Работа головного мозга при депрессии

Мозг при депрессии

Российские ученые привели новые аргументы в пользу гипотезы о том, что у людей с депрессией активнее работают нейронные сети, отвечающие за мысли о себе и близком окружении. Выводы исследования опубликованы на страницах Journal of Affective Disorders. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ). Кратко об их результатах сообщается в пресс-релизе РНФ.

Большое депрессивное расстройство или клиническая депрессия – одно из самых серьезных и распространенных психических нарушений. Несмотря на это, о физиологических причинах депрессии науке известно немного, так как состояние пациентов бывает очень разнородным, и нарушения затрагивают множество психических процессов: от мотивации и эмоций до мышления. Провести грань между ними во время экспериментальных измерений различных параметров в мозге непросто. Например, сравнивая успешность выполнения заданий на внимательность и обработку информации здоровыми людьми и людьми с депрессивным расстройством, нужно понимать, что пациенты с нарушениями могут выполнять задания хуже из-за сниженной мотивации, а не потому, что они стали невнимательными.

«Сейчас есть такое направление в изучении мозга – исследование связей между различными частями мозга – connectivity – в состоянии покоя, – рассказывает ведущий автор работы Геннадий Князев, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАМН. – Такие исследования позволили открыть сети покоя – связанные друг с другом участки мозга, которые образуют единую сеть и демонстрируют связанную активность, даже когда человек не выполняет никаких заданий. Одна из них называется default-система, она как раз связана с мыслями о себе, о близких людях, социальном окружении. Она наиболее активна, когда человек не занят какой-то деятельностью».

Не так давно в науке родилась гипотеза, что при депрессии эта система чрезмерно активна. Это означает, что человек зациклен на собственных проблемах, причем видит свое положение безвыходным и представляет свой образ в глазах других обязательно в самых негативных красках. Подобное повторение одних и тех же навязчивых мыслей называется руминацией (от англ. rumination – «пережевывание»). В то же время ослабевают связи в task-positive networks – сетях, которые отвечают за выполнение связанных с внешним миром заданий, обработку информации.

Эти данные уже были подтверждены исследованиями при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Но фМРТ замеряет не саму активность нейронов, которую необходимо зарегистрировать, а насыщенность крови в конкретных областях мозга кислородом.

«В целом уровень кислорода с этим коррелирует, но на показатели фМРТ влияют еще многие факторы, например, особенности работы сердечно-сосудистой системы», – поясняет Геннадий Князев.

Кроме того, анализировалась в основном сила связей внутри каждой системы, а локализация в мозгу эффекта «доминирования» default-системы над task-positive networks не была описана.

Поэтому российские исследователи решили проверить ту же гипотезу при помощи второго метода – электроэнцефалографии (ЭЭГ). В этом случае при помощи подключаемых электродов исследуется электромагнитная активность разных областей мозга. Ученые набрали две группы пациентов – здоровых и страдающих клинической депрессией. Мозг и тех, и других исследовали в состоянии покоя обоими методами.

У метода электроэнцефалографии есть недостаток: электрическая активность регистрируется на поверхности головы, и для получения информации об активности мозга нужно применять сложные математические вычисления. Преимуществом же ЭЭГ является высокое временное разрешение, сопоставимое с динамикой когнитивных процессов. Результаты, полученные у каждой группы пациентов двумя методами, сравнили между собой. Общая идея того, что у пациентов с депрессией default-система более активна, чем task-positive networks, подтвердилась. Оба метода локализовали эффект «доминирования» в передних областях левого полушария, связь которых с генезом депрессии была ранее показана (см. рисунок).

«Эта гипотеза набирает силу, и в какой-то момент клиницисты смогут взять ее на вооружение, чтобы лучше понимать, как работать с такими пациентами: например, что с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии их нужно больше ориентировать на внешний мир», – заключает ученый.

polit.ru

Склонность к депрессии можно выявить с помощью ЭЭГ головного мозга

Российские учёные выяснили, что перестройку нейронов, связанную с депрессивным состоянием, можно выявлять с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), пишет Газета.ру. Во время проведённых исследований они также доказали, что депрессия обусловлена биологической предрасположенностью.

