Ранний детский аутизм причины возникновения

Причины возникновения РДА

В качестве объяснений возникновения РДА выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как «теория эмоциональной холодности родителей». Значимость недостаточно насыщенного аффективно-эмоционального общения матери и ребенка в этиологии столь глубокого психического нарушения как аутизм весьма спорна, однако, данная теория рассматривается некоторыми, главным образом, психоаналитическими школами. Некоторые исследователи считают аутистические проявления обусловленными наследственностью, но подобное возлагание всей ответственности на отягощенную наследственность кажется нам некорректным, хотя, конечно, влияния ее мы не отрицаем. На сегодняшний день, пожалуй, более целесообразно предположить связь аутизма с органическими поражениями ЦНС. [4].

Некоторые ученые основным считают влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций). Другие относят аутизм к группе детской шизофрении. Есть также мнение, что аутизм возникает в результате врожденной дисфункции мозга; наследственно обусловленного недоразвития ощущений, или же это следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации.

Возможно, важную роль играет некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, плохая переносимость фрустраций, низкий порог возникновения тревоги. В этом случае, в результате воздействия каких-то неблагоприятных внешних факторов, в том числе недостаточности эмоционального контакта с материю (в результате ее депрессии, тяжелых травматичных переживаний) ребенок как бы закрывается от внешнего мира, который он воспринимает как травмирующий, ранящий. В своем «коконе» ребенок чувствует себя в большей безопасности. В итоге, с самого рождения формируется определенная личностная структура, основанная на тотальной защите, аутизме, что нарушает весь процесс последующего психологического, интеллектуального, эмоционального развития в большей или меньшей степени, но примерно одинаковым образом. [7].

Проблемы диагностики раннего детского аутизма

В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Ранний детский аутизм следует дифференцировать от особой формы умственной отсталости — синдрома “счастливой куклы”. Характерным признаком данного заболевания является сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженным недоразвитием речи, частыми приступами смеха и характерной подпрыгивающей походкой, напоминающей движения механической куклы. Часто эти признаки сочетаются с судорожными припадками, импульсивно-агрессивными формами поведения, характерными внешними особенностями (микроцефалия, плоский затылок, редкие зубы, слюнотечение) и неврологическими нарушениями (изменение мышечного тонуса по типу гипотонии и усиление сухожильных рефлексов, проявление мозжечковой атаксии). В отличии от детей с ранним детским аутизмом, эти дети вступают в контакт со взрослыми. [8].

Постановка диагноза детского аутизма (синонимы: РДА, синдром Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения. Они являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности. Независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости, эпилептических приступов, врожденной краснухи, туберозного склероза, церебрального липидоза, фрагильной Х-хромосомы, которые нередко сопровождают детский аутизм, расстройство определяется только по наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию.

Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными. [8].

И все же ранний детский аутизм — заболевание достаточно распространенное. Между тем, это нарушение психического развития недостаточно известно специалистам и семьям, в которых есть дети, больные с аутизмом. Многие учетные придерживаются мнения, что ранний детский аутизм — это отдельное заболевание, имеющее более благоприятный прогноз при лечении и последующей адаптации больных этим расстройством. [4].

Одной из важных проблем при работе с такими детьми является дифференциальная диагностика случаев раннего детского аутизма. Постановка диагноза «ранний детский аутизм» — процедура длительная и ответственная. Она опирается, как правило, на долгое знакомство с ребенком, страдающим аутизмом, и опять-таки на наличие уже известных симптомов в его поведении: избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения; характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте; однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий; чрезмерная психомоторная возбудимость, двигательная расторможенность, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением. Такую ситуацию в патопсихологической диагностике нельзя принять за нормальную, учитывая, что постановка диагноза на ранних сроках развития заболевания в четверти случаев позволяет вылечить это расстройство. [8].

Остро сегодня стоит проблема разработки значимых диагностических процедур, которые бы позволили четко различить ранний детский аутизм от олигофрении и шизофрении, причем сделать это как можно раньше — до 4-5 лет.

Необходимо провести анализ расстройств умственных способностей детей больных аутизмом, и детей, страдающих схожими расстройствами — олигофренией и шизофренией. Именно с этими заболеваниями часто путают на практике ранний детский аутизм: в первом случае — по причине сниженного интеллекта, во втором — из-за замкнутости и социальной дезадаптации больного ребенка. Ученые предполагают наличие значимых различий в структуре интеллекта детей, больных аутизмом, и детей, больных олигофренией и шизофренией. Одной из сопутствующих задач при диагностики — это систематизация наиболее значимых симптоматических проявлений олигофрении, шизофрении и раннего детского аутизма и получение на этой базе возможности более точной и быстрой диагностики раннего детского аутизма. [8].

