Расстройства личности у детей

Содержание:

Протекание шизотипического расстройства у детей и взрослых. Симптомы, диагностика, лечение и прогноз

Шизотипическое расстройство является одной из форм вялотекущей шизофрении. Диагноз последней невозможно поставить за неимением полной клинической симптоматики пациента. Шизотипическое расстройство личности обуславливается наличием генетического фона и диагностируется в 10-15% всех случаев.

В процессе обследования пациента выявление именно данной формы шизофрении является затруднительным. Для того, чтобы специалист был уверен в точности диагноза, необходим тщательный контроль за больным в течение нескольких лет. Зачастую, шизотипическое расстройство принято диагностировать как вялотекущую стадию шизофрении с позитивной симптоматикой.

Симптомы заболевания

Пациенты, имеющии в анамнезе шизотипическое расстройство личности, отличаются бессвязной манерой разговоров, не имеющей логического начала и конца. Для них характерно общаться обрывками фраз, перескакивать с одной темы на другую или же повторять одно и тоже по несколько раз. Слыша такую речь, окружающие с трудом ее воспринимают или не понимают вовсе, что такой больной хочет сказать.

Коммуникативные навыки с внешним миром возможны только с теми людьми, которые знают о заболевании и смогли адаптироваться к странному поведению. Незнакомые и чужие могут не только не понимать происходящего, но и вызвать дополнительные симптомы, такие как:

  • агрессия;
  • гнев;
  • раздражительность;
  • приступ панического страха.
  • При шизотипическом расстройстве личности наблюдается общение с невидимыми людьми. Чаще всего пациенты разговаривают сами с собой или с воображаемыми персонажами. Последние могут быть как реальными, так и выдуманными. Такие периоды общения характеризуются открытостью со стороны больного. Он может плакать, кричать, пытаться что-то доказать несуществующему рядом человеку; может делиться всеми своими переживаниями и страхами, которые связаны с чем-то, что человек пережил далеко в прошлом, в юности или детстве. Это может быть все, что угодно: изнасилование, издевательства, насмешки со стороны взрослых и детей и т. д.

    Для людей с шизотипическим расстройством характерно отчуждение от социума и постоянное, нескрываемое желание быть одним. Сам же человек с таким заболеванием не считает себя одиноким, ведь он всегда может пообщаться с невидимыми или несуществующими вовсе «друзьями». У таких больных нет друзей в реальной жизни, они замкнуты, иногда застенчивы, постоянно желают оставаться тет-а-тет с собой.

    Постоянное изменение в настроении также является одним из симптомов заболевания. Вспышки гнева безо всяких на то причин, ярость, плач, бросание рядом стоящих предметов обихода (иногда весьма тяжелых) — все это характерно для людей с шизотипическим расстройством.

    Навязчивость идей вплоть до параноидального синдрома на фоне постоянного беспокойства и подозрительности ко всему происходящему вокруг.

    Признаки нарушения личности у детей

    Симптоматика шизотипического расстройства у ребенка схожа с перечисленными признаками для взрослых. Обычно такому диагнозу предшествует аутизм. В возрасте 14 лет и старше при наличии остаточных или вновь приобретенных синдромов расстройства у ребенка диагностируют шизотипическое нарушение. Для таких детей характерны свои особенности и признаки, тщательно следив за которыми можно выявить изменения в поведении.

  • Ребенок может хотеть есть и пить все время с одной тарелки/чашки. Вне зависимости от места нахождения, он будет отказываться от всего, что находиться в чужой, а не в его посуде.
  • Чувство паники, агрессии и гнева может спровоцировать незначительное изменение в действиях родителей или кого-то из родственников: не так положили игрушки, не так открыли дверь, не так повесили его полотенце. Если действия окружающих будет расходиться с тем, как ребенок привык делать те или иные вещи, неминуемо возникнет новый приступ.
  • Для ребенка с нарушением личности характерно отказ от еды, отказ именно от того, что приготовил человек, который накануне его обидел (мама, папа, бабушка и т д.
  • Отсутствие нормальной координации: чрезмерная неуклюжесть, постоянные падения всем телом на асфальт/пол. Также характерны изменения в походке: слишком большие шаги, косолапость.
  • После очередного приступа для детей характерно размякшее, обвислое тело. При попытке обнять или утешить такого ребенка, они снова впадают в плач. Риск возникновения инсульта у таких детей увеличивается в несколько раз.
  • Диагностика заболевания

    Шизотипическое расстройство дифференцируется в случае наличие более 4 признаков на протяжении не менее 2-х лет:

  • асоциальность; безразличие к окружающим людям и происходящему;
  • чудаковатость в поведении, манере одеваться;
  • раздражительность при новых знакомствах;
  • вспышки гнева без причины;
  • неадекватное мышление, настойчивость к собственным идеям, идущим в разрез с социальными нормами;
  • навязчивая подозрительность с параноидальным синдромом;
  • расстройства сексуального типа;
  • наличие слуховых и визуальных галлюцинаций;
  • бессвязность в речи;
  • иллюзия общения с вымышленными людьми/несуществующими персонажами.
  • Для диагностики заболевания психотерапевт проводит первичный осмотр пациента, а также беседу тет-а-тет, в течение которой выявляются нарушения мышления и восприятия происходящего, скованность в теле, настороженность, раздражительность. Пациент с шизотипическим расстройством упорно отрицает наличие проблем в собственном поведении.

    Лечение заболевания

    Лечение шизотипического расстройства личности зависит от формы течения болезни, стадии запущенности и присущей в индивидуальном порядке симптоматики. В основе общих принципов врачевания лежат следующие методы:

  • медикаментозное лечение;
  • психотерапия;
  • психотренинги.
  • Терапия лекарственными препаратами обуславливает прием нейролептиков в небольших дозах. Данный метод необходим при постоянной агрессии и вспышках гнева пациента. Если же таковая симптоматика отсутствует, медикаментозное лечение лучше не начинать, дабы не спровоцировать отрицательную реакцию в поведении больного.

    Что могут сделать специалисты?

    Шизотипическое расстройство характеризуется полным отрицанием пациента собственной ненормальности, эксцентричности, неадекватному мышлению и восприятию действительности. Лечение проходит по настоянию близких и родных пациента. Чаще всего на начальном этапе это может вызвать отрицательное поведение по отношению к родственникам.

    Коррекция нарушения поведения личности направлена на применение различных форм терапии в психиатрии. В первую очередь психотерапевт работает с пациентом тет-а-тет, объясняя и разъясняя ему его же асоциальное поведение, негативные реакции на происходящее, восприятие и мышление, которое является странным и непонятным для окружающим. В тщательной работе психотерапевта лежит задача скорректировать поведение пациента, свести к минимуму вспышки агрессии и апатии по отношению к социальной жизнедеятельности; обучение открытости с близкими и родными. Обязательной задачей является регресс общения пациента самим с собой и с невидимыми людьми.

    Психотерапия заключается не только в индивидуальных занятиях с больным, но и также в общении в группах. Эти группы могут состоять как из таких же больных шизотипическим расстройством, так и из родственников пациента. Последнее необходимо для улучшения качества общения и восприятия больного со стороны близких людей.

    Психотренинги в малых группах также показаны для лечения заболевания. Таким образом, пациент учится находить общий язык, договариваться, решать мелкие, не бытовые проблемы. Психотренинги необходимы для обучения коммуникативности с внешним миром и подготовки пациента к социальному образу жизни.

    Время, которое необходимо для положительной динамики лечения больного индивидуально для каждого.

    Проблемы при наличии инвалидности

    Шизотипическое расстройство обуславливает наличие инвалидности 2-й группы. Ее получение возможно при постановке официального диагноза врачом-психотерапевтом, а также после проведения медобследования пациента. Кроме того, ежегодно больному необходимо проходить обследование доя того, чтобы получать государственные льготы для человека со 2-й группой инвалидности.

    Данное заключение освобождает от призыва в армию, а также от работы в правоохранительных органах. В некоторых случаях пациента лишают водительских прав, либо на время, либо навсегда, в зависимости от заключения медкомиссии.

    Шизотипическое расстройство является хроническим заболеванием. Для него характерны приступы, вспышки агрессии, неадекватное восприятие действительности. Прогноз после лечения заболевания имеет различные особенности для каждого случая индивидуально.

    onevroze.ru

    Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей.

    Пограничное расстройство личности у детей, к сожалению, явление не редкое. Гораздо реже можно встретить родителей, знающих о том, что у их ребенка пограничное расстройство личности. Еще реже таких родителей, которые знают, как строить отношения с ребенком «пограничником». Пограничное расстройство, является серьезным расстройством психического здоровья детей. Независимо от того, сколько лет ребенку, отношения с ним поддерживать довольно трудно. Это расстройство трудно диагностируется, особенно в раннем возрасте, по этой причине родители, чаще всего, поведенческие проблемы своего ребенка не соотносят с каким либо отклонением в развитии его психики.


    Между тем симптомы, расстройства личности у ребенка, проявляются с довольно раннего возраста, примерно к четырем годам, уже можно заметить определенного рода искажения; образа себя, страха отказа, экстремальных и внезапных перепадов настроения, бурных отношений, сложностей связей в сочетании с доверчивостью и наивностью. Пока ребенок маленький, некие странности в его поведении родители считают возрастными особенностями. Часто можно услышать, что ребенок с рождения был с особым характером. Когда ребенок становится старше, его поведенческие особенности более заметны, но родители по-прежнему, особенности характера ребенка не относят к какому-либо нарушению развития личности. Но настоящие проблемы, часто не начинаются до начала взрослой жизни.

    Реальность, которую трудно принять.

    Под «пограничными психическими расстройствами» подразумевают далеко неоднородную по своим проявлениям и механизму происхождения совокупность психических нарушений, которая занимает как бы промежуточное положение между «психической болезнью» /«психозом»/ и «психическим здоровьем». Притом пограничные расстройства рассматривают не в виде «моста» между психической болезнью и психическим здоровьем, а как своеобразную группу неспецифических симптомокомплексов, сходных по степени выраженности своих проявлений и ограничивающихся «невротическим уровнем» («невротическим регистром») психических нарушений (Александровский Ю.А., Ганнушкин П.Б., Гуревич М.О. и др). К группе пограничных расстройств у детей и подростков обычно относят невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и патохарактерологические развития, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные состояния, а также пограничные формы интеллектуальной недостаточности и другие, реже встречаемые расстройства.

    Дети с пограничным расстройством, как правило, не умеют общаться.

    Они выражают свою эмоциональную боль криком.

    Не умеют регулировать свои эмоциональные реакции.

    Ребенок с пограничным расстройством личности, всегда конфликтует – с самим собой, с членами семьи, с одноклассниками.

    Поведение ребенка с пограничным расстройством, всегда причина для эмоциональных проблем, как у самого ребенка, так и у его родителей.

    Когда ребенок становится взрослым, помочь ему научиться управлять симптомами расстройства психического здоровья гораздо сложнее. Поведенческие и эмоциональные проблемы, затрагивает не только тех, кто имеет подобный диагноз, но и оказывает глубокое воздействие на жизнь людей вокруг них. Родители детей с пограничным расстройством личности часто чувствуют себя беспомощными, так как не знают способов помощи своему ребёнку, не умеют с ними общаться, не знают, как правильно воспитывать, как научить их взаимодействию с другими людьми, помочь им научиться управлять их симптомы расстройства и жить более успешной жизнью.

    Попытки помочь взрослому ребенку с пограничным расстройством личности, дело не простое. Он, как правило, отказывается от какой-либо помощи предложенной родителями, так как не видит в этом необходимости. Оказать помощь ребенку или подростку гораздо проще, чем взрослому человеку с пограничным расстройством личности.

    Некоторые родители утверждают, что признаки пограничного расстройства у своего ребенка они замечали еще в младенческом возрасте. Младенец был беспокойным, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, они столкнулись с трудностями обучения, многочисленными эпизодами разочарования и агрессии, с поведенческими проблемами.

    Дети и подростки претерпевают много изменений в развитии, и иногда может показаться, что симптомы одного расстройства могут превратиться в совсем другое. Поведенческие проблемы могут быть признаком более глубокого расстройства, а могут быть просто определенной фазой взросления, которые дети перерастают.

    Признаки пограничного расстройства у вашего ребенка.

    Это некоторые признаки того, что вы можете наблюдать, если вы подозреваете, что ваш ребенок может страдать от пограничного расстройства личности, в том числе:

  • Трудность в определении психологической готовности к школе.
  • Интенсивный страх отказа.
  • Не спокойный сон.
  • Его трудно успокоить.
  • Трудности в адаптации.
  • Требовательность.
  • Депрессивное состояние.
  • Чувствительность к критике.
  • Легко разочаровываются.
  • Проблемы с приемом пищи.
  • Тяжелые истерики.
  • Нестабильное настроение и интенсивные эмоции.
  • Импульсивность.
  • Недостатки рассуждения и мышления.
  • Трудности в обучении.
  • Нестабильное отношение к себе.
  • Самоповреждения.
  • Нестабильное выражение эмоциональной привязанности.
  • Склонность к приступам гнева и агрессии.
  • Некоторые из наиболее отличительных особенностей пограничного расстройства личности у детей включают проблемы с личными отношениями и экстремальным и неоправданным страхом отказа и отвержения. Это может приводить к тому, что ребенку приходится менять школу, так как ему трудно управлять своими эмоциями. В общении с другими детьми присутствует идеализация отношений, и быстрое разочарование в них. Часто происходит путаница идентичности, у подростков это может проявляться в гендерной путанице или принимать другие формы.

    Одним из показателей пограничного расстройства личности у детей – манипуляция. С помощью манипуляции дети пытаются контролировать все и всех.. Обычно это не осознается ими. Важно научиться понимать, когда вами манипулирует ребенок с пограничным расстройством личности, и научиться избегать попадания в ловушку.

    Как избежать манипуляций детьми с пограничным расстройством личности.

    Лучший способ избежать манипуляций, это дать себе разрешение отказаться от запросов манипулятора. Вы не должны делать то, что они хотят, как они хотят. Это нелегко. Начать говорить нет человеку с пограничным расстройством личности – значит увидеть весь спектр эмоциональных реакций вашего ребенка. Но это единственный способ избежать манипуляций. Дети с пограничным расстройством личности часто злятся, провоцируют на конфликт. Это само по себе может рассматриваться как форма манипуляции. Если Вы избегаете говорить или делать определенные вещи, из-за страха, что ваши действия будут вызывать ярость ребенка, это само по себе является манипуляцией.

    Как помочь ребенку с пограничным расстройством личности.

    Если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает от пограничного расстройства личности, вы устали от проблем, с которыми сталкиваетесь ежедневно, хотите помочь своему ребенку и, что не менее важно себе. Профессиональный психолог может помочь вам разобраться в этом, предложить пройти психотерапию, которая поможет помочь ребенку понимать свои чувства, мысли, позитивно изменить их, управлять расстройством, дать им необходимые жизненные навыки и инструменты, чтобы стать самодостаточным взрослым. Семье в целом так же нужна консультативная помощь, которая поможет научиться правильно, реагировать на проявления расстройства вашего ребенка, понимать суть его проблемы, причины его поведения.

    Раньше считалось, что пограничное расстройство личности не поддается коррекции, на сегодняшний день психологическое сопровождение семей с детьми с пограничным расстройством – необходимость, а психотерапия детей с пограничным расстройством личности возможна, и это является залогом гарантированного улучшения качества их будущей жизни.

    www.b17.ru

    Расстройства личности у детей

    Расстройства личности, ранее называвшиеся психическими расстройствами, — это отклонения, при которых детям трудно приспосабливаться к окружающей среде, налаживать контакты с другими людьми. У детей редко диагностируются расстройства личности, поскольку их психика находится в стадии постоянного развития и периодически у них могут наблюдаться признаки расстройства личности. Формирование личности заканчивается к подростковому периоду, когда уже можно говорить о дисгармоничной личности.

    Существует много разных форм расстройства личности.

    В зависимости от этимологии заболевания выделяют три типа расстройств личности.

  • Наследственные психопатии. Они могут передаваться детям на генном уровне.
  • Приобретенные психопатии. Такие расстройства личности могут развиться на фоне неправильного воспитания или продолжительного влияния негативных примеров.
  • Органические расстройства личности приобретаются из-за травмирования и инфицирования головного мозга и нарушений центральной нервной системы как в утробе матери, так и в период детства. Такие расстройства могут развиваться на фоне аутоиммунных заболеваний.
  • Расстройства личности могут быть вызваны и чрезмерным развитием детского характера. Например, детская боязнь в подростковом периоде может вылиться в фобии, мании и поведение избегания.

    Определить расстройства личности можно по изменению детского поведения. В зависимости от типа психопатии больные дети могут вести себя по-разному:

  • Параноидное расстройство личности характеризуется появлением сверхценной идеи (идея болезни, ревности, преследования и пр.). Больной может быть чрезмерно подозрительным, чувствительным к отказам. Его мышление отличается субъективностью и аффективностью.
  • Шизоидное расстройство личности — это дисбаланс в эмоциях, мыслях и поступках ребёнка. Больной предпочитает проводить время в одиночестве, любит фантазировать, но не умеет сопереживать другим людям, эмоционально холоден, ему трудно установить доверительные отношения.
  • Диссоциальное расстройство личности также может называться безвольной психопатией. Основные черты больного с таким диагнозом — отсутствие принципов, несоблюдение принятых моральных норм, неумение поддерживать прочные связи (семейные, дружеские, деловые).
  • Эмоционально неустойчивое расстройство психики отличается капризным и постоянно изменяющимся поведением. Могут наблюдаться вспышки агрессии и жестокости, периодически подростки угрожают самоубийством или самотравмированием.
  • Истерический тип расстройства личности характеризуется демонстративностью поведения. Все эмоции и поступки преувеличены, направлены на привлечение внимания больного.
  • Психастеническое расстройство отличается постоянным чувством тревожности, переживанием за каждую деталь, желанием больного сделать всё лучшим образом.
  • Тревожное или сенсетивное расстройство личности наблюдается у детей, которые находятся в постоянной тревоге по любому поводу, из-за чего накладывают ограничения на свою деятельность и общение.
  • Зависимое расстройство — это детские страхи остаться беспомощным, неумение быть самостоятельным. При такой форме психопатии дети не могут принимать решения самостоятельно, всегда перекладывают ответственность на окружающих.
  • Диагностика растройства личности у ребёнка

    Для подтверждения диагноза врач в течение полугода наблюдает ребёнка и при сохранении признаков или усилении клинической картины может поставить диагноз.Для выявления заболевания могут использоваться таблицы Шульте, практикуется метод Векслера.

    Для выявления изменений в головном мозге и центральной нервной системе применяют электроэнцефаллограмму и магнитно-резонансную томографию.

    Осложнения

    Самое главное осложнение любого типа психопатии — это сложности с адаптацией и социализацией. В зависимости от формы и стадии заболевания это может повлечь за собой массу трудностей для ребёнка или для его близких.

    Что можете сделать вы

    При обнаружении одного или нескольких признаков следует обратиться к специалисту для полного диагностирования детской психики. При постановке диагноза необходимо выявить причину и избавиться от неё.

    Многие приобретённые расстройства личности могут быть излечены. Конечно, для этого потребуется лечение и психотерапия.

    В случае генетических и органических психопатий говорить о лечении не совсем правильно. Можно лишь поддерживать стабильное состояние ребёнка и предотвращать обострения.

    Вне зависимости от причин и формы заболевания детской психики важно строго следовать рекомендациям специалиста и не идти на поводу детских капризов и собственных страхов.

    Что делает врач

    Для постановки диагноза специалисту необходимо следить за поведением пациента не менее 6 месяцев. В случае травмирования или инфицирования головного мозга диагноз можно поставить значительно раньше.

    В зависимости от формы психопатии, причин детского расстройства личности врач разрабатывает схему лечения. Лечение включает в себя устранение первопричины расстройства и восстановление детского поведения. Это достигается путём назначения медикаментов, консультаций с психологом.

    Профилактика

    В первую очередь сами родители должны создать адекватный психологический климат в семье, в котором будет расти их ребёнок. Во время беременности или ещё в период планирования стоит посетить семейного психолога, который поможет подготовиться к появлению нового члена семьи, подскажет, как себя вести с ним и друг с другом в присутствии малыша. После рождения также можно посещать психолога для решения возникших трудностей в воспитании.

    Проблемы с психикой могут появиться ещё во внутриутробном периоде. Для нормального развития психики будущая мама должна следить за своим состоянием во время беременности, любые отклонения женского здоровья могут негативно сказаться и на детской психике.

    Если в семье со стороны мужа или жены были родственники с психическими нарушениями, то паре нужно быть готовой к возможности такой патологии и у их малыша.

    Если ваш ребёнок повредил голову или врачи обнаружили аутоиммуные заболевания, новообразования в головном мозге или другие патологии, то необходимо немедленно их лечить, чтобы они не стали причиной детского расстройства личности.

    detstrana.ru

    Расстройство личности

    Расстройство личности – это психическое нарушение, которое начинает проявляться уже в детском и подростковом возрасте. Оно характеризуется подавлением одних черт личности и ярким проявлением других. В частности, шизоидное расстройство личности – это нежелание заводить социальные контакты, отсутствие теплых эмоциональных контактов, но в то же время чрезмерная увлеченность нестандартным хобби. Например, такие пациенты могут строить свои теории по ведению здорового образа жизни. Вообще, расстройства личности имеют множество форм и видов. Лечение расстройства личности в израильской клинике «IsraClinic» проводится с помощью психотерапии и медикаментозной терапии, методики и лекарства подбираются индивидуально. Хотите знать больше о расстройстве личности? Запишитесь на прием к специалистам «IsraClinic».

    Можно часто услышать, что чрезмерно эмоциональных или эксцентричных людей называют психопатами. Об истинном значении этого термина редко кто задумывается. Психопатия же серьезное нарушение, определяющаяся чрезмерной выраженностью одной из черт личности при недоразвитости других. В западной классификации более употребим термин «расстройство личности», а не «психопатия». И в этот диагноз включает в себя множество не похожих на себя расстройств.

    Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и к окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, эмоциональный дискомфорт и субъективный дистресс.

    Причины по которым они возникают чаще всего в подростковом или даже в детском возрасте, причем каждый тип расстройства личности имеет свой характерный возраст формирования. С начала своего возникновения эти дезадаптивные личностные черты уже не имеют очерченности во времени и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления не ограничиваются каким-либо аспектом функционирования, а затрагивают все сферы личности – эмоционально-волевую, мышление, стиль межличностного поведения.

    Основные симптомы расстройства личности:

    • Тотальность патологических черт характера, которые проявляются в любой обстановке (дома, на работе);
    • Стабильность патологических черт, которые выявляются в детском возрасте и сохраняются до периода зрелости;
    • Социальная дезадаптация, являющаяся следствием именно патологических черт характера, не обусловленная неблагоприятными условиями среды.
    • Расстройства личности встречаются у 6-9% населения. Их происхождение в большинстве случаев неоднозначно. В их развитии играет роль следующие причины патологическая наследственность (прежде всего алкоголизм, психические заболевания, расстройства личности у родителей), разного рода экзогенно-органические воздействия (черепно-мозговые травмы и другие не грубые повреждения мозга в возрасте до 3-4 лет, а также пре- и перинатальные нарушения), социальные факторы (неблагоприятные условия воспитания в детстве, в результате потери родителей или воспитание в неполной семье, с родителями, не уделяющими внимание детям, больными алкоголизмом, асоциальными личностями, имеющими неверные педагогические установки).

      Кроме того, часто отмечаются следующие особенности нейрофизиологического и нейробиохимического функционирования: наличие на ЭЭГ биполярно симметричных тета-волн, свидетельствующих о задержке созревания головного мозга; у пациентов с высоким уровнем импульсивности обнаруживается повышение уровня некоторых половых гормонов (тестостерона, 17-эстрадиола, эстрона); с общим снижением уровня социальной активности больных коррелирует повышенный уровень моноаминоксидазы.

      Существует множество классификаций личностных расстройств. Одной из основных является когнитивная классификация расстройств личности (другая — психоаналитическая), в которой выделяют 9 когнитивных профилей и соответствующих расстройств. Рассмотрим наиболее характерные.