Во время исследований, проведённых при финансовой поддержке Российского научного фонда, учёные выяснили, что в момент депрессивного состояния у человека активизируется дефолт-система мозга — нейронная сеть, связанная с внутренними переживаниями индивида. Дефолт-система была обнаружена сравнительно недавно, пишет Газета.ру. Её работа начинается тогда, когда на мозг перестают действовать внешние раздражители, то есть во время рефлексии человека.

У предрасположенных к депрессии индивидов — даже на доклинической стадии — эмоциональные центры мозга сильнее связаны с так называемой дефолт-системой мозга, участвующей в процессах самосознания и социального сознания, чем с системой внимания. Это значит, что эмоциональные реакции у этих людей скорее возникают в ответ на собственные навязчивые мысли, чем на сигналы из внешнего мира.

Дефолт-система отключается тогда, когда перед человеком стоят внешние задачи, которые нуждаются в срочном решении — новый проект, уход за ребёнком, пишет Газета.ру. Активизируется система во время рефлексии, в моменты «полёта в облаках», когда на индивида не действуют внешние раздражители. Сделать выводы, касающиеся взаимосвязи дефолт-системы с предрасположенностью к депрессии, удалось с помощью анализа данных ЭЭГ многочисленных участников исследования.

По информации издания, изучение нейронных систем мозга с помощью Электроэнцефалографии и сопостовление результатов с данными фМРТ (функциональной магниторезонансной томографии) является передовым решением в научных исследованиях нейрофизиологии.

Учёные утверждают, что некоторые люди склонны к депрессии биологически. Степень проявления болезни также связана с внешними условиями и свойствами личности, но важно учитывать и генетическую предрасположенность. Люди с частыми перепадами настроения (невротики) и негативным эмоциональным фоном предрасположены к депрессии в большей степени.

По словам руководителя проекта Геннадия Князева, данные исследования нельзя использовать для диагностирования у отдельного пациента склонности к депрессии, так как эксперимент проводился с использованием большого количества групповых данных. «Индивидуальная же диагностика – задача психиатров», — говорит доктор биологических наук.

tjournal.ru

10 поразительных фактов о работе головного мозга

Мозг — это самый загадочный и таинственный орган человека. Парадоксально, но наши представления о его работе и то, как она самом деле происходит — вещи диаметрально противоположные. Следующие эксперименты и гипотезы приоткроют завесу над некоторыми тайнами функционирования этого «оплота мышления», взять который ученым не удалось по сей день.

1. Усталость — пик креативности

Работа биологических часов — внутренней системы организма, определяющей ритм его жизнедеятельности — имеет непосредственное влияние на повседневную жизнь человека и его продуктивность в целом. Если вы «жаворонок», то разумней всего выполнять сложную аналитическую работу, требующую серьезных умственных затрат, утром или до полудня. Для полуночников, иными словами — «сов» — это вторая половина дня, плавно переходящая в ночь.

С другой стороны, за более креативную работу, требующую активации правого полушария, ученые советуют приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную истощенность, а мозгу уже просто не под силу разобраться в доказательстве тернарной проблемы Гольдбаха. Звучит безумно, но если копнуть немного глубже, то рациональное зерно в данной гипотезе найти все же можно. Так или иначе, это объясняет, почему моменты типа «Эврика!» происходят во время езды в общественном транспорте после длинного рабочего дня или, если верить истории, в ванной. 🙂

При недостатке сил и энергии фильтровать поток информации, анализировать статистические данные, находить и, что самое главное, запоминать причинно-следственные связи крайне тяжело. Когда речь заходит о творчестве, то перечисленные негативные моменты приобретают положительный окрас, так как этот вид умственной работы предполагает генерирование новых идей и нерациональное мышление. Другими словами, уставшая нервная система при работе над творческими проектами более эффективна.

В одной из статей научно-популярного американского журнала Scientific American говорится о том, почему отвлечение играет важную роль в процессе креативного мышления:

«Способность к отвлечению очень часто является источником нестандартных решений и оригинальных мыслей. В эти моменты человек менее сконцентрирован и может воспринимать более широкий спектр информации. Такая «открытость» позволяет оценивать альтернативные варианты решения проблем под новым углом, способствует принятию и созданию совершенно новых свежих идей».

2. Влияние стресса на размеры мозга

Стресс — это один из наиболее сильных факторов, влияющих на нормальное функционирование головного мозга человека. Недавно ученые Йельского университета (Yale University) доказали, что частые переживания и депрессии в буквальном смысле уменьшают размеры центральной части нервной системы организма.

Исследуя мозг умерших людей, перед смертью страдавших от депрессии, ученые установили, что самая большая деформация наблюдается в префронтальной коре, отвечающей за наиболее сложные когнитивные и поведенческие функции. Кроме того, длительное нервное напряжение оказывает негативное воздействие на гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, участвующей в процессах формирования эмоций и консолидации памяти.

3. Псевдопараллельная работа мозга

Многие уверенны в том, что одновременное выполнение нескольких дел повышает продуктивность работы. Как выяснилось, смотреть фильм, жевать бутерброд и отвечать при этом на сообщение в Facebook практически невозможно. Навык, практикуемый нами изо дня в день, носит менее красноречивое название — переключение контекста (context switch). Иными словами, человек просто прекращает работу над одной задачей, быстро переключаясь на вторую, третью и т. д.

Джон Медина (John Medina) в своей книге «Правила мозга» (Brain Rules) объяснил, насколько вредной может быть многозадачность:

«Результаты многих исследований показывают, что параллельная работа над несколькими заданиями повышает частоту возникновения ошибок на 50% и увеличивает длительность работы в два раза.

Пытаясь сделать два действия одновременно, мозг “разделяет и властвует” — каждое полушарие работает над решением одной единственной проблемы. В результате скорость обработки информации уменьшается ровно в два раза».

Головной мозг человека не может синхронизировать процессы принятия решений в отношении двух отдельно взятых проблем. Пытаясь сделать два действия в одно и то же время, мы всего лишь истощаем свои когнитивные способности, переключаясь с одной проблемы на другую.

В случае, если человек сконцентрирован на чем-то одном, основную роль играет префронтальная кора, контролирующая все возбуждающие и угнетающие импульсы.

«Передняя (Anterior part) префронтальная кора головного мозга отвечает за формирование целей и намерений. К примеру, желание “Я хочу съесть тот кусочек торта” в виде возбуждающего импульса проходит по нейронной сети, достигает задней префронтальной коры, и вы уже наслаждаетесь лакомством».

4. Короткий сон повышает умственную активность

Прекрасно известно, какое влияние оказывает здоровый сон. Вопрос в том, какое воздействие имеет дремота? Как выяснилось, короткие «отключки» на протяжении дня не менее положительно сказываются на умственной деятельности.

Улучшение памяти

После окончания эксперимента по запоминанию 40 иллюстрированных карточек одна группа участников на протяжении 40 минут спала, тогда как вторая бодрствовала. В результате последующего тестирования выяснилось, что участники, которым выпал шанс немного вздремнуть, запомнили карточки гораздо лучше:

«В это сложно поверить, но выспавшейся группе удалось возобновить в памяти 85% карточек, тогда как остальные вспомнили всего 55%».

Очевидно, что короткий сон помогает нашему центральному компьютеру «кристаллизировать» воспоминания:

«Исследование показывает, что едва сформировавшиеся в гиппокампе воспоминания очень хрупки и могут быть легко стерты из памяти, особенно если потребуется место для новой информации. Короткий сон, как оказалось, “проталкивает” недавно усвоенные данные к новой коре (неокортекс), месту длительного хранения воспоминаний, защищая их таким образом от уничтожения».

