Психолого педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью

Психолого педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью

Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть помощь их родителям и другим членам семьи [1].

Е.И. Казакова сопровождение трактует как метод, который обеспечивает формирование условий для принятия субъектом развития наиболее адекватных решений в жизненных ситуациях выбора. В данном контексте субъектом развития понимается является как человек, так и система, меняющиеся качественно. Ситуация жизненного выбора – это затруднительные обстоятельства, при разрешении которых человек определяет для себя путь регрессивного или прогрессивного развития [2].

Вместе с тем, центральной позицией в теории сопровождения является положение о том, что носителями проблемы развития субъекта могут выступать не только педагоги и сам ребенок, но и лица из ближайшего окружения, в том числе и родители.

В сфере образования наиболее широко применительно понятие «психолого-педагогическое сопровождение», в трактовке М. Р. Битяновой, которая отражает проблемы организации учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации образовании. Все большее влиятельными оказываются представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социальных и психологических условий, ориентированных не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития ребенка, для успешного обучения и психологического его развития в ситуациях взаимодействия с педагогами [2].

Л. М. Шипицына отмечает, что, «сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого». Автор рассматривает процесс сопровождения как «непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают» [3, с. 103].

Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. процесса его абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции, во многом зависит от личностных взаимоотношений между родителей и детей, от решения комплексных проблем, имеющихся у членов семьи, участвующих в воспитательном процессе.

Проблемы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, носят комплексный и системный характер, и их проявления очень многообразны:

— в отношении к отклонениям в развитии ребенка как к жизненной трагедии;

— в конфликтном несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка и актуальной ситуации;

— в комплексе сложностей эмоционального характера, состоящего из экзистенциальных пустота, вина и тревога, угнетенного фона общего настроения и жизненной бесперспективности, сопутствующий страх смерти;

— в отказе от проживания собственной судьбы;

— в актуализации комплексов неполноценности;

— в развитии общей семейной напряженности;

— в специфическом защитном и компенсаторном поведении родителей;

— в заниженной оценки себя и супруга / супругу и др.

В нашем исследовании приняли участие родители, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, и родители детей с умственной отсталостью.

Выясняя отношение матерей к болезни ребенка (методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» В.Е. Каган, И.П. Журавлева), мы видим, что у 55 % родителей детей-аутистов наблюдаются высокие значения по шкале «Интернальность», у 60 % – по шкале «Тревожность» и у 25 % – по шкале «Нозогнозия». Родители причины болезни воспринимают как нечто, от них не зависящее, которые они не могут контролировать и не могут управлять. Для них характерны выраженные тревожные реакции на болезнь ребенка.

У 75 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены низкие показатели интернального контроля, при котором родители воспринимают себя ответственными за болезнь ребенка. Высокий показатель тревоги отмечен у 25 % испытуемых. У 100 % испытуемых выявлены низкие показатели шкалы «Нозогнозия», показывающие преуменьшение родителями тяжести болезни ребенка. Из них 87 % родителей склонны к тенденции недооценки соблюдения необходимых ограничений активности.

Определяя характер отношений родителей к их детям, имеющим расстройство аутистического спектра («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин), большинство из них имеют высокие баллы по шкалам «Принятие / отвержение ребенка» (50 %) и «Кооперация» (70 %), показывая выраженное положительное отношение к своему ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, проводит с ним достаточно много времени, проявляя искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу.

По шкале «Симбиоз» отмечается высокое значение лишь у 5 % родителей, у остальных же значения средние. По шкале «Контроль» высокое значение отмечается у 15 % испытуемых, так же, как и низкое. Наиболее низкие баллы отмечаются по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (65%), что свидетельствует о том, что взрослый верит в него.

У 90 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены высокие баллы по шкале «Кооперация», характеризующие их заинтересованность в делах ребенка, сочувствие ему. Высокие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» у 33 % родителей отчетливо указывают на авторитаризм, требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. 45 % родителей имеют стремление инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Они не доверяют детям, стараясь оградить их от трудностей жизни и строго контролировать действия. Остальные, напротив, неудачи ребенка считают случайными.