      Параноидное расстройство личности

      Параноидное расстройство личности. Для страдающего данным расстройством человека характерна тенденция приписывать окружающим злые намерения; склонность к образованию сверхценных идей, самой важной из которых является мысль об особом значении собственной личности. Сам больной редко обращается за помощью, а если его направляют родственники, то при беседе с врачом он отрицает проявление расстройств личности.

      Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, постоянно кем-то недовольны. Подозрительность и общая тенденция к искажению фактов, путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий окружающих в качестве враждебных, нередко приводят к необоснованным мыслям о заговорах, субъективно объясняющих события в социальном окружении.

      Шизоидное расстройство личности

      Шизоидное расстройство личности характеризуется замкнутостью, необщительностью, неспособностью к теплым эмоциональным отношениям с окружающими, сниженным интересом к сексуальному общению, склонностью к аутистическому фантазированию, интровертированностью установок, затруднением в понимании и усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется в эксцентричных поступках. Страдающие шизоидными расстройством личности обычно живут своими необычными интересами и увлечениями, в которых могут достигать больших успехов.

      Для них часто характерна увлеченность различными философиями, идеями усовершенствования жизни, схемами построения здорового образа жизни за счет необычных диет или спортивных занятий, особенно если для этого не надо непосредственно иметь дело с другими людьми. У шизоидов может оказаться достаточно высоким риск пристрастия к наркотикам или алкоголю с целью получения удовольствия или улучшения контактов с окружающими людьми.

      Диссоциальное расстройство личности

      Диссоциальное расстройство личности характеризуется обращающим на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами. Больные могут обладать специфическим поверхностным шармом и производить впечатление (чаще на врачей противоположного пола).

      Основная черта – стремление непрерывно получать удовольствие, максимально избегая труда. Начиная с детского возраста их жизнь представляет собой богатую историю асоциальных поступков: лживость, прогулы, побеги из дома, вовлеченность в криминальные группы, драки, алкоголизация, наркотизация, воровство, манипулирование окружающими в собственных интересах.. Пик антисоциального поведения приходится на поздний подростковый возраст (16-18 лет).

      Истерическое расстройство личности

      Обсессивно-компульсивное расстройство личности

      Людям с обсессивно-компульсивным расстройством личности свойственны озабоченность порядком, стремление к совершенству, контролю над психической активностью и межличностными отношениями в ущерб собственной гибкости и продуктивности. Все это значительно сужает их приспособительные возможности к окружающему миру. Больные лишены одного из важнейших механизмов приспособления к окружающему миру – чувства юмора. Всегда серьезные, они нетерпимы ко всему, что угрожает порядку и совершенству.

      Постоянные сомнения в принятии решений, вызванные страхом совершить ошибку, отравляют им радость от работы, но тот же страх мешает им сменить место деятельности. В зрелом возрасте, когда становится очевидным, что достигнутый ими профессиональный успех не соответствует первоначальным ожиданиям и приложенным усилиям, повышен риск развития депрессивных эпизодов и соматоформных расстройств.

      Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности

      Для тревожно (уклоняющегося, избегающего) расстройство личности свойственно ограничение социальных контактов, ощущение собственной неполноценности и повышенная чувствительность к негативным оценкам. Уже в раннем детстве эти пациенты характеризуются как чрезмерно робкие и застенчивые, они искаженно воспринимают отношение к себе, преувеличивая его негативность, а также риск и опасность повседневной жизни. Им трудно говорить на публике или просто обратиться к кому-то. Потеря социальной поддержки может привести к тревожно-депрессивной и дисфорической симптоматике.

      Нарциссическое расстройство личности

      Наиболее отчетливо проявляющиеся у людей с подросткового возраста представления о собственном величии, потребности в восхищении со стороны окружающих и невозможность переживания. Человек не допускает, что может стать объектом критики – он либо безразлично ее отрицает, либо приходит в ярость. Следует подчеркнуть черты, занимающие особое место в психической жизни человека с нарциссическим расстройством личности: необоснованное представление о своем праве на привилегированное положение, автоматическое удовлетворение желаний; склонность эксплуатировать, использовать других для достижения собственных целей; зависть к окружающим или убеждение в завистливом к себе отношении.

      Терапия расстройств, связанных с характерологическими отклонениями, сугубо индивидуальна. При выборе лечебного воздействия, как правило, принимаются во внимание не только диагностические и типологические характеристики, но также структура расстройства личности, возможности самоанализа и субъективное опосредование психопатологии, особенности поведения и реакций (агрессивные и аутоагрессивные тенденции), наличие коморбидной личностной и психической патологии, готовность к сотрудничеству и достаточно продолжительному терапевтическому альянсу с врачом (что особенно важно у личностей, избегающих, жаждущих признания и диссоциальных).

      В многочисленных исследованиях указывается на эффективность психотерапии расстройств личности, а также социально-средовых и педагогических воздействий, гармонизирующих поведение и способствующих достижению стабильной адаптации. Психофармакологические средства как метод коррекции расстройств личности – относительно новая концепция. Психофармакотерапия в данном случае не преследует цели полного купирования симптомокомплексов, формирующихся в рамках динамики расстройств личности, ее задачи ограничиваются коррекцией гипертрофирующихся до уровня психопатологических образований патохарактерологических проявлений. Соответственно, лечение расстройства личности проводится в амбулаторных условиях, имеет поддерживающий характер.

      Вовремя и правильно подобранное психотерапевтическое и фармакологическое лечение повышает качество жизни человека с такой трудной судьбой и «не оставляет места для терапевтического пессимизма».

      Методики лечения расстройств личности

      При различных расстройствах личности специалисты, как правило, лечение проводят несколькими способами — медикаментозное и психотерапевтическое лечение, при этом комплексный подход дает лучшие результаты, чем применение только одного из способов. Дело в том, что пациенты с расстройством личности обычно страдают от внутреннего напряжения и тревоги: любая, обычная для здоровых людей ситуация может вызвать сильнейший стресс у больных с расстройство личности, поэтому применение исключительно фармакологического лечения не даст должных результатов – оно не снимает всех проявлений симптоматики.

      Например, SSRI применяется при депрессивных расстройствах и возбужденных состояниях, употребление противосудорожных средств позволяет уменьшить возбуждение и проявления гнева. В частности, такой препарат, как «Рисперидон» может быть назначен пациентам при депрессии, а также тем, у кого наблюдается начальная стадия расстройства личности.

      В психотерапии при лечении различных расстройств личности главной задачей является снятие стресса и изоляция пациента от источника стрессовых ситуаций. Это впоследствии уменьшает другие проявления симптоматики – уменьшается тревожность, подозрительность, вспышки гнева и депрессию. Тем не менее, наиболее сложной задачей для специалиста при подобных расстройствах является установление доверительных отношений между пациентом и врачом. Именно успешная интеракция может принести результат, так как лечение расстройств личности – это длительный процесс.

      Расстройство личности у мужчин

      Невозможно однозначно утверждать, что для мужчин характерен тот или иной тип расстройства: на практике у мужчин встречаются самые различные виды расстройства личности. В частности, нередко это параноидное и шизоидное расстройство личности, относящиеся к категории А, также часто встречаются пограничное и антисоциальное расстройство.

      При параноидном типе проявляется следующая симптоматика:

    • отсутствие нормальных отношений с окружающими людьми;
    • постоянные подозрения в отношении близких и родных;
    • зависть;
    • эмоциональная холодность;
    • замкнутость и излишняя серьезность.

    Шизоидное расстройство личности проявляется следующей симптоматикой:

    • равнодушие к окружающим;
    • нелюдимость;
    • избегание шумных вечеринок и мероприятий;
    • отсутствие социальных контактов;
    • черствость.
    • Пограничное расстройство личности проявляется:

    • импульсивностью;
    • частыми депрессиями;
    • склонностью к деструктивному поведению, направленному на себя – например, такие пациенты способны угрожать голодовкой, суицидом или иными увечьями, чтобы добиться желаемого;
    • отсутствие здоровой критики, способность идеализировать значимого человека;
    • эксцентричное поведение.
    • При пограничном расстройстве личности мужчина в отношениях способен прибегать к манипуляциям, чтобы заставить женщину быть с ним. Например, демонстративно вешаться или резать вены, пытаясь «надавить на жалость». Следует знать, что такое поведение однозначно свидетельствует о психическом нарушении.

      Антисоциальное расстройство личности проявляется:

    • безразличием;
    • безответственностью;
    • лживостью;
    • пренебрежением безопасности близких людей;
    • агрессией;
    • вспыльчивостью;
    • неспособностью вести себя в рамках устоявшихся культурно-социальных норм.
    • Следует отметить, что этот тип расстройства характерен для преступников, люди с таким нарушением часто попадают за решетку. Они совершенно не могут понять, зачем следовать правилам и моральным устоям, и часто идут на преступления, пренебрегая своим будущим и безопасностью близких. Подчеркнем, что любой тип расстройства личности требует длительной терапии. Как правило, это сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. В некоторых случаях может быть рекомендована трудотерапия или другие вспомогательные психотерапевтические методики. Это очень тяжелое заболевание, для того, чтобы увидеть прогресс в лечении могут потребоваться месяцы.

      Расстройство личности у женщин

      Для женщин наиболее характерно истерическое и нарциссическое расстройство личности. В первом случае будут проявляться следующие симптомы:

    • неадекватное поведение;
    • расстройства сексуального характера;
    • потребность побыть в центре внимания;
    • театральная речь;
    • излишняя драматизация ситуаций;
    • идеализация отношений;
    • склонность приписывать случайным знакомым серьезные намерения;
    • импульсивность;
    • эксцентричное поведение, яркие эмоции.
    • При нарциссическом расстройстве личности проявляются такие симптомы:

    • склонность считать себя центром вселенной;
    • мечты о власти;
    • использование других людей для своей выгоды;
    • потребность в особом отношении к себе;
    • стремление завоевывать похвалу и признание от окружающих.
    • У женщин расстройство личности лечится так же, как и мужчин – как правило, это сочетание фармакотерапии и психотерапии. Все препараты и методики подбираются индивидуально врачом-психиатром. Отметим, что как и в случае с пациентами-мужчинами требуется длительное лечение, в течение нескольких месяцев.

