Психосоматические расстройства детей

Психосоматические расстройства

Что такое ПСР?

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело)- расстройства ф ункций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, специфическим особенностям эмоционального реагирования личности. Еще в 30-е годы ХХ века одним из основоположников психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена группа «классических психосоматических заболеваний», или «чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, нейродермит.

Эти расстройства являются болезнями адаптации (цивилизации). Они нередко называются также стресс-зависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их происхождении. Все большую распространенность приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях С.Р.Болдырева, проведенных в педиатрическом стационаре, 80,9% детей обнаруживали нервно-психические расстройства, 40% психогений были причиной заболеваний, либо утяжеляли их течение. Из всех обращающихся к педиатру детей 40% — 68% страдают ПСР.

Какие факторы являются причиной возникновения негативных эмоций у детей?

Во-первых, это срыв привычного стереотипа поведения, т.е. смена обстановки или круга общения. 100% детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Отрицательно реагируют на посещение детского сада — 50% детей. А на посещение школы не меньше — 25%, т.е. четверть детей испытывает отрицательные эмоции.

Во-вторых, неправильное построение режима дня ребенка. Для детей имеет огромное значение режим сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они – «сова», поздно засыпает и поздно встает, то это не так уж хорошо характеризует не только ребенка, но и родителей.

В-третьих, неправильные воспитательные приемы. Формы воспитания, которые приводят к патохарактерологическому формированию личности: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое воспитание (по типу кумир семьи), а также воспитание с гиперпротекцией (гиперопекой). Неправильное воспитание ведет к частому возникновению отрицательных эмоциональных проявлений.

Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности является четвертым фактором, который влияет на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности принятия самостоятельных решений, уделяет чрезмерное внимание его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям ребенка и его возможностям, в таких случаях у ребенка высокий риск возникновения психосоматической патологии.

В-пятых, создание односторонней эмоциональной привязанности, т.е. аффективная зависимость от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.

В-шестых, отсутствие единого воспитательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении отрицательных эмоций играет неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом.

Американские исследователи считают самыми патогенными в дошкольном и среднем школьном возрастах смерть, развод, разлуку родителей, т.е. факторы, касающиеся внутрисемейных отношений.

Патогенез «психосоматических расстройств» складывается из:

  1. Неспецифической наследственной отягощенности соматическими нарушениями;
  2. Наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам;
  3. Изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам;
  4. Личностных особенностей;
  5. Психического и физического состояния во время психотравмирующих событий;
  6. Неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
  7. Особенностей психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают ребёнка уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

Почему возникают ПСР?

Согласно современным концепциям, соматизация расценивается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, совокупность действий ор­ганизма, направленных на снижение или устранение любого изменения, которое угрожает целостности и устойчивости состояния человека. Другими словами, защита необходима для возврата психики в состояние равновесия. Она требуется для того, чтобы овладеть сильными чувствами: страх, тревога, горе, печаль и др. или избежать их, а также для со­хранения самооценки. Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границы между «Я», как частью психики, и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к переработке психического опыта. Ведь телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.

Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым изменению динамики кровотока, гормональным выбросам и т.д. Эти сдвиги, наряду с первичным поражением центральных механизмов, следствие усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и управлением функциями внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, оказываются наиболее важными факторами в нарушении нейродинамических процессов в ЦНС и происхождении психосоматических расстройств.

У детей высокий риск психосоматического расстройства связывают с такими свойствами темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций. Определены личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относят замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью и установкой на достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.

Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребёнок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска возникновения заболеваний.

Ребенок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Гораздо сложнее разобраться в истоках психосоматической патологии у детей раннего возраста и вовремя выявить замаскированные, соматизированные психические наруше­ния. Особенно чувствительны к нарушениям взаимоотношений с матерью младенцы. На расстройства гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических отклонений дети могут реагировать даже остановкой развития. Качест­венные нарушения поведения матери могут приводить к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики трехмесячных детей, младенческая экзема, постоянное и интенсивное раскачивание на четвереньках и т.д.

Проявления ПСР.

Среди ПСР выделяют психосоматические реакции, функциональные психосоматические нарушения и психосоматические заболевания.

К психосоматическим реакциям относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявлялись головными болями, расстройствами сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.

К этой группе расстройств относят психическую астению . Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, адинамией, аффективной лабильностью, раздражительностью, вспыльчивостью, гиперестезией, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.

Психосоматические реакции обычно кратковременны. Они возникают непосредственно вслед за переживанием детьми неприятных или опасных обстоятельств: нападения собаки, экзаменационной обстановки и т.д.

