Раздражительность у детей 10 лет

Неврастения у детей или как бороться с патологией

Дети могут испытывать стрессы в садике или в школе, быть загружены в разнообразных кружках или постоянно испытывать психологический дискомфорт в семейном кругу. Длительное пребывание в стрессовой ситуации — это одна из основных причин, которая приводит к печальным последствиям, диагнозу — неврастения у детей.

Источники патологии

Неврастения — это расстройство психики, которое проявляется характерным психоэмоциональным состоянием. У ребенка повышается плаксивость, раздражительность, наблюдается снижение трудоспособности. К подобному состоянию могут привести множественные факторы.

Основными причинами неврастении являются следующие:

  • Патологии беременности. Такой фактор провоцирует врожденное заболевание у ребенка. Во время беременности на плод могут оказывать неблагоприятное воздействие различные инфекции, заболевания матери, ее эмоциональные стрессы, нерациональное питание или химические вещества.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Стрессы. К примеру, конфликты в школе или дома.
  • Слабый психический тип ребенка. Дети обычно замкнуты, испытывают чувство вины, часто беспочвенно переживают. Это приводит к возникновению неврастенического состояния.
  • Инфекции.
  • Неполноценное питание. Недоедание или строгое соблюдение диеты.
  • Болезни эндокринной системы.
  • Характерная симптоматика

    Зачастую неврастения у ребят диагностируется в младшем школьном возрасте или подростковом. Хотя может наблюдаться и у дошкольников.

    Патология младенцев

    Если состояние спровоцировано врожденным фактором, то ребенок с первого года жизни отличается ярким характерным поведением.

    На врожденную неврастению могут указывать:

  • Поведение. Такие малыши очень шумные и суетливые, подвижные. Их отличает повышенная требовательность и настойчивость к окружающим. Некоторые младенцы, напротив, малоподвижны, плаксивы и очень впечатлительны.
  • Нарушение сна. Ребенок часто просыпается по ночам с криком. Его отдых беспокоен, с многократными пробуждениями. Малыш очень рано отказывается от дневного сна.
  • Нарушения в отношении пищи. Даже незначительные раздражители, такие как прорезывание зубов, кишечные колики, могут вызывать утрату интереса к еде.
  • Неврастения у дошкольников

    В данном возрасте у ребенка к вышеназванным патологиям добавляются новые признаки:

  • вспыльчивость, капризность, повышенная возбудимость;
  • нарушение стула (отмечается склонность к запорам);
  • неконтролируемое мочеиспускание;
  • быстрое изменение настроения, эмоциональная нестабильность;
  • опережающее нервно-психическое развитие (ребенок схватывает все практически на лету);
  • нечеткое произношение определенных звуков при быстром разговоре.
  • Патология школьников

    Самыми яркими симптомами, характеризующими неврастению, являются следующие:

    • раздражительность;
    • высокая утомляемость во время умственной нагрузки;
    • невозможность сосредоточиться;
    • физическая слабость;
    • нарушенный сон, трудное засыпание, частое пробуждение ночью;
    • дискомфортные ощущения (боль в животе или коленях, покалывание в сердце – признаки, характеризующие повышенную тревожность);
    • скачки артериального давления;
    • головные боли;
    • повышение потоотделения (особенно стоп и ладоней);
    • учащение сердцебиения;
    • мелкая дрожь в пальцах и руках.
    • Формы патологии

      Неврастения у ребят может быть двух видов:

      1. Гиперстенический). Ребенок очень шумный, вспыльчивый, непоседливый. Такая форма характерна подросткам и младшим школьникам.
      2. Астенический. Ослабленный, пугливый, плаксивый малыш. Наблюдается зачастую у дошкольников.
      3. Возможные последствия

        У малыша, которому не оказана своевременная медицинская и психологическая помощь, нарушается социальная адаптация. Внутренний дискомфорт приводит к невозможности нормального общения и поддерживания обычных социальных связей.

        Кроме того снижение эмоционального фона способно привести к серьезной патологии — депрессии.

        Диагностирование состояния

        Поставить правильный диагноз может только невролог. При этом изначально исключаются недуги головного мозга и инфекционные заболевания.

