Расстройством психических функций

Высшие психические функции в норме и при патологии

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).

Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.

Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.

Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что дифференцированные структурные составляющие высших психических функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне определенных мозговых структур. Примером является «сквозная» роль такой составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных характеристик информации необходима для выполнения произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения конструктивных задач, понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения в виде предлогов, падежных окончаний и т.п.

Таким образом, на пространственном анализе и синтезе «сходятся» такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических функций, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических функций.

scibook.net

37. Формы нарушения высших психических функций (расстройство, ослабление, снижение уровня выполнения функций). Первичные и вторичные нарушения. Топический диагноз.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные. Первичные нарушения – это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.

В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект. Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании.

Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь. Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация.

Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений.

Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфер, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т. д.).

Топический диагноз – это итоговое заключение, построенное на клинически выраженных симптомах, осмотре врача-невролога и результатах объективных методов обследования. Топическая диагностика обязательно исследует характер поражений (очаговые, диффузные), обращает внимание на симптомокомплекс и его зависимость от текущих заболеваний, в результате чего удается сформировать ту клиническую картину со стороны неврологии, которая будет полностью отражать заболевание.

scicenter.online

Виды нарушения психических функций

Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать. Подобные психические процессы в медицине принято называть высшими, а деятельность их обеспечивается развитой корой головного мозга.

Вследствие различных внешних и внутренних факторов могут возникать нарушения памяти, мышления и прочих психических функций человека. В основе развития разнообразных клинических синдромов лежит функциональное отличие полушарий головного мозга, при поражении которых как раз и возникают психические расстройства.Они могут быть как острыми, так и хроническими, временными и постоянными, но всегда требуют диагностики и лечения.

Расстройства памяти и внимания

Память – это важнейшая способность человеческого существа накапливать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. Соответственно, функция данного процесса включает в себя несколько этапов: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание). Нарушения памяти бывают очень многообразными. Незначительные расстройства могут возникнуть при обычном переутомлении, употребления алкоголя или определённых лекарственных препаратов, невротических реакциях и прочих состояниях. В подобных случаях нарушения памяти являются обратимыми. Как правило, они проходят при устранении провоцирующих факторов.

Более серьезные проблемы возникают при тяжелых патологиях центральной нервной системы, травмах и опухолях головного мозга. В таких ситуациях для полного или частичного восстановления памяти необходима экстренная медицинская помощь.

Возможные варианты патологии памяти

Нарушения памяти могут проявлять в виде дисмнезий и парамнезий (искажения воспоминаний). Дисмнезии, в свою очередь подразделяются на амнезии (отсутствие воспоминаний о событиях, произошедших в некий период времени), гипермнезии (усиление способности запоминать и воспроизводить большой объем информации на длительный период), гипомнезии (временное либо постоянно частичное снижение функции памяти).

В случае искажения воспоминаний, человек может замещать забытые фрагменты собственными фантазиями (конфабуляции) или фрагментами, относящимися к иному участку прошлого (псевдореминисценция). Также парамнезии включают в себя такие нарушения памяти, как криптомнезии, когда пациент предписывает себе воспоминания других лиц, эхомнезии – ощущения повторения событий, происходящих в прошлом или в сновидениях, палимпсесты – единовременное воспроизведение двух воспоминаний, полученных в один момент времени.

При различных психоэмоциональных нарушениях обычно страдает и концентрация внимания. У человека нарушается процесс обработки информации и способность к сосредоточению. Функциональные нарушения памяти и внимания часто возникают на фоне депрессивных состояний и повышенной тревожности.

Способность концентрировать внимание незаменима в процессе запоминания информации. Именно поэтому расстройства данной функции негативно влияют и на память человека. Патологии внимания могут проявляться в его неустойчивости (слабости), замедленности или рассеянности.

Существует мнение, что нарушения памяти и внимания – это необратимые процессы, возникающие вследствие возрастных изменений. В медицинских кругах подобная точка зрения считается ошибочной.

Расстройства мышления

Мышление также является одной из высших психических функций человека. По сути, данный процесс являет собой обобщенную форму восприятия и отражения различных объектов. Нарушения мышления могут развиться при разнообразных психических расстройствах, возникших вследствие определенных заболеваний (патологий сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, эпилепсии, черепно-мозговых травматических повреждениях и т.д.). Нарушения мышления включают в себя расстройства динамики мышления, нарушение его операционной стороны и нарушение мотивационного компонента.