Функциональные психосоматические нарушения связаны, по-видимому, с более значимыми для личности ребенка или подростка однократными неблагоприятными обстоятельствами или с повторяющимися жизненными трудностями. Они не сопровождаются повреждениями структур органов и систем. Их проявления разнообразны — расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (анорексия, желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия, артериальная дистония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т.д.

Специфические психосоматозы (психосоматические болезни) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, нейродермит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.

Для полного клинического исследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматического расстройства используют психологические методики, способные обнаружить патологическую тревожность обследуемого. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; тест выбора цвета Люшера; метод незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; рисунок семьи и др.

Лечение и профилактика.

Осуществление профилактики и лечения детей при психосоматических расстройствах требует создания необходимых условий. Организация помощи должна быть основана на представлениях о том, что описанные расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим, на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска. Ведение психосоматических больных должно осуществляться педиатром совместно с психотерапевтом и психиатром. Лечение необходимо направлять не только на соматические и психопатологические симптомы, но и корригировать действие социально-психологических факторов, а также психосоматическую реакцию, возникшую у ребенка в ответ на заболевание.

С целью создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций формируют у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, необходимые для предупреждения психосоматических расстройств.

Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В этой связи тесное взаимодействие между педиатрами, психологами, психотерапевтами, психиатрами должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личности и психологических трудностей ребенка, от чего зависит успешность терапевтического вмешательства.

medilex.com.ua

Психосоматические расстройства у детей

Что такое психосоматические расстройства?

Под психосоматическими симптомами у детей понимаются заболевания, которые возникают вследствие психических и эмоциональных факторов. Многие родители наблюдают у детей простуды, кишечные расстройства, аллергии и, несмотря на упорное лечение, дети продолжают часто болеть. В такой ситуации следует обратить внимание на психику ребенка, так как во многих случаях физическое заболевание происходит из-за психосоматических факторов.

Причины появления психосоматических симптомов

Существует множество различных причин появления психосоматических симптомов у ребенка: стрессы, влияющие на него, могут быть как во-внутренней среде (в семье), так и во внешней (детский сад/школа).

Частые конфликты между родителями, выяснение отношений на глазах у ребенка, хроническое напряжение в семье — травмируют и малыша, и подростка. При отсутствии внимания к эмоциональной жизни ребенка эти обстоятельства могут спровоцировать возникновение болезней.

Адаптация к детскому саду – непростой этап для малыша. Ему приходится общаться с новыми взрослыми (воспитателями, педагогами) и большим количеством детей, учиться слушаться, сотрудничать и многое делать самому. В начальной школе и при переходе в пятый класс на ребенка одновременно обрушивается познавательная, эмоциональная, коммуникативная нагрузка. Нужно привыкать к учебной деятельности, строить отношения с одноклассниками и учителями. Страх быть непринятым, боязнь не найти друзей, не оправдать ожиданий родителей и просто усталость также могут приводить к психосоматическим симптомам. Школа — и для родителей стресс, поэтому часто они становятся излишние требовательны, критичны, и не могут поддержать ребенка.

Во всех этих случаях стресс у ребенка становится хроническим, и нервное напряжение находит выражение в физической форме.

Какие бывают психосоматические симптомы у детей?

Наиболее часто встречающиеся психосоматические расстройства:

  • некоторые кожные заболевания,
  • аллергии,
  • астмаподобные состояния, хронический кашель,
  • заболевания желудочно-кишечного тракта,
  • нарушения пищевого поведения,
  • нарушения мочеиспускания и стула,
  • некоторые гинекологические заболевания,
  • головные боли, головокружение, артериальная гипертензия,
  • частые болезни (простуда, ОРВИ),
  • частые физические травмы,
  • заикание и некоторые нарушения речи.
  • Что делать при психосоматических симптомах у детей?

    Понять, является ли плохое физическое состояние следствием психосоматического расстройства – непростая задача. Следует быть внимательнее к ребенку, понаблюдать за ним, поговорить с ним (что его беспокоит, от чего устал). Если у родителей появились малейшие предположения о наличии психосоматических проблем, рекомендуется незамедлительно ообратиться за помощью к специалисту.

    Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 640-33-30 .

    Психолог детской клиники Фэнтези

    Опыт работы более 15 лет.

    Специализация: психологическое консультирование и психотерапия с детьми, взрослыми, супружескими парами. Коррекция эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, сложностей в учебе, проблем в общении. Психотерапия личностных расстройств (депрессия, тревожные расстройства, панические атаки и др.).

    fantasyclinic.ru

    Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей

    Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка — простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

    В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

    Что такое психосоматика

    Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома — тело).

    Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

    При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

    Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

    В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

    Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

    Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

    Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

    Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

    Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

    Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей. Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

    У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

    Как понять, в чем причина?

    Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

    Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

    Так, если ваш ребенок постоянно простужен, его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

    Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

    Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

    Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

    Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

    Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами. Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

    Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей: аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

    Лечение психосоматических заболеваний

    Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

    Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

    В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

    Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

    После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

    Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

    Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

    Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

    Профилактика психосоматических заболеваний

    Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

    Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни. Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

    Это не значит, что к больному ребенку не нужно проявлять внимание. Нужно, но не чрезмерное. К тому же важно стараться наполнить жизнь здорового малыша достаточным количеством радостей, в которых больной ребенок будет ограничен.

    Соизмеряйте нагрузку и требования. Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени.

    Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей. Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам.

    Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.

    Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.

    Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.

    Рекомендуем к просмотру: Выступление эксперта

    mama66.ru

    Терапия психосоматических расстройств у детей и подростков

    Психосоматические расстройства – ряд заболеваний, возникновение которых связано с взаимодействием физиологических и психических факторов. Данные болезненные состояния представляют собой расстройства психики, которые проявляются в виде физиологических патологий. За развитие данного вида заболевания несут ответственность психотравмирующие ситуации, переживание острой психологической травмы.

    Впервые об этом заболевании заговорили еще в начале прошлого века, и именно тогда основоположник психосоматического направления Франц Александер выделил группу характерных для данного психического нарушения соматических заболеваний, которая впоследствии получила название «чикагская семерка». В нее входят: язва12-перстной кишки, нейродермит, эссенциальная гипертония, тиреотоксикоз, язвенный колит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит.

    Все эти невротические расстройства личности в медицине называют болезнями цивилизации и считают их стресс-зависимыми. В последние годы подобные заболевания стали набирать популярность в среде детей и подростков. Так, согласно статистике из 40 процентов обратившихся к педиатру, у 68% обнаружено психосоматическое расстройство.

    Самыми распространенными признаками психосоматических расстройств личности являются жалобы на наличие болей, причем в основном при обследовании не обнаруживается какого-либо соматического заболевания. В некоторых случаях заболевания диагностика показывает незначительные изменения показателей анализов. Самыми распространенными являются невротические боли:

    • в сердце;
    • в мышцах конечностей;
    • в груди;
    • под лопаткой;
    • в спине;
    • в животе;
    • головные боли.
    • Кроме того, больные могут жаловаться на:

    • учащенное сердцебиение;
    • тяжесть в спине;
    • тяжесть в конечностях;
    • приливы жара или озноба;
    • тошнота;
    • проблемы в сексе;
    • удушье, отдышка;
    • расстройства стула;
    • ощущения слабости;
    • быструю утомляемость;
    • ощущение кома в горле;
    • головокружения;
    • заложенность носа, которая возникает или усиливается в стрессовые моменты;
    • онемение в разных частях тела.
    • Факторы, влияющие на развитие заболевания

      Причины развития психосоматических расстройств скрываются в пережитом стрессе и неблагоприятной эмоциональной обстановке в семье или коллективе. Согласно классификации Лесли ЛеКрона, в качестве причин ПСР могут выступать:

    • Условная выгода или мотивация. В этом случае говорят о заболеваниях, которые «выгодны» их обладателю. Человек не симулирует, симптом образовывается на бессознательном уровне. Человек на самом деле ощущает боль и признаки соматической болезни. Однако симптом заболевания служит для какой-то определенной цели.
    • Конфликт. Внутреннее противостояние различных частей личности способно привести к ПСР. Борьба происходит обычно на бессознательном уровне, так как одна из сторон личности скрыта и ведет «партизанскую войну».
    • Опыт прошлого. В данном случае невротические заболевания провоцирует травматический опыт, в том числе детские переживания. Какая либо ситуация, произошедшая в прошлом, сохраняет свой эмоциональный след и ждет своего часа, чтобы переработать этот опыт.
    • Язык тела. Этот симптом отражает состояние человека, которое иногда мы выражаем в словах «у меня связаны руки», это «моя головная боль», «сердце сжимается». При определенном стечении обстоятельств данные невротические выражения проявляются в виде соматических нарушений: мигрень, боли в сердце и пр.
    • Внушение. В некоторых случаях ПСР личности может возникнуть, если человеку внушить, что он болен. Происходит этот процесс на бессознательном уровне, информация о возможном наличии недуга воспринимается без критики. Возможно это в том случае, когда говорят о наличии признаков болезни люди, обладающие авторитетом. Кроме того, вольное или невольное внушение симптомов болезни возможно в момент эмоционального накала.
    • Идентификация. В этом случае ПСР возникает по причине идентификации с человеком, который имеет сходный симптом. Происходит этот процесс в случае эмоциональной близости личности с больным, который может умереть. Страх потерять близкого или уже случившаяся потеря запускает механизм ПСР.
    • Самонаказание. В случаях с реальной, но чаще всего воображаемой виной, психосоматический симптом заболевания выступает в роли бессознательного бича. Самонаказание, несмотря на то, что осложняет жизнь, облегчает переживание вины.
    • Современная медицина предлагает учитывать совокупность причин, способствующих развитию патологии. В этот перечень включают следующие факторы:

    • наследственная предрасположенность (генные мутации);
    • нейродинамические сдвиги, которые предполагают накопление тревоги;
    • особенности личности: трудоголизм, инфантилизм, отдельные черты темперамента, недоразвитость межличностных отношений, замкнутость, преобладание негативных эмоций над положительными, трудности адаптации;
    • влияние личности родителей.
    • Согласно предположениям психологов, симптоматика ПСР сводится к соматическим проявлениям тревог и страхов, хранившихся в памяти с детских лет.

      Классификация психосоматических расстройств предусматривает деление на несколько групп. Признаки болезни группируют по смыслу симптоматики, по патогенезу и по функциональной структуре. Исходя из этого, в практике выделяют следующие группы:

      1. Конверсионные симптомы. В данном случае человек неосознанно демонстрирует признаки болезни, которой у него на самом деле нет. Обычно такое расстройство проявляется в случаях, когда невротический конфликт пытается решить имеющееся разногласие или неприятие позиции личности в ближайшем окружении. Характерными признаками ПСР являются невротические нарушения произвольной моторики и органов чувств: болевые ощущения, «ползания мурашек», психогенная рвота или глухота и пр.
      2. Функциональные синдромы. В подобных случаях нарушения затрагивают отдельные органы. Больной жалуется на симптомы, связанные с нарушением работы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, мочеполовой системы. Например, нарушения сердечного ритма, неприятные ощущения в области малого таза, нейроциркуляторную дистонию и пр. Сопровождается это состояние нарушениями сна, психическим утомлением, депрессивными проявлениями, беспокойством, снижением сосредоточенности и пр.
      3. Психосоматозы. Данный вид ПСР имеет под собой основу в виде первично телесной реакции на конфликтное переживание. На выбор поражаемого органа оказывает влияние предрасположенность личности к конкретному заболеванию. В списке болезней в этом случае находится «классическая семерка» или «чикагская семерка».
      4. В настоящее время этот список дополнен следующими болезнями: сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца, ожирение, тиреотоксикоз и соматоформные расстройства поведения. Кроме того, практикующие специалисты предлагают внести в этот перечень еще мигрень, радикулиты, бесплодие, витилиго, хронический панкреатит, псориаз, кишечные колики, дискинезию желчного пузыря.

        Согласно мкб-10, выделяют следующие соматоформные расстройства:

      5. недифференцированные;
      6. соматизированные;
      7. болевые;
      8. конверсионные;
      9. неуточненные;
      10. ипохондрические;
      11. Психосоматические патологии у детей и подростков

        Развитие психосоматических расстройств в детском возрасте связывают со следующими особенностями личности: проблемы адаптации к новым условиям с преобладанием негативных эмоций, низкий порог чувствительности и пр. Кроме того, предрасположенностью к ПСР обладают замкнутые, недоверчивые, склонные к легкому возникновению фрустраций и высокой интенсивностью реакций на раздражители из вне, тревожные дети.

        Степень влияния стресса на личность ребенка определяется глубиной осознания ситуации и личностными особенностями. Особое значение приобретают неблагоприятные семейные факторы. Дети имеют особую связь с родителями, в связи с этим изменения во взаимоотношениях или проблемы у родителей способны спровоцировать психические расстройства у детей. По мнению психологов, ребенок с ПСР – признак неблагополучной обстановки в семье.

        Психосоматические расстройства у детей и подростков могут быть единственным признаком дезорганизации в благополучной с первого взгляда семье. Несмотря на подобные утверждения, определить факторы, провоцирующие психосоматическую патологию у детей раннего возраста, гораздо сложнее. В этот период дети наиболее остро воспринимают нарушения взаимоотношений с мамой. Поэтому в качестве причины недуга у детей раннего возраста выступает непродуктивное поведение матери.

        Одной из реакций младенцев на расстройство контакта с мамой может быть даже остановка развития. Нарушения поведения со стороны матери могут вызвать такие проявления, как младенческая экзема, отказ от питания, рвота, колики и пр. Коррекция психосоматических расстройств в данном случае должна предполагать работу с матерью.

        Лечение болезни должно сопровождаться психологической поддержкой семьи.

        Телесным проявлением могут стать страхи, которые в свою очередь являются формой выхода внутренней напряженности, создаваемой стрессом.

        Самыми распространенными страхами являются:

        • Страх смерти, который по мере взросления перерождается в боязнь всего нового, неподконтрольного.
        • Страх одиночества, который по своей сути является страхом потери матери. Сопровождается он острым переживанием собственной беспомощности.
        • Страх потеря контроля выражается в боязни сделать что-то осуждаемое. Возникает вследствие строгого воспитания.
        • Страх сойти с ума.

        Психосоматические расстройства у подростков проявляются чаще, чем у детей раннего возраста. Причины заболевания обычно скрываются в нарушениях внутрисемейных отношений, утрате тесного контакта и доверия и проблемах во взаимоотношениях со сверстниками. Реже острое расстройство может быть вызвано наследственной предрасположенностью и реальным соматическим заболеванием. В разряд стрессоров принято включать чрезмерное напряжение при учебной деятельности, переживания за оценки и пр.

        Восприимчивость к данным факторам у подростков различная и зависит от их значимости. Перед наступлением самого расстройства возникают предболезненные состояния. Данные проявления принято относить к функциональной норме. В этот момент даже очень хороший специалист не определит предрасположенность к патологии. Однако задолго до появления признаков ПСР у детей обнаруживаются симптомы эмоционального напряжения.

        У подростков это напряжение проявляется в виде душевного дискомфорта и беспокойства. Наряду с этими признаками у детей проявляются следующие симптомы болезни:

      12. преневротические – тики, бессонница, беспричинный плач, патологические привычки;
      13. вегетодистонические – головокружения, обмороки, одышка, головные боли, сердцебиение;
      14. соматические – рвота после еды, ожирение, эпизодический кожный зуд, жажда, булимия, кожные высыпания.
      15. Совокупность перечисленных признаков, которые сопровождаются эмоциональным напряжением, указывают на предболезненное состояние у детей. При развитии ПСР симптомы разнообразны, они могут задействовать любые органы. Поэтому диагностирование должно учитывать все имеющие психосоматические реакции и периодичность их проявления. В случаях с ПСР боли, головокружение, рвоты и прочие симптомы возникают сразу после пережитого стресса: нападения собаки, наказания родителей и пр.

        При постановке диагноза с целью диагностики дополнительно используют психологические методики, позволяющие выявить тревожность обследуемого: тест Люшера, рисунок семьи, личностные опросники (Кетела, Айзенка), метод незаконченных предложений, тест детской тревожности Рейнольдса и пр. После диагностических процедур назначается соответствующее лечение.

        Лечение и профилактика ПСР

        В современной практике лечение и профилактика психосоматических расстройств предусматривает различные виды психотерапевтических методов и альтернативной медицины. Самым эффективным способом признано одновременное использование медикаментозного лечения и психотерапии. Лечение болезни предусматривает применение андидепрессантов, стресс-протекторов, анксиолитиков, психостимуляторов, корректоров нарушения поведения и транквилизаторов.

        Психотерапия психосоматических расстройств предусматривает использование индивидуальных и групповых техник и тренингов, направленных на развитие личностного роста, повышение самооценки и снятие тревожности. В некоторых случаях болезни остановить ее можно заявлением авторитетного для больного человека.

        Лечение и профилактика ПСР у детей предусматривает, прежде всего, создание комфортных условий. Методы терапии направлены не только на избавление от соматических и психопатологических симптомов, но и должны корректировать воздействие социально-психологических факторов. В этом случае родителям ребенка с ПСР рекомендуется получать психологическую помощь. Задача психолога при работе с родителями сводится к формированию у взрослых умения создавать продуктивные, эмоционально-теплые отношения с детьми.

        Современные методы позволяют полностью избавить ребенка от подобных расстройств. Однако для этого необходима своевременная диагностика, выявление психосоматических проблем и квалифицированное лечение.

        Кроме того, особое значение в этом случае приобретает работа с ближайшим окружением ребенка. В случаях, когда наблюдается острое течение болезни, не поддающееся лечению, дети подросткового возраста признаются не годными к воинской службе. При заболевании легких форм, которые закончились выздоровлением, подростки считаются годными к воинской службе с некоторыми незначительными ограничениями.

        indepress.ru