Расстройство поведения ребенка

Расстройства поведения у детей

Понятие «расстройство поведения» не имеет четкого определения. При оценке поведения ребенка следует учитывать три фактора: возраст, ситуацию и отношение родителей к тому, как он себя ведет.

Если двухлетний ребенок ни с кем не делится своим печеньем, то это нормальное явление. Между тем, если десятилетний ребенок не хочет ни с кем делиться, такое его поведение можно расценивать как расстройство.

Является ли то или иное действие отклонением во многом зависит от того, как часто оно повторяется, связано ли с возникновением определенных ситуаций. Например, если школьник ничем не хочет делиться со своими друзьями, это позволяет предположить расстройство поведения. Однако вряд ли его поведение можно считать отклонением, если он не угощает сверстников печеньем потому, что у них есть свое печенье.

Дети не называют друг друга ненормальными. Такую оценку они чаще всего слышат из уст взрослых. Например, одни родители радуются, видя, как дочь или сын пытается завоевать авторитет среди сверстников агрессивным напором, другие же такое поведение своего чада осуждают и считают его совершенно недопустимым и ненормальным.

Причины возникновения

  • Особенности поведения у ребенка могут быть обусловлены различными жизненными трудностями.
  • Большая нагрузка, завышенные требования родителей.
  • Ревность по отношению к младшему брату или сестре.
  • Чувство незащищенности, вызванное переездом на новое место жительства или сменой школы.
  • По сути, любое вызывающее действие ребенка может рассматриваться как расстройство. Нарушения поведения могут проявляться как у спокойного, тихого, робкого, так и у очень активного и эмоционального ребенка.

    За вызывающим поведением ребенка чаще всего скрывается его желание привлечь к себе внимание окружающих. Когда дети хорошо себя ведут, бегают, играют, общаются с друзьями, то ни дома, ни в детском саду, ни в школе на них зачастую никто не обращает внимания и не проявляет по отношению к ним особой заботы. И иногда только их неординарное действие, например, агрессия, способно вызвать у взрослых хоть какую-то реакцию.

    Нужно ли обращать внимание?

    Педагоги и психологи знают, что если на нежелательное поведение не обращать внимания, то оно со временем исчезнет. Такая тактика взрослых оправдана в том случае, если плохие поступки отмечаются редко, например, ребенок начинает кричать в приступе злости, не реагирует на замечания, грубит. Однако если от неправильного действия страдают окружающие, то взрослые не должны оставлять это без внимания.

    Наказывать или дать совет?

    За неправильное поведение ребенка можно наказать. Однако наказание не может заставить его вести себя иначе. Дело в том, что чаще всего такое поведение ребенка вызвано желанием обратить на себя внимание, а ведь наказание — это тоже проявление внимания. Поэтому ребенок может прийти к заключению, что неправильное поведение — способ добиться внимания окружающих. То есть образуется замкнутый круг, из которого очень трудно вырваться как детям, так и взрослым. Если ребенок был физически наказан за то, что обидел младшего, то ему будет казаться, что сильный всегда бьет слабого. Поэтому физическое наказание не является самым эффективным методом воспитания. Необходимо попытаться найти причины радикальных поступков ребенка и применять другие методы воспитания.

    При возникновении различных неадекватных поступков родители должны показать ребенка квалифицированному психиатру или психологу. Перед этим можно посоветоваться с семейным или участковым врачом.

    doktorland.ru

    Содержание:

    Причины развития расстройства поведения и советы родителям

    Расстройство поведения является повторяющейся и стойкой моделью поведения у детей и подростков, при котором происходит нарушение прав или основных социальных правил с участием несовершеннолетнего пациента. Ребенок или подросток, как правило, проявляет нестандартные модели поведения в различных условиях — дома, в школе, в других социальных ситуациях и это вызывает значительное ухудшение условий качества жизни его семьи.

    Причины развития расстройства поведения

    Психические расстройства и расстройства поведения не характеризуются неизменностью причин, которые можно определить заранее. Ряд факторов риска и защитных реакций могут влиять и изменять результаты детского отношения к миру, и в большинстве случаев расстройство поведения развивается из-за взаимодействия и постепенного накопления подобных факторов. В дополнение к факторам, выявленным в рамках этиологии, несколько других переменных заставляют помещать молодежь в группу повышенного риска развития расстройства, в том числе физическое насилие над детьми, дородовое злоупотребление алкоголем и курением во время беременности. Защитные факторы также были определены, и, прежде всего, включают в себя высокую IQ, развитие положительных социальных ориентиров, хорошие навыки совладания с вредными привычками и вспомогательные семейные и социальные отношения.

    Детская инвалидность

    Нарушение речи является наиболее распространенным сопутствующим признаком у детей с расстройством поведения — примерно у 20-25% наблюдается стойкое сочетание. Стоит отметить, что подобные патологии не ухудшают общие тенденции терапии, как в области речи, так и поведения. Хотя отношения между расстройствами являются сложными, кажется, будто обучаемость невозможна в результате комбинации с СДВГ, историей академической трудности и неудач, а также — с проблемами социализации с семьей и сверстниками. Тем не менее, сочетание столь разнородных патологий позволяют даже лучше скорректировать схемы психотерапии и специальных навыков обучения.

    Когнитивные факторы

    С точки зрения когнитивной функции, интеллекта и умственных дефицитов, среди молодежи с расстройством поведения распространены стандартное отклонение уровня интеллекта ниже среднего, тяжелые дефициты в словесной аргументации и исполнительной функциональности. Нарушения исполнительности может проявляться в отношении своей способности переключаться между задачами, планировать, организовать, а также ингибировать доминантный ответ. Эти данные справедливы даже после учета других факторов, таких как социально-экономический статус и образование. Тем не менее, дефицит интеллекта и исполнительная дисфункция — только одна часть головоломки и величина их влияния возрастает во время транзакционных процессов с факторами окружающей среды.

    Мозговые органические различия

    При проявлении трудностей в исполнительности, расстройство поведения также может продемонстрировать различия в анатомии мозга и его физиологии. По сравнению с контрольной группой, раннее и подростковое начало расстройства поведения отображается в уменьшенном ответе в областях мозга, связанных с антисоциальным поведением — миндалевидное тело, вентромедиальная префронтальная и орбитофронтальная кора.

    Индивидуальные факторы

    Помимо выводов, связанных с неврологическими и нейрохимическими профилями расстройства поведения, индивидуальные факторы, такие как генетика, также могут быть актуальны. Имея брата или родителя с расстройством поведения, значительно повышается вероятность наличия расстройства с хорошей скоростью наследуемости.

    Семья и сверстники

    Элементы семьи и социальной среды также могут играть роль в развитии и поддержании расстройства поведения. Например, антисоциальное поведение наводит на мысль о расстройстве, связанным с одним родителем, разводом, большими размерами семьи и молодым возрастом матерей. Тем не менее, эти факторы трудно дифференцировать от других демографических переменных, которые, как известно, связаны с расстройством поведения, в том числе бедность и нищета. Функционирование семьи также играет существенную роль в развитии детской агрессии и расстройства поведения — низкий уровень участия родителей, выраженный в недостаточном надзоре за детьми и непредсказуемой реакции на их поведение.

    Признаки и симптомы расстройства личности и поведения

    Признаки, характерные для расстройства поведения включают в себя:

  • Агрессивное поведение, которое вызывает вред или угрожает вредительством другим людям или животным, например, запугивание, провоцирование драки или физической жестокостью к животным.
  • Неагрессивные поведение, которое приводит к потере или повреждению имущества, например, поджог или умышленное уничтожение чужой собственности.
  • Лживость, воровство, проникновение в чужой дом или автомобиль.
  • Серьезные нарушения социальных правил и норм, таких как пребывание в ночное время в местах, где это запрещено детям, слишком активный сексуальный интерес к своему или противоположному полу, частые прогуливания школьных занятий и тому подобное.
  • Многие пациенты, страдающие расстройством поведения, могут иметь проблемы с ощущением и выражением сочувствия или угрызений совести и правильному осознанию социальных сигналов. Эта молодежь часто неправильно истолковывает действия других как враждебный или агрессивный ответ и зачастую реагируют эскалацией конфликтной ситуации.

    Расстройство поведения также часто может быть связано с другими трудностями, такими как применение запрещенных веществ, рискованного поведения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, проблемами в школе и частыми физическими травмами в результате несчастных случаев или драк.

    Как часто встречается расстройство поведения

    Расстройство поведения более распространено среди мальчиков, чем девочек. Исследования в этой области указывают, что уровень среди мальчиков, в общей популяции, колеблется от 6% до 16%, среди девочек — от 2% до 9%. Расстройство поведения может иметь достаточно раннее начало — в возрасте до 10 лет или в раннем подростковом возрасте. Дети, которые проявляют признаки расстройства поведения в раннем возрасте, находятся в большей опасности, однако, и для них более вероятны проблемные отношения со сверстниками и академическая неуспеваемость. Среди мальчиков и девочек, расстройство поведения является одним из расстройств, наиболее часто диагностируемых в психиатрических учреждениях.

    Некоторые научные факты

    Недавние исследования в области детского расстройства поведения показали весьма перспективные результаты. Результаты показали, что большинство детей и подростков с расстройством поведения не несут с собой подобные расстройства во взрослую жизнь, выраженные в проблемы с законом, например. Большинство из них устраиваются очень неплохо, как социально, так и профессионально.

    Исследователи также достигли лучшего понимания причин расстройства поведения, а также — агрессивного отношения пациентов к окружающей действительности в целом. Расстройство имеет, как генетические, так и внешние компоненты. То есть, несмотря на то, что поведенческие нарушения являются более распространенным среди детей взрослых, которые сами пережевали подобное, когда они были молоды, есть много других факторов, которые способствуют развитию заболевания. Например, этим может явиться дефицит в обработке социальной информации или другие социальные сигналы, которые, возможно, были отклонены подростками или неправильно поняты изначально.

    Несмотря на то, что лечение этого расстройства является неэффективным, несколько недавних обзоров литературы определили перспективные подходы лечения детей и подростков с расстройством поведения. Наиболее успешными подходами являются те, которые рекомендуют вмешательство, как можно более раннее и интенсивное, что позволяет решать многочисленные контексты, при которых дети проявляют проблемы поведения, в том числе в семье, школе и обществе. Примеры эффективных подходов к лечению включают функциональную семейную терапию, мульти-системную терапию и познавательные поведенческие подходы, которые нацелены на развитие навыков, таких как управление гневом. Одно только фармакологическое вмешательство не является достаточным для лечения расстройства поведения.

    Расстройство поведения, как правило, совместно происходят с рядом других эмоциональных и поведенческих расстройств детства, в частности, дефицитом внимания с гиперактивностью (СДВГ) и расстройствами настроения (например, депрессия). Сопутствующие расстройству поведения злоупотребление психоактивными веществами должно обязательно рассматриваться в комплексе целостного подхода.

    Важность оценивания ситуации и терапии

    Диагностика расстройства поведения, да и любого эмоционального расстройства детства, должна быть сделана с помощью подходов уровня профессионального психического здоровья, причем желательно теми врачами, которые специализируются и практикуются в области психического здоровья детей. Любой диагноз должен быть сделан в сочетании с консультациями с семьей ребенка. Процесс оценки должен включать наблюдение за поведением пациента, обсуждения с ним и его семьей, использование стандартизированных инструментов или структурированных диагностических интервью и анамнеза, в том числе — полного изучения медицинской и семейной социальной истории. При оценке и диагностике любого эмоционального или поведенческого расстройства детства, должно учитывать социальные и экономические условия, в которых происходит воспитание ребенка.

    Точная оценка и целесообразное, индивидуальное лечение будут гарантировать, что ребенок будет подготовлен к дальнейшему развитию и переход в более зрелую юность, а затем и успешную адаптацию к взрослой жизни. Стоит отметить, что фармакологическое вмешательство, если таковое будет назначено, должно быть предусмотрено в наименее ограничительных условиях возможного.

    Советы родителям

    При постановке диагноза на расстройство поведения у своего ребенка не стоит опускать руки, и самое главное — нельзя срываться на нем, это только ухудшит ситуацию.

  • Узнайте больше о расстройстве поведения, в том числе недавних исследований в области эффективных подходов к лечению.
  • Проконсультируйтесь со специалистом в области психического здоровья, который специализируется в области педиатрической психологии.
  • Исследуйте доступные варианты лечения. Лечение должно быть индивидуальным, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка и не должно испортить положительное культурное отношение пациента.
  • Можно найти семейную группу поддержки или соответствующую организацию в своем сообществе.
  • onevroze.ru

    Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

    Расстройства поведения у детей

    Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

    Причины расстройства поведения у детей

    Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
  • Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

    Классификация

    В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.
  • Симптомы расстройства поведения у детей

    Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

    Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

    Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

    Осложнения

    Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

    Диагностика

    Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа.Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.
  • Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

    Лечение расстройств поведения у детей

    Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).
  • Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

    Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

    www.krasotaimedicina.ru

    Расстройство поведения у детей

    Что такое Расстройство поведения у детей —

    Расстройство поведения – синдром, который проявляется в устойчивой неспособности контролировать поведение, подстраивая его под принятые в данном обществе нормы и правила. В детской психиатрии эта проблема является самой распространенной, как можно судить по эпидемиологическим исследованиям.

    Часто расстройство поведения у детей устойчиво, что негативно сказывается на окружающих людях. Считается, что данный синдром неизлечим. Он проявляется в поведенческих проблемах: открытом неповиновении родителям, учителям, воспитателям; агрессии и антисоциальном поведении. Не всякое непослушание можно приписывать расстройству поведения, это нормальные части развития ребенка, и по мере его взросления такое поведение угасает (при правильном воспитании). Диагноз ставят только, когда такое поведение одновременно устойчивое и чрезмерное.

    Расстройство поведения может быть разным по тяжести, его рассматривают через так называемый размеренный подход. До сих пор точно не разрешен вопрос, является ли расстройство поведения психиатрической проблемой.

    Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:

    Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.

    Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.

    Ближайшая окружающая среда

    1. Психическое расстройство отца или матери
    2. Родители-преступники
    3. Воспитание ребенка
    4. На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.

      • Образцы взаимодействия родитель-ребенок
      • Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.

        Более широкая среда

        Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.

      • Более широкие социальные влияния
      • До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.

        Патогенез (что происходит?) во время Расстройства поведения у детей:

        Присущие ребенку механизмы

        1. Конституциональные характеристики

        В числе предполагаемых – дисбаланс нейротрансмитеров, избыток гормонов (особенно тестостерона) и метаболические изменения, такие как низкий холестерин. Сюда входит невозможность успокоиться после фрустрации – аномальная форма возбуждения. У некоторых детей с расстройством поведения более низкая частота сердечных сокращений и сниженный уровень возбуждения в целом.

        Всё же младенцев, темперамент которых классифицирован как «трудный», впоследствии чаще направляют к врачу из-за проблем, связанных с агрессией. У детей с расстройствами неврологического развития, такими как церебральный паралич и эпилепсия, чаще бывают проблемы, связанные с неповиновением и раздражительностью, но риску тяжелого антисоциального поведения они подвержены не больше, чем другие дети.

        2. Психологические процессы

        Агрессивные дети в частых ситуациях принимают нейтральные слова и действия окружающих за враждебные. Они соответствующего реагируют, из-за чего ребенка в компаниях всё больше сторонятся. Это влечет за собой лишь усугубление негативного восприятия действий окружающих. Социальные навыки находятся на крайне низком уровне. До сих пор мало изучены эмоциональные процессы у детей с расстройством поведения. Но известно, что у них часто низкая самооценка, потому такие дети зачастую печальны.

        Симптомы Расстройства поведения у детей:

        Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

        Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

        На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

      • Ребенок часто спорит со взрослыми
      • Ребенок часто «выходит из себя»
      • Ребенок часто переносит вину на другого человека
      • Ребенок часто обижается
      • Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
      • Ребенок часто выявляет негодование или гнев
      • Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
      • Ребенок часто мстительный или злобный

    Критерии расстройства поведения по DSM-IV

    На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  • Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  • Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  • Часто провоцирует драки и потасовки
  • Проникал в чужие жилища или автомобили
  • Применял в драках серьезное оружие
  • Лжет и обманывает других
  • Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  • Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  • Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  • Участвует в кражах с применением физической силы
  • Убегал из дома с ночевкой дважды
  • Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  • Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  • Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку
  • Сопутствующие признаки

    Психиатрические симптомы:

    Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

    У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

    Неудачи в учебе

    У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.
  • Плохие межличностные отношения

    Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

    Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

    Диагностика Расстройства поведения у детей:

    При диагностике информацию важно получать из нескольких источников. Поскольку поведенческие проблемы могут возникать только в одной среде – дома или в школе.

    Дифференциальный диагноз требует отличать расстройство поведения у детей от таких диагнозов:

    Симптомы при данном диагнозе появляются сразу после пережитого ребенком стресса, такого как тяжелая утрата (смерть родственника, например), развод родителей, усыновление/удочерение, жестокое обращение или нанесение тяжелых увечий. Симптомы при этом длятся менее полугода после окончания стрессовой ситуации или ее последствий.

    Гиперактивность часто путают с расстройством поведения у ребенка. Гиперактивные дети не проявляют открытого неповиновения, намеренного антисоциального поведения, агрессии по отношению к окружающим людям и предметам.

    Небольшие отклонения от принятых в обществе норм – показатели нормального развития ребенка. Просто у воспитателей и родителей могут быть завышенные ожидания по отношению к малышу.

    Некоторые дети и подростки считаются антисоциальными, но не сильно проявляют агрессию, поведение не слишком вызывающе. В субкультурах (например, группках молодых людей, где одобряют курение или ношение оружия) адаптированы хорошо.

    Часто данные расстройства проходят с проявлением деструктивного поведения и вспышек гнева.

    Специалисты детально выясняют тяжесть и частоту вызывающих, агрессивных и антисоциальных поступков приблизительно за 30 последних дней. Также выясняют у родителей о внимании и активности ребенка, а также о его импульсивности. Хотя импульсивность может указывать также на гиперактивность или обычные проблемы с поведением при нормальности ребенка. Собирают данные об эмоциональных симптомах, в особенности таких как печаль и несчастное состояние. Часто печаль может быть обусловлена обстоятельствами, что часто повторяются – такими как недостаточная оценка ребенка матерью, например. Потому до причин можно добраться при интервьюировании ребенка с глазу на глаз.

    Следует учитывать чуткость мамы и папы по отношению к настроениям и потребностям ребенка, учитывают ли они их, и насколько учитывают. Также фиксируют эмоциональный настрой родителей и их отношение к ребенку. Также важна оценка от учителей: способен ли ребенок концентрировать ребенок, насколько он усидчив, какие отношения с одноклассниками и другими детьми и пр.

    Лечение Расстройства поведения у детей:

    1. Направленное на ребенка

    — Модификация поведения может быть очень эффективна для изменения одного или двух специфических видов антисоциального поведения, но обычно не распространяется на все поведение.

    — Индивидуальные психотерапевтические сеансы

    — Тренинг социальных навыков

    — Тренинг навыков решения проблем

    — Лечение медикаментами, специальная диета

    2. Направленное на семью

    — Тренинг родителей по управлению (эффективность на высоком уровне)

    У 40% детей с расстройствами поведения проблемы и нарушения взаимоотношений продолжаются и в дальнейшем. У 90% молодых совершеннолетних делинквентов в детстве было расстройство поведения.

    Плохой исход прогнозируют, если:

    — проблемы с поведением имели раннее начало

    — проявляется большое количество симптомов

    — поведение устойчиво дома, в школе и в других средах

    — есть сопутствующая гиперактивность

    — у мамы или папы есть психическое расстройство

    — в семье есть преступники

    — в семье наблюдается сильная враждебность и разлад, который сказывается на ребенке.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство поведения у детей:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства поведения у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Как обратиться в клинику:
    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua