Развитие дыхания при заикании

Заикание. КАК правильно ДЫШАТЬ?!

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, в обучении и личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.

По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения и значение речи в жизни ребенка, что приводит к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, становясь более систематическими и все более мучительными.

Поэтому, как и вообще в медицине, при лечении заикания действует неукоснительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни. Тем более что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга и совсем еще «пластилиновой» психикой.

ЗАИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ

Человек не может точно соблюсти последовательность произнесения тех или иных звуков, пытается поправиться, запинается, начинает снова произносить слова и фразы — так возникает речь, известная нам как речь человека, страдающего заиканием. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая такую речь. Попытки говорящего преодолеть судорогу, как правило, приводят к усилению заикания.

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Большинство исследователей отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладает его невротическое «обрастание», т.е. страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению, что, в свою очередь, утяжеляет собственно речевые нарушения, образуя порочный круг.

Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Заиками не рождаются, навыки речи дети приобретают, а не наследуют. Голосовая деятельность у человека начинается с момента рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер крика ребенка. Через неделю после рождения ребенок должен реагировать на громкий звук или шум. К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с входящими в них некоторыми согласными. Спустя несколько месяцев он узнает голос мамы, через четыре месяца откликается на свое имя.

Если этого не происходит, следует обратиться к специалистам. До года особенно интенсивно развивается интонационная сторона речи в тесной взаимосвязи с эмоциями, жестами и мимикой и подготавливается звуковая база речи. На этой почве появляются первые слова, и в дальнейшем развитие речи обычно определяют по объему словаря ребенка.

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления.

Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи, использование в семье для общения двух языков. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Не всем детям легко дается обучение речи. Обучение пониманию и использованию речи — процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Многие дети в возрасте от двух до семи лет проходят через естественный период неплавной и неслитной речи. Обычно это проявляется в повторении или растяжении первых звуков во многих словах, целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий.

Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка. Но если повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.

Предполагается, что причиной возрастного нарушения плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшим окружением ребенка. Это типично для так называемых «занятых семей».

Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Некоторые дети «вырастают» из этого естественного периода, а некоторые в нем так и остаются.

Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи пугает ребенка.

Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих признаков, указывающих на начальную стадию заикания.

  • Частое повторение звуков и слогов.
  • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
  • Пролонгированные звуки.
  • Частое растягивание гласных.
  • Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.
  • Избегание слов, откладывание слов, ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

ОТКУДА У НАШЕЙ РЕЧИ «НОГИ» РАСТУТ?

Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и прежде всего корковых речевых зон. За плавность речи отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков.

• Моторный (двигательный) «центр Брока» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) регулирует голосовой аппарат (связки, мыщцы гортани, дыхательную мускулатуру) и управляет всем тем, что участвует в произношении («шевелит» языком, губами). «Область Брока», где формируется двигательная программа речевого высказывания, расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых приводит к так называемой моторной афазии (распаду речи из-за перевозбуждения двигательных центров речи).

• Сенсорный (чувствующий) «центр Вернике» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь, т.е. обратную связь «речь — слуховой анализ речи». «Область Вернике» расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой областью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия (речь «взахлеб»).

• « Ассоциативные » (объединяющие) центры, расположенные в нижней теменной доле, «анализируют» услышанное и «думают», что говорить дальше, осуществляя «планирование» речи. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга), когда страдает ассоциативный центр, речь человека становится бессмысленной.

Слитная и плавная речь — процесс непрерывный, круговой, чтобы он не прерывался, все три мозговых речевых центра должны работать слаженно и синхронно. Таким образом, говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать сказанное нами и подбирать новые слова, чтобы их произнести, мы должны с одинаковой скоростью.

Когда нарушается синхронность работы речевых центров — нарушается и наша речь: исчезает плавность, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц, т.е. появляются симптомы заикания.

ЕСЛИ Я ЗАИКАЮСЬ — НА ТО У МЕНЯ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ.

Заикание в значительной мере напоминает группу «модных», так называемых психосоматических заболеваний, для возникновения которых характерна необходимость сочетания наследственно обусловленной почвы, или, как говорят, слабого места, и чрезвычайных обстоятельств, которые испытывают это слабое место «на прочность». Так называемое невротическое заикание (логоневроз) возникает по самым разным причинам.

Как и все неврозы, заикание возникает в результате повышенных требований внешней среды к слабому месту.

Чаще всего заикание возникает в возрасте между тремя и пятью годами — в период, когда происходит активное развитие связной фразовой речи. С одной стороны, потому что механизмы и навыки речи у ребенка этого возраста еще не достигли автоматизма, а с другой стороны, речь уже является существенным элементом общения с миром — именно в силу этих обстоятельств речь и становится тем уязвимым местом, которое первым страдает при стрессовых ситуациях.

