Психотерапия депрессии когнитивно-поведенческая терапия

Польза психотерапии при депрессивных состояниях

Один из самых распространенных на сегодняшний день методов лечения депрессии – психотерапия. Она включает в себя несколько способов и по своему определению находится между психиатрией и психологией.

Содержание

Что такое психотерапия при депрессии и как она помогает ↑

Депрессия – это заболевание, которое имеет несколько разновидностей (единичная, регулярная и хроническая; стрессовая, по причине социальной изоляции, из-за негативного фона общения в окружении и т.д.), и ее лечение должно сочетать несколько методик: это медикаментозная терапия, психотерапия и прием антидепрессантов.

В общем смысле психотерапией является воздействие на человеческую психику и на организм последствием влияния на нее в лечебных целях.

Она направлена на то, чтобы обучить пациента справляться с депрессивным состоянием, блокировать ее посредством собственных усилий и контролировать те эмоции, яркое развитие которых и приводит к депрессиям.

Выбор способа напрямую зависит от причин возникновения депрессии и клинической картины протекания. Различают когнитивно-поведенческую, межличностную и психодинамическую терапию для лечения заболевания.

Когнитивно-поведенческая

В основе данной методики лежит понимание психического расстройства как следствия дисфункциональных установок и убеждений. Соответственно, цели когнитивно-поведенческой психотерапии сформулированы следующие:

  • Устранение признаков депрессии.
  • Усиление эффективности антидепрессантов и медикаментов.
  • Устранение проблем с социализацией, которые могут или предварять расстройство психики, или выразиться в качестве последствия.
  • Помощь в исправлении ошибок поведения, убеждений, которые приводят к депрессивному заболеванию.
  • Уменьшение рецидивных рисков, когда терапия будет пройдена.
  • Таким образом, техники когнитивно-поведенческой психотерапии направлены на изменение установок и убеждений пациента, которые ранее приводили к деструктивным влияниям.

    В техники включены такие приемы, как выявление негативных мыслей и логических цепочек, доказательство их несостоятельности, формирование новых шаблонов сознания и умения видеть, в чем заключается проблема.

    Межличностная

    Эта методика считается кратковременной, и в ее основе лежит трактовка депрессивного состояния как следствия неправильно выстроенных межличностных связей пациента с другими людьми.

    Цели:

    1. Установка симптомов депрессии и сферы, откуда она проистекает.
    2. Лечение признаков депрессии.
    3. Пять основных областей, которые провоцируют развитие заболевания:

    4. Горе.
    5. Семьи, где есть только один родитель.
    6. Трансформация ролей.
    7. Разногласия между личностями.
    8. Дефицит в отношениях.
    9. О лечении биполярной депрессии читай далее.

      Как правило, методы лечения воздействуют на одну главную и вспомогательную область. В среднем длительность курса лечения по данной методике составляет от 8 до 22 сеансов.

      Межличностная психотерапия определяет депрессивное состояние в рамках социального участия и места пациента в социуме, которое складывается из его текущего положения, отношений с окружающим миром, личных намерений в усовершенствовании своего состояния.

      По тому, насколько успешно пациент взаимодействует с другими, оценивается степень влияния этих отношений на возникновение заболевания.

      Психодинамическая

      Данная методика лечения подразумевает, что причиной возникновения депрессии становится какой-либо внутренний конфликт, протекающий бессознательно и основанный на противоречии: желание быть зависимым и не зависеть ни от чего одновременно, желание быть спокойным и добрым при наличии регулярно проявляющегося гнева и т.д.

      В этом случае анализ терапии посвящен истории пациента, в которой кроются причины возникновения такого конфликта.

      Главная цель – выявить несоответствие, которое лежит в корне конфликта, и найти некий баланс, который позволит разрешить противоречие, что и приведет к избавлению от депрессии.

      Психотерапия депрессии, будучи разделена на несколько разновидностей, имеет и несколько подходов в лечении.

      1. Когнитивно-поведенческая психотерапия подразумевает выявление негативных установок в сознании пациента и демонстрация ему ошибочности данных убеждений. Как правило, пациенты не видят необходимости в каких-либо изменениях, придерживаясь модели мышления, привычной им, и психотерапевту очень важно показать им, зачем нужно менять данную модель. Иными словами, чтобы процесс изменений был запущен, нужно, чтобы сам пациент понял, что нужно иначе смотреть на проблему и мыслить по-другому, и изменение своего подхода к тому, что вызывает депрессию, станет причиной избавления от заболевания.
      2. Межличностная направлена на обучение пациента устанавливать связи с окружающими таким образом, чтобы он ощущал себя гармонично. Корректировка ожиданий от взаимоотношений, проба себя в разных социальных ролях, которые вызывают затруднения в обычной жизни из-за сниженной коммуникативности, а также умение преодолевать изоляцию от общества после понимания необходимости этого- вот в чем заключаются методы лечения по данному виду психотерапии.
      3. При психодинамической терапии необходимо осознать несоответствие, которым характеризуется внутренний конфликт, и после этого понимания психотерапевт помогает пациенту разобраться с устранением этого несоответствия. В каких-то случаях необходимо найти компромисс, к примеру, для искреннего выражения своих эмоций при желании быть доброжелательным к людям, а в каком-то случае уместно будет выбрать модель поведения, проанализировав варианты. Так, если человек ощущает потребность в заботе, но при этом не хочет зависеть от кого-либо, то психотерапевт помогает ему определить, в чем сильнее пациент нуждается, и научиться придерживаться именно этого направления.
      4. Практику медитации от холодной депрессии читай далее.

        Ажитированная депрессия: что это такое? Читай статью.

        В целом можно сказать, что лечение депрессии путем психотерапии весьма сильно зависит от того, какого рода депрессивное состояние испытывает пациент, насколько тяжело оно в данный момент и хочет ли сам больной вылечиться от этого состояния.

        Личное понимание необходимости лечения – это главный фактор, определяющий успех терапии, и развитие этого понимания и желания вылечиться является одной из самых трудных и самых важных задач психотерапевта.

        Видео: Общее понятие

        Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

        Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

        gopsy.ru

        Когнитивно-поведенческая терапия депрессии

        Всемирной организацией здравоохранения было проведено научное исследование и обнаружено, и что депрессия будет второй наиболее распространенной причиной инвалидности до 2020 года. Депрессия распространена по всему миру по разным оценкам от нее страдает 350 миллионы людей из всех возрастных групп. Женщины более склонны к депрессии чем мужчины. В худшем случае депрессия может привести к суициду.

        Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одной из самых распространенных форм психотерапевтической помощи людям с различными психиатрическими расстройствами. Она является также одним из самых научно-исследованных психотерапевтических методов, относительно эффективности которой существует большая доказательная база.

        Что же такое депрессия с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии?

        Как впервые описал Аарон Бек, когниции при депрессии характеризуются так называемой отрицательной когнитивной триадой, а именно негативные мысли о:

        • себе (вина, обвинения, самокритика) — «Я ни на что не способен, не такой как все, ленивый . »;

        • мир, настоящее и прошлый опыт (селективная внимание на негативе, ангедония, и.т.д.) — «Ничто ничего не стоит, все плохо, никому нет до меня дела . »

        • будущее (пессимизм, безнадежность) — «Все всегда будет так, мне никогда не станет лучше, я ничего не могу сделать».

        Восприятие, интерпретация и припоминания событий могут быть негативно искривленные, поэтому люди с депрессией больше склонны к тому, чтобы замечать информацию, которая соответствует их негативным взглядам, более склонны к тому, чтобы интерпретировать любую информацию негативно, а также запоминать негативные события. Негативные события, как правило, объясняются стабильными, глобальными и внутренними факторами и рассматриваются как имеющие необратимые последствия и влияние на самооценку — например, «Это моя вина», «Я всегда все делаю не так», «Это лишь демонстрирует на сколько я ничего не стоит ». В то же время позитивные события приписываются временным, конкретным внешним фактором без длительных последствий — «Это был просто счастливый случай», «Это исключение, которое подтверждает правило», «Это сработало тем, что моя жена помогла мне».

        — Подавленное настроение, грусть, раздражение, оцепенение, пустота

        — Малый интерес, отсутствие удовлетворения и мотивации. Ничто не приносит радости, все кажется монотонным и скучным, жизнь — бессмысленно.

        — Чрезмерная самокритика и чувство вины. Восприятие себя как плохой, жалкой, неадекватной и ничего не стоящего человека.

