Рабочая программа логопеда по заиканию

Рабочая программа (старшая группа) на тему:
Программа коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с заиканием

Програамма разработана для логопедов и руководителей ДОУ.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 «Огонек»

Программа коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями

здоровья с заиканием

Никонова Елена Викторовна

  • Актуальность
  • Цели и задачи программы
  • Принципы построения программы
  • Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста
  • Основные этапы коррекционно-развивающей работы с
  • детьми с заиканием

  • Организация обучения и воспитания детей с заиканием
  • Календарно — тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет
  • Предполагаемые результаты
  • Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.

    Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2—6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

    Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

    Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии:

    — теория деятельностного подхода к формированию личности (П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

    — концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, Н. И. Горелов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин и др.);

    — теория системного подхода в решении коррекционных задач (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);

    — положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);

    — теория о патологическом условно-рефлекторном механизме заикания (Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, И. П. Павлов,

    — лингвопсихологические и психологические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина,,B.И. Бельтюков, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.).

    Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

    А. А. Леонтьев считает общение процессом специфического вида деятельности, а именно коммуникативной. Осуществляемое с помощью речи оно трактуется как речевая коммуникация.

    М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, компонентом которой следует считать коммуникативные навыки. У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания их к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме спонтанно не образуются. Проявлением трудностей в образовании этих умений является заикание.

    Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций.

    И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова и другие авторы в своих исследованиях указывают на то, что заикание является, прежде всего, нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося.

    Цели и задачи программы

    Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной интонационно окрашенной речи наряду при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у детей школьного возраста.

    Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую деятельность. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается психоневрологом и психологом. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей.

    В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

    1. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
    2. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
    3. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
    4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
    5. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
    6. Создание условий для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
    7. Профилактика рецидивов заикания.
    8. Программа направлена на помощь детям дошкольного возраста (5-7лет) с заиканием в овладении необходимыми коммуникативными и познавательными компетенциями навыками в соответствии с ФГОС начального и общего образования.

      Принципы построения программы

      — системность (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у детей, а также структуру дефекта);

      — дифференцированность (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи детей с невротическим и неврозоподобным заиканием);

      — постепенность (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности);

      — информированное согласие и активное сотрудничество с семьей.

      Комплексный подход в оказании помощи ребенку: совместная работа логопеда, невролога и психолога, использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

      Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

      Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.

      Первоначальное развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у незаикающихся сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет. В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Ребенок овладевает речью в общении с окружающими его людьми. При этом взрослые довольно часто не задумываются над содержанием и построением слов в речи в общении с детьми. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, «подстегиваемое» родителями: всяческое поощрение сложных недетских оборотов речи, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, когда воспитание ведется без учета особенностей нервной системы, состояния возбудительных и тормозных процессов ребенка. Заикание, возникшее в результате перенесенной психической травмы, наблюдается гораздо реже, чем принято думать.

      Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По- разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми разного возраста, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он вовсе не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.

      Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи. Они не всегда могут быстро и точно подобрать нужные для ответа слова, иногда в момент высказывания не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный запас знаний и представлений.

      При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь их изобилует вставными словами и звуками: «ну», «вот», «как его», «и», «э» и др. самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательны. Подробно описывая малозначащие детали, они упускают главную мысль. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями). Страх речи в дошкольном возрасте наблюдается редко.

      Специальное обучение детей, страдающих заиканием в ходе специального обучения происходит постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путем механических тренировок (работой над дыханием, упражнениями в повторении готовых слов и фраз, искусственном замедлении темпа и т. д.), а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

      Первые шаги в этом направлении делаются в специально организованных условиях общения, по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только диалогическая речь. Активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями нормального речевого общения являются: наглядная опора, строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям; разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи при убывании наглядной опoры. Развитие навыков пользования самостоятельной речью предполагает постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам, как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

      В ходе коррекционных занятий наряду с диалогической дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым более сложным формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются и монологической и диалогической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка.

      На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать речевую активность детей, интерес к речи и естественный живой характер диалогической, а затем и монологической речи в нормальном темпе.

      Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над словосочетанием, фразой и рассказом.

      Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, приучает к гибкому использованию слов, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

      Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

      Обучение рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать «понятно» для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

      Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей, состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию.

      В начале учебного года речевая практика детей еще не велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивидуальный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность, варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практику заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего расширения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять многообразие приемов, обеспечивающих максимальную речевую практику детей.

      Наряду с ежедневными логопедическими занятиями для упражнения детей в доступной самостоятельной речи следует использовать дидактические игры, все занятия воспитателя, режимные моменты, вечера досуга, детский театр: кукольный, теневой, плоскостной, фланелеграф, «немое» кино.

      Коррекционно-воспитательная работа оказывает косвенное воздействие на регуляцию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее исправления. Коррекционно-воспитательные задачи изложены в определенной системе, осуществляются на материале соответствующего возраста и должны проникать во всю сложную и многообразную работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя на протяжении всего рабочего дня.

      Основные этапы коррекционно-развивающей работы с

      Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения

      • Перестройка речевого стереотипа ребенка
      • Коррекция физиологического и речевого дыхания
      • Снятие мышечного напряжения
      • Снятие страха речи
      • Воспитание внимания к речи
      • Этап сопряженно-отраженной речи
      • Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.

      • Влияние на ритмико-мелодическую сторону речи
      • Отвлечение от заикания
      • Изменение отношения к дефекту
      • Развитие общей моторики
      • Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики

      • Опора на предмет или действие с предметом
      • Сопровождающая речь
      • Завершающая речь
      • Предваряющая речь
      • Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи , импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.

      • Воспитание речи без заикания
      • Эмоционально-волевое воспитание
      • Совершенствование просодической стороны речи
      • Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
      • Коррекция общего и речевого поведения
      • Организация обучения и воспитания детей с заиканием

        Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка.

        Программой обучения и воспитания детей с заиканием определены следующие виды логопедических занятий:

        Подгрупповые занятия предусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей и совершенствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.

        Путем постепенного усложнения заданий от занятию к занятию происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требований к высказываниям детей без учета их возможностей может привести к повторному появлению заикания.

        Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглашаются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На индивидуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просодики. При автоматизации звуков в словах, во фразах, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.

        Продолжительность занятий 10-15 минут.

        Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной

        связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий.

        Совместная работа логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них — правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.

        Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению лексической темы.

        Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе

        осуществляет задачи коррекционной направленности.

        Основные коррекционно-развивающие задачи — формирование навыков

        общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания — воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их. Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

        Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.

        На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей и умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.

        Календарно — тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет (1 раз в неделю)

        Рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему:
        Рабочая программа по коррекции заикания

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

        им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова

        г.Белебея муниципального района Белебеевский район

        на заседании МО учителей начальных

        Протокол №__ от ___2017г.

        ______ / Бушуева О.Н. . /

        зам. директора по УВР

        приказом директора МАОУ СОШ №1

        №____ от _______2017 г.

        Образовательная область: коррекция нарушений речи

        Учебный предмет «Логопедические занятия по коррекции заикания».

        Количество часов: 3часа

        Составитель (и): Валитова Л.А., учитель -логопед

      • Пояснительная записка 2стр.
      • Содержание учебного курса 4стр.
        • Организационно – содержательные аспекты коррекционного курса 5стр
        • Результаты освоения коррекционного курса 7стр.
        1. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
      • Тематический план программы 21стр.
      • Календарно-тематическое планирование 24стр.
      • Рабочая программа по коррекции заикания составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

        1. Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

        2. Законом Российской Федерации «Об образовании» — Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.), Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

        3.Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

        Заикание представляет собой одно из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающееся коррекции. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации, приводят к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе. Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

        Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

        1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

        2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

        3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

        Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения). Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа. Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

        Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

        Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах .

        Роль и место учебного курса в образовательной процессе.

        Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции заикания у детей с ОВЗ.

        Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.

        Условно различают три степени заикания:

        1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

        2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

        3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

        Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.

        Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход .

        Увеличение числа учащихся с заиканием, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся, страдающих заиканием.

        Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

        Программа опирается на следующие принципы:

        общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

        В процессе логопедической работы по коррекции заикания наиболее значимыми являются следующие принципы:

        Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

        Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

        Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

        Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

        Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

        Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

        Принцип системности – методика работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

        Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

        Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы.

        Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

        Содержание учебного курса

        Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

        Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся одного класса.

        На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут , на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

        Занятия проводятся: 3 раза в неделю.

        Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

        Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта

        обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

        Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

        Программа состоит из следующих разделов:

        — этап формирования техники нормативной речи;

        — этап активных речевых тренировок;

        — этап закрепления навыков организованной речи;

        В структуру занятия могут входить :

        — дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;

        — упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

        — упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;

        — упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;

        — работа над пересказом;

        — работа над спонтанной речью;

        Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

        Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

        nsportal.ru