Следует отметить: хотя предрасположенность к заиканию может сохраняться очень долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или в стрессовой ситуации. Предрасполагающие причины ослабляют нервную систему ребенка, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, вирусные инфекции, истощающее заболевание, перенесенный наркоз, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, подражание, педагогическая запущенность).

К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные или длительно действующие психотравмирующие ситуации, например, вследствие испуга, шока (являющиеся, по сути, сильными нервными потрясениями, вызывающими «поломки» нервной системы), неправильные приемы воспитания, конфликтные отношения в семье, неблагоприятное речевое окружение.

Заикание может также появляться при задержке общего, в том числе и речевого развития (недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений) при выраженном поражении центральной нервной системы. А также при ускоренном развитии речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер («заикание развития»).

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения центральной нервной системы (например, сопутствующее заболевание при черепно-мозговой травме, эпилепсии, энцефалитах, детском церебральном параличе, прогрессировании гидроцефалии, т.е. водянке головного мозга), без связи с явной психотравмирующей ситуацией.

Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Оно, как правило, гораздо труднее поддается лечению. Его проявления зависят от основного заболевания.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ

Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или невропатологу. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий речевой режим: ограничить речевое общение с ним до минимума, вплоть до перехода на некоторое время на язык жестов и рисунков, превратив такое общение по возможности в увлекательную игру.

Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, шумные игры, занятия спортом, просмотр телепередач и тому подобное. В этот период необходимо проявить максимальное душевное тепло и ласку в отношениях с ребенком.

Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значения слов, а также искусственное подстегивание темпа речи создают условия для возникновения заикания.

Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком (а также в его присутствии) фонетически и грамматически правильную, спокойную, четкую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

Одно из последствий заикания — психическое и мышечное напряжение ребенка. Следует научить его предотвращать или снимать это напряжение, если оно уже возникло. Постарайтесь превратить занятия в игру, сделать их интересными.

БОРОТЬСЯ С ЗАИКАНИЕМ ИЛИ БОРОТЬСЯ ЗА ХОРОШУЮ РЕЧЬ?

С давних времен периодически возобновлялся поиск лекарственных средств, способных предотвратить заикание. Особые надежды возлагались на препараты, оказывающие влияние на нервную систему. Многолетний опыт показал, что большинство из них не оказывают желаемого действия на речь пациентов, хотя, бесспорно, они полезны в тех или иных случаях, в частности, при наличии признаков невроза.

Поскольку, согласно теоретическим представлениям, заикание является результатом судорог артикуляторных мышц, определенные надежды возлагались на противосудорожные препараты, но эти надежды в целом также себя не оправдали. Можно сказать, что применение тех или иных, в том числе противосудорожных, лекарств может быть полезно при оказании помощи отдельным заикающимся, но не в качестве самодостаточного лечения, а в сочетании с другими лечебными мероприятиями.

Поскольку заикание — это сложная проблема, то его лечением занимаются специалисты различных профилей в комплексе. Целый ряд разнообразных методик позволяет косвенно вмешиваться в «природную голосовую стихию». Синхронизировать скорость речевых мозговых центров можно с помощью логопедических приемов, невропатологических методов, общеукрепляющих процедур, медикаментозной поддержки, физио- и рефлексотерапии, обучения эффективной работе речевого аппарата.

Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания:

1. Врачи-психоневрологи назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2. Врачи-психотерапевты используют различные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.

3. Рефлексотерапевты, иглотерапевты, воздействуя на специальные биологически активные точки, снимают нервное напряжение. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с различными лекарствами).

4. Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.

5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.

6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, лечебную физкультуру.

Большинство современных специалистов при лечении заикания предпочитают достаточно длительный многоступенчатый подход с применением различных методов помощи.

Кроме уже перечисленных, существуют еще и дополнительные формы помощи заикающимся, к которым относятся лечебные ванны, рефлексотерапия, курортное лечение и т.д. По большей части такого рода лечебные средства оказывают симптоматическое действие на состояние мышечной, периферийной и центральной нервной систем. Курортное лечение в сочетании с психотерапией полезно после проведения комплексного логотерапевтического воздействия. Это способствует закреплению результатов лечения и социальной адаптации.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий: в первую очередь от его механизмов, сроков начала лечебного воздействия и полноты его применения, от возраста и т д. Можно считать, что чем моложе человек, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

Наиболее благоприятным является возраст 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В случае речевых расстройств, в частности, заикания, лечение в значительной мере заключается не в борьбе с теми или иными симптомами, а в формировании навыков правильной речи и правильного речевого поведения. При этом следует помнить, что чем дольше ребенок заикался до обращения за помощью, тем более прочный навык неправильной речи приобрел. Значит, и формирование нового навыка потребует весьма значительных усилий.

Не зря существует поговорка: «Ломать, не строить». Чтобы новая плавная речь приобрела устойчивость, требуется максимум внимания, усилий, времени, спокойствия и режим наибольшего благоприятствования для этой новой речи. Можно сравнить ее с новорожденным ребенком. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным, мы должны окружить его вниманием и заботой. И постепенно непривычное сделать привычным.

Но мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого заикающегося человека.

И только тогда, когда новый речедвигательный навык автоматизирован и уже находится на уровне подсознания, а отношения с окружающими нормализованы, закрепляется новое нормальное устойчивое отношение к стрессовым воздействиям и происходит действительный отрыв от заикания.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.

Говорят на выдохе короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она – самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр голоса некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не просить в магазине показать -ему ту или иную вещь.

Какой же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Но как?

Первое: научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всего этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. Из комплекса советую взять два наших упражнения: » Насос » и » Обними плечи » – и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после нее (желательно делать и другие упражнения комплекса).

«Восьмерки» (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до 8. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

m.baby.ru

Заикание: победа «на одном дыхании»

Продолжение. Начало в N 22, 23, 24 за 2005 год, N 1, 2, 3, 4 за 2006 год. Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. О том, как бороться с дыхательным дискомфортом рассказывает директор НИЦ биокибернетики Алексей БЛУДОВ.

Продолжение. Начало в N 22, 23, 24 за 2005 год, N 1, 2, 3, 4 за 2006 год

Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. О том, как бороться с дыхательным дискомфортом рассказывает директор НИЦ биокибернетики Алексей БЛУДОВ.

СЧИТАЕТСЯ, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненноважных параметров организма, а с другой — поддается эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Почему природа позволила сознанию вмешиваться в постоянство внутренней среды организма? Она сделала это послабление только ради дара речи! Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Легкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого органа. При правильном резонансном речеобразовании, как и при правильном пении потеря воздуха в единицу времени минимальная. Для обеспечения речи двигательные речевые центры перехватывают управление дыханием. А если имеется гипертонус этих центров, естественно, начинает расстраиваться и дыхание.

Оно аналогично морскому прибою. Неудивительно, что слово бриз (breath) в английском языке является однокоренным со словом дыхание. Если волны от речевого центра идут не ритмично, нарушается ритм речи. Если встречают препятствие — нарушается громкость и плавность речи. Если наталкиваются одна на другую, начинается вегетативная буря: спазм дыхательной мускулатуры, ступор, чувство раздражения и т.п.

Как научиться контролю

В целом, методики постановки дыхания можно разделить на две большие группы: группа методик волевой настройки дыхания и методики автоматической настройки дыхания.

К первой группе можно отнести парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая кроме всего прочего, применяется для лечения заикания; системы дыхательной гимнастики йогов. Также используют дыхательные упражнения, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха. Обычно дыхательные упражнения сначала проводятся без речи.

Мы в нашем центре практикуем автоматическую настройку дыхания. В этом случае тренирующийся не должен следить за продолжительностью вдоха и выдоха, глубиной дыхания. Пациент говорит в микрофон, а программа BreathMaker увеличивает продолжительность гласных в два-три раза. Тем самым мы автоматически добиваемся увеличения продолжительности выдоха в процессе речи (гласные образуются только на выдохе) и правильного соотношения выдох-вдох. Автоматическая настройка дыхания особенно важна для детей. Да и для взрослых гораздо проще не постоянно следить за дыханием, а переключить внимание на другие вещи.

Случай из практики

К нам в центр обратились родители третьеклассника Максима К. У мальчика был логоневроз средней степени тяжести. Проблемы возникли в 6 лет. При обследовании выявлено, что у Максима ведущий глаз — левый, а ведущая рука — правая. Наблюдается дискординация в работе правого и левого полушарий мозга. Речь быстрая, прерывается дополнительными вдохами внутри слова. Постановка речевого дыхания проводилась логопедом, но вследствие неусидчивости ребенка результаты были минимальные. На пробном занятии в нашем центре у мальчика уже через 7 минут автоматически установилось правильное речевое дыхание. «Секрет» в том, что программа устроена так, что она не позволяет говорить и дышать неправильно. Было решено продолжить занятия, которые в конечном итоге помогли Максиму решить речевую проблему.

Когда сознательный контроль дыхания минимальный или вовсе отсутствует, мы рекомендуем именно тренинги автоматической постановки правильного дыхания (никоим образом не умоляя другие методы). Эта рекомендация распространяется также на взрослых.

www.aif.ru

Развитие дыхания при заикании

Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Вопросами коррекции заикания занимались многие специалисты (Р.М. Боскис, Н.А. Власова, Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, А.И. Богомолова, А.Г. Шембель, С.С. Ляпидевский и др.). И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская в своих работах большое внимание уделяли вопросам развития речевого дыхания [33, 35].

