Психопатические нарушения личности у детей с дцп

Психопатические нарушения личности у детей с дцп

Расстройство личности (психопатии).

Расстройство личности – состояние, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство человека, сохраняющееся в течение всей жизни.

Личностные расстройства (расстройства личности) могут меняться по своей выраженности в течение жизни, и в отличие от невротических расстройств не воспринимаются самим человеком как чуждые и требующие психиатрической помощи. О расстройствах личности говорят тогда, когда болезненные изменения выражены настолько, что начинают мешать полноценной адаптации в обществе.

Наиболее распространенные типы расстройств личности.

Шизоидное расстройство личности

У людей с этим типом расстройства отмечается своеобразная эмоциональная холодность, проявляющаяся неспособностью проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям. При этом также затруднено проявление и таких чувств как и гнев, ненависть. У этих индивидуумов слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику. Они выглядят отчужденными, холодными, со стороны кажется, что им вообще мало что доставляет удовольствие. Всегда предпочитают уединенную деятельность. Для них типичны отсутствие близких друзей или доверительных связей (или существование лишь одной) и желания иметь такие связи.

Диссоциальное расстройство личности

Личностное расстройство, обычно обращающее на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами. Характеризуется бессердечным равнодушием к чувствам других; грубой и стойкой позицией безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями. У них имеется выраженная склонность обвинять во всем окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему конфликтному поведению. Такие люди неспособны испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта (в том числе и из наказания). Не переносят неудачи, очень часто из-за любых неудач способны на агрессивные действия, включая насилие.

F60.4х Истерическое расстройство личности

Расстройство личности, характеризующееся склонностью к самодраматизации, театральности, преувеличенному выражению эмоций; постоянным стремлением к признанию со стороны окружающих и деятельности, при которой человек находится в центре внимания. С другой стороны они внушаемы, легко могут поддаваться влиянию окружающих или обстоятельств. Им свойственна чрезмерная озабоченность своей физической привлекательностью. При внимательном взгляде становится заметно, что их чувства поверхностны.

F60.5х Ананкастное расстройство личности

Расстройство личности, которое характеризует чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности; озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач; чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; повышенная педантичность и приверженность социальным условностям. Им свойственны необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности как и он сам, или неблагоразумное нежелание позволять выполнять что-либо другим людям.

Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности

Расстройство личности, характеризующееся постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями; представления о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим. Эти люди очень чувствительны к любой критике в свой адрес. Им свойственно нежелание вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться. Нередко это приводит к уклонению от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения окружающими.

Расстройство личности типа зависимой личности

Расстройство личности характеризуют стремление переложить на других большую часть важных решений в своей жизни; подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости; чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Параноидное (параноическое) расстройство личности

Это личностное расстройство характеризует чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то, то есть отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свысока; подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в качестве враждебных или презрительных; воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет; охваченность несущественными «законспирированными» толкованиями событий, происходящих с данной личностью или, по большому счету, в мире.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности

Расстройство личности, при котором имеется ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Способность планирования минимальна; вспышки интенсивного приступа тоскливо – злобного настроения часто приводят к насилию, они легко провоцируются, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют.

www.psysocialis.ru

22. Дети с психопатиями: понятие, причины, критерии, виды психопатий.

Психопатия — нарушение поведения, которое часто имеет врожденный характер. Психопатия — это неадекватное развитие эмоционально волевых черт характера человека — иными словами, это чрезмерное проявление какой-либо стороны личности.

(критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова) — характер можно считатьпатологическим, расценивать как психопатию, по таким признакам:

1) относительная стабильность во времени — малые изменения в течение жизни;

2) тотальность проявлений — одни и те же черты характера обнаруживаются повсюду, в любыхобстоятельствах;

3) дезадаптация социальная (пожалуй, самый важный признак); состоит в том, что у человека постоянновозникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе.

Основные виды психопатий:

§ психастеническая; Психастенические психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностыо в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмируюшим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях

§ возбудимая (взрывчатая); Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоянии психического напряжения, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости.

§ истерическая; Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации собственного превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.

§ паранойяльная; Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью их мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением

§ шизоидная психопатия. Шизоидные психопаты высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству.

medic.studio

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ДЦП

1 Л ЗАВИСИМОСТИ от

характера патогенного фактора, деструктивно подействовавшего на головной мозг ребенка, времени его воздействия, компенсаторных воз­можностей детского организма и многих других обстоятельств, име­ющих место при развитии ДЦП, у детей формируются разнообразные по степени выраженности и кли­ническим характеристикам пси­хические расстройства.

ких нарушений, в клинической картине ДЦП могут присутствовать и эпизоды психотических расстройств, особенно в случаях, осложненных эпилептическими припадками, или возникающие в результате воз­действия дополнительных повреждающих факторов (физической или психической травмы, интоксикации, нейроинфекции и т.п.).

Все многообразие психических отклонений и расстройств, кото­рые обычно возникают у больных ДЦП, можно условно систематизиро­вать, разделив их на 4 основные клинические группы:

I. Относительно легкие психические расстройства непсихотиче­ского уровня.

II. Достаточно выраженные психические расстройства непсихоти­ческого уровня.

III. Тяжелые психические расстройства психотического уровня.

IV. Интеллектуально-мнестические расстройства.

Возникновение у ребенка с ДЦП тех или иных вариантов нару­шений психического здоровья, различных их сочетаний, ком­бинированных форм является результатом одновременного или пос­ледовательного воздействия на его организм в процессе онтогенеза многих неблагоприятных обстоятельств, которые вступают в тесное взаимодействие с рядом компенсирующих, благоприятных факторов. К последним могут быть отнесены и благополучная наследственность, и хороший микроклимат в семье, и достаточный уровень санитарно- гигиенических знаний родителей, способствующий формированию у них правильных представлений о психической норме и знаний основ­ных признаков отклонений от нее. Очень важна своевременная диаг­ностика у ребенка первых психопатологических проявлений и раннее начало их коррекции, выступающее одновременно формой вторич­ной профилактики развития у больного более выраженных психичес­ких расстройств. Не меньшую позитивную роль в коррекции возник­ших у больного ДЦП психических нарушений могут сыграть пра­вильная организация режима его труда и отдыха, рационального пи­тания, грамотное назначение необходимых медикаментозных и неме­дикаментозных мероприятий. Большой положительный потенциал несет в себе раннее начало патогенетически обоснованной стимуля­ции сохранных компенсаторных возможностей его организма, выра­ботка у больного адекватных форм психологической защиты. Все это может способствовать достижению необходимого и потенциально до­ступного для него уровня социальной адаптации.

В каждом возрастном периоде характер клинических проявле­ний психических расстройств у детей с ДЦП может иметь свои осо­бенности. Чем меньше возраст ребенка, тем проще, «однозначнее» клиника развившихся у него психопатологических проявлений.

К первой их группе «Относительно легких психических рас­стройств непсихотического уровня» в основном могут быть отнесены следующие 3 варианта психопатологических проявлений:

а) церебрастенические синдромы;

б) неврозоподобные синдромы;

в) вторичные невротические синдромы.

Ведущим проявлением церебрастенической симптоматики у боль­ного ДЦП выступает синдром «раздражительной слабости». Он объе­диняет в себе, с одной стороны, повышенную утомляемость, истоща- емость психических процессов ребенка, с другой — его повышенную раздражительность, склонность к аффективным вспышкам. Для та­ких больных характерны отвлекаемость внимания, затруднения при необходимости сосредоточиться достаточно продолжительное время на какой-либо деятельности, даже игровой. Мыслительные процессы часто замедлены, умственная работоспособность снижена. Нередко имеет место слабость запоминания и удержания информации в памя­ти, свойственны дистимические изменения настроения — плаксивость, капризность, иногда с дисфорическим оттенком.

При неврозоподобных расстройствах, как и при церебрастени- ческих, у больных ДЦП также отсутствуют грубые отклонения в психической деятельности. В большинстве случаев они не возникают у ребенка изолированно, а протекают на фоне разных по степени выраженности церебрастенических явлений. Их клиническая карти­на очень разнообразна. Она может включать в себя признаки пони­женного настроения и склонность к немотивированным страхам и опасениям. Иногда страхи у этих детей приобретают более конкрет­ный характер: боязнь темноты, одиночества, смерти и т.п. В ряде случаев чувство страха может быть очень выраженным, сопровож­даться учащенным сердцебиением, одышкой, потоотделением, похо­лоданием конечностей, нарушениями восприятия своего тела. Могут иметь место ипохондрические переживания и сенестопатические рас­стройства. На этом фоне часто у больных развивается повышенное внимание к функциям своего организма, сопровождающееся неверной трактовкой своих ощущений. Нередки разнообразные истериоформ- ные нарушения, возникающие чаще у девочек. Могут наблюдаться приступы аффективно-двигательного возбуждения, маломотиви­рованные смех, плач, стоны, крик. Иногда обнаруживается склонность к обморокам. Распространены у больных ДЦП и т.н. моносимптомные неврозоподобные расстройства: ночной или дневной энурез, иногда энкопрез, различные тики, нарушения сна.

Невротические расстройства также могут наблюдаться в клиниче­ской картине больных ДЦП. Причем чаще они возникают у психически сохранных детей в старшем возрасте. Такие дети все больше осознают свою физическую ущербность и в отсутствие адекватной психотера­певтической коррекции могут давать невротические срывы. Клиника их весьма разнообразна, сходна с таковой при неврозоподобных рас­стройствах, но по отношению к ДЦП всегда имеет вторичный харак­тер.

Ко второй группе — «Достаточно выраженных психических рас­стройств непсихотического уровня» у больных ДЦП условно могут быть отнесены те случаи заболевания, в клиническую картину кото­рых включены разнообразные варианты нарушенных форм поведе­ния и личностных девиаций. Как и у детей первой группы, в основе психопатологической симптоматики этих больных лежат патогенети­ческие механизмы, вызвавшие резидуально-органический тип пора­жения их центральной нервной системы. Однако локализация пре­имущественно поврежденных церебральных структур в этих случаях несколько иная, что и обусловливает в результате более выраженную степень тяжести развившихся психических церебральных дисфунк­ций. Ко второй группе психопатологических проявлений ДЦП могут быть отнесены следующие 5 вариантов, по-разному выраженные в разные возрастные периоды:

а) синдром невропатии;

б) синдром раннего детского аутизма (псевдоаутистические формы поведения);

в) гипердинамический синдром;

г) различные варианты патологического формирования личности;

д) органические психопатии и психопатоподобные синдромы.

Синдром невропатии, или «врожденной детской нервности»,

является очень распространенным и наиболее рано возникающим психопатологическим признаком у детей с явлениями органического поражения головного мозга. Центральное место в структуре этого синдрома занимают резко повышенная возбудимость ребенка и выра­женная неустойчивость его вегетативных функций, нарушения фор­мулы сна-бодрствования и аппетита. Они сочетаются с общей гипере­стезией больного и его быстрой истощаемостью. Характерными явля­ются повышенная тревожность ребенка, его пугливость, страх перед всем новым. Этот синдром обычно диагностируется у детей первых 2- х лет жизни. В последующем, при относительно благоприятном тече­нии, он смягчается и трансформируется в церебрастенические прояв­ления. В более тяжелых случаях он постепенно приобретает черты гипердинамического синдрома или же служит основой для формиро­вания у ребенка с ДЦП психопатий и психопатоподобных форм реа­гирования тормозного круга.

Основными проявлениями синдрома раннего детского аутизма являются выраженная недостаточность или полное отсутствие у ре­бенка потребности в контакте с окружающими, эмоциональная хо­лодность или безразличие к близким. Для таких детей характерна боязнь всего нового, любых перемен в окружающей их обстановке, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, разного рода речевые нарушения. Наиболее отчетливо этот психопа­тологический синдром проявляется у детей от 2 до 5 лет, хотя отдель­ные его признаки отмечаются у них и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей в ряде случаев не наблюдается эмоционального оживления, улыбки при контакте с матерью, с ближайшими родны­ми. Иногда обращает на себя внимание отсутствие у них элементар­ной ориентировочной реакции на внешние раздражители. Это неред­ко вызывает у родителей подозрение об имеющемся у их ребенка дефекте органов чувств.