        Основывается невролог на клиническом осмотре ребенка и его жалобах:

      4. врач в ходе беседы выявляет факторы раздражительности (конфликтные ситуации, внутренние переживания, раздражительность, слабость, ощущение чувства вины);
      5. производится неврологический осмотр (определяется наличие основных признаков, таких как потливость кожи, учащенное сердцебиение, пониженная температура);
      6. измеряется артериальное давление;
      7. общение с психологом (определяется уровень тревожности, выявляются беспокоящие темы);
      8. консультация психиатра (в случае необходимости).
      9. Лечение патологии

        Изначально необходимо избавить ребенка от конфликтных ситуаций. Для достижения необходимого эффекта возможно привлечение детского психотерапевта или психолога. Прекрасно помогает смена обстановки. Может быть, как переезд, так и отпуск. В новых условиях зачастую у малыша намного реже проявляются признаки неврастении.

        Немедикаментозные методы

        Рекомендованными мерами лечения становятся следующие:

      10. Полноценное питание. Ребенок должен употреблять много свежих фруктов, овощей и мяса.
      11. Физические нагрузки (умеренные). Полезно плаванье и прогулки на воздухе.
      12. Настои из лекарственных сборов, несущих успокаивающее воздействие. Эффективно применение травы пустырника, настоя корня валерианы, сушеницы болотной.
      13. Лечебные ванны. Помогают снять раздражение погружение в воду с отрубями или аиром. Полезны хвойные ванны.
      14. doktordetok.ru

        Родительская раздражительность

        В мире не существует родителей, которые не раздражались бы на своих детей, и в тоже время почти каждый родитель думает, что он по части раздражения — чемпион. Все остальные, по его представлениям, раздражаются значительно меньше, а возможно, и никогда.

        В современном обществе существует клишированное представление о том, что хороший родитель никогда не раздражается на своих детей. Подобные представления о раздражении могут сильно отравлять жизнь семьи и мешать процессам воспитания.

        Раздражение возникает обычно в те моменты, когда мама или папа простыми способами не справляются с ситуацией. Не справляются с особенностями поведения ребенка, бытовой ситуацией или какой-то обязанностью. Когда не хватает обычных способов влиять на ситуацию — таких, как дополнительная батарейка или пятая передача скорости, — включается раздражение. И так же, как многие думают, что другие родители раздражаться не склонны, я встречала очень мало людей, которые от раздражения получают много удовольствия.

        Анатомия раздражения

        Итак, по большей части для того, кто раздражается, раздражение является негативным состоянием. Постфактум раздражение вызывает большое чувство вины. Оно не только неприятно сейчас — оно оставляет неприятное послевкусие. Именно из-за частых вспышек раздражения многие родители, особенно мамы, считают, что они плохие, некомпетентные мамы.

        Что представляет собой раздражение для ребенка, особенно для дошкольника? Раздражение, которое выражается в повышении голоса, в крике, возможно, в шлепках, часто в угрозах, является для него проявлением не любви. Мама кричит, сердится, ругается — ребенок делает вывод, что она злая, что мама его не любит. Примерно так родительское раздражение дешифруется, считывается в голове у ребенка-дошкольника.

        Подростками родительское раздражение считывается иначе. У мамы скверный характер, мама все время кричит. Папа все время сердится. Для ребенка раздраженный родитель — это родитель не любящий, и только очень правильные слова способны эту вязку в детской голове разорвать.

        Интересен момент, когда детская позиция меняется на родительскую. Вот бывший ребенок, который еще хорошо помнит раздражение собственных родителей и свои обиды по поводу этого раздражения, который, вероятно, когда-то писал в дневнике: «Никогда, никогда я не буду кричать на своих детей, сердиться и разражаться, я это обещаю, я это сделаю!». И этот бывший ребенок становится сам родителем, и первый раз ему приходиться раздражаться, и наступает момент истины. Первое понимание того, из-за чего же родители казались такими сердитыми. Они сердились не потому, что злые или плохие. Они сильно уставали, не справлялись или были глобально не довольны жизнью.

        Понимание того, отчего сердились родители, от своего раздражения не избавляет. Часто в семьях раздражение работает по принципу аллергии. Сначала раздражение вызывает небольшое количество ситуаций, но если родитель позволяет себе испытывать это раздражение, то в круг раздражителей постепенно входит все большее число ситуаций, вариантов поведения для отношений.

        Все дело в том, что раздражение — это не то, что можно вылить, и у тебя его не будет внутри. Привычка к раздражению возникает, как к алкоголю или экрану. Ее можно сравнить с занятием фитнесом — чем больше мышцу качаешь, тем более она крепкая. Чем чаще родитель выражает раздражение, тем привычка изливать такого рода чувства становится сильнее. Нельзя выплеснуть раздражение и от него освободиться. Можно выплеснуть — и его прикормить.

        На детско-родительские отношения привычка выражать раздражение оказывает негативное влияние, более того, она ребенком копируется и спускается либо на ровесников, либо на братьев и сестер: ребенок привыкает раздражаться. Раздражаясь, родитель показывает модель эмоционального поведения. Когда что-то не получается — включи свое раздражение, надави им на ближнего, и все у тебя получится. Ребенок перенимает модель и добивается, чтоб ему включили мультик, дали желаемую игрушку, добавили ложку сахара в чай. Возникает эмоциональная привычка уже у следующего поколения. В здравом уме и твердой памяти никто не хочет своему ребенку пожелать раздражаться. Но не раздражаться невозможно.

        Что можно посоветовать родителям?

        Работаем с реакцией

        В первую очередь нужно признать, что раздражение у вас есть, вам как родителям случается раздражаться. Вы имеете эту привычку, хотя, может, она вам и не нравится.

        Как в программе анонимных алкоголиков, первый и самый главный шаг: нужно признать — зависимость существует. Признать проблему значит решить 15-20 процентов этой проблемы.

        Следующий шаг: нужно четко сформулировать, хотите или не хотите вы иметь эту привычку. Если вы раздражаетесь и чувствуете себя комфортно, нет повода для разговора. Если раздражение вам мешает и вы не хотите его иметь, нужно пытаться от него избавляться.

        По моей методике, если вы хотите работать с этой привычкой, нужно хорошо ее знать. Что следует знать о раздражении?

        Первое. В каких ситуациях это раздражение приходит к вам, что вызывает это раздражение к жизни, дает ему в руки ключи, чтобы войти внутрь. Понаблюдав две-три недели за собой и делая в блокнотик записи тех ситуаций, в которых это раздражение вспыхивает, почти любой человек будет точно знать те моменты, которые стандартно вызывают эту сильную реакцию. Это те самые нормативные конфликты, ямы и грабли, на которые мы наступаем два раза в день.

        Для того чтобы что-то сделать с ситуациями нормативных конфликтов, когда возникает раздражение, нужно хорошо его знать наперечет. Например, каждый вечер, когда мы пытаемся детям почистить зубы, они бегают, и это вызывает раздражение. Если мы знаем моменты, когда раздражение приходит, мы можем к этим моментам подготовиться. Можем сформировать свою предваряющую реакцию, которая не даст раздражению легко и беспрепятственно войти к нам.

        Следующим шагом будет наблюдать, как именно наше состояние меняется. Вы были спокойны, разговаривали человеческим голосом, но через минуту уже кричите, шипите, дергаете кого-нибудь за уши. Обычно этот момент является наиболее сложным. Понаблюдать за ситуацией, в которой возникает раздражение, доступно почти всем. Однако необходима некоторая методичность. Я настаиваю на том, чтобы записывать, без записи возникает каша.

        Моменты перехода из одного состояния в другое отметить сложно, потому что люди, которые склонны раздражаться, делают это очень быстро. Таких людей называют вспыльчивыми. Вспышка, моментальный переход в другое состояние — в этой ситуации важно понимать, как происходит процесс. Обычно либо в голове звучит какая-то фраза («Я больше не могу»), либо накрывает как волной. У некоторых людей предваряющим ощущением является какие-то физические симптомы. Учащение дыхания, сердцебиения, появление лимфопузрьков в голове, краснеют щеки. Кто-то начинает ходить, неаккуратно задевая предметы. Знание момента перехода — это очень важное знание при борьбе с раздражением.

        Если вам удалось пронаблюдать момент раздражения, то, как вы переходите из одного состояния в другое, следующий момент — попытаться три-пять секунд удержаться, в следующей текущей ситуации сбалансировать на грани. Потерпеть немного, задержать дыхание на небольшой срок. Если это получится, то возможность задержать приход раздражения может стать первым шагом в овладении своим эмоциональным поведением.

        Свое и чужое

        Чтобы избавиться от раздражения, необходимо понять историю его происхождения, прояснить, какую оно носит природу. Кто его выработал: мы сами или с похожим раздражением мы сталкивались в родительской семье? Источником передачи может служить кто-то из значимых для вас взрослых. Надо постараться вспомнить, кто так мог раздражаться, повышать голос — бабушка, отец, воспитатель в детском саду или учитель начальных классов? Мы все родом из детства, и мы все на уровне неосознаваемых воспоминаний запечатлеваем поведение родителей и значимых для нас людей и в сходных ситуациях склонны его копировать. Мама может не понимать, почему ее так раздражает разлитый по столу суп или плохо завязанные шнурки на ботинках. Невинные ситуации из разряда повседневности и вполне позволительные детям — но какие-то из них могут вызвать у нее бешеные вспышки раздражения.

        Если вы знаете за собой, что ваш эмоциональный ответ больше, чем вызывающий его повод, то это наверняка ситуация из детства: кто-то из близких взрослых был склонен раздражаться именно в таких ситуациях, вы запомнили это раздражение и теперь его воспроизводите. Тут нужно понять: ваше ли это раздражение — или вы бессознательно копируете чужое, усиливая раздражение бабушки, воспитательницы, соседки.

        Для некоторых людей понимание того, что раздражительность на самом деле не их природы, а работает наследственная эмоциональная передача, уже является достаточным аргументом. Они не хотят воспроизводить привычки какой-нибудь Марь Иванны в своей семье.

        Поколение сегодняшних родителей росло в детских садах и большее время проводило в обществе женщин, часто эмоционально невыдержанных. Мы часто носим в себе привычки не наших мам, а воспитателей и учителей начальных классов, а они, мягко говоря, могли быть людьми неуравновешенными. В школах, садах превышена стандартная норма управляемости, используются жесткие методы руководства, которые в семье не нужны.

        Если наше раздражение имеет детские корни, вспомните те ситуации, которые вам доступны. Выведите в сознательные воспоминания то, что лежит в копилочке вашего опыта. Вспомнить такой опыт может помочь просмотр детских фотографий, разговоры со старшими родственниками. Нужно актуализировать эти воспоминания, вывести их на поверхность, посмотреть, что там было, и сделать более управляемыми наши реакции.

        Раздражение может не иметь корней в детстве или — корешки неглубокие, их можно быстро повыдергать. Некоторые люди склоны раздражаться в ситуациях, связанных с определенным физическим состоянием. Для многих людей на возрастание раздражительности влияет уровень недосыпа, напряженность на работе или неудовлетворительность супружескими отношениями. Если вы знаете, что ваше раздражение имеет источник не в сфере воспитательной, нужно постараться сделать все, чтобы не опрокидывать на детей проблемы, которые к ним не относятся. В таких ситуациях — если есть родительская воля на то, чтобы что-то изменить, — нужно внимательно следить: ага, я не выспался, я как автомобиль на скользкой дороге, нужно больше внимательности, осторожности на поворотах. Нужно стать опытным водителем самого себя, зная ситуации, в которых вы ведете себя менее адекватно.

        Детям, которые подросли и хорошо говорят, можно словами объяснять: сейчас у меня квартальный отчет, мне на работе сложно, и поэтому я больше на вас сержусь. Мое состояние не говорит о том, я вас не люблю. Оно не связано с вами.

        Что говорить детям

        Раздражение вызывает чувство вины не только у родителей, оно может вызывать чувство вины у того, на кого оно направлено. Если мама на меня сердится, значит, я плохой. Я не достоин любви. Такие отношения могут привести к снижению самооценки у ребенка в дальнейшем. Мало кто из родителей хочет понижать самооценку своему ребенку. А работа с собственной раздражительностью может занять недели и месяцы. Так что пока эти инциденты раздражительности присутствуют в жизни, нужно говорить ребенку некоторые простые слова.

        Если вы знаете за собой, что вы раздражительный человек, ваши дети должны слышать слова: мама любит всегда; любит нас, даже когда сердится, даже когда на меня кричит. Она кричит, потому что у нее такой характер. Мама — эмоциональный человек. Она, когда кричит, желает мне добра.

        Эта та истина, до которой маленький ребенок не дойдет никогда. Мы только во взрослом возрасте, начав кричать на детей, поняли, что родители — люди не плохие. Не надо ждать столько лет. Ребенку можно простыми словами в нейтральное время, когда мама или папа спокойны, все объяснить. И им будет проще. Иногда дети, родители которых практикуют раздражительное поведение, себе говорят вслух как мантру: «Мама хорошая, она просто сердится. Мама любит меня, даже тогда когда кричит. Мама кричит, потому что не хочет, чтоб я стал разбойником».

        Ребенку сложно понять раздражение мамы. Ему надо говорить правильные слова себе вслух, чтобы не испугаться. Когда правильные слова сказаны, мамины эмоции уже не будут так разрушительно действовать на ваши отношения, накладывать негативный отпечаток.

        Бывает, ваше раздражение было совсем неадекватным и немотивированным — мы все живые люди, и нам свойственно ошибаться и об ошибках сожалеть. Если вы видите, что раздражение было совсем не воспитательным, что вам необходимо было выпустить пар, и вы его выпустили на ребенка — в такой ситуации не грех и извиниться. Другое дело — как часто вам приходится извиняться за собственные вспышки. Когда подобное происходит раз в неделю, раз в несколько недель — можно спокойно извиняться. Это не ударит по родительскому авторитету. Но если вам приходится извиняться по двенадцать раз на дню, это говорит о непоследовательности воспитательной позиции.

        Родительское раздражение может работать, как клапан у чайника. Туда уходит пар излишнего эмоционального напряжения. Если вам необходим выброс пара, важно, чтоб этот выброс не разрушал вашего ребенка, ваши отношения с ним. Не подрывал спокойствие, не нарушал эмоциональную атмосферу в семье. Если вы словами скажете о своей раздражительности не только ребенку, но и супругу и, возможно, кому-то из близких помощников, всем будет проще.

        Главное в этой ситуации — не разъедать себя чувством вины: «Я раздражаюсь, я плохой, из меня как из родителя ничего не получится». Не давать этой коррозии после действия раздражения себя разъедать.

        Родительство — род деятельности, в которой без ошибок не проживешь. Важно смотреть динамику. Если вы заметили свое раздражение — вы сделали половину дела. Если вы стали c ним работать, чтобы его устранить, прибавляйте 15 процентов. Сам факт, что вы говорите о себе как о раздражительном человеке и говорите с неудовольствием, свидетельствует о том, что вы начали что-то с ним делать, его от себя отделять. И тогда, возможно, в какой-то период времени вы его победите или станете хозяином положения.

        www.ourbaby.ru

        Раздражительность и эмоциональные вспышки у ребенка

        Когда ребенку около 2 лет, ограничения его растущей самостоятельности часто приводят к плачу и вспышкам отрицательных эмоций. Во время таких вспышек ребенок порой бросается на пол, кусается, дерется и даже задерживает дыхание, вплоть до потери сознания (см. Как себя вести при задержке дыхания). Родители иногда пребывают в полной растерянности, поскольку приступы могут провоцироваться самыми незначительными поводами, напри­мер просьбой надеть шапку перед выходом на улицу или предложением манной каши на ужин. Когда у ребенка случается эмо­циональная вспышка, вспомните, что это нормальная стадия развития и она не доказы­вает, что вы плохо воспитываете ребенка.

        Если эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, частые всплески отрицательных эмоций у ребенка школьного возраста уже заставляют задуматься. Если не сформированы навыки правильного поведения в обществе, у ребенка могут появляться вспышки жестокости и упрямства (см. Отклонения в поведении). Ребенок с таким типом поведения обычно с трудом уживается в коллективе.

        Повышение голоса, потеря самообладания и тем более физическое наказание не помогают и только ухудшают ситуацию. Когда у ребенка начинается эмоциональная вспышка, лучше всего постараться не реагировать на нее и отвести ребенка в его комнату — необходима передышка. Если эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет, педиатр, скорее всего, порекомендует консультацию детского психолога.

        Обратитесь к детскому врачу, если эмоциональные вспышки:

      15. сопровождаются задержкой дыхания, потерей сознания
      16. не проходят после 4 лет
      17. сопровождаются травмами, которые ребенок наносит себе или окружающим, или порчей вещей
      18. сопровождаются ночными кошмарами, отклонениями в поведении, энурезом, страхами и пр.
      19. Предотвратить частые эмоциональные вспышки, можно, если не допускать переутомления, перевозбуждения, ребенка, не давать ему невыполнимых обещаний. Ограничения должны быть разумными: эмоциональные вспышки чаще случаются, когда родители либо слишком строги, либо когда, наоборот, ребенку все сходит с рук.

        ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

        Ребенок дошкольного возраста отвечает на все «нет!»? Отказывается от любимых продуктов? Слушает вас и делает наоборот? Часто плачет без причин?

        Нормальная стадия развития, продолжается обычно от 1,5 до 4 лет

        При возможности разумного компромисса чаще позволяйте ребенку самому прини­мать решения. Не наказывайте его за эти вспышки — приступы со временем станут реже. У ребенка должны быть игрушки — во время игры он находит выход своим отрицательным эмоциям. Будьте готовы пошутить и мягко поговорить с ребенком, когда он успокоится

        Эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет? Ребенок не контролирует дефекацию в дневное время? Отстает в развитии от других детей?

        Отклонение в поведении

        Обратитесь за консультацией к педиатру. При необходимости он направит вас к другому специалисту

        Эмоциональные вспышки происходят в школе? Ребенок агрессивно ведет себя по отношению к учителям и сверстникам?

        Отклонение в поведении; трудности с учебой

        Поговорите с учителями, чтобы попытаться выявить, что именно раздражает ребенка. Обратитесь к педиатру: возможно, трудности с учебой связаны с нарушением слуха или зрения. Учите ребенка разрешать конфликт словами. Проанализируйте, какие примеры поведения он получает дома. Педиатр, вероятно, порекомендует консультацию детского психолога

        Как вести себя при эмоциональных вспышках

        Когда ребенок начинает «заводиться», иногда помогает попытка отвлечь его: «Давай посмотрим, что здесь нарисовано» или что-то в этом духе. Если тучи продолжают сгущаться, выйдите из комнаты или постарайтесь не замечать поведения ребенка. Лучше дать ему возможность выплеснуть эмоции, а после того, как он успокоится, приласкать его и вернуться к прерванному делу. Не боритесь с ребенком — если он лягается и кусается, объясните, что человек не должен так себя вести, будь то ребенок или взрослый. Если эмоциональная вспышка происходит вне дома, спокойно отведите ребенка в другую комнату или на улицу, чтобы присутствие посторонних не усугубляло положения. Хотя эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, не стоит провоцировать их, ставя перед ребенком невыполнимые задачи. При возможности позволяйте ему чаще принимать самостоятельные решения, но выбор не должен быть слишком сложным для ребенка. Например, предложите ему выбрать яблоко или банан, но не что-либо из целой корзины фруктов. Помимо прочего, вы должны настоять на том, что вопросы, касающиеся здоровья или безопасности (к примеру, время отхода ко сну или пристегивание ремней в машине), не подлежат обсуждению. Когда ребенок сделал выбор, дайте понять, что за свое решение он должен нести ответственность. Будьте последовательны, но не несгибаемы. Смягчите дисциплинарные ограничения шуткой и помните, что эмоциональные вспышки — это нормальная стадия развитая, они пройдут со временем. Более старшему ребенку, после того как он продемонстрирует характер, объясните, что добиваться права на самостоятельность следует другим способом. Покажите, что, хотя вы не одобряете такого поведения, вы любите ребенка. Побыв какое-то время в своей комнате, ребенок успокоится. Будьте беспристрастны — убедитесь, что ребенок, который внешне не агрессии не обижает братьев или сестер и не плутует. Если у ребенка школьного возраста эмоциональные вспышки по-прежнему продолжаются, если они не поддаются никакому контролю или вы не уверены в своем самообладании, обратитесь за советом к педиатру или детскому психологу.

        Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

        Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

        Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

        +7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46

        Уникальный комплексный подход: медицинское наблюдение; поддержка психологического и интеллектуального развития ребенка.
        Команда квалифицированных специалистов: врачей, психологов, педагогов.
        Единый целостный подход к сопровождению развития ребенка.
        Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
        Уютная, доброжелательная атмосфера.

        www.centr-rebenka.ru

        «Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный

        Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

        А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

        Признаки беды

        А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

        Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

      20. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
      21. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
      22. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
      23. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.
      24. Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

        Первопричины и источники раздражительности

        Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

        Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

        Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

        Формированием у малыша собственного «Я»

        Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

      25. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
      26. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
      27. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
      28. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.
      29. И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

        Отсутствием единой модели воспитания в семье

        Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

        В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

        Низким уровнем социализации

        Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

        Семейными конфликтами

        Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

        Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

        Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

        Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

        Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

        Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

        Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

      30. арт-терапия;
      31. телесное ориентирование;
      32. лечение сказками;
      33. и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.
      34. Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

        В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.

        Профилактика

        Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

        Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

      35. Станьте друзьями

    Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.

  • Ослабьте контроль
  • Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс
  • Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться
  • Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

    Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

    Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

    Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

    Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

    Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

    www.vse-pro-detey.ru