ребенка. Ведь чем раньше удастся распознать невроз, тем легче его будет вылечить в дальнейшем.

К каким докторам следует обращаться если Неврозы у детей: Невролог Педиатр Психотерапевт Лечение: Психотерапия Медикаментозная терапия Игровая терапия, Арт-терапия , дыхательные техники.

Профилактика Неврозов у детей Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства . Профилактика неврозов заключается в понимание причин их возникновения и правильном воспитание. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу , умерить физические нагрузки и занятия спортом , с воевременно начинать лечение соматических болезней ; питание ребенка должно быть сбалансированным , содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы. В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций , профилактика травм мозга , к которым относится родовая, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха . Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния. Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

Диагностика и лечение неврозов является компетенцией врача. Функция психолога предупреждение нервных заболеваний и психокоррекционная работа под руководством невропатолога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитна.

В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст.

в статье подробно освещена проблема неврозов у детей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле.

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно над детьми, имеет тенденцию во.

Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Данный материал может использоваться на занятиях по развитию речи дошкольников.

Презентация к уроку (подготовительная группа) на тему:
Неврозы в жизни человека

Неврозы в жизни человека

Подписи к слайдам:

Неврозы (от греч. néuron — нерв) — группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. ( Большая советская энциклопедия )

Невро́з — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина: астенические, навязчивые и/или истерические проявления, а также временное снижение умственной и физической работоспособности. Психогенным фактором являются конфликты, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики.

Изучение неврозов занимались ученые: Зигмунд Фрейд, Карл Гусиав Юнг, Альфред Адлер, Жак Лакан , Карен Хорни ,, Карвасарский Б.Д. Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей».

Причины развития невроза Психологические факторы (особенности личности, условия ее созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний) Биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).

Симптомы неврозов Общепсихологическая симптоматика Плаксивость Нерешительность Низкая самооценка Неудовлетворённость собой Обидчивость, ранимость Тревожность, страхи Зацикленность на психотравмирующей ситуации При попытке работать быстро утомляются – снижается память, внимание, мыслительные способности Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры

Общеневротическая симптоматика Состояние нервно-психической слабости (астения) Тревога, беспокойство Нарушения сна Постоянная головная боль Сердечные боли, психалгии (психологическое переживание боли) Общее снижение работоспособности Эмоциональная лабильность Нетерпеливость Различные вегетативные нарушения: лабильность пульса, артериального давления, повышенная потливость, дисфункции желудочно-кишечного тракта (медвежья болезнь).

Основные виды неврозов. Классификация. 1. Неврастения. 2. Невроз навязчивых состояний. 3. Истерия. 4. Невроз страха. 5. Ипохондрический невроз. 6. Депрессивный невроз.

Неврастения — «нервная слабость», нервное истощение, переутомление. Развивается под влиянием продолжительной психической травматизации , которая ведет к эмоциональному напряжению, недосыпанию. Симптомы: повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. головная боль, ощущение тяжести в голове, кажется, что на нее одет обруч или каска (» каска неврастеника»). Нарушение функций вегетативной нервной системы, (потливость, учащенное сердцебиение, снижение аппетита, нарушение функции кишечника, учащенные позывы на мочеиспускание, плохой сон (затруднено засыпание, частые пробуждения)).

Невроз навящевых состояний характеризуется нарушениями в области эмоций и воли — нерешительностью, мнительностью, боязливостью, разного рода сомнениями, страхами и опасениями. Выражается в навязчивом счёте (шагов, ступеней, этажей, проезжающих машин и т.д.), навязчивом воспроизведении в памяти забытых имён, терминов, определений, разделении слов на слоги, звучании в голове навязчивых мелодий и т.д. К навязчивым состояниям относятся сомнения, воспоминания, представления с тягостным содержанием, страхи.

