Психопатия и акцентуация характера личко

Основное содержание работы А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков»

А. Личко (8 октября1926(19261008)—1994).

Автор руководств «Подростковая психиатрия», «Подростковая болезнь» «Шизофрения у подростков», нескольких других монографий по психиатрии. Известен также и как автор научно-публицистической книги «История глазами психиатра: Иван Грозный, Сталин, Гитлер, Гоголь и другие» (1996).

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977).

В данной работе А. Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера. Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А. Е. Лично подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность — понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А. Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locusresistentiaeminoris) в характере.

Развивая положения В. Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А. Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А. Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера:

«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие… Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ногу на ногу и тиранизируют отца и мать» — этим словам уже более двух тысяч лет, они принадлежат Сократу и живописуют молодежь древних Афин (цит. по А., Weber, 1975).

В эпохи исторического застоя ничего не было слышно о подростках — они легко включались в привычную, стабильную, испокон века регламентированную общественную жизнь. В периоды бурного развития, ломки привычных жизненных устоев этот процесс осуществляется гораздо труднее.

Во второй половине нашего столетия биосоциальные сдвиги, происшедшие в новом поколении, относительно мало отразились на заболевании эндогенными психозами.

Новое обнаружилось там, где патология теснее всего соприкасается с нормой,— в области так называемых пограничных состояний и прежде всего в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и поведения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. Под такую категорию подпадают более двух третей госпитализированных подростков.

Если попытаться обобщить все сказанное о психопатиях и психопатоподобных нарушениях поведения у подростков, то можно выделить три узловых вопроса.

Во-первых, это разграничение психопатий как формы патологии от примыкающих к ним крайних вариантов нормы, названных нами акцентуациями характера. И конституциональные психопатии, и, видимо, акцентуации характера, вероятнее всего генетическую обусловленность. Влияние среды их заостряет, или сглаживает, или подвергает трансформации. Под этими влияниями крайние варианты нормы — акцентуации — могут переступать грань, отделяющую их от патологии, тогда акцентуации оказываются почвой для преходящих нарушений поведения или отправной точкой для психопатического развития.

Во-вторых, это разграничение между основными типами психопатий и акцентуаций характера, выделение типов аномальных и девиантных характеров, изучение их взаимосвязи, возможностей трансформации одного типа в другой в силу конституциональных закономерностей или средовых воздействий.

В-третьих, это разграничение конституциональных психопатий от психопатоподобных расстройств, обусловленных или органическими изменениями в мозге, возникшими в раннем онтогенезе, когда формирование мозга еще не завершено, или вследствие эндогенных психических заболеваний. Если психопатическое развитие сохраняет в основном тип сходной акцентуации, лишь отчасти изменяя его под ситуационными влияниями, то органические заболевания мозга и процессуальные психические заболевания чаще создают лишь подобие некоторым типам психопатий.

Биологическая терапия( психотропные средства), как при психопатиях, так и при нарушениях поведения на фоне акцентуаций характера имеет ограниченное применение. Однако, в некоторых случаях умеренных степеней психопатии и особенно при акцентуациях уже создание психологического фона оказывается достаточным для того, чтобы подросток сам, без специальных социо-психотерапевтических влияний справился с трудностями и адаптировался к ситуации.

Гипертимный подросток. Адаптация такого подростка лучше осуществляется в среде, где открываются возможности для реализации его кипучей энергии, инициативы, широких контактов, удовлетворения разнообразных увлечений. Общество несколько более старшей по возрасту молодежи полезно для такого подростка. Здесь он готов уступить лидерство, избавляясь от мелочной опеки взрослых. Обстановка закрытого подросткового учреждения со строгим и размеренным режимом, под неусыпным оком взрослых немолодых людей, да еще с монотонным, кропотливым трудом плохо переносится гипертимными подростками. Быстро нарастают конфликты и с воспитателями (стремление к эмансипации), и со сверстниками (стремление к безудержному лидерству). Трудовые рекомендации должны учитывать особенности гипертимного характера — нужны большой коллектив, разнообразная работа, возможность проявить инициативу, смена обстановки.

