Психолого педагогическая характеристика на ученика с умственной отсталостью

Содержание:

Характеристика на ученика I класса коррекционной школы VIII вида.

ученика 1 класса Кувинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы–интернат VIII вида Голубкова Алексея Николаевича, 15. 07. 2001 г. р, прожи-вающего в с. Ошиб, Кудымкарского района.

Алёша в данной школе обучается третий год по направлению краевой ПМПК из-за недостаточной сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения учебного материала общеобразовательной программы.

Мать: Голубкова Галина Ивановна вопросам воспитания и развития ребёнка уделяет мало внимания. Внешний вид у ребёнка не всегда опрятный, ухоженный. Одеждой, обувью и школьными принадлежностями обеспечивает, но недостаточно. В школе сына не навещает. Воспитание ограничивается редкими телефонными звонками. На каникулы забирает вовремя, но привозит с большим опозданием.

По данным медицинской карты зрение нарушено, носит очки для корректировки зрения, состояние здоровья слабое: мальчик часто болеет. Физическое развитие ниже среднего. Слабо развита мелкая моторика рук, движения руки недостаточно скоординированы, при письме сильно дрожит рука, поэтому в тетрадях пишет неуверенно, неаккуратно. Со сверстниками общителен, относится к ним уважительно, предпочитает подвижные игры с теми детьми, которые во время перемен любят побегать, повозиться. В последнее время в поведении наблюдаются нервозность, излишняя раздражительность. В меру переживает за своё поведение, поступки, старается исправляться, но ненадолго. Общая мотивация социальная, обоснованная на понимании необходимости учиться и подчиняться требованиям взрослых

У Алёши преобладает наглядно-образное мышление. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный и счётный материал. Словесно-логическое мышление не развито: не понимает смысл загадок, с трудом осуществляет умственные операции сравнения, обобщения, классификации. Например, при назывании четвёртого лишнего предмета не может установить признак обобщения «почему помидор на картинке лишний?». Наблюдается низкая активность и устойчивость внимания, повышенная утомляемость к концу учебного дня. Память кратковременная. Отмечается наличие бедного словарного запаса: отвечает на вопросы односложно, не может построить распространённое предложение, осуществить последовательный пересказ. Учебная деятельность на низком уровне. Наблюдается замедленное, неточное восприятие и осмысление учебного материала. За время учёбы Алёша показал слабые знания по основным предметам .

Чтение и развитие речи : Читает короткие слова и предложения. В сложных словах наблюдаются замены букв, пропуски, перестановки букв, слогов. Читает медленно, невыразительно. Пересказать прочитанное затрудняется. Стихотворения наизусть учит с трудом. Письмо и развитие речи: недостаточно овладел звуковым анализом слова, поэтому при письме под диктовку пишет с пропусками букв, добавлением, перестановками букв, слогов. При соединении букв в словах добавляет лишние или недописывает элементы букв. Математика : на уроках математики выполняет сложение и вычитание с трудом, осуществляет прямой и обратный счёт, допускает ошибки при сравнении чисел. Не научился самостоятельно решать задачи. Не умеет решить простую арифметическую задачу и по аналогии. На уроках трудового обучения требуется помощь учителя. Не умеет пользоваться ножницами, вырезать по контуру, обводить по трафарету. На уроках ИЗО не может показать чёткость рисунка, найти центр композиции, недостаточно развиты воображение и фантазия, цветовое восприятие. Нуждается в дополнительных пояснениях учителя и в непосредственной помощи. В процессе обучения Алёша слабо усваивает правила и общие понятия. С ним необходимо заниматься индивидуально, применяя отдельные методы обучения.

Санитарно-гигиеническими навыками владеет частично, необходим постоянный контроль и помощь воспитателя. За своим внешним видом не следит.

infourok.ru

Психолого педагогическая характеристика на ученика с умственной отсталостью

Войти через uID

Учащиеся коррекционной школы находятся под постоянным контролем преподавателей, воспитателей, психологов и социальных педагогов. Результаты их наблюдений находят отражение в психолого-педагогической характеристике, которую готовит классный руководитель с учетом всех замечаний и рекомендаций указанных специалистов. Лишь в этом случае можно получить полную картину о развитии ребенка, имеющихся у него проблемах в обучении и поведении, о положительных изменениях. Читать далее >>>

Образец характеристики выпускницы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Характеристика выпускницы школы

Образец психолого-педагогической характеристики на ученика специальной коррекционной школы II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).

