Работа учителя стресс

3 апреля 2016 г., 08:46

Здравствуйте! Я работаю учителем в колледже. У меня ,как и у всех учителей большая нагрузка и переработки, 20-25 пар в неделю. Не хватает нас. И конечно классное руководство, работа дома, подготовка к урокам. Зарплата, конечно же, небольшая.
Несмотря на все, работа мне нравится в целом. Работаю с энтузиазмом, занимаюсь саморазвитием, пытаюсь сделать пары интересными, много времени уделяю общению со студентами.
Но в последнее время чувствую, что устаю и испытываю нервное напряжение (опущу подробности, кто работал учителем, тот поймет, что в нашей работе вызывает стресс).
Было ли у вас такое чувство, что вы бесполезный учитель? Занимаетесь ерундой? Никакого результата не видно? И вообще вы сами ничего не знаете.
Если да, то, как вы боритесь с этим чувством? Учителя, как боритесь со стрессом?

3 апреля 2016 г., 10:29

Афобазол. Спорт, массаж.

3 апреля 2016 г., 10:48

Меньше думай о том, как всем угодить и больше отдыхайте и спите! Не нужно сильно усердствовать и выдумывать на каждое занятие супер задания и сидеть над их разработками до ночи! Никто не оценит.Давайте больше на самостоятельное изучение студентам, если ваш предмет это позволяет. Т.к вы работаетп с группой людей, оо это очень выматыаает эмоционально.Все разные и всем не угодишь.Короче, относитесь ко всему проще. П. С. я тоже препод, но последние неск лет работаю репетитором только.Раньше работала с группами и т.д, вначале » карьеры» такде переживала и что то пудрила, но поняла что это никто не оценит особо и не стала себя мучать.Вме были довольны, и я, и студенты)

Преподаю, правда в вузе, нагрузки особой нет, не стала брать много часов. Но ощущение того, что иногда я бесполезна есть. Студенты во первых сонные как мухи, может весна так влияет, а когда нет отдачи, когда не слушают, а просто отсиживают пары, то тяжело. Особенно на лекциях, на семинарах оживают. Поэтому я никогда тупо не читаю лекции, не заставляю конспектировать, стараюсь проводить занятие в виде дискуссии. Все равно к концу рабочего дня выжатая как лимон. Хотя я больше устаю от административной работы. Спорт кстати отличное средство от стресса, я через день хожу.

3 апреля 2016 г., 10:52

Я тоже преподаватель, работаю 5 лет, я очень нервная стала, здоровье стало подводить сильно((Все из-за работы.

3 апреля 2016 г., 11:17

3 апреля 2016 г., 12:11

Я преподаю 15 лет уже. Сначала тоже хотела везде успеть, сделать как можно лучше, интереснее, понятнее. Тоже каждый день по 4 пары было. А потом выдохлась. Было постоянное чувство, что все бесполезно. Все-таки преподавание — это творческий процесс, а когда на творчество нет времени, а нужно только планы выполнять да отчетность бесконечную составлять, то себя не реализовываешь, отдачи не чувствуешь. Я еще и в декрет сходила на 3 года. Вернулась на ту же работу. Сначала было интересно, но ребенок начал постоянно болеть, у меня все дисциплины абсолютно новые, а не те, по которым я опыта и материалов набиралась 10 лет, требования все поменялись. Опять начались нервы. И вот никуда не денешься, т.к. никому с маленьким ребенком не нужен, на носу переподписание контракта (а требования как всегда изменились на соответствие должности), конкуренция. Чувствую, что опять морально измотана и уже ничего не хочется.

3 апреля 2016 г., 12:21

Просто откажитесь на будущий год от лишних часов и все. И не говорите, что не можете, можете. Не надо идти на поводу у начальства. Пусть ищут педагогов в штат , это их работа

Это так кажется, что можно отказаться. Начнут давить, делать неудобное расписание, навешивать всю общественно-организаторскую работу какую только можно (уж поверьте, найдут к какому пункту трудовых обязанностей привязать), а еще начнут занижать баллы за проделанную работу, просто игнорируя эту работу. У нас так у родственников в школе начальство изгаляется над учителями.

m.woman.ru

Содержание:

10 способов справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье учителю

Работая психологом, я проанализировала работу учителей начальных классов. Учителя настолько загружены, что состояние стресса, напряженности есть практически у каждого из них. Скорее всего, такие проблемы есть и учителей старшей школы. В своей статье я делюсь методами, как побороть стресс и сохранить психическое здоровье учителя.