Улучшение процесса обучения

В процессе исследования, проведенного профессорами Калифорнийского университета (The University of California), перед группой студентов было поставлено довольно сложное задание, требующее изучения большого количества новой информации. Через два часа после начала эксперимента половина волонтеров, точно так же, как и в случае с карточками, на протяжении короткого периода времени спала.

В конце дня выспавшиеся участники не только качественнее выполнили задание и лучше усвоили материал, но их «вечерняя» продуктивность значительно превышала показатели, полученные перед началом исследования.

Что происходит во время сна?

Несколько недавних исследований показали, что во время сна активность правого полушария значительно повышается, тогда как левое ведет себя предельно тихо. 🙂

Такое поведение ему совершенно не свойственно, так как у 95% населения планеты левое полушарие является доминирующим. Андрей Медведев, автор данного исследования, сделал весьма забавное сравнение:

«Пока мы спим, правое полушарие беспрестанно хлопочет по дому».

5. Зрение — главный «козырь» сенсорной системы

Несмотря на то, что зрение является одной из пяти составляющих сенсорной системы, способность воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра по своей важности значительно превалирует над остальными:

«Через три дня после изучения какого-либо текстового материала, вы вспомните всего 10% прочитанного. Несколько релевантных изображений способны увеличить эту цифру на 55%.

Иллюстрации гораздо эффективнее текста отчасти потому, что чтение само по собе не приносит ожидаемых результатов. Наш мозг воспринимает слова в виде крошечных изображений. Чтобы вникнуть в смысл одного предложения, необходимо больше времени и энергии, нежели для того, чтобы рассмотреть красочную картинку».

На самом деле то, что мы так сильно полагаемся на свою зрительную систему, имеет несколько негативных моментов. Вот один из них:

«Наш мозг вынужден постоянно строить догадки, так как он не имеет никакого понятия, где конкретно находятся видимые предметы. Человек живет в трехмерном пространстве, тогда как свет на сетчатку его глаза падает в двумерной плоскости. Таким образом, мы додумываем все, что не можем увидеть».

На картинке, представленной ниже, показано, какая часть головного мозга отвечает за обработку визуальной информации, и ее взаимодействие с другими областями мозга.

6. Влияние типа личности

Принято считать, что экстравертность и интровертность каким-то образом связаны с тем, насколько открыт или застенчив человек. На самом деле все опять-таки зависит от работы мозга. 🙂

Умственная активность экстравертов значительно повышается, когда «выгорает» рискованная сделка или удается провернуть какую-то авантюру. С одной стороны, это просто генетическая предрасположенность общительных и импульсивных людей, а с другой — разные уровни нейромедиатора дофамина в мозгу разных типов личности.

«Когда стало известно, что рискованная сделка оказалась удачной, повышенная активность прослеживалась в двух областях мозга экстравертов: миндалевидном теле (лат. corpus amygdaloidum) и прилежащем ядре (лат. nucleus accumbens)».

Прилежащее ядро является частью дофаминергической системы, вызывающей чувство удовольствия и влияющей на процессы мотивации и обучения. Дофамин, вырабатываемый в мозгу экстравертов, подталкивает их к совершению безумных поступков и дает возможность полностью насладиться происходящими вокруг событиями. Миндалевидное тело, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании эмоций и отвечает за обработку возбуждающих и угнетающих импульсов.

Другие исследования продемонстрировали, что самая большая разница между интровертами и экстравертами заключается в процессах обработки различных стимулов, поступающих в мозг. У экстравертов этот путь гораздо короче — возбуждающие факторы двигаются через области, отвечающие за обработку сенсорной информации. У интровертов траектория движения стимулов гораздо сложнее — они проходят через области, связанные с процессами запоминания, планирования и принятия решений.

7. Эффект «полного провала»

Профессор социальной психологии Стэнфордского университета (Stanford University) Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) обосновал существование так называемого эффекта «полного провала» (Pratfall Effect). Его суть состоит в том, что допуская ошибки, мы больше нравимся людям.

«Тот, кто никогда не ошибается, менее симпатичен окружающим, нежели тот, кто временами делает глупости. Совершенство создает дистанцию и невидимую ауру недосягаемости. Именно поэтому в выигрыше всегда тот, у кого есть хоть какие-то изъяны.

Эллиот Аронсон провел замечательный эксперимент, подтверждающий его гипотезу. Группе участников было предложено прослушать две аудиозаписи, сделанные во время собеседований. На одной из них было слышно, как человек опрокидывает чашку кофе. Когда участников опросили, какой из претендентов им симпатизировал больше, все проголосовали за неуклюжего соискателя».

8. Медитация — подзарядка для мозга

Медитация полезна не только для улучшения внимания и сохранения спокойствия в течении дня. Различные психофизические упражнения имеют множество положительных эффектов.

Спокойствие

Чем чаще мы медитируем, тем спокойнее становимся. Это утверждение несколько спорное, но довольно интересное. Как выяснилось, причиной тому является разрушение нервных окончаний мозга. Вот как выглядит префронтальная кора до и после 20-минутной медитации:

Во время медитации нервные связи значительно ослабевают. При этом связи между областями мозга, отвечающими за рассуждения и принятия решений, телесными ощущениями и центром страха, наоборот, укрепляются. Поэтому, переживая стрессовые ситуации, мы можем более рационально их оценивать.

Креативность

Исследователи Лейденского университета в Нидерландах, изучая целенаправленную медитацию и медитацию ясного ума, обнаружили, что у участников эксперимента, практикующих стиль целенаправленной медитации, не наблюдалось особых изменений в областях мозга, регулирующих процесс творческого мышления. Те, кто избрал для себя медитацию ясного ума, намного превзошли остальных участников по результатам последующего тестирования.

Память

Кэтрин Кэрр (Catherine Kerr), доктор философских наук, сотрудник Центра Биомедицинского Сканирования MGH (Martinos Center for Biomedical Imaging) и Исследовательского центра Ошера Гарвардской Медицинской Школы, утверждает, что медитация повышает многие умственные способности, в частности — быстрое запоминание материала. Способность абсолютно абстрагироваться от всех отвлекающих факторов позволяет людям, практикующим медитацию, предельно концентрироваться на выполняемой задаче.

9. Упражнения — реорганизация и воспитание силы воли

Конечно, физические упражнения очень полезны для нашего тела, но как насчет работы мозга? Между тренировками и умственной активностью существует точно такая же связь, как между тренировками и положительными эмоциями.

«Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека. В результате проведенного тестирования выяснилось, что люди, активно занимающиеся спортом, в отличие от домоседов, имеют хорошую память, быстро принимают правильные решения, без особого труда концентрируют внимание на выполнении поставленной задачи и умеют выделять причинно-следственные связи».

Если вы только приступили к занятиям, ваш мозг воспримет это событие не иначе как стресс. Учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, судороги, мышечная боль и т. д. — все эти симптомы возникают не только в тренажерных залах, но и в более экстремальных жизненных ситуациях. Если ранее вы ощущали что-то подобное, эти неприятные воспоминания обязательно всплывут в памяти.

Чтобы защититься от стресса, во время тренировки мозг вырабатывает белок BDNF (нейротрофический фактор мозга). Вот почему после занятий спортом мы чувствуем себя непринужденными и в конечном итоге даже счастливыми. Кроме того — как защитная реакция в ответ на стресс — увеличивается выработка эндорфинов:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

10. Новая информация замедляет ход времени

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы время летело не так быстро? Наверное, неоднократно. Зная, каким образом человек воспринимает время, можно искусственно замедлять его ход.

Поглощая огромное количество информации, поступающей от разных органов чувств, наш мозг структурирует данные таким образом, чтобы мы могли беспрепятственно воспользоваться ими в будущем.