Родителям на заметку.

Детский аутизм является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основные симптомы- это отрешённость и погружение в себя.

Диагноз РДА ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром.

Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным.

К большому сожалению, исходя из практики работы детских психологов, диагноз РДА в последнее время перестал быть редким.

Особое значение при диагностировании РДА имеет информация об особенностях поведения ребёнка, полученная от его родителей.

Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы исключить следующие признаки раннего детского аутизма:

* Насколько обычен режим дня ребёнка и соответствует ли возрасту малыша?

* Продолжителен ли ночной сон?

* Соответствуют ли возрасту рацион, приемы кормления или приобретённые навыки самостоятельного питания?

* Продолжительный и часто беспричинный плач.

* Страхи и беспричинные приступы тревоги.

* Полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие.

* Если ребёнок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или третьем лице(ты, он), но не в первом (я).

* Остановки в развитии , или потеря приобретённых навыков (регрессия).

* Странности в поведении, неадекватные реакции.

* Ребёнок избегает взглядов других людей, настойчиво не смотрит в глаза.

* Отсутствие взаимности в общении с другими людьми и интереса к общению, особенно со сверстниками.

* Отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребёнок не слышит.

* Частые состояния отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство.

* Навязчивое предпочтение различных предметов без использования их по назначению.

* Навязчивый интерес к определённым областям знаний, очень специфические знания.

* Избегание физических контактов. Например, грудные дети не любят быть на руках.

* Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли.

* Часто подвергает себя опасности, не оценивая степени этой опасности.

* Очень чувствителен к различным звукам. Закрывает уши руками.

* Совершает необычные повторяющиеся движения (крутится как волчок, ходит на »цыпочках», машет руками).

* Примитивный характер игры. Стремление к упорядочению предметов.

* Эмоциональные реакции не пропорциональны ситуации или совсем ей не соответствуют.

* Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей.

* Очень резкие смены настроения.

* Очень резкая реакция на изменение окружающей обстановки.

* Ребёнок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами.

* Хорошая автоматическая память позволяет ребёнку воспроизводить стихи и песни. При этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого.

* Необычный тембр голоса или монотонная речь.

* Плохо усваивает навыки общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.

* При обследовании новых предметов пытается проверить их на вкус и на запах.

В случае возникновения у родителей каких-либо сомнений в отношении поведения ребёнка по каким-то из перечисленных параметров, рекомендуется обратиться за консультацией к врачу — специалисту.

studbooks.net

Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.
  • Клиника синдрома

    Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания. Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса. Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

    Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево. Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит. Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

    Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

    В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения. Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов. Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

    odepressii.ru

    Ранний детский аутизм

    Ранний детский аутизм – отклонение, характеризующееся неспособностью устанавливать социальные контакты и адекватно воспринимать внешние обстоятельства. Первые признаки проявляются с самого рождения ребенка.

    Первоначально заболевание было отнесено к психозам, в настоящее время это нарушение относят к общим психологическим расстройствам, влияющим на дальнейшее развитие. К этой группе патологий относят также детский и атипичный аутизмы, синдром Аспергера, синдром Ретта и др.

    Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении по поводу причин возникновения РДА. Одни считают, что всему виной родовые травмы, нарушения в течение беременности. Другие придерживаются мнения, что заболевание имеет шизофреническую природу. Третьи связывают недуг с врожденной дисфункцией мозга, недоразвитием нейронов.

    Одной из вероятных причин называют также недостаточный эмоциональный контакт с матерью (который может быть обусловлен ее депрессивным состоянием). В этом случае малыш как бы защищается от травмирующего внешнего мира, фокусируется на собственных переживаниях. Такая психологическая защита и становится причиной нарушения дальнейшего психологического и умственного развития ребенка.