Неустойчивый тип. Здесь необходимо твердое, даже властное руководство. Сила и власть — главное, перед чем сдается неустойчивый подросток.

Циклоидные подростки требуют особенно гибкого отношения. В период подъема они ведут себя как гипертимы и требуют такого же подхода. Иное дело субдепрессивный период. Необходимо разъяснить близким, что неудачи и промахи подростка не должны вызывать нареканий и сетований, а тем более наказаний, что угрюмая раздражительность должна встречать не гнев и негодование, а спокойное, ровное, теплое, но без излишних эмоций отношение. В период спада циклоидные подростки особенно нуждаются в психотерапии. Им надо объяснить особенность их натуры, вселить уверенность, что за спадом неминуемо последует подъем, когда многое удастся исправить и наверстать.

Лабильные подростки представляют, пожалуй, самый благоприятный объект для психотерапии при условии, что они встречают искреннюю благожелательность. Когда устанавливается хороший контакт, лабильные подростки жаждут его надолго сохранить, по своей инициативе охотно посещают врача, ищут у него поддержки в трудные минуты и даже сопереживания в радости и счастье. Постепенно их следует приучать в пасмурные минуты самим искать светлые стороны жизни. Трудовая адаптация легче осуществляется в среде, не требующей большого эмоционального напряжения.

Сенситивные подростки труднее для установления контакта, чем лабильные. Однако их замкнутость чисто внешняя, и потребность поделиться переживаниями достаточно сильна. Полезными бывают многократные продолжительные беседы, детальный перебор всех фактов и ситуаций, опровергающих убежденность в своей неполноценности. В трудовых рекомендациях следует побуждать не страшиться неудач на пути приобретения избранной профессии, если она соответствует способностям. По нашим наблюдениям, ситуация, стимулирующая чувство ответственности за себя и других (в отличие от психастеников), убеждающая в том, что сенситивный подросток «нужен другим», может способствовать компенсации.

Психастенические подростки в интеллектуальном отношении рано взрослеют, и рационально-психотерапевтические беседы с ними не представляют каких-либо трудностей. Но следует предостеречь лишь, что склонность к самоанализу и самокопанию может превращать эти беседы в процедуру бесплодного мудрствования, «словесной жвачки», отнюдь не корригируя поведения. Часто рекомендуются занятия спортом, к которому психастеник порою испытывает отвращение и где добиться каких либо результатов ему очень нелегко. Иногда же индивидуальные спортивные упражнения превращаются у психастенического подростка в своеобразный ритуал. Смысл же спортивных занятий для психастеника состоит в том, чтобы пробудить в нем гедоническую радость ощущения собственного тела в его силе и движении. Многие психастенические подростки отличаются тем, что у них ноги физически развиты гораздо лучше, чем руки. Поэтому спортивные занятия надо начинать с таких видов, как лыжи, велосипед, бег, прыжки, и лишь затем подключать спортивные игры. Обстановка соревнований, требования каких-либо достижений пагубны для психастеников, так как бьют по его слабому звену — чувству ответственности. Подобных же ситуаций (чрезмерного чувства ответственности не только за себя, но и за других) следует избегать в области трудовых рекомендаций.

Истероиды в определенном отношении считаются антиподами психастеников. Издавна и до сих пор еще при истерии практикуется лечение гипнозом. Как правило, этим достигается лишь устранение некоторых симптомов невротического характера, на смену которым обычно приходят другие. Гипноз при нарушениях поведения у подростков истероидно-неустойчивого типа является совершенно недейственным средством. К этому еще следует добавить, что в некоторых подростковых группах господствует ироническое отношение к гипнозу как к устаревшим эстрадным номерам. Главную суть истероида — его эгоцентризм — никакой гипноз обуздать не может. Истероидные подростки представляют наиболее трудный объект и для психотерапии, и для выбора медико-педагогических рекомендаций. Приходится отыскивать ту сферу, где эго центрические устремления истероида безболезненно для окружающих могли бы быть удовлетворены. Если есть музыкальные или иные артистические способности, то хорошую службу может сослужить художественная самодеятельность. Важно также объяснить родным и близким, чтобы их чрезмерное внимание к демонстративным отрицательным поступкам (нарочитойделинквентности, суицидальному шантажу и т.п.) не подкрепляло эгоцентризма. Подобное демонстративное поведение не должно оставаться ни незамеченным (истероид способен пойти на более тяжкие поступки, если на него «не обращают внимания») ни безнаказанным. Такое поведение должно встречать спокойное отрицательное, осуждающее отношение, но без сцен, скандалов, публичных разбирательств и т.п. Но никогда истероид не должен получать того, чего он добивается своим демонстративным поведением.

Эпилептоидные подростки в моменты тяжелой дисфории нуждаются в психотропных средствах и покое. Совместному обсуждению сперва лучше подвергнуть положительные качества эпилептоида—любовь к порядку, аккуратность, обстоятельность, осмотрительность, трезвость расчетов, часто имеющиеся способности к ручному мастерству. Взрывчатость, гневливость несдержанность в аффекте, склонность к мрачно раздраженном) настроению признаются самими подростками, если установлен доброжелательный контакт. Особенно следует объяснить эпилептоидному подростку опасность именно для его характера алкогольных опьянений, которые вследствие бурных аффектов могут иметь тяжкие для него последствия.

Шизоидные подростки. Шизоидные подростки иногда мечтают о профессиях, сопряженных с изоляцией от «шумного многолюдного мира», в постоянном окружении очень малого числа одних и тех же людей. Они не понимают того, что это обрекает их на самую трудную для них ситуацию — контакт в изолированных малых группах безусловно должен стать неформальным, и возможности выбора партнера для такого контакта практически отсутствуют, все это может вызвать тяжкий срыв.

scicenter.online

Акцентуация характера и патология: в чем разница?

Критерии (называются Критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова), которые позволяют оценить степень выраженности характера и решить, насколько это еще норма или уже патология:

1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. «Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

2. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, акцентуации проявляются не всегда и не везде, то это не патология, не психопатия.

3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Если же особенности характера не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, тем более, если даже способствуют адаптации — это акцентуация, а не психопатия.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия. (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Если черта характера зашкаливает так, что постоянно мешает жить и тебе, и другим, — это психопатия, или расстройство личности. Это область психиатрии.

Менее выраженные случаи называются Акцентуация характера. Тут черта характера может быть не так ярко выражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как особенность или даже как странность. Явная акцентуация в быту называется — Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).

Такое разграничение неточно, приблизительно, тут нет четких границ. И все же если какой-то человек готов наступить «на горло собственной песне», чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером в городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это паранояльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то это уже паранояльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многих людей, превращая их в средство, в «тесто» свирепой истории, — тут явная паранояльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можно легко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности — это психотип в норме, психопат — это психопатический психотип. Акцентуация — посредине.

Классификация психопатий:
Возбудимые психопаты
Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга)
Психастеники
Истеричные психопаты
Эпилептоидные психопаты
Паранояльные психопаты
Неустойчивые личности
Шизоидные личности (патологически замкнутые)

Все эти состояния и особенности поведения похожи на соответствующие акцентуации характера, но имеют более сильную и тяжелую выраженность.

anna-kulik.ru

Методы определения акцентуации характера по Личко

Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Как помочь подростку обрести уверенность в себе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на работах Карла Леонграда, Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается.

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста, охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность – более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация – это временные изменения характера. В процессе развития ребенка они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая.

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации – это пограничные состояния между нормой и патологией.

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Как проявляется шизофрения у подростков? Читайте об этом здесь.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

Гипертимный тип. Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. Гипертимы склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

Циклоидный. Характерна частая смена настроения – от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к депрессии, апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии – плохом настроении – проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.
Сенситивный. Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. Друзей выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  • Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. Шизоиды не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.
  • Истероидный. Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться – одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  • Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип – быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  • Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  • Неустойчивый. К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты – легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  • Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.
    Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера – жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.
    Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

    Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

    Таблица акцентуаций характера:

    Где используется методика?

    Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

    Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление неврозов, психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

    Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста.

    Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу.

    Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:

    psyholic.ru

    Акцентуации характера: определение и проявления у взрослых и детей

    1. Классификация по Леонгарду 2. Классификация по Личко 3. Методы определения 4. Роль акцентуаций в структуре личности

    Акцентуация характера (или акцентуализация) активно используемое понятие в научной психологии. Что же это за загадочное словосочетание и как оно появилось в нашей жизни?

    Понятие характера было введено Теофрастом (друг Аристотеля) – в переводе «черта», «признак», «отпечаток». Акцентуация, акцент – ударение (в переводе с лат.)

    Для начала стоит разобрать понятие характер. На научных ресурсах встречается его определение как совокупность черт личности, являющихся устойчивыми и определяющими поведение человека, его отношения с окружающими, привычки и, как следствие, дальнейшую жизнь.

    Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни.

    Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.

    Классификация по Леонгарду

    Понятие «акцентуация характера» впервые было введено немецким ученым Карлом Леонгардом, им же впоследствии предложена первая классификация акцентуаций в середине прошлого столетия.

    Типология Леонгарда насчитывает 10 акцентуаций, которые впоследствии были разделены на 3 группы, их отличие в том, что они относятся к разным проявлениям личности:

    • темперамент
    • характер
    • личностный уровень

    Каждая из этих групп включает в себя несколько видов акцентуаций:

    Классификация акцентуаций темперамента по Леонгарду включает в себя 6 типов:

    Гипертимный тип общителен, любит быть среди людей, легко заводит новые контакты. У него выраженная жестикуляция, живая мимика, громкая речь. Лабильный, склонный к перепадам настроения, поэтому часто не выполняет свои обещания. Оптимистичен, активен, инициативен. Стремится к новому, нуждается в ярких переживаниях, разнообразной профессиональной деятельности.

    Неразговорчив, держится в стороне от шумных компаний. Излишне серьезен, малоулыбчив, недоверчив. К себе критичен, поэтому такие люди часто страдают заниженной самооценкой. Пессимистичен. Педантичный. Дистимическая личность надежна в близких отношениях, мораль – не пустое слово. Если дают обещания – стремятся выполнить.

    Люди настроения, которое у них меняется по несколько раз на дню. Периоды активной деятельности – сменяются полным бессилием. Аффектино-лабильный тип – человек «крайностей», для него существует только черное и белое. Манера взаимоотношений с окружающими зависит от настроения – часты трансформации поведения – вчера он был ласков и добр с вами, а сегодня вы вызываете его раздражение.

    Эмоциональны, при этом испытуемые ими эмоции проявляются ярко, искренни. Впечатлительны, влюбчивы, быстро воодушевляется. Эти люди творческие, среди них много поэтов, художников, актеров. Могут быть тяжелы во взаимодействии, так как склонны преувеличивать, раздувать из мухи слона. В сложной ситуации подвержены панике.

    Тревожный тип акцентуации не уверен в себе, сложно идет на контакт, стеснителен. Пуглив, что ярко проявляется в детстве – малыши с подобной акцентуацией боятся темноты, одиночества, резких звуков, чужих людей. Мнителен, часто видит опасность там, где ее нет, долго переживает неудачи. Примеры положительных сторон тревожного типа – ответственность, исполнительность, доброжелательность.

    Акцентуированная личность эмотивного типа схожа с экзальтированным типом по глубине переживаемых эмоций – они чувствительны и впечатлительны. Их основное отличие – эмотивному типу сложно выражать эмоции, он долго копит их в себе, что приводит к истерике и слезам. Отзывчивы, жалостливы, охотно помогают беспомощным людям и животным. Любая жестокость способна погрузить их надолго в пучину депрессии и горя.

    1. Описание акцентуаций характера:
    2. Артистичны, подвижны, эмоциональны. Стремятся произвести впечатление на окружающих, при этом не гнушаются притворством и даже откровенной ложью. Демонстративный тип верит сам в то, что говорит. Если же и осознает свою ложь, причины испытывать угрызения совести нет, так как склонен вытеснять из памяти любые виды неприятных воспоминаний. Любят быть в центре внимания, подвержены влиянию лести, для них важен учет его заслуг. Непостоянны и редко держат слово.

      Акцентуированные личности педантичного типа медлительны, прежде чем принять решение – старательно его обдумывают. Стремятся к упорядоченной профессиональной деятельности, усидчивы и доводят дело до конца. Любые виды изменений воспринимают болезненно, трансформации под новые задачи трудновыполнимы. Не конфликтны, спокойно уступают лидирующие позиции в профессиональной среде.

      Застревающий тип надолго сохраняет в памяти эмоциональные переживания, что характеризует поведение и восприятие жизни, они как бы «застревают» в определенном состоянии. Чаще всего-это уязвленное самолюбие. Злопамятны, мнительны, не доверчивы. В личных отношениях ревнивы и требовательны. Амбициозны и упорны в достижении своих целей, поэтому акцентуированные личности застревающего типа бывают успешны в профессиональной жизни.

      Возбудимый тип в моменты эмоционального возбуждения сложно контролируют желания, склонен к конфликтам, агрессивен. Разумность отступает, проанализировать последствия своего поведения не в состоянии. Акцентуированные личности возбудимого типа живут настоящим, не умеют строить долговременные отношения.

    3. Описание акцентуаций личностного уровня:

    Классификация акцентуаций личностного уровня знакома каждому. Часто используемые в повседневной жизни понятия экстраверт и интроверт в ярко выраженных формах описаны в таблице ниже

    Открытый, контактный, любит находиться среди людей, плохо переносит одиночество. Неконфликтный. Планирование своей деятельности дается с трудом, легкомысленный, демонстративный.

    Понятие «интровертированный человек» означает, что он молчалив, неохотно общается, предпочитает одиночество. Эмоции сдерживает, замкнут. Упрям, принципиален. Социализация затруднена.

    Классификация по Личко

    Типы акцентуаций характера исследовались и другими психологами. Широко известная классификация принадлежит отечественному психиатру А.Е. Личко. Отличие от работ Леонгарда в том, что исследования посвящались акцентуации характера в подростковом возрасте, по мнению Личко, в этот период психопатии проявляются особенно ярко во всех сферах деятельности.

    Личко выделяет следующие типы акцентуации характера:

    Гипертимный тип чрезмерно активен, неусидчив. Нуждается в постоянном общении, у него много друзей. Дети трудно поддаются воспитанию – они не дисциплинированы, поверхностны, склонны к конфликтам с учителями и взрослыми. Большую часть времени находятся в хорошем настроении, не боятся перемен.

    Частая смена настроения – от плюса к минусу. Циклоидный тип раздражителен, склонен к апатии. Предпочитает проводить время дома, чем среди сверстников. На замечания реагирует болезненно, часто страдает затяжными депрессиями.

    Лабильный тип акцентуации непредсказуем, настроение колеблется без видимой причины. К сверстникам относится положительно, старается помогать другим, интересуется волонтерскими видами деятельности. Лабильный тип нуждается в поддержке, чувствителен.

    Раздражительность, может проявляться периодическими вспышками по отношению к близким людям, которая сменяется раскаянием и чувством стыда. Капризны. Быстро утомляются, плохо переносят длительные умственные нагрузки, сонливы и часто без причины чувствуют себя разбитыми.

    Послушны, часто дружат с людьми старшего возраста. Ответственны, имеют высокие моральные принципы. Усидчивы, виды активных игр в больших компаниях не любят. Сенситивная личность стеснительна, избегает общения с посторонними.

    Нерешительны, боятся брать на себя ответственность. Критичны к себе. Склонны к самоанализу, ведут учет своих побед и поражений, оценке поведения окружающих. Более своих сверстников развиты умственно. Однако периодически склонны к импульсивным поступкам, не продумывая последствия своей деятельности.

    Шизоидный тип замкнут. Общение со сверстниками приносит дискомфорт, чаще всего дружат с взрослыми. Демонстрирует равнодушие, не заинтересован в других, не проявляет сочувствия. Шизоидный человек тщательно скрывает личные переживания.

    Жестоки – часты случаи, когда подростки данного типа мучают животных или издеваются над младшими. В раннем детстве плаксивы, капризны, требуют много внимания. Самолюбивы, властны. Чувствуют себя комфортно в условиях режимной деятельности, умеют угодить руководству и держат в страхе подчиненных. Методика управления ими – жесткий контроль. Из всей типологии акцентуаций – самый опасный тип.

    Демонстративный, эгоцентричный, нуждается во внимании окружающих, играет на публику. Истероидный тип обожает похвалу и восторги в свой адрес, поэтому в компании сверстников часто становится заводилой – однако, редко бывает лидером в профессиональной среде.

    Подростки неустойчивого типа акцентуаций нередко волнуют своих родителей и учителей – у них крайне слабо выражен интерес к учебной деятельности, профессии, будущему. При этом любят развлечения, праздность. Ленивы. По скорости протекания нервных процессов похожи на лабильный тип.

    Конформный тип не любит выделяться из толпы, во всем следует за сверстниками. Консервативен. Склонен к предательству, так как находит возможность оправдать свое поведение. Методика «выживания» в коллективе – приспособление к авторитетам.

    В своих работах Личко обращает внимание на то, что понятие психопатии и акцентуации характера у подростков тесно связаны. Например, шизофрения, как крайняя форма акцентуации, в подростковом возрасте-шизоидный тип. Однако, при своевременном выявлении патологии, возможна корректировка личности подростка.

    Методы определения

    Преобладающий тип акцентуации можно выявить с помощью тестовых методик, разработанных этими же авторами:

  • Леонгард предлагает тест, состоящий из 88 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет»;
  • впоследствии его дополнил Г. Шмишек, он ввел отличие в виде изменений формулировок вопросов, сделав их более общими с целью широкого охвата жизненных ситуаций. В результате формируется график, где наглядно показывается наиболее ярко выраженная акцентуация черт характера;
  • отличие теста Личко от тестовой методики выявления ведущей акцентуации Шмишека-Леонгарда в ориентировании на группу детей и подростков, он расширен – 143 вопроса, в которых заложена типология акцентуаций.
  • Используя данные методики, можно определить наиболее ярко выраженные типы акцентуаций характера.

    Роль акцентуаций в структуре личности

    В личностной структуре акцентуации занимают ведущую роль и во многом определяют качество жизни индивида.

    Стоит учитывать, что акцентуация – это не диагноз! У психологически зрелой личности она проявляется как особенность, что может являться подсказкой в выборе места учебы, профессии, хобби.

    Если же акцентуация приобретает ярко выраженные формы (это зависит от многих факторов – воспитание, окружение, стрессы, болезни), то необходимо использовать медикаментозное лечение. В отдельных случаях некоторые типы акцентуации характера могут привести к формированию неврозов и психосоматических заболеваний (например, лабильный тип часто болеет инфекционными заболеваниями), а в крайних — такой человек может быть опасен.

    mozgius.ru