Рабочая программа психология стресса

Содержание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Транскрипт

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» Гуманитарно-социальный факультет Кафедра психологии «УТВЕРЖДАЮ» Декан ГСФ Маслова О.М. » » 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА Направление подготовки: «Психология» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная г. Липецк 2013 г.

2 1. Цели освоения учебной дисциплины Цель данного курса: Формирование и развитие стрессоустойчивости и навыков регуляции психического состояния. Задачи: 1. Рассмотрение основных категорий и понятий психологии стресса. 2. Анализ различных направлений исследования стресса. 3. Определение причин возникновения и факторов развития стресса. 4. Рассмотрение способов и методов преодоления стрессовых состояний. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки «Психология». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Общая психология», «Социальная психология», «Психофизиология». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины А) Общекультурные компетенции (ОК): Способность и готовность к: — владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); — восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); Б) Профессиональные компетенции (ПК): Практическая деятельность: Способность и готовность к: — реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: -категориальный аппарат дисциплины -понятие психологического стресса -концепции психологического стресса -принципы и методы исследования стрессов -стадии развития и формы стресса — причины возникновения стресса и стрессогенные факторы — способы преодоления стресса. Уметь: -выделять основные причины стресса — анализировать влияние стресса на состояние и деятельность — выделять стадии развития и формы стресса — составлять программу преодоления стрессов — использовать теоретические знания на практике — реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.

3 Владеть: — терминологическим аппаратом — методами коррекции психоэмоционального стресса — эффективными способами регуляции уровня стресса — методами психологической самопомощи и саморегуляции — навыками регуляции эмоционального состояния — навыками оптимизации уровня стресса. — навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния Курс Семестр 4. Структура дисциплины РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Трудоемкость в (зачетных единицах) Общее Лекции Практ.занятия Кол-во часов Промеж. контроль Виды контроля ИРС СРС Экзамен Зачет Задание Структура рабочей учебной программы п/ п 1 2 Раздел дисциплины Раздел 1. Теоретические аспекты изучения психологического стресса Раздел 2. Профилактика и преодоление стресса. Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам) Л:12 Пр: 12 СРС:15 ИРС:6 Сообщения, доклады, контрольная работа, тестирование Л:6 Пр: 6 СРС:12 ИРС:3 Сообщения, доклады, тестирование 4.2. Содержание дисциплины Раздел 1. Теоретические аспекты изучения психологического стресса Тема 1. Введение в психологию стресса. Предмет и задачи дисциплины. Основные категории и понятия психологии стресса. Многоаспектность явления стресса. Стресс как не специфическая реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие повышенной силы. Многообразие форм стресса и многообразие подходов к его изучению. Тема 2. Стресс как биологическая категория Физиологические направления исследований проблемы стресса. Классическая концепция стресса, предложенная Гансом Селье. Стадии стресса: тревога; резистентность

4 (адаптация); истощение. Формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс. Условия для возникновения эустресса. Объективные и субъективные факторы дистресса. Физиологические проявления стресса. Условия, способствующие развитию стресса. «Антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору. Значение нервной системы в преодолении стресса. Тема 3. Учение о психологическом стрессе Понятие психологического стресса. Виды психологического стресса. Понятия «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Механизмы и последствия эмоционального стресса. Формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. Тема 4. Стрессовые состояния Стрессовые состояния. Этапы развития стрессового состояния у человека. Стрессовый сценарий. Поведение человека в стрессовой ситуации. Индивидуальная устойчивость к стрессу. Механизмы адаптивных реакций. Психический стресс. Два вида психического стресса: информационный и эмоциональный. Тема 5. Причины возникновения и факторы развития стресса Субъективные и объективные причины стресса. Формы психологической защиты. Конфликтные ситуации. Негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Психотравмирующие факторы. Тема 6. Стрессогенные факторы Описание и анализ стрессогенного фактора: выделение его структурных элементов, описание динамики и формы завершения, а также выработка психологических рекомендаций участникам с целью его конструктивного преодоления. Описание и анализ производственных стрессоров: выделение его структурных элементов, описание динамики и формы завершения, а также выработка психологических рекомендаций участникам с целью его конструктивного разрешения. Раздел 2. Профилактика и преодоление стресса Тема 7. Способы и методы преодоления стрессовых состояний. Методы коррекции психоэмоционального стресса. Диапазон методов уменьшения психического напряжения и проблема их выбора. Приемы, направленные на уменьшение психологического стресса. Классификации методов нейтрализации стрессов. Физические методы уменьшения стресса. Биохимические методы снятия стресса. Физиологические методы регуляции стресса. Тема 8. Психологические методы преодоления стресса