    Признаки РДА (аутизма Каннера) становятся заметны еще в раннем возрасте ребенка и проявляются следующими особенностями:

  • трудности в кормлении – вялость или, напротив, повышенная активность, избирательность в еде и способах кормления;
  • странности в реакциях на внешние факторы – чрезмерная пугливость при малейших шорохах или отсутствие реакции, активное проявление недовольства при минимальном дискомфорте или, напротив, невыявление реакции на мокрые пеленки и чувство голода;
  • в плане социальной активности ребенок проявляет явную отгороженность от внешнего мира, живет как бы в своем психологическом “панцире”;
  • с малышом трудно установить контакт глазами;
  • больной больше интересуется предметами внешнего мира, а не людьми, он не тянется к родителям, не просится на ручки;
  • трудности в общении с другими детьми;
  • у малыша плохо развивается речевая функция, часто он вырабатывает свой язык;
  • бывает, что память развивается очень хорошо, малыш может запоминать стихи, заученные тексты и легко их воспроизводить, однако при этом не уметь построить диалог с другими;
  • повышенная привязанность к определенным вещам, обстановке, нелюбовь к новому;
  • стереотипия в поведении;
  • повышенный уровень страха или состояние полной беспечности.
  • Достаточно часто аутизм сопряжен с эпилепсией, глухотой или слепотой.

    Диагностика

    Постановкой диагноза занимаются патопсихологи, психиатры, дефектологи.

    Обследование проводят по методу прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

    Интеллект детей изучают по методике Векслера и сопоставляют с контрольной группой.

    Показателями наличия болезни являются три основных признака: нарушение социализации, недостаточная взаимная коммуникация, стереотипизация поведения.

    Аутическую патологию необходимо дифференцировать от таких заболеваний, как шизофрения, умственная отсталость, дезинтегративные расстройства и т. п.

    Некоторые проявления аутизма лечат медикаментозными методами, симптоматически. Например, при наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептическую терапию.

    Стационарное лечение без родителей крайне нежелательно, поскольку может еще более усугубить отклонения.

    С особенными детьми проводят занятия по психотерапии, музыке, танцам и т.п.

    В последнее время ученые отмечают положительный эффект при общении детей с животными, в частности, с дельфинами.

    Наиболее эффективным графиком психотерапии считается 3-4 занятия в неделю на протяжении нескольких лет.

    Для того чтобы подобрать правильный подход к лечению, необходима консультация врача-патопсихолога. Записаться на прием к врачу-специалисту можно с помощью сети Интернет.

    Профилактика

    В качестве профилактических мер маме ребенка следует больше времени проводить с новорожденным, настроиться на эмоциональный контакт с малышом, без злости и агрессии.

    medbooking.com

    Причины и механизмы возникновения раннего детского аутизма. Психологическая сущность раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести

    В МКБ-10 аутизм рассматривается в группе «Общие расстройства психологического развития» (F84):

    F84.0 – детский аутизм.

    F84.01 – детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга.

    F84.02 – детский аутизм вследствие других причин.

    F84.1 – атипичный аутизм.

    F84.11– атипичный аутизм с умственной отсталостью.

    F84.12 – атипичный аутизм без умственной отсталости.

    F84.2 – синдром Ретта.

    F84.5 – синдром Аспергера.

    F84.8 – другие общие расстройства развития.

    F84.9 – общее расстройство развития, не уточненное.

    Состояния, связанные с психозом, в частности с шизофреноподобным, к РДА не относятся.

    В России наиболее интенсивно вопросы психолого-педагогической помощи детям с РДА начали разрабатываться с конца 1970-х гг. и в дальнейшем оформились в оригинальную психологическую классификацию [1] . Согласно данной концепции, в основу которой положены представления об уровне эмоциональной регуляции поведения, при аутизме наблюдается своего рода фиксация на наиболее ранних формах эмоциональной связи с окружающими, которая затрудняет их социальную адаптацию, особенно при переходе от домашнего воспитания к воспитанию и обучению в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений.

    Различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим своего рода ступеням социализированного взаимодействия. Точно так же при ухудшении или несоответствии образовательных условий состоянию ребенка будет происходить переход к менее социализированным формам жизнедеятельности.

    Первая группа – «Полная отрешенность от происходящего». Характеризуется проявлением выраженного дискомфорта при отсутствии социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близкие взрослые отмечают, что от ребенка невозможно добиться ответной улыбки, поймать взгляд, получить ответную реакцию на зов, добиться выполнения простейшего поручения. Главное для таких детей – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

    Установление и развитие эмоциональных связей с ребенком помогает поднять его избирательную активность, выработать определенные устойчивые формы поведения и деятельности, т.е. осуществить переход на более высокую ступень отношений с миром.

    Вторая группа – «Как активное отвержение». Аутизм этой группы более «активен» и проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители чаще всего приходят с жалобами на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с другими группами здесь дети в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.