Истерия — это сложный невроз, проявляющийся в специфических эмоционально-аффективных и соматовегетативных клинических феноменах. Выражается в стремление быть предметом внимания окружающих, вызывать восхищение, удивление, зависть. Это достигается крикливой манерой одеваться, рассказами о своих якобы трагических или необычных событиях в прошлом. Отмечается неустойчивость настроения (» псевдоорганические » симптомы с расстройствами чувствительности, движений, координации и пр ). Обнаруживаются «функциональные» парезы и параличи, неуверенная шаткая походка, невозможность передвигаться без посторонней помощи. Нередко имеется дрожание головы, при отвлечении внимания оно уменьшается, при волнении — усиливается. Иногда развиваются нарушения речи (заикание, немота, глухонемота), икота, рвота, спазм мышц глотки и пищевода, нелепое, ребячливое поведение, не соответствующее возрасту больного, проявляющееся детскими манерами, жестами, шалостями. Одним из вариантов истерических проявлений является истерический припадок — внезапный приступ сложных выразительных движений: больные стучат ногами, рвут на себе одежду, волосы, катаются по полу, выгибаются всем телом, опираясь на затылок и пятки, плачут, рыдают и т.п. В отличие от эпилептического припадка, больные не падают, а медленно опускаются на виду у всех. Припадок затягивается, если вокруг много народа, но может резко прекратиться под влиянием внешнего раздражения (боль, холодная вода и т.д.). Припадок сопровождается помрачением сознания и воспоминания о нем отрывочны.

При НЕВРОЗЕ СТРАХА основным симптомом является чувство тревоги или страха. Страх не зависит от какой либо ситуации или каких либо представлений, является немотивированным, бессодержательным — «свободно витающий страх». Большую роль в возникновении невроза страха играет наследственная предрасположенность. Особым вариантом невроза страха является аффективно-шоковый невроз или невроз испуга , который подразделяется на следующие формы: 1. Простая форма , которая характеризуется замедленным течением психических процессов и рядом соматовегетативных расстройств. ( бледность лица, тахикардия, колебания АД, учащение актов мочеиспускания и дефекации, сухость во рту, потеря аппетита, похудание, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах). 2. Анситированная форма характеризуется развитием тревоги и двигательного беспокойства с замедлением словесно-речевых реакций, мыслительных процессов с вегетативными нарушениями, свойственными простой форме. 3. Ступорозная форма в сочетании с мутизмом , т.е. оцепенение и онемение. 4. Сумеречная форма (появляется сумеречное состояние сознания, неосознание бормотания, непонимание местонахождения).

ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ Под ипохондрией понимается болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье, склонность приписывать себе заболевания по незначительному поводу. При этом легко возникают болевые или тягостные ощущения в тех или иных частях тела ( сепистопатии ). Опасение по поводу своего здоровья чаще всего возникает у лиц тревожно-мнительных или астеничных . Возникновению болезни может способствовать воспитание, при котором ребенку прививается чрезмерная забота о своем здоровье.

ДЕПРЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ Депрессивные фазы могут протекать в виде соматических эквивалентов — головной боли, нарушений сна, экземы, ночного недержания мочи, радикулита, астматических приступов и симптомов » сердечно-сосудистого невроза» и т.д. Различают депрессии невротические, психогенные или реактивные и эндогенные. Невротическая депрессия или депрессивный невроз возникает у лиц, неуверенных в себе, нерешительных, несамостоятельных, которые трудно приспосабливаются к новым жизненным условиям. Психогенная депрессия является психозом сверхценных идей. Эндогенная депрессия (вызывается знанием больного о наличии у него тяжелого заболевания, что приводит к появлению непомерного чувства тоски) протекает в виде стертой формы. При этом жалобы на тоску отсутствуют, часто отмечается лишь снижение работоспособности. Больные могут стать тревожными, мнительными, неуверенными в себе, чувствительными к малейшим психотравмирующим воздействиям.

Лечение Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и, в достаточно тяжелых случаях, медикаментозное лечение. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза. Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к ее особенностям. Карен Хорни считала, что осознания своих противоречий категорически недостаточно, необходимо создать психотерапевтические условия для изменения личности, которые позволят ей уйти от невротических способов защиты от мира.

Прогноз в отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.

nsportal.ru

Неврозы. Патогенез, формы неврозов

Особенности обратимых психических расстройств, проявляющихся эмоциональными и соматовегетативными расстройствами под воздействием стресс-факторов. Психическая травма как основная причина возникновения неврозов. Клинические проявления неврастении, истерии.

