Расстройство личности список литературы

Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.187].

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.
  2. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М.: ИП РАН, 1997. — С.270-373.
  3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т.15, № 1. — С. 3-18.
  5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. — 1993. — Т.14, № 2. — С. 8-17.
  6. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
  8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
  9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  10. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. — Ставрополь, 2000. — 273 с.
  11. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.
  12. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
  13. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности. — М.: Владос, 2001. — 255 с.
  14. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004. — 246 с.
  15. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). — М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  16. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 20 с.
  17. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 256 с.
  18. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.2: Объективное изучение личности / Отв.ред.: Г.С. Никифоров, Л.А.Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 283 с.
  19. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1984. — 142 с.
  20. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
  21. Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшего периода России. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 88 с.
  22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  23. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  24. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Ч. III / Психология личности. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2000.
  25. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1980. — С. 159-177.
  26. Бочавер А.А. Личностные особенности студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. — М.: МОСУ, РПО, 2000.
  27. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.
  28. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография. — М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  29. Бурлачук Л.Ф. Исследования личности в клинической психологии. — Киев, 1979. — 175 с.
  30. Валькова Т.А. Резистенция как показатель профессиональной деформации личности учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. -Казань, 2002. — 17 с.
  31. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. — М.: Ноосфера, 1999. — 272 с.
  32. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. -Дубна: Феникс+, 2006. — 112 с.
  33. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. — М.: Триада-Х, 1999. — 266 с.
  34. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 199 с.
  35. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
  36. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. — Иркутск, 1993.
  37. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 508 с.
  38. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — 1993. — Т.14, № 4. — С. 4-15.
  39. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1979. — № 1.
  40. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.
  41. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. — М., 1981.
  42. Зейгарник Б В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 160 с.
  43. Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. — М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.19-22.
  44. Клонингер С. Теории личности: познание человека. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 718 с.
  45. Ковалев А.Г. Психология личности. — М., 1965. — 390 с.
  46. Козлова И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник. — М., 1976. — С.128-146.
  47. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — Т.8, № 4. — С. 126-137.
  48. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
  49. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии. — 1980. — № 5.
  50. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С.108-115.
  51. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 2. — С.66-70.
  52. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
  53. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 1999. — 189 с.
  54. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — 3-е изд. — Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  55. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер.с нем. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
  56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  57. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. — М., 1997.
  58. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  59. Линдсей Х. Теории личности. — СПб., 1998.
  60. Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. — М., 1991.
  61. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. — 1981. — Т.2, № 1.
  62. Макаев В.В., Гребенюк Н.И. Развитие, воспитание и формирование личности. — Ставрополь, СГПИ, 1993. — 35 с.
  63. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Дис. … канд. психол. наук. — Н.Новгород: НГПУ, 2004. — 201 с.
  64. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. — СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  65. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
  66. Мерлин B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. — М., 1970. — С. 57-61.
  67. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. — Пермь, 1970. — С.3-160.
  68. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — с. 44-53.
  69. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28-38.
  70. Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов : Дис. … канд. психол. наук. -М., 1994. — 178 с.
  71. Мюссен П., Контер Д., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. — М., 1987.