    Третья группа – «Захваченность аутистическими интересами». Детей данной группы отличает несколько другой способ аутистической защиты: это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, невозможность для них учесть интересы другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Основная проблема такого ребенка в том, что созданная им программа поведения, даже при всей своей сложности, не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам.

    Четвертая группа – «Трудности организации общения и взаимодействия с чужими людьми». Аутизм в данном случае проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное обеспечить для ребенка атмосферу безопасности и принятия. Важно создавать четкий спокойный ритм занятий, периодически включая эмоциональные впечатления.

    Патогенетические механизмы детского аутизма остаются недостаточно ясными.

    Относительно РДА длительное время господствовала гипотеза Б. Беттельхайм (В. Bettelheim) о его психогенной природе [2] , состоявшая в том, что такие условия развития ребенка, как подавление его психической активности и аффективной сферы «авторитарной» матерью, приводят к патологическому формированию личности.

    Статистически чаще всего РДА описывается при патологии шизофренического круга [3] , реже – при органической патологии мозга: врожденных токсоплазмозе, сифилисе, рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной недостаточности нервной системы, интоксикации свинцом и т.д. [4]

    При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития [5] . То есть искаженность развития проявляется уже на уровне искажений этологического феномена «запечатления», проявляющихся в полярном отношении к матери, больших трудностях формирования самых элементарных коммуникативных сигналов (улыбке, контакте глаз, эмоциональной синтонии [6] ), слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, при этом у детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания [7] окружающего мира, такие как облизывание, обнюхивание.

    В связи с последним высказываются предположения о поломке биологических механизмов эффективности, о первичной слабости инстинктов, об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, о недоразвитии внутренней речи, о центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребностей в контактах, о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие другие [8] .

    В. В. Лебединский и О. Н. Никольская в работах 1981, 1985 гг. при решении вопроса о патогенезе РДА исходят из положения Л. С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития [9] . К первичным расстройствам при РДА они относят повышенную сенсорную и эмоциональную чувствительность (гиперстезию) и слабость энергетического потенциала; к вторичным – сам аутизм как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне и этим закрепляющие аутистический барьер.

    У детей ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования, так называемая аффективная блокада; недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

    Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для школьного и социального прогноза.

    Если РДА Каннера обычно рано выявляется (в первые месяцы жизни, или на протяжении первого года), то при синдроме Аспергера особенности развития и странности поведения, как правило, начинают проявляться на втором- третьем году и более четко – к младшему школьному возрасту. При синдроме Каннера ребенок начинает ходить раньше, чем говорить, при синдроме Аспергера речь появляется раньше ходьбы. Синдром Каннера встречается как у мальчиков, так и у девочек, а синдром Аспергера считается «крайним выражением мужского характера». При синдроме Каннера имеет место познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз, речь, как правило, не несет коммуникативной функции. При синдроме Аспергера интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше и ребенок обычно использует речь как средство общения. Зрительный контакт также лучше при синдроме Аспергера, хотя ребенок и избегает чужого взгляда; общие и специальные способности также более развиты при синдроме Аспергера.

    Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах.

    Картина аутистических проявлений отличается большим полиморфизмом, требующим различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

    При нерезко выраженных проявлениях аутизма нередко используют термин параутизм. Синдром параутизма нередко может наблюдаться при болезни Дауна. Кроме того, он может иметь место при следующих заболеваниях центральной нервной системы.

    1. Мукополисахаридозы ши гаргоилизм. Для этих заболеваний характерен комплекс нарушений, включающий патологию соединительной ткани, центральной нервной системы, органов зрения, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Название «гаргоилизм» дано в связи с внешним сходством больных со скульптурными изображениями химер. Заболевание преобладает у лиц мужского пола.

    Первые признаки заболевания проявляются вскоре после рождения: обращают на себя внимание грубые черты лица, крупный череп, нависающий над лицом лоб, широкий нос с запавшей переносицей, деформированные ушные раковины, высокое нёбо, крупный язык. Характерны короткие шея, туловище и конечности, деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов: пороки сердца, увеличение живота, печени и селезенки, пупочные и паховые грыжи.

    Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектами зрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма. Признаки РДА проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития.

    2. Синдром Легиа-Нихана – наследственное заболевание, включающее умственную отсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений – хореоатетоза, аутоагрессию, спастические церебральные параличи. Характерным признаком заболевания являются выраженные нарушения поведения: аутоагрессия, когда ребенок может наносить себе серьезные повреждения, а также нарушение общения с окружающими.