  • У ответственного учителя на подготовку у уроку (вернее сказать, к следующему учебному дню) уходит самое меньшее 1, 5 – 2 часа. Это только отдельным людям, находящимся довольно далеко от педагогики, кажется, что провести урок — это проще простого. А ведь нужно составить план каждого занятия, подобрать интересные материалы, наглядные примеры, детально продумать, как удержать внимание младших школьников в течение всего урока, при этом, не утомив детей. Каждый раз приходится продумывать методику проведения не только урока (а их не менее 4 – 5), но и способы индивидуальной, групповой работы с обучающимися, требующими по разным причинам пристального внимания.
  • Кроме этого —ежедневная проверка тетрадей по математике и русскому языку (40 – 50 тетрадей). А в них нужно не только исправить ошибки, но и проанализировать их причины.
  • А ещё оформление каждый день классного журнала, проверка дневников, заполнение текущей документации.
  • Перемена — и это тоже не отдых: надо непременно успокоить Лену, помирить Сашу с Геной, проветрить класс, успеть забежать в учительскую и, наконец, настроиться на следующий урок.
  • Много времени и сил отнимает внеклассная работа — подготовка к праздникам, экскурсии, кружки. А уж если педагог ведет и группу продленного дня, то нагрузка удваивается.
  • Самое тяжелое в психологическом плане — это беседы с родителями в школе до и после уроков, на переменах, вечерние звонки пап и мам по телефону.
  • Что же можно сделать, чтобы не принимать всё близко к сердцу и не расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс?

    • Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у вас остаётся масса неоконченных проектов. Учитесь определять краткосрочные и долгосрочные цели.
    • Принимайте и признавайте несовершенства и ограничения. Многие из нас ставят перед собой недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно расстраиваются, не реализовав их. Человек не может быть совершенным, потому часто в подобных случаях чувствует себя несостоятельным.
    • Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом. Порой просто необходимо убежать от обыденных жизненных проблем и развлечься. Найдите себе занятие по душе, приятное и увлекательное для вас. Стремитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнь.
    • Будьте положительной личностью. Старайтесь сосредотачиваться на положительных качествах окружающих. Хвалите других людей за те вещи и качества, которые Вам в них нравятся. Избегайте конфликтов и критики в адрес окружающих. Овладейте техникой позитивного мышления.
    • Избегайте ненужной конкуренции. Стремление к победе и безупречному выигрышу в слишком многих областях жизни вызывает напряжённость, тревожность, агрессивность и другие негативные проявления.
    • Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях. Выберите себе друга, консультанта, священника или других людей, с которыми вы можете поделиться наболевшим, «выговориться».
    • Учитесь прощать. Нетерпимость к другим людям приводит к гневу, неприязни, фрустрации. Развивайте в себе эмпатийные качества. Ведь это поможет Вам жить в ладу с самим собой, поможет понять, что на самом деле чувствуют другие люди.
    • Используйте естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
    • Учитесь давать себе самоприказы. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»
    • Стремитесь к саморазвитию как в профессиональном, так и личностном плане. Ведь непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации и психолого-педагогической компетентности будет способствовать стабильности личностной и профессиональной самооценки.
    • Надеюсь, выполнение этих несложных рекомендаций поможет вам, уважаемые педагоги, «гореть, но не сгорать» в своей сложной, но такой интересной профессиональной деятельности.

      Фото: Надежда Чернеева.

      Об авторе: Бесова Инна Юрьевна, педагог-психолог, МБОУ — Лицей № 5 г.Мценск Орловской области.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Понравился материал?
      Хотите прочитать позже?
      Сохраните на своей стене и
      поделитесь с друзьями

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      Работа учителя стресс

      Авторы: Ромашкина Н.Н., Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15, г. Златоуста

      В современных условиях профессиональной деятельности обостряется противоречие между тем, что существует большое количество публикаций по проблеме эмоций в монографиях и работах психологов и недостаточной разъяснительной работой о проявлениях профессионального стресса среди учителей. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика. Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека.

      Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения). (13.8.)

      В настоящее время вместо термина «эмо­циональное напряжение» многие употребляют термин «стресс». Стресс (от англ. stress — «давление», «напряжение») – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. (7.23.)

      Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, как отмечает М.И.Педаяс, от неё зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.(17.17.) Качественная эмоциональность учителей-женщин (склонность к проявлению эмоций разной модальности) изучалась Т.Г.Сырицо по методикам, разработанным в лаборатории А.Е. Ольшанниковой, но модифицированных специально для педагогической деятельности. Это позволило выявить более чёткую динамику изменения эмоциональной сферы учителей с увеличением их педагогического стажа.(20.98.) В первые годы работы в школе склонность к переживанию радости у молодых учителей уменьшается, а к переживанию печали, гнева и страха увеличивается. Затем по мере увеличения стажа и приобретения опыта картина меняется: склонность к переживанию радости возрастает, а к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Возрастает и оптимизм учителей. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей.

      По данным Н.А.Аминова, эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя.(1.13.) Выявлены эмоциональные различия между учителями-предметниками. У учителей физкультуры, трудового обучения и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, преподающих гуманитарные и естественные науки. Существующий у педагогов эмоциональный фон очевидно во многом зависит от того, с каким контингентом они работают. (16.72.) По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

      В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

      К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

      · безразличие, скука, пассивность и депрессия;

      · повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

      · частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

      · постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

      · чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

      · чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится».