Подобные документы

Общие характеристика, причины, механизм развития и клиническая картина неврозов. Их формирование: антинозологическая, нейрофизиологическая, психологическая платформы. Теории и концепции неврозогенеза. Диагностика и лечение невротических расстройств.

контрольная работа, добавлен 30.11.2014

Неврозы — функциональные психогенные обратимые расстройства. Клиническая картина: обсессивные и компульсивные симптомы, фобии, снижение работоспособности. Классификация неврозов, неврастения, истерия, их причины; медикаментозное лечение, психотерапия.

реферат, добавлен 28.06.2011

Динамическая оценка психопатологических проявлений невротического уровня для постановки диагноза больному. Предрасполагающие личностно-типологические особенности человека. Клинические особенности основных форм пограничных психических расстройств.

реферат, добавлен 09.11.2009

Классификация неврозов по Н.К. Липгарту. Терапевтическая тактика применения психо- и гипнотерапии, психотропных препаратов, аутогенной тренировки и рациональной психотерапии для вскрытия и устранения причины болезни. Особенности ухода за пациентами.

реферат, добавлен 28.04.2011

Вегетативный невроз — группа заболеваний, объединяемых общностью патогенеза, при которых нарушается функция или структура различных органов и тканей вследствие расстройств их вегетативной иннервации. Этиология, патогенез, клиника и лечение неврозов.

реферат, добавлен 16.06.2010

Связь между сосудистыми заболеваниями головного мозга и возникновением психических расстройств. Рубрикация церебрально-сосудистых расстройств в МКБ-10. Клиническая картина и патогенез. Диагностика психических расстройств церебрально-сосудистого генеза.

презентация, добавлен 09.12.2014

Общее понятие о травме и травматизме. Судебно–медицинская классификация повреждений по их виду и происхождению. Виды микрочастиц, объектов при механической травме, осмотр их и изъятие. Течение, принципы диагностики психических болезней и их лечение.

реферат, добавлен 20.02.2011

Понятие полиневрита, история его выявления, сущность, причины возникновения, этиологические формы, патогенез, клинические проявления, симптомы, диагностика, лечение и профилактика. Общая характеристика и особенности развития аллергического полиневрита.

реферат, добавлен 09.05.2010

Причины возникновения ревматической лихорадки. Эпидемиология заболевания, его классификация, клинические проявления, патогенез. Особенности течения ревматизма у разных возрастных групп, его проявления и симптомы (кардит, полиартрит, нейроревматизм).

презентация, добавлен 23.12.2013

Формы и классификация гнойных перитонитов. Инфекция — основная причина их развития. Клинические проявления заболевания. Анатомические особенности строения брюшины. Хирургические методы лечения. Декомпрессия кишечника. Антибактериальная и иммунная терапия.

allbest.ru

Презентация на тему «Последствия невроза у детей»

  • Скачать презентацию (2.12 Мб)
  • 1 загрузок
  • 4.0 оценка
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • Аннотация к презентации

      Презентация для школьников на тему «Последствия невроза у детей» по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

      Содержание

      С детьми трудно, но еще труднее, когда их нет… Последствия невроза у детей

      Нервные дети

      Чрезмерная возбудимость Раздражительность Нарушение сна Плаксивость Впечатлительность Невроз

      Причины невроза

      Травматические Инфекционные Токсические Наследственные Переживания беременной Неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве Эмоциональный стресс Биологические: Микросоциальные:

      Последствия невроза

      Нервные тики Заикание Энурез Вредные привычки Страхи

      Нервные тики– фиксированные стереотипные непроизвольные движения Спокойствие родителей – необходимое условие излечения тиков Органические с повреждением нервных клеток Функциональные без повреждения нервных клеток

      Заикание– нарушение речи Функциональное незрелость речевого аппарата Органическое напряженность головного мозга Генетическое наследственность Рекомендации: Режим молчания ребенка Не замечать затруднения ребенка в речи Внушать ребенку веру в исцеление