  72. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 224 с.
  73. Нагибина Н.Л. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. — М.: МГУ, 2002. — 61 с.
  74. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. — Ереван, 1988.
  75. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Автореф. докт. дисс. — М., 1986. — 33 с.
  76. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика: Учеб. пособие. — М.: Владос, 2003. — 191 с.
  77. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси, 1975. — 243 с.
  78. Общение и формирование личности: Сб.науч.тр. — Гродно: ГрГУ, 1984. — 113 с.
  79. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. -М.: Академический Проект, 2004. — 189 с.
  80. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д. Методики изучения личности и коллектива. Методические указания. — М., 1975. — 127 с.
  81. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И. Ф. Мягкова. — Воронеж: ВГПИ, 1982. — 163 с.
  82. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 606 с.
  83. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. — № 1.
  84. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  85. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 15-30.
  86. Пиняева C.Е., Андреев И.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С.3-10.
  87. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
  88. Поварницина Л.А. Психология личности вузовского преподавателя. — Тверь, 1995. — 99 с.
  89. Психологические методы исследования личности в клинике / Ред. М.М. Кабанов. — Л., 1978. — 153 с.
  90. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 128 с.
  91. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика,1987. — 238 с.
  92. Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000.
  93. Психология личности. Тексты / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и А.А. Пузырей. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  94. Психология личности. Хрестоматия: В 2-х т. — Самара: Бахрах, 1999.
  95. Райх В. Анализ личности / Пер. С.Ю. Романюк, Т.В. Русина, Я.Л. Шапиро. — М.; СПб.: КСП+; Ювента, 1999. — 332 с.
  96. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. — Томск, 1985.
  97. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ; Флинта, 2000. — 263 с.
  98. Рахматуллина Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке : Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1996. — 23 с.
  99. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6. — 1995. — Вып.3, № 20. — С. 74-79.
  100. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер с нем. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
  101. Рогов Е.И. Психологические проблемы формирования индивидуальности личности профессионала // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюз. конф. / Под ред. Вяткина Б.А. — Пермь, 1991. — С. 84-85.
  102. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности. Автореферат. дис. … докт. психол. наук. — М.: МГПУ, 1992.
  103. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. — Новосибирск, 2000.
  104. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла — 95. — СПб., 1995. — 90 с.
  105. Савенко Ю.С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности // Проблемы личности. — М., 1969. — С.238-242.
  106. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 655 с.
  107. Семья и формирование личности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. — М.:НИИОП, 1981. — 96 с.
  108. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980. — 174 с.
  109. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.
  110. Сологуб Г. П. Пробуждение личности. — М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
  111. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. — 286 с.
  112. Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъект педагогического общения: Дис. … канд. психол. наук. — М., 1995. — 170 с.
  113. Токарева Ю.А. Зависимость личностного развития дошкольников от взаимоотношений в семье и ее социально экономического статуса: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Казань, 2000. — 21 с.
  114. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. — СПб., 1998.
  115. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М.: МПСИ; Флинта, 2004. — 670 с.
  116. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. — М.,1998. — 347 с.
  117. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. — 1997. — №2. — С.88-93.
  118. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989. — 169 с.
  119. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А.В. Петровский. — М.: АПН СССР, 1989. — 72 с.
  120. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Под общ. ред. М.В. Ромашкевича. -М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 144 с.
  121. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. — Киев: София, 2004. — 608 с.
  122. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособие. — Казань, 1998. — 288 с.
  123. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
  124. Циринг Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Пермь, 2001. — 25 с.
  125. Цуладзе С.В. О месте и значении проективных методов в изучении личности // Проблемы личности. — М., 1969. — С.194-197.
  126. Шавенков А.А. Дуалистичность структуры личности и ее духовность: Монография. -Н.Новгород: НГПУ, 2004. — 107 с.
  127. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. — М.: Прогресс, 1993.
  128. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1985. — № 3. — С.3-10.
  129. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя : Дис. … канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1994. — 193 с.
  130. Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности. Дис. . канд. психол. наук. — М., 2001. — 140 с.
  131. Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. — 1988. — № 10. — С. 96-104.
  132. Ямпольский Л.Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С.90-100.

© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Также на этом сайте Вы можете ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.

student.psi911.com

Личностные расстройства

Содержание


1. Истерическая личность и сценическая личность у женщин


2. Истерическая личность и сценическая личность у мужчин


3. Этиология и лечение


Заключение


Список литературы

В настоящее время накопилось большое число публикаций, посвященных распространенности психических расстройств в различных популяциях. Однако, как справедливо полагают Т.В.Зозуля и соавторы (1994), точных данных об этом ни в одной стране мира нет, что обусловлено трудностями с учетом больных, находящихся вне поля зрения психиатров. Между тем считается, что примерно 20% всего населения земного шара страдает психическими расстройствами (Петраков Б.Д., Петракова Л.Б., 1984). Причем не менее 5% населения страдает от серьезных психических расстройств, поддающихся клинической квалификации (диагнозу), и еще не менее 15% населения страдает «от менее серьезных», но потенциально инвалидизирующих форм психических расстройств (ВОЗ, 1993).

Детско-подростковый возраст сопровождается рядом радикальных соматических и психических изменений, приводит иногда к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами и, наконец, осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультуральных условиях (И.А.Уваров, О.Т.Лекомцев, 1996)).

Психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем и занимает одно из ведущих мест в профилактике патологии психического здоровья во всем мире. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что влияние одного из факторов вызывает выраженные клинические проявления, обратимость которых зависит от возраста влияния их на детей и длительности воздействия (Проселкова М.С. и др., 1998).

В настоящее время в России происходят быстрые глобальные социокультуральные перемены. Некоторые из них отрицательно сказываются на психическом здоровье населения. Особенно резко меняется содержание патологических переживаний, в основе которых лежит глубокая деформация духовного здоровья общества, его целей, культуры, морали, системы ценностей.

Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация объективно привела к ухудшению психического здоровья населения.

Возможно два взаимосвязанных расстройства личности.

Первое — это истерическое расстройство личности, для которого характерно сравнительно сохранное чувство идентичности, способность к стабильным, дифференцированным, эмоционально богатым и эмпатичным отношениям с окружающими, включая способность выдерживать их амбивалентность и сложность, и преобладание защитных механизмов, основанных на вытеснении.

Второе — это сценическое расстройство личности. Это расстройство соответствует тому, что другие называют «инфантильным», «истероидным», «истероидным дисфорическим», «эмоционально нестабильным»: у пациентов, которые им страдают, внешне истерические симптомы скрывают более тяжелую патологию. Сценическое расстройство личности входит в категорию пограничной организации личности; оно характеризуется синдромом размытой идентичности, тяжелой патологией объектных отношений и преобладанием примитивных защитных операций, основанных на расщеплении.

Цель данной работы – рассмотреть и выявить особенности сценических расстройств личности, а также вопросы их лечения.

рассмотреть вопросы истерической и сценической личности у женщин;

рассмотреть вопросы истерической и сценической личности у мужчин;

выявить этиологию и лечение.

1. Истерическая личность и сценическая личность у женщин

Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов.

Главная характеристика истерической личности женщин — эмоциональная лабильность. Они легко вступают в отношения с окружающими и способны на теплые и поддерживающие привязанности. Исключением является заторможенность их сексуальности. Они обычно эмоционально демонстративны и даже театральны, но проявления аффектов находятся под контролем и имеют социально адаптивный характер. Тот способ, которым они драматизируют свои эмоциональные переживания, может производить впечатление, что их эмоции поверхностны, но исследование говорит об обратном: их эмоциональные переживания подлинны; эти женщины могут быть эмоционально лабильны, но они не являются непостоянными и непредсказуемыми в своих эмоциональных реакциях. Они теряют эмоциональный контроль только перед лицом тех, с кем находятся в интенсивном конфликте, особенно имеющем сексуальную или конкурентную природу.

С этими людьми истерические женщины склонны впадать в эмоциональный кризис, но они всегда обладают способностью восстановления после него и впоследствии реалистически оценивают этот кризис.

Они легко плачут и склонны к сентиментальности и романтизму, но их когнитивные способности сохранны, и понимание ими сложных человеческих реакций находится в ярком противоречии с явной незрелостью их эмоциональных проявлений.