      К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

      · ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

      · сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

      · вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

      · руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

      · чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

      · невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

      Можно выделить два основных способа профилактики стресса: естественные способы регуляции организма и способы саморегуляции. Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой животными, баня, массаж, движения, танцы, музыка и многое другое.

      Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

      Опрос, результаты исследования, опыт данной работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. (18.22.)

      Ниже приведены некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения. Стоит отметить, что данные способы можно использовать для коррекции эмоционального состояния учащихся. (18.219.)

      Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

      1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

      2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

      3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

      Концентрация. Неумение сосредоточиться фактор, тесно связанный со стрессом.

      1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

      2. Сядьте на табуретку или обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

      3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации) .

      4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

      Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

      1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

      2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

      3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

      4. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

      Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

      На базе МБОУ СОШ №15 г. Златоуст было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 19 учителей. Половозрастной состав группы характеризуется наличием женского пола в возрасте от 25 до 52 лет, преимущественно в возрасте 25-35 лет, где средний показатель стажа работы составляет 5-12лет.

      Изучив результаты психодиагностики, могу отметить, что психическому выгоранию в большей степени подвержены те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс они составляют 32%, при 68% учителей с наличием высокого уровня эмоционального выгорания. Также выгорание приводит к снижению профессиональной мотивации, что негативно сказывается на личностных качествах. Результаты эксперимента позволили определить нам двух человек с низким уровнем, которые составили 10,5%. Стаж их работы в школе составляет 5 и 7 лет, им характерны стандартный подход, ординарность, самоуверенность, упрощенное понимание детей.

      Таким образом, наблюдается умеренная эффективность самостоятельного использования методов профилактики учителями школ.

      Основной вывод, который необходимо сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить.

      Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

      Список используемой литературы

      1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 2005. — №5.

      2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека – Спб.: ВМА, 2005. – 395с.

      3. Архангельский А.Д. Летняя координациометрия // Военно – санитарное дело. – 1984. — №5.

      4. Виру А.А. Об изменениях в деятельности эндокринных желез при эмоциях, сопрвождающих спортивные соревнования // Психологические вопрсы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. – М.: 1999.

      5. Иванов Е.А., Тищенко А.Г., Шерман Д.Д. Характер мышечных статических усилий как показатель эмоционального напряжения //Вопросы психологии. – 2002. – №2.

      6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер.2008. – 752с.: ил. – ( Серия «Мастера психологии»).

      7. Китаев – Смык А.А. Психолгия стресса. – М.: Наука,1983 – 513с.

      8. Куликов Л.В. Психология натроения. – Спб., 1997 – 260с.

      9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Академия, 1999.

      10. Леви В.Л., Волков Л.З. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. – Минск, 1990.

      11. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность// Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда Ч.1.-Л., 1998. – 389с.

      12. Марищук В.Л. Эмоции в спортивном стрессе. – Спб.: КВИФК, 1995. – 205с.

      13. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. – Вып. 2. – 1998.

      14. Носенко Э.Л. Изменение характеристик речи при эмоциональной напряжённости. – Днепропетровск, 1995. – 315с.

      15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240с.

      16. Пашина А.Х. Опыт исследования эмоцилнальной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал. – 1995. — №2.

      17. Педаяс М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллекива и личности. – Таллинн, 1999.

      18. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Владос, 1992. – 318с.

      19. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 224с.

      20. Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально – важное качество учителя: Автореф.дис. – Спб., 2007. – 115с.

      21. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: Филинъ, 2010. – 369с.

      22. Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогв и других специалистов социальнойсферы // Школьный психолог. – 2003. — №36.

      23. Чирков Ю.Г. Стресс без дистресса. – М.: ФиС, 2001. – 430с.

      journal.preemstvennost.ru

      Как снять стресс и усталость после работы? Советы «усталого педагога»

      Мы, учителя, устаём. Объем проделываемой работы — огромен. Разных дел нескончаемый поток. Что делать с нашей профессиональной усталостью?! Предлагаю искать и иметь определённый набор средств снятия стресса и усталости. А, главное, коллеги, пользоваться им постоянно.

      Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости

      Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот — всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило — заботиться о собственном настроении самим. Ведь никто кроме нас самих заботиться о нашем настроении не будет. Поэтому нужно нам самим искать способы улучшения собственного настроения и снятия стресса. На мой взгляд, такие способы нужно искать постоянно, всё время, пробуя новые. И надо непременно иметь целый набор таких способов. Я приведу лишь некоторые примеры, искать же наиболее эффективные и приемлемые для вас нужно вам самим.

      Зарядка и труд болезнь перетрут!