      Рекомендации: Отказ от приема жидкости за 4 часа до сна (долька апельсина или яблока) Будить ребенка через 90 минут после засыпания Не стыдить ребенка Энурез– недержание мочи (расценивается как болезнь только у детей старше 4-х лет) Функциональный временный, после эмоционального всплеска Органический после задержки внутриутробного развития Генетический наследственность Беспокойный сон «Мертвый» сон Различные проявления

      Рекомендации: Ребенок не должен играть в постели Максимальная ориентация ребенка на игру с детьми Перед сном танцы, прыжки со скакалкой, качели или тихая музыка Вредные привычки– издержки воспитания или дефицит материнского внимания и ласки

      Профилактика: Полноценное умственное воспитание Избегать эмоциональных потрясений Детей не рекомендуется пугать Не следует стыдить прилюдно Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке Детская нервность порождает страхи Чаще всего дети боятся:

      Методы преодоления страха Игровой Рисуночный Графический тест

      Нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев, испытывал большой страх или глубокую печаль Авиценна Жизнь прекрасна когда ты улыбаешься…

      pptcloud.ru

      Тема: Неврозы у детей и подростков. План 1. Понятие «Невроз» 2. Исторический экскурс 3. Причины неврозов 4. Признаки неврозов 5. Проявления неврозов 6. — презентация

      Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.novsu.ru

      Похожие презентации

      Презентация на тему: » Тема: Неврозы у детей и подростков. План 1. Понятие «Невроз» 2. Исторический экскурс 3. Причины неврозов 4. Признаки неврозов 5. Проявления неврозов 6.» — Транскрипт:

      1 Тема: Неврозы у детей и подростков

      2 План 1. Понятие «Невроз» 2. Исторический экскурс 3. Причины неврозов 4. Признаки неврозов 5. Проявления неврозов 6. Основные клинические синдромы 7. Классификация форм неврозов 8. Особенности детских неврозов 9. Коррекция неврозов 10 Профилактика неврозов

      3 Литература 1. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб., Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М., Саенко Ю.В. Специальная психология 4. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М., Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — М., Свядощ А.М. Неврозы. — М., 1982.

      4 Понятие невроза Невроз – психогенные нервно–психические расстройства, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющихся в специфических клинических феноменах, при отсутствии психотических (Б.Д.Карвасаркий, 1980г.). Невроз — хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. (И. П. Павлов). Невроз – заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно-значимых ценностей и ориентаций (Саенко Ю.В.) Термин много раз пересматривался, и до сих пор не получил однозначного определения.

      5 Исторический экскурс Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом для обозначения функционального физиологического расстройства, не имеющего структурной основы в страдающем органе, и позже значение термина было расширено в область психических явлений. Только в ХХ веке началось последовательное и глубокое изучение этого расстройства. В 1913 году выдающийся немецкий психиатр Карл Ясперс ( ) подчеркивал, что невроз для своего определения должен отвечать трём основным критериям психогенных заболеваний: — Он вызывается психической травмой; — Он вызывается психической травмой; — Содержание травмы отражается в клинической картине болезни; — Содержание травмы отражается в клинической картине болезни; — Невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. — Невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. Дальнейшие исследования в области неврозов проводили Ф.Пинель, Ж.Бабинский, Э.Крепелин, Э.Кречмер, Б.Д.Карвасарский, З.Фрейд и др.

      6 Причины неврозов Неосознаваеме внутренние конфликты. Поведенческие Биологические факторы (наследственность, соматические заболевания) Социально–психологические факторы Хронический стресс Неумение расслабляться и трудоголизм Психофизиологические особенности человека Истощающие организм заболевания

      7 Признаки неврозов наличие психогенной причины заболевания, связанной с особенностями межличностных отношений человека в обществе и возникающими при этом патогенетически конфликтными ситуациями; преобладание эмоциональных соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза как специфических признаков этого заболевания; обратимость клинических расстройств, наступающая после длительного отдыха, социо- и психотерапии, симптоматического лечения. начало заболевания и его протекание всегда тесно связано с индивидуальной стрессовой ситуацией; ослабленная психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, невротическая особенность конкретного человека; проявление симптомов невроза, выражающихся большой динамичностью.