Исследование родительских установок (методика изучения родительских установок «PARI», Е.С. Шефер, Р.К. Белл) показало отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. Высокие значения отмечаются по следующим шкалам: по шкале «Вербализация» отмечено у 55 % испытуемых; по шкале «Зависимость от семьи» – у 20 % родителей; по шкале «Ощущение самопожертвования» высокое значение выявлено у 20 % испытуемых; по шкале «Опасение обидеть» отмечается у 30 % испытуемых; по шкале «Семейные конфликты» высокое значение отмечается у 20 % испытуемых; по шкале «Сверхавторитет родителей» у 30 % отмечено высокое значение; по шкале «Подавление агрессивности» высокое значение отмечается у 25% испытуемых; по шкале «Партнерские отношения» у 20 % испытуемых; по шкале «Развитие активности ребенка» высокое значение отмечается у 45 % испытуемых; по шкале «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка у 25 % отмечается высокое значение; по шкале «Уравненные отношения» отмечено высокое значение у 45 % испытуемых; по шкале «Несамостоятельность матери» отмечено высокое значение у 30 % испытуемых.

Выявленные в рамках исследования проблемы столь глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы педагога-психолога с данной категорией родителей является психолого-педагогическое сопровождение, т.е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов.

Для организации психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ необходимо соблюдение следующих условий:

— встречи педагога-психолога с родителем должны быть многократны. Накопленные в течение длительного времени проблемы невозможно решить за одну встречу. Родителям надо быть готовым к многократным встречам со специалистом;

— в коррекционном процессе важна активность родителя. Он не должен выступать в роли пассивного наблюдателя. Коррекционная работа будет результативна только при условии высокой мотивации родителей, ориентации их на успех и глубинной внутренней работе, направленной на переосмысление собственных взглядов, убеждений, предположений и стереотипов. Мотивация родителей на активную действенную позицию выступает как одна из важных задач педагога-психолога;

— участие в коррекционной работе всех членов семьи, а по возможности и ближайшего окружения. Проблема в таких семьях это не личная проблема одного из родителей, а проблема общесемейная, и решать ее необходимо всей семьей. В противном случае, возможен обратимый процесс, и эффективность работы будет очень низка.

Взаимодействие с родителями осуществляется в педагогическом и психологическом направлении. Психологическое направление ставит своей целью переструктурирование ие­рархии жизненных ценностей родителей, в первую очередь матери. Оно направлено на оптимизацию самосознания и позволяет сформировать адекватные способы ее взаимодей­ствия с ребенком. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители ребенка. Однако следует признать, что психологическая коррекция личностной и межличностной сфер чаще проводится с матерями детей с ОВЗ, в силу того, что отцы заняты на работе, а матери больше времени заняты с ребенком [4].

Ослабление интенсивности чувственных переживаний индивидуума возможно при условии переориентации объекта переживаний с фатальности, когда проблематичность обстоятельств воспринимается как не поддающаяся разрешению, на инициативы, направленные на преодоление этой проблемы. Процесс переориентации должен осуществляться поэтапно, не форсировано.

По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева, для матери такой деятельностью должно стать образование ребенка коррекционной направленности. Включение матери в коррекционную работу со своим ребенком дает ей возможность персонального участия в формировании его будущего и возможность проявления своего внутреннего потенциала, служит корректировке ее самооценки, повышению самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального дисбаланса в семье. Мать ребёнка с ОВЗ обучается определенно­му набору специализированных дидактических приемов, рекомендуемых в методике коррекционного обучения. Учеба мамы и ребенка проводится под руководством педагога-психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный [5].

Для нормализации адекватного взаимодействия родителей с детьми педагог-психолог включает в свою деятельность:

— коррекцию неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др.;

— обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;

— совершенствование умений любить и уважать ребенка;

— развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздраже­ния, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;

— обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);

— снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);

— коррекцию взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;

— расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.

В целях совершенствования ранжирования жизненных ценностей родителей ребенка с ОВЗ педагог-психолог:

— проводит коррекцию их эндогенного психологического со­стояния: состояние неуспеха, обусловленное дефектами развития ребенка, должно быть переведено в осознание его возможностей, в возможность ра­доваться его посильных успехов);

— переориентирует установку на ценность бытия ребенка, не­зависимо от его психических и физических особенностей, и ценность общения с ним («Ценно то, что он любит Вас, а Вы любит его»);

— способствует личностному росту родителей в процессе взаимодействия с ребенком в обучении и воспитании;

— содействует переводу установки родителей из позиции переживания по поводу дефекта в развитии ребенка в позицию креативного поиска путей реализации имеющихся у ребенка потенциалов;

— проводит мероприятия, способствующие повышению самооценки родителей, основанной на результатах своего колоссального труда и успехах ребенка;

— преобразует процессы воспитания и образования, реализуемые членами семьи в направлении ребенка, в процесс психокоррекции по отношению к себе.