      Очень хорошо снимают стресс и улучшают настроение разного рода физические упражнения. Сходите в бассейн, посетите занятие аэробикой, побегайте вечером в ближайшем парке. Слишком сложно? Вам это не подходит? Ищите свои, подходящие вам, методы борьбы со стрессом и подавленным настроением. Вместо бассейна — контрастный душ или травяная ванна, вместо занятия в спортзале — выполнение упражнений под видеокассету и ролики с YouTube в собственной квартире. Не можете бегать, прыгать, заниматься аэробикой? Идите домой с работы пешком на максимально возможной для вас скорости, так, чтобы почувствовать напряжение во всех мышцах. Подойдя к своему дому, поднимитесь на свой этаж без лифта. А пробежку по темным улицам вполне можно заменить занятием на домашнем велотренажере, соединив спортивные упражнения с просмотром любимой телепередачи. Ведь просто так крутить педали 10-20-30 минут очень скучно. Установите свой домашний велотренажер перед телевизором и смотрите на здоровье любимые фильмы и шоу, но, не развалившись при этом на мягком диване, а работая на ногами.

      Поделайте растяжки, удобно растянувшись на своем паласе. Руки вытянуты над головой, ноги вытянуты так, чтобы стать как можно выше ростом, как можно длиннее. Поваляйтесь на ковре, повыгибайтесь, порастягивайтесь. Затем обхватите свои колени обеими руками и поделайте перекаты на спине. Это — для отдыха нашего позвоночника. Или покатайтесь на двухлитровой бутылке с минеральной водой. Это — отличный массаж для нашей спины. Готовы на большее? Постойте несколько секунд на голове. А для любителей необычных решений, наверное, подойдут занятия стретчингом, пилатесом, йогой или танец живота.

      Коллекция музыки и фильмов

      Заведите у себя дома целую коллекцию своих любимых дисков. Подберите такую музыку, которая вас радует, успокаивает, умиротворяет или, наоборот, бодрит и зажигает, если вам такое больше по вкусу. Покупайте себе в подарок по любимому диску на праздники вместо традиционного жирного и высококалорийного торта. Обязательно соберите для себя коллекцию дисков с классической музыкой. Какой именно? Выбирать вам. После трудового дня поставьте такой диск. Приглушите громкость: пусть эта музыка будет приятным фоном для вашего отдыха и расслабления после работы. Любопытно, что многие хирурги во время проведения операций ставят кассеты с классическими музыкальными фрагментами. Вот и вы попробуйте.

      Английское выражение: music to one’s ears.
      Дословный перевод: музыка на чьи-либо уши.
      Русский эквивалент: бальзам на душу.

      Итак, уважаемые коллеги, придя с работы домой, организуйте себе бальзам на душу и музыку на уши!

      Не хотите музыку? Найдите диски с записями естественных природных звуков: шум дождя, водопада, пения птиц в лесу, звуков морского прибоя или шелеста листвы от ветерка.

      Вносите здоровый смех и юмор в свою жизнь

      Диски из вашей домашней коллекции могут быть с записями выступлений юмористов и сатириков, а также с лучшими комедийными фильмами. Подберите коллекцию юмористических и смешных книг, сборников забавных рассказов и анекдотов и перечитывайте их время от времени, лучше вместе со своей семьей. Здоровые люди должны смеяться и улыбаться. В нормальной здоровой семье должен звучать смех и шутки, хотя бы иногда. Это, кстати сказать, не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Над этим придется поработать упорно и настойчиво. И сделать это должны тоже мы, мы сами. Никто за нас вносить юмор, шутки и смех в наш дом кроме нас самих не станет и не сможет.

      Домашние животные

      Особое место в нашей жизни занимают питомцы, которых мы держим в доме. Заведите себе кого-нибудь, если вы действительно любите животных. Они меняют атмосферу нашего дома в лучшую сторону, наполняя её положительными эмоциями и спокойствием. На меня, например, после трудового дня всегда оказывало живительное действие заливистое пение маленького домашнего попугайчика, нашего всеобщего любимца. Другим, возможно, поможет отключиться от производственных дел прогулка с собакой или мурчание любимого кота под боком.

      Отдых на природе

      Общение с природой часто творят с нами почти чудеса. Но ещё чаще мы почему-то забываем посадить у своего подъезда цветы, погулять в парке, понаблюдать за полетом шмеля, пройтись по траве босиком, прислушаться к шуму дождя и удивиться красоте природы.

      Просто пожелание: Удивляйтесь чаще, особенно после тяжёлого трудового дня. Всегда удивляйтесь красоте природы!

      Дневной сон

      А, может быть, вам нужен ежедневный пусть и непродолжительный дневной сон? Так в чем дело? По возвращении с работы возьмите 20-30 минутный сон-аут.

      Сделайте свою жизнь ярче

      Осветите свою жизнь и своё рабочее место по-новому. Наступает осень или идет бесконечная зима. Как известно, поздней осенью и долгой зимой по мере укорачивания светового дня все больше и больше людей начинают хандрить, ощущать подавленное настроение и даже впадать в депрессию. Замените в доме и на своем рабочем месте все лампочки на более яркие. И вообще поставьте, повесьте в своём доме множество различных светильников. Сделайте перестановку дома и в классе. Расставьте все по-другому, по-новому. Больше света и светильников в нашу жизнь!