Характеристика ученика 5 класса

Описаны психические особенности ребёнка с инвалидностью коррекционной школы-интерната для прохождения ПМПК. Материал для учителей начальных классов, работающих в коррекционных школах (ЗПР).

Характеристика ученицы 3 класса на ПМПК

Характеристика на учащуюся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию.

Характеристика ученицы 3 класса первого отделения вспомогательной школы

Материал «Психолого-педагогическая характеристика ученика 1 класса» представлен для помощи учителям начальных классов, у которых обучаются дети с ЗПР (вариант 7.2, инклюзивная форма обучения). Данная характеристика составлена для обращения в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения программы обучения и формы обучения.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 1 класса

Материал предназначен для классных руководителей, учителей, работающих с обучающимися имеющих умственную отсталость легкой степени.

Характеристика ученика 2 класса школы VIII вида

Психологическая характеристика на обучающуюся.

Психологическая характеристика на обучающуюся

Характеристика ученицы 6 класса, обучающейся по программе 8 вида.

Характеристика ученицы 6 класса, обучающейся по программе 8 вида

Характеристика на ученика 4 класса, обучающегося по программе 8 вида.

Характеристика на ученика 4 класса, обучающегося по программе 8 вида

Характеристика на ученика 5 класса, обучающегося по программе 8 вида.

Характеристика на ученика 5 класса, обучающегося по программе 8 вида

Характеристика ученицы 11 класса, написанная для участия в районном конкурсе «Лучший выпускник-2015» в номинации «Творческая личность». Интересы девушки направлены на учебную и художественно – эстетическую деятельность. На протяжении учебы с 1 по 11 класс имела отличные отметки по всем предметам школьной программы. Девушка является участником, призером, дипломантом, победителем муниципальных, Республиканских, Всероссийских мероприятий, проектов, конкурсов, олимпиад, акций, викторин.

Положительная характеристика ученицы 11 класса

Характеристика ученика начальной школы (в данном случае второклассника), обучающегося по программе специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида на дому.

Характеристика ученика, обучающегося по программе VIII вида на дому

Характеристика отображает учебные навыки ученика, которые подробно прописаны по данным учителей — предметников, ее психологические особенности (память, мышление, внимание, речь) и личностные характеристики, уровень сформированности социально — бытовых навыков.

Педагогическая характеристика на ученицу 6 класса коррекционной школы-интерната VIII вида

Данная психолого — педагогическая характеристика написана классным руководителем на ученика 7 класса специальной школы VIII вида для дальнейшего его направления к врачу психиатру или для прохождения медикаментозного лечения. Характеристика отображает учебные навыки ученика, которые пишутся по данным учителей-предметников, его психологические особенности (память, мышление, речь) и личностные характеристики, уровень сформированности социально-бытовых навыков.

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника 7 класса школы-интерната VIII вида

Данная психолого-педагогическая характеристика написана классным руководителем на ученика специальной школы VIII вида для дальнейшего его направления к врачу психиатру или как переходная из класса в класс. Характеристика отображает учебные навыки ученика, его психологические особенности и личностные характеристики.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника коррекционной школы-интерната VIII вида

Информация на воспитанника по адаптации в учреждении пишется воспитателем. В информации указывается, как прошел адаптационный период, успеваемость в школе, занятость в системе дополнительного образования, межличностное общение. Дополнительно в информации указывается, с кем из родственников установлена связь, делаются выводы о возможности временной передачи ребенка (гостевой режим) и под опеку. В данном случае, ребенок, благодаря усилиям администрации и педагогов группы, возвращен в кровную семью.

Характеристика на воспитанника центра помощи детям, обучающегося по программе VII вида

При письме под диктовку и списывании с текста допускает многочисленные дисграфические, орфографические и пунктуационные ошибки. Задания самостоятельно не выполняет, только с помощью учителя.

Характеристика ученицы 7 класса школы VIII вида, обучающейся на дому

Материал предлагается для учителей выпускных классов начальной школы.