Для достижения поставленных целей при работе с родителями педагог-психолог организует ряд мероприятий, который, в частности, включает:

— показ родителям методических приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;

— фиксирование родителями основных моментов занятий, проводимых педагогом-психологом с их ребенком;

— проведение родителями занятий или их части под руководством педагога-психолога;

— поручение выполнения домашних заданий со своим ребенком;

— подготовка наглядных дидактических пособий, используемых на занятиях и при выполнении домашних заданий, которые учитывают особенности дефекта и психики ребёнка;

— рекомендация литературных источников, позволяющих ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.

Роль педагога-психолога в сопровождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ведущей. Специалист задействует родителей в учебно-образовательном процессе, убеждает их в том, что именно в их помощи нуждается ребенок, что именно мать и отец могут оказать ему самую необходимую поддержку. Педагог-психолог формирует у близких ребенка интерес к процессу его развития, демонстрирует достижимость «маленьких», но значимых для него результатов. Специалист развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педаго­гической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенкаи желание участвовать в изучении его воз­можностей, реализации творческих замыслов в работе с ним [5].

Привлекая членов семьи к работе с ребенком, педагог-психолог дает им возмож­ность испытать радость успеха, закрепить положительные эмоциональ­ные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста – проде­монстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации их собственной деятель­ности. В итоге, воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует пере­стройке их личности на принятие больного ребенка и на объективную оценку его достоинств и недостатков.

Семья как малая группа создает по отношению ко всем своим членам такие условия для удовлетворения потребностей в общении, эмоциональных контактах, которые в дальнейшем станут основой социальной адаптации. Ребенок с ОВЗ испытывает постоянную потребность в эмоционально-положительном общении с родителями. Возникающие в процессе общения эмоции оказывают влияние на его психическое здоровье, определяя его отношение к окружающему миру [6].

Таким образом, педагог-психолог, взаимодействуя с родителями не только передает определенный минимум дидактических знаний, но и вселяет в них уверенность в свои возможности как участников процесса сопровождения. Специалист, помогая осмыслить необходимость этой работы, оказывает поддержку при любом варианте, даже если он оканчивается неуспехом. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, основанная на творческом и эмоциональ­ном отношении к ребенку, позволяет даже при продолжительном стрессе нивелировать разрушительное внутреннее психологическое состояние членов семьи, актуализировать их жизненные ресурсы.

www.science-education.ru

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, методистов, преподавателей, мастеров п/о, занятых в профессиональном обучении лиц с умственной отсталостью.

Содержание методических рекомендаций раскрывает требования к организационно-педагогическим условиям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 года № 16.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн.

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

  • обеспечение диагностического, коррекционно-реабилитационного психологического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

    1. Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся.

    2. Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами.

    3. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.

    4. Разработка и реализация программ профилактической работы.

    5. Организация консультативной работы.

    Принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

    1. Рекомендательный характер советов сопровождающего. Мероприятия психолого-педагогического сопровождения разъясняются и согласовываются с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и не являются обязательными к исполнению до получения согласия с их стороны.

    2. Непрерывность процесса сопровождения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья находятся в системе психолого-педагогического сопровождения до полного разрешения имеющихся проблем в обучении, воспитании, развитии или на протяжении всего срока обучения в профессиональной образовательной организации. Сроки реализации программы психолого-педагогического сопровождения устанавливаются специалистами сопровождения исходя из степени выраженности возникающих проблем в обучении, воспитании, развитии и психофизических особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Соблюдение интересов сопровождаемого. Все спорные вопросы, касающиеся трудностей обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья решаются в пользу обучающихся.

    4. Мультидисциплинарный подход к решению проблем сопровождаемого. Программа психолого-педагогического сопровождения является комплексной и содержит психологический, социальный и педагогический аспект.

    Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

    1. Выявление проблем в обучении, развитии и воспитании.

    2. Определение степени выраженности проблемы и влияния на развитие, обучение и воспитание.

    3. Организация консультаций для специалистов, педагогов, родителей (законных представителей).

    4. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.

    Направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

    1. Обоснование выбранной образовательной траектории.

    2. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального и личностного развития.

    3. Стимулирование развития познавательной деятельности.

    4. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

    Наиболее эффективной организационно-функциональной моделью психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования является психолого-медико-педагогический консилиум профессиональной образовательной организации.

    Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования

    Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья. Изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом). В результате реализации первого этапа психолого-педагогического сопровождения определяется группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в процессе профессионального образования.

    Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Психолого-педагогическая диагностика реализуется всеми специалистами и педагогами, деятельность каждого специалиста и педагога направлена на реализацию задач психолого-педагогической диагностики исходя из функциональных и должностных обязанностей.

    Педагог-психолог определяет особенности личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализует программу учебного предмета «Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

    Учитель дефектолог проводит психолого-педагогическую диагностику причин и особенностей трудностей обучения, воспитания, развития; определяет уровень развития познавательной деятельности.

    Социальный педагог устанавливает уровень социального развития; определяет социальную ситуацию развития и степень ее влияния на обучение, воспитание и развитие; реализует программу учебного предмета «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

    Преподаватель, мастер производственного обучения отслеживают уровень освоения основной образовательной программы.

    Медицинский работник определяет уровень соматического здоровья, соотношение по группам здоровья, ситуации риска; организует при необходимости обследование специалистами; дает рекомендации по режиму жизнедеятельности; реализует программу «Медицинская реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

    Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации. Рекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования.

    Третий этап: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации, профессиональной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В реализации программы участвуют педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, преподаватель, мастер производственного обучения и содержит педагогический, психологический и социальный аспекты. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума профессиональной образовательной организации, специалистами консилиума отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

    Задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью обуславливаются особенностями психофизического развития данной группы обучающихся. В психолого-педагогическом статусе умственно отсталых подростков отмечают высокий уровень истощаемости центральной нервной системы и утомляемости; низкий уровень работоспособности; несформированность общеинтеллектуальных умений, мнемической деятельности; непроизвольный вид внимания; эмоциональную неустойчивость.

    При реализации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения решаются следующие задачи:

  • расширение и уточнение знаний и представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, целенаправленности);
  • развитие общеинтеллектуальных умений обучающихся в соответствии с уровнем и особенностями их психофизического развития;
  • развитие мнемической деятельности обучающихся;
  • развитие процессов саморегуляции;
  • формирование социально-адаптированных форм поведения;
  • сохранение и укрепление соматического и психофизического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • отслеживание динамики развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению умственно отсталых обучающихся в процессе профессионального обучения:

  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию общеинтеллектуальных умений;
  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию мнемической деятельности;
  • работа по коррекции особенностей эмоциональной и личностной сферы;
  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию процессов саморегуляции;
  • сохранение и укрепление соматического и психофизического здоровья обучающихся.

Методы коррекционно – реабилитационной работы с обучающимися с умственной отсталостью: коррекционные упражнения, различные виды терапевтических методик, деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогические тренинги.

Для формирования произвольного вида внимания необходимо учитывать темп деятельности обучающихся (темп деятельности обучающихся физиологически обусловлен и не должен быть искусственно занижен или завышен), плотность учебного занятия (объем учебных заданий и уровень их сложности), динамику учебного занятия (необходимо учитывать, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогическом статусе имеют нарушения деятельности нейродинамических процессов, поэтому сосредоточиться на одном виде деятельности не могут, при организации учебного занятия необходима разумная смена видов деятельности). Важным фактором в формировании произвольного вида внимания является устойчивая мотивация к деятельности, которая формируется через интерес.

Для развития общеинтеллектуальных умений используют коррекционные упражнения:

упражнения на развитие словесно-логического вида мышления:

упражнения на выделение существенных признаков, их число и взаимосвязь;

упражнения на установление иерархии понятий в их последовательности и взаимосвязи;

упражнения на подведение общего к частному и частного к общему;

упражнения на выделение основы для обобщения и классификации;

упражнения на сопоставление и сравнение;

упражнения на умение преобразовать и перегруппировать материал;

упражнения на развитие долговременного словесно-логического вида памяти:

упражнения на алгоритмизацию, установление ассоциативных связей;

упражнения на отсроченное воспроизведение воспринятого материала, увеличение объема запоминаемого материала.

Развитие коммуникативных навыков

Работа с текстом:

анализ содержания текста по вопросам преподавателя;

словарная работа (уточнение и расширение активного словаря, объяснение лексического значения слов, подбор к словам синонимов и антонимов);

установление последовательности событий в содержании текста, их логических связей и зависимостей;

составление развернутого, свернутого планов пересказа текста, опор для пересказа текста;

самостоятельный пересказ текста.

Работа с деформированным текстом.

Составление предложений из разрозненных слов с установлением логических связей и зависимостей.

Составление диалогов на заданную тему.

Составление текстов разных стилей на заданную тему.

Четвертый этап: работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Программа работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна быть комплексной, при участии всех специалистов и педагогов.

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности при организации работы с родителями, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья:

  • влияние негативных последствий психологического стресса;
  • влияние негативных последствий нервнопсихического напряжения;
  • влияние негативных последствий ограничения социальных контактов;
  • дестабилизация внутрисемейных отношений;
  • дестабилизация детско-родительских отношений;
  • низкий уровень психолого-педагогической компетентности.
  • В результате реализации программы работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья родители должны быть включены в коррекционно- реабилитационную работу, что позволит повысить уровень ее эффективности.

    Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме профессиональной образовательной организации

    1. Общие положения

    Данное положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк) профессиональной образовательной организации.

    Данное положение разработано на основе инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения».

    ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    ПМПк создается приказом руководителя профессиональной образовательной организации при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя профессиональной образовательной организации.

    ПМПк профессиональной образовательной организации в своей деятельности руководствуется уставом профессиональной образовательной организации, договором между профессиональной образовательной организацией и родителями (законными представителями) студентов, обучающихся, договором между ПМПк и ПМПК, Положением о деятельности ПМПк.

    2. Цели и задачи деятельности ПМПк

    2.1. Целью деятельности ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей профессиональной образовательной организации и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья студентов и обучающихся.

    2.2. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • отслеживание динамики развития обучающихся;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности коррекционно-реабилитационной помощи в рамках имеющихся в профессиональной образовательной организации возможностей;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие подростков и молодежи, динамику их состояния, уровень успешности в освоении образовательной программы.
  • 3.1. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя профессиональной образовательной организации (председатель ПМПк); преподаватель, мастер производственного обучения, представляющие студентов, обучающихся на ПМПк, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинский работник.

    3.2. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями.

    4. Основные функции ПМПк

    4.1. Организация и проведение диагностики уровня актуального развития подростков и молодежи, выявление студентов и обучающихся, нуждающихся в обеспечении специальных образовательных условий.

    4.2. Отслеживание динамики развития студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    4.3. Отслеживание уровня усвоения основной образовательной программы.

    4.4. Ведение банка данных на студентов и обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в процессе профессионального образования.

    4.5. Обсуждение и утверждение комплексных программ психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в процессе профессионального образования.

    4.6. Анализ реализации комплексных программ психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в процессе профессионального образования. Корректировка программ психолого-педагогического сопровождения.

    4.7. Отслеживание уровня реализации коррекционно-реабилитационных задач в процессе реализации основной образовательной программы.

    4.8. Определение форм, способов, средств и длительности коррекционно-реабилитационной работы со студентами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    4.9. Отслеживание уровня реализации здоровьесберегающих технологий в работе с подростками и молодежью с ограниченными возможностями здоровья.

    4.10. Обсуждение и утверждение комплексных программ работы с семьями студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    5. Порядок работы ПМПк:

    1. Обследование подростков и молодежи специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников профессиональной образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между профессиональной образовательной организацией и родителями (законными представителями) студентов, обучающихся.
    2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на студентов, обучающихся.
    3. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
    4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования обучающихся каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
    5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
    6. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в профессиональной образовательной организации) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). По рекомендациям ПМПк (с согласия родителей (законных представителей) студентов, обучающихся и утверждения педагогического совета) студентам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть изменена форма обучения, программа профессионального образования (обучения) или разработаны индивидуальный учебный план или индивидуальный график. При отсутствии в профессиональной образовательной организации условий, адекватных индивидуальным особенностям студента, обучающегося, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
    7. Организация и проведение работы по профессиональной диагностике студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
    8. Организация и проведение работы по профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    9. Обсуждение адаптированных программ дисциплин (вариативной части учебного плана), учебных предметов и учебно-методических комплексов профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    10. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
    11. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом профессиональной образовательной организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем студентов, обучающихся с особыми образовательными потребностями; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости проведения заседания и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

    Список используемой литературы

    Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

    Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011. – 364 с.

    Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

    Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

    Олигофренопедагогика: учебное пособие // Воронкова Валентина Васильевна, Алышева Татьяна Викторовна, Васенков Геннадий Васильевич. – М.: Дрофа, 2009.

    Специальная психология: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Ред. В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

    Фролова О.Л. Теория социальной работы. – Магадан: Северо-Восточный государственный университет, 2011.

    Ответственный: Швец Е. А., методист ГМЦ ДОгМ

    mosmetod.ru