Основными проявлениями ггтердгтамического (гиперкинетичес- кого, двигательной расторможенности, гиперактивности) синдрома считаются общее двигательное беспокойство ребенка, его неусидчи­вость, недостаточная целенаправленность, а часто и импульсивность поступков, чрезмерная отвлекаемость, нарушения концентрации ак­тивного внимания. Иногда у таких больных имеют место агрессив­ность, склонность к разрушительным действиям (ребенок выбрасыва­ет, ломает игрушки, рвет книги и т.п.), явления негативизма. Этих детей отличает повышенная раздражительность, взрывчатость, лег­кое возникновение аффективных реакций, тенденция к неустойчиво­сти настроения. Частыми проявлениями гипердинамического синдро­ма, особенно у больных ДЦП, выступают трудности в усвоении навы­ков письма и нарушения пространственного синтеза. Синдром встре­чается в возрастном диапазоне от 1,5 до 15 лет, однако наиболее ин­тенсивно проявляется в конце дошкольного и начале школьного воз­раста. У больных ДЦП он нередко сочетается с разнообразными па­роксизмальными состояниями. При неблагоприятном течении ги- пердинамический синдром может способствовать фиксации и разви­тию у больных ДЦП признаков психопатии и психопатоподобных форм поведения возбудимого круга.

В широком понимании под термином патологическое фор­мирование (развитие) личности подразумевается приобретение че­ловеком, обычно уже в детском или подростковом возрасте, под вли­янием ряда неблагоприятных социально-психологических и биологи­ческих факторов, некоторых достаточно устойчивых негативных свойств характера, обнаруживающихся в любых значимых ситуациях и отрицательно отражающихся на возможностях его социальной адап­тации. Сам этот термин впервые был предложен в 1910 году немец­ким психиатром КЛазрегз. В последующем более широко учение о патологическом развитии личности было развито в трудах П.Б.Ганнуш­кина, Е.К.Краснушкина, О.В.Кербикова, Г.К. Ушакова, А.Е.Личко, В.В.Ковалева, Н.Д.Лакосиной, и др.

В.В.Ковалев (1969) предложил свою классификацию этих состо­яний, положив в ее основу два определяющих критерия: особенности психогенеза нарушений формирующегося характера и клинические особенности ведущего «синдрома» патологических изменений харак­тера. Исходя из указанных критериев, выделяют четыре основных группы (типа) патологических формирований личности:

I. Патохарактерологическое — связанное, прежде всего, с хрони­ческой психотравмирующей ситуацией в микросреде, где находится ребенок, и неправильным его воспитанием.

II. Постреактивное — результат перенесенного реактивного состоя­ния.

III.Невротическое — возникающее на основе затяжного течения невротических расстройств.

IV. Дефицитарное — связанное с наличием у подростка различных физических дефектов: органов чувств (слепота, глухота), опорно-двигательного аппарата (ДЦП, последствия полиомие­лита, аномалии конечностей), а также с хроническими инва- лидизирующими заболеваниями (пороки сердца, хронические пневмонии, тяжелые формы бронхиальной астмы).

Каждый из названных типов дифференцируется на ряд клини­ческих вариантов в зависимости от преобладания тех или иных ха­рактерологических нарушений. Наиболее часто у больных ДЦП встре­чаются аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный и неус­тойчивый варианты патологического развития личности. По механиз­му своего формирования патологическое развитие личности больного церебральным параличом идет по дефицитарному типу. Большинством отечественных психиатров патологические формирования личности рассматриваются как варианты приобретенной (краевой) психопатии соответствующего круга (аффективно-возбудимого, тормозимого и т.п.). При правильном терапевтическом подходе эти состояния могут постепенно сглаживаться, а ведущая в их клинической картине пси­хопатологическая симптоматика со временем редуцируется.

По характеру клинических проявлений весьма близко к патологи­ческим формированиям личности находятся психопатии и психопа­топодобные формы поведения. Основными отличиями этих вариан­тов личностных аномалий являются патогенетические механизмы их формирования, преимущественно наследственные и резидуально-орга- нические — при психопатиях (психопатоподобных синдромах) и пси­хогенные — при патохарактерологических формированиях. Так как в реальной жизни в большинстве случаев можно говорить о сочетан­ном воздействии на ребенка с ДЦП и тех, и других факторов, такое разделение личностных девиаций у больных носит еще более услов­ный характер. Однако наличие фактора органического поражения головного мозга у больных ДЦП позволяет рассматривать фор­мирующиеся у многих из них личностные аномалии как признаки органической психопатии (если поражение мозга произошло во вре­мя пре- или перинатального периода его развития) или психопато­подобного резидуально-органического синдрома (если повреждающий фактор действовал в период раннего постнатального развития).

Общепринятой классификации психопатии и психопатоподобных состояний не существует. Целесообразным представляется их разграни­чение по характеру ведущих в клинической картине заболевания психо­патологических синдромов. В.В.Ковалев (1979) выделяет 8 основных клинических вариантов психопатий:

1) возбудимый (эксплозивный);

6) психастенический (тревожно-мнительный);

7) шизоидный (аутистический);

Особенности клинических проявлений каждого из указанных вариантов психопатий (психопатоподобных состояний) соответству­ют их названиям. Подробное их описание имеется в специальных руководствах и монографиях (Г.К.Ушаков, 1978; В.В. Ковалев, 1979; А.Е.Личко, 1985 и др.).

Третья группа психопатологических проявлений, протекающих в форме «Тяжелых психических расстройств психотического уров­ня», у больных ДЦП наблюдается редко. Она включает в себя все случаи «экзогенного типа психопатологических реакций» (К. ВопЬоейег, 1912), возникающие у детей с разной степенью выражен­ности резидуально-органических поражений головного мозга. В сво­ем большинстве психотические нарушения развиваются у больных ДЦП под воздействием дополнительных неблагоприятных факторов (психическая или физическая травма, тяжелая общая или нейроин­фекция, интоксикация, поражение электрическим током и т.п.) и про­являются в виде эпизодических кратковременных расстройств созна­ния. Характер их клинической симптоматики во многом зависит от особенностей экзогенных факторов, провоцирующих обострение за­болевания. Чаще у таких больных развиваются кратковременные рас­стройства сознания по типу делириозного состояния, реже — по типу аментивного или сумеречного. Возможно развитие истерического, депрессивного, маниакального или гебефренического синдромов. При проведении необходимого симптоматического антипсихотического лечения у больных ДЦП относительно быстро удается достичь устра­нения психотического эпизода, в результате чего наступает состояние относительной психической компенсации.

Четвертую группу психопатологических проявлений, наиболее часто входящих в клиническую картину ДЦП, представляют собой разной степени тяжести «Интеллектуально-мнестические расст­ройства». Основным психопатологическим признаком имеющегося у таких детей отклонения в психическом развитии выступает интеллек­туальная недостаточность. В зависимости от ее выраженности, выде­ляют четыре клинических варианта таких расстройств:

а) пограничные формы интеллектуальной недостаточности,

б) олигофрения в степени дебильности;

в) олигофрения в степени имбецильности;

г) олигофрения в степени идиотии.

Иногда для обозначения имеющейся у ребенка интеллектуаль­ной несостоятельности используют термин «Задержка психического развития». По нашему мнению, употребление этого термина в клини­ческой практике должно носить ограниченный характер, так как, по сути, он указывает лишь на нарушение темпа интеллектуального соз­ревания, но не отражает качества имеющегося у ребенка болезненного состояния. Целесообразнее использовать вышеуказанную градацию степеней тяжести психического недоразвития этих больных. Помимо выраженных отличий в своих клинических проявлениях, они могут быть дополнительно объективно оценены еще и с помощью психоло­гических тестов. Одним из наиболее известных дифференциально­диагностических критериев уровня интеллектуальной недостаточнос­ти больного выступает показатель его интеллектуального развития (1

bib.social

Характеристикадетей с ДЦП;

1. Физические и моторные особенности. При двига­тельных нарушениях изменен весь ход моторного разви­тия, что сказывается на формировании нервно-психиче­ских функций, освоении предметно-практической дея­тельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе
психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нару­шением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются вне­шние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полго­да жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные на­рушения проявляются в виде мышечной вялости, сни­жении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насиль­ственные движения. К подростковому периоду проявле­ния ДЦП у разных больных становятся все более одно­родными.

2. Уровень работоспособности значительно снижен.
При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психи­ческих процессов; низкая переключаемость на другие виды
деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм
нарушения развития психики зависит от времени мозго­вого поражения, локализации и степени выраженности.

Так, при поражении в первой половине беременности бу­дет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О.Г. Приходько выде­ляет два варианта задержки психического развития у де­тей с данным дефектом:

1) временная задержка темпов психического развития
(при своевременной коррекционной работе возмож­но достижение уровня нормы);

2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недо­статочности имеющая обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут
проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двига­тельной расторможенности, раздражительности, каприз­ности, плаксивости, реакции протеста или заторможен­ности, застенчивости.

5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свой­ственна интеллектуальная недостаточность, имеющая не­
равномерный, дисгармоничный характер, обусловленный
органическим поражением мозга на ранних этапах его
развития. В большинстве случаев детям свойственна низ­кая познавательная активность, которая проявляется в
отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредо­точенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых
нарушений составляет восемьдесят процентов. Основны­
ми формами речевых нарушений являются задержка ре­чевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письмен­
ной речи.