      Заведите привычку жечь дома свечи. Говорят, они порой творят волшебство. Во-первых, огонь сжигает отрицательную информацию и убирает плохую энергетику, витающую порой в наших домах. Во-вторых, вид горящих свечей успокаивает. Удивительно, но человеку трудно оторвать взгляд от пламени свечей. Считается, любовь к огню у нас от древних, она в нашей генетической памяти и передается из поколения в поколение. Устраивайте себе периодически свечетерапию или светотерапию, когда жгут свечи или зажигают все светильники, имеющиеся в доме.

      Еще можно себе устроить ванну при свечах. Подготовьте все необходимое для принятия ванны, расположите по всех ванной комнате свечи, зажгите их, включите любимую спокойную музыку, поставьте на край ванны бокал с любимым напитком, не забудьте ароматизировать воду. А теперь погружайтесь не только в ванну, но во всю эту обстановку, в отдых и расслабление. Хороши домашние ванны с морской солью. Можно ароматизировать и сам воздух в ванной комнате. В небольшой кастрюльке заварите несколько сухих веточек мяты или эвкалипта. После закипания перенесите кастрюльку с травяным настоем в ванную комнату, снимите крышку и оставьте так в открытом виде. Помещение наполниться удивительно приятным ароматом живой природы. Дышите и расслабляйтесь.

      Правильное питание

      Сократите потребление «мертвой пищи», предварительно изучив для этого целую гору книг по здоровому образу жизни и выбрав подходящий для вас режим питания. Устройте, а вернее периодически устраивайте, себе морковно-яблочный день или бананово-апельсиновый. Или вообще, какой угодно фруктово-овощной. Пейте много чистой воды. Организм начнёт очищаться, и вы почувствуете себя лучше.

      А ещё придумайте себе какой-нибудь весёлый и полезный девиз. Могу поделиться своим: «Маленькие порции для соблюдения пропорции!».

      Хороши соковые дни, когда вы не едите совсем ничего, а, чувствуя голод, пьете фруктовые и овощные соки. Проведите однодневную голодовку. Или, скажем, три дня без сахара и сладкого. Будет трудно, но это нужно, чтобы переключить свое внимание с производственных и семейных проблем на что-то другое. Кстати, после такого мероприятия все сладкое вам покажется еще слаще и вкуснее. Или хотя бы на одну неделю перейдите на вегетарианство или на сыроедение. Одним словом, ищите свою диету!

      Творите на кухне

      Придя с работы домой, сразу же возьмитесь за приготовление чего-нибудь необычного, чего-нибудь вкусненького. Попробуйте постепенно вводить в свой рацион все больше здоровой и полезной пищи, в качестве приправ используя различные сухие травы. Я вас не призываю готовить блюдо из тушеных кузнечиков, но уж салат из морской капусты с добавлением сушеной мяты осилит любой. А вообще, ищите свои кулинарные изыски.

      Пересмотрите свою одежду. Никаких мрачных тонов! Только жизнеутверждающие цвета и спокойные полутона. Может быть, даже вам поможет введение в ваш гардероб простого правила «Черное — не носить»? Не нужен, ни к чему вам этот траур! Покупайте только светлую и цветную одежду. А, может, вам это и не подойдёт, если яркие цвета вас раздражают. Ничего страшного! Ищите свой цвет!

      И, вообще, вы поедете на бал? На бал жизни! Решение за вами! Только одно условие — мрачное и грустное не носить!

      Концерты и выставки

      Сходите в филармонию или вообще на любой концерт классической музыки. Сходите в оперный театр на оперу, на балет, на оперетту — на что попадете. Просто развалитесь в театральном кресле, расслабьтесь, постарайтесь ни о чём не думать, слушайте музыку и все. Долой из головы всякие депрессивные мысли, хотя бы на 2-3 часа. И долой из головы весь негатив — навсегда!

      Косметические средства

      Сделайте себе маску, а, вернее сказать, делайте их постоянно, несколько раз в неделю, в месяц. Можно сделать грязевое обертывание всему телу, чтобы поры нашей кожи открылись. Пакетики с целебной грязью для домашнего пользования сейчас продаются кругом. Сделайте себе самомассаж или посетите кабинет профессионального массажа. Лучше, конечно, посещать такой кабинет раз в шесть месяцев, делая по 10-15 сеансов. Сходите в парикмахерскую, сделайте стрижку и укладку волос. А еще маникюр и педикюр.

      Имейте хобби, занятие которое вас успокаивает, отвлекает от грустных мыслей, приносит радость и удовлетворение. Вашим любимым занятием может стать все, что угодно. Рисуйте, вяжите, вышивайте, пишите стихи, занимайтесь садоводством или домашним цветоводством — лишь бы у вас было любимое занятие.

      С какими мыслями мы приходим домой?

      Обратите особое внимание на то, с каким настроением вы приходите с работы к себе домой. Не несите производственные проблемы в свой дом. Оставьте их за порогом. А, переступая порог собственного дома, вступайте в другую часть своей жизни — в свою личную жизнь, которую ни в коем случае не стоит смешивать с производственной. Придя с работы домой, обязательно примите душ, смойте с себя впечатления рабочего дня. Попарьте ноги. После водных процедур натрите все свое тело ароматными маслами, это — самомассаж и ароматерапия одновременно, плюс еще эстетическое наслаждение.

      Закройтесь ото всех в комнате и потанцуйте под любимые записи. Делайте так хотя бы иногда. Необычно? Непривычно? Нелогично? А вы попробуйте! Почувствуете, как уходит нервное напряжение, стирается усталость, накопившаяся за длинный трудовой день, улучшается настроение. «Стремно» танцевать одной (одному)? Но, во-первых, вас же никто не видит, а вы сами про это никому не расскажите. Во-вторых, можно взять себе в партнеры своего собственного ребенка. Уверяю вас, наши родные дети — просто замечательные танцевальные сообщники. Кстати, ваши отношения улучшатся, и вы начнете улыбаться друг другу. Можете пошутить над собой во время этого зажигательного танца. Ваш ребенок оценит ваш юмор и неожиданную возможность не только пообщаться с мамой (папой), но и потанцевать и посмеяться. Не будьте букой! Вы же у себя дома, и ваш рабочий день закончен. С родными детьми можно вместе заниматься и аэробикой под видеоролик и обычной зарядкой, заодно ненавязчиво осуществляя процесс приобщения любимого чада к здоровому образу жизни. Прыгайте, ходите пешком, танцуйте, поднимайтесь по лестнице без лифта, парьте и массируйте свои ноги и помните, что ваше здоровье — в ваших ногах.

      Молчание — золото

      Придя с работы домой, просто помолчите час или два. Объясните своим домашним, что вы дали обет молчания на два часа, или что вашему горлу после шести проведенных уроков требуется отдых. И — молчите. Это — ваша вечерняя психодиета.

      И горячая травяная ванна, и упражнения на велотренажере перед телевизором с одновременным просмотром любимой передачи, и сумасшедший танец, исполняемый в одиночестве (а, почему бы и нет?), и игра в молчанку — все хорошо, что идёт вам на пользу.

      А у вас есть собственный портной?

      Купите себе маленький подарок. Закажите у портнихи новый наряд.

      Английское выражение: The tailor makes the man.
      Дословный перевод: Портной творит человека.
      Русский эквивалент: Одежда красит человека.

      Желаю вам завести творческого портного! Плодотворного вам совместного творчества!

      Устройте праздник

      Придя с работы домой, устройте себе и своей семье праздник, просто так без всякого повода. Купите торт, или, не знаю, курочку-риль, пиццу, торт-мороженое, это уж кто что любит. Красиво накройте стол, зажгите свечи, включите любимую музыку и расскажите своим родным и близким, как вам с ними повезло, как сильно вы их любите и ими дорожите. Или сходите в кафе, можно одной, можно не одной, как вам больше нравится.

      Избавляемся от негативного мышления

      Вы все равно сильно устаете от работы? Выбрасываем весь негатив из головы. Очищаем любыми способами свой мозг от негативного мышления. И особенно от негативного отношения к своей работе, к своей профессии. Недовольны своей профессией? Уходите, ищите что-то другое. Но ни в коем случае не выплескивайте свою неудовлетворенность на своих учеников. Дети не виноваты, что у учителей маленькие зарплаты, сложные учебные программы и нервная работа. Не виноваты в этом и ваши домашние, поэтому на них тоже не стоит выплёскивать негатив. И вообще, хватит искать виноватых, вместо этого нужно искать конструктивные решения.

      Вместо поиска виноватых лучше заняться поиском конструктивных решений возникших проблем и складывающихся ситуаций

      Что в моей жизни не так?

      Проведите своего рода инвентаризацию собственной жизни. В ней надо что-то изменить, разумеется, из того, что вы реально можете изменить; в вашу жизнь следует что-то внести, добавить. А добавить и внести в нашу жизнь надо хорошие здоровые привычки и традиции. Давайте приобретать и закреплять эти хорошие привычки и неустанно бороться с плохими и нездоровыми старыми.

      Составьте план, и лучше сделать это не мысленно, а на бумаге. И действуйте в точном соответствии с составленным вами планом. Составьте «Расписание неотложных дел после работы». Например:

      • Понедельник: аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.
      • Вторник: прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на веках глаз.
      • Среда: разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.
      • Четверг: немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую телепередачу.
      • Пятница: посещение косметологического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными (бог с ними, с калориями!) и вечер дома без телевизора и с отключенным телефоном.
      • Суббота: вылазка на природу днём, а вечером — семейный ужин с «чем-нибудь вкусненьким» за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.
      • Воскресенье: … (Впишите что-то своё по собственному вкусу).

