Рабочая программа учителя дефектолога для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Ветчинкина Галина
Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

2.1. Образовательная деятельность с учетом основной адаптированной программы дошкольного образования и вариативных коррекционных программ дошкольного образования

2.2. Организация образовательного процесса

2.3. Содержание коррекционной работы

2.4. Перспективно-тематическое планирование

2.5. Мониторинг освоения Программы

3.1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета

3.2. Программно-методическое обеспечение Программы

3.3. Организация работы с семьей

1.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155) и на основе следующих коррекционно-развивающих программ:

-Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

— Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. И. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающего процесса для детей в возрасте от 5 до 7 лет с умственной отсталостью, который направлен на познавательное развитие детей и формирование у них предпосылок учебной деятельности с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о режиме занятий, календарным учебным графиком, учебным планом учреждения.

В Программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов по дошкольному воспитанию:

Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

Конвенцией о правах ребёнка (с 15.09.1990г.);

Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 01 ноября 2000 г. «Об утверждении СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Положением «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

Уставом и локальными актами учреждения.

Программа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка с умственной отсталостью, его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей их эмоционального благополучия.

2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

3. Формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

4. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья.

6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности использования образовательного материала, позволяющего учитывать способности и состояния здоровья каждого ребенка.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана с учетом следующих принципов и подходов:

1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество учреждения и семей воспитанников.

4. Принцип системности и непрерывности:

— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,

-взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в доме-интернате.

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.

7. Принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

8. Принцип единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

9. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой учреждения.

10. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

11. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

12. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

13. Принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка.

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

У дошкольников с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Если обучение детей этой категории не восполняет онтогенетически закономерный путь развития способов ориентировки, то механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Очень часто умственно отсталый ребенок воспринимает другого ребенка или человека как предмет, толкает или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве и в социуме.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста обнаруживают грубое запаздывание в развитии всех двигательных функций, замедленность темпа движений, моторную неловкость, и др. Их двигательная активность или крайне низкая, или чрезмерно высокая, хаотичная. Кроме этого, имеются проблемы с координацией движения, нередко они с трудом сохраняют равновесие. Новые действия дети способны выполнять только вместе с взрослым, знакомые – по подражанию и образцу. Новая обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают эмоциональных реакций. У них редко возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и с взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия полностью подчинены указаниям взрослого.

Психомоторная патология у таких детей проявляется неравномерно и характеризуется выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности, сопровождается нарушением процессов восприятия, памяти, внимания, неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Потенциальный уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.

Благодаря систематическому коррекционно-педагогическому воздействию, дети начинают действовать с игрушками, вступать в общение друг с другом. Принимают предложение взрослого участвовать в организованной взрослым деятельности индивидуально или в малой подгруппе. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью, индивидуально-ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе способствуют положительной динамике формирования познавательной сферы, формированию адаптивного поведения и навыков социальной коммуникации, всестороннему воздействию на интеллектуальную, эмоциональную сферы и личностные особенности ребенка.

Данная программа определяет содержание и организацию учителем-дефектологом образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. Реализация содержания программы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, который тесно связан с принципом интеграции образовательных областей.

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью на этапе завершения дошкольного образования:

составляет схематическое изображение из двух-четырех частей;

создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;

показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, пока-занному взрослым;

обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

использует в игре предметы-заместители;

усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

обладает навыком моделирования различных действий, направ-ленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета, обозначает итог счета;

знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

обладает когнитивными предпосылками различных видов дея-тельности;

называет свое имя, фамилию;

узнает, называет и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

называет и выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей;

различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их;

называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;

определяет признаки четырех времен года;

различает время суток: день и ночь.

имеет представление о самом себе, позитивно относится к себе и близким.

сотрудничает с взрослыми и сверстниками, владеет коммуникативными навыками продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

адекватно воспринимает окружающие предметы и явления.

положительно относится к предметам живой и неживой природы.

владеет перцептивными действиями (рассматривания, выслушивания, ощупывания и др.).

у него развита мелкая моторика, сформировано хватание, выработана согласованность действий обеих рук.

проявляет интерес к игрушкам, выполнению предметно-игровых действий, умееет играть со сверстниками.

положительно относится к театральной деятельности, принимает посильное участие в культурно-досуговых мероприятиях.

2.1. Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.

Содержание программы разработано на основе следующих образовательных программ:

«Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» ГБУ РХ Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

«Программа коррекционно- развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей» (авт. Г. В. Дедюхина, Е. Д. Худенко, И. В. Кальянов, М. Н. Любимова, И. Д. Алдохина. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» г. Москва).

«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

«Диагностика-развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова).

2.2. Программно-методическое обеспечение

Программы и методические пособия

Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии», СПб., Союз, 2001.

Л. Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии», СПб., Союз, 2002.

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», М., «Владос». 2002.

Е. А. Стребелева «Формирование мышления», М., «Владос», 2001.

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М., Просвещение, 1988.

Коррекционное занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Здоровье наших глаз» Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42 г. Ленинск-Кузнецкий. Коррекционное занятие «Здоровье наших глаз». Цель: формирование.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Программа профессионального саморазвития учителя-дефектолога ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей 4-5 лет с нарушением зрения 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа разработана.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 1.4. Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Важное значение.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Коррекционная работа Дети с ограниченными возможностями.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы. Программа предполагает построение образовательной деятельности на адекватных возрасту.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 3.3. Организация развивающей предметно – пространственной среды. Условия и средства реализации рабочей программы. Для реализации рабочей.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

www.maam.ru

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью по дошкольному образования учителя-дефектолога

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Возраст детей: 5-7 лет

Проскурякова Елена Павловна

1.1 Пояснительная записка

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

1.3 Планируемые результаты освоения программы

2.1 Образовательная деятельность с учетом основной адаптированной программы дошкольного образования и вариантивных коррекционных программ дошкольного образования.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств программы

2.3 Содержание коррекционной работы по образовательной области» «Познавательное развитие»

2.4 Мониторинг результатов освоения программы.

3.1 Материально-техническое обеспечение

3.2 Программно-методическое обеспечение

3.3 Планирование образовательной области « Познавательное развитие»

1.1 Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

Рабочая программа предназначена для работы учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста 5-7 лет умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Данная программа направлена на познавательное развитие детей и формирование у них предпосылок учебной деятельности с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно — личностных качеств.

взаимодействовать со всеми специалистами учреждения в процессе коррекционно — педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

ыявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.

формировать способы усвоения ребенком с умственной отсталостью социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.

предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.

формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

infourok.ru

Образование

Организация коррекционно-воспитательной работы

В ГБДОУ организована система коррекционно-воспитательной работы, которая объединяет два взаимосвязанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое.

М едицинское направление представлено организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится медицинским персоналом планомерно, систематически, охватывая всех воспитанников, и включает:

  • Профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и нервной системы детей, проведение плановой и противоэпидемиологической вакцинации, фитанцидопрофилактика, витаминизация, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и т.п.);
  • Оздоровительные мероприятия (лечебная физкультура, оздоровительные занятия с использованием установки «Ручеек», тренажерной системы «Тиса» и др.).
    • Охранительный педагогический режим (относительно небольшая наполняемость групп; наличие квалифицированных специалистов; наличие соответствующим образом оснащенных помещений и развивающей среды, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы; режим кратко-временного пребывания ребенка в ДОУ в период адаптации; режим дневного пребывания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития детей; баланс между групповыми и индивидуальными занятиями и свободной деятельностью ребенка, между разными видами активности – умственной, физической, эмоциональной; четкое исполнение рекомендаций врача-психиатра, научно обоснованный режим питания и сна);
    • Особая организация процесса воспитания и обучения (проведение комплексного психолого-педагогического обследования для создания индивидуальной коррекционно-образовательной программы для каждого воспитанника; преимущественное проведение индивидуальных и групповых (по 3-5 человек) занятий; использование в обучении и воспитании приемов и средств, обеспечивающих каждому ребенку возможность достичь оптимального для него уровня развития; широкое использование разнообразных наглядных средств, игровой, конструктивной и изобразительной деятельности в процессе формирования знаний, умственных и практических умений);
    • Психологическое сопровождение развития ребенка (диагностика, активизация развития и коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой и социально-личностной сферы ребенка, психологическая поддержка детей, их семей, педагогов ДОУ);
    • Консультативная помощь семьям воспитанников дошкольного учреждения, а также родителям детей с проблемами в психическом и физическом развитии, не получающим коррекционно-образовательных услуг;
    • Научно-методическая работа по обобщению и распространению педагогического опыта, созданию учебно-методических пособий, разработке, совершенствованию и внедрению инновационных методик воспитания и обучения детей с проблемами в развитии. Сотрудниками ГБДОУ опубликовано более 50 научных и методических работ.
    • В ГБДОУ функционируют следующие группы компенсирующей направленности:

    • Группы для детей с задержкой психического развития
    • Группы для детей с умственной отсталостью легкой степени
    • Группы для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени
    • Группы для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

    В непрерывном образовательном процессе помимо обязательных коррекционных видов деятельности используются различные формы и инновационные технологии:

    • Индивидуальные и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия, занятия «В мире сказки»;
    • Комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов;
    • Комплексные занятия с участием детей и их родителей;
    • Интегрированные занятия (включение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и со сложными дефектами в группы детей с более высоким уровнем интеллектуального развития);
    • Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с использованием игр с водой и песком, театральной куклы, музыки и движения;
    • Индивидуальные и групповые занятия с применением «Программ активизации психомоторного развития К.Книлла»;
    • Технологии подготовки к школе («Волшебные рисунки», «Рисуем по клеткам», «Скоро буду первоклашкой», «Успешный старт»);
    • Применение современного подхода к проведению и оформлению результатов комплексного психолого-педагогического обследования детей («Карта развития ребенка»).
    • gdou97.ru