Истерические пациенты общительны и активно вовлечены в отношения с окружающими. Эта экстраверсия проявляется в легкости социальных контактов и окрашена тенденцией к эксгибиционизму и чрезмерной зависимости от окружающих. Они хотят, чтобы их любили, хотят находиться в центре внимания и притяжения, особенно в ситуациях с сексуальным оттенком. Их зависимость от того, как другие люди их оценивают, основывается на том, что каким социальным реальным требованиям они должны соответствовать, чтобы получать эту любовь и одобрение, а их детская зависимость ограничена сексуальным контекстом. В реальности детская установка в близких отношениях и в целом зрелая установка в обычных социальных взаимодействиях являются ключевыми характеристиками истерической личности. Некоторые истерические женщины кажутся робкими или застенчивыми, но, тем не менее, они подспудно излучают провоцирующую сексуальную соблазнительность.

Женщины с истерической личностью обычно демонстрируют псевдогиперсексуальность в сочетании с сексуальной заторможенностью; они одновременно сексуально провокативны и фригидны. Их сексуальные привязанности имеют характер треугольника, в котором они находятся вместе с мужчинами, недоступными или связанными с другими женщинами. Их провокативное поведение может вызывать у мужчин сексуальный отклик, который они затем воспринимают как нападение или оскорбление и на который реагируют со страхом, негодованием и отвержением.

Истерическая женщина склонна к конкуренции, как с мужчинами, так и с женщинами. Конкуренция с мужчинами содержит в себе скрытые страхи и конфликты, связанные с сознательно или бессознательно ощущаемой униженностью по сравнению с ними. Психоаналитическое исследование обычно раскрывает, что женщины используют инфантильное поведение как защиту от вины за взрослые аспекты сексуальности. Некоторые женщины склонны подчиняться мужчинам, которых они воспринимают как садистов, во искупление чувств вины и в качестве платы за сексуальное удовлетворение 1 .

Некоторые аспекты истерической личности, описанные в более ранней литературе, в последнее время были поставлены под сомнение. Например:

1. Раньше предполагалось, что истерические пациенты высоко внушаемы. Клинические наблюдения указывают на то обстоятельство, что внушаемость возникает только в контексте идеализированных, романтизированных и зависимых отношений и легко может сменяться подозрительностью, недоверием, надутостью и упрямством в условиях интенсивной конкуренции с мужчинами или женщинами.

2. Другая характеристика, обычно приписываемая истерической личности, — чрезмерная зависимость. Как уже отмечалось, зависимость характерна только для некоторых очень тесных отношений.

3. Третья подразумеваемая характеристика истерических пациентов — эгоцентризм: сосредоточенное на себе, извиняющее себя внимание. Но данная характеристика не соответствует их действительной способности к глубоким отношениям с окружающими, стабильности их привязанностей, преданности и приверженности.

Шапиро ( Shapiro , 1965) и Горовиц ( Horowitz , 1977) описывают когнитивный стиль истерических пациентов, который характеризуется склонностью к глобальному восприятию, избирательным невниманием, что отражает основанную на вытеснении организацию защитных функций, которые вносят свой вклад в интеллектуальную заторможенность.

Женщины со сценическими расстройствами демонстрируют эгоцентричное, самоизвиняющее поведение, которое может также сопровождаться сильной зависимостью от окружающих, но их зависимость не обнаруживает той взаимности, которая характерна для отношений при истерическом расстройстве личности.

В отличие от истерического расстройства личности сценические личности проявляют диффузную эмоциональную лабильность, недифференцированные отношения со значимыми другими и незрелые, эгоцентричные эмоциональные привязанности. Сценические личности склонны к сверхидентификации с другими и проекции на них своих нереалистических, фантазийных намерений. Драматизация аффекта у такой женщины, эмоционально непостоянное и лабильное поведение, общая возбудимость и изменчивость реакций говорят о лежащей за ними эмоциональной поверхностности и неспособности к дифференцированным объектным отношениям. Сценические личности испытывают большие трудности в глубоком понимании самих себя и других людей. Выбор ими супруга или сексуального партнера также часто совершенно неадекватен.

Зависимые и эксгибиционистские черты при сценическом расстройстве личности менее сексуализированы, чем при истерическом расстройстве личности. Сценическая личность может использовать сексуальное поведение глубоко и неадекватно для проявления своих потребностей в эксгибиционизме и зависимости, у нее меньше сексуальных торможений, и она гораздо чаще склонна к промискуитету по сравнению с истерической личностью.

Сценическая личность может проявлять мазохистские склонности, (Лапланш и Понталис, 1973 дали наиболее краткое определение мазохизма – сексуальная перверсия, при которой удовольствие связано со страданием или унижением, которому подвергается объект), но последние не имеют тесной связи с сексуальным поведением. Она диффузно импульсивна, что приводит к непредсказуемости, объясняющей нестабильность и интенсивность отношений с окружающими, и проявляет неадекватную, сильную или неконтролируемую злость и быстрые смены настроения. Она склонна к суицидальным жестам и попыткам, использует суицидальные фантазии и желания для привлечения внимания и получения поддержки. Манипулятивные угрозы суицида являются только одним из аспектов в целом манипулятивных межличностных отношений. Такие пациентки часто лгут, проявляют антисоциальное поведение.

Степень же выраженности «сценического» поведения — драматическое проигрывание чувств у инфантильной личности – является менее ценным критерием для диагностики тяжести депрессии и суицидального риска. Бывают пациенты с высоким суицидальным риском, которые своим драматическим поведением маскируют от терапевта тяжесть своей депрессии или же с временного обаяния и общей эмоциональной лабильности создают ложное впечатление, что их депрессия не столь серьезна.

Общая черта всех этих тем сводится к потребности оценить вторичные выгоды суицидального поведения, что подводит нас к оценке самоубийства как «образе жизни» 2 .

works.doklad.ru

Диссоциативные расстройства

Истерическое расстройство личности.

1. Распространенность истерического расстройства личности.

2. Симптомы истерического расстройства личности.

3. Причины истерического расстройства личности.

4. Прогноз при истерической психопатии.

5. Диагностика истерического расстройства личности

6. Лечение истерического расстройства личности.

III. ДИССОЦИАТИВНЫЕ (КОНВЕРСИОННЫЕ)

Клиническая картина диссоциативных и конверсионны

Типы диссоциативного (конверсионного) расстройства.

Истерическое расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся не иссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др. Согласно Кернбергу люди с истерическим расстройством личности:

зачастую совершают совершенно неадекватный выбор партнера в личной жизни

обычно обладают «импрессионистским когнитивным стилем» — быстро ухватывают общую картину «грубыми мазками» и игнорируют детали, что может приводить к ошибкам.

Люди с истерическим расстройством личности крайне эмоциональны и постоянно добиваются к себе внимания. Как правило, их описывают как «эмоционально заряженных». Неумеренное, быстро меняющееся настроение может весьма осложнять им жизнь, они все время «на сцене»: даже описывая повседневные события, они прибегают к театральным жестам и вычурной речи. Эти люди постоянно меняются, стараясь привлечь внимание окружающих и произвести на них впечатление; кажется, что у них отсутствует ощущение того, что они собой в действительности представляют. Их речь скорее бедна существенными деталями, и они часто следуют последнему крику моды, стараясь вызвать у других восхищение.

Одобрение и похвала составляют смысл жизни этих индивидуумов; они должны сделать окружающих свидетелями своей эмоциональной приподнятости и проявлений своего настроения. Они не способны откладывать на долгий срок получение удовольствия. Тщеславные, эгоцентричные и настойчивые, они излишне бурно реагируют на любое незначительное событие, которое встает на пути их поиска внимания. Некоторые совершают попытки самоубийства, главным образом для того, чтобы манипулировать окружающими.