        — Повышенная раздражительность и злость

        — Пессимизм. Негативная интерпретация всего происходящего. Постоянные мысли, что все будет плохо, взгляд на все сквозь черные очки

        — Безнадежность. Мысли о том, что не только сейчас все грустно и бессмысленно, но и так будет всегда, что не стоит даже пробовать что-то изменить, потому что в будущем нет ничего, кроме страданий и поражений.

        — Чувство тревоги, волнения и беспричинная напряженность

        — Упадок сил. Постоянное чувство усталости

        — Снижение активности. В некоторых случаях может доходить до того, что человек целый день неподвижно лежит в кровати сидит в кресле

        — Трудности пребывания в обществе других людей. Отказ от социальной активности

        — Чрезмерный беспокойство, возбуждение и суетливость или наоборот — выполнение всего значительно медленнее, чем обычно.

        — Трудности с сосредоточением внимания, часто до такой степени, что трудно сосредоточиться на телепередаче или разговоре.

        — Трудности с запоминанием. Например, постоянное забывание того, где положена та или иная вещь, неспособность запомнить имена людей. Бывают и специфические изменения в процессах запоминания, например лучше память на негативные события, чем на позитивные.

        — Изменения в режиме сна. Чаще всего — трудности с засыпанием, беспокойный сон, пробуждение утром и неспособность заснуть снова. Иногда — значительно больше, чем обычно, сон вероятно, чтобы избежать плохого самочувствия.

        — Изменение аппетита и веса. Чаще случается потеря аппетита и веса, хотя бывает и «заедание стресса», следствием чего становится увеличение веса

        — Потеря сексуального интереса

        — Мысли о смерти. Колеблются от мыслей типа «неплохо было бы случайно погибнуть» к активной разработке суицидальных планов.

        Основные симптомы депрессии часто усиливаются вторичными негативными мыслями или мнениями, приречинимы на провал, таким образом создавая поддерживающие циклы. Например:

         Потеря энергии и интереса приводит к мысли «Это того не стоит, я подожду, пока мне станет лучше».

         Ухудшение памяти, концентрации внимания и.т.д. может привести к таким мыслям: «Я глупый» или «Я наверное старею».

         Потеря интереса к сексу и раздражительность могут интерпретироваться как признак того, что «В моем браке серьезные проблемы».

        Цели КПТ депрессии, как правило, предусматривают:

         помощь в противостоянии негативным когнитивным искажением и развитие более сбалансированного видения себя, мира и будущего;

         восстановление уровня активности, особенно деятельности, которая приносит ощущение удовольствия или достижения;

         увеличение активного участия и решения проблем.

        • сравнительно короткое, очерченный во времени и четко сфокусирован на согласованных целях

        • имеет большую доказательную базу

        • не является монолитом, а стремительно развивается, учитывая новые открытия в гуманитарных науках и современные исследования

        • не ставит цель «вечное заключение клиента» в руках терапевта: целью терапии является не только решить проблему, но и научить человека быть самой себе терапевтом, овладеть навыками, которые помогут повысить качество жизни. Поэтому терапия часто выходит за пределы кабинета и между сессиями пациент выполняет «домашние задания»

        • открыт: в КПТ нет «завуалированности» и неизвестности — терапевт открыто предоставляет всю информацию об особенностях проблемы, способы лечения, объясняет каждый из методов, который предлагает и в таком случае пациент владеет информацией по каждому общего шага в терапии

        Согласно современным международным протоколам лечения рекомендован при депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, паническом расстройстве с агорафобией, генерализованном тревожном расстройстве, а также других фобиях, посттравматическом стрессовом расстройстве, расстройствах пищевого поведения. Применение КПТ в комплексе с медикаментозным лечением делает более эффективной терапии шизофрении и биполярного расстройства.

        Впрочем, в КПТ-подходе проблемы психического здоровья рассматриваются как крайняя степень выражения нормальных процессов. И это предполагает возможность применения КПТ в качестве психопрофилактики — для улучшения качества жизни.

        www.b17.ru

        Когнитивно-поведенческая терапия (ВВП)

        Процедуры поведенческой терапии, которые мы обсуждали до сих пор, направлены на непосредственную коррекцию поведения и не уделяют внимания процессам мышления и рассуждения индивида. Вначале терапевты, стоящие на бихевиористских позициях, игнорировали важность познавательных процессов, предпочитая строго стимульно-реактивный подход. Всякое обращение к убеждениям и установкам человека они воспринимали как возврат к ненаучной интроспекции, против которой выступал Уотсон в начале XX века. Однако в ответ на данные, показывающие, что когнитивные факторы (мысли человека, его ожидания и интерпретация им событий) являются важными детерминантами поведения, многие бихевиористы обратили внимание на когнитивные функции, включив их в свои концепции терапии (Bandura, 1986).

        Когнитивно-поведенческая терапия — общий термин для обозначения методов лечения, использующих различные приемы коррекции поведения, но включающих также процедуры коррекции неадекватных убеждений. Терапевт при этом стремится помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них. Например, как мы отмечали при обсуждении когнитивной теории депрессии, предложенной Беком (см. главу 15), индивиды, страдающие депрессией, оценивают происходящее с негативным или самокритичным уклоном. Они ожидают неудачи, а не успеха, и при оценке своей деятельности склонны преувеличивать неудачи и преуменьшать успех. При лечении депрессии специалисты по когнитивно-поведенческой терапии стремятся помочь своим клиентам распознать искажения в их мышлении, приведя его в большее соответствие с реальностью. Следующий диалог иллюстрирует, как терапевт, тщательно направляя вопросы, показывает клиентке всю нереалистичность ее убеждений.

        Терапевт: Почему вы хотите покончить с жизнью?

        Клиентка: Без Рэймонда я ничто. Я не могу быть счастлива без Рэймонда. Но я не могу спасти наш брак.

        Т: Каким был ваш брак?

        К: Он был несчастным с самого начала. Рэймонд всегда был мне неверен. Последние пять лет я редко видела его.

        Т: Вы сказали, что не можете быть счастливы без Рэймонда. Вы чувствуете себя счастливой с ним?

        К: Нет, мы воюем все время, и я чувствую себя хуже.

        Т: Вы сказали, что вы ничто без Рэймонда. До того, как вы встретили Рэймонда, вы чувствовали себя никем?

        К: Нет, я чувствовала, что была кем-то.

        Т: Если вы кем-то были без Рэймонда, почему теперь он вам нужен, чтобы кем-то себя чувствовать?

        (озадаченно) К: М-мммм.

        Т: Если бы вы были свободны от этого брака, выдумаете, что мужчины интересовались бы вами, зная, что вы не заняты?

        К: Я думаю, они интересовались бы мной.

        Т: Возможно ли, что вы нашли бы более постоянного мужчину, чем Рэймонд?

        К: Я не знаю. Наверно, это возможно.

        Т: Тоща что бы вы на самом деле потеряли, если бы разорвали этот брак?

        К: Я не знаю.

        Т: Возможно, вы бы стали жить лучше, если бы покончили с этим браком?

        К: Нет гарантии, что так будет.

        Т: У вас есть настоящий брак?

        К: Наверное, нет.

        Т: Если у вас нет настоящего брака, что вы в самом деле теряете, если решите разорвать его?

        (долгая пауза) К: Ничего, я думаю.

        (Beck, 1976, р. 280-291.)

        Поведенческая составляющая этого лечения вступает в игру, когда терапевт поощряет клиентку сформулировать иные взгляды на ее ситуацию и затем проверить, что они означают. Например, женщину из этого диалога можно было бы попросить записывать свое настроение через регулярные промежутки времени и затем отмечать, как ее депрессия и чувство самоуважения меняются в зависимости от того, что она делает. Если она считает, что после общения с мужем чувствует себя хуже, чем когда она одна или общается с кем-то еще, с помощью этой информации можно заставить ее усомниться в своем убеждении, что она «не может быть счастлива без Рэймонда».

        Когнитивно-поведенческая программа помощи человеку с агорафобией должна предусматривать тренировку позитивного мышления вместе с разыгрыванием in vivo (экскурсии в сопровождении психотерапевта, во время которых этот человек будет все дальше отходить от дома). Терапевт учит клиента заменять наносящий вред внутренний диалог («Я так нервничаю, я знаю, что потеряю сознание, как только выйду из дому») позитивными самоинструкциями («Успокойся; я не один; даже если будет приступ паники, я могу справиться»), В табл. 16.4 приведена программа лечения депрессии, предусматривающая коррекцию поведения и изменение установок.

        Таблица 16.4. Преодоление депрессии

        Точно указать целевое (нуждающееся в коррекции) поведение и записать фоновую частоту его возникновения; выявление событий или ситуаций, предшествующих целевому поведению, а также его последствий (положительных или отрицательных); задание целей на изменение и подбор подкрепляющих факторов.

        Обучение нарастающей релаксации мышц с целью справиться с тревожностью, часто сопровождающей депрессию; отслеживание мышечного напряжения в повседневных ситуациях и применение методики релаксации.

        Отслеживание частоты приятных видов деятельности и составление расписания на неделю, так чтобы каждый день соблюдался баланс между отрицательными/нейтральными и приятными видами деятельности.

        Обучение увеличению количества позитивных мыслей и снижению количества негативных мыслей; выделению иррациональных мыслей и их опровержению и применению самоинструктирования для преодоления проблемных ситуаций.

        Выявление ситуаций, проявление неуверенности в которых ведет к чувству депрессии; обучение более уверенному ведению социальных взаимодействий путем моделирования и ролевых игр.

        Выделение факторов, способствующих низкому социальному взаимодействию (таких, как привычка все делать в одиночку, чувство неудобства из-за недостатка навыков общения); решение о том, какие виды деятельности следует расширять (такие, как приглашение друзей, чтобы побыть вместе) или сокращать (такие, как просмотр телепередач), чтобы поднять уровень приятного социального взаимодействия.

        Программа лечения депрессии, в которой объединены поведенческие и когнитивные методы. Это сокращенное описание курса из 12 сеансов для лечения депрессии в группе из 12 человек (по: Lewinsohn et al., 1984).

        Специалисты по когнитивно-поведенческой терапии полагают, что для более устойчивого изменения поведения важно изменить убеждения человека. Большинство из них считают, что поведенческие процедуры сильнее влияют на когнитивные процессы, чем исключительно вербальные. Например, чтобы преодолеть беспокойство относительно выступлений в классе, полезно мыслить позитивно: «Я хорошо знаю материал и уверен, что могу понятно излагать свои мысли»; «Тема интересная, и другим ученикам понравится то, что я хочу сказать». Но успешное выступление перед соседом по комнате, а потом еще и перед группой друзей снизит волнение намного больше. Успешное выполнение усиливает чувство умения. Действительно, было выдвинуто предположение, что все терапевтические практики с успешным финалом дают человеку чувство умения или самоэффективности.

        Наблюдение за тем, как справляются и преуспевают другие, вербально сформированная убежденность, что с трудной ситуацией справиться можно, заключение по внутренним признакам, что мы расслаблены и контролируем ситуацию, — все это способствует чувству самоэффективности. Но наибольшее чувство эффективности дают нам реальная деятельность и личное переживание нашего умения. По сути, ничто не приносит такого успеха, как успех (Bandura, 1995).

        Комбинированные когнитивно-бихевиоральные формы терапии доказали свою эффективность при лечении целого ряда непсихотических нарушений, включая депрессию, расстройства тревожности, расстройства питания, алкогольную и наркотическую зависимости, а также сексуальные дисфункции (Fairbum et al, 1995; Jacobson & Hollon, 1996; Margraf et al, 1993; Marlatt et al., 1993; Rosen & Leiblum, 1995) (рис. 16.4). Эти формы терапии обычно направлены не только на помощь в преодолении беспокоящих мыслей, чувств и форм поведения, но также на предотвращение рецидивов после завершения терапии.

        Рис. 16.4. Процент пациентов, страдающих паническими припадками, не проявляющих симптомов расстройства через 15 месяцев после лечения. Пациенты, прошедшие когнитивно-прведенческую терапию с целью излечения от панических расстройств, не проявляли симптомов расстройства спустя 15 месяцев после лечения чаще, чем пациенты, прошедшие лишь курс лекарственной терапии или релаксационного тренинга (по: Clark et al., 1994).

        Гуманистические терапии

        Хотя гуманистические терапии очень разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими людьми (родителями, учителями, супругами), пытающимися направить развитие человека по выбранному ими пути, который они считают приемлемым. Если это им удается, человек начинает отрицать свои собственные желания. Осознание человеком своей уникальности сужается, и потенциал развития сокращается. Гуманистическая терапий помогает человеку соприкоснуться с его реальным Я и сделать произвольный выбор в отношении своей жизни и поведения, а не позволять, чтобы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — помочь клиенту стать в большей степени тем, кем он способен стать. См.→

        www.psychologos.ru

        Психотерапия депрессии. Когнитивно-поведенческий подход.

        Психотерапия депрессии. Когнитивно-поведенческий подход. Больше всего он близок к отечественному термину «рациональная психотерапия». Из всех психотерапевтических направлений именно этот обеспечивает наиболее стойкий и быстрый эффект по сравнению с другими психотерапевтическими подходами, особенно в сочетании с антидепрессантами. Он взывает к здравому смыслу в человеке, логичному здоровому поведению в противовес нелогичному болезненному. Побуждает к исправлению логически ошибочных стереотипов мышления человека с депрессией. Достаточно трудоемкая терапия, однако ее эффективность фактически сопоставима с антидепрессантами .

        Теорией этого подхода является предположение о том, что настроение и поведение человека в значительной степени определяется присущим ему излюбленным способом толкования и объяснения мира и себя в нем. Присущая человеку «когнитивная схема» является своего рода фильтром, «трафаретом» для поступающей извне информации.

        Иначе говоря — «чувствовать и действовать соответствующим образом нас заставляет на самом деле не то, что происходит, а то, что мы думаем и как относимся к этому». Поиск рациональных (опирающихся на здравый смысл) убеждений и замена ими суждений нереалистичных помогают убрать или снизить депрессивную фиксацию («выученную беспомощность»).

        Ключевой момент успешного проведения когнитивно-поведенческой терапии — получение от пациента собственного объяснения его проблем и переживаний и описания тех шагов, которые он уже предпринимал для изменения ситуации. После этого психотерапевт встраивает свои рациональные основания в объяснение пациента, представляя альтернативный способ решения проблемы и видения ситуации. Затем он просит обсудить, сравнить эффективность обоих точек зрения и поведения. Используются видеосъемка, стенографирование, разбор полученного материала.

        Чаще всего встречаются следующие виды «неконструктивных» мыслей:

        — негативное мнение о себе вследствие сравнения с другими («я хуже/непривлекательнее/беднее их»),

        — ощущение собственной бесполезности («я не знаю/не умею/не смогу»),

        — неизменно негативная интерпретация событий («все опять плохо», «почему это только со мной», «за что мне каждый раз такое»),

        — ожидание негативных событий в будущем («все это к добру не приведет», «у меня опять не получится»),

        — ошеломленность перед ответственной задачей («я не знаю, как поступить», «я не знаю что делать»).

        Все они отличаются обязательным наличием в них слов «необходимо», «каждый», «должен», «всегда», «невозможно», «никогда» и отсутствием знаков компромисса («иногда» «возможно», «могу», «полагаю»). Они предполагают только развитие событий и поведение (депрессиывное)ле идентификации этих иррациональных «лозунгов», или «девизов» пациенту следует продемонстрировать, как они связаны с его эмоциональными расстройствами (стимул извне проходит через фиксированные иррациональные убеждения в структуре когнитивной схемы и приводит на выходе к иррациональному поведению и мироощущению, иррациональная установка соответствует нерегулируемым эмоциям и вызывает болезненные ощущения).

        Так, обычное приглашение в компанию можно интерпретировать как шанс познакомиться с интересными людьми и весело провести время, а можно и как «пытку», где «все будут на меня смотреть» и «я скажу что-либо не то, а они подумают, что я глуп и плохо одет». Можно предложить такому человеку прийти в публичное место (магазин, бар, станция метро) и отметить в блокноте, сколько людей будут смотреть на него в течение определенного промежутка времени и сколько раз эти же люди будут смотреть на других присутствующих. Таким образом, он сможет убедиться, что первоначально возникающий интерес к новичку быстро иссякает. Также этот прием позволяет отдифференцировать события, которые принципиально могут и не могут быть изменены.

        Наиболее часто в когнитивно-поведенческой терапии используются следующие техники:

        — выявление ошибочных убеждений с их постепенной заменой и параллельным ведением пациентом дневника,

        — положительное подкрепление желательного поведения (поощрение лакомством или обновкой, встать на час позже),

        — угашение нежелательного поведения (отрицательное подкрепление или «жетонная система»),

        — «сократический» диалог (пациенту демонстрируют присутствующие в его суждениях логические ошибки),

        — выполнение разнообразных «домашних заданий» и «тренировок»,

        — практическая проверка своих и альтернативных интерпретаций (отделение факта от суждения о нем).

        Еще в числе возможных применяемых принципов и техник можно упомянуть «пятиступенчатую паузу» и «пять принципов». Описываемая пауза помогает за счет более полного осознания происходящего свести к минимуму количество неосознаваемых, иррациональных мыслительных и поведенческих актов.

        Первый шаг при этом — осознание своего физического состояния — многие импульсивные порывы начинаются в виде физических ощущений, и пациента просят определить их локализацию.

        Вторым шагом будет осознание своего эмоционального состояния (соотнесение физических ощущений с какой-либо эмоцией) — что так раздражает, чего так опасается пациент.

        Третий шаг — осознание собственных волевых импульсов (на какое действие наталкивают испытываемые чувства).

        Четвертый шаг — осознание (предвидение) возможных последствий (как ближайших, так и отдаленных).

        Наконец, пятый шаг — это осознание принимаемого решения (есть ли альтернативы, что принесет наилучшие результаты, что произойдет при более конструктивных поступках и мыслях).

        «Пять принципов» сочетают в себе элементы когнитивно-поведенческой и позитивной психотерапии.

        Принцип первый — акцентирование внимания на том, что человек приобретает, а не на том, что теряет.

        Второй принцип — заручиться чьей-либо поддержкой (ибо деструктивное поведение формируется под влиянием одиночества и беззащитности).

        Третий принцип — извлечение уроков из неудач («ошибок нет — есть только уроки», «предельных неудач не бывает»).

        Четвертый принцип — поощрение себя за успехи (хорошо проделанную работу по самосовершенствованию и личностному росту).

        Наконец, принцип номер пять — это открытость практически полезным советам — «подаркам, ведущим за собой».

        Вот примеры наиболее типичных альтернативных интерпретаций когнитивных ошибок и что с ними можно сделать:

        Сверхобобщения (то, что справедливо в одном случае, экстраполируется на все хоть в чем-то сходные) — установить критерии для оценки сходства случаев (действительно ли они так похожи?).

        Избирательность (выборочное извлечение из памяти только негативных воспоминаний) — извлечение из памяти вытесненных положительных переживаний и примеров.

        Излишняя ответственность и обращенность на себя — выявления других причин событий.

        Предсказания исходя из прошлого (фатализм) — сравнить идентичность прошлой и настоящей ситуации.

        Полярность в оценках (все или хорошо, или плохо) — показать промежуточное положение беспокоящих событий между двумя крайними полюсами.

        С когнитивно-поведенческих позиций оптимальной тактикой при доминировании переживаний обиды можно считать следующий основополагающий девиз — «Не относите на свой счет, но отнеситесь серьезно». Если человек считает себя расстроенным чьим-то поступком или отношением, следует разобраться в том, не совершал ли страдающий ранее чего-либо такого, что могло бы оправдать негативное отношение. Если совершал — как можно скорее это необходимо признать, принести свои извинения и пообещать проявить себя с лучшей стороны.

        Если же оснований для негативного отношения нет, стоит исследовать, не относится ли этот человек негативно и к другим людям. Если да, то его действия не стоит принимать на личный счет. Соответственно можно стать к нему более терпимым, или полностью разорвать отношения с ним, либо поделиться с ним своими чувствами (нет никакой гарантии, что после этого его отношение изменится в лучшую сторону). Положительным подкреплением для чувствующего обиду может служит похвала о том, что он всегда взвешенно подходит к оценке ситуации, а не «рубит с плеча».

        При доминировании переживаний зависти основополагающим девизом психотерапии можно принять такой: «Если использовать зависть как стимулятор личностного роста — она уже не диктатор». При возникновении этого чувства не рекомендуется предпринимать каких-либо импульсивных действий или занимать необдуманную позицию. Любые попытки навредить объекту зависти неконструктивны, однако следует довести до человека, что так он пытается приуменьшить свою боль.

        Рекомендуется получше узнать максимум информации об объекте зависти — это уменьшит количество поводов для нее. Далее этого человека следует оценить по достоинству и искренне восхититься им, установив, какие качества или способности позволили ему добиться того, чему завидуют. Последним шагом будет составление пошагового плана того, как завидующий может развить в себе эти качества и способности, и действия по овладению ими с периодическим отчетом перед собой и психотерапевтом.

        Девиз при ликвидации переживания жалости к себе — «Если вы не перестанете испытывать к себе жалость, у Вас и в самом деле появится повод для огорчений». В качестве шагов рекомендуются таковые: скрупулезное подмечание тех моментов, когда чувствуется жалость к себе, затем — осознание непродуктивности этого чувства. Следует сделать что-либо для того, кто еще более несчастен — это позволит по достоинству оценить наличествующие блага и повысить самооценку. Этому поможет и тщательное припоминание (с записыванием в дневник, выражением в форме рисунка) всех моментов, за которые жалеющий себя мог бы благодарить судьбу, и когда все складывалось лучше, чем могло бы случиться. Можно вспомнить человека, который существенно помог в жизни, и найти способ отблагодарить его. Если причина жалости к себе достаточно распространена, имеет смысл найти (организовать) группу взаимопомощи или пройти курс групповой терапии.

        Бесспорную пользу оказывает также правильное объяснение природы заболевания, особенностей его течения, прогноза и лечебных возможностей. Логическая аргументация при установлении неформального контакта с пациентом может подкрепляться и «доводами сердца» — эмоционально насыщенным внушением, психотерапевтическими метафорами и притчами. Психотерапия нацелена не на симптомы депрессии как таковые, а на личность и ее проявления (установки, потребности и ценности, поведение).

        Возможно и даже целесообразно проведение психотерапии депрессивных пациентов в таком стиле в условиях малой группы (6 — 12 человек с одним или двумя ведущими). Тем самым создаются условия для отреагирования и проработки типичных межличностных конфликтов, получения «обратной связи», закрепление социально приемлемого поведения. Разрушаются невротические наслоения в структуре депрессии. Эффект групповой индукции помогает быстрее достичь желаемых результатов, экономит время терапевта и пациентов. Проводится 1 — 2 раза в неделю по 1,5 — 2 часа от 1 до 4 месяцев.

        Начальный этап групповой работы — выработка атмосферы взаимного доверия, определение задач и стиля работы, заключение «психотерапевтического контракта».

        Следующий этап — групповые дискуссии с обсуждением значимых для большинства участников личностных проблем (особенности характера, внутрисемейные отношения, способы переживания дискомфорта, отношение к болезни).

        Третьим этапом можно считать попытку перестройки выявленных проблем и отношений в конструктивном ключе (на этом этапе при правильном проведении возникает сильное групповое сопротивление).

        Усвоенные новые стереотипы «проигрываются» в моделируемых проблемных ситуациях. Это знаменует собой наступление заключительного этапа групповой работы.

        Все проходящие групповую терапию должны быть верифицированы клинически в плане структуры синдрома, лекарственных назначений, личностных особенностей, риска суицида. Поэтому направление в группу первичных пациентов «с улицы» нежелательно.

        Если эта тема важна и актуальна для вас или ваших близких — я рекомендую ознакомиться более подробно с моей книгой «Убить депрессию!» (щелкните по ссылке или кнопке под видео). Там более 250 страниц и весь мой 25-летний опыт борьбы с депрессией. Не люблю сравнивать с будильниками, утюгами, айфонами, но так получается, что каждый год моей напряженной работы обойдется покупателю в 40 рублей (чашка дешевого чая в привокзальной столовой), одна страница без воды и обилия картинок — в 10 раз дешевле! А сейчас по традиции — обучающее видео из серии «Простой тайм-менеджмент» (чтобы получать их первыми — советую подписаться сразу на мой Ю-Туб канал ). И конкурс. Выигравшему (давшему наиболее близкий к реальности ответ в комментариях ниже) будет приз стоимостью 399 рублей — билет на 1 месяц в мою Мастер-Группу (закрытое интернет-сообщество).

        Вопрос простой. Почему, когда психиатр приходит на вызов к пациенту, никогда не разобувается?

        Если Вам понравился этот материал — поделитесь им с друзьями!

        Спасибо!

        С уважением, Сергей Зиновьев. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии и наркологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, врач поликлиники ВКА им. А.Ф. Можайского, научный сотрудник отдела неотложной психиатрии, наркологии и психореабилитации СпбНИИСП им. И.И. Джанелидзе.

          Похожие записи

        Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, состоящий из 10 – 20 сеансов. Частота сеансов 1 – 2 раза в неделю.

        psymiracle.ru