Таблица «Характеристика соответствия выпускника 4 класса модели выпускника специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

С программой речевой школы справляется с индивидуальной помощью. Обращенную речь воспринимает. В контакт вступает не сразу. Звукопроизношение нарушено.

Характеристика ученика 1 класса школы V вида, нуждающегося в индивидуальном сопровождении

С программой речевой школы справляется удовлетворительно. Обращенную речь воспринимает. В контакт вступает сразу. Звукопроизношение нарушено. В моторной сфере наблюдаются недостатки динамической организации движений, саливация.

Удовлетворительная характеристика на учащегося 1 класса школы V вида

С программой речевой школы не справляется. Обращенную речь воспринимает не всегда. В контакт вступает не сразу. Звукопроизношение нарушено. Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов не выполняет.

Неудовлетворительная характеристика на учащихся 1 класса школы V вида

Материал будет полезен учителям-логопедам, учителям- дефектологам, студентам дефектологических ВУЗов а также воспитателям коррекционных учреждений.

Характеристика учащейся 3 класса специальной коррекционной школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Образец был подготовлен с целью предоставления на ПМПК.

Характеристика учащегося 2 класса специальной коррекционной школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи для ПМПК

Учащийся обучается по адаптированным учебным программам для детей с интеллектуальной недостаточностью, до этого посещал детский сад.

Характеристика ученика 2 класса с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика (психолого-педагогическая) на ученика 2 класса по программе для школ 8 вида на дому отражает успеваемость по основным предметам, отображает важные психические функции, содержит рекомендации.

Характеристика ученика 2-го класса, обучающегося по программе VIII вида

Составленная характеристика на ребенка обучающего по программе VIII вида. Программа 8 вида разработана для детей с легкой степенью умственной отсталости, которая и служит основанием для помещения ребенка в коррекционный интернат VIII вида. То есть у всех детей в школах VIII вида стоит диагноз «легкая умственная отсталость».

Характеристика ученика, обучающегося по программе VIII вида

В ней представлены основные пункты и моменты, на которых должен акцентировать внимание педагог при написании характеристики.

Психолого-педагогическая характеристика отстающего ученика 1 класса

Образец психолого-педагогической характеристики на учащегося с задержкой психического развития может быть полезен для учителей и воспитателей коррекционных учреждений, а также для педагогов общеобразовательных школ в условиях инклюзивного образования.

Психолого-педагогическая характеристика ученика с задержкой психического развития

Характеристика составлена на ученика 3 класса коррекции 4 вида (класс коррекции по зрению); предназначалась для зачисления ребенка в специализированную школу. В характеристике содержатся общие сведения об учащемся, информация о состоянии здоровья, общие сведения о семье, описание особенностей познавательной деятельности, уровень развития мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

Характеристика ученика 3 класса коррекционной школы IV вида

В характеристике указан год поступления в школу, диагноз, рекомендации, дата постановки на учет, причина появления заболевания; отношение к учебе; особое внимание обращается на внятность речи и ее коммуникативные функции;участие в различных конкурсах и олимпиадах; отношения с одноклассниками.

Характеристика обучающейся школы-интерната с ОВЗ

Характеристика на ученика коррекционной школы

Учащиеся коррекционной школы находятся под постоянным контролем преподавателей, воспитателей, психологов и социальных педагогов. Результаты их наблюдений находят отражение в психолого-педагогической характеристике, которую готовит классный руководитель с учетом всех замечаний и рекомендаций указанных специалистов. Лишь в этом случае можно получить полную картину о развитии ребенка, имеющихся у него проблемах в обучении и поведении, о положительных изменениях.

Психолого-педагогическая характеристика составляется на текущий момент. Первоначально полная информация подается после первого года обучения в коррекционной школе, а затем дополняется при переходе из одного класса в следующий. Более подробную, развернутую информацию классный руководитель готовит в случае перевода ученика в другую школу либо при дополнительном обследовании на ПМПК.

Характеристика исключает озвучивание прямого диагноза, а раскрывает лишь уровень интеллектуального развития учащегося, особенности познавательной деятельности, индивидуально- психологические наблюдения.