Диссоциативные расстройства (лат. dissociare «отделяться от общности») — группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций — сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. Обычно эти функции интегрированы в психике, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся в известной мере независимы. Так, может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.

Истерическое расстройство личности.

Распространенность истерического расстройства личности

До недавних пор считалось, что это расстройство чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Недавние исследования позволяют предположить, что это расстройство личности встречается у 2-3% взрослых людей, причем мужчины и женщины подвержены ему в равной степени (АРА, 1994; Nestadt et al., 1990).

Симптомы истерического расстройства личности

Особенностью истерической психики является отсутствие четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью. Реальный мир для человека с истерической психикой приобретает своеобразные причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, что часто дает повод окружающим обвинить такого человека в лучшем случае во лжи и притворстве. Так же превратно истерик воспринимает и процессы в собственном организме и собственной психике. Одни переживания совершенно ускользают от его внимания, а другие, напротив, оцениваются чрезвычайно тонко. Из-за яркости одних образов и представлений и бледности других человек с истерическим складом психики сплошь и рядом не видит разницы между фантазией и действительностью, между происшедшим наяву и виденным во сне или, вернее говоря, не в состоянии это сделать.

Они неспособны к систематическому, упорному труду, при выборе рода занятий предпочитают дилетантскую деятельность и пасуют перед задачами, требующими настойчивости, основательных знаний и солидной профессиональной подготовки. Более всего им нравится праздная жизнь с внешней, показной пышностью, разнообразными развлечениями, частой сменой впечатлений. Они охотно и самозабвенно выполняют ритуалы празднеств и банкетов, во всем стремятся следовать моде, посещают пользующиеся успехом спектакли, «боготворят» популярных артистов, обсуждают нашумевшие книги и т. п.

В большинстве своем они доверчивы, легко привязываются к людям. При этом нередко обнаруживается склонность к эротизации межличностных связей; быстро влюбляются, заводя многочисленные, чаще непродолжительные романы, сопровождающиеся поначалу бурными проявлениями чувств. Однако, будучи непостоянными в своих увлечениях, они так же быстро остывают. В более редких случаях образуются стойкие экстатические привязанности, формирующиеся по типу сверхценных образований.

Люди с этим расстройством личности могут привлекать к себе внимание, преувеличивая свои физические недомогания или ощущение собственной слабости. Кроме того, они склонны преувеличивать свои отношения — например, могут считать себя близкими друзьями людей, которые в действительности рассматривают их всего лишь как случайных знакомых.

Причины истерического расстройства личности

Большинство теоретиков психодинамического направления считают, что, будучи детьми, люди с этим расстройством сталкивались с нездоровыми взаимоотношениями, при которых холодные и властные родители заставляли их чувствовать себя нелюбимыми и вызывали страх быть отвергнутыми. Чтобы защититься от скрытого страха потери, эти индивидуумы начинали драматизировать ситуацию, выдумывая кризисы, которые побуждали бы окружающих проявлять о них заботу.

Когнитивные объяснения, в свою очередь, уделяют особое внимание отсутствию содержательности и крайней внушаемости, обнаруживаемым среди людей с истерическим расстройством. Согласно теоретикам когнитивного направления, когда люди становятся все более и более эгоцентричными и эмоциональными, у них остается мало возможностей для приобретения знаний о происходящих в мире событиях. Поскольку у них отсутствуют детальные воспоминания о том, чего они никогда не изучали, им приходится полагаться на интуицию или на других людей. Некоторые когнитивные теоретики также полагают, что лица с этим расстройством придерживаются в целом установки, что они не способны о себе позаботиться, и потому постоянно стремятся найти других людей, которые удовлетворят их запросы.

Социокультурные теоретики выдвигают гипотезу, что истерическое расстройство личности может корениться в нормах и ожиданиях общества. Современное общество часто побуждает людей привлекать к себе внимание, придавать черты театральности своей внешности и добиваться восхищения со стороны окружающих. Социокультурные теоретики доказывают, что подобные ценности могут также стать предпосылкой для возникновения истерического и нарциссического расстройств.