      8 Проявления неврозов высокая чувствительность к стрессам; плаксивость; обидчивость, ранимость; тревожность; зацикленность на психотравмирующей ситуации; при попытке работать быстро утомляются; чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры; расстройства сна; вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка; иногда – снижение либидо и потенции; высокая чувствительность к стрессам; плаксивость; обидчивость, ранимость; тревожность; зацикленность на психотравмирующей ситуации; при попытке работать быстро утомляются; чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры; расстройства сна; вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка; иногда – снижение либидо и потенции; Частые жалобы на различные соматические и несоматические симптомы, такие, как головная боль, головокружение, утомляемость, нарушение пищеварения, сердцебиение, боли, одышка, бессонница и т.д. Самый важный симптом невроза – тревога.

      9 Основные клинические синдромы. 1. Наличие астенического состояния. 1. Наличие астенического состояния. 2. Обсессивно-фобический синдром. 2. Обсессивно-фобический синдром. Обсессии — навязчивые явления в интеллектуальной сфере. Варианты обсессии «умственная жвачка» и «высиживание». К «умственной жвачке» относятся навязчивые размышления, рефлексирование, проговаривание, обдумывание. «Высиживание» означает постоянное, молчаливое и одновременно тревожное размышление о какой-то проблеме. Обсессии — навязчивые явления в интеллектуальной сфере. Варианты обсессии «умственная жвачка» и «высиживание». К «умственной жвачке» относятся навязчивые размышления, рефлексирование, проговаривание, обдумывание. «Высиживание» означает постоянное, молчаливое и одновременно тревожное размышление о какой-то проблеме. Фобии — навязчивые состояния в эмоциональной сфере (страхи). Фобии — навязчивые состояния в эмоциональной сфере (страхи). Они крайне разнообразны: Они крайне разнообразны: — канцерофобия (боязнь заболеть раком); — канцерофобия (боязнь заболеть раком); — лиссофобия (боязнь сойти с ума); — лиссофобия (боязнь сойти с ума); — агарофобия (боязнь открытых, больших пространств); — агарофобия (боязнь открытых, больших пространств); — клаустрофобия (боязнь малых закрытых помещений); — клаустрофобия (боязнь малых закрытых помещений); — социофобия (боязнь выступления перед аудиторией) и др. — социофобия (боязнь выступления перед аудиторией) и др. 3. Ипохондрия — наклонность приписывать себе болезни, которых нет на самом деле, т.е. наблюдается ипохондрический синдром. 3. Ипохондрия — наклонность приписывать себе болезни, которых нет на самом деле, т.е. наблюдается ипохондрический синдром.

      10 4. Невротическая депрессия. Она обычно сопровождается бессонницей, сниженным настроением, физической астенией. 4. Невротическая депрессия. Она обычно сопровождается бессонницей, сниженным настроением, физической астенией. 5. Нарушения функций внутренних органов при неврозах разнообразны: 5. Нарушения функций внутренних органов при неврозах разнообразны: 1) нарушения вегетативных функций; 1) нарушения вегетативных функций; 2) расстройство дыхательных функций; 2) расстройство дыхательных функций; 3) расстройство функции желудочно-кишечного тракта; 3) расстройство функции желудочно-кишечного тракта; 4) двигательные нарушения; 4) двигательные нарушения; 5) нарушение половой функции. 5) нарушение половой функции.

      11 Классификация форм неврозов Систематика по Шульцу (1919) ядерные неврозы, при которых затронуты наиболее глубокие слои личности; краевые неврозы, при которых отсутствуют поражения ядра личности; соответствуют понятию конверсионных неврозов в психоанализе, при которых аффективные импульсы находят выражение в соматических феноменах; неврозы отчуждения, обусловленные чувством чуждости больного окружающему миру, враждебному к нему; слоевые неврозы, возникающие вследствие внутренних непреодолимых конфликтов. В болезненное состояние вовлекаются глубокие слои личности.

      12 Систематика по В.В.Ковалеву (1976). 1. Неврастения (астенический невроз, невроз истощения, нервная слабость). Симптомы: различные вегето-сосудистые расстройства. Она была впервые описана американским врачом Г.Бирдтом в 1869 г. Виды неврастении: — гиперстеническая форма; — переходная (раздражительная слабость); — гипостеническая. 2. Истерический невроз. Симптомы: соматовегетативные нарушения, истерические припадки, эмоциональные расстройства; 3. Невроз навязчивых состояний (невроз ожидания).