Шаблон характеристики на ученика коррекционной школы включает в себя следующие сведения

  • Общие сведения об ученике (год поступления, состав семьи, условия проживания в семье, поведение в домашней среде, отношение семьи к школе).
  • Данные медицинского обследования без указания диагноза (общее физическое развитие, наличие имеющихся дефектов, методы укрепления здоровья, используемые в коррекционной работе).
  • Успеваемость (информация предметников, отношение ученика к учебе, дисциплинированность к выполнению домашних заданий, к занятиям на уроке)
  • Особенности учебно-познавательной деятельности (характеристика внимания, памяти, насколько четко воспроизводит услышанное, мышление, речь).
  • Социальное поведение.
  • Общение со сверстниками, учителями.
  • Заключение (общий результат по итогам проведенной работы, намеченные дальнейшие пути по исправлению недостатков в развитии ребенка).
  • Дата, подписи всех специалистов, задействованных в коррекционной работе.

Обязательно психолого-педагогическая характеристика на ученика коррекционной школы визируется руководителем учебного заведения.

pedsovet.su

Материал по теме:
Примерное написание характеристики на воспитанника на ПМПК

Очень часто воспитатели сталкиваются с трудностями при написании характеристик, может быть кому-нибудь мой материал поможет.

Предварительный просмотр:

Стариков Александр Андреевич , 01. 10. 1996 года рождения, проживает в ГБУ КО « Юргинский детский дом-интернат», обучается по программе глубоко — умственно отсталых детей по 1 году обучения.

Поступил в июне 2012 года из коррекционной школы VIII вида, г. Таштагола, Кемеровской области. Статус ребенка — ОБП.

Период адаптации проходил медленно и тяжело. У подростка недостаточно полный объём знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе, имя и отчество матери. Испытывает трудности в установлении простых причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Общая мотивация социальная. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, объём внимания незначительный . Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. Не может самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. Саше трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Хорошо развита мелкая моторика рук, не испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по счету и письму. Режим дня соблюдает.

Навыки самообслуживания сформированы. Темп деятельности быстрый, осмысленный.

На занятиях спокойный, в ходе занятия участвует. Может ответить на поставленный вопрос. Понимает учебные задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца. У Саши недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала Усвоение программного материала:

По счёту — освоил порядковый и количественный, обратный и парами счёт в пределах 10; знает и узнаёт цифры , записывает их в тетрадь; соотносит цифры с количеством предметов, понимает отношение между числами в пределах 10; устанавливает равенство и неравенство групп предметов; знает геометрические фигуры и видит их в формах окружающей среды; правильно называет части суток, знает времена года, различает временные понятия; распознаёт правую и левую руки, обозначает словами положение предмета по отношению к себе; счетные операции с числами производит, используя счеты.

По письму и чтению – может списывать с доски, печатных карточек; списывает предложения, короткие рассказы, самостоятельно может делить слова на слоги, выполнять перенос слов; даёт характеристику согласных звуков; читает, техника чтения очень низкая; стихи заучивает и тут же их забывает; пересказывает тексты, отвечает на вопросы по содержанию.

По окружающему миру – знает и называет диких и домашних животных, их признаки, сходство и отличие. Может самостоятельно назвать дикорастущие и культурные растения. Различает садовые и огородные культуры.

По предметно-продуктивной деятельности и изобразительной деятельности — с программой справляется в полном объёме: хорошо рисует, лепит, вырезает, конструирует из бумаги различные объёмные поделки. Его работы выставляются на выставки как внутри дома, так и в масштабах города.

Трудовые навыки привиты: привлекается к работе на огороде, к труду дворника, грузчика, хозяйственно-бытовому труду. Отношение к работе не всегда добросовестное, часто наблюдается проявление лени.

По характеру мальчик спокойный, контактный, с ребятами дружит, но часто является провокатором конфликтных ситуаций. С взрослыми тактичен и вежлив. Вредные привычки искоренены.

nsportal.ru

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Развития детей с умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в не которых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени на рушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 8 вида

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

слушательница курсов по программе

Абузова Ирина Сергеевна,

учитель МБОУ СКОШ № 5,

Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида:

2.1 Понятие «умственно отсталые дети»;

2.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей;

2.3 Составление психолого-педагогической характеристики;

2.4 План-характеристика ученика специальной (коррекционной)

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи — дать ученикам знания, умения, навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Для успешной работы с умственно-отсталыми детьми учителю важны знание того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддерживать контакт с учащимися, владение сведениями о детях определённой возрастной группы. И вместе с тем этого недостаточно. Учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы имеет дело с определённой категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Понятие «умственно отсталые дети».