Возможные варианты патологии мышления

Если у человека нарушена динамика мышления, для него характерны следующие формы клинических проявлений:

  • ускорение и бессвязность мышления, скачка идей, возникновение часто сменяющихся спонтанных ассоциаций, отсутствие целенаправленности мышления при сохранении способности к анализу собственных действий и признанию ошибок;
  • инертность мышления, при которой ассоциативный процесс становится замедленным, происходит задержка речевой реакции, возникают трудности с ответами на элементарные вопросы, наблюдаются явные нарушения логического мышления;
  • откликаемость – чрезмерная отзывчивость на любые внешние раздражители, которая часто сопровождается потерей ощущения места и времени, проявляются выраженные нарушения восприятия окружающей действительности;
  • непоследовательность суждений – неустойчивость суждений и ассоциаций при сохранении аналитической способности;
  • соскальзывание – внезапное отклонение от линии рассуждения в сторону случайных ассоциаций.
  • Если нарушена операционная сторона мышления, может возникнуть искажение процесса обобщения или его снижение (затруднение в обнаружении связи между различными предметами или полная неспособность осуществить данный процесс). Расстройства мотивационного компонента проявляются разноплановостью мышления (отсутствием целенаправленных действий), резонерством, некритичностью, бредовыми и навязчивыми состояниями.

    Расстройства сознания

    Нарушения сознания могут проявляться в его снижении, а также помрачении или изменении. Подобные состояния могут возникнуть вследствие многих неврологических и психических заболеваний, а также под влиянием внешних факторов (травмы, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и т.д.). Такие нарушения сознания, как его снижение или выключение проявляются несколькими состояниями: обмороком (кратковременной потерей сознания), оглушением различной степени, сопором (патологическим сном) и комой (полное отсутствие сознания).

    Острые нарушения сознания

    При помрачении сознания у больного возникают такие синдромы, как делирий (острый психоз), аменция (синдром помрачения сознания, возникающий при истощении), онейроидное помрачение сознания, сопровождающееся галлюцинациями с одной стороны и фрагментарным восприятием окружающей действительности с другой.

    Нарушения сознания, характеризующиеся его измененным состоянием, могут возникать даже у здоровых людей при переутомлении или повышенной концентрации на определенном предмете. Патологическими считаются следующие виды измененного сознания: большие и малые судорожные припадки, истерия, дисфория (приступы измененного настроения). Все эти формы нарушения сознания требуют тщательной диагностики у психолога и психиатра.

    Расстройства личности

    Нарушение личности или патологическое развитие личности – это стойкие расстройства различных областей психической деятельности человека. Эти расстройства проявляются дезадаптивным поведением, которое не связано с соматическими, психическими или неврологическими патологиями. Расстройства личности могут развиться еще в детском или подростковом возрасте вследствие недостаточного воспитания или наоборот слишком строгой дисциплины, антисоциального поведения родителей и т.д.

    Нарушения личности принято классифицировать следующим образом:

    • Параноидальные. Чрезмерное недоверие к окружающим и подозрительность;
    • Шизоидное расстройство. Ограничение контактов с окружающими, отсутствие эмоциональных проявлений;
    • Диссоциальные. Игнорирование и нарушений общеустановленных норм и правил;
    • Пограничные. Нестабильность самооценки, социальных отношений, чрезмерная импульсивность;
    • Истерические. Стремление всегда быть в центре внимание, чрезмерная эмоциональность;
    • Нарциссические. Убежденность в собственном превосходстве;
    • Обсессивно-компульсивные. Стремление к совершенству, чрезмерная озабоченность порядком;
    • Зависимое расстройство личности. Паталогическая потребность в помощи и заботе окружающих;
    • Пассивно-агрессивные нарушения. Пассивное сопротивление или негативное отношение к адекватным требованиям и правилам;
    • Садистические. Стремление унижать других людей.
    • Стоит отметить, что большинство людей с нарушениями личности отказывают от медицинской помощи и всячески уклоняются от лечения.