      13 Классификация по А.И.Захарову 1. Невроз страха 1. Невроз страха 2. Неврастения. 2. Неврастения. 3. Истерический невроз 3. Истерический невроз 4. Невроз навязчивых состояний 4. Невроз навязчивых состояний

      14 Особенности детских неврозов Причины Основная причина неврозов — психогения (психическая травма) — действие психотравмирующих ситуаций или раздражителей; дополнительными факторами являются врожденная функциональная и органическая недостаточность ЦНС; индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка; отклонения в воспитании ребенка; Резидуальная церебрально–органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность) Невропатия – болезненное состояние, обусловленное врожденными нарушениями функций вегетативной нервной системы.

      15 Проявления 1) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 2) отсутствие личностного переживания болезни; 3) преобладание моносимптомных неврозов, общие наблюдаются лишь с лет; 4) самый частый симптом — страх, который может длиться 2-3 года, принимая характер фобии; 5) частые компульсивные влечения: кусание ногтей, трихотилломания (выдергивание волос); 6) тики и генерализованные тики; 7) заикание (логоневроз); 8) невротический энурез.

      16 Терапия детских неврозов Игровая терапия. Она основана на естественной для детей потребности в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, в том числе воображения, самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. Игровая терапия подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению. Терапевтическая функция спонтанной игры состоит в предоставлении больному возможности для эмоционального и моторного самовыражения, осознания и отреагирования напряжений, страхов и фантазий. Посредством направленной игры укрепляются и тренируются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются более приемлемые формы психического реагирования. Игровая терапия с ее жизнерадостным, оптимистическим настроем активизирует жизненные силы детей, повышает их тонус.

      17 Диетотерапия. При неврозах какой-либо специальной диеты не требуется. Рекомендуется пища, соответствующая вкусу больного. Очень важно, чтобы больные получали достаточное количество полноценной пищи, богатой витаминами. Усиленное питание, если оно не противопоказано по каким-либо причинам, например из-за нарушения обмена веществ, обычно улучшает физическое состояние больного и благотворно сказывается на состоянии его нервной системы. Диетотерапия играет важную вспомогательную роль при лечении больных неврозами. Она может являться существенным элементом в системе лечения больного психотерапией и сочетаться с соответствующим косвенным внушением и убеждением. Откармливание в качестве основного метода лечения рекомендуется при анорексическом неврозе. Сочетание диетотерапии с лечением внушением и убеждением в той или иной мере с успехом может быть применено при лечении всех форм неврозов, особенно истерии и неврастении.

      18 Лечение отдыхом и покоем. Санаторно-курортное и физико-терапевтическое лечение. Лечебная физическая культура. Отдых и покой наряду с достаточным естественным сном являются ценными терапевтическими средствами при лечении неврозов, они ведут к восстановлению силы нервных процессов и являются одним из основных методов при лечении неврастении и шоковых неврозов. При других неврозах отдых и покой представляют собой ценные вспомогательные средства. Они улучшают общее состояние больного, однако часто оказываются недостаточными для наступления выздоровления, если не сочетаются с теми или иными видами психотерапии. Лечение отдыхом и покоем нередко ведет к ухудшению состояния больных неврозами, так как привычная обстановка труда отвлекает их от болезненных переживаний. Некоторые больные отмечают, что, когда им предоставляют отдых и покой и они остаются «наедине со своими мыслями», состояние их ухудшается. Лечебная физическая культура лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, пешеходные прогулки, плаванье, игры могут найти широкое применение при неврозах. Особенно в комплексе психотерапевтического воздействия.

      19 Лечение длительным сном. Сон как лечебное средство эмпирически применяется с давних времен. По мнению И. П. Павлова, в основе лечебного действия сна лежит как использование охранительной, защитной роли торможения, так и восстановление энергетических ресурсов клеток. Для лечения сном неврозов применяются следующие терапевтические методы: 1) длительный прерывистый медикаментозный сон; 2) удлиненный наркотический сон; 3) гипнотический сон (гипноз-отдых); 4) электросон.