      Каждый сам составляет своё собственное «Расписание борьбы с усталостью и стрессами». Не важно, что именно вы в него внесёте. Всё зависит от вашего вкуса и здоровых пристрастий. Лишь бы подобное расписание у вас было. И пусть оно будет пластичным, мобильным и легко заменяемым. Отключили горячую воду? Ну и ладно, вместо намеченной травяной ванны, устройте себе обливание холодной водой с последующим интенсивным растиранием. А после этого просто поваляйтесь под тёплым пледом на диване с детективом или любовным романом или любимым журналом в руках. Вам решать. Лучшая подруга занята? Идите и прогуляйтесь по самому большому, а, может быть, по ближайшему, городскому парку. Когда вы были там в последний раз? Побродите по тропинкам и дорожкам парка, полюбуйтесь природой, понаблюдайте за птицами, белками и насекомыми; у них ведь тоже своя жизнь, полная проблем. Да, даже у этих крох полно в жизни проблем самых разных! А после этого зайдите в пиццерию и побалуйте себя любимым лакомством.

      Каждый день, засыпая, задавайте себе вопрос, что было сделано сегодня для собственного отдыха и здоровья. А что я сделаю для этого завтра? И ищите, ищите постоянно, что ещё можно сделать, чтобы снять, а, вернее сказать, снимать ежедневно накопившуюся после трудового дня усталость. И делайте это, делайте неукоснительно и постоянно. Что значит: «Я ужасно устала!»? А что вы предприняли, а, точнее, предпринимаете постоянно и системно, чтобы от этой усталости избавиться, чтобы снять напряжение с себя? Лично мне очень помогает контрастный душ и занятие аэробикой под видеокассету, закрывшись ото всех. Одна моя приятельница стояла на голове и прыгала через скакалку. Мой отец был моржом и купался в Волге ежедневно в любую погоду. Ищите свои методы, способы, виды отдыха и снятия напряжения. Находите таковые и прописывайте их себе, как врач.

      И хватит жаловаться «Как я устала!». Вместо этого давайте отдыхать и постоянно лечить свою хроническую усталость всеми доступными методами и способами.

      Не важно что, но делайте хоть что-нибудь для себя любимой (любимого) каждый день. Заставляйте себя бросить все дела и организовывайте себе отдых. Ищите разные, приемлемые для вас варианты. Многие любят прятаться от реальных поступков за фразой, парализующей все наши возможные последующие действия. Это — магическая фраза, но магическая в том смысле, что она явно из черной магии. «Я не могу себе этого позволить!» — это магическая фраза. Она околдовывает нас безволием, бездействием, безысходностью.

      Давайте подумаем, а правда ли это. Действительно ли мы не можем себе чего-то позволить? Неужели мы и впрямь не можем себе позволить потанцевать 2-3 минуты под любимую музыку или намазать свое лицо сметаной (оливковым, либо обычным сливочным маслом) во время наших ежедневных кухонных хлопот? Неужели мы не можем себе позволить сделать красивую прическу или принять ванну? Ну, тогда, вероятно, мы — просто какие-то дикари, которые могут себе позволить ходить неухоженными, нечесаными и немытыми.

      Находим время и возможности!

      Все же давайте попробуем отбросить эту расхожую фразу «Я не могу себе этого позволить!». Во-первых, зададимся вопросом: а почему, собственно говоря, не могу? А, во-вторых, ответим себе честно на другой вопрос: А я пробовал(а) себе это позволять? Сколько раз реально пробовал(а)? Достаточно ли настойчиво делал(а) это? И давайте же, наконец, позволим себе это, разрешим себе жить и наслаждаться жизнью. Попробуйте! Ведь, пока не попробуешь, и не узнаешь. Пока не будешь многократно пробовать, то ничего и не будет получаться. Надо пробовать и позволять! Будьте себе самым лучшим другом, а также знахарем, лекарем, психотерапевтом и врачевателем. Дружите со своим собственным «я». Ухаживайте за собой! Хольте себя! Лелейте себя!

      Вам ничего из перечисленного выше не подходит? А своё, вам подходящее, искать не хотите? Ну, тогда сидите без движения в плохом настроении, в стрессе, выключив при этом везде свет и ничего не предпринимая. Сидите и переживайте. Сидите и страдайте. Сидите и обижайтесь на весь мир, так как, по всей видимости, другого выхода у вас нет. Вы сами для себя все эти выходы из стресса, депрессии и плохого настроения закрыли, захлопнули, замуровали. Ну что ж, это — ваш выбор! На мой взгляд, не самый лучший. Подумайте ещё раз!

      Про Дни Информационного Отдыха, или Критические Дни в нашей жизни

      В современной жизни на нас постоянно обрушивается лавина информации. Эта лавина ежедневно, ежечасно потрясает наш мир, то есть мир наших мыслей, чувств и эмоций. И конца этим потрясениям, по крайней мере, в ближайшем будущем не предвидится. Мы же, не всегда осознавая вред всего этого, поглощаем информацию огромными дозами, в том числе информацию негативную, постоянно пропуская её через себя. А между тем нам, нашему мозгу, нашей нервной системе критически необходим отдых от такого обилия информации вообще и строгая дозировка негативной информации, в частности.