7. Внимание: недостаточная концентрация.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП
и тяжести вторичных дефектов.

11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с
ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и пси­холого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуж­даются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликли­ники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образова­тельного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими воз­можностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллек­та имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заве­дения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, пе­реводчика. Перед поступлением в учебное заведение и тру­доустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).

1. Назовите виды нарушений опорно-двигательного аппарата по
О.Г. Приходько.

2. Каким образом соотносятся клинические симптомы и вторич­ные изменения при ДЦП?

3. Составьте таблицу, в которой соотнесите три периода течения
детского церебрального паралича и три степени тяжести ДЦП
по Л.И. Аксеновой.

4. Выделите основные особенности нарушений развития при ДЦП.

1. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних специальных учебных заведе­ний. — М.: Академия, 2000.

3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для сту­дентов средних педагогических учебных заведений / Под ред.
Пузанова Б.П. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Ось^вы диагнос­тической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ,
2000.

3.7. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, неврозы, патологические реакции, патологическое формирование личности, акцентуации)

Психопатия — врожденная или приобретенная в ран­нем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгар­моническому формированию личности и нарушению со­циальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди.

Диагностика психопатии имеет определенные трудно­сти, что обусловлено социокультурными особенностями самого понятия «норма», в соотнесении с которым и ста­вится большинство диагнозов. Кроме того, наличие высо­кого интеллекта, личностная неординарность прикрыва­ют или видоизменяют проявления психопатии, что также затрудняет ее диагностирование.

Критерии психопатии(по П.Б. Ганнушкину) подра­зумевают наличие в поведении человека таких призна­ков как:

2) необратимость (относительная);

3) склонность к дезадатптации.

1. Тотальность. Предполагает проявление дезадаптив-ного поведения индивида в большинстве или во всех сфе­рах его деятельности.

2. Относительная необратимость психопатии заклю­чается в том, что личностные дисгармонии, обнаруживаясь

в раннем детстве, проявляют себя до глубокой старости, не исчезая, но и не переходя в иную болезненную форму.

3. Слонностъ к дезадатптации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в меж­личностном взаимодействии выражаются в неудовлетво­ренности, обидчивости, конфликтности, социально-психо­логической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой са­мооценки, неприятием себя, неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Причины возникновения психопатий. Возникновение психопатий определяется совокупностью патогенетиче­ских факторов:

1) биологической неполноценность мозга (в результате
неблагоприятной наследственности или органических по­вреждений);

2) неблагоприятным социальным окружением;

3) дисфункциональными отношениями в родительской
семье;

4) отклоняющимся от нормы типом воспитания.

I) дисгармонический психический инфантилизм;

II) конституциональная (ядерная) психопатия;

III) органическая психопатия.

I. Дисгармонический психическийинфантилизм: не­зрелость психики в результате задержки развития на ран­них этапах онтогенеза.

Реабилитационные мероприятия носят больше воспи­тательный, чем медицинский характер.

Типы психопатии: 1) неустойчивые и возбудимые лич­ности; 2) истероидные личности, 3) псевдологические лич­ности.

1. Неустойчивые и возбудимые личности. Интеллект
сохранен, иногда выше нормы, но интеллектуальные ин­тересы выражены слабо; знания носят поверхностный
характер; низкая продуктивность деятельности; недораз­виты высшие формы волевой деятельности; мотивация
поступков примитивна; высокий уровень возбудимости,
жажда новых удовольствий; склонность к девиантному
поведению в виде бродяжничества, случайных краж.

2. Истероидные личности. Эмоции неустойчивы. Вы­сокий уровень внушаемости. Эгоцентризм. Непрочность
личностных отношений и привязанностей. Жажда притя­заний сочетается с отрицательным отношением к систе­матическому труду. В переходный период возможны па­тологические реакции, например, заикание, отказ от пищи.

3. Псевдологические личности. Возбудимое воображе­ние со склонностью к фантазированию и последующим
неразличением детьми выдуманного и реального.

II. Конституциональная (ядерная) психопатия.В ос­нове лежит наследственная предрасположенность к опре­деленному складу личности. По наследству передается не патологичное поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга. В большинстве случаев начина­ют проявляться в раннем и дошкольном возрасте.

Типы психопатии: 1) гипертимные и циклоидные лич­ности; 2) психастенические личности; 3) аутичные шизоиды.

1. Гипертимные и циклоидные личности. Оптимизм
носит чрезмерный характер. Добродушны, но возбудимы,
вследствие чего легко ввязываются в драки. В пубертат­
ном периоде свойственны резкие колебания настроения.
Не способны к глубоким постоянным чувствам, что явля­ется причиной проблем межличностных отношений во
взрослом периоде жизни.

2. Психастенические личности. Высокий уровень тре­вожности. Мнительны, пугливы, впечатлительны, пассив­ны, не способны к самостоятельному принятию решений.
В случае возникновения конфликтных или стрессовых
ситуаций постоянно возвращаются к ним («мысленная
жвачка»). К работе относятся тщательно.

3. Аутичные шизоиды. Умственное развитие ускоре­но. Способность оперировать отвлеченными понятиями
сочетается с недоразвитием двигательной и образной сфер.
Потребность в общении снижена. Оторваны от реальнос­ти. Испытывают ощущение отгороженности от сверстни­ков. Поведение носит парадоксальных характер.

III. Органическая психопатия.Основой изменения лич­ности является органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного разви­тия или в перинатальный период.

Реабилитационные мероприятия носят больше меди­цинский, чем воспитательный характер.

Типы психопатии: 1) бестормозные личности; 2) возбу­димые личности.

1. Бестормозные (неустойчивые) личности. Интеллект в норме, но поскольку отсутствует способность к система­тическому труду, то результативность обучения низкая: дети учатся плохо, сбегают с уроков. Характерно стрем­ление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии познавательного интереса. Импульсивны, некритичны, неспособны к устойчивым теплым отноше­ниям, отсутствует понимание последствий своих поступ-

ков. Характерен эйфорический оттенок настроения. В под­ростковом возрасте склонны к девиантному типу поведе­ния, например, делинквентным поступкам, беспорядочной половой жизни, алкоголизмации и/или наркотизации.

2. Возбудимые личности (с повышенными влечения­ми). С раннего дошкольного возраста настроение носит угрюмо-мрачный характер (дисфория). Морально-этиче­ские нормы не прививаются. Преобладают инстинктив­ные потребности. Свойственны расстройства влечений, на­пример, дромомания (стремления к бродяжничеству), пи­романия (стремления к поджигательству), клептомания (стремления к кражам). Раннее начало половой жизни и алкоголизации. В сексуальных связях неразборчивы. Сек­суальное поведение носит садистский характер.

Характеристикадетей саномалией

1. Уровень работоспособности снижен.

2. Уровень психического развития. Эмоционально-
волевая сфера изменена. Высокий уровень возбудимости,
склонность к аффективным взрывам, агрессивность, не­
мотивированный негативизм, жестокость, расторможен-ность, отсутствие чувства стыда и вины, устойчивость
патологический проявлений, некритичность к себе и сво­им поступкам. Отношения с другими формируются на двух
полюсах: или эмоциональная холодность, жесткий эго­изм или повышенная ранимость, чувствительность.

3. Уровень развития речи и интеллекта в норме.

4. Внимание неразвито. Отсутствие навыков сосредо­точения.

5. Восприятие и память в норме.

6. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
ролевая игра) сформирована.

7. Особенности обучения в школе. Строгий контроль.
Последовательное сочетание поощрений и наказаний.

Вывод:психопатия характеризуется дисгармоничным развитием личности как системы: полноценное умствен­ное развитие сочетается с недоразвитием и изменением эмоционально-волевой сферы.

Необходимо различать психопатии и психопатоподобные расстройства (состояния) — стойкие изменения пове­дения, возникающие вследствие различных заболеваний, ведущих к органическому поражению головного мозга.

Общее между психопатиями и психопатоподобными состояниями: 1) нарушения эмоционально-волевой сфе­ры; 2) нарушения развития личности; 3) высокий уровень возбудимости, агрессивности, конфликтности; 4) расторможенность чувств и влечений; 5) отсутствие самоконтроля и чувства вины; 6) истощаемость психических процес­сов; 7) низкий уровень работоспособности.

От психопатий психопатоподобные расстройства от­личаются тем, что имеют органическое происхождение.

Дети с психопатиями могут посещать дошкольные уч­реждения общего характера и обучаться в условиях мас­совой школы.

studopedia.su