      Расстройства движений и действий

      Нарушения движений и действий определяются как моторные расстройства, при которых человек не полностью контролируют движения своего тела (возникают нарушения координации движений), теряет способность к выполнению привычных бытовых действий и т.д. Нарушения движений и действий являются следствием расстройств исполнительных (эфферентных) и двигательных (афферентных) механизмов.

      Нарушения координации движений и действий при эфферентных расстройствах вызываются парезами (ослабление движения мышц) или параличами. В основе афферентных нарушений обычно лежат более сложные процессы, такие как апраксия, кататоническая активность (бесконтрольные хаотичные движения), насильственные действия, при которых больные выполняют различные акты (плач, смех и т.д.) помимо своей воли.

      Одним из примеров нарушений двигательной активности могут служить тики – непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения. Тики могут быть также вокальными, проявляющиеся в покашливании, шмыганье носом и т.д. Острые тики относятся к вариантам нормы, однако их хроническое течение считается патологическим, так как нарушает процесс нормального взаимодействия человека в социуме. Сочетание различных типов двигательных и вокальных тиков в медицине принято называть синдромом Туретта.

      Расстройства восприятия и воображения

      Восприятие и воображение – это часть познавательных процессов человека, возникающих вследствие отражения сигналов от коры головного мозга. Воображением называют особую форму человеческой психики, которая, по сути, занимает некое промежуточное положение между памятью, мышлением и восприятием. Нарушения восприятия могут быть вызваны патологиями ЦНС, психическими и нервными расстройствами, депрессиями, а также банальным переутомлением. Как правило, возникновение расстройств восприятия и воображения являются прямым следствием нарушения мышления.

      Нарушения восприятия могут включать в себя иллюзии и галлюцинации (зрительные, слуховые и прочие), неузнавание окружающих людей и обстановки, деперсонализацию. Иногда у больных наблюдается искажение вкусовых чувств.

      Что касается расстройства воображения, то оно может проявляться как в его дефиците, так и в патологической активности. Проявлением подобных нарушений может стать виртуализация сознания, мифомания, псевдология, диссоциация воображения и т.д.

      Расстройства эмоциональной сферы

      Психология рассматривает человеческие эмоции в качестве субъективных реакций на раздражители различного характера, которые могут проявляться в виде чувства наслаждения, тревоги, радости, страха и т.д. Все проявления жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями, которые являют собой механизм регуляции поведения и психической активности.

      О нарушениях эмоциональной сферы говорят, когда на воздействие незначительных раздражителей у человека возникает чрезмерная, патологическая реакция. Как правило, провоцируют подобные расстройства органические поражения головного мозга, психопатии и прочие заболевания.

      Классификация нарушений эмоциональной сферы включает в себя следующие виды расстройств:

      odepressii.ru

      Высшие психические функции: причины нарушений у детей и взрослых

      Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

      Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

      По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

      С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

      Виды высших психических функций

      Высшими психическими функциями являются следующие когнитивные способности человека:

      • речь;
      • праксис;
      • гнозис;
      • память;
      • внимание;
      • интеллект.
      • Речь – исторически сформированный вид коммуникации и взаимодействия в человеческом сообществе посредством языковых конструктов, которые создаются и применяются согласно установленным канонам. Речевые способности подразумевают два процесса. Первый из них носит название экспрессивная речь, что представляет собой формирование, формулирование и изложение личных мыслей с помощью языковых средств. Второй процесс именуется импрессивная (сенсорная) речь, характеризующаяся способностью человека воспринимать слышимые и видимые языковые конструкции, понимать значение символов устной и письменной речи.

        Праксис – существующие у индивидуума практические навыки целенаправленной двигательной активности, возникшие в результате личного опыта и благодаря полученному профессиональному образованию. Такие способности приобретаются и накапливаются в течение всей жизни человека. Праксис включает огромное количество простых и сложных регулярно осуществляемых субъектом двигательных программ. Примерами двигательной активности выступает и навык ходьбы, который усваивает ребенок к одному году жизни, и сложные профессиональные акты, например, сборка агрегата в определенном алгоритме действий. Проведение сложных видов двигательной активности обеспечивает правильная последовательность сокращения мышц скелетной мускулатуры. Выполнение сложных актов обеспечивает поступающая информация от проприоцепторов и воспринимаемые речевые сигналы.

        Гнозис – когнитивная способность человека, обеспечивающая возможность синтеза простых сигналов от сенсорных систем в целостные зрительные, слуховые или тактильные образы. Гнозис обеспечивает восприятие информации любой модальности и дает возможность из разнородных сигналов составить цельную картину. Благодаря этой высшей психической функции индивид не только видит какой-то объект, но и узнает его и выделяет из ряда других предметов благодаря слаженной работе отдельных анализаторов и извлечения требуемой информации из памяти.

        Память – способность субъекта усваивать из жизненного опыта сведения, сохранять информацию о явлениях окружающего мира и возникших реакциях организма на произошедшие события, многократно воспроизводить и использовать сохраненные данные для решения возникающих задач. Эта когнитивная способность также позволяет при необходимости дополнять и изменять запомненные сведения.

        Проведенные исследования установили три стадии формирования памяти человека, каждой из которых соответствует определенный вид: сенсорная, кратковременная и долговременная память. В сенсорной памяти сберегаются сведения, полученные от органов чувств при воздействии на них определенных стимулов. Продолжительность сохранения информации минимальная: на время присутствия раздражителя, что не превышает 0,5 секунды. В кратковременной памяти усвоенные данные сберегаются не более двадцати секунд. Если не происходит повторения информации, то сведения разрушаются под воздействием вновь получаемых данных. В долговременной памяти усвоенные данные сберегаются пожизненно.

        Внимание – сознательная функция, подразумевающая избирательное направление восприятия на определенный предмет или явление. С помощью этой высшей психической функции происходит поиск и обнаружение сигнала с последующим сохранением бдительности и отождествлением полученной информации. Внимание включает в себя два компонента: непроизвольный вид и произвольный тип. Благодаря непроизвольному вниманию происходит адекватное и своевременное восприятие стимулов окружающего мира. Посредством произвольного внимания человек фокусирует психическую активность для достижения установленной цели.

        Понятие интеллекта подразумевает способности индивидуума к рациональному познанию окружающей действительности. Эта функция высшей психической деятельности обеспечивает адаптацию человека к вновь открывшимся условиям, позволяет обучаться, понимать информацию и запоминать полученные сведения. Благодаря интеллекту человек способен применять усвоенные концепции на практике, может проводить анализ и синтез информации, готов делать какие-то умозаключения. По своей сути интеллект – совокупность всех функций высшей психической деятельности.

        Нарушения высших психических функций

        Под нарушениями высших психических функций подразумевают ухудшение памяти, снижение способностей к целенаправленному вниманию, речевые расстройства, ухудшение работоспособности мозга в целом и иные когнитивные дефекты. Когнитивные нарушения противопоставляются исходному уровню умственных способностей, который различен у разных людей.

        Нарушения высших психических функций у детей и взрослых принято подразделять на три категории в зависимости от тяжести возникших дефектов: на легкие, умеренные и тяжелые расстройства. Определение тяжести нарушений происходит путем диагностики с использованием различных психометрических шкал.

      • При легких нарушениях высших психических функций показатели когнитивных способностей человека фиксируются в диапазоне среднестатистической нормы для конкретной возрастной группы. При легких нарушениях допускаются также незначительные отклонения значений в ту или иную сторону. Особенностью расстройств, протекающих в легкой степени тяжести – сохранение у больного критической оценки своего состояния: пациенты осознают факт ухудшения их умственных возможностей по сравнению с исходным уровнем. Как правило, такие больные сильно обеспокоены произошедшими с их когнитивной сферой изменениями. Они осознанно и целенаправленно описывают свои жалобы врачу. Однако произошедшие с ними перемены не доставляют хлопот и не притягивают внимание окружающих. Легкие нарушения высших психических функций не влияют на привычный образ жизни и не создают каких-либо затруднений в самообслуживании. Согласно проведенным обследованиям больных неврологического профиля легкие нарушения определяются у 40% пациентов. Также статистика указывает, что от когнитивных расстройств легкой степени тяжести страдает не менее 20% лиц пожилого и преклонного возраста.
      • Основанием для констатации расстройств высших психических функций средней тяжести являются результаты обследования, при которых показатели умственной работоспособности выходил за допустимые пределы для конкретной возрастной нормы. Однако умеренные нарушения не приводят к дезадаптации больного, не ограничивают его самостоятельность, независимость и дееспособность. Человек с такой проблемой самостоятельно указывает на возникшие у него трудности. Он жалуется на быструю утомляемость при осуществлении умственной деятельности, указывает на трудности с запоминанием и воспроизведением информации, описывает ухудшение способностей к восприятию новых учебных сведений. Также ухудшение когнитивных возможностей становится заметным окружающим. При умеренных расстройствах особа утрачивает возможность проведения сложных видов интеллектуальной активности. Распространенность расстройств высших психических функций умеренной степени тяжести среди людей пожилого и преклонного возраста превышает планку в 15%. При этом у половины пациентов, имеющих проблемы неврологического профиля, фиксируется снижение когнитивного потенциала.
      • Тяжелые нарушения высших психических функций – сложные необратимые расстройства, при которых субъект утрачивает способность к самообслуживанию, утрачивает возможность адаптации в социуме и нуждается в помощи окружающих. При тяжелых расстройствах происходит распад психических функций, определяется стойкое ухудшение познавательной деятельности, утрата ранее приобретенных знаний, неспособность на практике использовать усвоенные навыки, отсутствие способностей к усвоению новой информации.
      • Причины нарушения высших психических функций

        Описано несколько десятков отдельных, самостоятельных форм болезней, в клинической картине которых присутствуют нарушения высших психических функций. Такими нозологическими единицами являются как первичные патологии мозга, так и разнообразные соматические заболевания, болезни нервной системы, психотические расстройства, при которых наблюдается ухудшение когнитивных способностей человека.

        Причиной нарушения высших психических функций могут быть дегенеративные заболевания нервной системы – обширная группа недугов, которые вызваны процессом прогрессирующей гибели нейронов, напрямую не связанным с установленными внешними агентами или внутренними факторами. Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие нейродегенеративные заболевания:

      • сенильная деменция альцгеймеровского типа, ключевой особенностью которой являются накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях головного мозга;
      • деменция с тельцами Леви, характеризующаяся развитием признаков паркинсонизма, появлением отягощающихся когнитивных нарушений, возникновением рецидивирующих визуальных галлюцинаций, существенным перепадом в течение суток уровня интеллектуального потенциала;
      • фронтотемпоральная дегенерация – наследственная патология, носящая нерегулярный характер, при которой поражаются лобные и височные доли;
      • кортикобазальная дегенерация – спорадическая болезнь нервной системы с доминантным поражением лобно-теменной покрышки и черного вещества, для которой характерно скопление в нейронах гиперфосфорилированного тау-белка;
      • болезнь Паркинсона – болезнь, вызванная постепенным отмиранием двигательных нейронов, продуцирующих дофамин;
      • прогрессирующая надъядерная офтальмоплегия – недуг, характеризующийся отсутствием произвольных содружественных движений глаз в горизонтальной или вертикальной плоскости;
      • болезнь Гентингтона – генетическое заболевание, проявляющееся сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психотических расстройств.
      • Очень часто причиной нарушения высших психических функций являются сосудистые патологии и дефекты головного мозга, которые развились из-за острых или хронических сбоев в мозговом кровообращении. Причиной ухудшения когнитивных способностей человека могут быть:

      • ишемический инсульт, сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани – инфарктом мозга;
      • мультиинфарктное состояние, представляющее собой множественные небольшие инфаркты в белом веществе полушарий головного мозга, внутренней капсулы, оснований вентральной части заднего мозга;
      • хроническая церебральная ишемия, вызванная постепенным ухудшением кровоснабжения головного мозга с нарастающими различными изъянами в его работе;
      • геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество мозга в результате разрыва кровеносных сосудов.
      • Причиной нарушения когнитивных функций являются дисметаболические энцефалопатии – диффузное поражение структур черепной коробки, являющееся следствием нарушений обмена веществ при различных заболеваниях висцеральных органов. Ухудшение когнитивных нарушений наблюдается при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической энцефалопатии. Еще одна вероятная причина нарушения высших психических функций – дефицит в организме тиамина, цианокобаламина, фолиевой кислоты. Угнетение познавательной способности может наблюдаться в результате отравления ядами химического происхождения, как промышленными, так и бытовыми веществами.

        Распространенная причина изменений функционирования головного мозга – бесконтрольный прием медикаментов и наркотических веществ. Выраженная когнитивная дисфункция наблюдается при приеме психотомиметических отравляющих веществ, при злоупотреблении холинолитическими средствами. Угнетающее влияние на функционирование нервной системы оказывают барбитураты, обладающие амнестическим действием. Причина нарушения когнитивных способностей – использование высоких доз бензодиазепинов, антипсихотиков, нормотимиков.

        Нарушение высших психических функций часто определяется при нижеследующих состояниях:

      • ВИЧ энцефалопатии, определяемой у 15-20% больных СПИДом;
      • синдром кортико-стриоспинальной дегенерации, являющийся основным признаком прионной болезни;
      • панэнцефалиты – воспаление головного мозга, характеризующееся поражением белого и серого вещества;
      • болезнь Бейля – заболевание сифилитического происхождения;
      • рассеянный склероз – хроническая аутоиммунная патология;
      • прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия – демиелинизирующее инфекционное заболевание нервной системы, при котором происходит асимметричное поражение головного мозга, инициированное активацией вируса JC (полиомавируса человека 2).

      Ухудшение когнитивных способностей человек может быть результатом или отдаленным последствием травм черепной коробки. Нарушение высших психических функций определяется при доброкачественных или злокачественных новообразованиях головного мозга. Еще одна причина угнетения функционирования мозга – разнообразные ликвородинамические нарушения, обусловленные нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.

      Если причиной ухудшения высших психических функций выступают нарушения метаболизма, то при устранении провоцирующего фактора когнитивные способности человека восстанавливаются до нормального состояния. Однако при большинстве хронических сосудистых и прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга нарушения психических функций носят необратимый характер.

      Астенические расстройства: лечение патологического состояния

      Астенические расстройства включают в себя аномальные состояния, характеризующиеся выраженной и не устраняемой после отдыха психической слабостью, истощением нервной системы, физическим изнеможением. Астеническое состояние также описано в литературе под названиями неврастения, синдром хронической усталости, информационный невроз.

      Психогенная головная боль: предрасполагающие факторы

      Психалгия – вид цефалгии, при котором болевой синдром развивается при отсутствии объективных причин ввиду неимения истинных физиологических и неврологических дефектов. Фактически психалгия является фантомной головной болью (ГБ), при которой не задействованы периферические механизмы реализации болевых ощущений. Именно поэтому данный вид цефалгии также именуют мнимая или галлюцинаторная ГБ. Зарождение болевых атак при психалгии происходит в структурах […].

      Сосудистая головная боль

      Хроническая головная боль, головокружение, неприятный шум в ушах – подобные явления встречаются и у пожилых людей, и у лиц среднего, молодого, детского возраста. Зачастую современники не очень серьезно относятся к эпизодам цефалгии, списывая развитие болевого синдрома на переутомление или легкое недомогание. Между тем головная боль даже умеренной или слабой интенсивности может свидетельствовать о серьезных проблемах […].

      Виды, симптомы и методы лечения делирия

      Делирий – преходящее психическое расстройство, протекающее с разной степенью нарушения сознания.

      Соматоформные расстройства: проявления органных неврозов

      Соматоформные расстройства, также именуемые органные неврозы – собирательный термин, используемый для обозначения функциональных аномалий, для которых характерно преобладание соматических симптомов в сочетании с выраженными психоэмоциональными нарушениями.

      Невроз навязчивых состояний – психопатологический синдром, включающий в себя разнообразные анормальные состояния психогенной природы, проявляющий себя наличием у субъекта навязчивостей.

      Мигрень: клинические симптомы и лечение

      Мигрень, также известная под названием «гемикрания» – широко распространенное хроническое заболевание неврологического профиля. Подробнее

      Невроз навязчивых состояний: причины и лечение

      Невроз навязчивых состояний – психопатологический синдром, включающий в себя разнообразные анормальные состояния психогенной природы, проявляющий себя наличием у субъекта навязчивостей. Подробнее

      Головокружение: причины и методы лечения

      Головокружение может возникать по самым разнообразным причинам, соседствовать с абсолютно различными симптомами и быть признаком обширного ряда соматических болезней, неврологических дефектов, психических расстройств. Подробнее

      mozg.me