      20 Применение психотерапии изобразительного творчества Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. Изобразительная деятельность является средством связи между развивающимися мышлением и эмоциями, стимулом для воображения. В качестве особого языка познания рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с окружающей его социальной действительностью. Рисование позволяет ребенку лучше отреагировать фантазии и переживания, развить свои творческие потенции. Дети с неврозами больше чувствуют и понимают, чем могут выразить это словами. Вербализация их чувств и мыслей не всегда возможна. Несвойственная ребенку, вынужденная задержка эмоций пагубно влияет на ребенка. В результате изобразительное искусство способно играть значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя освобождению подавленной эмоциональной и творческой энергии и одновременно выступая в качестве средства эстетического воспитания.

      21 Рисунки также выступают в качестве диагностического материала Изображение семьи мальчиком 4 лет. Слева направо — он; бабушка, которая постоянно находится с ним дома; мать, периодически занимающаяся сыном, и невключенный в жизнь семьи отец (в правом верхнем углу).

      22 Принципы детской психотерапии: 1) вести прием без медицинского халата и быть для ребенка просто человеком; 2) выходить из-за стола, подходить к ребенку и непосредственно контактировать с ним; 3) играть вместе и быть для него партнером; 4) исходить из чувств и желаний ребенка в большей степени, чем из своих отягощенных врачебным опытом представлений и профессионального апломба, возведенного в степень авторитарного утверждения власти над больным; 5) не торопиться с перевоспитанием ребенка, не зная, что он из себя представляет и на что способен; 6) не забывать, что, кроме врача, есть и родители, готовые как отдать ребенка полностью на попечение врача, так и ревниво воспринимать его успехи в контакте и развитии ребенка; 7) верить в себя и в свою способность лечить, прежде чем убеждать ребенка поверить в себя и в возможность излечения.

      23 Коррекция детских неврозов Специфическое воздействие на неврозы оказывают транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Сегодня все большую роль в лечении неврозов начинают играть современные антидепрессанты. Однако невроз практически невозможно вылечить одними медикаментами, основным средством лечения невротических расстройств является психотерапия. В отношении транквилизаторов и антидепрессантов вопрос обстоит сложнее. Часто они создают видимость улучшения, искусственно заглушая или стимулируя активность больного. Лекарства не влияют на психогенную сущность невротического заболевания, не устраняют психологическую мотивацию внутреннего конфликта и, кроме того, могут осложнять проведение суггестивной, игровой и разъясняющей психотерапии. Транквилизаторы используются при наличии органически обусловленной расторможенности и гиперактивности. При наличии невропатии целесообразно назначение настоев трав.

      24 Аутогенная тренировка Аутогенная (от греч. autos сам и genos возникающий) тренировка метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом Schultz. При этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления релаксация. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. Лучше проводить аутогенную тренировку индивидуально, но возможны и сеансы коллективной тренировки, которые удобнее всего проводить с группами до 12 человек.

      25 Коллективная психотерапия Особенностью коллективной психотерапии является то, что сеансы ее проводятся врачом одновременно с группой больных и что при этом формируется коллектив больных, который оказывает лечебное воздействие на его членов. Во время сеансов коллективной психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Так, например, могут проводиться коллективные сеансы гипнотерапии, аутогенной тренировки, внушения во время естественного сна. Также есть сведения о высокой эффективности внутрисемейной групповой психотерапии, позволяющей оздоровить отношения в семье и тем самым устранить возможный источник психической травматизации.

      26 Протрептика — все методы лечения, основанные на сильных сенсорных и на сильных сенсорных и словесных раздражениях, вызывающих у больного неприятный аффект и сразу же купирующий невротический синдром.

      27 Профилактика неврозов Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприятия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормализации жилищных, бытовых условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников психической травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают возникновение неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, оcобенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

      28 Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Весьма существенным является правильное половое воспитание ребенка. Ребенок не должен являться свидетелем ссор между родителями.

      29 Презентацию подготовили: Студентки группы 6561 Трофимова Виктория, Косенкова Екатерина, Сигова Светлана, Спирова Анна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

      www.myshared.ru