    3. Синдром Ульриха-Ну пана является наследственным, передается как менделирующий аутосомно-доминантный признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида: антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняя челюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз). Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея, низкий рост. Часто наблюдаются врожденные пороки сердца и дефекты зрения, а также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти, пигментные пятна на коже. Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях. Несмотря на то, что дети на первый взгляд кажутся контактными, их поведение может быть достаточно разлажено, многие из них испытывают навязчивые страхи и стойкие трудности социальной адаптации.

    4. Синдром Ретта – психоневрологическое заболевание, которое встречается исключительно у девочек с частотой 1: 12 500. Заболевание проявляется с 12–18 месяцев, когда девочка, до тех пор нормально развивавшаяся, начинает терять только что сформировавшиеся речевые, двигательные и предметно-манипулятивные навыки.

    Характерным признаком данного состояния является появление стереотипных (однообразных) движений рук – потирания, заламывания, «мытья» – на фоне потери целенаправленных ручных навыков. Постепенно меняется и весь внешний облик ребенка: появляется своеобразное «неживое», «несчастное» лицо, взгляд часто неподвижный. Такие дети могут подолгу смотреть в одну точку перед собой. На фоне общей заторможенности наблюдаются приступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам и сочетающегося с приступами импульсивного поведения. Могут возникать и судорожные припадки.

    Все эти особенности поведения девочек напоминают поведение при РДА. Большинство детей с трудом вступают в речевое общение, их ответы односложны и эхолаличны. Временами у них могут наблюдаться периоды частичного или общего отказа от речевого общения (мутизма). Характерен также крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный и неадекватный характер, что напоминает детей с РДА.

    5. Ранняя детская шизофрения. В данном случае преобладает тип непрерывного течения. При этом часто бывает трудно определить начало заболевания, поскольку шизофрения возникает обычно на фоне аутизма. По мере течения заболевания психика ребенка все более разлаживается, отчетливее проявляется диссоциация всех психических процессов и прежде всего мышления, нарастают изменения личности по типу аутизма и эмоционального снижения и нарушения психической активности. Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразные бредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своих сверхценных фантазий и увлечений, возникает патологическое фантазирование.

    6. Аутизм у детей с сенсорной и двигательной патологией (больных церебральным параличом, слабовидящих и слепых, слепоглухих и при других отклонениях в развитии). Проявления аутизма у таких детей менее выражены и непостоянны, у них сохраняется потребность в общении с окружающими, они не избегают зрительного контакта, во всех случаях более недостаточными оказываются наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции, т.е., не владея элементарными бытовыми навыками, ребенок может проявлять достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видах деятельности.

    • [1]Лебединская К. С. Ранний детский аутизм // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984; Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1975. №11; Никольская О. С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом; автореф, дис. канд, психол, наук. М., 1985.
    • [2] См.: Beittelheim В. The Empty Fortress: Infantile Autism and the Birth of the Self. N. Y.: The Free Press, 1967.
    • [3] Cm.: Bender L., Faretra G. The relationship between childhood schizophrenia and adult schizophrenia // Geneticfectorsin «Schizophrenia». Springfield, ill., 1972. P. 30–36; Bpono M. III., Башина В. M. Синдром Капнера и детская шизофрения // Журнал невропатологии и психиатриии им. С. С. Корсакова. 1975. Т. 75. Вып. 9. С. 1379–1383; Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика. М.: Медицина, 1980; Ее же. Ранняя детская шизофрения: (Статика и динамика). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Медицина, 1989; Лебединская К. С., Лукашова И. Д., Немировская С. В. Клиническая характеристика синдрома раннего детского аутизма. М.: НИИД АПН СССР, 1981.
    • [4] См.: Мнухин С. С., Исаев Д. Н. Об органической основе некоторых форм шизоидных и аутистических психопатий // Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний. Л., 1969; и др.
    • [5] Этологические механизмы развития – врожденные генетически фиксированные формы видового поведения, обеспечивающие необходимый базис для выживания.
    • [6] Синтония – способность к эмоциональному отклику на эмоциональное состояние другого человека.
    • [7] Атавизмы – устаревшие биологически нецелесообразные на современном этапе развития организма признаки или формы поведения.
    • [8] См.: Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.
    • [9] См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб, пособие. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1985. С. 119; Его же. Нарушения психического развития у детей. 1981.

    studme.org