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи. Это так называемые дети — олигофрены. Степень выраженности дефекта при олигофрении существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга минимален.

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой степенью умственной отсталости. Эти дети – преобладающий контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Изучение данной категории детей наиболее интенсивно велось в 50-70-е годы прошлого века, этой проблемой зани-мались такие ученые как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, С.Я. Рубинштейн, С.С. Корсаков, М.Г. Блюмина и многие другие.

Особенности психических процессов умственно отсталых детей.

Для того, чтобы весь педагогический процесс был бо­лее эффективным, необходимо правильное комплектова­ние специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умст­венной отсталости только те состояния, при которых от­мечается стойкое, необратимое нарушение преимущест­венно познавательной деятельности, вызванное органи­ческим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его орга­ническое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют мес­то элементы недоразвития, а в некоторых случаях ати­пичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные пред­ставления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывает­ся дефектной уже первая ступень познания — восприя­тие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, вос­приятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Главным недос­татком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нор­мальными детьми. Умственно отсталым требуется зна­чительно больше времени, чтобы воспринять предлага­емый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умствен­ного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персо­нажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности вос­приятия пространства и времени, что мешает им ориен­тироваться в окружающем. Они ошибаются при определе­нии времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет за­труднено. Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наибо­лее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в пред­метах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представ­ление о предмете в целом.

Отличительной чертой мышления умственно отста­лых является некритичность, невозможность самостоя­тельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психи­чески больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как пра­вило, не понимают своих неудач и довольны собой, сво­ей работой. Для всех умственно отсталых детей харак­терны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не до­слушав инструкции, не поняв цели задания, без внут­реннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Однако их затрудняет решение даже простейших задач, таких как объединение разрезанного на несколько частей изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры соответствующей углублению «почтовый ящик» и т.п. Дети выполняют такие задания с большим трудом, с большим количеством ошибок, после многочисленных попыток.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть. Но не понимающих смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особеннос­тями их памяти. Основные процессы памяти — запоми­нание, сохранение и воспроизведение — у умственно от­сталых имеют специфические особенности, так как фор­мируются в условиях аномального развития. Они луч­ше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоми-наются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запо-минание. Наи­большие трудности вызывает воспроизведение словес­ного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного тор­можения..

Умственно отсталые школьники не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала. Память умственно отсталых школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической осно­вой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.) у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамма­тическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного ана­лиза и синтеза, восприятия и понимания речи. В резуль­тате наблюдаются различные виды расстройства пись­ма, трудности овладения техникой чтения, снижена по­требность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нор­мальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внима­ния, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преи­мущественно недоразвита именно его произвольная сто­рона. Это связано с тем, что умст­венно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не тре­буя от них большого напряжения. Слабость произволь­ного внимания проявляется и в том, что в процессе обу­чения отмечается частая смена объектов внимания, не­возможность сосредоточиться на каком-то одном объек­те или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмо­ций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повы­шенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Все эти особенности психических процессов умствен­но отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических пораже­ний на разных этапах развития (генетические, внутри­утробные, во время родов, постнатальные).

Составление психолого-педагогической характеристики.

Характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении. Она составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется. Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута. Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед. Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности. Учитель и воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики. Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы.

Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п.

План-характеристика ученика коррекционной школы

ХАРАКТЕРИСТИКА учащегося …. класса

название учреждения
………………….(ФИО) (год рождения)

I. Общие сведения об ученике и его семье.

Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

II. Данные медицинского обследования.

В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”. В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания. Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.

Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.

Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.

Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.

Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений.

Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).

Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.

V. Личность и поведение

Нравственные качества ученика. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям. Дисциплинирован-ность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.

Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.

Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

VI. Заключение характеристики.

В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что педагогу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого учащегося, его трудности, чтобы умело организовать обучение и воспитание, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении и воспитании каждого умственно отсталого учащегося.
Педагоги специальной коррекционной школы VIII вида готовят воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.
Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.