5 Психологические методы уменьшения стресса. Эффективные способы регуляции уровня стресса. Методы психологической самопомощи. Тема 9. Направления преодоления психологического стресса Основные направления в преодолении психологического стресса: профилактическое и терапевтическое. Основные способы профилактики стресса. Терапевтические приемы профилактики стресса. Оптимизация уровня стресса. Программы управления стрессами. 5. Образовательные технологии Необходимо использовать активные и интерактивные формы обучения (обсуждение выполненных индивидуальных работ (рефератов), анализ ошибок, выявление проблемных моментов, дискуссия, моделирование конфликтных ситуаций, деловые и ролевые игры). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. В работе со студентами для эффективного усвоения курса используются: — мини-дискуссия — тренинговые упражнения в группе, в малых группах, в парах — моделирование конфликтных ситуаций в ролевых играх — выполнение методик по самодиагностике — анализ конкретных профессиональных конфликтов и др. Для подготовки к практическим занятиям обязательным является изучение необходимых теоретических сведений, практическое использование которых предполагается на занятиях. Для успешного овладения данного курса студентами должно быть выполнено индивидуальное домашнее задание, которое предполагает использование материала, полученного в ходе обучения. Студенты получают задание, выбирают тему исследования, формируют выборку, формулируют цель, предмет и объект, затем проводят исследование, обрабатывают и анализируют полученные результаты, обобщают и делают выводы. Индивидуальное задание носит частично-поисковый характер. Так как в процессе работы студентам необходимо самостоятельно выбрать область исследования. Индивидуальное задание не содержит подробных инструкций, рекомендаций, порядка действий и требует от студента самостоятельного подбора материала и методик, способов представления результатов. Задача студентов заключается в необходимости выполнить практическое задание, опираясь на полученные теоретические знания. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

6 п/п Раздел дисциплины, общая трудоемкость в часах Виды учебной работы, трудоемкость каждого вида в часах Используемые активные образовательные технологии Количество часов занятий, проводимых с использованием активных образовательных технологий Раздел 1. Теоретические аспекты изучения психологического стресса 2. Раздел 2. Профилактика и преодоление стресса. Лекции, 12 часов Практические (семинарские) занятия, 12 часов Лекции, 6 часов Практические (семинарские) занятия, 6 часов Проблемная лекция: «Учение о психологическом стрессе». Лекция презентация: «Стрессогенные факторы» Семинар-диалог: «Стресс как биологическая категория» Семинар-дискуссия: «Причины возникновения и факторы развития стресса» Лекция-презентация: «Способы и методы преодоления стрессовых состояний». Лекция-пресс-конференция: «Направления преодоления психологического стресса» Семинар — работа в малых группах: «Психологические методы преодоления стресса» Всего часов, с указанием доли занятий с применением активных технологий 14 часов (38,9%) 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Темы сообщений и докладов: — Учение о стрессе — специфика стрессогенных факторов в производственной сфере — стресс как тип трудных ситуаций — подходы к классификации стресса — субъективная картина стресса — принципы психологической регуляции стрессов — эффективные технологии преодоления стрессов Итоговые контрольные вопросы к экзамену 1. Стрессология как междисциплинарная отрасль исследования. 2. Понятие «стресс» (сравнительный анализ различных подходов к определению содержания понятия).

7 3. Причины стрессов. 4. Классификация стрессов. 5. Методы исследования стрессов. 6. Факторы, способствующие возникновению стресса. 7. Структура стресса. 8. Динамика стрессового состояния. 9. Стратегии поведения в стрессогенной ситуации и состоянии стресса. 10. Способы преодоления стресса. 11. Критерии и условия конструктивного преодоления стресса. 12. Нарушение коммуникации в состоянии стресса. 13. Защитные механизмы личности. 14. Механизмы формирования стрессоустойчивости. 15. Сферы проявления производственных стрессов. 16. Технологии эффективного преодоления стресса. 17. Личностные особенности субъекта, подверженного стрессу. 18. Прогнозирование и профилактики стресса. 19. Технологии управления стрессами. 20. Оптимизация уровня стресса. 21. Индивидуальная устойчивость к стрессу. 22. Механизмы адаптивных реакций. 23. Психический стресс. 24. Физиологические направления исследований проблемы стресса. 25. Классическая концепция стресса. 26. Методы коррекции психоэмоционального стресса. 27. Физические методы уменьшения стресса. 28. Биохимические методы снятия стресса. 29. Физиологические методы регуляции стресса. 30. Стрессовый сценарий. Поведение человека в стрессовой ситуации. 31. Негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. 32. Приемы, направленные на уменьшение психологического стресса. 6.3 Организация самостоятельной работы студентов При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине используются следующие ее формы и нормы распределения бюджета времени на СРС согласно МР : По плану СРС -27 ч. п/п Вид самостоятельной работы Норма времени Итого 1. Обязательная часть СРС 1.1. Проработка материала лекций 0,15 часа/час лекции 18Х0,15=2, Подготовка к практическим (семинарским) 0,5 часа/час 18Х0,5=9 занятиям аудиторных занятий 1.3. Подготовка к зачету 4-6 часов 4 2. Вариативная часть СРС 2.1. Подготовка к промежуточному зачету по 0,5 ч/лекция 5Х0,5=2,5 темам Подготовка сообщений и докладов (7 тем) 1 ч 3 стр Подготовка к контрольной работе 2 Всего 27,2

8 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) Основная: 1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М., Бойко О.В. Охрана психического здоровья.- М., Бондырева С.К. Выживание. Факторы и механизмы. М., Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом.- М, Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб., 2002, с Гудонис В.П. Краткий словарь фобий. М., Дик У. Эффективная коммуникация. М., Гум.центр, Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. М., Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. М., Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты.- М., Юнити, Мактамкулова Г.А. Основы психического здоровья. Липецк, ЛГТУ, 2013г. 12.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Учебное пособие. М., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь. М., Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. М., Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М., б) Дополнительная: 1. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал.- М., Т , с Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988, с Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. — М., 2007, с Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001, с ; Селъе Г. Стресс без дистресса.- М., 2002, с Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 2005, с Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. — М., 2008, с Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 2005, с Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека Т , с в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Также для визуального восприятия используются необходимые схемы, наглядные пособия и иллюстрации. Интернет ресурсы: Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Компьютерный класс, оргтехника (всё в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях). Имеется психологическая лаборатория, оснащенная 8 ПЭВМ Pentium III, принтером hp 1300, сканером hp 3570с, копиром Konica IP Nozomi, телевизором Samsung, видеокамерой

9 Samsung, видеомагнитофоном Samsung, музыкальным центром Samsung, цифровым фотоаппаратом, мультимедийным аппаратом, экраном. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Психология» Автор: доцент, к. психол. н. Мактамкулова Г.А. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Психологии» протокол 3. «24» сентября 2013 г., Заведующий кафедрой «Психологии» /Чиликин А.Н./

docplayer.ru

Психология стресса

Распределение часов по семестрам

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент Табурова Т.С.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология стресса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2016 протокол № 12.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2016-2017 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент Труевцев Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

5. Фонд оценочных средств

Тестирование по курсу «Психология стресса» включает в себя вопросы:
1. Копинг-поведение, согласно определению Фолкмана и Лазаруса, – это
a) Защитное поведение человека
b) Осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса
c) Постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться с внешними или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека

2. Согласно современной точке зрения, совладающее поведение вступает в действие
a) в экстремальных условиях деятельности
b) в поворотные моменты жизни человека
c) в условиях хронических стрессоров
d) в повседневной действительности
e) во всех перечисленных случаях

3. Согласно представлениям какого автора психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности
a) Л.Г. Дикой
b) Л.И. Анцыферовой
c) С.К. Нартовой-Бочавер
d) Т.Л. Крюковой

4. Психологическое предназначение копинга не состоит в том, чтобы:
a) Как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации
b) Позволить человеку овладеть ситуацией
c) Защитить его от тревоги
d) Ослабить или смягчить требования ситуации
e) Трансформировать инстинктивные потребности человека
f) Помочь человеку избежать требований ситуации или привыкнуть к ним

5. В каком из подходов к совладающему поведению авторы исходят из постоянства ситуации и предполагают, что успешность преодоления стресса обусловливается личностными характеристиками
a) В ситуационном подходе
b) В личностно-ориентированном подходе
c) В ресурсном подходе

6. Согласно определению А. Фрейд, способы, которые применяет Эго (Я) для борьбы с тревогой и для контроля над непроизвольным поведением, аффектами и инстинктами – это________________________

7. Основная цель защитных механизмов состоит в:
a) Адаптации личности к требованиям среды
b) Снижении тревоги любыми средствами
c) Разрешении трудной жизненной ситуации

8. К какому виду защитных механизмов, согласно Г. Вайлланту, относится сублимация:
a) проективные,
b) незрелые,
c) невротические,
d) зрелые

9. Какой вид действий в проблемной ситуации предполагает отказ от выбора, проявление ригидности, канонизированности
a) Защита
b) Преодоление
c) Избегание

10. Какое утверждение о «сильных» и «слабых» ситуациях является верным:
a) «сильные» ситуации – это ситуации, вызывающие сильные чувства
b) «сильные» ситуации – это ситуации, в которых индивидуальные различия между людьми нивелируются
c) «сильные» ситуации – это ситуации, в которых ярче всего проявляется индивидуальность человека
d) «слабые» ситуации – это ситуации, в которых преобладают стереотипные, одинаковые для всех реакции

11. Параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющийся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы, называют:
a) Стилем совладающего поведения
b) Стилем реагирования
c) Жизненным стилем

12. Такие формы поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации относится к
a) Субъектно-ориентированному стилю
b) Проблемно-ориентированному стилю
c) Защитному стилю

13. Какие из перечисленных особенностей личности обычно соотносят с дезадаптивным стилем совладания:
a) Внутренний локус контроля
b) Внешний локус контроля
c) Оптимизм
d) Нейротизм
e) Экстраверсия
f) Добросовестность

14. Какая особенность личности, согласно Мадди, предполагает наличие установки на включенность в противовес изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова в противовес стремлению к безопасности:
a) Стрессоустойчивость
b) Внутренний локус контроля
c) Жизнестойкость
d) Ответственность
e) Смелость

15. Определите, к какому из понятий: «экстремальная ситуация», «трудная ситуация» и «парэкстремальная ситуация», выделенным Н.И. Наенко, – относятся следующие описания:
a) Ситуация отличается сложностью и повышенной значимостью решаемой задачи для субъекта
b) Ситуация предполагает наличие строгих условий, риска при решении задачи
c) Ситуация предполагает, что решение задачи определяет возможность дальнейшего существования субъекта

16. Неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома – это:
a) Механизм адаптации
b) Защитный механизм
c) Физиологический стресс
d) Психологический стресс

17. Кто является автором понятия «психологический стресс»?
a) Г. Селье
b) Ф.Е. Василюк
c) Р. Лазарус

18. Стадия развития стресса, на которой происходит мобилизация всех защитных сил организма, внимание полностью концентрируется на стимуле, над ситуацией осуществляется повышенный контроль, человек находится в состоянии напряженности и настороженности:
a) Стадия тревоги
b) Стадия сопротивления
c) Стадия истощения

19. Потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает несоответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами
a) Стресс
b) Дистресс
c) Эустресс
20. Характеристики личности и среды, которые помогают человеку мобилизироваться для преодоления трудностей – это _________________________________________________________________________

21. На какой стадии преодоления стресса, согласно П. Вонгу, происходит оценка и использование имеющихся ресурсов:
a) Проактивного преодоления стресса
b) Реактивного преодоления стресса
c) На стадии релаксации

Вопросы к коллоквиуму по теориям стресса Лазаруса и Фолкман:
1. В чем разница между неспецифическими и специфическими требованиями среды, специфическим и неспецифическим ответом организма, согласно Селье? Приведите примеры.
2. Поясните, в чем суть противоречивости исследований и теорий стресса, согласно Лазарусу. Приведите примеры.
3. Чем, согласно Селье, «не является стресс»? Что отличает стресс от других состояний? Приведите примеры
4. Как, согласно Лазарусу, связаны между собой эмоции и оценка угрозы? Поясните, как данную взаимосвязь раскрывали следующие авторы: Arnold, Schachter, Singer.
5. В чем различие между состояниями стресса и дистресса, согласно Селье? Приведите примеры.
6. Вкратце опишите процесс и результаты экспериментального исследования Лазаруса с использованием фильма об аборигенах Австралии. Чем автор объясняет различия в результатах, полученных в разных экспериментальных группах?
7. Поясните взаимосвязь между эмоциональными состояниями и переживанием стресса, как ее видел Селье.
8. Вкратце опишите процесс и результаты экспериментального исследования Лазаруса с использованием фильма о несчастных случаях на лесопильне. Чем автор объясняет различия в результатах, полученных в разных экспериментальных группах?
9. В чем суть понятия «адаптационная энергия»? Опишите виды адаптационной энергии. Приведите примеры.
10. Назовите основные отличия физиологического и психологического стресса. Проиллюстрируйте данные различия примерами экспериментальных исследований.
11. Что такое «оптимальный уровень стресса», согласно Селье? Каковы, по мнению Селье, «отношения» между стрессом, работой и досугом?
12. Объясните, в чем состоит суть проблемы физиологических индексов стрессовых реакций. В чем причина их широкого применения? Какие трудности могут возникнуть у исследования при применении этих индексов?
13. Как, согласно Селье, связаны стресс и старение?
14. Раскройте суть взаимосвязи защитных процессов и наблюдаемого характера реакций. Приведите примеры.
15. В чем разница между неспецифическими и специфическими требованиями среды, специфическим и неспецифическим ответом организма, согласно Селье? Приведите примеры.
16. Приведите примеры сходства и расхождений физиологических индикаторов стрессовых реакций. Чем могут объяснятся эти расхождения?
17. Чем, согласно Селье, «не является стресс»? Что отличает стресс от других состояний? Приведите примеры
18. Раскройте суть понятий «специфический стимул», «специфичность реакции», «индивидуальный реактивный стереотип». Приведите примеры.
19. В чем различие между состояниями стресса и дистресса, согласно Селье? Приведите примеры.
20. Как, согласно Арнольд, связаны «тенденция действовать» и эмоция? Приведите примеры.

www.asu.ru

«Южный федеральный университет»

Рассмотрен и рекомендован к утверждению

на заседании кафедры_психологии личности_

протокол от _____3 сентября_№_1____________

Декан факультета психологии ЮФУ

Докт. биол.наук, профессор

Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

Направление подготовки (специальность)

Наименование ООП ВПО с указанием кода 030301

Профиль подготовки (специализация)

Психология служебной деятельности

Квалификация (степень) выпускника

Зинченко Е.В., доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, доцент

1. Рабочая программа дисциплины «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения»……………………………………………………………………………………….3

цЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………5

мЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ооп впо………………………………..5

III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………………………………………………………………….6

IV. Содержание и структура дисциплины………………………………….8

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………….13

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………16

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины……21

2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту……………………………………………………………………………………….24

3. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы………41

4. Методические указания по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексных целей модулей дисциплины……………………………………………….42

5. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям…………………………………………………………………..49

Федеральное государственное автономное образоваельное

учреждение высшего профессионального образования

studfiles.net

Рабочая программа учебной дисциплины «Психотехнологии преодоления стресса, агрессии и девиаций в бизнес-коммуникации»

негосударственное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРАВА

«____» ________________ 201 г.

Учебной дисциплины «Психотехнологии преодоления стресса, агрессии и девиаций в бизнес-коммуникации»

по направлению подготовки 030300 «Психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Ученого Совета ИМТП.

Протокол № от «____»_____________201 г.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

(протокол № от «___»_____________201 г.

Проректор по учебной работе_____________

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа студентов

1.Рабочая программа

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины: является формирование у студентов системы знаний классических теорий стресса и современных подходов к стрессу, умений и навыков, связанных с выявлением стресса в жизни людей.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психотехнологии преодоления стресса, агрессии и девиаций в бизнес-коммуникации» относится к вариативной части учебного плана и является обязательной дисциплиной направления подготовки «Психология». Данная дисциплина связана с учебными курсами по «Социальной психологии», «Конфликтологии» и «Психотехнологиям убеждения, воздействия и эффективных переговоров».

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения программы учебной дисциплины «Психотехнологии преодоления стресса, агрессии и девиаций в бизнес-коммуникации» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· способностью и готовностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· способностью и готовностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивидууму, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· способностью и готовностью к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

· способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

· способностью и готовностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

· способностью и готовностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

· способностью и готовностью к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

· способностью и готовностью к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· — особенности строения психики и закономерности ее развития в онто — и филогенезе;

· — системные знания о стрессе;

· — варианты развития дистресса.

· — вести профилактику дистресса;

· — анализировать условия и профессиональные факторы, способствующие развитию стресса;

· — применять психологические методы воздействия с целью формирования оптимального функционального состояния.

· — методами исследований в области психологии стресса;

· — современными технологиями снятия напряжения во время стресса.

1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психотехнологии преодоления стресса, агрессии и девиаций в бизнес-коммуникации»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__ зачетные единицы, _108_____ часов.

Вид учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия (всего)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

Курсовой проект (работа)

И(или) другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточного контроля (экзамен)

1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий

Раздел дисциплины (модуля)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Введение в психологию стресса. Общий адаптационный синдром

Синдромы стресса в процессе динамики состояний

Структура стрессовой ситуации

Опрос, самостоятельная работа

Методы профилактики дистрессового состояния

Психологическая работа с травматическим стрессом

1.4.2. Содержание лекционных занятий

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Подходы и теории стресса. Определение стресса. Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома. История развития концепций адаптации (Г. Селье). Стадии развития стресса. Иустресс и дистресс.

Острые и хронические формы стрессовых состояний. Стресс и психическая напряженность (). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса.

Понятие «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного и опосредованного характера.

Подходы к понимаю травматического невроза. Сущность травматического невроза. Психологическая травма. Посттравматический синдром (ПТСР). Группа симптомов ПТСР.

Телесно-ориентированная психотерапия. Методы релаксации. Арттерапия. Эриксоновский гипноз.

Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса. Примеры методик непосредственного воздействия на состояние человека.

2. Темы рефератов

1. Проблема стресса в жизни современного человека.

2. Теории стресса: заблуждения и достижения.

3. Анализ подходов к изучению стресса.

4. Человек в экстремальных состояниях.

5. Острый и хронический стресс: причины и последствия.

6. Стратегии преодоления стресса.

7. Критические жизненные ситуации: переживание и выход.

8. Личностные деформации стрессового типа: проблема диагностики и коррекции.

9. Профилактика заболеваний стрессовой этиологии.

10. Коррекция последствий острого стресса.

2.1. Требования к содержанию, объему и оформлению реферата.

Реферат является одной из форм текущего контроля, это и один из видов учебной работы. Написание реферата являются одной из эффективных форм подготовки будущего психолога и способствует выработке навыков самостоятельной работы студента, что особенно важно для будущей деятельности в качестве практикующего псхолога, когда, исходя из процессуальной самостоятельности при исполнении возложенных обязанностей, им необходимо принять единоличное решение и нести полную ответственность за его законность и обоснованность.

Написание реферата дает возможность студенту глубоко и обстоятельно изучить литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.

Перечень тем рефератов позволяет студенту выбрать одну из них, наиболее близкую по избранной специализации и научному интересу. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определённые сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т. д.

Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Ни в коем случае не следует слепо переписывать учебник или нормативный акт. Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов должны быть сделаны в корректной, уважительной форме.

Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: небольшое введение (в нем нужно в нескольких предложениях дать обоснование выбора темы) далее 2-3 главы( пункта, параграфа) где изложить содержание проблемы и завершить заключением, в котором сделать краткие выводы.

После заключения указать список литературы и нормативные акты, использованные в работе.

Объем реферата — 7-10 страниц текста через 1,5 интервала на компьютере.

2.2. Критерии оценки рефератов

При оценке реферата преподаватель руководствуется следующими критериями:

· соответствие содержания текста выбранной теме;

· наличие четкой и логичной структуры;

· качество аналитической работы, проделанной при написании реферата;

· использование адекватных выбранной теме литературных источников, примеров из судебной практики;

· самостоятельность написания текста;

· обоснованность сделанных автором реферата выводов, соответствие их поставленной цели;

· отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

· сдачи реферата в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки написания реферата, преподаватель оценивает данный вид работы от 1 до 4 баллов.

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Тарасов победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Управляем стрессом. — «Книги «Искателя», 2002.

3. Золотова стресса : Учеб. пособие для вузов. – М.: Книголюб, 2008.

1. Аболин механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987.

2. Варданян саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. — М.: 1983.

3. Василюк переживания. — М., 1984.

4. Гиссен стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

5. Зильберман устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.

6. , Смирнов система и стресс. — М.: Наука, 1970

8. , Чернышева труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. — М.: Радикс, 1995.

9. Левитов психических состояний // Вопросы психологии. 1955.

10. Мильман и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983.

11. Немчинов нервно-психического напряжения. — Л., 1983.

12. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. . — СПб.: Питер, 2000.

13. Рогов и воля. — М.: Гуманит. изд. Центр

14. Рутман ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 1990.

16. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.,1981.

17. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972.

Василюк переживания. — М., 1984.

Лазарус стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970.

б) Научно-методические и учебно-методические материалы (программы, проекты, пособия и планы, публикации в периодических изданиях по психологии стресса, нормативные документы).

Видео материалы по вопросам психологической работы со стрессовыми состояниями.

1. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:///

2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. rsl. ru.

4. Перечень вопросов к экзамену

1. Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в прикладных психологических исследованиях.

2. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях.

3. Стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека.

4. История развития исследований стресса в физиологии и психологии. Основные этапы.

5. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром, основные закономерности проявлений и развития. Вклад естественнонаучной традиции в развитие психологических исследований стресса.

6. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявлений стресса. Связь с успешностью поведенческой адаптации.

7. Комплексный подход к анализу проявлений стресса. Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик. Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач.

8. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика подходов.

9. Экологический подход к изучению стресса. Трактовка понятия стресс в рамках парадигмы соответствия «личность-среда» и методология исследований.

10. Когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса. Субъективный образ проблемной ситуации и роль механизмов когнитивной оценки в формировании стрессовых реакций.

11. Стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса.

12. Трансактный подход к изучению стресса. Модель Т. Кокса и возможности ее практического использования.

13. Регуляторный подход к изучению стресса. Синдромы острого и хронического стресса, их негативные последствия.

14. Понятие «экстремальности» и экстремальных условий деятельности. Абсолютная и относительная экстремальность. Классификация факторов прямого и опосредующего влияния на степень экстремальности ситуации.

15. Стресс и состояния психической напряженности. Операциональная и эмоциональная напряженность, роль мотивационно-личностных факторов в их развитии. Формы проявления состояний эмоциональной напряженности.

16. Стадии переживания критических жизненных ситуаций (модель М. Хоровитца). Закономерности динамики и психологическая характеристика каждой из стадий. Особенности психологической помощи на каждой из них.

17. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса. Фиксация негативных проявлений в форме устойчивых индивидуально-личностных характеристик поведенческих нарушений..

18. Изменения в поведении при длительном переживании стресса. Формирование поведенческих риск-факторов для здоровья человека. Тип А поведения.

19. Развитие личностных деформаций в процессе длительного переживания стресса. Синдром выгорания.

20. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Посттравматический стресс.

21. Проблема управления стрессом. Взаимосвязь диагностической и профилактической направленности работы как основа современных технологий стресс-менеджмента.

22. Психопрофилактика и коррекция стресса. Объектная и субъектная парадигмы. Общая классификация методов борьбы со стрессом.

23. Опосредующие методы профилактики и коррекции стресса (объектная парадигма). Примеры используемых средств.

24. Непосредственные методы воздействия на состояние человека. «Пассивный» и активный субъект психопрофилактики. Примеры средств «внешнего» воздействие на состояние человека.

25. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник. Программы обучения навыкам саморегуляции и управления стрессом.

26. Организационные формы использования методов профилактики и управления стрессом в прикладных условиях. Оценка эффективности использования методов оптимизации состояния человека при проведении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения психологических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.

Краткие рекомендации по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:

работа над лекционным материалом;

работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

изучение и конспектирование нормативного материала;

подготовка к семинарам;

подготовка к зачету или экзамену.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т. е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т. е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т. п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т. п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность «утонуть» в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т. п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Последние не следует оставлять «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь. Беседа студента и преподавателя может дать многое — это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юридической науки.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проходят в лекционных аудиториях и специализированной мультимедийной аудитории, позволяющей виртуально знакомиться с учебно-методическими материалами дисциплины.

Основная, дополнительная и периодическая литература находится в научной библиотеке.

В процессе изучения дисциплины используются:

· информационно-телекоммуникационная сеть Internet, Справочно-правовая система «Консультант+», Справочно-правовая система «Гарант», Справочно-правовая система «Кодекс».

pandia.ru