В своей монографии Селиверстов В.И. отметил, что еще Демосфен, у которого было заикание, в речевых упражнениях большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой целью максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы. Чтобы развить силу и координацию мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие камешки [28, с. 183].

Различные занятия по развитию речевого дыхания с детьми с заиканием, по мнению В.И. Селиверстова, основываются на основных дидактических принципах, адаптированных к детям с речевым нарушением: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности. Групповые, коллективные занятия с заикающимися детьми оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого ребенка с заиканием перед началом и в процессе работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Дидактический принцип систематичности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми. Реализация этого дидактического принципа, согласно которому освоение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и последовательность занятий обеспечивает прочность воспитываемых навыков правильной речи, дыхания у детей с заиканием. В логопедической работе по развитию речевого дыхания с данным речевым нарушением реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно из ведущих мест. Без сознательного и, тем более, активного участия заикающегося ребенка в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких-либо положительных результатах логопедической работы. За редким исключением, дети с заиканием уже с дошкольного возраста осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность. Поэтому цель занятий состоит не только в преодолении самого нарушения дыхания и его проявлений, но и в коррекции связанных с ним особенностей поведения и личности самого ребенка, в необходимости перестройки его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. На занятиях по коррекции речевого дыхания с детьми с заиканием необходимо использовать разнообразные наглядные пособия и технические средства обучения. Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, приобретаемые заикающимися детьми на занятиях, были прочными и обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Не менее существенным принципом является мотивированность обучения. Каждый ребенок должен понимать необходимость занятий. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений дыхания в будущем. Мотивация обучения позволяет последовательно и систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько сложными, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу [21, 28, 31].

Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.

При обследовании речи детей с заиканием, как указывал В.И. Селиверстов, необходимо обращать внимание на место, форму и частоту речевых судорог, на сохранные речевые возможности ребенка, на сопутствующие речевые и двигательные нарушения, на отношение ребенка к своему речевому дефекту и наличие психологических особенностей. Это необходимо для определения объема и направленности последующих речевых занятий по коррекции заикания и в частности, речевого дыхания. Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. В зависимости от полученных результатов этого обследования выбирается преимущественная направленность отдельных речевых упражнений. Так, например, при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые упражнения с гласными звуками, с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи) [28, с. 85].

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются [13, 36]:

1) формирование навыков правильного речевого дыхания;

2) укрепление мышц лица и грудной клетки;

3) улучшение функции внешнего (носового) дыхания;

4) развитие фонационного (озвученного) выдоха;

5) выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

6) тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;

7) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

8) повышение умственной работоспособности детей;

9) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

10) закрепление лексических тем и грамматических категорий;

11) стимуляция интереса к занятиям.

Эффективность логопедической работы достигается благодаря этапности, системности и концентричности в подаче материала. Работа по развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста с заиканием должна проводиться в игровой форме, т.к. игра является для дошкольников основным видом деятельности. При выборе упражнений для реализации конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные, чем те, которые может выполнить дошкольник, но не настолько сложные, чем те, которые он и не пытается повторить (принцип развивающего обучения). Упражнения по развитию дыхания, органов артикуляции, формированию навыков голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса логопедических занятий [37, 38].

Основой для речевого дыхания является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через слегка приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Важно приучать детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе. Движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота [33, 39].

Диафрагмальное дыхание самое правильное и самое полезное, по сути, постоянно тренирует важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.) [13, 40].

В логопедической работе над речевым дыханием у детей используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика — создавалась как способ восстановления певческого голоса (А.Н. Стрельникова была оперной певицей). Стрельниковская гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем, в том числе и в коррекции речевого дыхания при заикании [8, 41].

При формировании сильного плавного ротового выдоха необходимо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания [42].

Дыхание, голосообразование и артикуляция, как считали И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, — это единые взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции необходимо проводить одновременно. Задания следует усложнять постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, слогах, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т.д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза у ребенка была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется. Задания выполняются по 3-5 раз с паузами [33].

При проведении игр, направленных на развитие речевого дыхания, необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями [39].

В результате проведенного нами исследования логопедическую работу по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием необходимо проводит в 3-х направлениях:

1) выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха;

2) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и разнообразного наглядного материала;

3) обучение рациональному, экономному ротовому выдоху в процессе произнесения звуков, слогов, слов, фраз (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков и голосообразованием).

Таким образом, работа по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием направлена на развитие объема легких, формирование диафрагмального типа дыхания, короткого вдоха и плавного, длительного выдоха, одновременно уделяя большое внимание правильному развитию артикуляторного аппарата, что является основой для звучного голоса.

studbooks.net