«Так как информация, воспринимаемая мозгом, совершенно неупорядоченная, она должна быть реорганизована и усвоена в понятной для нас форме. Несмотря на то, что процесс обработки данных занимает миллисекунды, новая информация усваивается мозгом немного дольше. Таким образом, человеку кажется, что время тянется вечность».

Более странно то, что за восприятие времени отвечают практически все области нервной системы.

Когда человек получает много информации, мозгу необходимо определенное время на ее обработку, и чем дольше длится этот процесс, тем больше замедляется ход времени.

Когда же мы в который раз работаем над до боли знакомым материалом, все происходит с точностью до наоборот — время пролетает практически незаметно, так как особых умственных усилий прикладывать не приходится.

lpgenerator.ru

Как устроена депрессия и могут ли специальные упражнения ее предотвратить?

Ксения Романенко

Если стимулировать определенные зоны коры головного мозга, то можно натренировать себя не распознавать определенные негативные стимулы. Это значит, что депрессию возможно предотвратить, если использовать довольно простые упражнения. T&P публикуют перевод статьи в журнале New Scientist, в которой рассказывается о том, к каким выводам пришел стэнфордский ученый Йен Готлиб.

Участниками исследования, проведенного под руководством Йена Готлиба в Стэнфордском университете, стали девочки от 10 до 14 лет, чьи матери страдают от депрессии. Предполагалось, что именно они находятся в группе повышенного риска по развитию депрессивных состояний, так как могут перенять от своих матерей тенденцию преувеличивать неприятную информацию. Хотя ни у одной из девочек еще не было в анамнезе депрессивного эпизода, Готлиб выяснил, что их мозг уже слишком сильно реагирует на негативно окрашенные эмоциональные стимулы. Этот паттерн свойственен для всех людей, переживающих депрессию.

Готлиб попытался выяснить, смогут ли участники эксперимента при помощи интерактивного программного обеспечения и аппаратуры для визуализации мозговой деятельности «перезагрузить» свой мозг и преодолеть свои негативные склонности. В пилотном исследовании использовался метод положительной обратной связи. Испытуемые учились контролировать уровень активности зон головного мозга, связанных с переживанием депрессии, глядя на дисплей, на который выводились данные функциональной магнитно-резонансной томографии.

Уровень активности, измеренный с помощью МРТ, демонстрировался девочкам на дисплее в виде термометра. Испытуемым показывали грустные или негативно окрашенные картинки, которые повышали активность зон головного мозга, ответственных за возникновение депрессии. Нужно было попытаться «сбить температуру» — вернуться к более оптимистическому психологическому состоянию. После эксперимента девочкам посоветовали применять этот образ мыслей и в их повседневной жизни. Испытуемым контрольной группы демонстрировались чужие данные вместо их собственных, поэтому они не научились по-настоящему контролировать активность своего мозга.

Вторая серия эксперимента проходила так: участники исследования получили новые упражнения для мозга в простой компьютерной игре. В этой игре каждые несколько секунд на экране компьютера появлялась пара лиц: либо нейтральное и грустное, либо нейтральное и счастливое. Затем на экране появлялась точка и занимала место одного из лиц. Задача состояла в том, чтобы как можно быстрее кликнуть на точку. Для девочек из контрольной группы лица, замещаемые точкой, выбирались рандомно. А в игре участниц экспериментальной группы точка всегда занимала место более позитивного лица в паре (нейтральное по сравнению с грустным, счастливое по сравнению с нейтральным). Через неделю ежедневных упражнений девочки из экспериментальной группы были хорошо натренированы не акцентировать свое внимание на печальных лицах.

Ученые выделяют два вида причин возникновения депрессии: реактивная и эндогенная. В первом случае это расстройство связано с реакцией на какие-то внешние события: потерю близкого человека, резкие перемены в жизни, стресс. Во втором — с физиологическими причинами: с дефицитом биогенных аминов (серотонина, норадреналина и дофамина), неврологическим или эндокринным заболеванием.

Изначально эта идея (тренировки смещения внимания) показалась Йену Готлибу настолько примитивной, что он поспорил с Колином МакЛеодом, психологом из Университета Западной Австралии, который первым предложил эти методы работы, что упражнения не повлияют на психологические симптомы депрессии. И проиграл спор. В пилотной серии исследования оба типа упражнений значительно снизили проявление реакций, связанных со стрессом — повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления и уровня гормона кортизола в крови. Сила этих реакций на стресс, являющихся ключевыми показателями депрессии, уменьшились через неделю тренировки. Испытуемые из экспериментальной группы развили способность снижать остроту проявления защитных реакций (например, частого моргания) на лица с негативными эмоциями. А вот контрольная группа не показала такого же улучшения и развития.

Джилл Холей, глава программы по клинической психологии Гарвардского университета, призналась, что была под впечатлением от полученных данных, даже несмотря на небольшой объем выборки в эксперименте. По ее мнению, Готлиб буквально открывает в этой области новые горизонты». Сейчас ученый набирает участников следующей исследовательской программы. Он планирует сравнить в долгосрочной перспективе показатели их психического здоровья с показателями группы из 200 человек, матери половины из которых страдают от депрессии. Результаты пилотного эксперимента были представлены в сентябре, на ежегодной встрече Общества исследователей в области психопатологии в Бостоне.

theoryandpractice.ru

Глубокая стимуляция головного мозга при депрессии

В связи с тем, что более 30% депрессий не поддаются традиционной терапии, нарастает интерес к исследованиям, направленным на поиск альтернативных методов лечения. Одной из новых технологий, которые исследуются в настоящее время, является глубокая стимуляция головного мозга.

Глубокая стимуляция головного мозга ? хирургический метод, суть которого заключается в имплантации электродов в определенные области головного мозга с последующим проведением мягкой электрической стимуляции. Электроды, помещенные в головной мозг, тонкими проводами, идущими под кожей, соединяют с генератором, который внедряют под кожу и размещают рядом с ключицей. Врач программирует генератор, подбирая эффективный режим стимуляции. Глубокая стимуляция головного мозга применяется при ряде неврологических заболеваний, например при болезни Паркинсона, с целью снижения выраженности симптомов и уменьшения дозировки лекарств. Опыт применения данного метода при депрессии до недавнего времени отсутствовал. Ученые могли лишь предполагать, что электрическая стимуляция зон головного мозга, отвественных за настроение, будет способствовать его улучшению.

Канадские нейрохирурги и психиатры провели многолетнюю работу по исследованию эффективности глубокой стимуляции поясной извилины коры головного мозга в области, лежащей под мозолистым телом (зона 25 по Бродману), у 20 больных с тяжелой депрессией, устойчивой к лечению. После 12 месяцев проведения глубокой стимуляции головного мозга пациенты ежегодно обследовались для оценки результатов лечения и выявления возможных побочных эффектов. В среднем реакция на лечение в течение одного года, двух лет и трех лет составила 62,5%, 46,2% и 75%, соответственно. После последнего обследования всех пациентов (при длительности лечения от 3 до 6 лет) было установлено, что глубокая стимуляция головного мозга эффективна у 64,3% пациентов с резистентной к лечению депрессией. За время наблюдения физиологическое и психологическое состояние больных постепенно улучшалось. Никаких значительных побочных эффектов отмечено не было, однако двое пациентов умерли в процессе исследования вследствие суицида при рецидиве депрессии.

Полученные данные позволяют предположить, что глубокая стимуляция головного мозга является достаточно эффективным и безопасным методом лечения депрессий, устойчивых к терапии. Однако процедура является инвазивной и пока носит экспериментальный характер. Прежде чем внедрять этот метод в широкую клиническую практику, необходимо провести дополнительные исследования с участием большего количества пациентов.

cnsinfo.ru