      Хотите сохранить своё физическое и психическое здоровье? Устраивайте в своей жизни хотя бы время от времени Дни Информационного Отдыха. Собственным волевым усилием отключайте, перекрывайте основные источники поступления к вам информации. В такой день не слушайте никаких (!) информационных передач по телевидению и радио, не читайте газет и журналов, не прислушивайтесь ни к каким «страшным» историям, рассказываемым друзьями, знакомыми и сослуживцами. И ни в коем случае не обсуждайте ни с кем случайно услышанные вами последние новости, бедствия и катастрофы. Отключите внешний мир от себя или сами отключитесь от него хотя бы на один день в неделю. Создайте себе условия для полного информационного отдыха. Только вы сами в состоянии организовать это для себя. Никто другой для вас и за вас этого делать не будет. Или объявите себе, хотя бы мысленно Критические Дни. Это такие Дни, когда вы относитесь к достижениям современной цивилизации ну очень критически.

      Я не люблю телевидение в принципе. Потому что оно может забрать у меня мою свободу, моё спокойствие и хорошее настроение. Ещё потому, что не я, а телевидение (или кто-то там ещё) решает, какую именно информацию пропустить через мои мозги, что запустить в мою голову. Потому что эта информация часто снижает мой жизненный тонус; влияет, как бы невзначай, незаметно, исподволь на мои взгляды и вкусы. Это всё — несанкционированное вторжение в моё личное жизненное пространство.

      Как лично вы относитесь к телевизору? В каких вы отношениях с ним? Вы связаны одной нитью? Вы скованы одной цепью? Вы находитесь у телевизора под каблуком, а, вернее сказать, под пультом? Подумайте, рядом с вами на любимом диване лежит пульт управления телевизором или пульт управления вами? Не отдавайте свой пульт управления никому и ничему. Пультом управления собственной жизни должны управлять только вы, вы сами.

      Будьте осторожны с телевидением! Никогда не теряйте своей свободы. Не отдавайте её никому и ничему. Возьмите пульт управления в свои руки.

      Перекрывайте источники излишней и особенно негативной информации. Сами регулируйте собственное настроение и определяйте свои взгляды, вкусы и пристрастия. Мы сами должны быть режиссёрами и продюсерами собственной жизни, никому не позволяя делать это за нас. Мы сами должны устраивать себе Дни Информационного Отдыха, чётко для себя понимая, что избыток информации плохо влияет на нашу нервную систему, настроение, сон, мировосприятие. Для нас же, современных людей, телевизор стал своеобразным окном в мир и постоянным фоновым сопровождением нашей жизни. Я настоятельно призываю вас к тому, чтобы вы, уважаемые коллеги, хотя бы иногда это самое «окно» захлопывали, задёргивали на нём шторы и опускали жалюзи. У нас в нашей школьной жизни и без этого «окна» очень шумно, нам иногда просто необходима тишина. У нас и без телевизора на нашей работе идёт такой интенсив, что его сверхдостаточно для нашей психики.

      Отдохните от информационного потока, промывающего и одновременно задурманивающего наши мозги; будоражащего и распаляющего нашу нервную систему; нарушающего и портящего наш сон и наше настроение. Заведите простую привычку: вечер без телевизора, или выходной от телевизора. Устройте себе неделю без новостей и газет. Хватит бомбить себя тяжёлой артиллерией — негативной информацией. Да, каждый день что-то где-то происходит. Но, зачем лично вам за всё это переживать? Какой в этом смысл? Принимайте и пропускайте через себя строго дозированные порции информации. Иначе вы будете расплачиваться за всё это своим психическим здоровьем.

      Нужны нам и Критические Дни по отношению к телефонной связи. Или дни неработающего телефона. Назовите это как угодно, но на некоторое время отключите свой телефон. Честное слово, ничего страшного не произойдёт, катастрофы не случится! А вы предоставите себе отдых. И уж тем более нам просто необходимы дни без компьютера, а ещё без общественного транспорта.

      Также хороши и полезны Дни Тишины и Молчания. Не случайно монахи устраивали себе дни, когда они не только отказывались от пищи, но и воздерживались от разговоров. Попробуйте. Объявите мысленно «Гимн тишине и молчанию!» и восславьте свою неинформированность. Скажите себе, что вы не знаете последних новостей и событий и не хотите их знать.

      Во всяком случае, непременно действуйте; неустанно делайте и предпринимайте хотя бы что-нибудь для ограждения собственной нервной системы от современных перегрузок и стрессов и снятия таковых, если уж они случились.

      Об авторе. Алина Сергеевна Бикеева — автор книг для учителей и родителей. Ее книги можно купить в магазинах OZON.ru и Лабиринт:

    • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
    • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
    • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
    • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
    • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
    • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
    • pedsovet.su