      Расстройство личности у детей

      Для детей обычно характерны тревожное и зависимое расстройство личности. Это связано с негативной обстановкой дома, в школе или другом окружении ребенка, насилием, моральными унижениями.

      При тревожном расстройстве у детей отмечаются:

    • низкая самооценка;
    • неуклюжесть;
    • частые тревоги;
    • преувеличение проблем;
    • замкнутость;
    • неумение выстраивать социальные контакты.
    • При зависимом расстройстве личности у ребенка будут проявляться следующие симптомы:

    • роль жертвы в любой ситуации;
    • пассивность;
    • избегание ответственности;
    • сложности в школе по успеваемости;
    • чувствительность к любой критике;
    • плаксивость;
    • одиночество;
    • сильная неуверенность в себе.
    • Лечение в случае расстройства личности у детей подбирается с большой тщательностью – это щадящая фармакотерапия, длительная работа с психологом, постоянное наблюдение психиатра, а также дополнительные психотерапевтические методики (иппотерапия, спорт-терапия, снузелен-терапия и другие).

      Общие методики профилактики различных расстройств личности

      Разработанного стандарта по профилактике расстройств личности не существует, поскольку каждый человек индивидуален. Однако, существуют общие рекомендации от врачей-психиатров. Прежде всего, избегать негативного влияния стрессовых ситуаций. Если человек не владеет своими эмоциями и реакциями, можно проконсультироваться у психолога и получить психологические инструменты для адекватного реагирования на стресс и решения конфликтов.

      Вместе с тем существуют предпосылки для развития расстройства личности, как правило, они связаны с психотипом человека, сформированным в детстве и юности, а также перенесенными психотравмирующими ситуациями. В этом случае необходимо наблюдаться у врача-психиатра и психотерапевта для поддерживающего курса психотерапии.

      Специалисты «IsraClinic» будут рады оперативно ответить на Ваши вопросы, связанные с диагностикой и лечением в Израиле. Заполните форму заявки, мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

      Спасибо Ольге, специалисту по психотерапии, за ее доброту, вежливость, понимание.
      Для доктора Марка. У меня все хорошо, я смогла вернуться к учебе и восстановила общение с сестрой. Лекарства принимаю по Вашим рекомендациям. Осенью хочу сделать скайп-консультацию с Вами как и договоривались.
      Для Валерия. Я напишу, когда мне нужно будет дозаказать лекарства. Спасибо что отвечаете на мои смс и не бросаете. Я очень боялась остаться одна после того как вернусь из Израиля.
      Еще раз всем большое спасибо.

      Я раньше скептически относилась к психотерапии, много лет пила лекарства с переменным успехом. Не скрою, что сначала я очень сопротивлялась предложению встретиться с психотерапевтом. Но Ольга смогла полностью развеять мои сомнения и наверное стала той опорой, на которой я смогла построить свою новую жизнь, как бы это пафосно ни звучало. Ольга, я безмерно Вам благодарна за Ваши слова, за Вашу человечность и открытость, за готовность по десять раз повторять такие очевидные уже сейчас истины, за то, что буквально ходили со мной за ручку по дебрям в моей голове. Без Вас я бы не выбралась и привела себя в порядок. СПАСИБО!

      Дорогие мои!
      Позвольте мне выразить свою благодарность за ваш опыт и профессионализм.
      Вы даже представить себе на можете как это приятно видеть вою семью счастливой.

      Спасибо вам за ваше отношение и терпеливость.
      С глубоким уважением, Олег

      Я приехала в Израиль после 5 лет лечения от шизоаффективного расстройства. Здесь в Башкирии мне давали такие лекарства от которых мозг не хотел работать и я не думала. Меня привезла моя сестра. Она нашла Валерия в интернете и он помог нам все организовать. Я сейчас чувствую себя хорошо, пишу об этом доктору Марку. Всем большое спасибо.

      За маской и улыбкой не всегда можно увидеть плачущую душу и скорбное сердце. Вы их увидели и смогли залечить мои раны. Возможность не притворяться, не делать вид, а жить — вот Ваш подарок мне. Спасибо!
      Ваш С.П.

      Ольга, огромное спасибо Вам за ту работу, которую мы провели вместе, для меня это было очень важно, взглянуть со стороны на ситуацию и понять в чем моя ошибка, в чем ошибка моей мамы,как мы можем выстроить общение и найти общий язык. Вы знаете, я очень долго злилась на маму изза всего, что происходило в моей жизни. После наших встреч для меня очень многое изменилось. Еще раз огромное спасибо!

      www.israclinic.com