Прогноз при истерической психопатии

Прогноз при истерической психопатии в целом нельзя считать неблагоприятным. В зрелом возрасте при хороших социальных условиях и трудовой обстановке в большинстве случаев возможна длительная и стойкая компенсация. С возрастом они становятся ровнее и серьезнее, приобретают необходимые трудовые навыки, однако элементы театральности в поведении остаются; прежде всего это сказывается в умении произвести хорошее, выгодное для себя впечатление, возбудить симпатии, а если нужно, то и сочувствие. Наиболее полно при истерической психопатии процессы компенсации протекают в случае преобладания среди психопатических проявлений склонности к разным вегетативным и истерическим пароксизмам (спазмы, ощущение удушья при волнении, тошнота, рвота, афония, тремор пальцев рук, онемение конечностей и другие расстройства чувствительности). Уже к 30—35-летнему возрасту такие психопатические личности в достаточной мере адаптируются к реальной ситуации, могут корригировать свое поведение. В жизни это подчеркнуто обязательные люди, старательные, успешно справляющиеся со своими профессиональными обязанностями, сохраняющие достаточно прочные семейные связи. Однако при таких вариантах истерической психопатии более вероятен риск декомпенсации в пожилом возрасте, что нередко связано с ухудшением соматического состояния (гипертензия, ИБС и другие заболевания) и климаксом. Наряду с нарастающей подавленностью, астенией, слезливостью, тревожными опасениями за свое здоровье на первый план может выдвигаться более стойкая ипохондрическая симптоматика, сопровождающаяся многообразными болями, конверсионными и вегетативными расстройствами.

Менее благоприятен прогноз в случае преобладания в структуре истерической личности склонности к патологическому фантазированию. Такие психопатические личности выделяются некоторыми авторами в отдельную группу — патологические аферисты и псевдологи, мифоманы, лгуны и обманщики. Эти люди лгут с юных лет, иногда без всякого повода и смысла. Некоторые настолько вживаются в созданные их воображением ситуации, что сами в них верят. Одни с упоением могут рассказывать о путешествиях в глухую тайгу в составе геологической экспедиции, в которой они никогда не участвовали; другие, не имея медицинского образования, описывают будто бы произведенные ими сложные хирургические операции. Фантазии иногда превращаются в самооговор с признаниями в вымышленных преступлениях и даже убийствах. Декомпенсации, обычно достаточно частые, наступают либо уже в школьные годы, либо несколько позднее, с переходом к самостоятельной деятельности. В первое время после поступления на работу или перехода на новое место они производят на окружающих впечатление вдумчивых, добросовестных, инициативных, одаренных специалистов. Однако вскоре обнаруживается их полная несостоятельность. Они крайне несерьезно относятся к порученному делу, неспособны к систематическому труду, вместо реальных проблем заняты фантастическими вымыслами. По сравнению с обычными истериками псевдологи более активны в стремлении воплотить в жизнь свои замыслы. Далеко не всегда это невинная ложь. Чаще преследуются определенные корыстные цели, что приводит к столкновению с законом. Из числа псевдологов формируется пестрая галерея мелких мошенников, прорицателей, брачных аферистов, шарлатанов, выдающих себя за врачей, или вымогателей, принимающих ценные подарки и денежные авансы за услуги, которых никогда не смогут оказать.

Диагностика истерического расстройства личности по МКБ-10

Расстройство личности, характеризующееся:

самодраматизацией, театральностью, преувеличенным выражением эмоций;

внушаемостью, легким влиянием окружающих или обстоятельств;

поверхностностью и лабильностью эмоциональности;

постоянным стремлением к возбужденности, признанию со стороны окружающих и деятельности, при которой пациент находится в центре внимания;

неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении;

чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью.

Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, легкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей.